Дело № 5-155/2021
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Далматово Курганской области 27 апреля 2021 г.
ул. Ленина 62
Судья Далматовского районного суда Курганской области Карелин Алексей Валерьевич, рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.2.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Сельскохозяйственного производственного кооператива «Белоярское» (ИНН 4506002761, ОГРН 1024501452777), юридический адрес: Курганская область, Далматовский район, с. Белоярка 1-я, ул. Нижняя, 9, по материалам дела ранее не привлекавшейся к административной ответственности за совершение однородного правонарушения,
Установил:
В соответствии с частью 1 статьи 8.2.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов животноводства влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от двухсот пятидесяти тысяч до трехсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Как усматривается из материалов дела, Уральским межрегиональным управлением Росприроднадзора в период с 16.02.2021 по 17.03.2021 была проведена плановая выездная проверка Сельскохозяйственного производственного кооператива «Белоярское» (далее – СПК «Белоярское»), осуществляющего деятельность, в том числе и по разведению крупно-рогатого скота (далее – КРС).
В ходе проверки выявлено, что СПК «Белоярское» не соблюдает требования в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов животноводства, а именно площадки накопления отходов - навоз КРС свежий и навоз КРС перепревший - на территории фермы КРС в д. Павелево не оборудованы в соответствии с требованиями законодательства: поверхность хранящихся отходов не защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров, поверхности площадок не имеют искусственного водонепроницаемого и химически стойкого покрытия, обваловка площадок отсутствует, сбор ливневых стоков не организован.
В связи с выявленными нарушениями 26 марта 2021 г. должностным лицом Уральского межрегионального управления Росприроднадзора в отношении СПК «Белоярское» был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.2.3 КоАП РФ.
Представитель Уральского межрегионального управления Росприроднадзора Сивкова С.В., действующая на основании доверенности, доводы, изложенные в протоколе об административном правонарушении, поддержала.
Представитель СПК «Белоярское» Шуляков С.А. факт выявленных нарушений не оспаривал, просил не накладывать на предприятие штраф.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, судья приходит к следующим выводам.
Диспозиция части 1 статьи 8.2.3 КоАП РФ носит бланкетный (отсылочный) характер, и поэтому при описании правонарушения в протоколе об административном правонарушении должно быть в обязательном порядке указано, каким нормативным актом установлены требования, дана ссылка на конкретные пункты данного акта.
Согласно рассматриваемому протоколу об административном правонарушении от 26 марта 2021 г. СПК «Белоярское» инкриминировано нарушения - ч. 2 ст.11 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 № 89-ФЗ и п.3.7 СанПиН 2.1.7.1322-03 2.1.7 Почва. Очистка населенных мест, отходы производства и потребления, санитарная охрана почвы. Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потреблении, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30.04.2003 № 80.
Часть 2 статьи 11 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 № 89-ФЗ предусматривает обязанность юридического лица соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами, является также бланкетной нормой и не содержит каких-либо конкретных требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов животноводства.
Пункт 3.7 СанПиН 2.1.7.1322-03 2.1.7 (в редакции, действующей до 28.02.2021) предусматривал, что при временном хранении отходов в нестационарных складах, на открытых площадках без тары (навалом, насыпью) или в негерметичной таре должны соблюдаться следующие условия: временные склады и открытые площадки должны располагаться с подветренной стороны по отношению к жилой застройке; поверхность хранящихся насыпью отходов или открытых приемников-накопителей должна быть защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом и т.д.); поверхность площадки должна иметь искусственное водонепроницаемое и химически стойкое покрытие (асфальт, керамзитобетон, полимербетон, керамическая плитка и др.); по периметру площадки должна быть предусмотрена обваловка и обособленная сеть ливнестоков с автономными очистными сооружениями; допускается ее присоединение к локальным очистным сооружениям в соответствии с техническими условиями; поступление загрязненного ливнестока с этой площадки в общегородскую систему дождевой канализации или сброс в ближайшие водоемы без очистки не допускается.
Именно установленное в результате проверки нарушение СПК «Белоярское» п. 3.7 СанПиН 2.1.7.1322-03 2.1.7 послужило основанием для составления протокола об административном правонарушении.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации «Об утверждении санитарных правил и норм СаНПИН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» от 28 января 2021 г. № 3 с 1 марта 2021 г. признано утратившим силу Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.04.2003 № 80 «О введении в действие Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.1.7.1322-03 2.1.7».
Таким образом, п.3.7 СанПиН 2.1.7.1322-03 2.1.7 с 1 марта 2021 г. утратил силу, но не смотря на это, нарушение данного пункта было инкриминировано в вину СПК «Белоярское» при составлении протокола об административном правонарушении 26 марта 2021 г.
Конституция Российской Федерации устанавливает, что если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон (часть 2 статьи 54).
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии такого обстоятельства как признание утратившими силу закона или его положения, устанавливающих административную ответственность за содеянное, за исключением случая одновременного вступления в силу положений закона, отменяющих административную ответственность за содеянное и устанавливающих за то же деяние уголовную ответственность.
В силу части 2 статьи 1.7 КоАП РФ закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.
Положения части 2 статьи 1.7 «Действие законодательства об административных правонарушениях во времени» и пункта 5 части 1 статьи 24.5 «Обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении» Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются взаимосвязанными. Они воспроизводят и конкретизируют соответствующие положения Конституции Российской Федерации применительно к институту административной ответственности физических и юридических лиц. Согласно этим нормам, действие закона, отменяющего административную ответственность, распространяется на лиц, в отношении которых не исполнено постановление о назначении административного наказания.
Устанавливая административную ответственность, законодатель может по-разному, в зависимости от существа охраняемых общественных отношений, конструировать составы административных правонарушений и их отдельные элементы, включая такой элемент состава административного правонарушения, как объективная сторона, в том числе использовать в указанных целях бланкетный (отсылочный) способ формулирования норм (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 14 февраля 2013 г. и от 16 июля 2015 г. № 22-П; Определения от 21 апреля 2005 г. № 122-О, от 19 ноября 2015 г. № 2557-О и др.).
Это, в свою очередь, означает, что положения части 2 статьи 1.7 КоАП РФ должны подлежать учету при внесении изменений не только в данный кодекс и принимаемые в соответствии с ним законы субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях, но и в законы и иные нормативные правовые акты, устанавливающие правила и нормы, за нарушение которых предусмотрено наступление административной ответственности (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 8 декабря 2015 г. № 2735-О).
С учетом изложенного отмена нормативного правового акта (инкриминируемого лицу, привлекаемому к административной ответственности), содержащего обязательные для исполнения юридическими лицами правила, является основанием для прекращения производства по делу об административном правонарушении.
Производство по делу подлежит прекращению на основании пункта 5 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ в связи с признанием утратившим силу положения закона, устанавливающего административную ответственность за содеянное.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 29.7-29.11 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░. 1 ░░. 8.2.3 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░» (░░░ 4506002761, ░░░░ 1024501452777) ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ 5 ░░░░░ 1 ░░░░░░ 24.5 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░