Судья Рубан М.В. Дело № 12-282/2023
РЕШЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
10 октября 2023 года город Севастополь
Судья Ленинского районного суда города Севастополя Истягина Н.М., рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда (<адрес>) жалобу Департамента общественной безопасности города Севастополя на постановление мирового судьи судебного участка № 16 Ленинского судебного района города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 ст. 20.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в отношении Департамента общественной безопасности города Севастополя,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением мирового судьи судебного участка № 16 Ленинского судебного района города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ Департамент общественной безопасности города Севастополя (далее – Департамент) признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.6 КоАП РФ, и подвергнут наказанию в виде штрафа в размере 50 000,00 (пятидесяти тысяч) рублей.
Не согласившись с постановлением мирового судьи, Департамент обратился в Ленинский районный суд города Севастополя с жалобой, в которой просит постановленный судебный акт отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием в действиях Департамента состава вмененного административного правонарушения. В жалобе заявитель указывает на тот факт, что судом не проводилась подготовка дела об административном правонарушении к рассмотрению, не изучены материалы дела, правильность составления протокола об административном правонарушении, указано на отсутствие у должностного лица, составившего протокол об административном правонарушении, полномочий на составление протоколов по данной категории дел, а также на наличие иных нарушений, допущенных при рассмотрении дела мировым судьей.
В судебном заседании представитель Департамента Абашидзе А.В. жалобу поддержала по изложенным в ней основаниям.
Представитель ГУ МЧС России по г. Севастополю Пиркун С.Н. просил в удовлетворении жалобы отказать.
Изучив письменные материалы дела, проверив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
В силу ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение всех обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Согласно ч. 3 ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежит виновность лица в совершении административного правонарушения.
Частью 1 статьи 20.6 КоАП РФ установлена административная ответственность за невыполнение предусмотренных законодательством обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, а равно невыполнение требований норм и правил по предупреждению аварий и катастроф на объектах производственного или социального назначения, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.50 настоящего Кодекса.
Согласно подпунктам «ж», «п» пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее – Федеральный закон № 68-ФЗ) органы государственной власти субъектов Российской Федерации создают резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера; создают и поддерживают в постоянной готовности системы оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях.
Согласно ст. 25 Федерального закона № 68-ФЗ резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются заблаговременно в целях экстренного привлечения необходимых средств в случае возникновения чрезвычайных ситуаций. Указанные резервы создаются федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, а также организациями. Порядок создания и использования указанных в части первой настоящей статьи резервов (резервных фондов) и порядок восполнения использованных средств этих резервов определяются соответственно Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями.
Порядок создания, использования и восполнения резерва материальных ресурсов города Севастополя для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее – Резерв), номенклатура и объем Резерва утверждены постановлением Правительства Севастополя от 24.07.2020 № 373-ПП.
Исходя из п. 3 постановления Правительства Севастополя от 24.07.2020 № 373-ПП функции по созданию, использованию и восполнению Резерва по номенклатуре «Вещевое имущество и ресурсы жизнеобеспечения» (за исключением пунктов 31, 32), «Средства связи», «Средства индивидуальной защиты» возложены на Департамент общественной безопасности города Севастополя.
Функции по осуществлению руководства и координации действий по созданию, хранению, использованию и восполнению Резерва возложены на Департамент (п. 6 постановления Правительства Севастополя от 24.07.2020 № 373-ПП).
В соответствии с подпунктом 42 пункта 11.10 Положения о Департаменте, утвержденного постановлением Правительства Севастополя от 27.05.2021 № 230-ПП, Департамент в области гражданской обороны осуществляет организацию создания и поддержания в готовности к действиям сил и средств гражданской обороны; организацию создания и поддержания в состоянии постоянной готовности к использованию технических систем управления гражданской обороной, систем оповещения населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, защитных сооружений и других объектов гражданской обороны, находящихся в оперативном управлении подведомственных Департаменту учреждений; организацию создания и содержания в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств; обеспечение своевременного оповещения населения, в том числе экстренного, об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; создание и поддержание в постоянной готовности системы оповещения и информирования населения об угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения начальника Главного управления МЧС России по г. Севастополю от 10.05.2023 № 1, вынесенного на основании протокола оперативного совещания Совета Безопасности РФ от 08.02.2023, утвержденного Президентом Российской Федерации от 14.02.2023 № Пр-267, и письма заместителя Министра МЧС России – главного государственного инспектора РФ по пожарному надзору от 01.03.2023 № М-АМ-46, проведена внеплановая выездная проверка Департамента по вопросу реализации полномочий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
По результатам проверки составлен акт проверки от 16.06.2023 № 1, в котором отражен ряд выявленных в ходе проверки нарушений требований действующего законодательства в области зашиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а именно:
- не в полном объеме созданы резервы материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций в соответствии с приложением № 2 постановления Правительства Севастополя от 24.07.2020 № 373-ПП по номенклатуре «Вещевое имущество и ресурсы жизнеобеспечения», в частности: печь для отопления - необходимо 90 штук, в наличии 27 штук, дрова - необходимо 172,8 м3, в наличии 0, стол раскладной - необходимо 125 штук, в наличии 0, стулья раскладные - необходимо 500 штук, в наличии 0, фонарь аккумуляторный - необходимо 45 штук, в наличии 0 (подпункт «ж» пункта 1 статьи 11 Федерального закона № 68-ФЗ);
- не обеспечено оборудование в полном объеме электрических, электронных сирен и мощных акустических систем региональной автоматизированной системы централизованного оповещения в неохваченных частях города Севастополя (РАСЦО); РАСЦО оценивается как ограниченно готова и покрывает менее 75 % населения города Севастополя, проживающего или осуществляющего хозяйственную деятельность в его границах (охват составляет 65,8 %) (подпункт «п» части 1 статьи 11 Федерального закона № 68-ФЗ, пункт 9, приложение № 3 приказа МЧС России № 578, Минкомсвязи России № 365 от 31.07.2020 «Об утверждении Положения о системах оповещения населения»).
Департаменту выдано предписание об устранении выявленных нарушений реализации полномочий от 16.06.2023 № 1.
Обстоятельства совершения Департаментом административного правонарушения подтверждается исследованными мировым судьей доказательствами: распоряжением начальника Главного управления МЧС России по г. Севастополю от 10.05.2023 № 1 о проведении внеплановой выездной проверки Департамента по вопросу реализации полномочий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; актом проверки от 16.06.2023 № 1; донесением Департамента по форме № 1 РЕЗ/ЧС о создании, наличии, использовании и восполнении резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера за 1 квартал 2023 года; паспортом региональной автоматизированной системы централизованного оповещения населения с элементами комплексной системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера города федерального значения Севастополя по состоянию на 01.01.2023, утвержденного Департаментом 10.01.2023; положением о Департаменте, утвержденным постановлением Правительства Севастополя от 27.05.2021 № 230-ПП; выпиской из ЕГРЮЛ в отношении Департамента от 21.06.2023.
Таким образом, мировой судья пришел к правильному выводу, что Департамент не выполнил предусмотренные законодательством обязанности по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, в связи с чем принял правильное решение о квалификации бездействия Департамента по ч. 1 ст. 20.6 КоАП РФ.
Событие административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.6 КоАП РФ, и виновность юридического лица в его совершении подтверждаются представленными в материалах дела доказательствами, которые получили оценку в совокупности, по правилам, установленным ст. 26.11 КоАП РФ.
Мировым судьей в соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ были выяснены все обстоятельства дела, подлежащие доказыванию.
Доводы представителя заявителя о том, что судом не проводилась подготовка дела об административном правонарушении к рассмотрению, не изучены материалы дела, правильность составления протокола об административном правонарушении ничем не подтверждены, не основаны на каких-либо доказательствах.
Из материалов дела следует, что протокол об административном правонарушении в отношении Департамента составлен государственным инспектором г. Севастополя по пожарному надзору – старшим инженером отделения надзорных мероприятий в области гражданской обороны, защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по г. Севастополю.
В соответствии с п. 7 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ помимо случаев, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 9.19, частью 1 статьи 19.4, частью 1 статьи 19.5, статьями 19.5.1, 19.6, 19.7, 20.5 - 20.7, частью 2 статьи 20.17 КоАП РФ, вправе составлять должностные лица органов, специально уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. К таким органам относится МЧС России.
Согласно ч. 4 ст. 28.3 КоАП РФ перечень должностных лиц, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии с частями 1, 2, 3 и 6.2 настоящей статьи, устанавливается соответственно уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и Банком России в соответствии с задачами и функциями, возложенными на указанные органы федеральным законодательством.
Согласно пп. 1.2 Перечня должностных лиц Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, утвержденного приказом МЧС России от 08.08.2023 № 814, протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 9.19, частью 1 статьи 19.4, статьей 19.4.1, частью 1 статьи 19.5, статьями 19.5.1, 19.6, 19.7, 20.5 - 20.7 КоАП РФ, в пределах предоставленной компетенции при осуществлении федерального государственного надзора в области гражданской обороны, федерального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, государственного надзора за реализацией органами государственной власти и органами местного самоуправления полномочий в области гражданской обороны и государственного надзора за реализацией органами государственной власти полномочий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций вправе составлять: в главных управлениях МЧС России по субъектам Российской Федерации – в числе иных старший инженер.
Следовательно, довод представителя заявителя об отсутствии у должностного лица Главного управления МЧС России по г. Севастополю полномочий на составление протокола по ч. 1 ст. 20.6 КоАП РФ является несостоятельным.
Рекомендованный перечень непродовольственных товаров первой необходимости, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.03.2020 № 762-р, на который ссылается представитель заявителя, как следует из его названия, носит рекомендательный характер и не применим к созданию резерва материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, номенклатура и объем которого, как указано выше, установлены постановлением Правительства Севастополя от 24.07.2020 № 373-ПП.
Мировым судьей принято во внимание принятие Департаментом мер для обеспечения РАСЦО в полном объеме, а также его имущественное и финансовое положение. Учитывая данные обстоятельства, с учетом положений ч.ч. 3.2, 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ Департаменту назначено административное наказание в виде штрафа в размере менее минимального размера штрафа, предусмотренного санкцией ч. 1 ст. 20.6 КоАП РФ.
Федеральный закон № 68-ФЗ обязывает органы государственной власти создавать резервы материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций заблаговременно, поскольку они могут понадобиться в экстренного порядке. Отсутствие объемов финансирования не может служить основанием для невыполнения требований законодательства по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера.
Доводы представителя заявителя о том, что непосредственное создание, хранение, накопление и выдача материального резерва возложено на Государственное казенное учреждение Севастополя «Единая дежурно-диспетчерская служба Севастополя» (далее – ГКУ ЕДДС), не опровергают выводы мирового судьи о наличии в бездействии заявителя состава административного правонарушения, поскольку, как уже отмечено ранее, функции по созданию, использованию и восполнению Резерва по номенклатуре «Вещевое имущество и ресурсы жизнеобеспечения», «Средства связи», «Средства индивидуальной защиты» постановлением Правительства Севастополя от 24.07.2020 № 373-ПП возложены именно на Департамент. Кроме того, данным постановлением на Департамент возложены функции по осуществлению руководства и координации действий по созданию, хранению, использованию и восполнению Резерва. ГКУ ЕДДС является подведомственным учреждением Департаменту общественной безопасности города Севастополя.
По тем же основаниям не может быть принят довод заявителя о том, что обеспечение функционирования РАСЦО относится исключительно к полномочиям ГКУ ЕДДС.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 11.07.2004 № 868 «Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» МЧС России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию, а также по надзору и контролю в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.
Согласно п. 12 Положения о территориальном органе МЧС России, утвержденного приказом МЧС России от 27.03.2020 № 217, Главное управление МЧС России по субъекту Российской Федерации в пределах своей компетенции осуществляет федеральный государственный надзор в области гражданской обороны; федеральный государственный надзор в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Вопреки доводам жалобы, как усматривается из материалов дела, проверка в отношении Департамента проведена на основании распоряжения начальника Главного управления МЧС России по г. Севастополю, который является руководителем органа государственного контроля (надзора).
Административная ответственность за невыполнение требований норм и правил по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также за невыполнение требований и мероприятий в области гражданской обороны предусмотрена разными статьями КоАП РФ, образует два самостоятельных состава административных правонарушений. В связи с этим довод представителя заявителя о том, что должностное лицо Департамента уже привлекалось к административной ответственности по ч. 2 ст. 20.7 КоАП РФ, судом не принимается.
При таких обстоятельствах законных оснований для прекращения производства по делу не усматривается.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения.
В соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ решение может быть отменено лишь в случае существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ.
Таких нарушений мировым судьей при рассмотрении протокола об административном правонарушении в отношении Департамента допущено не было.
Действия юридического лица квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами и требованиями КоАП РФ.
Доводы жалобы по существу сводятся к переоценке доказательств, которые являлись предметом исследования мирового судьи, не опровергают установленных судом обстоятельств и не влияют на законность принятого по делу судебного акта.
Постановление о привлечении Департамента к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.6 КоАП РФ, вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Состоявшееся по делу судебное постановление сомнений в своей законности не вызывает, является правильным и оснований для его отмены или изменения не усматривается.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.1-30.9 КоАП РФ, судья,-
РЕШИЛ:
Постановление мирового судьи судебного участка № 16 Ленинского судебного района города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Департамента общественной безопасности города Севастополя - оставить без изменения, жалобу Департамента общественной безопасности города Севастополя - без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу после его вынесения.
Судья Н.М. Истягина