Решение по делу № 33а-3894/2021 от 29.10.2021

Судья Тарабрина Н.Н.

№33а-3894/2021

10RS0011-01-2021-019505-98

2а-7697/2021

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

03 ноября 2021 г.

г. Петрозаводск

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Карелия в составе

председательствующего судьи Соляникова Р.В.,

судей Колбасовой Н.А.,Кудряшовой Е.П.

при ведении протокола помощником судьи Отрощенко П.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного истца на решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 28 октября 2021 г. по административному исковому заявлению Андруневича Сергея Степановича к Государственному комитету Республики Карелия по обеспечению жизнедеятельности и безопасности населения, администрации Петрозаводского городского округа о признании незаконными решений.

Заслушав доклад председательствующего судьи, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Административный иск заявлен по тем основаниям, что 22 октября 2021 г. уполномоченным по проведению публичного мероприятия Андруневичем С.С. совместно с организатором публичного мероприятия Ботнарем Л.М. и ответственным за проведение публичного мероприятия Ульяновым Е.А. в интересах Карельского Республиканского отделения политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» в Государственный комитет Республики Карелия по обеспечению жизнедеятельности и безопасности населения (далее – Комитет), а также в администрацию Петрозаводского городского округа (далее – Администрация) было подано уведомление о проведении 7 ноября 2021 г. в 13 час.публичного мероприятия– общественно-патриотическогомарша-эстафеты «Достойная встреча Великого Октября» с использованием транспортных средств в составе организованной автомобильной колонны по городу Петрозаводску, численностью автомобилей более 10 с предполагаемым количеством участников – не более 30 человек. Маршрут марш-эстафеты: площадь Ленина – проспект Карла Маркса (остановка) – улица Куйбышева – улица Кирова – улица Ленинградская – проспект Октябрьский – улица Мелентьевой – проспект Первомайский – ДК Железнодорожников (остановка у памятника 1905 г.) – улица Сорокская – улица Шотмана – улица Чапаева – проспект Лесной – улица Сыктывкарская – улица Попова – Лососинское шоссе – проспект Лесной – проспект Комсомольский – улица Ровио – улица Лыжная – Ключевское шоссе – улица Сегежская – улица Антонова – улица Репникова – улица Ключевая – улицаОнежской Флотилии – улица Ригачина – улица Радищева – улица Луначарского – улица Пушкинская – проспект Ленина – площадь Гагарина – проспект Ленина – улица Фридриха Энгельса – площадь Ленина – проспект Карла Маркса – площадь Кирова.

Письмами Комитета от 25 октября 2021 г. №4956/12-16 и администрации от 25 октября 2021 г. №3235/1.3-11/ИПУ административный истец уведомлен об отказе в согласовании проведения мероприятия, поскольку в месте пересечения улицы Лыжная и Ключевского шоссе располагается путепровод, а на протяжении проспекта Октябрьского, проспекта Лесного и Ключевского шоссе проходит воздушная линия электропередач высокого напряжения с номинальным напряжением 110КВт. Кроме того, обращено внимание, что в связи с реконструкцией улицы Куйбышева запрещен проезд по магистрали на участке от проспекта Ленина до улицы Малая Слободская;уведомление о проведении публичного мероприятия подано Ботнарем Л.М. от имени Карельского Республиканского отделения политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации», однако доверенности на представление интересов от имени данной общественной организации не представлено;в уведомлении отсутствовала информация о регламенте проведения заявленного публичного мероприятия (почасовой план и этапы проведения публичного мероприятия, включая информацию о действиях организатора и участников публичного мероприятия при совершении остановок по пути следования);в уведомлении не указана форма проводимого мероприятия.

Ссылаясь на неправомерность мотивов отказа в согласовании проведения публичного мероприятия, административный истец просил признать приведенные выше решения незаконными.

Решением суда в удовлетворении административного иска отказано.

В апелляционной жалобе административный истец просит отменить состоявшееся судебное постановление и удовлетворить иск, полагая, что запрет на проведение публичных мероприятий в местах путепроводов и прохождения высоковольтных линий электропередач не распространяется на случаи, когда в таких мероприятиях используются транспортные средства. Зонами чрезвычайной ситуации места планируемого проведения публичного мероприятия в установленном порядке не объявлены.

В судебном заседании суда апелляционной инстанцииадминистративный истец настаивал на удовлетворении апелляционной жалобы.

Заинтересованное лицо Ботнарь Л.М. в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.

Представители Администрации Митичева Н.Ю. и Слабко К.Ю. возражали против удовлетворения апелляционной жалобы, пояснив, что только наличие путепровода и охранных зон высоковольтных линий электропередач по заявленному маршруту проведения публичного мероприятия явилось основанием для отказа в его согласовании. При этом полагали, что используемое в п. 2 ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» (далее – Закон № 54-ФЗ) понятие «полоса отвода высоковольтных линий электропередачи» аналогично понятию «охранная зона объектов электросетевого хозяйства», устанавливаемых в соответствии с Правилами установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 г. № 160 (далее – Правила № 160).

Иные лица, извещенные о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в заседание суда апелляционной инстанции не обеспечили.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, изучив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему выводу.

Из дела усматривается, что административным истцом – уполномоченным по проведению публичного мероприятия, совместно с Ботнарем Л.М. и Ульяновым Е.А. (организатором и ответственным за проведение публичного мероприятия соответственно) 22 октября 2021 г. в адрес Администрации и Комитета подано уведомление о проведении 7 ноября 2021 г. с 13 час.до 16 час. публичного мероприятия – общественно-патриотического марша-эстафеты «Достойная встреча Великого Октября» с использованием транспортных средств в составе организованной автомобильной колонны по городу Петрозаводску, численностью автомобилей более 10 с предполагаемым количеством участников – не более 30 человек.

Согласно уведомлению, маршрут движения автомобильной колонны был заявлен как площадь Ленина – проспект Карла Маркса (остановка) – улица Куйбышева – улица Кирова – улица Ленинградская – проспект Октябрьский – улица Мелентьевой – проспект Первомайский – ДК Железнодорожников (остановка у памятника 1905 г.) – улица Сорокская – улица Шотмана – улица Чапаева – проспект Лесной – улица Сыктывкарская – улица Попова – Лососинское шоссе – проспект Лесной – проспект Комсомольский – улица Ровио – улица Лыжная – Ключевское шоссе – улица Сегежская – улица Антонова – улица Репникова – улица Ключевая – улица Онежской Флотилии – улица Ригачина – улица Радищева – улица Луначарского – улица Пушкинская – проспект Ленина – площадь Гагарина – проспект Ленина – улица Фридриха Энгельса – площадь Ленина – проспект Карла Маркса – площадь Кирова.

Оспариваемыми ответами отказано в проведении заявленного публичного мероприятия со ссылкой на запрет организации подобных мероприятий в местах путепроводов и охранных зонах высоковольтных линий электропередачи.

Отказывая в иске, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что намерение провести публичное мероприятие в местах, прямо запрещенных действующим законодательством, влечет отказ в согласовании его проведения.

Судебная коллегия с таким выводам суда соглашается.

В соответствии со ст. 31 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.

Согласно пп. 1 и 4 ст. 2 Закона № 54-ФЗ публичное мероприятие – открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств, целью которого является, в том числе, свободное выражение и формирование мнений, выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики.

В силу п. 4 ст. 2 Закона № 54-ФЗ в редакции Федерального закона от 9 марта 2016 г. № 61-ФЗ «О внесении изменений в статьи 2 и 7 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», принятого в целях унификации понятийного аппарата Закона № 54-ФЗ применительно к такому мероприятию, как автопробег, демонстрация – организованное публичное выражение общественных настроений группой граждан с использованием во время передвижения, в том числе на транспортных средствах, плакатов, транспарантов и иных средств наглядной агитации.

Таким образом, планируемое административным истцом публичное мероприятие охватывается понятием демонстрации.

Вместе с тем, с учетом заявленной остановки у ДК Железнодорожников вблизи памятника 1905 г. данное мероприятие включает в себя элементы митинга, что не противоречит пп. 1 и 3 ст. 2 Закона № 54-ФЗ.

В силу п. 1 ч. 3 ст. 5 Закона № 54-ФЗ организатор публичного мероприятия имеет право проводить митинги, демонстрации, шествия и пикетирования в местах и во время, которые указаны в уведомлении о проведении публичного мероприятия.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления отказывает в согласовании проведения публичного мероприятия только в случаях, если уведомление о его проведении подано лицом, которое в соответствии с настоящим Федеральным законом не вправе быть организатором публичного мероприятия, либо если в уведомлении в качестве места проведения публичного мероприятия указано место, в котором в соответствии с настоящим Федеральным законом илизаконом субъекта Российской Федерации проведение публичного мероприятия запрещается (ч. 2.1 ст. 8, ч. 3 ст. 12 Закона № 54-ФЗ.

Из ч. 1 ст. 8 Закона № 54-ФЗ следует, что публичное мероприятие может проводиться в любых пригодных для целей данного мероприятия местах в случае, если его проведение не создает угрозы обрушения зданий и сооружений или иной угрозы безопасности участников данного публичного мероприятия, при этом условия запрета или ограничения проведения публичного мероприятия в отдельных местах могут быть конкретизированы федеральными законами.

К местам, в которых проведение публичного мероприятия запрещается, относятся, в том числе, путепроводы, железнодорожные магистрали и полосы отвода железных дорог, нефте-, газо- и продуктопроводов, высоковольтных линий электропередачи (п. 2 ч. 2 ст. 8 Закона № 54-ФЗ).

Понятие «путепровод» раскрытов положенияхп. 3 ст. 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», пп. 3.1.3.51 ГОСТ Р ИСО 6707-1-2020. Национальный стандарт Российской Федерации. Здания и сооружения. Общие термины (утвержден и введен в действие приказом Росстандарта от 24 декабря 2020 г. № 1388-ст), приложение Б к СП 35.13330.2011. Свод правил. Мосты и трубы. Актуализированная редакция СНиП 2.05.03-84* (утвержденный приказом Минрегиона России от 28 декабря 2010 г. № 822), с учетом которых путепроводом является искусственное мостовое сооружение, предназначенное для движения транспортных средств в местах пересечения автомобильных дорог с иными автомобильными дорогами или железными дорогами.

С учетом изложенного, фактического состояния пересечения улицы Лыжная вблизи места ее пересечения с Ключевским шоссе и улицами «Правды» и Калинина с железнодорожной магистралью Санкт-Петербург–Мурманск, судебная коллегия соглашается с доводами административных ответчиков относительно наличия в месте проведения публичного мероприятия путепровода.

Исходя из конкретных конструктивных особенностей данного путепровода и прилегающей к нему дорожной развязки четырех элементов улично-дорожной сетив месте пересечения Ключевского шоссе и улиц Калинина, Лыжная и «Правды»(пп. 175, 309, 610, 928Перечня элементов улично-дорожной сети и планировочной структуры города Петрозаводска, используемых в качестве реквизитов адреса, утвержденного постановлением Администрации от 3 сентября 2019 г. № 2305), установленной там схемы организации дорожного движения, судебная коллегия находит допустимым и соразмерным запрет на проведение публичных мероприятий в форме демонстрации с использованием транспортных средств, что соответствует вытекающему из ч. 1 ст. 8 Закона 54-ФЗ принципу обеспечения безопасности его участников, иных лиц, исключению угрозы обрушения сооружений при проведении публичного мероприятия.

С учетом изложенного, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о законности оспариваемых решений об отказе в согласовании проведения публичного мероприятия в связи с его проведением в месте расположения путепровода у пересечения улица Лыжная и Ключевского шоссе.

Вместе с тем, судебная коллегия полагает ошибочным содержащийся в решении суда первой инстанции вывод об обоснованности отказа в согласовании проведения публичного мероприятияв связи с наличием на протяжении проспектов Октябрьский и Лесной, Ключевского шоссе линий электропередач.

Из буквального содержания оспариваемых решений следует, что основанием для отказа в проведении публичного мероприятия в указанной части послужило установление в соответствии с п. 5 Правил № 160 охранных зон вдоль линий электропередач, в которые целиком входит вся ширина указанных объектов улично-дорожной сети.

Воздерживаясь отподменыоснований оспариваемых отказов (п. 61 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 г. № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации»), судебная коллегия отмечает, что из буквального содержания п. 2 ч. 2 ст. 8 Закона № 54-ФЗ следует, что к местам, в которых проведение публичного мероприятия запрещается, относятся полосы отвода высоковольтных линий электропередачи, а не охранные зоны объектов электросетевого хозяйства (далее – охранные зоны).

Законодателем ни в Законе № 54-ФЗ, ни в иных действующих нормативных актах не установлено определение понятия «полосы отвода высоковольтных линий электропередачи».

Вместе с тем, из абзацев семнадцатого и восемнадцатого п. 1 ст. 2 Федерального закона от 10 января 2003 г. № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» с очевидностью вытекает нетождественность понятий «полоса отвода железных дорог» (к которой относятся земельные участки, прилегающие к железнодорожным путям, земельные участки, занятые железнодорожными путями или предназначенные для размещения таких путей, а также земельные участки, занятыеили предназначенные для размещения железнодорожных станций, водоотводных и укрепительных устройств, защитных полос лесов вдоль железнодорожных путей, линий связи, устройств электроснабжения, производственных и иных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов железнодорожного транспорта) и «охранные зоны» (к которым относятся территории, которые прилегают с обеих сторон к полосе отвода и в границах которых устанавливается особый режим использования земельных участков (частей земельных участков) в целях обеспечения сохранности, прочности и устойчивости объектов железнодорожного транспорта).

При этом из данных законоположений, а также из пп. 2-3(1) Правил установления и использования полос отвода и охранных зон железных дорог, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12 октября 2006 г. № 611, следует, что к полосе отвода относятся лишь поставленные на кадастровый учет земельные участки,прилегающие к железнодорожным путям, земельные участки, занятые железнодорожными путями или предназначенные для размещения таких путей, а также земельные участки, занятые или предназначенные для размещения железнодорожных станций, водоотводных и укрепительных устройств, защитных полос лесов вдоль железнодорожных путей, линий связи, устройств электроснабжения, производственных и иных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов железнодорожного транспорта.

Ранее действовавшее правовое регулирование (п. 11 Правил охраны высоковольтных электрических сетей, утвержденных постановлением Совмина СССР от 30 ноября 1953 г. № 2866 (далее – Правила № 2866), п. 3 постановления Совмина РСФСР от 3 февраля 1966 г. № 122 «О запрещении отвода земельных участков в придорожных полосах вдоль автомобильных дорог общегосударственного и республиканского значения» (в редакции постановления Совмина РСФСР от 30 июня 1983 г. № 328)) также определяли полосу отвода под высоковольтные электрические сети в качестве земельных участков под опоры воздушных линий электропередачи напряжением 20-400 киловольт – в виде земельного участка, занимаемого опорой, и 3 метра вокруг нее.

Соответственно, ранее полоса отвода высоковольтных электрических сетей определялась именно в качестве земельного участка, занятого непосредственно опорами линии электропередач и незначительного расстояния вокруг них, необходимого для обслуживания опоры, что соотносится с тем, каким образом устанавливаются полосы отвода железных дорог, также являющихся линейными объектами.

При этом учитывается, что Правила № 2866 (в последующем замененные последовательно Правилами охраны электрических сетей напряжением свыше 1000 вольт, утвержденными постановлением Совмина СССР от 26 марта 1984 г. № 255 и Правилами № 160) помимо критериев определения границ полос отвода, устанавливали порядок определения и размеры охранных зон вдоль воздушных линий электропередачи, а также ограничения на осуществление определенных видов деятельности в их пределах.

С учетом изложенного, отсутствия доказательств, подтверждающих наличие на маршруте проведения публичного мероприятия земельных участков, отведенных (предоставленных) для установки опор высоковольтных линий электропередачи, равно как и ссылки на данное обстоятельство в оспариваемых отказах, судебная коллегия полагает необоснованным вывод суда первой инстанции об обоснованности обжалуемых решений со ссылкой на наличие на всей ширине проспектов Октябрьский и Лесной, Ключевского шоссе установленных в соответствии с п. 5 Правил № 160 охранных зон.

Довод представителей Администрации относительно возможности распространения на охранные зоны правил о полосах отвода высоковольтных линий электропередачи и аналогичности указанных понятий, с учетом вышеуказанных нормативных предписаний, очевидно свидетельствующих об их значимых отличиях, отклоняются.

При этом судебной коллегией принимается во внимание неоднократно высказанная Конституционным Судом Российской Федерации правовая позиция, касающаяся недопустимостинеоднозначности и противоречивости законодательного регулирования, препятствующего адекватному уяснению его содержания и предназначения, допускающего неограниченное усмотрение публичной власти в процессе правоприменения, создающих предпосылки для административного произвола и избирательного правосудия, чем ослабляются гарантии защиты конституционных прав и свобод (постановления от 20 декабря 2011 г. № 29-П, от 2 июня 2015 г. № 12-П, от 19 июля 2017 г. № 22-П, от 30 марта 2018 г.№ 14-П, от 8 июля 2021 г. № 33-П и др.), с учетом которой не может являться основанием для ограничения прав гражданина неопределенность правового регулирования, очевидным и однозначным образом не устраняемая посредством сопоставления с иными правовыми нормами.

Вместе с тем, само по себе наличие на маршруте проведения заявленного публичного мероприятия путепровода, расположенного вблизи пересечения улицы Лыжная с Ключевским шоссе, при проезде под которым не обеспечивалась безопасность участников публичного мероприятия, в силу п. 2 ч. 2 ст. 8, ч. 3 ст. 12 Закона № 54-ФЗ является достаточным основанием для принятия решений об отказа в его проведении.

Поскольку ч. 2.2 ст. 8 Закона № 54-ФЗ содержит перечень мест, в которых запрещено проведение всех публичных мероприятий, безотносительно их формы, доводы административного истца, касающиеся того, что данный запрет не распространяется на публичные мероприятия, связанные с перемещением их участников, в том числе, на транспортных средствах, отклоняются.

С учетом изложенного оснований для отмены обжалуемого решения суда в апелляционном порядке не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 28 октября 2021 г. по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.

Вступившие в законную силу судебные акты могут быть обжалованы в кассационном порядке в течение шести месяцев со дня их вступления в законную силу.

Кассационные жалоба, представление подаются в Третий кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции, принявший решение.

Председательствующий

Судьи

33а-3894/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Андруневич Сергей Степанович
Ответчики
Администрация Петрозаводского городского округа
Государственный комитет Республики Карелия по обеспечению жизнедеятельности и безопасности населения
Другие
Ботнарь Леонид Михайлович
Карельское Республиканское Отделение Политической партии КПРФ
Суд
Верховный Суд Республики Карелия
Судья
Соляников Роман Викторович
Дело на сайте суда
vs.kar.sudrf.ru
29.10.2021Передача дела судье
03.11.2021Судебное заседание
10.11.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
12.11.2021Передано в экспедицию
03.11.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее