Решение по делу № 33-3388/2023 от 17.10.2023

Судья Земцова Т.В. Дело № 33-3388/2023

№ 2-222/2023

УИД 67RS0017-01-2023-000309-06

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

21 ноября 2023 года г. Смоленск

Судебная коллегия по гражданским делам Смоленского областного суда в составе:

председательствующего Гузенковой Н.В.,

судей Мацкив Л.Ю., Дороховой В.В.

при секретаре (помощнике судьи) Лазуткиной Ю.С.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску военного прокурора Смоленского гарнизона в интересах неопределенного круга лиц к Министерству обороны Российской Федерации, ФКУ «Военный комиссариат <адрес>», военному комиссариату <адрес> о возложении на Министерство обороны Российской Федерации обязанности выделить денежные средства и обеспечить заключение государственного контракта на установку в военном комиссариате <адрес> телевизионных средств наблюдения, металлодетектора, тревожной кнопки и автоматического противотаранного барьера,

по апелляционной жалобе Министерства обороны Российской Федерации в лице ФГКУ «Западное региональное управление правового обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации на решение Монастырщинского районного суда <адрес> от <дата>.

Заслушав доклад судьи Мацкив Л.Ю., возражения помощника военного прокурора Смоленского гарнизона Колесниченко Д.Н., судебная коллегия

установила:

Военный прокурор Смоленского гарнизона в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Министерству обороны Российской Федерации, ФКУ «Военный комиссариат <адрес>», военному комиссариату <адрес> о возложении на Министерство обороны Российской Федерации обязанности выделить денежные средства и обеспечить заключение государственного контракта на установку в военном комиссариате <адрес> телевизионных средств наблюдения, металлодетектора, тревожной кнопки и автоматического противотаранного барьера, в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

В обоснование иска указано, что в соответствии с Руководством по оснащению объектов Вооруженных Сил Российской Федерации техническими средствами охраны и их применению, утвержденным приказом Министра обороны Российской Федерации от <дата> (далее также - Руководство), военный комиссариат <адрес> как военный объект II категории должен быть обеспечен соответствующими техническими средствами охраны (далее также – ТСО) (л.д. 4-7).

В судебном заседании представитель военного прокурора Смоленского гарнизона по доверенности - прокурор <адрес> Смоленской Евсеев А.Г. иск поддержал.

Дело рассмотрено в закрытом судебном заседании, в отсутствие представителей ответчиков: Министерства обороны Российской Федерации, ФКУ «Военный комиссариат <адрес>», военного комиссариата <адрес>, извещенных о времени и месте рассмотрения дела.

Решением Монастырщинского районного суда <адрес> от <дата> иск прокурора удовлетворен, на Министерство обороны Российской Федерации возложена обязанность выделить денежные средства и обеспечить заключение государственного контракта на установку в военном комиссариате <адрес> по адресу: <адрес> телевизионных средств наблюдения в количестве 5 (пяти) штук, металлодетектора, тревожной кнопки и инженерного сооружения автоматического противотаранного барьера в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу (л.д. 40-42).

В апелляционной жалобе Министерство обороны Российской Федерации в лице ФГКУ «Западное региональное управление правового обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации просит решение отменить как незаконное и необоснованное и принять новое об отказе в иске. Указывает, что в ходе рассмотрения дела судом не установлено, в каком техническом состоянии находится здание военного комиссариата <адрес>, требует ли указанное здание капитального ремонта, имеется ли возможность исполнить указанное решение суда, а также не установлен способ обеспечения здания техническими средствами охраны. Организация оснащения техническими средствами охраны имущественных объектов, закрепленных на Вооруженными Силами Российской Федерации, является процедурой, строго регламентированной нормами действующего законодательства, не предусматривающей изменение данной процедуры или ее упрощения в целях исполнения решения суда или волеизъявления военного прокурора. Обратившись с иском военный прокурор фактически подменил иные государственные органы, вмешавшись при этом в оперативно-хозяйственную деятельность военного ведомства (л.д. 49-55).

В возражениях военный прокурор Смоленского гарнизона просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения (л.д. 69-75).

Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы и возражений, судебная коллегия приходит к следующему.

Из материалов дела видно, что военной прокуратурой Смоленского гарнизона проведена проверка исполнения должностными лицами военных комиссариатов <адрес> требований законодательства о противодействии терроризму, в ходе которой произведен осмотр территории военного комиссариата <адрес> на предмет наличия технических средств охраны – видеокамер, противотаранных объектов, о чем составлен акт.

Так, согласно акту осмотра от <дата> военный комиссариат <адрес> не обеспечен 5-ю видеокамерами и 1-м противотаранным барьером (л.д. 8).

Удовлетворяя иск военного прокурора, суд первой инстанции исходил из того, что военный комиссариат <адрес> не обеспечен техническими средствами охраны надлежащим образом.

Судебная коллегия с выводами суда не согласна ввиду следующего.

В соответствии с п. 1 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от <дата> «Вопросы Министерства обороны Российской Федерации» (далее - Положение о Министерстве обороны Российской Федерации), Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, иные установленные федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации функции в этой области, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций.

Согласно с п. 2 Положения Министерство обороны России является органом управления Вооруженными Силами Российской Федерации, осуществляет координацию и контроль деятельности подведомственных ему Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству и Федеральной службы по техническому и экспортному контролю.

В структуру Министерства обороны Российской Федерации, являющегося органом управления Вооруженными Силами Российской Федерапции, входят центральные органы военного управления и иные подразделения.

Приказом Минобороны России от <дата> дсп, (с изменениями, внесенными приказом от <дата> ) утверждено Руководство по организации оснащения объектов Вооруженных Сил Российской Федерации техническими средствами охраны и комплексами технических средств охраны, которое действовало до <дата>.

С <дата> введено в действие Руководство по оснащению объектов Вооруженных Сил Российской Федерации техническими средствами охраны и их применению, утвержденное приказом Министра обороны Российской Федерации от <дата> (далее также - Руководство).

Согласно названным руководствам технические средства охраны являются видом специальной техники, применяемой в системе охраны существующих или планируемых к строительству полигонов, аэродромов, узлов связи, баз, складов, арсеналов и иных используемых для нужд обороны страны и безопасности государства объектов, а также комплексов зданий и отдельных зданий, строений и сооружений, расположенных на позициях воинских частей, на стационарных пунктах управления, в организациях Вооруженных Сил.

Согласно п. 2 Руководства технические средства охраны являются видом специальной техники, применяемой в системе охраны существующих или планируемых к строительству полигонов, аэродромов, узлов связи, баз, складов, арсеналов и иных используемых для нужд обороны страны и безопасности государства объектов, а также комплексов зданий и отдельных зданий, строений и сооружений, расположенных на позициях воинских частей, на стационарных пунктах управления, в организациях Вооруженных Сил РФ.

Пунктами 3, 4, 6, 7, 12 раздела I, пунктами 14, 15, 18, 23 раздела II Руководства определено, что технические средства охраны (далее также - ТСО) применяются в целях повышения надежности охраны и обеспечения антитеррористической защищенности военных объектов, оптимизации состава и численности подразделений охраны военных объектов, обеспечения подразделений охраны информацией о состоянии военного объекта в объеме, необходимом для организации его защиты от нападения и других противоправных действий третьих лиц, сдерживания (затруднения) проникновения нарушителя на военный объект на время, необходимое для реагирования подразделения охраны, улучшения условий несения службы по охране военных объектов. Для оснащения постоянных (стационарных) военных объектов применяются комплексы технических средств охраны, а также технические средства охраны, используемые автономно (вне состава комплекса технических средств охраны).

Технические средства охраны, используемые для организации охраны военных объектов автономно (вне состава комплекса технических средств охраны) включают в себя:

- средства обнаружения запрещенных предметов и веществ - изделия, предназначенные для досмотра людей, грузов и транспортных средств с целью установления наличия металлосодержащих предметов и взрывчатых (химических) веществ, запрещенных к вносу (ввозу) на территорию охраняемого военного объекта или выносу (вывозу) с нее;

- технические средства предупреждения - изделия, предназначенные для визуального и звукового информирования людей о приближении к границе охраняемого военного объекта (запретной границе);

- инженерные препятствия - изделия промышленного изготовления, предназначенные для воспрещения (затруднения) перемещения на подступах к границе охраняемого военного объекта людей и транспортных средств вне установленных маршрутов, обеспечения приемлемого скоростного режима и регулирования движения автомобилей, а также конструкции, воспрещающие (затрудняющие) несанкционированный доступ людей в здания (сооружения);

- инженерные средства охраны - инженерные сооружения и конструкции, применяемые для обеспечения необходимых условий для охраны военных объектов, в том числе с применением служебных собак;

- противотаранные барьеры - дистанционно управляемые механизированные конструкции, исключающие несанкционированное проникновение колесных транспортных средств на территорию охраняемого военного объекта через контрольно-пропускные пункты);

- технические средства воздействия - дистанционно управляемые изделия, позволяющие способом летального или нелетального воздействия на нарушителя пресечь его действия по преодолению границы охраняемого военного объекта;

- комплект средств охраны комнат для хранения оружия - изделие, предназначенное для оснащения комнат для хранения оружия;

- система бесперебойного электропитания - электростанция, позволяющая обеспечивать временное (аварийное) электроснабжение технических средств охраны до момента восстановления электропитания по основной линии;

- средства обеспечения эксплуатации технических средств охраны - контрольно-проверочная аппаратура и другое оборудование, используемые для проведения технического обслуживания технических средств охраны, а также машины и механизмы, предназначенные для уборки участков размещения периметровых средств обнаружения от кустарника, травы и снега.

Комплекс технических средств охраны включает в себя следующие типы (подсистемы) технических средств охраны: аппаратуру управления, сбора и обработки информации, периметровые средства обнаружения (изделия, предназначенные для выявления фактов пересечения границ охраняемого военного объекта), объектовые средства обнаружения, технические средства наблюдения, средства управления и контроля доступа, инженерные заграждения (металлические (или комбинированные), заграждения различной высоты (в том числе оборудованные армированной колючей лентой), предназначенные для пресечения (сдерживания) проникновения посторонних лиц на охраняемый военный объект, а также для обозначения границ охраняемого военного объекта на местности), систему охранного освещения, средства связи системы охраны, средства тревожно-вызывной сигнализации.

Военные объекты, в зависимости от особенностей расположения и организации охраны, могут оснащаться комплексами технических средств охраны без одной или нескольких типов (подсистем) технических средств охраны.

Организация охраны военных объектов техническими средствами охраны представляет собой целенаправленную деятельность должностных лиц, штабов и органов военного управления по оснащению подчиненных военных объектов техническими средствами охраны, организации их применения по назначению, своевременного технического обслуживания и ремонта.

Довольствие войск (сил) техническими средствами охраны осуществляется через систему органов военного управления, включающую в себя: Управление службы войск, главные штабы видов Вооруженных Сил, штабы военных округов (Северного флота), штабы родов войск Вооруженных Сил, центральные органы военного управления, имеющие подчиненные воинские части. Управление службы войск является довольствующим органом в Вооруженных Силах по номенклатуре «Технические средства охраны объектов I, II и III категорий».

Категорирование объектов производится в соответствии с требованиями Методики категорирования объектов Вооруженных Сил Российской Федерации, оснащаемых техническими средствами охраны, комплексами технических средств охраны.

Категории объектам присваиваются приказами главнокомандующих видами Вооруженных Сил, командующими войсками военных округов, родами войск Вооруженных Сил, руководителей центральных органов военного управления, командующих объединениями, командиров соединений и воинских частей.

Главные штабы видов Вооруженных Сил, штабы военных округов (Северного флота), родов войск Вооруженных Сил, центральные органы военного управления, имеющие подчиненные воинские части, осуществляют планирование мероприятий по оснащению военных объектов техническими средствами охраны и организации их ремонта, ведение перечня военных объектов, подлежащих оснащению техническими средствами охраны, издание приказов главнокомандующих видами Вооруженных Сил Российской Федерации, командующих войсками военных округов (Северного флота), командующих родами войск Вооруженных Сил Российской Федерации и руководителей центральных органов военного управления, имеющих подчиненные воинские части, о присвоении военным объектам I, II, III категорий по оснащению техническими средствами охраны.

Согласно п. 15 Руководства Управление службы войск и безопасности военной службы Министерства обороны РФ является довольствующим органом в Вооруженных Силах РФ по номенклатуре «Технические средства охраны объектов I, II, и III категорий».

Согласно п. 16 Управление службы войск и безопасности военной службы Министерства обороны РФ непосредственно осуществляет довольствие техническими средствами охраны органов военного управления, в том числе, штаб Западного военного круга. В соответствии с п. 18 Руководства штаб Западного военного округа осуществляет довольствие техническими средствами охраны подчиненных воинских частей.

В порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации, и в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств Управление службы войск организует поставки (ремонт) и сервисное обслуживание технических средств охраны по заявкам Главной военной прокуратуры и Главного военного следственного управления (п.17 Руководства).

Штабы объединений осуществляют:

1) ведение перечня военных объектов, подлежащих оснащению техническими средствами охраны;

2) издание приказов командующих объединениями о присвоении военным объектам II и III категорий по оснащению техническими средствами охраны;

3) ведение учета технических средств охраны, длительности нахождения их в эксплуатации и исправности;

4) согласование предложений подчиненных воинских частей о присвоении военным объектам I категории по оснащению техническими средствами охраны;

5) подготовку предложений по:

- организации обучения специалистов по применению и техническому обслуживанию (ремонту) технических средств охраны, контроль их нахождения на воинских должностях, связанных с эксплуатацией технических средств охраны;

- оснащению военных объектов подчиненных воинских частей техническими средствами охраны и организации их эксплуатации и ремонта.

Согласно п. 48 Руководства к военным объектам II категории по оснащению техническими средствами охраны относятся, в том числе, военные комиссариаты субъектов Российской Федерации.

В рамках реализации делегированных полномочий и в целях формирования Плана оснащения объектов Вооруженных сил Российской Федерации техническими средствами охраны, штаб Западного военного округа разрабатывает предложения, в которых определяет очередность оснащения военных объектов техническими средствами охраны исходя из действующих приоритетов, ранее спланированных мероприятий и доведенных Управлением службы войск и безопасности военной службы Министерства обороны Российской Федерации лимитов бюджетных обязательств по государственному оборонному заказу.

В соответствии с п. 123 Руководства оснащение военных объектов техническими средствами охраны осуществляется одним из способов:

- комплексное оснащение (дооснащение) техническими средствами охраны существующего военного объекта;

- оснащение (дооснащение) существующего военного объекта первоочередными техническими средствами охраны;

- комплексное оснащение техническими средствами охраны строящегося (реконструируемого) военного объекта;

- оснащение первоочередными техническими средствами охраны строящегося (реконструируемого) военного объекта.

Пунктом 124 Руководства установлено, что комплексное оснащение (дооснащение) техническими средствами охраны существующего военного объекта организуется при условиях:

- здания (сооружения) военного объекта находятся в удовлетворительном техническом состоянии (по заключению уполномоченных эксплуатационных органов, не требуют капитального ремонта);

- здания (сооружения) военного объекта не включены в планы реконструкции (капитального ремонта), не планируются к передаче под иные нужды, выводу из эксплуатации или консервации;

- воинская часть, к которой относится военный объект, не спланирована к расформированию (переформированию) или передислокации;

- в штате воинской части, к которой относится объект, имеется подразделение по эксплуатации технических средств охраны.

Пунктом 127 Руководства четко регламентирован порядок комплексного оснащения (дооснащения) техническими средствами охраны (первоочередными техническими средствами охраны) существующего военного объекта.

Так, подготовительные мероприятия (проводятся ежегодно всеми воинскими частями и органами военного управления):

- до 1 марта - подготовка (уточнение) воинскими частями расчета потребности в оснащении (дооснащении) военных объектов техническими средствами охраны согласно методике;

- до 1 апреля - представление заявки на оснащение (дооснащение) военных объектов техническими средствами охраны;

- до 1 мая - обобщение и анализ представленных заявок в главных штабах видов Вооруженных Сил, штабах военных округов (Северного флота), родов войск Вооруженных Сил, центральных органов военного управления с последующим определением очередности оснащения военных объектов техническими средствами охраны, исходя из действующих приоритетов, доведенных Управлением службы войск предельных лимитов бюджетных обязательств, а также ранее спланированных мероприятий;

- до 1 июня - подготовка главными штабами видов Вооруженных Сил, штабами военных округов (Северного флота), родов войск Вооруженных Сил, центральными органами военного управления и направление в Управление службы войск предложений по включению военных объектов подчиненных воинских частей в проект Плана оснащения объектов Вооруженных Сил Российской Федерации техническими средствами охраны и средствами видеоконтроля на 3 года (начиная со следующего года);

- до 1 августа - разработка Управлением службы войск проекта Плана оснащения объектов Вооруженных Сил Российской Федерации техническими средствами охраны и средствами видеоконтроля и последующее утверждение его начальником Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации - первым заместителем Министра обороны Российской Федерации;

- до 1 октября - организация Управлением службы войск предпроектного обследования военных объектов, включенных в План оснащения объектов Вооруженных Сил Российской Федерации техническими средствами охраны и средствами видеоконтроля на следующий год, разработка исходных данных (технического задания) для формирования проектов государственных контрактов.

Между тем, приведенные нормы судом при разрешении заявленных требований не были применены.

В обоснование иска военный прокурор Смоленского гарнизона ссылается на то обстоятельство, что направленная военным комиссариатом <адрес> в штаб Западного военного округа (по отделу СВ и БВС штаба ЗВО) заявка на установление ТСО в отношении военного комиссариата <адрес> от <дата> (исх. ) не выполнена.

Между тем, в указанной заявке военный комиссариат <адрес> не значился в качестве объекта, нуждающегося в оснащении техническими средствами охраны (л.д.9-12).

Данных о том, что военный комиссариат <адрес> обращался с подобной заявкой в отношении военного комиссариата <адрес> в 2023 году, материалы дела не содержат.

Таким образом, принимая решение о возложении на Министерство обороны Российской Федерации обязанности выделить денежные средства и обеспечить заключение государственного контракта на установку в военном комиссариате <адрес> ТСО в течение 3-х месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, суд первой инстанции не учел, что оснащение ТСО военных объектов является прерогативой органов военного управления, перечисленных в Руководстве, которые в зависимости от находящихся на территории военного объекта предметов охраны присваивают ему категорию по оснащению ТСО.

Возложение на Министерство обороны Российской Федерации обязанности по выделению денежных средств является вмешательством в деятельность довольствующих органов войск (сил) по техническим средствам охраны.

В порядке подготовки дела к судебному разбирательству военному прокурору судом апелляционной инстанции было предложено указать способ обеспечения Министерством обороны РФ заключения контракта на установку спорных ТСО, а также предоставить доказательства технической возможности и необходимости их установки в указанном количестве. Названные доказательства предоставлены не были.

Таким образом, правовых оснований для удовлетворения иска военного прокурора не имеется.

Кроме того, судебная коллегия обращает внимание на то, что военным прокурором в качестве соответчика по делу указан военный комиссариат <адрес>, при этом каких-либо требований к последнему не заявлено.

Как следует из представленного в суд апелляционной инстанции Положения о военном комиссариате <адрес>, утвержденного Военным комиссаром <адрес> от <дата>, названный комиссариат – является лишь структурным подразделением военного комиссариата <адрес>, не является юридическим лицом, следовательно, в силу ч. 1 ст. 48 ГК РФ не может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности, быть ответчиком в суде.

Судебной коллегией вопрос о замене ненадлежащего ответчика- военного комиссариата <адрес> на надлежащего ответчика - ФКУ «Военный комиссариат <адрес>» - не разрешался ввиду того, что последнее уже является ответчиком по делу.

Далее, судом первой инстанции данное дело рассмотрено в закрытом судебном заседании по тому основанию, что дело содержит сведения, составляющие государственную тайну (ст. 10 ГПК РФ), о чем вынесено соответствующее определение от <дата> (л.д. 36).

Между тем, пунктом 1 ч. 1 ст. 26 ГПК РФ предусмотрено, что областной суд рассматривает в качестве суда первой инстанции гражданские дела, связанные с государственной тайной.

Согласно абзацам 2 и 7 ст. 2 Закона РФ от <дата> «О государственной тайне» к государственной тайне относятся защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации; гриф секретности - это реквизиты, свидетельствующие о степени секретности сведений, содержащихся в их носителе, проставляемые на самом носителе и (или) в сопроводительной документации на него.

В соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 33 ГПК РФ суд передает дело на рассмотрение другого суда, если при рассмотрении дела в данном суде выявилось, что оно было принято с нарушением правил подсудности.

Из материалов дела не усматривается, что сведения, входящие в перечень, оставляющих государственную тайну, были исследованы судом при рассмотрении данного дела; какие - либо документы, содержащие гриф секретности, в материалах дела отсутствуют.

Таким образом, оснований полагать, что данное гражданское дело связано с государственной тайной, не имеется.

При таких обстоятельствах решение суда нельзя признать законным и обоснованным (п.п. 3, 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ), оно подлежит отмене, с принятием нового решения - об отказе в удовлетворении иска.

Руководствуясь ст.ст. 199, 328 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Монастырщинского районного суда <адрес> от <дата>, отменить.

Принять по настоящему делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований военного прокурора Смоленского гарнизона, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Министерству обороны Российской Федерации, ФКУ «Военный комиссариат <адрес>» о понуждении к совершению действий, отказать.

Председательствующий:

Судьи:


Мотивированное апелляционное определение изготовлено 04.12.2023

Судья Земцова Т.В. Дело № 33-3388/2023

№ 2-222/2023

УИД 67RS0017-01-2023-000309-06

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

21 ноября 2023 года г. Смоленск

Судебная коллегия по гражданским делам Смоленского областного суда в составе:

председательствующего Гузенковой Н.В.,

судей Мацкив Л.Ю., Дороховой В.В.

при секретаре (помощнике судьи) Лазуткиной Ю.С.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску военного прокурора Смоленского гарнизона в интересах неопределенного круга лиц к Министерству обороны Российской Федерации, ФКУ «Военный комиссариат <адрес>», военному комиссариату <адрес> о возложении на Министерство обороны Российской Федерации обязанности выделить денежные средства и обеспечить заключение государственного контракта на установку в военном комиссариате <адрес> телевизионных средств наблюдения, металлодетектора, тревожной кнопки и автоматического противотаранного барьера,

по апелляционной жалобе Министерства обороны Российской Федерации в лице ФГКУ «Западное региональное управление правового обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации на решение Монастырщинского районного суда <адрес> от <дата>.

Заслушав доклад судьи Мацкив Л.Ю., возражения помощника военного прокурора Смоленского гарнизона Колесниченко Д.Н., судебная коллегия

установила:

Военный прокурор Смоленского гарнизона в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Министерству обороны Российской Федерации, ФКУ «Военный комиссариат <адрес>», военному комиссариату <адрес> о возложении на Министерство обороны Российской Федерации обязанности выделить денежные средства и обеспечить заключение государственного контракта на установку в военном комиссариате <адрес> телевизионных средств наблюдения, металлодетектора, тревожной кнопки и автоматического противотаранного барьера, в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

В обоснование иска указано, что в соответствии с Руководством по оснащению объектов Вооруженных Сил Российской Федерации техническими средствами охраны и их применению, утвержденным приказом Министра обороны Российской Федерации от <дата> (далее также - Руководство), военный комиссариат <адрес> как военный объект II категории должен быть обеспечен соответствующими техническими средствами охраны (далее также – ТСО) (л.д. 4-7).

В судебном заседании представитель военного прокурора Смоленского гарнизона по доверенности - прокурор <адрес> Смоленской Евсеев А.Г. иск поддержал.

Дело рассмотрено в закрытом судебном заседании, в отсутствие представителей ответчиков: Министерства обороны Российской Федерации, ФКУ «Военный комиссариат <адрес>», военного комиссариата <адрес>, извещенных о времени и месте рассмотрения дела.

Решением Монастырщинского районного суда <адрес> от <дата> иск прокурора удовлетворен, на Министерство обороны Российской Федерации возложена обязанность выделить денежные средства и обеспечить заключение государственного контракта на установку в военном комиссариате <адрес> по адресу: <адрес> телевизионных средств наблюдения в количестве 5 (пяти) штук, металлодетектора, тревожной кнопки и инженерного сооружения автоматического противотаранного барьера в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу (л.д. 40-42).

В апелляционной жалобе Министерство обороны Российской Федерации в лице ФГКУ «Западное региональное управление правового обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации просит решение отменить как незаконное и необоснованное и принять новое об отказе в иске. Указывает, что в ходе рассмотрения дела судом не установлено, в каком техническом состоянии находится здание военного комиссариата <адрес>, требует ли указанное здание капитального ремонта, имеется ли возможность исполнить указанное решение суда, а также не установлен способ обеспечения здания техническими средствами охраны. Организация оснащения техническими средствами охраны имущественных объектов, закрепленных на Вооруженными Силами Российской Федерации, является процедурой, строго регламентированной нормами действующего законодательства, не предусматривающей изменение данной процедуры или ее упрощения в целях исполнения решения суда или волеизъявления военного прокурора. Обратившись с иском военный прокурор фактически подменил иные государственные органы, вмешавшись при этом в оперативно-хозяйственную деятельность военного ведомства (л.д. 49-55).

В возражениях военный прокурор Смоленского гарнизона просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения (л.д. 69-75).

Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы и возражений, судебная коллегия приходит к следующему.

Из материалов дела видно, что военной прокуратурой Смоленского гарнизона проведена проверка исполнения должностными лицами военных комиссариатов <адрес> требований законодательства о противодействии терроризму, в ходе которой произведен осмотр территории военного комиссариата <адрес> на предмет наличия технических средств охраны – видеокамер, противотаранных объектов, о чем составлен акт.

Так, согласно акту осмотра от <дата> военный комиссариат <адрес> не обеспечен 5-ю видеокамерами и 1-м противотаранным барьером (л.д. 8).

Удовлетворяя иск военного прокурора, суд первой инстанции исходил из того, что военный комиссариат <адрес> не обеспечен техническими средствами охраны надлежащим образом.

Судебная коллегия с выводами суда не согласна ввиду следующего.

В соответствии с п. 1 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от <дата> «Вопросы Министерства обороны Российской Федерации» (далее - Положение о Министерстве обороны Российской Федерации), Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, иные установленные федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации функции в этой области, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций.

Согласно с п. 2 Положения Министерство обороны России является органом управления Вооруженными Силами Российской Федерации, осуществляет координацию и контроль деятельности подведомственных ему Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству и Федеральной службы по техническому и экспортному контролю.

В структуру Министерства обороны Российской Федерации, являющегося органом управления Вооруженными Силами Российской Федерапции, входят центральные органы военного управления и иные подразделения.

Приказом Минобороны России от <дата> дсп, (с изменениями, внесенными приказом от <дата> ) утверждено Руководство по организации оснащения объектов Вооруженных Сил Российской Федерации техническими средствами охраны и комплексами технических средств охраны, которое действовало до <дата>.

С <дата> введено в действие Руководство по оснащению объектов Вооруженных Сил Российской Федерации техническими средствами охраны и их применению, утвержденное приказом Министра обороны Российской Федерации от <дата> (далее также - Руководство).

Согласно названным руководствам технические средства охраны являются видом специальной техники, применяемой в системе охраны существующих или планируемых к строительству полигонов, аэродромов, узлов связи, баз, складов, арсеналов и иных используемых для нужд обороны страны и безопасности государства объектов, а также комплексов зданий и отдельных зданий, строений и сооружений, расположенных на позициях воинских частей, на стационарных пунктах управления, в организациях Вооруженных Сил.

Согласно п. 2 Руководства технические средства охраны являются видом специальной техники, применяемой в системе охраны существующих или планируемых к строительству полигонов, аэродромов, узлов связи, баз, складов, арсеналов и иных используемых для нужд обороны страны и безопасности государства объектов, а также комплексов зданий и отдельных зданий, строений и сооружений, расположенных на позициях воинских частей, на стационарных пунктах управления, в организациях Вооруженных Сил РФ.

Пунктами 3, 4, 6, 7, 12 раздела I, пунктами 14, 15, 18, 23 раздела II Руководства определено, что технические средства охраны (далее также - ТСО) применяются в целях повышения надежности охраны и обеспечения антитеррористической защищенности военных объектов, оптимизации состава и численности подразделений охраны военных объектов, обеспечения подразделений охраны информацией о состоянии военного объекта в объеме, необходимом для организации его защиты от нападения и других противоправных действий третьих лиц, сдерживания (затруднения) проникновения нарушителя на военный объект на время, необходимое для реагирования подразделения охраны, улучшения условий несения службы по охране военных объектов. Для оснащения постоянных (стационарных) военных объектов применяются комплексы технических средств охраны, а также технические средства охраны, используемые автономно (вне состава комплекса технических средств охраны).

Технические средства охраны, используемые для организации охраны военных объектов автономно (вне состава комплекса технических средств охраны) включают в себя:

- средства обнаружения запрещенных предметов и веществ - изделия, предназначенные для досмотра людей, грузов и транспортных средств с целью установления наличия металлосодержащих предметов и взрывчатых (химических) веществ, запрещенных к вносу (ввозу) на территорию охраняемого военного объекта или выносу (вывозу) с нее;

- технические средства предупреждения - изделия, предназначенные для визуального и звукового информирования людей о приближении к границе охраняемого военного объекта (запретной границе);

- инженерные препятствия - изделия промышленного изготовления, предназначенные для воспрещения (затруднения) перемещения на подступах к границе охраняемого военного объекта людей и транспортных средств вне установленных маршрутов, обеспечения приемлемого скоростного режима и регулирования движения автомобилей, а также конструкции, воспрещающие (затрудняющие) несанкционированный доступ людей в здания (сооружения);

- инженерные средства охраны - инженерные сооружения и конструкции, применяемые для обеспечения необходимых условий для охраны военных объектов, в том числе с применением служебных собак;

- противотаранные барьеры - дистанционно управляемые механизированные конструкции, исключающие несанкционированное проникновение колесных транспортных средств на территорию охраняемого военного объекта через контрольно-пропускные пункты);

- технические средства воздействия - дистанционно управляемые изделия, позволяющие способом летального или нелетального воздействия на нарушителя пресечь его действия по преодолению границы охраняемого военного объекта;

- комплект средств охраны комнат для хранения оружия - изделие, предназначенное для оснащения комнат для хранения оружия;

- система бесперебойного электропитания - электростанция, позволяющая обеспечивать временное (аварийное) электроснабжение технических средств охраны до момента восстановления электропитания по основной линии;

- средства обеспечения эксплуатации технических средств охраны - контрольно-проверочная аппаратура и другое оборудование, используемые для проведения технического обслуживания технических средств охраны, а также машины и механизмы, предназначенные для уборки участков размещения периметровых средств обнаружения от кустарника, травы и снега.

Комплекс технических средств охраны включает в себя следующие типы (подсистемы) технических средств охраны: аппаратуру управления, сбора и обработки информации, периметровые средства обнаружения (изделия, предназначенные для выявления фактов пересечения границ охраняемого военного объекта), объектовые средства обнаружения, технические средства наблюдения, средства управления и контроля доступа, инженерные заграждения (металлические (или комбинированные), заграждения различной высоты (в том числе оборудованные армированной колючей лентой), предназначенные для пресечения (сдерживания) проникновения посторонних лиц на охраняемый военный объект, а также для обозначения границ охраняемого военного объекта на местности), систему охранного освещения, средства связи системы охраны, средства тревожно-вызывной сигнализации.

Военные объекты, в зависимости от особенностей расположения и организации охраны, могут оснащаться комплексами технических средств охраны без одной или нескольких типов (подсистем) технических средств охраны.

Организация охраны военных объектов техническими средствами охраны представляет собой целенаправленную деятельность должностных лиц, штабов и органов военного управления по оснащению подчиненных военных объектов техническими средствами охраны, организации их применения по назначению, своевременного технического обслуживания и ремонта.

Довольствие войск (сил) техническими средствами охраны осуществляется через систему органов военного управления, включающую в себя: Управление службы войск, главные штабы видов Вооруженных Сил, штабы военных округов (Северного флота), штабы родов войск Вооруженных Сил, центральные органы военного управления, имеющие подчиненные воинские части. Управление службы войск является довольствующим органом в Вооруженных Силах по номенклатуре «Технические средства охраны объектов I, II и III категорий».

Категорирование объектов производится в соответствии с требованиями Методики категорирования объектов Вооруженных Сил Российской Федерации, оснащаемых техническими средствами охраны, комплексами технических средств охраны.

Категории объектам присваиваются приказами главнокомандующих видами Вооруженных Сил, командующими войсками военных округов, родами войск Вооруженных Сил, руководителей центральных органов военного управления, командующих объединениями, командиров соединений и воинских частей.

Главные штабы видов Вооруженных Сил, штабы военных округов (Северного флота), родов войск Вооруженных Сил, центральные органы военного управления, имеющие подчиненные воинские части, осуществляют планирование мероприятий по оснащению военных объектов техническими средствами охраны и организации их ремонта, ведение перечня военных объектов, подлежащих оснащению техническими средствами охраны, издание приказов главнокомандующих видами Вооруженных Сил Российской Федерации, командующих войсками военных округов (Северного флота), командующих родами войск Вооруженных Сил Российской Федерации и руководителей центральных органов военного управления, имеющих подчиненные воинские части, о присвоении военным объектам I, II, III категорий по оснащению техническими средствами охраны.

Согласно п. 15 Руководства Управление службы войск и безопасности военной службы Министерства обороны РФ является довольствующим органом в Вооруженных Силах РФ по номенклатуре «Технические средства охраны объектов I, II, и III категорий».

Согласно п. 16 Управление службы войск и безопасности военной службы Министерства обороны РФ непосредственно осуществляет довольствие техническими средствами охраны органов военного управления, в том числе, штаб Западного военного круга. В соответствии с п. 18 Руководства штаб Западного военного округа осуществляет довольствие техническими средствами охраны подчиненных воинских частей.

В порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации, и в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств Управление службы войск организует поставки (ремонт) и сервисное обслуживание технических средств охраны по заявкам Главной военной прокуратуры и Главного военного следственного управления (п.17 Руководства).

Штабы объединений осуществляют:

1) ведение перечня военных объектов, подлежащих оснащению техническими средствами охраны;

2) издание приказов командующих объединениями о присвоении военным объектам II и III категорий по оснащению техническими средствами охраны;

3) ведение учета технических средств охраны, длительности нахождения их в эксплуатации и исправности;

4) согласование предложений подчиненных воинских частей о присвоении военным объектам I категории по оснащению техническими средствами охраны;

5) подготовку предложений по:

- организации обучения специалистов по применению и техническому обслуживанию (ремонту) технических средств охраны, контроль их нахождения на воинских должностях, связанных с эксплуатацией технических средств охраны;

- оснащению военных объектов подчиненных воинских частей техническими средствами охраны и организации их эксплуатации и ремонта.

Согласно п. 48 Руководства к военным объектам II категории по оснащению техническими средствами охраны относятся, в том числе, военные комиссариаты субъектов Российской Федерации.

В рамках реализации делегированных полномочий и в целях формирования Плана оснащения объектов Вооруженных сил Российской Федерации техническими средствами охраны, штаб Западного военного округа разрабатывает предложения, в которых определяет очередность оснащения военных объектов техническими средствами охраны исходя из действующих приоритетов, ранее спланированных мероприятий и доведенных Управлением службы войск и безопасности военной службы Министерства обороны Российской Федерации лимитов бюджетных обязательств по государственному оборонному заказу.

В соответствии с п. 123 Руководства оснащение военных объектов техническими средствами охраны осуществляется одним из способов:

- комплексное оснащение (дооснащение) техническими средствами охраны существующего военного объекта;

- оснащение (дооснащение) существующего военного объекта первоочередными техническими средствами охраны;

- комплексное оснащение техническими средствами охраны строящегося (реконструируемого) военного объекта;

- оснащение первоочередными техническими средствами охраны строящегося (реконструируемого) военного объекта.

Пунктом 124 Руководства установлено, что комплексное оснащение (дооснащение) техническими средствами охраны существующего военного объекта организуется при условиях:

- здания (сооружения) военного объекта находятся в удовлетворительном техническом состоянии (по заключению уполномоченных эксплуатационных органов, не требуют капитального ремонта);

- здания (сооружения) военного объекта не включены в планы реконструкции (капитального ремонта), не планируются к передаче под иные нужды, выводу из эксплуатации или консервации;

- воинская часть, к которой относится военный объект, не спланирована к расформированию (переформированию) или передислокации;

- в штате воинской части, к которой относится объект, имеется подразделение по эксплуатации технических средств охраны.

Пунктом 127 Руководства четко регламентирован порядок комплексного оснащения (дооснащения) техническими средствами охраны (первоочередными техническими средствами охраны) существующего военного объекта.

Так, подготовительные мероприятия (проводятся ежегодно всеми воинскими частями и органами военного управления):

- до 1 марта - подготовка (уточнение) воинскими частями расчета потребности в оснащении (дооснащении) военных объектов техническими средствами охраны согласно методике;

- до 1 апреля - представление заявки на оснащение (дооснащение) военных объектов техническими средствами охраны;

- до 1 мая - обобщение и анализ представленных заявок в главных штабах видов Вооруженных Сил, штабах военных округов (Северного флота), родов войск Вооруженных Сил, центральных органов военного управления с последующим определением очередности оснащения военных объектов техническими средствами охраны, исходя из действующих приоритетов, доведенных Управлением службы войск предельных лимитов бюджетных обязательств, а также ранее спланированных мероприятий;

- до 1 июня - подготовка главными штабами видов Вооруженных Сил, штабами военных округов (Северного флота), родов войск Вооруженных Сил, центральными органами военного управления и направление в Управление службы войск предложений по включению военных объектов подчиненных воинских частей в проект Плана оснащения объектов Вооруженных Сил Российской Федерации техническими средствами охраны и средствами видеоконтроля на 3 года (начиная со следующего года);

- до 1 августа - разработка Управлением службы войск проекта Плана оснащения объектов Вооруженных Сил Российской Федерации техническими средствами охраны и средствами видеоконтроля и последующее утверждение его начальником Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации - первым заместителем Министра обороны Российской Федерации;

- до 1 октября - организация Управлением службы войск предпроектного обследования военных объектов, включенных в План оснащения объектов Вооруженных Сил Российской Федерации техническими средствами охраны и средствами видеоконтроля на следующий год, разработка исходных данных (технического задания) для формирования проектов государственных контрактов.

Между тем, приведенные нормы судом при разрешении заявленных требований не были применены.

В обоснование иска военный прокурор Смоленского гарнизона ссылается на то обстоятельство, что направленная военным комиссариатом <адрес> в штаб Западного военного округа (по отделу СВ и БВС штаба ЗВО) заявка на установление ТСО в отношении военного комиссариата <адрес> от <дата> (исх. ) не выполнена.

Между тем, в указанной заявке военный комиссариат <адрес> не значился в качестве объекта, нуждающегося в оснащении техническими средствами охраны (л.д.9-12).

Данных о том, что военный комиссариат <адрес> обращался с подобной заявкой в отношении военного комиссариата <адрес> в 2023 году, материалы дела не содержат.

Таким образом, принимая решение о возложении на Министерство обороны Российской Федерации обязанности выделить денежные средства и обеспечить заключение государственного контракта на установку в военном комиссариате <адрес> ТСО в течение 3-х месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, суд первой инстанции не учел, что оснащение ТСО военных объектов является прерогативой органов военного управления, перечисленных в Руководстве, которые в зависимости от находящихся на территории военного объекта предметов охраны присваивают ему категорию по оснащению ТСО.

Возложение на Министерство обороны Российской Федерации обязанности по выделению денежных средств является вмешательством в деятельность довольствующих органов войск (сил) по техническим средствам охраны.

В порядке подготовки дела к судебному разбирательству военному прокурору судом апелляционной инстанции было предложено указать способ обеспечения Министерством обороны РФ заключения контракта на установку спорных ТСО, а также предоставить доказательства технической возможности и необходимости их установки в указанном количестве. Названные доказательства предоставлены не были.

Таким образом, правовых оснований для удовлетворения иска военного прокурора не имеется.

Кроме того, судебная коллегия обращает внимание на то, что военным прокурором в качестве соответчика по делу указан военный комиссариат <адрес>, при этом каких-либо требований к последнему не заявлено.

Как следует из представленного в суд апелляционной инстанции Положения о военном комиссариате <адрес>, утвержденного Военным комиссаром <адрес> от <дата>, названный комиссариат – является лишь структурным подразделением военного комиссариата <адрес>, не является юридическим лицом, следовательно, в силу ч. 1 ст. 48 ГК РФ не может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности, быть ответчиком в суде.

Судебной коллегией вопрос о замене ненадлежащего ответчика- военного комиссариата <адрес> на надлежащего ответчика - ФКУ «Военный комиссариат <адрес>» - не разрешался ввиду того, что последнее уже является ответчиком по делу.

Далее, судом первой инстанции данное дело рассмотрено в закрытом судебном заседании по тому основанию, что дело содержит сведения, составляющие государственную тайну (ст. 10 ГПК РФ), о чем вынесено соответствующее определение от <дата> (л.д. 36).

Между тем, пунктом 1 ч. 1 ст. 26 ГПК РФ предусмотрено, что областной суд рассматривает в качестве суда первой инстанции гражданские дела, связанные с государственной тайной.

Согласно абзацам 2 и 7 ст. 2 Закона РФ от <дата> «О государственной тайне» к государственной тайне относятся защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации; гриф секретности - это реквизиты, свидетельствующие о степени секретности сведений, содержащихся в их носителе, проставляемые на самом носителе и (или) в сопроводительной документации на него.

В соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 33 ГПК РФ суд передает дело на рассмотрение другого суда, если при рассмотрении дела в данном суде выявилось, что оно было принято с нарушением правил подсудности.

Из материалов дела не усматривается, что сведения, входящие в перечень, оставляющих государственную тайну, были исследованы судом при рассмотрении данного дела; какие - либо документы, содержащие гриф секретности, в материалах дела отсутствуют.

Таким образом, оснований полагать, что данное гражданское дело связано с государственной тайной, не имеется.

При таких обстоятельствах решение суда нельзя признать законным и обоснованным (п.п. 3, 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ), оно подлежит отмене, с принятием нового решения - об отказе в удовлетворении иска.

Руководствуясь ст.ст. 199, 328 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Монастырщинского районного суда <адрес> от <дата>, отменить.

Принять по настоящему делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований военного прокурора Смоленского гарнизона, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Министерству обороны Российской Федерации, ФКУ «Военный комиссариат <адрес>» о понуждении к совершению действий, отказать.

Председательствующий:

Судьи:


Мотивированное апелляционное определение изготовлено 04.12.2023

33-3388/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурору Монастырщинского района Смоленской области
Военный прокурор Смоленского гарнизона
Ответчики
Военный комиссариат Монастырщинского района Смоленской области
ФКУ Военный комиссариат Смоленской области
ФГКУ «Западное региональное управление правового обеспечения» Министерства обороны РФ
Министерство обороны Российской Федекрации
Суд
Смоленский областной суд
Дело на сайте суда
oblsud.sml.sudrf.ru
18.10.2023Передача дела судье
21.11.2023Судебное заседание
05.12.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
06.12.2023Передано в экспедицию
21.11.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее