Решение по делу № 16-1487/2024 от 28.02.2024

                                                                                                                    ШЕСТОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

№ 16-1487/2024

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

26 марта 2024 года                                                                             город Самара

Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции                              Чемерисова О.В., рассмотрев жалобу защитника Салахова Динара Шайхенуровича (далее – Салахов Д.Ш.), действующего на основании доверенности, в интересах Никифорова Владимира Геннадьевича на вступившие в законную силу постановление исполняющего обязанности первого заместителя начальника Инспекции государственного строительного надзора Республики Татарстан № 02-02-14/490 от 7 сентября 2023 года, решение судьи Вахитовского районного суда г. Казани Республики Татарстан от 10 ноября 2023 года, решение судьи Верховного Суда Республики Татарстан от 10 января 2024 года, вынесенные в отношении заместителя исполнительного директора некоммерческой организации «Государственный жилищный фонд при Президенте Республики Татарстан» Никифорова В.Г., по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 и частью 2 статьи 9.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установила:

постановлением первого заместителя начальника Инспекции государственного строительного надзора Республики Татарстан                                       № 02-02-14/490 от 6 сентября 2023 года (дата изготовления в полном объеме                           7 сентября 2023 года), оставленным без изменения решением судьи Вахитовского районного суда г. Казани Республики Татарстан от                                    10 ноября 2023 года, решением судьи Верховного Суда Республики Татарстан от 10 января 2024 года, заместитель исполнительного директора некоммерческой организации «Государственный жилищный фонд при Президенте Республики Татарстан» Никифоров Владимир Геннадьевич (далее по тексту - ГЖФ при Президенте РТ, Никифоров В.Г.) признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частями 1 и 2 статьи 9.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.

В жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, защитник Салахов Д.Ш. просит об отмене состоявшихся по делу об административном правонарушении актов, вынесенных в отношении Никифорова В.Г., приводя доводы об их незаконности, просит прекратить производство по делу.

Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы заявителя, прихожу к следующим выводам.

Частью 1 статьи 9.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за строительство, реконструкцию объектов капитального строительства без разрешения на строительство в случае, если для осуществления строительства, реконструкции объектов капитального строительства предусмотрено получение разрешений на строительство.

Частью 2 статьи 9.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение сроков направления в уполномоченные на осуществление государственного строительного надзора федеральный орган исполнительной власти, Государственную корпорацию по атомной энергии «Росатом», орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации извещения о начале строительства, реконструкции объектов капитального строительства или неуведомление уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора федерального органа исполнительной власти, Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом», органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации о сроках завершения работ, которые подлежат проверке.

Объективную сторону данного правонарушения образуют действия либо бездействие лиц, осуществляющих строительство и обязанных представлять уполномоченным на осуществление государственного строительного надзора федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъекта Российской Федерации информацию о сроках завершения работ, подлежащих проверке, по ненадлежащему исполнению либо неисполнению данной обязанности.

Субъектами данного правонарушения являются лица, на которых законом возложена обязанность по направлению в уполномоченный орган извещения о начале строительства, т.е. им может являться как застройщик или технический заказчик, так и лицо, осуществляющие строительство.

При этом ведение строительства подрядчиком не освобождает от ответственности за неисполнение данной обязанности застройщика (заказчика).

Правовое регулирование отношений в области строительства осуществляется в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации.

Понятие объекта капитального строительства содержится в пункте 10 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), согласно которому объект капитального строительства - здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее - объекты незавершенного строительства), за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.

Согласно пункту 16 статьи 1 ГрК РФ застройщик - физическое или юридическое лицо, обеспечивающее на принадлежащем ему земельном участке или на земельном участке иного правообладателя (которому при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности органы государственной власти (государственные органы), Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос", органы управления государственными внебюджетными фондами или органы местного самоуправления передали в случаях, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации, на основании соглашений свои полномочия государственного (муниципального) заказчика) строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, а также выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации для их строительства, реконструкции, капитального ремонта. Застройщик вправе передать свои функции, предусмотренные законодательством о градостроительной деятельности, техническому заказчику.

В соответствии с частью 1 статьи 54 ГрК РФ, государственный строительный надзор осуществляется при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства.

Критериями поднадзорности объектов государственному строительному надзору является необходимость проведения экспертизы проектной документации, по которой осуществляется строительство, в соответствии со статьей 49 ГрК РФ.

Согласно части 1 статьи 49 ГрК РФ проектная документация объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, подлежат экспертизе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2, 3 и 3.1 настоящей статьи. Экспертиза проектной документации и (или) экспертиза результатов инженерных изысканий проводятся в форме государственной экспертизы или негосударственной экспертизы.

В соответствии с частью 5 статьи 52 ГрК РФ в случае, если в соответствии с кодексом при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства предусмотрен государственный строительный надзор, застройщик или технический заказчик заблаговременно, но не позднее чем за семь рабочих дней до начала строительства, реконструкции объекта капитального строительства должен направить в уполномоченные на осуществление государственного строительного надзора федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченную организацию, осуществляющую государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, извещение о начале таких работ, к которому прилагаются следующие документы:

1) копия разрешения на строительство;

2) проектная документация в полном объеме, а в случаях выдачи разрешения на отдельный этап строительства, реконструкции в объеме, необходимом для осуществления соответствующего этапа строительства;

3) копия документа о вынесении на местность линий отступа от красных линий;

4) общий и специальные журналы, в которых ведется учет выполнения работ;

5) положительное заключение экспертизы проектной документации в случае, если проектная документация объекта капитального строительства подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса.

В силу части 2 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешений на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.

Согласно части 1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом (далее - требования к строительству, реконструкции объекта капитального строительства), или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), требованиям, установленным проектом планировки территории, в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

Как усматривается из представленных материалов, основанием для привлечения должностного лица к административной ответственности послужили изложенные в обжалуемых актах выводы о том, что заместителем исполнительного директора ГЖФ при Президенте РТ Никифоровым В.Г. в установленный законодательством Российской Федерации в области градостроительства (не позднее, чем за семь рабочих дней до начала строительства объекта: «168 квартирный жилой дом с нежилыми помещениями № 1-1-2 жилого района «Салават Купере» в г. Казань с наружными инженерными сетями», расположенного по адресу: Республика Татарстан, г. Казань, ул. Нурихана Фаттаха) срок (не позднее                                               11 января 2023 года) не направлено в адрес Инспекции извещение о начале строительства, а также строительство данного объекта в период с                                    20 января 2023 года по 10 июля 2023 года осуществлялось без разрешения на строительство.

Разрешение на строительство указанного объекта выдано Исполнительным комитетом муниципального образования г. Казани                                  10 июля 2023 года. В то время как указанные выше строительные работы проводились с 20 января 2023 года.

Данные обстоятельства выявлены должностным лицом Инспекции государственного строительного надзора Республики Татарстан в ходе проведения внеплановой выездной проверки на основании решения от                           8 августа 2023 года № 12-09/0494 (л.д.69-73). Результаты проверки, изложенные в акте от 14 августа 2023 года, послужили основанием для привлечения заместителя исполнительного директора ГЖФ при Президенте РТ Никифорова В.Г. к административной ответственности, предусмотренной частями 1 и 2 статьи 9.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

С выводами должностного лица Инспекции государственного строительного надзора Республики Татарстан согласились судья районного суда и судья верховного суда республики.

Указанные обстоятельства подтверждены полно приведенными в обжалуемых актах доказательствами, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении выполнены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.

В соответствии с положениями статьи 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Материалы дела свидетельствуют о том, что пунктом 1 приказа исполнительного директора ГЖФ при Президенте РТ Зарипова М.Р. от 17 января 2022 года № 2-1-П обязанность по подписанию и направлению извещений в адрес Инспекции государственного строительного надзора Республики Татарстан о начале строительства объектов, которые подлежат государственному строительному надзору; письменных обращений в адрес Инспекции государственного строительного надзора Республики Татарстан о выдаче решений на строительство объектов, инвестируемых Фондом, возложена на заместителя директора Никифорова В.Г.

Пунктом 2 приказа исполнительного директора ГЖФ при Президенте РТ Зарипова М.Р. от 17 января 2022 года № 2-1-П ответственность за получение разрешений на строительство объектов возложена на заместителя директора Никифорова В.Г. (л.д.92)

Совокупность установленных должностным лицом Инспекции государственного строительного надзора Республики Татарстан и судебными инстанциями фактических и правовых оснований позволяет прийти к выводу о том, что событие административных правонарушений, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены и доказаны на основании исследования перечисленных выше и иных представленных в материалы дела доказательств, являющихся достаточными и согласующимися между собой.

Деяние заместителя исполнительного директора ГЖФ при Президенте РТ Никифорова В.Г. квалифицировано по частям 1 и 2 статьи 9.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами названного Кодекса и подлежащего применению законодательства.

Доводы поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции жалобы, в том числе о том, что заместитель исполнительного директора ГЖФ при Президенте РТ Никифоров В.Г. не является субъектом административного правонарушения, строительство объекта начато подрядчиком самостоятельно без указания и согласия с ГЖФ при Президенте РТ, по существу сводятся к переоценке установленных в ходе судебного разбирательства обстоятельств и доказательств, которые были предметом исследования и оценки предыдущих судебных инстанций, не нашли своего подтверждения в материалах настоящего дела об административном правонарушении, противоречат совокупности собранных по делу доказательств, обоснованно отвергнуты по основаниям, подробно изложенным в соответствующих судебных актах.

Несогласие автора жалобы с выводами должностного лица и судебных инстанций относительно установленных обстоятельств и толкованием ими правовых норм, подлежащих применению в деле, основанием для отмены или изменения обжалуемых актов не является.

Ссылка на судебные акты по другим делам об административных правонарушениях отклоняется, поскольку сделанные в них выводы и толкование правовых норм не могут рассматриваться в качестве обстоятельств, имеющих правовое значение при рассмотрении настоящего дела об административном правонарушении.

Нарушений норм процессуального закона, влекущих безусловную отмену состоявшихся по делу актов, в ходе производства по делу не допущено.

Порядок и срок привлечения заместителя исполнительного директора ГЖФ при Президенте РТ Никифорова В.Г. к административной ответственности соблюдены.

Административное наказание назначено привлекаемому к административной ответственности лицу в пределах санкций частей 1 и 2 статьи 9.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и с учетом положений статьи 4.4 названного Кодекса.

Обстоятельств, которые могли повлечь отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.

Вместе с этим, решение судьи Вахитовского районного суда г. Казани от 10 ноября 2023 года и решение судьи Верховного суда Республики Татарстан от 10 января 2024 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частями 1, 2 статьи 9.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностного лица Никифорова ВГ. подлежат изменению по следующим основаниям.

В соответствии с частью 1 статьи 29.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении объявляется немедленно по окончании рассмотрения дела. В исключительных случаях по решению лица (органа), рассматривающего дело об административном правонарушении, составление мотивированного постановления может быть отложено на срок не более чем три дня со дня окончания разбирательства дела, за исключением дел об административных правонарушениях, указанных в частях 3 - 5 статьи 29.6 настоящего Кодекса, при этом резолютивная часть постановления должна быть объявлена немедленно по окончании рассмотрения дела. День изготовления постановления в полном объеме является днем его вынесения.

Из материалов дела следует, что 6 сентября 2023 года объявлена резолютивная часть постановления № 02-02-14/490. (л.д.147)

Мотивированное постановление составлено должностным лицом                       7 сентября 2023 года, что следует из полного текста постановления.                 (л.д.147-151)

Судья районного суда и судья Верховного Суда Республики Татарстан при рассмотрении жалобы на постановление и решение, принятое по жалобе, не учли вышеуказанные нормы закона, в связи с чем, в качестве даты вынесения постановления по делу ими в решении суда указана дата                                                  «6 сентября 2023 года».

Учитывая требования Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесенные по делу судебные акты подлежат изменению, в части уточнения даты вынесения постановления должностным лицом Инспекции государственного строительного надзора Республики Татарстан Сафиуллиным И.Ф. № 02-02-14/490 –                                          «7 сентября 2023 года».

В остальной части названные судебные акты подлежат оставлению без изменения. Изменения, вносимые настоящим постановлением в обжалуемые судебные акты, не ухудшают положения лица.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции

постановила:

решение судьи Вахитовского районного суда г. Казани Республики Татарстан от 10 ноября 2023 года, решение судьи Верховного Суда Республики Татарстан от 10 января 2024 года, вынесенные в отношении заместителя исполнительного директора некоммерческой организации «Государственный жилищный фонд при Президенте Республики Татарстан» Никифорова В.Г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частями 1 и 2 статьи 9.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, - изменить, датой вынесения постановления по делу считать – 7 сентября 2023 года.

В остальной части решение судьи Вахитовского районного суда                          г. Казани Республики Татарстан от 10 ноября 2023 года, решение судьи Верховного Суда Республики Татарстан от 10 января 2024 года, постановление первого заместителя начальника Инспекции государственного строительного надзора Республики Татарстан № 02-02-14/490 от 7 сентября 2023 года, - оставить без изменения, а жалобу защитника Салахова Д.Ш., действующего на основании доверенности, в интересах Никифорова В.Г. - оставить без удовлетворения.

       Судья                                                                               О.В. Чемерисова

16-1487/2024

Категория:
Административные
Ответчики
Никифоров Владимир Геннадьевич
Другие
Салахов Динар Шайхенурович
Суд
Шестой кассационный суд общей юрисдикции
Статьи

9.5

Дело на странице суда
6kas.sudrf.ru
26.03.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее