РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
28 июня 2016 г. г. Севастополь
Севастопольский гарнизонный военный суд в составе:
председательствующего Антонова Г.П.,
при секретаре судебного заседания Стукальской Е.Ю.,
с участием административного истца Ницакова М.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении военного суда административное дело № 2а-305/2016 по административному исковому заявлению военнослужащего войсковой части AAAAA (изъято) Ницакова М. В. об оспаривании действий начальника 1 отдела (г. Севастополь) ФГКУ «Южное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ (далее - управление жилищного обеспечения), связанных со снятием истца с учета нуждающихся в предоставлении служебных жилых помещений,
установил:
Ницаков обратился в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным решение начальника 1 отдела (г. Севастополь) управления жилищного обеспечения от (дата) (номер) об исключении его из списков военнослужащих на предоставление служебных жилых помещений, и обязать то же должностное лицо отменить это решение, восстановив его в указанных списках.
Извещенные надлежащим образом о месте и времени судебного заседания начальник 1 отдела (г. Севастополь) управления жилищного обеспечения и представитель данного отдела в суд не прибыли, в связи с чем судом, в соответствии с ч. 6 ст. 226 КАС РФ, принято решение о рассмотрении дела без их участия.
В обоснование заявленных требований Ницаков в своем административном исковом заявлении и в судебном заседании указал, что законодательство не содержит прямого указания на необходимость снятия военнослужащего, отказавшегося от предоставленного служебного жилого помещения, с соответствующего жилищного учета. Предоставленное ему служебное жилое помещение имеет удаленное расположение от места военной службы, школы и садика, что влечет неудобство и дополнительные затраты, связанные с посещением его двух сыновей образовательных и спортивных учреждений.
Представитель начальника 1 отдела (г. Севастополь) управления жилищного обеспечения Ганина, в своих письменных возражениях требования не признала, просила в их удовлетворении отказать, указав, что по смыслу законодательства обязанностью Министерства обороны РФ является предоставление военнослужащему служебного жилого помещения, которая полагается выполненной и в случае отказа от такового после предоставления.
Изучив материалы дела, исследовав представленные доказательства, письменные возражения, а также выслушав доводы административного истца, суд приходит к следующим выводам.
Согласно положениям ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в порядке и на условиях, установленных этим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и членам их семей, прибывшим на новое место военной службы военнослужащих - граждан, до получения жилых помещений по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, предоставляются служебные жилые помещения, пригодные для временного проживания, жилые помещения маневренного фонда или общежития.
В случае отсутствия указанных жилых помещений воинские части арендуют жилые помещения для обеспечения военнослужащих - граждан и совместно проживающих с ними членов их семей или по желанию военнослужащих - граждан ежемесячно выплачивают им денежную компенсацию за наем (поднаем) жилых помещений.
Согласно ч. 2 ст. 99 ЖК РФ специализированные жилые помещения, к которым относится служебное жилье, предоставляются по установленным в ЖК РФ основаниям гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте.
В целях организации в Вооруженных Силах Российской Федерации деятельности по реализации права на жилище военнослужащих - граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту, путем предоставления им служебных жилых помещений, приказом Минобороны России от 30 сентября 2010 г. № 1280, утверждена Инструкция о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, служебных жилых помещений (далее - Инструкция).
В соответствии с пунктами 1-3 и 5 Инструкции военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с учетом права на дополнительную жилую площадь.
Служебные жилые помещения предоставляются военнослужащим и членам их семей не ниже норм предоставления площади жилого помещения при предоставлении жилых помещений по договору социального найма, установленных статьей 15.1 Федерального закона «О статусе военнослужащих», после сдачи предоставленных по прежнему месту военной службы служебных жилых помещений.
Военнослужащие, предоставившие в структурное подразделение уполномоченного органа заявление и документы, включаются в список на предоставление служебных жилых помещений и обеспечиваются служебными жилыми помещениями в порядке очередности, исходя из даты подачи заявления и документов.
При поступлении сведений о служебном жилом помещении, которое может быть распределено, структурное подразделение уполномоченного органа принимает решение о предоставлении служебного жилого помещения военнослужащему, включенному в список на предоставление служебного жилого помещения, о чем военнослужащему направляется соответствующее сообщение.
Таким образом, из вышеприведенных норм права следует, что в качестве критериев предоставления служебного жилого помещения военнослужащим установлены лишь его размеры и зависящая от даты подачи соответствующего заявления очередность. При этом приоритетной формой реализации прав военнослужащих на служебное жилье в период прохождения ими военной службы по контракту является предоставление им непосредственно жилых помещений.
Отказ военнослужащего от предоставленного в порядке очередности служебного жилого помещения, то есть фактически после исполнения Министерством обороны РФ обязательств по обеспечению его служебным жильем, по иным, отличным от вышеизложенных, основаниям законодателем не предусмотрен, в связи с чем действия уполномоченного жилищного органа, связанные с исключением таких военнослужащих из списков на предоставление служебного жилого помещения, являются обоснованными.
Приходя к такому выводу, суд учитывает, что оставаясь в списках на предоставление служебного жилого помещения Ницаков получает возможность выбора конкретной квартиры, что действующим законодательством не предусмотрено и ставит истца в неравное положение по отношению к другим военнослужащим, состоящим в этих же списках.
Из решения начальника 1 отдела (г. Севастополь) управления жилищного обеспечения от (дата) (номер) следует, что Ницакову, состоящему составом семьи четыре человека в списках военнослужащих на предоставление служебного жилого помещения, предоставлена служебная трехкомнатная квартира общей площадью (изъято) кв.м., от которой он (дата) отказался, поскольку на территории, где расположена эта квартира, не развита инфраструктура, а также отсутствуют детские сады и школы.
В соответствии с п. 1 и 3 ст. 15.1 Федерального закона «О статусе военнослужащих» норма предоставления военнослужащим площади жилого помещения составляет (изъято) кв.м. общей площади жилого помещения на одного человека.
С учетом состава семьи истец вправе быть обеспечен служебным жилым помещением общей площадью (изъято) кв.м. (изъято)
Ввиду изложенного, суд приходит к выводу о том, что поскольку Ницакову в порядке очередности было предоставлено служебное жилое помещение в пределах норм предоставления площади жилого помещения, от которого он отказался по основаниям, не предусмотренным законодательством, действия начальника уполномоченного жилищного органа, связанные с исключением его из списка военнослужащих на предоставление служебного жилого помещения, являются законными и обоснованными.
Доводы истца о том, что законодательство не содержит прямого указания на необходимость снятия военнослужащего, отказавшегося от предоставленного служебного жилого помещения, с соответствующего жилищного учета, на вышеуказанный вывод суда не влияют, поскольку соответствующее законодательство не содержит и прямого указания на необходимость дальнейшего содержания в очереди нуждающихся в получении служебного жилья в порядке той очередности, в которой он находится с даты принятия его на жилищный учет.
Так как требования данного административного искового заявления суд находит не подлежащими удовлетворению, то в соответствии с ч. 1 ст. 103 и ч. 1 ст. 111 КАС РФ судебные расходы по делу следует отнести на счет административного истца.
Руководствуясь ст. 103, 111, 175 - 180 и 227 КАС РФ, военный суд
решил:
в удовлетворении административного искового заявления Ницакова М. В. об оспаривании действий начальника 1 отдела (г. Севастополь) ФГКУ «Южное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ, связанных со снятием истца с учета нуждающихся в предоставлении служебных жилых помещений, отказать.
Судебные расходы по делу отнести на счет административного истца.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Северо-Кавказский окружной военный суд, через Севастопольский гарнизонный военный суд, в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий Г.П. Антонов