Дело №2-522/2019
№65RS0008-01-2019-000568-80
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
30 июля 2019 года город Невельск
Невельский городской суд Сахалинской области
под председательством судьи О.В. Лавровой,
при секретаре судебного заседания И.С. Гущиной,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Шевякова Владимира Петровича к администрации Невельского городского округа о возложении обязанности снести ветхое и аварийное жилое помещение, предоставив взамен равноценное жилое помещение,
у с т а н о в и л:
01 июля 2019 года в Невельский городской суд поступило указанное выше исковое заявление Шевякова В.П. в котором он указал, что до 1993 года проживал с родителями в частном доме, расположенном по адресу: <адрес>. Когда обратился к ответчику о закреплении за ним жилого дома и земельного участка, расположенного под ним, получил ответ от 16 февраля 2017 года №71-КО, из которого узнал, что существует наследственное дело, при этом он о наличии наследства не знал. Кроме того, из ответа следовало, что правоустанавливающие документы, подтверждающие право собственности на жилой дом отсутствуют, ? доля спорного дома в 1956 году приобретена по договору купли-продажи ФИО1 у собственника, в чьем бессрочном пользовании находился земельный участок, предназначенный под строительство индивидуального жилого дома. Обжаловав ответ от 16 февраля 2017 года №71-КО в прокуратуру, получил письмо от 17 апреля 2017 года №224ж-2017 о том, что спорный жилой дом числился за ФИО2 в реестре муниципальной собственности МО «Невельский городской округ» не состоит. С материалами проверки его не ознакомили. Ссылаясь в своем ответе от 02 марта 2019 года на положения статьи 32 Жилищного кодекса РФ, Невельский городской прокурор указал, что администрацией должны быть изъяты все помещения в многоквартирном доме, однако Шевяков В.П. отказывается от изъятия данного помещения, в этой связи у администрации Невельского ГО отсутствуют основания для сноса жилого дома. Между тем ответчик никаких документов по месту отбывания наказания ему не направляет. Приведя изложенные обстоятельства, просит возложить на ответчика обязанность снести ветхое и аварийное жилое помещение, предоставив взамен равноценное жилое помещение в г.Невельске, отвечающее пожарно-техническим требованиям в течение двух месяцев со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Истец Шевяков В.П., извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не явился ввиду отбывания наказания в местах лишения свободы.
Ответчик администрация Невельского городского округа, извещенная надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, явку своего представителя не обеспечила, ходатайств об отложении судебного заседания не заявляла.
Руководствуясь положениями части 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц.
Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации (пункт «к» часть 1 статья 72) жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда (статья 2 Жилищного кодекса РФ).
Пунктом 8 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений отнесено признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.
Частью 4 статьи 15 Жилищного кодекса РФ установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Во исполнение данной нормы Правительством РФ принято Постановление от 28 января 2006 года N47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» (далее - Положение), действие которого распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации (пункт 2 Положения).
В соответствии с пунктом 7 Положения уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений жилищного фонда субъекта Российской Федерации, а также иных жилых помещений в случаях, установленных настоящим Положением. В состав комиссии включаются представители этого органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно пункту 42 Положения комиссия на основании заявления собственника помещения, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего полномочия собственника в отношении оцениваемого имущества, правообладателя или гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и принимает решения в порядке, предусмотренном пунктом 47 настоящего Положения.
Пунктом 8 Положения предусмотрено, что орган местного самоуправления при наличии обращения собственника помещения принимает решение о признании частных жилых помещений, находящихся на соответствующей территории, пригодными (непригодными) для проживания граждан на основании соответствующего заключения комиссии.
По результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений об оценке соответствия помещений и многоквартирных домов установленным в настоящем Положении требованиям: о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания; о выявлении оснований для признания помещения подлежащим капитальному ремонту, реконструкции или перепланировке (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями; о выявлении оснований для признания помещения непригодным для проживания; о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции; о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу; об отсутствии оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (пункт 47 Положения).
На основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления в течение 30 дней со дня получения заключения в установленном им порядке принимает решение, предусмотренное абзацем седьмым пункта 7 настоящего Положения, и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ (пункт 49 Положения).
Из пункта 52 приведенного Положения следует, что решение соответствующего федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, заключение, предусмотренное пунктом 47 настоящего Положения, могут быть обжалованы заинтересованными лицами в судебном порядке.
Из анализа вышеприведенных норм закона следует, что вопросы признания жилых помещений, в том числе частного жилищного фонда, пригодными (непригодными) для проживания граждан отнесены к компетенции межведомственной комиссии, создаваемой органами местного самоуправления.
Межведомственная комиссия о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции на территории муниципального образования «Невельский городской округ» в своей деятельности руководствуется Положением, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года №47, Уставом муниципального образования «Невельский городской округ».
Постановлением мэра Невельского городского округа от 28 ноября 2017 года N1747 утвержден административный регламент предоставления муниципальной услуги «Признание помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» с последующими изменениями (последняя редакция изменений внесена Постановлением мэра Невельского городского округа от 25 июня 2018 года №768) (далее – административный регламент).
Пунктом 1.2. административного регламента определен круг заявителей, которыми являются собственники (физические и юридические лица) и наниматели жилых помещений, их законные представители или доверенные лица.
Результатом предоставления муниципальной услуги в силу пункта 2.3 административного регламента являются: распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу и реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ и заключение межведомственной комиссии; уведомление о возврате заявления и соответствующих документов без рассмотрения.
Для рассмотрения вопроса о пригодности (непригодности) помещения для проживания и признания многоквартирного дома аварийным заявитель предоставляет в администрацию Невельского городского округа вместе с заявлением исчерпывающий перечень необходимых документов (пункт 2.6 административного регламента), а именно: заявление о признании помещения жилым помещением или жилого помещения непригодным для проживания и (или) многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции по форме, указанной в приложении №1 к административному регламенту; документ, удостоверяющий личность заявителя; документ, удостоверяющий права (полномочия) представителя физического лица, индивидуального предпринимателя, юридического лица, если с заявлением обращается представитель заявителя (заявителей); а именно доверенность, выданная в установленном порядке (в случае если за предоставлением муниципальной услуги обращается уполномоченный представитель заявителя, за исключением случаев, если он является руководителем юридического лица, действующим на основании учредительных документов юридического лица без доверенности – в этом случае предоставляется документ, подтверждающий указанное право руководителя юридического лица); копии правоустанавливающих документов на жилое помещение, право на которое не зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости; в отношении нежилого помещения для признания его в дальнейшем жилым помещением – проект реконструкции нежилого помещения; заключение специализированной организации, проводившей обследование многоквартирного дома, - в случае постановки вопроса о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции; заключение проектно—изыскательной организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения – в случае если предоставление такого заключения является необходимым для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) требованиям, установленным Положением №47; заявления, письма, жалобы граждан на неудовлетворительные условия проживания – по усмотрению заявителя.
Отсюда следует, что защите подлежат жилищные права граждан, занимающих жилые помещения на законных основаниях.
В соответствии со статьей 56 Гражданского процессуального кодекса РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Из искового заявления следует, что Шевяков В.П. обосновывает предъявленные к администрации требования положениями статьи 32 Жилищного кодекса РФ.
Положениями статьи 32 Жилищного кодекса РФ регулируются правоотношения между собственниками жилых помещений жилого дома, признанного непригодным для проживания и подлежащим сносу, и органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также предусмотрен порядок изъятия у собственника жилого помещения для государственных или муниципальных нужд.
Следует принимать во внимание положения части 8 статьи 32 Жилищного кодекса РФ и разъяснения, содержащиеся в пп. «и» п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» от 02 июля 2014 года №14, в соответствии с которым предоставление собственнику жилого помещения взамен изымаемого другого жилого помещения допускается только по соглашению сторон.
При отсутствии согласия органа местного самоуправления на предоставление гражданину другого жилого помещения на праве собственности взамен изымаемого суд не вправе обязать орган местного самоуправления предоставить гражданину такое жилое помещение.
Из материалов дела следует, 30 января 2017 года Шевяков В.П. обратился в администрацию Невельского городского округа с заявлением о реализации своих прав в отношении жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>. На основании данного обращения администрацией проведена проверка, в ходе которой получены соответствующие документы, из которых следует, что в 1954 году гражданам ФИО3 и ФИО4 отделом коммунального хозяйства исполкома районного Совета депутатов трудящихся на основании договора №1 в бессрочное пользование предоставлен земельный участок под №38 по <адрес> для возведения одноэтажного дома в 8 комнат. Из договора купли-продажи от 21 ноября 1995 года видно, что ФИО4 продал, а ФИО1 купил ? жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>. Сведениями, представленными отделом опеки и попечительства администрации Невельского городского округа от 10 февраля 2017 года, подтверждается, что Шевяков В.П. в 1994 году остался без попечения родителей, его мать ФИО5 согласно справке, выданной народным судьей приговором Невельского городского суда от 27 декабря 1993 года осуждена к пяти годам лишения свободы, Шевяков В.П. временно проживал у соседки, в этой связи начальник гороно обратилась к мэру г.Невельска о назначении опекуна над имуществом несовершеннолетнего, указав, что после смерти его отца за несовершеннолетним остался дом с земельным участком, расположенные в <адрес>. Однако из сведений, представленных нотариусом г. Невельска 23 декабря 1995 года следует, что наследственное дело № к имуществу умершего 13 сентября 1993 года ФИО6, сдано в архив ввиду отсутствия в наследственном деле правоустанавливающих документов на дом, расположенный по адресу: <адрес>. Отсутствие правоустанавливающих документов на указанный объект недвижимости подтверждается справкой, выданной 08 декабря 1995 года БТИ г. Невельска, из которой следует, что жилой дом <адрес> значится за ФИО2, списавшей жилой фонд в <адрес>. Это же обстоятельство подтверждается уведомлениями об отсутствии сведений в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Начиная с 1993 года Шевяков В.П. проживал в государственных учреждениях – в детском доме <адрес>, <адрес>. В 1993 году Шевякову В.П. назначен опекуном ФИО7, некоторое время проживающий в доме <адрес>, после его смерти дом заброшен, в нем никто не проживал, для проживания дом непригоден. Из карточки прописки формы А следует, что Шевяков В.П., прибыв из <адрес>, с 05 июля 2004 года по 02 марта 2005 года состоял на регистрационном учете в <адрес> без указания конкретного адреса. Информация о закреплении за Шевяковым В.П. жилого помещения в отделе опеки и попечительства администрации Невельского городского округа отсутствует, в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на получение жилого помещения, он не включен.
В ходе проведенной Невельской городской прокуратурой проверки по факту обращения Шевякова В.П. с жалобой по жилищному вопросу, кроме указанных выше обстоятельств, также установлено, что Шевяков В.П. в качестве члена семьи был зарегистрирован в жилом помещении своей бабушки по адресу: <адрес>. В связи с признанием указанного помещения непригодным для проживания и подлежащим сносу, Постановлением мэра г.Южно-Сахалинска от 02 ноября 2012 года №2296 Шевякову В.П. предоставлено жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>. Оформив 27 мая 2013 года данное жилое помещение в собственность, Шевяков В.П. распорядился им, продав 14 июня 2013 года гражданину ФИО8
Эти же обстоятельства установлены и вступившим в законную силу решением Южно-Сахалинского городского суда от 21 ноября 2018 года, которые в силу положений статьи 61 Гражданского процессуального кодекса РФ не подлежат доказыванию вновь.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Гражданского процессуального кодекса РФ судебной защите подлежат нарушенные либо оспариваемые права.
Между тем, в ходе рассмотрения дела установлено, что Шевяков В.П. выехал из спорного жилого дома в 1993 году, с заявлением в адрес межведомственной комиссии о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции на территории муниципального образования «Невельский городской округ» не обращался, ни правом собственности, ни правом владения и пользования жилым помещением по договору социального найма на спорное имущество не обладает.
Сведений о том, что ответчик принял решение об изъятии для муниципальных нужд земельного участка, на котором расположен указанный жилой дом, между ним и истцом достигнуто соглашение о предоставлении другого жилого помещения взамен изымаемого, в нарушение положений статьи 56 Гражданского процессуального кодекса РФ не представлено.
Наличие в материалах дела письма от 16 февраля 2017 года №71-КО, адресованного истцу и из которого следует, что по результатам визуального осмотра дома, расположенного по адресу: <адрес>, следует, что он находится в ненадлежащем техническом состоянии, равно как и разъяснения прокурора г.Невельска, датированного 02 марта 2019 года об отказе Шевякова В.П. об изъятии спорного объекта сами по себе не являются основаниями для удовлетворения заявленных требований.
Исследовав и оценив в совокупности по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса РФ представленные в материалы дела доказательства, учитывая положения приведенных норм права, суд приходит к выводу о том, что факт нарушений ответчиком жилищных прав истца в отношении вышеуказанного жилого помещения не подтвержден.
С учетом изложенного, принимая во внимание предмет и основание настоящего иска, суд приходит к выводу об отказе Шевякову В.П. в удовлетворении заявленных требований.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
р е ш и л:
Шевякову Владимиру Петровичу в удовлетворении исковых требований к администрации Невельского городского округа о возложении обязанности снести ветхое и аварийное жилое помещение, предоставив взамен равноценное жилое помещение, отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Сахалинский областной суд через Невельский городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Невельского городского суда О.В. Лаврова