Дело №2а-1073/2020
24RS0017-01-2019-005329-22
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
15 июня 2020 года г. Красноярск
Железнодорожный районный суд г. Красноярска в составе: председательствующего судьи Медведева И.Г., при секретаре Зуевой К.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Инспекции Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району г. Красноярска к Егоровой Галине Витальевне о взыскании обязательных платежей и санкций,
УСТАНОВИЛ:
ИФНС России по Железнодорожному району г. Красноярска обратилась в суд с административным иском (в рамках уточнений от 06.03.2020) к Егоровой Г.В. о взыскании задолженности по налогам и пени, ссылаясь на следующие обстоятельства. Административный ответчик состоит на налоговом учете в ИФНС России по Железнодорожному району г. Красноярска в качестве налогоплательщика налога на имущество физических лиц. При этом за административным ответчиком числится недоимка по указанному налогу за 2017 год в общем размере 1 945 рублей. Кроме того, в связи нарушением срока уплаты указанного налога, налогоплательщику начислены пени в сумме 27 рублей 93 копейки. С учетом изложенного налоговый орган просит взыскать с Егоровой Г.В. задолженность перед бюджетом в общей сумме 1 972 рубля 93 копейки.
Представитель административного истца ИФНС России по Железнодорожному району г. Красноярска Никифорова Е.В. (доверенность в деле) в зал суда не явилась, о дате, времени и месте слушания дела извещена надлежащим образом, ходатайствовала о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Административный ответчик Егорова Г.В. в зал суда также не явилась, о дате, времени и месте слушания дела извещена надлежащим образом, что подтверждается почтовым уведомлением о вручении судебной повестки от 22.05.2020 года (л.д. 63), о причинах неявки не сообщила, об отложении слушания дела не просила.
В соответствии с положениями ч.3 ст.17 Конституции Российской Федерации злоупотребление правом не допускается. Согласно ч.6 ст.45 КАС РФ лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами.
Кроме того, по смыслу ст.14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Поэтому неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации права на непосредственное участие в судебном разбирательстве иных процессуальных правах.
При таких обстоятельствах, суд расценивает неявку административного ответчика как отказ от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела и иных процессуальных прав, в связи с чем, с учетом требований ст. 150 КАС РФ рассматривает настоящее дело в отсутствие сторон.
Исследовав письменные материалы дела, суд находит административные исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению ввиду следующего.
Статьей 57 Конституции РФ, п. 1 ст. 3 Налогового кодекса РФ установлена обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии со ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Статьей 19 НК РФ определено, что налогоплательщиками признаются юридические и физические лица, на которых наложена обязанность уплачивать налоги и сборы.
Согласно п. 1 ст. 23 Налогового кодекса РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги. За невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на него обязанностей налогоплательщик (плательщик сборов) несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
На основании ст.45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах, в установленный законодательством срок; неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога; в случае неисполнения налогоплательщиком – физическим лицом в установленный срок обязанности по уплате налога налоговый орган вправе в соответствии со ст.48 Налогового кодекса РФ обратиться в суд с иском о взыскании налога в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога.
В силу ч.1 и ч.2 ст.57 НК РФ сроки уплаты налогов и сборов устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору. При уплате налога и сбора с нарушением срока уплаты налогоплательщик (плательщик сбора) уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных НК РФ.
В соответствии со ст.69 НК РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки (ч.1,2).
Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах. Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании (ч.4).
Положениями ст.75 НК РФ предусмотрено, что пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки (ч.1).
Согласно ст. 15 Налогового кодекса РФ налог на имущество физических лиц относится к местным налогам.
В соответствии с п. 1 ст. 399 НК РФ налог на имущество физических лиц устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса (ст. 400 НК РФ).
Пунктом 1 статьи 401 НК РФ установлено, что объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования следующее имущество: жилой дом; жилое помещение (квартира, комната); гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение.
Налоговая база в отношении объектов налогообложения, за исключением объектов, указанных в п. 3 настоящей статьи, определяется исходя из их инвентаризационной стоимости в случае, если субъектом Российской Федерации не принято решение об установлении даты начала применения на территории субъекта РФ порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения (п. 2 ст. 402 НК РФ).
На территории Красноярского края порядок определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения не установлен, в связи с чем, налоговыми органами налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их инвентаризационной стоимости.
На основании ст. 404 НК РФ налоговая база, исходя из инвентаризационной стоимости объекта налогообложения, определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его инвентаризационная стоимость, исчисленная с учетом коэффициента-дефлятора на основании последних данных об инвентаризационной стоимости, представленных в установленном порядке в налоговые органы до 1 марта 2013 года.
Согласно п. 5 ст. 408 НК РФ в случае прекращения у налогоплательщика в течение налогового периода права собственности на имущество исчисление суммы налога в отношении данного имущества производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых это имущество находилось в собственности налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом периоде.
Как следует из материалов дела, в 2017 году на имя Егоровой Г.В. было зарегистрировано недвижимое имущество в виде ? доли квартиры, расположенной по адресу: <адрес>.
Указанная информация получена налоговым органом в порядке межведомственного взаимодействия из Управления Росреестра по Красноярскому краю и филиала ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ».
В соответствии с налоговым уведомлением №, составленным по состоянию на 24.08.2018 года, Егоровой Г.В. был начислен налог на имущество физических лиц за 2017 год за принадлежащую ей долю квартиры в сумме 1 945 рублей; указанное уведомление с разъяснением срока уплаты налога до 03.12.2018 года, на основании п.4 ст.397, п. 4 ст. 52 НК РФ направлено ИФНС России по Железнодорожному району г. Красноярска в адрес административного ответчика 12.09.2018 года.
Однако в установленный срок Егоровой Г.В. названный налог за спорный налоговый период в полном объеме оплачен не был, в связи с чем, на основании ст. ст. 69, 70, п. 6 ст. 69 Налогового кодекса РФ в адрес административного ответчика ИФНС России по Железнодорожному району г. Красноярска направлялось требование №8029 от 29.01.2019 года об уплате в срок до 12.03.2019 года недоимки по налогу на имущество физических лиц, в том числе и за 2017 год в размере 1 945 рублей, пени за нарушение сроков уплаты указанного налога за 2017 год в сумме 27 рублей 93 копейки.
Сторона административного ответчика размер исчисленного налога на имущество не оспаривала, суд также признает его верным, поскольку он рассчитан в строгом соответствии с требованиями закона исходя из инвентаризационной (кадастровой) стоимости объекта недвижимости и установленных ставок налога.
Таким образом, поскольку административным ответчиком обязанность по оплате вышеуказанной задолженности перед бюджетом не исполнена в полном объеме, доказательств обратного не представлено, суд взыскивает с Егоровой Г.В. задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2017 год в общем размере 1 945 рублей, а также пени за нарушение сроков уплаты налога на имущество физических лиц 27 рублей 93 копейки.
При этом сроки исковой давности для взыскания с налогоплательщика вышеуказанных сумм налогов и пени административным истцом пропущены не были.
Так, согласно ст.48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом (ч. 2).
В то же время, в соответствии с абз. 2 ч. 3 ст. 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Из материалов дела следует, что в требовании № от 29.01.2019 года срок уплаты недоимки был установлен до 12.03.2019 года, следовательно, к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа налоговый орган был вправе обратиться не позднее 12.09.2019 года (12.03.2019г. + 6 месяцев).
Судебный приказ о взыскании с Егоровой Г.В. задолженности по налогам и пени за 2017 год был выдан мировым судьей судебного участка №47 в Железнодорожном г. Красноярска 03.06.2019 года, т.е. в пределах срока, предусмотренного ч. 2 ст. 48 НК РФ.
При этом 02.07.2019 года мировым судьей указанного судебного участка судебный приказ был отменен по заявлению должника Егоровой Г.В., следовательно, предъявить требования о взыскании задолженности по налогам и пени за 2017 год в порядке административного искового производства налоговый орган был вправе до 09.01.2020 года (с учетом выходных и праздничных дней).
Настоящий административный иск ИНФС России по Железнодорожному району г. Красноярска подан в Железнодорожный районный суд г. Красноярска 30.12.2020 года, т.е. в пределах установленного шестимесячного срока со дня вынесения определения об отмене судебного приказа.
С учетом установленных по делу обстоятельств, принимая во внимание, что ответчиком обязанность по оплате задолженности по транспортному налогу в полном объеме исполнена не была, доказательств обратного суду не представлено, суд полагает необходимым административные исковые требования ИНФС России по Железнодорожному району г. Красноярска удовлетворить, взыскав с Егоровой Г.В. налог на имущество физических лиц за 2017 год в размере 1 945 рублей, а также пени за нарушение сроков его уплаты в размере 27 рублей 93 копейки.
В соответствии с ч.1 ст.114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
При таких обстоятельствах суд взыскивает с административного ответчика государственную пошлину в доход бюджета в соответствии с требованиями п.1 ч.1 ст.333.19 НК РФ в размере 400 рублей.
Руководствуясь ст.ст. 175 – 181, 227 КАС РФ,
РЕШИЛ:
Административные исковые требования Инспекции Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району г. Красноярска удовлетворить.
Взыскать с Егоровой Галины Витальевны, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <адрес>, проживающей по адресу: <адрес> задолженность перед бюджетом в общем размере 1 972 рубля 93 копейки (из которых: 1 945 рублей - налог на имущество физических лиц за 2017 год, 27 рублей 93 копейки – пеня).
Взыскать с Егоровой Галины Витальевны, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <адрес>, проживающей по адресу: <адрес>, в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 400 рублей.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда в течение месяца с момента его изготовления в полном объеме, путем подачи апелляционной жалобы через канцелярию Железнодорожного районного суда г. Красноярска.
Решение изготовлено в полном объеме 19 июня 2020 года.
Судья И.Г. Медведев