Дело №12-24/2024
УИД 44RS0004-01-2024-000119-13
Р Е Ш Е Н И Е
по жалобе на определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении
г. Мантурово 2 мая 2024 года
Судья Мантуровского районного суда Костромской области Изюмов В.В.,
рассмотрев в судебном заседании в порядке пересмотра постановлений по делам об административных правонарушениях жалобу представителя Верхне-Волжского межрегионального управления Росприроднадзора Н.Б. Гиляздиновой на определение начальника отдела статистики сельского хозяйства и окружающей природной среды Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Костромской области Брызгаловой Т.Н. об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении №А-8/05/128/2024 от 7 февраля 2024 года в отношении МКУП «Коммунальные системы» Мантуровского муниципального округа Костромской области,
УСТАНОВИЛ:
Определением начальника отдела статистики сельского хозяйства и окружающей природной среды Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Костромской области Брызгаловой Т.Н. №А-8/05/128/2024 от 7 февраля 2024 года отказано в возбуждении дела об административном правонарушении в отношении МКУП «Коммунальные системы» Мантуровского муниципального округа на основании п.1, ч.1, ст.25.5 КоАП РФ в связи с отсутствием события административного правонарушения.
Не согласившись с вынесенным определением, представитель Верхне-Волжского межрегионального управления Росприроднадзора Н.Б. Гиляздинова обратилась в суд с жалобой, в которой просит его отменить. В обоснование жалобы указала, что ежегодно на официальном сайте Межрегионального управления в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» размещаются перечни респондентов, которым необходимо предоставлять первичные статистические данные по форме федерального статистического наблюдения №2ТП(воздух). Юридические лица и индивидуальные предприниматели имеющие в своем составе стационарные источники загрязнения атмосферного воздуха, заполняют данную форму 2-ТП и предоставляют ее в территориальные органы Росприроднадзора. Сведения предоставляются в случае, если суммарный объем разрешенных выбросов загрязняющих веществ по всем объектам, оказывающим негативное воздействие на окружающую среду превышают 10 тонн в год или составляют от 5 до 10 тонн включительно при наличии в составе выбросов загрязняющих атмосферу веществ 1 или 2 класса опасности. Данную отчетность по форме 2-ТП за 2023 год респонденты предоставляют в территориальные органы в срок до 22 января 2024 года включительно. При этом данная форма отчетности предоставляется в территориальные органы Росприроднадзора только при наличии наблюдаемого события. В случае отсутствия события отчет не предоставляется. Считают что наличие или отсутствие наблюдаемого события должно быть предметом административного расследования, которое в процессе рассмотрения материалов дела территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Костромской области предпринято не было.
В судебное заседание Верхне-Волжское Межрегиональное управление Росприроднадзора представителя не направили, о времени и месте судебного заседания уведомлены повесткой.
Должностное лицо Костромастат Брызгалова Т.Н. вынесшее определение в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть жалобу без ее участия. С доводами жалобы не согласилась, просила в удовлетворении жалобы отказать в виду того, что для привлечения юридического лица к ответственности необходимо наличие факта наблюдаемого события.
МКУП «Коммунальные системы» о времени и месте судебного заседания уведомлены повесткой в суд представителя не направили.
Изучение представленных материалов и доводов жалобы заявителя и возражений административного органа, позволяет прийти к следующим выводам.
В силу ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Кодексом об административных правонарушениях РФ установлена административная ответственность за непредставление респондентами субъектам официального статистического учета первичных статистических данных в установленном порядке или несвоевременное предоставление этих данных либо предоставление недостоверных первичных статистических данных.
Единые правовые основы для реализации государственной политики в сфере официального статистического учета установлены Федеральным законом от 29 ноября 2007 года N 282-ФЗ "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации".
В силу предписаний названного Федерального закона официальный статистический учет - деятельность, направленная на проведение в соответствии с официальной статистической методологией федеральных статистических наблюдений и обработку данных, полученных в результате этих наблюдений, и осуществляемая в целях формирования официальной статистической информации (пункт 1 статьи 2).
При этом для респондентов установлена обязанность по предоставлению субъектам официального статистического учета первичных статистических данных, необходимых для формирования официальной статистической информации. Условия предоставления статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учета определяются Правительством Российской Федерации, если иное не установлено федеральными законами (части 1 и 9 статьи 8).
Согласно Положению об условиях предоставления в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учета, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 18 августа 2008 г. N 620, непредставление или несвоевременное предоставление первичных статистических данных или административных данных респондентами, влечет ответственность респондентов, предусмотренную законодательством Российской Федерации (пункт 14).
Приказом Росстата от 8 ноября 2018 г. N 661 утвержден срок представления годовой формы федерального статистического наблюдения N 2-ТП (воздух) "Сведения об охране атмосферного воздуха" - до 22 января после отчетного периода.
В соответствии с Указаниями по заполнению формы федерального статистического наблюдения N 2-ТП (воздух) "Сведения об охране атмосферного воздуха" данную форму заполняют юридические лица, имеющие стационарные источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Юридическое лицо предоставляет ее в территориальные органы Росприроднадзора по месту учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, имеющему в своем составе стационарные источники загрязнения атмосферного воздуха.
Как следует из материалов дела, Верхне-Волжское межрегиональное управление Росприроднадзора направило в административный орган информацию о непредставлении МКУП «Коммунальные системы» в нарушение требований ст. 8 Федерального закона от 29.11.2007 N 282-ФЗ "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации", первичных статистических данных по форме N 2-ТП (воздух), срок представления сведений - 22 января 2024 года.
В силу положений ст. 4.5 КоАП РФ, срок давности привлечения к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 13.19 КоАП РФ, составляет два месяца.
Следовательно, срок давности привлечения к административной ответственности, установленный ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел, по настоящему делу истек 23 марта 2024 года, производство по делу возобновлено быть не может. В этой связи позиция заявителя о возвращении дела на новое судебное рассмотрение подлежит отклонению.
Исходя из ст. 4.5 и п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, по истечении установленного срока давности вопрос об административной ответственности, в том числе о наличии либо отсутствии события или состава административного правонарушения в действиях лица, в отношении которого прекращено производство по делу, обсуждаться не может, так как это ухудшает его положение.
Поскольку срок давности привлечения МКУП «Коммунальные системы», в отношении которого было вынесено определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, к административной ответственности истек, то утрачена возможность правовой оценки его действий на предмет наличия события или состава противоправного деяния.
В виду невозможности ухудшения по изложенным выше мотивам положения привлекаемого лица оснований для пересмотра определения административного органа не имеется, данное определение подлежит оставлению без изменения, жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ч.4 ст.30.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
РЕШИЛ:
Жалобу представителя Верхне-Волжского межрегионального управления Росприроднадзора Н.Б. Гиляздиновой на определение начальника отдела статистики сельского хозяйства и окружающей природной среды Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Костромской области Брызгаловой Т.Н. об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении №А-8/05/128/2024 от 7 февраля 2024 года в отношении МКУП «Коммунальные системы» Мантуровского муниципального округа Костромской области оставить без удовлетворения, а определение без изменения.
Решение суда может быть обжаловано в Костромской областной суд через Мантуровский районный суд в течение 10 дней с момента получения копии решения суда.
Судья: Изюмов В.В.