Дело № 2-207/2020
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
20 февраля 2020 года г.Шилка
Шилкинский районный суд Забайкальского края в составе:
председательствующего судьи Цукерман С.Ю.,
при секретаре Левинзон К.В.,
с участием представителя истцов Михайлова С.Н., действующего на основании ордера № 218847 от 12.02.2020,
представителя ответчика администрации городского поселения «Шилкинское» Антипиной Н.В., действующей на основании доверенности от 09.01.2020, сроком до 31.12.2020,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Аникьева В.В., Аникьева Е.А., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего ФИО2 к администрации городского поселения «Шилкинское», администрации муниципального района «Шилкинский район», Министерству труда и социальной защиты Забайкальского края, Правительству Забайкальского края, Министерству финансов Забайкальского края, Главному управлению МЧС России по Забайкальском краю, Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Забайкальскому краю, Правительству Российской Федерации, Министерству финансов Российской Федерации, Министерству РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерству ЖКХ, энергетики, цифровизации и связи Забайкальского края, Министерству строительства, дорожного хозяйства и транспорта Забайкальского края о признании права на получение государственного жилищного сертификата в связи с утратой жилого помещения вследствие чрезвычайной ситуации,
У С Т А Н О В И Л:
Истцы обратились в суд с вышеуказанным иском, ссылаясь на то, что они являются фактическими собственниками жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, имеют регистрацию по месту жительства, иного жилья в собственности на территории Шилкинского района не имеют. Дом, в котором находится жилое помещение истцов, попал в зону наводнения, произошедшего в июле 2018 года. В результате наводнения дом был поврежден и непригоден для дальнейшей эксплуатации, подлежит сносу. При обращении с заявлением в администрацию о включении истцов в список граждан, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации, на получение государственного жилищного сертификата, истцам было отказано о включении их в список на основании заключения от 29.05.2019, акта обследования жилищно-бытовых условий от 29.05.2019, жилой дом не соответствует требованиям, предъявляемым к жилому помещению и рекомендуется провести обследование конструкций дома специализированной организацией, в связи с чем истцами проведено экспертное исследование № 1142/19 от 17.08.2019, согласно которому состояние жилого помещения оценивается как аварийное – категория технического состояния строительной конструкции или здания и сооружения в целом, характеризующаяся повреждением и деформациями, свидетельствующими об исчерпании несущей способности обрушения. Дальнейшая эксплуатация здания представляет непосредственную опасность для жизни людей, находящихся в нем. Повреждения и деформации конструкций дома возникли в результате затопления паводковыми водами. Обратившись в администрацию городского поселения «Шилкинское» о включении истцов в список граждан на получение государственного жилищного сертификата, им вновь было отказано. Просят признать жилое помещение по адресу: <адрес> непригодным для проживания (аварийным), поврежденным вследствие чрезвычайной ситуации в результате выпадения значительного количества осадков, повышения уровня реки Кия выше неблагоприятных отметок и подтоплением городского поселения «Шилкинское» Шилкинского района Забайкальского края. Признать истцов пострадавшими в результате выпадения значительного количества осадков, повышения уровня реки Кия выше неблагоприятных отметок и подтоплением городского поселения «Шилкинское» Шилкинского района Забайкальского края. Признать за истцами право на получение государственного жилищного сертификата в связи с утратой жилого помещения вследствие чрезвычайной ситуации в результате выпадения значительного количества осадков, повышения уровня реки Кия выше неблагоприятных отметок и подтоплением городского поселения «Шилкинское» Шилкинского района Забайкальского края. Обязать администрацию городского поселения «Шилкинское» включить истцов в список граждан на получение государственного жилищного сертификата.
Представитель истцом адвокат Михайлов С.Н. исковые требования полностью поддержал по доводам, изложенным в иске, и просил их удовлетворить.
В судебное заседание истцы Аникьев В.В. и Аникьева Е.А., действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего ФИО2, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, не явились, при этом представили суду заявления с просьбой рассмотреть дело в их отсутствии в связи с их нахождением за пределами Забайкальского края и тяжелым материальным положением, при этом направили в суд своего представителя, также указали, что исковые требования поддерживают в полном объеме.
Представитель ответчика администрации городского поселения «Шилкинское» Антипина Н.В. в судебном заседании иск не признала, пояснила, что оснований для удовлетворения иска нет, поскольку истцы на момент чрезвычайной ситуации по адресу: Киинская, 13 не проживали, а кроме того у истца Аникьева В.В. имеется ? доля в праве собственности на иное жилое помещение, а, следовательно и у его членов семьи.
Представитель ответчика администрации муниципального района «Шилкинский район»» в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени слушания дела уведомлен надлежащим образом, представил письменный отзыв, в котором принятие решения оставил на усмотрение суда.
Представитель Правительства Российской Федерации, МЧС России и Главного управления МЧС России по Забайкальскому краю, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, не явился, представил отзыв на исковое заявление, согласно которому просил в удовлетворении иска отказать с приведением мотивов, а также просил рассмотреть дело в отсутствие представителя.
Представитель УМВД России по Забайкальскому краю, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, не явился, представил ходатайство с просьбой рассмотреть дело в отсутствие УМВД России по Забайкальскому краю, а также просил в удовлетворении иска отказать, указав, что являются ненадлежащими ответчиками.
Представитель Министерства труда и социальной защиты населения Забайкальского края, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, не явился, представил ходатайство с просьбой рассмотреть дело в отсутствие представителя, а также признать их ненадлежащими ответчиками.
Другие представители ответчиков, в судебное заседание не явились, о дате, месте и времени слушания дела уведомлены надлежащим образом, об уважительности причин неявки суд не уведомили, не ходатайствовали об отложении рассмотрения дела.
С учетом мнения сторон, суд считает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 1 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ граждане Российской Федерации имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций. В пункте 2 данной статьи определено, что порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 этой статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В целях оказания помощи гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, Правительством Российской Федерации 7 июня 1995 г. принято постановление N 561 "О государственных жилищных сертификатах, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий" (далее Постановление №561).
В пункте 1 Постановления №561 признано необходимым выпустить государственные жилищные сертификаты для граждан Российской Федерации, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями.
Установить, что государственные жилищные сертификаты выдаются на основании решения Правительства Российской Федерации.
В силу пункта 2 Постановления №561 государственные жилищные сертификаты выдаются из расчета предоставления гражданам общей площади по социальной норме в размере 33 кв. метров для одиноких граждан, 42 кв. метров на семью из 2 человек и по 18 кв. метров на каждого члена семьи при составе семьи 3 и более человек, но не более общей площади утраченного жилого помещения.
Государственные жилищные сертификаты выдаются гражданам при одновременном выполнении на момент чрезвычайной ситуации, стихийного бедствия, террористического акта или пресечения террористического акта правомерными действиями следующих условий:
постоянное проживание в утраченном жилом помещении;
регистрация по месту жительства в утраченном жилом помещении.
Государственные жилищные сертификаты выдаются гражданину, для которого и для всех членов семьи которого утраченное жилое помещение являлось единственным. К членам семьи гражданина относятся постоянно проживающие и зарегистрированные по месту жительства в утраченном жилом помещении на момент чрезвычайной ситуации, стихийного бедствия, террористического акта или пресечения террористического акта правомерными действиями совместно с ним его супруг или супруга, а также дети (в том числе усыновленные), родители и усыновители этого гражданина и его внуки.
В соответствии с пп.3, 4 Порядка и условия выдачи государственных жилищных сертификатов (во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 7 июня 1995 г. N 561)" (утв. МЧС РФ, Минстроем РФ, Минфином РФ 10.07.1995) для включения в списки пострадавших граждан Российской Федерации эти граждане должны представить в органы исполнительной власти следующие документы:
- заявление о выдаче государственного жилищного сертификата;
- паспорт или иной документ, удостоверяющий личность и имеющий юридическую силу;
- справку органов местного самоуправления, подтверждающую факт, что граждане лишились жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий.
Списки граждан, утвержденные решением исполнительного органа субъекта Российской Федерации, являются основанием для получения государственных жилищных сертификатов у эмитента государственных жилищных сертификатов либо уполномоченного им органа субъекта Российской Федерации.
В Обзоре судебной практики по делам, связанным с реализацией гражданами, лишившимися жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации, права на получение государственного жилищного сертификата, рассмотренным в 2009 - 2014 годах" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 21.10.2015) указано, что право на получение государственного жилищного сертификата и, следовательно, выделение государством помощи в связи с утратой жилого помещения имеют граждане Российской Федерации при одновременном наличии следующих условий:
- постоянного проживания на момент чрезвычайной ситуации, стихийного бедствия в утраченном жилом помещении;
- регистрации на момент чрезвычайной ситуации, стихийного бедствия в утраченном жилом помещении;
- утраты единственного жилого помещения в результате стихийного бедствия.
Перечисленные обстоятельства являются юридически значимыми для правильного разрешения споров о признании права на получение государственного жилищного сертификата.
В соответствии с главой 4 п.б Методических рекомендаций по оформлению дополнительных документов для рассмотрения вопроса о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утв. МЧС России 03.10.2014 N 2-4-87-24-7, для рассмотрения вопроса о непригодности помещения для проживания заявитель представляет в комиссию по месту нахождения жилого помещения следующие документы копии правоустанавливающих документов на жилое помещение (свидетельство о праве собственности или договор социального найма).
После того, как составлен реестр всех домов, признанных непригодными для проживания, и утвержден постановлением (распоряжением) главы местной администрации, составляются списки граждан, проживающих и постоянно зарегистрированных в этих домах на момент начала чрезвычайной ситуации, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 7 июня 1995 г. N 561.
Судом установлено, что 08 июля 2018 года на территории городского поселения «Шилкинское» произошло затопление.
Постановлением Губернатора Забайкальского края от 09.07.2018 года №45 с 09 июля 2018 года на территории Забайкальского края введен режим чрезвычайной ситуации.
Постановлением главы муниципального района «Шилкинский район» от 11.07.2018 года №299 на территории МР «Шилкинский район» введен режим чрезвычайной ситуации, определены границы зоны действия режима функционирования «Чрезвычайная ситуация».
Жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> находился в зоне затопления 08 июля 2018 года.
Аникьев В.В. и его супруга Аникьева Е.А. являются совместными собственниками жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> на основании договора купли-продажи дома и земельного участка с 15.07.2014.
Аникьев В.В. зарегистрирован по адресу: <адрес> с 06.07.2016. Аникьева Е.А. также зарегистрирована по адресу: <адрес> с 06.07.2016. Кроме того, по указанному адресу, с ДД.ММ.ГГГГ имеет регистрацию несовершеннолетний сын истцов ФИО2
Распоряжением Администрации городского поселения «Шилкинское» №40 от 29.05.2018 года создана межведомственная комиссия по вопросам признания помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и подлежащим сносу или реконструкции на территории городского поселения «Шилкинское».
Заключением межведомственной комиссии от 29.05.2019 №58, составленного на основании акта обследования помещения от 29.05.2019 №58 жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, комиссия приняла заключение о том, что жилое помещение не соответствует требованиям, предъявляемым к жилому помещению.
При этом согласно выводам экспертного заключения ОНО «СУДЭКС-Чита» № 1142/19 от 17.08.2019, установлен физический износ жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, который составляет 67%, процент разрушения жилого дома в результате паводка, вызванного сильными дождями, произошедшими в июле 2018 года на территории городского поселения «Шилкинское» экспертным заключением не установлен.
Заключением межведомственной комиссии от 18.12.2019 №82, составленного на основании акта обследования помещения от 18.12.2019 № 82 жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> комиссия приняла заключение о том, что жилое помещение не соответствует нормам жилого помещения и непригодно для проживания. В связи с длительностью произошедшего после паводка в июле 2018 времени, в силу данного обстоятельства, невозможно установить причины ухудшения технического состояния жилого помещения, так как на состояние помещения могли оказать влияние и природные условия за прошедший период, и другие факторы, такие, как физический износ.
Согласно ответу администрации городского поселения «Шилкинское» от 13.01.2020 № 27 Аникьев В.В., Аникьева Е.А., ФИО2 не включены в списки граждан на получение государственного жилищного сертификата, поскольку согласно выводам экспертного заключения ОНО «СУДЭКС-Чита» № 1142/19 от 17.08.2019, установлен физический износ жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, который составляет 67%, процент разрушения жилого дома в результате паводка, вызванного сильными дождями, произошедшими в июле 2018 года на территории городского поселения «Шилкинское» экспертным заключением не установлен.
При таких обстоятельствах, поскольку не доказана причинно-следственная связь между воздействием паводковых вод и состоянием жилого помещения истцов в части непригодности для проживания, оснований для признания жилого помещения по адресу: <адрес> непригодным для проживания (аварийным), поврежденным вследствие чрезвычайной ситуации в результате выпадения значительного количества осадков, повышения уровня реки Кия выше неблагоприятных отметок и подтоплением городского поселения «Шилкинское» <адрес>, не имеется.
Из выписки из ЕГРН от 05.02.2020 следует, что истец Аникьев В.В. имеет ? долю в праве общей долевой собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>.
Таким образом, ФИО13 имеет в собственности иное жилое помещение на территории Российской Федерации, который является супругом истца Аникьевой Е.А. и отцом Аникьева В.В., то есть являются членами его семьи.
При этом довод искового заявления о том, что истцы не имеют на территории Шилкинского района Забайкальского края иного жилого помещения, кроме жилого помещения по адресу: <адрес>, которое попало в зону затопления, не может быть принят во внимание, поскольку не основан на законе, а также противоречит представленными в материалы дела вышеизложенными сведениям о наличии в собственности Аникьева В.В. иного жилого помещении.
Кроме того, согласно акту обследования ЖБУ от 10.07.2018 жилого помещения по адресу: <адрес>, пострадавшего в результате наводнения, произошедшего 08.07.2018, составленному комиссией администрации городского поселения «Шилкинское», в указанном доме проживал Лупахин А.В. с семьей.
Также из акта обследования утраченного имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации, в результате подтопления территорий и населенных пунктов Забайкальского края в июле 2018 от 17.07.2018, составленного комиссией, по адресу: <адрес>, следует, что пострадавшим является Лупахин А.В. и члены его семьи – Лупахина В.А., Овчинникова А.А.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что на момент произошедшего в июле 2018 года наводнения на территории Забайкальского края, семья истцов по адресу: <адрес>, не проживала.
При этом доказательств обратного, стороной истца суду не представлено.
Проанализировав доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что у истцов не имеется правовых оснований для получения государственного жилищного сертификата и включения их в список граждан, лишившихся жилого помещения в результате наводнения, поскольку ими не соблюдены необходимые для этого условия.
Из вышеприведенных норм законодательства следует, что право на получение государственного жилищного сертификата возникает у гражданина и членов его семьи, лишившихся жилья в результате чрезвычайной ситуации или стихийного бедствия, то есть утративших единственное жилое помещение, в котором они на момент чрезвычайной ситуации были зарегистрированы и постоянно проживали.
Как установлено судом, на момент наводнения в собственности истца Аникьева В.В. имелось иное жилое помещение на праве общей долевой собственности, то есть, в результате паводка им не было утрачено единственное жилое помещение. При этом истцы Аникьева Е.А. и ФИО2 являются членами семьи ФИО2 Кроме того, на момент произошедшей чрезвычайной ситуации на территории Шилкинского района Забайкальского края в июле 2018 года, истцы в жилом помещении по адресу: <адрес> не проживали. При этом установленные судом обстоятельства, в судебном заседании не опровергнуты.
При таких обстоятельствах, оснований для признания за истцами права на получение государственного жилищного сертификата, не имеется.
Также, стороной истца заключение межведомственной комиссии администрации городского поселения «Шилкинское № 58 от 29.05.2019 в установленном законом порядке оспорено не было.
Таким образом, исковые требования удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Аникьева В.В., Аникьева Е.А., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего ФИО2 к администрации городского поселения «Шилкинское», администрации муниципального района «Шилкинский район», Министерству труда и социальной защиты Забайкальского края, Правительству Забайкальского края, Министерству финансов Забайкальского края, Главному управлению МЧС России по Забайкальском краю, Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Забайкальскому краю, Правительству Российской Федерации, Министерству финансов Российской Федерации, Министерству РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерству ЖКХ, энергетики, цифровизации и связи Забайкальского края, Министерству строительства, дорожного хозяйства и транспорта Забайкальского края о признании права на получение государственного жилищного сертификата в связи с утратой жилого помещения вследствие чрезвычайной ситуации оставить без удовлетворения.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Забайкальский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем ее подачи через Шилкинский районный суд Забайкальского края.
Мотивированное решение составлено 21.02.2020.
Председательствующий С.Ю. Цукерман