РЕШЕНИЕ 2- 724/14
Именем Российской Федерации
13 марта 2014г. г.Уфа
Ленинский районный суд г.Уфы в составе судьи Ильина А.Н.,
при секретаре Файрузовой Э.Р.
с участием ст.пом.прокурора ФИО4
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Каримовой Г.Н. к УФСКН РФ по РБ о восстановлении на службе,
УСТАНОВИЛ:
Каримова Г.Г. обратилась в суд с иском заявлением к УФСКН России по РБ о восстановлении на службе, взыскании оплаты за прогул, морального вреда, направлении документов в ФСКН РФ, взыскании судебных расходов, указывая что работала начальником отдела межведомственного взаимодействия в сфере профилактики Управления ФСКН России по РБ. Специальное звание – полковник полиции.
Приказом № – лс от ДД.ММ.ГГГГ она была уволена со службы на основании п/п 2 (по достижению предельного возраста) п.142 Положения «О правоохранительной службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ» с ДД.ММ.ГГГГ.
Истец, считает данный приказ незаконным и подлежащим отмене по следующим основаниям:
Согласно, Положения «О правоохранительной службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ» среди всех прочих оснований сотрудник может быть уволен со службы в органах наркоконтроля по п/п 2 по достижении предельного возраста, установленного п.147 Положения и по п/п 4 по окончании срока службы, предусмотренного контрактом.
В соответствии с п.147 Положения сотрудник, имеющий специальное звание полковник полиции может состоять на службе в органах наркоконтроля до достижения им возраста 50 лет. Данный возраст для данного сотрудника является предельным и может служить основанием для увольнения по п/п 2 по достижении предельного возраста установленного п.147 Положения. 50 лет Каримовой Г.Г. исполнилось ДД.ММ.ГГГГ. Срок пребывания на службе в органах наркоконтроля может быть продлен директором ФСКН России до десяти лет. На основании этого с истцом был заключен контракт о продлении ее службы до ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ Каримову Г.Г. ознакомили с уведомлением, что она подлежит увольнению по окончанию срока службы, предусмотренного контрактом, т.е. по п/п 4 Положения.
Истцу было предложено принять решение о продолжении службы и подать соответствующий рапорт на имя директора ФСКН России, что и было сделано.
Рапорт истца о продлении контракта со всеми необходимыми документами должен был быть отправлен в Департамент кадрового обеспечения ФСКН России с приложением необходимых документов не менее чем за три месяца до окончания срока действия контракта.
Департаментом кадрового обеспечения ФСКН России на основании поступивших документов подготавливается проект приказа ФСКН России о продлении (не продлении) срока пребывания на службе. Приказ о продлении срока службы является основанием для заключения с сотрудником контракта о прохождении службы в органах наркоконтроля на указанный в нем срок.
По словам истца, ответчик, в лице начальника Управления ФСКН России по РБ, не выполнил действия, предусмотренные, приказом № от ДД.ММ.ГГГГ ФСКН России «Об утверждении инструкции об организации работы по увольнению сотрудников со службы в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ», по мнению Каримовой Г.Г. умышленно нарушив ее Конституционное право на труд. Ответчик не направил рапорт Каримовой Г.Г. по назначению, и своим приказом уволил истца с ДД.ММ.ГГГГ, после исполнения Каримовой Г.Г. 55 лет, т.е. по достижению предельного возраста.
Каримова Г.Г. утверждает, что вопрос о продлении (не продлении) ее службы по контракту является прерогативой Директора ФСКН России. В случае принятия им решения о нецелесообразности ее дальнейшей службы, Каримова Г.Г. должна была быть уволена, на основании п/п 4 (по окончанию срока службы, предусмотренного контрактом) п.142.
Таким образом, Каримова Г.Г. просит признать приказ № – лс от ДД.ММ.ГГГГ об ее увольнении по достижении предельного возраста незаконным и просит отменить его.
Восстановить Каримову Г.Г. в должности начальника отдела межведомственного взаимодействия в сфере профилактики Управления ФСКН России по РБ с ДД.ММ.ГГГГ.
Обязать ответчика Управления ФСКН России по РБ направить рапорт Каримовой Г.Г. на имя Директора ФСКН России о дальнейшем прохождении службы по контракту в Департамент по кадровому обеспечению ФСКН России.
Выплатить Каримовой Г.Г. компенсацию в размере среднемесячного денежного содержания за время вынужденного прогула с ДД.ММ.ГГГГ до вынесения решения судом.
Так же просит взыскать с Управления ФСКН России по РБ судебные издержки в размере 25700руб. и сумму морального вреда в размере 15000руб.
Истец, представители Каримов Р.Р., Идрисов В.А. иск поддержали.
Представитель ответчика Управления ФСКН России по РБ Данилов О.И. исковые требования не признал.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, заключение прокурора, суд приходит к следующему:
Каримова Г.Г. обратилась в суд с иском к УФСКН РФ по РБ о восстановлении на службе, в котором просит:
1) отменить приказ Управления ФСКН России по РБ в части ее увольнения от ДД.ММ.ГГГГ № 61-л/с;
2) восстановить в должности начальника отдела межведомственного взаимодействия в сфере профилактики с ДД.ММ.ГГГГ;
3) взыскать компенсацию в размере среднемесячного денежного содержания за время вынужденного прогула;
4) взыскать компенсацию морального вреда в размере 15000 руб.;
5) взыскать судебные издержки в размере 25700 руб.,
6) обязать ответчика направить рапорт Каримовой Г.Г. на имя директора ФСКН России о дальнейшем прохождении службы по контракту в Департамент по кадровому обеспечению ФСКН России.
В качестве обоснования своих требований Каримова Г.Г. указывает на неправильное применение Ответчиком основания увольнения предусмотренного п.142 Положения о правоохранительной службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и полагает, что в ее случае необходимо было применить вместо п/п2 п.142 Положения предусматривающего в качестве основания увольнения «достижение предельного возраста», установленного п.147 Положения, п/п 4 п.142 Положения «по окончании срока службы предусмотренного контрактом».
Достижение государственным служащим предельного возраста пребывания на государственной службе является обстоятельством, наступление которого не зависит от воли представителя нанимателя, в отличие от оснований расторжения служебного контракта по инициативе представителя нанимателя, характерная особенность которых - наличие его явно выраженной воли и совершение им действий, направленных на прекращение служебного правоотношения. То обстоятельство, что согласно п.143 Положения о правоохранительной службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ увольнение со службы по п/п 2 п.142 осуществляется как по инициативе сотрудника, так и по инициативе начальника органа наркоконтроля, не влияет на оценку соответствующего основания увольнения как не зависящего от воли сторон служебного контракта, поскольку определяет лишь процедуру увольнения.
Согласно п/п 2 п.20 приказа ФСКН России от ДД.ММ.ГГГГ № «Об установлении полномочий должностных лиц органов по контролю за оборотом наркотических средств по решению кадровых вопросов» начальнику территориального органа наркоконтроля предоставлены полномочиям по увольнению начальников межрайонных, городских (районных) органов наркоконтроля, подразделений территориального органа ФСКН России. Таким образом, сомнения истца относительно полномочий начальника Управления по изданию приказа об увольнении не имеют под собой правовых оснований.
Согласно ст.55 ГПК РФ: «Доказательства по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а так же иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.
Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио и видеозаписей, заключений экспертов».
В силу ст.56 ГПК РФ: «Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались».
Истец проходила службу в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ со ДД.ММ.ГГГГ по контракту до достижения предельного возраста (приказ УФСКН России по РБ от ДД.ММ.ГГГГ №).
ДД.ММ.ГГГГ приказом директора ФСКН России № –лс полковнику полиции Каримовой Г.Г., начальнику отдела межведомственного взаимодействия в сфере профилактики продлен срок службы со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с заключением контракта на соответствующий срок, как с лицом, достигшим предельного возраста пребывания на службе, т.е. до достижения 55 летнего возраста.
Приказом Управления ФСКН России по РБ от ДД.ММ.ГГГГ № полковник полиции Каримова Г.Г. (№), ДД.ММ.ГГГГ рождения, начальник отдела межведомственного взаимодействия в сфере профилактики уволена со службы на основании п/п 2 (по достижении предельного возраста) п.142 Положения с ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с п.147 Положения о правоохранительной службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, утвержденного Указом президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ № сотрудники, имеющие специальные звания среднего, старшего и высшего начальствующего состава, в зависимости от присвоенных им специальных званий могут состоять на службе в органах наркоконтроля до достижения ими следующего возраста:
от младшего лейтенанта полиции до подполковника полиции включительно - 45 лет;
полковник полиции - 50 лет;
генерал-майор полиции, генерал-лейтенант полиции - 55 лет;
генерал-полковник полиции, генерал полиции - 60 лет.
Согласно п.148 Положения срок пребывания на службе в органах наркоконтроля сотрудников, достигших предельного возраста, установленного п.147 настоящего Положения, может быть продлен директором ФСКН России до 10 лет.
Пунктом 143 Положения предусмотрено, что увольнение со службы в органах наркоконтроля по основаниям, предусмотренным п/п 2, 4, 5, 7 и 9 п.142, осуществляется как по инициативе сотрудника, так и по инициативе начальника соответствующего органа наркоконтроля.
Порядок организации работы по увольнению со службы в органах наркоконтроля сотрудников и исключению их из списка соответствующего органа наркоконтроля устанавливается директором ФСКН России согласно п.158 указанного Положения.
Приказом ФСКН России от ДД.ММ.ГГГГг. № утверждена Инструкция об организации работы по увольнению сотрудников со службы в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.
Так, п.3.1. Инструкции, утвержденной приказом ФСКН России от ДД.ММ.ГГГГ № увольнение сотрудника по достижении предельного возраста, установленного п.147 Положения, осуществляется на основании п/п 2 п.142 Положения.
Продление срока пребывания на службе сверх предельного возраста, установленного п.147 Положения (далее - предельный возраст), производится, как правило, в исключительных случаях в целях сохранения высокопрофессиональных кадров, при наличии потребности в специалистах определенного профиля.
Срок пребывания на службе в органах наркоконтроля сотрудников, достигших предельного возраста, установленный п.147 Положения, может быть продлен директором ФСКН России до десяти лет.
Отсчет срока продления пребывания на службе сверх предельного возраста производится от даты рождения сотрудника.
Сотрудники, у которых заканчивается срок действия контракта в связи с достижением ими предельного возраста или с которыми ранее продлевался контракт сверх предельного возраста, не позднее чем за четыре месяца до окончания срока действия их контракта предупреждаются соответствующим руководителем подразделения ФСКН России, начальником территориального органа, организации ФСКН России о предстоящем увольнении со службы в органах наркоконтроля (согласно уведомлению о предстоящем увольнении Истец была предупреждена ДД.ММ.ГГГГ, т.е. в установленный срок).
Одновременно с этим сотрудник, изъявивший желание продолжать службу в органах наркоконтроля сверх предельного возраста, подает рапорт на имя директора ФСКН России руководителю подразделения, начальнику территориального органа, организации ФСКН России.
Рапорт направляется в Департамент кадрового обеспечения ФСКН России не менее чем за три месяца до достижения сотрудником предельного возраста (окончания срока действия заключенного с ним контракта), с ходатайством соответствующего руководителя (начальника) и заключением военно-врачебной комиссии (если таковое имеется). Таким образом, в случае подачи соответствующего рапорта Каримовой Г.Г. он должен был быть направлен не позднее ДД.ММ.ГГГГ.
Сотрудники, изъявившие желание продолжать службу в органах наркоконтроля, по решению руководителя подразделения, начальника территориального органа или организации ФСКН России могут направляться на медицинское освидетельствование военно-врачебной комиссии (далее - ВВК) для определения категории годности к службе в органах наркоконтроля.
Руководитель подразделения, начальник территориального органа или организации ФСКН России, учитывая деловые качества сотрудника, результаты его служебной деятельности, сложившуюся кадровую ситуацию и другие обстоятельства, вправе ходатайствовать о продлении срока пребывания на службе сотрудника либо о нецелесообразности продления срока с указанием конкретных причин.
Сотрудники, которым приказом ФСКН России не продлен срок пребывания на службе сверх предельного возраста, увольняются со службы в органах наркоконтроля по достижении предельного возраста или по одному из оснований, предусмотренных п.142 Положения.
Как следует из материалов дела ДД.ММ.ГГГГ истец была письменно уведомлена о предстоящем увольнении со службы по окончании срока службы предусмотреного контрактом, что подтверждается собственноручно выполненной записью об ознакомлении, датой и личной подписью с ее расшифровкой. Кроме того, текст уведомления содержит предложение «…до ДД.ММ.ГГГГ подать соответствующий рапорт с указанием срока продления пребывания на службе и должности, по которой вы согласны заключить новый контракт». Таким образом, работодатель со своей стороны выполнил предписание нормативного правового акта и предоставил разумный срок для подготовки и оформления соответствующих документов.
Выводы истца, относительно неправильного применения п/п 2 п.142 Положения при его увольнении является сугубо субъективными и не учитывают правовых последствий применения порядка увольнения установленного для п/п 4 п.142 Положения т.е. «увольнение сотрудника в связи с истечением срока действия контракта».
В соответствии с пунктом 3.2. Инструкции, утвержденной приказом ФСКН России от ДД.ММ.ГГГГ № увольнение сотрудника по окончании срока службы, предусмотренного контрактом, т.е. по п/п 4 п.142 Положения осуществляется в том числе и по инициативе начальника органа наркоконтроля, если принято решение не заключать с сотрудником нового контракта.
При увольнении сотрудника по п/п 4 п.142 Положения по инициативе начальника органа наркоконтроля не позднее чем за два месяца до окончания срока действия контракта соответствующий руководитель подразделения ФСКН России, начальник территориального органа, организации ФСКН России обязан письменно предупредить сотрудника о предстоящем увольнении со службы в органах наркоконтроля.
Таким образом, если следовать данному правилу, сотрудник, изъявивший желание продолжить службу сверх установленного предельного срока службы будет изначально лишен такого права, поскольку срок для подачи соответствующего рапорта установлен в п.3.1. Инструкции, т.е. не позднее 4-х месяцев с момента ознакомления с уведомлением о предстоящем увольнении.
Доводы истца о том, что ответчик в лице начальника Управления ФСКН Российской Федерации по РБ не выполнил действия, предусмотренные приказом № о ДД.ММ.ГГГГ ФСКН РФ «Об утверждении инструкции об организации работы по увольнению сотрудников со службы в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ» умышленно нарушил Конституционное право на труд, не направил мой рапорт по назначению….» суд оценивает критически поскольку, сотрудник, изъявивший желание продолжать службу в органах наркоконтроля сверх предельного возраста, подает рапорт на имя директора ФСКН России, начальнику территориального органа, а начальник территориального органа, учитывая деловые качества сотрудника, результаты его служебной деятельности, сложившуюся кадровую ситуацию и другие обстоятельства, вправе ходатайствовать о продлении срока пребывания на службе сотрудника либо о нецелесообразности продления срока с указанием конкретных причин.
Таким образом, начальник территориального органа свободен как в выборе, так и в выражении собственного мнения относительно целесообразности пребывания того или иного сотрудника на службе тем самым «умышленное», т.е. – «виновное» нарушение требований законодательных и иных нормативных правовых актов противоречит как здравому смыслу, так и общепринятым нормам делового общения.
Конституционное право на труд согласно позиции Конституционного суда РФ по государственной службе в Российской Федерации имеет специфику, в том числе правоохранительной службы в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, как профессиональной деятельности по обеспечению исполнения полномочий государственных органов предопределяет особый правовой статус государственных служащих. Регламентируя правовое положение государственных служащих, порядок поступления на государственную службу и ее прохождения, государство вправе устанавливать в этой сфере и особые правила, в частности требование о соблюдении возрастных критериев при замещении должностей государственной службы.
Установление предельного возраста для нахождения на государственной должности государственной службы обусловлено задачами, принципами организации и функционирования государственной службы и имеет целью поддержание высокого уровня ее отправления (в том числе за счет сменяемости и обновления персонала), что не может рассматриваться как ограничение конституционных прав, включая гарантированное Конституцией РФ право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию (ст.37, ч.1).
В силу п.13 Положения о правоохранительной службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ поступление на государственную службу в органы наркоконтроля является добровольным, а значит, гражданин, принимая решение о заключении служебного контракта, заранее осведомлен о существовании предельного возраста нахождения на государственной службе (п.147 указанного Положения) и специального основания увольнения со службы (п/п.2 п.142 указанного Положения) и соглашается на прохождение службы на этих условиях. Отметка об осведомленности Истца, в том числе и с данным требованием, имеется в личном деле в контракте под п.5.
Доводы истца о том, что она подготовила соответствующий рапорт на имя директора ФСКН России и обратилась с ним к врио начальника Управления для решения вопроса по существу не подтверждаются материалами дела. В деле представлена ксерокопия рапорта «о продлении срока прохождения службы сверх предельного возраста» вместе с тем, указанный «документ» не соответствует требованиям Инструкции по делопроизводству в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, утвержденной приказом ФСКН России от 14 июля 2010 года №
Согласно п.207 Инструкции, утвержденной приказом ФСКН России от ДД.ММ.ГГГГ № обязательными реквизитами данного вида документов наряду с адресатом (должностное лицо органа наркоконтроля), заголовком к тексту, указанием вида документа и текстом, что явствует из представленного в деле, необходимы: дата документа, его регистрационный номер.
Согласно требованию п.231 данной Инструкции не подлежат регистрации поздравительные открытки, телеграммы, пригласительные билеты; периодические печатные издания (книги, газеты, журналы, бюллетени, справочники); рекламные материалы, плакаты.
Передача на доклад, рассмотрение, ознакомление и исполнение документов до их регистрации прямо запрещено п.255 Инструкции.
При регистрации поступившего документа на первой странице (как правило, с правой стороны нижнего поля) проставляется штамп, в оттиске которого указывается наименование органа наркоконтроля, входящий номер, дата регистрации документа, количество листов, а при необходимости и индекс (цифровой, буквенный), присвоенный корреспонденту (п.262 Инструкции).
В соответствии с требованиями п.331 Инструкции передача внутренних документов осуществляется между подразделениями только через соответствующие секретариаты, РСП (режимно-секретные подразделения).
Исследование журналов учета (входящих, отпечатанных, исходящих и внутренних) документов режимно - секретного отдела Управления ФСКН России по РБ за период с 01 июля по ДД.ММ.ГГГГ показало, что за указанный период в Управлении зарегистрировано 503 исходящих документа (исходящие № с 2216 от ДД.ММ.ГГГГ по № от ДД.ММ.ГГГГ) при этом, регистрация рапорта Каримовой Г.Г. «о продлении срока прохождения службы сверх предельного возраста» не установлена.
Таким образом, утверждение истца о подаче рапорта документального подтверждения не нашли, что подтверждает справка режимно - секретного отдела Управлении ФСКН России по РБ.
Согласно должностной инструкции начальника отдела межведомственного взаимодействия в сфере профилактики, утвержденной заместителем начальника Управления ФСКН России по РБ полковником полиции ФИО9 ДД.ММ.ГГГГ, разработанной и подписанной начальником отдела межведомственного взаимодействия в сфере профилактики полковником полиции Каримовой Г.Г. ДД.ММ.ГГГГ (инвентарный № 504дсп) к числу общих требований (раздел 5 должностной инструкции) предъявляемых к кандидату на замещение указанной должности отнесено также и знание основ делопроизводства (пункт 5.5.). В связи с изложенным Истец, по уровню квалификации и знанию требований ведомственных нормативных правовых актов соответствовала предъявляемым требованиям, и соответственно должна была осознавать последствия наступления правых последствий неисполнения предписаний Инструкции по делопроизводству в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, утвержденной приказом ФСКН России от ДД.ММ.ГГГГ №
Следовательно, надлежаще оформленного рапорта по делу не установлено.
ДД.ММ.ГГГГ Каримова Г.Г. обратилась с заявлением к Врио начальника Управления ФСКН России по РБ генерал-майору полиции ФИО10 о назначении пенсии, где указала, что в связи с увольнением ДД.ММ.ГГГГ прошу назначить мне пенсию за выслугу лет, номер лицевого счета в учреждении Сберегательного банка РФ и другие необходимые сведения.
ДД.ММ.ГГГГ, т.е. в день увольнения финансовым отделом произведен расчет пенсионного обеспечения, который был утвержден руководством Управления в тот же день.
С учетом изложенных обстоятельств, суд считает, что в удовлетворении требований Каримовой Г.Г. о восстановлении на службе, взыскании оплаты за прогул, направлении документов в ФСКН РФ, взыскании судебных расходов следует отказать в полном объеме, в связи с необоснованностью требований.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198, 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░ ░░ ░░ ░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░: ░.░.░░░░░. ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░