Решение по делу № 2-39/2018 от 17.11.2017

дело № 2-39/2018

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

18 мая 2018 года село Архангельское

Кармаскалинский межрайонный суд Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи: Биктагирова Р.Р.,

при секретаре Горбачевой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Ерохиной ФИО17 к Администрации муниципального района Архангельский район Республики Башкортостан, Администрации сельского поселения Ирныкшинский сельсовет муниципального района Архангельский район Республики Башкортостан об обязании устранить нарушение выразившееся в невозможности использовать земельный участок по целевому назначению, обязать осуществить мелиоративные работы по осушению, отведению поверхностных и талых вод от земельного участка в соответствии с требованиями строительных норм и правил,

У С Т А Н О В И Л:

Ерохина Е.А. обратилась в суд с иском, уточненным в ходе судебного разбирательства, в котором просит обязать устранить нарушения ее прав выразившиеся в невозможности использовать по целевому назначению принадлежащий ей земельный участок с кадастровым номером . Обязать солидарно Администрацию муниципального района Архангельский район Республики Башкортостан и Администрацию сельского поселения Ирныкшинский сельсовет муниципального района Архангельский район Республики Башкортостан в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу осуществить инженерную защиту участка с кадастровым номером от затопления и подтопления в соответствии с требованиями СП 104.13330.2011 "СНиП 2.06.15-85 "Инженерная защита территории от затопления и подтопления".

В обоснование заявленных требований указано, что ДД.ММ.ГГГГ истцом по договору купли - продажи был приобретен земельный участок с кадастровым номером , категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для строительства индивидуального жилого дома, общей площадью 1436 кв.м. Фактически ДД.ММ.ГГГГ после того как истцом была скошена трава на данном участке и выставлены границы участка в натуре, она поняла, что данный участок не пригоден для индивидуального жилищного строительства, так как около 70% данного участка затоплены водой и на них образовался не большой водоем. Фактически на участке и прилегающих участках согласно опроса местных жителей существует болото более 30 лет, при выделении земли фактически Администрация не могла не знать о данном факте, а так как при выделении земли под различные цели должна проводится экспертиза ее пригодности была просто обязана установить данный факт. Истец претензиями от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ вызывал Администрацию муниципального района Архангельский район, ДД.ММ.ГГГГ Администрацию Ирныкшинского сельсовета с целью уведомления и предъявления факта невозможности использования участка ИЖС по целевому использованию в натуре, однако администрация от явки устранилась о чем истцом составлены соответствующие акты, ответчик отправил ответ на претензию один раз формального содержания, привести участок в состояние пригодное для целевого использования отказался. Истец указал, что в настоящий момент несет значительные убытки следующего характера: оплачивает земельный налог за земельный участок которым не может пользоваться; оплачивает неустойку организации которую нанял для строительства жилого дома, так как не может согласно действующего законодательства предоставить место под строительство в рамках заключенного договора.

Истец уточнил исковые требования, просил обязать Администрацию муниципального района Архангельский район, Администрацию сельского поселения Ирныкшинский сельсовет муниципального района Архангельский район РБ в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу осуществить инженерную защиту участка с кадастровым номером от затопления и подтопления в соответствии с требованиями СП 104.13330.2011 СНиП 2.06.15-85 «Инженерная защита территории от затопления и подтопления».

К мировому соглашению ни одна из сторон в зале судебного заседания не пришла.

Истица Ерохина Е.А. о дате и времени судебного заседания извещена надлежащим образом, в суд не явилась, просила рассмотреть дело без ее участия.

В судебном заседании представитель истца Пономарев А.В. (доверенность в деле) на уточненных требованиях настаивал, просил удовлетворить.

Представитель ответчика Администрации муниципального района Архангельский район РБ Жаворонков В.В. в судебном заседании иск не признал, считая, что согласно п. 3 ст. 37 ЗК РФ устанавливает право покупателя земельного участка истца потребовать уменьшения покупной цены земельного участка либо расторжения договора купли-продажи земельного участка с продавцом-третьим лицом Сапожниковой Л.И., а также ссылается на то, что приведение земельных участков в пригодное для использования состояние осуществляется виновным лицом или за его счет добровольно, т.е. в данном случае ответчиком по делу должен выступать продавец указанного земельного участка. В удовлетворении исковых требований просит отказать в полном объеме.

Ответчик глава администрации сельского поселения Ирныкшинский сельсовет муниципального района Архангельский район РБ Сарычев А.И., представитель ответчика Вдовин А.В. исковые требования не признали, ответчик Сарычев А.И. дополнил, что Администрация не создает препятствий в использовании земельного участка по целевому назначению, просят в иске отказать.

Третье лицо Сапожникова Л.И., ее представитель Секретарев А.В. в судебное заседание не явились, о дате и времени судебного заседания извещены надлежащим образом.

Представитель третьего лица Сапожниковой Л.И. - Секретарев А.В. в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ представил отзыв и пояснил, что его доверителем Сапожниковой Л.И. был приобретен участок с кадастровым номером , категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для строительства индивидуального жилого дома, общей площадью <данные изъяты>., на момент приобретения в ДД.ММ.ГГГГ году фактически был не пригоден к использованию, а также скорее всего и на момент его формирования для передачи в аренду с кадастровым номером Администрацией сельского поселения Ирныкшинский сельсовет муниципального района Архангельский район РБ.

Третье лицо Литвинюк Д.И. в судебное заседание не явился, о дате и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, ранее в судебном заседании пояснил, что владел данным участком на праве аренды, в дальнейшем выкупил участок в 2015 году, в момент приобретения данного участка затопления и подтопления последнего не было.

Представитель третьего лица ГУП «Башагропромпроект» в судебное заседание не явился, был извещен в срок и надлежащим образом, в своем заявлении просил суд рассмотреть дело в их отсутствие. Ранее представитель Шаяхметов Р.Т. в судебном заседании указал, что ГУП - институт «Башагропромпроект» выполнил разработку документа территориального планирования, генеральный план и Правила землепользования и застройки сельского поселения Ирныкшинский сельсовет муниципального района Архангельский район Республики Башкортостан, а место где находится земельный участок истца расположено в другом квартале в зоне существующей застройки и генеральным планом не рассматривалось на предмет размещения участков под индивидуальное жилищное строительство.

На основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав лиц, участвующих в судебном заседании, исследовав материалы дела, а также заключение эксперта , технический отчет, правила землепользования и застройки населенных пунктов, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц.

Как следует из материалов дела, Ерохина Е.А. является собственником земельного участка с кадастровым номером , категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для строительства индивидуального жилого дома, общей площадью <данные изъяты>. расположенного по адресу: <адрес>

Судом установлено, что в момент обращения истца за восстановлением нарушенных прав в суд земельный участок с кадастровым номером частично затоплен, затопление и подтопление участка происходит ежегодно во время весеннего паводка, истцом приложены фотоотчеты.

Допрошенный в судебном заседании свидетель ФИО19., пояснил суду, что занимается около 8 лет ловом рыбы рядом с земельным участком истца и земельные участки которые находятся рядом с земельным участком истца и сам участок постоянно подтоплены, на данных участках бьют ключи, местность заболочена.

Допрошенный в судебном заседании свидетель ФИО20. пояснил, что является собственником земельного участка в <адрес>, около 60 лет и в данный момент на участке истца находится озеро и болото, каждый год его затапливает.

Допрошенный в судебном заседании свидетель ФИО10 пояснила суду, что работает продавцом в магазине который расположен в <адрес>, на протяжении 4 лет ходит на работу каждый день мимо участка истца, утверждает, что при паводке затапливает участки, летом на участках стоит вода, строения на участках находятся в воде.

Для выяснения возможности использовать земельный участок истца по целевому назначению, определения времени возникновения затопления и подтопления территории населенного пункта <адрес> на которой находится данный участок, судом назначена судебная инженерно – гидрометеорологическая экспертиза, проведение которой было поручено экспертам ООО «Корпорация экспертов «ТЭФ».

Согласно заключению экспертизы от ДД.ММ.ГГГГ, по результатам гидрологических изысканий экспертом сделаны следующие выводы: Участок с кадастровым номером по его целевому назначению: ИЖС (строительства жилого дома в любой части данного участка) на момент проведения экспертизы, использовать невозможно.

Отмечено подтопление участка: лед под снегом и камышовые заросли в глубине участка и справа, относительно дороги, что указывает на заболачиваемость местности. Данный участок находился в таком состоянии до момента его постановки на кадастровый учет и (или) передачу (2015 год);

В дальнейшем рассматриваемый земельный участок также будет подвергаться к затоплению, ориентировочная вероятность затопления составляет в интервале 80-90% обеспеченности.

Исследуя представленное заключение, суд находит его объективным и аргументированным, заключение дано квалифицированным специалистом, имеющим достаточный стаж работы в данной области и соответствующую квалификацию, выводы сделаны на основании профессиональных знаний, заключение содержит подробные ответы на поставленные судом вопросы, за дачу заведомо ложного заключения эксперт предупрежден об уголовной ответственности, оснований не доверять заключению эксперта у суда не имеется.

Как установлено судом и не оспаривалось стороной ответчика, между ответчиком Администрацией муниципального района Архангельский район Республики Башкортостан и третьим лицом Литвинюком Д.И. был заключен договор аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, а в последующем договор купли продажи от ДД.ММ.ГГГГ земельного участка с кадастровым номером .

ДД.ММ.ГГГГ по договору купли продажи данный участок был продан Литвинюком Д.И. третьему лицу Сапожниковой Л.И.

ДД.ММ.ГГГГ уже Сапожникова Л.И. заключила договор купли - продажи с истцом Ерохиной Е.А., в дальнейшем истец неоднократно обращалась в органы местного самоуправления с заявлениями, просила принять меры к устранению затопления ее земельного участка и близлежащей территории, о чем истцом составлены соответствующие акты обследования, направлены письма. (л.д. 11-14, 16, 17, 33, 34, 37, 38).

Однако, ситуация, связанная со систематическими затоплением и подтоплением земельного участка, до настоящего времени не решена. При весеннем половодье, из-за отсутствия инженерной защиты от затопления и подтопления территории происходит подтопление земельного участка истца.

Судом установлено, что ответчиками не принимаются предусмотренные законом меры в целях организации инженерно защиты от затопления и подтопления территорий поверхностными и талыми водами, что влечет нарушение гарантированных в статье 42 Конституцией Российской Федерации прав и законных интересов граждан на благоприятные и безопасные условия проживания, в том числе в случае возникновения чрезвычайной ситуации.

В соответствии со ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.

Согласно ст. ст. 11, 12 Гражданского кодекса Российской Федерации судебной защите подлежат нарушенные или оспоренные гражданские права в случаях, предусмотренных законом. В качестве способов защиты гражданских прав предусмотрено восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; присуждение к исполнению обязанности в натуре.

Исходя из ст. 304 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.

Согласно разъяснениям, данным судам в п. 45 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", в силу статей 304, 305 Гражданского кодекса РФ иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению в случае, если истец докажет, что он является собственником или лицом, владеющим имуществом по основанию, предусмотренному законом или договором, и что действиями ответчика, не связанными с лишением владения, нарушается его право собственности или законное владение. Такой иск подлежит удовлетворению и в том случае, когда истец докажет, что имеется реальная угроза нарушения его права собственности или законного владения со стороны ответчика.

Статьей 42 Земельного кодекса РФ установлено, что собственники земельных участков обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами.

Разрешенное использование земельных участков может быть следующих видов: основные виды разрешенного использования; условно разрешенные виды использования; вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними (часть 1 статьи 37 Градостроительного кодекса). Условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства допускается на основании разрешения (часть 6 статьи 37 Градостроительного кодекса), выдаваемого в порядке, предусмотренном статьей 39 этого Кодекса.

Виды разрешенного использования земельных участков устанавливаются применительно к каждой территориальной зоне (часть 2 статьи 37 Градостроительного кодекса).

Приведенные правовые нормы обязывают использовать по целевому назначению весь земельный участок. При этом отсутствуют исключения в виде возможности использования части земельного участка не по целевому назначению (не в соответствии с разрешенным использованием).

Согласно ч. 2 ст. 7 Земельного кодекса РФ, земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования. Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.

Согласно положений ст. 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.

Невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению влечет административную ответственность по ч.2 ст. 8.8 КоАП РФ.

Согласно пунктам 1, 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на категории и используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Зонирование территорий регламентируется Градостроительным кодексом Российской Федерации и осуществляется в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов.

В соответствии с пунктом 7 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации территориальными зонами признаются зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.

Согласно положениям статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации утверждение правил землепользования и застройки относится к полномочиям органов местного самоуправления.

Правила землепользования и застройки включают в себя: порядок их применения и внесения изменений в указанные правила; карту градостроительного зонирования; градостроительные регламенты (часть 2 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

В силу пункта 2 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).

Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, сооружений.

Согласно положениям пунктов 1, 2 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства: основные, условно разрешенные и вспомогательные.

При этом основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования (п.4 ст. 37 Кодекса).

Предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 39 настоящего Кодекса (п.6 ст. 37 Кодекса).

В силу ст. 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации физическое или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства (далее - разрешение на условно разрешенный вид использования), направляет заявление о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования в комиссию.

Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования. Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.

Из приведенных выше положений следует, что целевое назначение предоставляемых субъектам земельных участков определяется в процессе предоставления их в собственность или пользование и фиксируется в правоустанавливающих документах, которым в данном случае является свидетельство о государственной регистрации права. Предоставленный субъекту земельный участок может быть используем им только в соответствии с установленным назначением. Так как участок истца находится в водоохранной и частично в прибрежной защитной полосе на него наложено дополнительное ограничение хозяйственной и иной деятельности.

Статьей 65 Водного кодекса Российской Федерации установлено, что водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.
В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности (ч. 2 ст. 65 ВК РФ).

Согласно п.4 ч. 15 ст. 65 65 Водного кодекса Российской Федерации в границах водоохранных зон запрещается движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие.

В соответствии с ч. 3 ст. 67 65 Водного кодекса Российской Федерации границы территорий, подверженных затоплению и подтоплению, и режим осуществления хозяйственной и иной деятельности на этих территориях в зависимости от частоты их затопления и подтопления устанавливаются в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности.

Исходя из ч. 1 ст. 34 и ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) обладает собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. К одним из таких вопросов относится вопрос организации инженерной защиты территории от затопления и подтопления в границах сельского поселения, в целях решения которого администрация района обладает соответствующими полномочиями, предусмотренными Федеральным законом "О водоснабжении и водоотведении", в том числе полномочиями на принятие мер по организации инженерной защиты от затопления и подтопления в случае невозможности исполнения данного закона органами местного самоуправления сельского поселения.

Согласно пунктам 2, 9, 23 и 28 статьи 2 Федерального закона от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» под водоотведением понимается прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения. Централизованная система водоотведения (канализации) - это комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоотведения. Также канализационная сеть - это комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки сточных вод. Под сточными водами централизованной системы водоотведения понимаются принимаемые от абонентов в централизованные системы водоотведения воды, а также дождевые, талые, инфильтрационные, поливомоечные, дренажные воды, если централизованная система водоотведения предназначена для приема таких вод.
Вопросы местного значения - это вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно, а органы местного самоуправления - это избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения (часть 1 статьи 2 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").

Согласно п.п. 2,5 ст. 68 Правил землепользования и застройки сельского поселения Ирныкшинский сельсовет муниципального района Архангельский район Республики Башкортостан «Об ограничения на пойменных территориях» размещение новых населенных пунктов и строительство объектов капитального строительства без проведения специальных защитных мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод в границах зон затопления, подтопления запрещаются, а также собственник водного объекта обязан осуществлять меры по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий. Меры по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, осуществляются исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления в пределах их полномочий.

Федеральным законом от 06.10.2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация в границах муниципального района электро - тепло, газо - и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации отнесена к вопросам местного значения сельского поселения.

Нормой ст. 13 Земельного кодекса РФ закреплено, что охрана земель представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса. В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия, в том числе по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.

Администрация муниципального района Архангельский район РБ и Администрация сельского поселения Ирныкшинский сельсовет муниципального района Архангельский район РБ являются исполнительно-распорядительными органами, наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления данных образований.

Пунктом 16 статьи 4 «Устава муниципального образования Архангельский» к полномочиям администрации муниципального района Архангельский Республики Башкортостан относится утверждение схем территориального планирования муниципального района, утверждение подготовленной на основе схемы территориального планирования муниципального района документации по планировке территории, п.1 ст. 7 Органы местного самоуправления вправе организовывать и осуществлять муниципальный контроль по вопросам, предусмотренным федеральными законами.

Таким образом, на Администрации муниципального района Архангельский РБ и администрации сельского поселения Ирныкшинский сельсовет муниципального района Архангельский район РБ лежит обязанность устранить препятствия, вызывающие затопление и подтопление территории на которой находится земельный участок истца.

Кроме того, к вопросам местного значения относятся участие в предупреждении чрезвычайных ситуаций в границах муниципального района, сельского поселения а также организация и осуществление мероприятий по защите населения и территории муниципального района, сельского поселения от чрезвычайных ситуаций природного характера (п. 7 и п. 21 ч. 1 ст. 15 Федерального закона № 131-ФЗ, п. 8 и п. 23 ч. 1 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ).

Согласно ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Между тем, пунктом 12 статьи 2 Федерального закона от 30.12.2009 года № 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" к опасным природным процессам и явлениям, оказывающим негативные или разрушительные воздействия на здания и сооружения, отнесено в том числе, подтопление территории.

В силу п. 2 ст. 2, п. 1 ст. 12 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» органы местного самоуправления обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств. При планировке и застройке городских и сельских поселений должно предусматриваться создание благоприятных условий для жизни и здоровья населения путем комплексного благоустройства городских и сельских поселений и реализации иных мер по предупреждению и устранению вредного воздействия на человека факторов среды обитания.

«Строительные нормы и правила 2.06.15-85 «Инженерная защита территории от затопления и подтопления», с момента введения в действие которого вышеназванные строительные нормы и правила признаны не подлежащими применению. В данном своде правил приведены положения, схожие с вышеназванными положениями (пункты 4.1, 4.1.1, 4.8 и 4.9 этого свода правил).

Строительными нормами и правилами 2.06.15-85 «Инженерная защита территории от затопления и подтопления», утвержденными постановлением Госстроя СССР от 19.09.1985 года № 154 и зарегистрированными Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии 19.07.2011 года в качестве свода правил 104.13330.2011, было предусмотрено, что при проектировании инженерной защиты территории от затопления и подтопления надлежит разрабатывать комплекс мероприятий, обеспечивающих предотвращение затопления и подтопления территорий, в зависимости от требований их функционального использования и охраны природной среды или устранения отрицательных воздействий затопления и подтопления. В качестве основных средств инженерной защиты следует предусматривать сооружения по регулированию и отводу поверхностного стока, дренажные системы и отдельные дренажи и другие защитные сооружения. Инженерная защита территории от затопления и подтопления должна быть направлена на предотвращение или уменьшение народнохозяйственного, социального и экологического ущерба, который определяется снижением количества и качества продукции различных отраслей народного хозяйства, ухудшением гигиенических и медико-санитарных условий жизни населения, затратами на восстановление надежности объектов на затапливаемых и подтопленных территориях (пункты 1.1, 1.2 и 1.9 указанных строительных норм и правил).

Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 16.12.2016 года № 964-пр утвержден свод правил 104.13330 Сводом правил 104.13330 «Строительные нормы и правила 2.06.15-85 «Инженерная защита территории от затопления и подтопления» подтопление определено, как комплексный гидрогеологический и инженерно-геологический процесс, при котором в результате изменения водного режима и баланса территории происходит повышение уровня подземных вод и/или влажности грунтов, приводящих к нарушению хозяйственной деятельности на данной территории, изменению физических и физико-химических свойств подземных вод и грунтов, видового состава, структуры и продуктивности растительного покрова, трансформации мест обитания животных. Этим же документом инженерная защита территорий, зданий и сооружений определена, как комплекс сооружений и мероприятий, направленных на предупреждение отрицательного воздействия опасных геологических, экологических и других процессов на территорию, здания и сооружения, а также защиту от их последствий.

Исходя из приведенных выше норм следует, что организация инженерной защиты территории от затопления и подтопления, обеспечивающих предотвращение подтопления территории, является вопросом непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального района, поселения, решение которого осуществляется органами местного самоуправления в пределах своих полномочий.

В соответствии с абз. 8 ст. 12 Гражданского кодекса РФ одним из способов защиты нарушенного права является присуждения к исполнению обязанности в натуре. Указанный способ защиты нарушенного права подлежит применению в том случае, когда должник обязан выполнить действия, которые он должен совершить в силу имеющегося обязательства. При этом ответчик на момент предъявления соответствующего требования должен иметь реальную возможность для его исполнения.

Согласно абз. 3 ст. 12 Гражданского кодекса РФ защита гражданских прав осуществляется также путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Подпунктом 4 п. 2 ст. 60 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

    В силу п. 2 ст. 62 Земельного кодекса РФ на основании решения суда лицо, виновное в нарушении прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, может быть принуждено к исполнению обязанности в натуре (восстановлению плодородия почв, восстановлению земельных участков в прежних границах, возведению снесенных зданий, строений, сооружений или сносу незаконно возведенных зданий, строений, сооружений, восстановлению межевых и информационных знаков, устранению других земельных правонарушений и исполнению возникших обязательств).

Зоны затопления устанавливаются в соответствии с ч. 4 ст. 67.1 Водного кодекса РФ для предотвращения нежелательных последствий при осуществлении застройки указанных зон. В таких зонах в зависимости от частоты их затопления и подтопления устанавливаются в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности. Границы зон затопления, подтопления отображаются в документах территориального планирования, градостроительного зонирования и документации по планировке территорий в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности.

В соответствии с п. 2 ст. 67.1 Водного Кодекса РФ, строительство объектов капитального строительства в зонах (границах) возможного затопления, подтопления запрещается без проведения специальных защитных мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод.

В ч. 2 ст. 67.1 Водного кодекса РФ, не содержится безусловный запрет на строительство жилых домов в зонах подтопления, а указано лишь на невозможность такого строительства без проведения специальных защитных мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод в границах зон, обязанность проведения которых в силу ч. 5 указанной нормы возлагается на собственника водного объекта, а не на лицо, которое осуществляет строительство жилого дома.

Границы зон затопления, подтопления могут быть изменены в порядке, предусмотренном Правилам определения границ зон затопления, подтопления. В отсутствие защитных мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод, выдача разрешений на строительство на земельный участок, расположенных в зоне затопления, подтопления, не допускается.

Между тем ответчики, располагая сведениями о затоплении земельного участка истца, находящегося на территории сельского поселения, не осуществляли необходимых действий по инженерной защите земельного участка ограничивающей доступ поверхностных вод на территорию сельского поселения.

Доводы представителей ответчиков об отсутствии у органа местного самоуправления обязанности по обеспечению инженерной защиты территорий от затопления и подтопления на участке истца, который, являясь собственником земельного участка, может предъявить требования по обеспечению такой защиты предыдущему собственнику данного участка, а также обязан следить за состоянием принадлежащего ему участка, суд находит несостоятельными, так как условиями договора аренды земельного участка 38-15-03 от 25 февраля 2015 года, договором купли - продажи №11 от 06 июля 2015 года заключенных между Литвинюком Д.И. и Администрацией муниципального района Архангельский РБ в случае нахождения земельного участка в зоне затопления (подтопления) на арендодателя, в последствии и покупателя земельного участка не возложены обязанности по выполнению инженерной защиты объектов от затопления, подтопления, до получения разрешения на строительство капитального объекта на данном земельном участке, но ответчиками данное условие в договорах аренды и купли продажи предусмотрено не было. (л.д. 48-56, 117-124).

Доказательства, свидетельствующие об обратном, в материалах дела отсутствуют, а ответчиками в нарушение положений статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не представлены.

В соответствии со ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при вынесении решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд обязан установить срок, в течение которого решение должно быть исполнено.

С учетом характера проведения работ по поведению инженерной защиты земельного участка, суд полагает возможным установить срок исполнения работ по восстановлению естественного оттока поверхностных вод в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу. Данный срок является разумным и позволит ответчикам исполнить решение суда.

Руководствуясь ст. ст. 194–199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

исковые требования Ерохиной Е.А. - удовлетворить.

Обязать Администрацию муниципального района Архангельский район Республики Башкортостан и Администрацию сельского поселения Ирныкшинский сельсовет муниципального района Архангельский район Республики Башкортостан устранить нарушения прав Ерохиной ФИО18 выразившиеся в невозможности использовать по целевому назначению принадлежащий ей земельный участок с кадастровым номером .

Обязать солидарно Администрацию муниципального района Архангельский район Республики Башкортостан и Администрацию сельского поселения Ирныкшинский сельсовет муниципального района Архангельский район Республики Башкортостан в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу осуществить инженерную защиту участка с кадастровым номером от затопления и подтопления в соответствии с требованиями СП 104.13330.2011 (СНиП 2.06.15-85 "Инженерная защита территории от затопления и подтопления").

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме через Кармаскалинский межрайонный суд Республики Башкортостан.


Судья:                          Р.Р. Биктагиров

2-39/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Ерохина Е.А.
Ответчики
Администрация СП Ирныкшский с/с МР Архангельский район РБ
Администрация МР Архангельский район РБ
Другие
Пономарев А.В.
Сапожникова Л.И.
Литвинюк Д.И.
ГУП Институт по проектированию объектов Агропромышленного комплекса РБ "БАШАГРОПРОМПРОЕКТ"
Суд
Кармаскалинский районный суд Республики Башкортостан
Дело на странице суда
karmaskalinsky.bkr.sudrf.ru
17.11.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
17.11.2017Передача материалов судье
22.11.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
22.11.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.12.2017Подготовка дела (собеседование)
14.12.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
25.12.2017Судебное заседание
17.01.2018Судебное заседание
29.01.2018Судебное заседание
01.02.2018Судебное заседание
13.04.2018Производство по делу возобновлено
16.05.2018Судебное заседание
18.05.2018Судебное заседание
23.05.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
18.05.2018
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее