УИД 78RS0011-01-2021-001134-64
Дело №2-1881/2021 28 апреля 2021 года
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Куйбышевский районный суд Санкт-Петербурга в составе:
председательствующего судьи Пановой А.В.
при секретаре Юхниной К.Е.
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Ерохиной ФИО6 к Жилищному комитету Санкт-Петербурга о признании действий незаконными и обязании включить в список претендентов,
у с т а н о в и л:
Ерохина ФИО7 обратилась в суд с иском к Жилищному комитету Санкт-Петербурга о признании действий незаконными и обязании включить в список претендентов.
В обоснование исковых требований административный истец указала, что она совместно с несовершеннолетней дочерью приняты на жилищный учет 01.08.1994 года и включена в список Солодых семей на 2021 год. В сводный список на 2022 год попали молодые семьи с датой принятия на учет до 28.12.2000 года. Однако распоряжением Жилищного комитета от 07.12.2020 года №1205-р был утвержден список претендентов на получение социальной выплаты в соответствии с лимитами финансирования ее семья не была включена. АО «Санкт-Петербургский центр доступного жилья» сообщил ей, что она является претендентом на получение социальной выплаты в 2022 году. Истец не согласна с указанным, т.к. в июле 2021 года она достигнет возраста 36 лет и участие в данной программе будет невозможно. Полагая решение о невключении ее в Сводный список незаконным, истец просила обязать включить ее и ее несовершеннолетнюю дочь Ерохину К.А. в список претендентов на социальную выплату в 2021 году.
Истец в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена, доверила представление своих интересов представителю. Представитель истца в судебное заседание явился, исковые требования поддержал, просил удовлетворить.
Представитель ответчика в судебное заседание явился, исковые требования не признал, пояснил, что оснований для включения истца в Сводный список на 2021 год во внеочередном и первоочередном порядке не имеется, объем предоставленного финансирования не позволяет включить истца в список, просил в удовлетворении исковых требований отказать.
Представитель третьего лица в судебное заседание не явился о времени и месте рассмотрения дела извещен, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие третьего лица.
Суд, выслушав представителей сторон, проверив материалы дела, полагает заявленные исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Компетенция и полномочия Жилищного комитета определены в Положении о Жилищном комитете, утвержденном Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 30 декабря 2003 года №175.
Пунктом 3.3.29. данного Положения к полномочиям Жилищного комитета Санкт-Петербурга относится формирование списков молодых семей - участников мероприятия ведомственной программы, изъявивших желание получить социальную выплату в рамках мероприятия ведомственной программы (далее - социальная выплата) в планируемом году, определять порядок формирования указанных списков и их форму, порядок исключения из них, формировать и утверждать сводный список молодых семей - участников мероприятия ведомственной программы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, утверждать списки молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году.
Правительство Российской Федерации Постановлением от 17 декабря 2010 года N 1050 утверждены особенности реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации". В соответствии с данными Особенностями молодые семьи смогут улучшить жилищные условия в рамках мероприятия по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" Программы. Порядок предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья устанавливается приложением N 1 к настоящим особенностям.
Из материалов дела следует, что истец в составе семьи 2 человек (она и дочь Ерохина ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ рождения) состоит на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий с 01.08.1994 года.
Распоряжением Жилищного комитета №874-р от 24 мая 2019 года истица с дочерью признана молодой семьей, была включена в число участников целевой программы «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» по предоставлению, в частности, молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденной Правительством РФ от 17 декабря 2010 года №1050.
03.12.2020 года истица выбрала форму содействия в улучшении жилищных условий в форме предоставления социальной выплаты.
Распоряжением Жилищного Комитета Санкт-Петербурга от 07 декабря 2020 года №1205-р исходя из запланированных лимитов финансирования и списка молодых семей, был утвержден список молодых семей-претендентов на получение социальных выплат в 2021 году в рамках мероприятия по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан в Российской Федерации», в который вошли 141 семья с датой принятия на жилищный учет до 10.09.1987 года, куда истец не вошла.
Во исполнение предписаний статьи 40 (часть 2) Конституции Российской Федерации, конкретизированных в статье 2 Жилищного кодекса Российской Федерации, и в целях формирования рынка доступного жилья экономкласса, отвечающего требованиям энергоэффективности и экологичности, а также выполнения государственных обязательств по обеспечению жильем установленных федеральным законодательством категорий граждан Правительство Российской Федерации постановлением от 17 сентября 2001 года N 675 утвердило федеральную целевую программу "Жилище" на 2002 - 2010 годы, в качестве ее составной части - отдельную подпрограмму "Обеспечение жильем молодых семей", включающую Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, а затем постановлением от 17 декабря 2010 года N 1050 утвердило новую федеральную целевую программу на 2011 - 2015 годы и соответствующие Правила. Закрепив в них право молодых семей на получение за счет средств федерального бюджета социальной выплаты и определив условия его возникновения, Правительство Российской Федерации было вправе, как это следует из статей 38 (часть 1), 40 и 114 (пункты "в", "ж" части 1) Конституции Российской Федерации, учитывая финансовые возможности государства и иные факторы, предусмотреть ограничение по возрасту, который для каждого из супругов не должен превышать 35 лет на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи в список претендентов на получение социальной выплаты.
Согласно указанным Правилам список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, формируют органы местного самоуправления и представляют их в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, который, в свою очередь, на основании этих списков и с учетом средств, которые планируется выделить на софинансирование мероприятий подпрограммы из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетов на соответствующий год, формирует и утверждает сводный список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году (пункты 20 и 22).
После утверждения распределения субсидий между бюджетами субъектов Российской Федерации на соответствующий финансовый год и доведения этих сведений до органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании сводного списка и с учетом размера субсидии, предоставляемой бюджету субъекта Российской Федерации на текущий год из федерального бюджета, размера бюджетных ассигнований, предусматриваемых в бюджете субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетах на соответствующий год на софинансирование мероприятий подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей", утверждает список молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году.
Исходя из целей и задач федеральной подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" и с учетом имеющихся финансово-экономических возможностей на период ее действия предусматривается предоставление данной социальной выплаты тем участвующим в подпрограмме семьям, которые на момент включения их органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в список претендентов на получение социальной выплаты в соответствующем году отвечают всем установленным названными Правилами требованиям к молодой семье, в том числе возрастному критерию.
Таким образом, само по себе включение органом местного самоуправления и (или) органом исполнительной власти молодой семьи в список (сводный список) молодых семей - участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей", изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, не означает, что такие молодые семьи обладают субъективным правом на получение социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья. (Определение Конституционного Суда РФ от 15.01.2015 N 3-О
"Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Сигиной Ксении Владимировны на нарушение ее конституционных прав положениями подпункта "а" пункта 6 и подпункта "а" пункта 18 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования").
Предоставление социальных выплат в рамках Программы осуществляется с учетом наличия у участников первоочередного права (многодетные семьи и граждане, проживающие в коммунальной квартире, в случае возможности ее расселения).
В соответствии с Законом Санкт-Петербурга от 11.04.2001 г. №315-45 «О целевой программе Санкт-Петербурга «Молодежи – доступное жилье», государственное содействие в виде предоставления социальной выплаты оказывается участникам Программы с учетом наличия первоочередного права (многодетные семьи и граждане, проживающие в коммунальной квартире, в случае возможности ее расселения) и наиболее ранней даты принятия на жилищный учет.
Истец не обладает первоочередным правом на предоставление социальной выплаты, исходя из даты принятия на учет 01.08.1994 не могла быть включена в Список претендентов, в который были включены молодые семьи с более ранней датой принятия на учет.
При этом суд учитывает, что в рамках Программы может быть оказан иной вид содействия – предоставление Оператором целевых жилищных займов на беспроцентной основе сроком до 10 лет на оплату 70% стоимости приобретаемого жилого помещения или приобретение жилого помещения у Оператора по льготной стоимости на условиях беспроцентной рассрочки сроком до 10 лет.
Оценивая выше указанные нормы в их системной совокупности, суд приходит к выводу о том, что получение социальных выплат имеет различия в зависимости от источника финансирования мероприятия (с учетом софинансирования из федерального и регионального бюджетов). При этом, названная федеральная программа предусматривает исключение из нее лиц, достигших возраста 35 лет - то есть, осуществление выплат субсидии за счет финансирования из федерального бюджета в этом случае не допускается. В то время как аналогичного механизма для исключения таких лиц из программы при финансировании за счет регионального бюджета не предусмотрено.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что с учетом объема выделенного финансирования и даты постановки на жилищный учет Ерохина В.С. не могла быть включена в Список претендентов на социальную выплату в 2021 года. В дальнейшем, при достижении истцом возраста старше 35 лет, она также не может быть обеспечения субсидией за счет федерального бюджета в силу прямого запрета, содержащегося в выше указанной норме.
При этом суд учитывает, что истица может реализовать свое право на участие в программе Санкт-Петербурга "Молодежи - доступное жилье" финансируемой из регионального бюджета в рамках Закона Санкт-Петербурга.
На основании изложенного и, руководствуясь ст.198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░ ░░░10 ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░-░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░░.
░░░░░
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ 04 ░░░ 2021 ░░░░