Решение по делу № 7-226/2020 от 13.07.2020

Судья: Сабрекова Е.А. Дело № 7-226/2020

Р Е Ш Е Н И Е

Судья Верховного Суда Удмуртской Республики Ахкямов Р.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Ижевске 27 июля 2020 года жалобу Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Кировской области и Удмуртской Республике на решение судьи Кезского районного суда Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ, по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.8.7 КоАП РФ в отношении в Н.Н.А.,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением заместителя начальника отдела Управления Россельхознадзора по Кировской области и Удмуртской Республике от 26 февраля 2020 года Н.Н.А. привлечен к административной ответственности по ч.2 ст.8.7 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.

Решением судьи Кезского районного суда Удмуртской Республики от 12 мая 2020 года постановление заместителя начальника отдела земельного надзора Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Кировской области и Удмуртской Республике от 26 февраля 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.8.7 КоАП РФ в отношении Н.Н.А. отменено, Н.Н.А. освобожден от административной ответственности в связи с малозначительностью правонарушения, Н.Н.А. объявлено устное замечание.

Не согласившись с решением, должностным лицом подана жалоба в Верховный суд Удмуртской Республики, в которой заявитель просит его отменить, полагая, что в связи с повышенной общественной опасностью нельзя признавать малозначительными административные правонарушения, посягающие на права граждан, в том числе и в области охраны окружающей среды и природопользования.

Изучив материалы дела, исследовав доводы жалобы, выслушав пояснения представителя Управления Россельхознадзора по Кировской области и Удмуртской Республике С.Е.В. просившей отменить решение суда, дело направить на новое рассмотрение в связи с допущенными процессуальными нарушениями.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях в соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Частью 2 статьи 8.7 КоАП РФ предусмотрена ответственность за невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель.

Из материалов дела усматривается, что ДД.ММ.ГГГГ заместителем руководителя Управления Россельхознадзора по Кировской области и УР издан приказ о проведении внеплановой выездной проверки в отношении Н.Н.А. с целью контроля за соблюдением требований законодательства в области государственного земельного надзора. Основанием проведения проверки указано мотивированное представление государственного инспектора отдела земельного надзора Управления Россельхознадзора по Кировской области и УР от ДД.ММ.ГГГГ по результатам проведения планового (рейдового) осмотра земельных участков сельскохозяйственного назначения с кадастровыми номерами , , , расположенных на территории <адрес>, по факту зарастания многолетней сорной и древесно-кустарниковой растительностью.

В ходе проверки ДД.ММ.ГГГГ в период с 11-00 до 14-00 часов и ДД.ММ.ГГГГ с 09-00 часов до 10-00 часов обследованы земельные участки сельскохозяйственного назначения с кадастровыми номерами , которые входят в состав единого землепользования с кадастровым номером , расположенных на территории <адрес>. В ходе осмотра установлено, что вышеуказанные земельные участки частично используются в сельскохозяйственном производстве, остальная часть зарастает многолетней сорной растительностью (пырей ползучий, бодяк полевой, полынь обыкновенная и злаковые разнотравья высотой до 1 метра) и древесно-кустарниковой растительностью (поросль ивы и березы, ель, сосна, можжевельник высотой от 1,5 до 3 метров).

В ходе осмотра земельных участков их географические координаты определены с помощью GPS-навигатора <данные изъяты>, а наличие сорной растительности и деревьев зафиксировано посредством фотосъемки.

При помощи программы для просмотра спутниковых карт высокого разрешения SAS. Планета проведено определение точек координат. Путем совмещения данных с публичной кадастровой картой, которая размещена на официальном сайте Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по адресу: <данные изъяты>, установлены вышеуказанные кадастровые номера земельных участков.

Результаты проверки оформлены актом проверки органов государственного контроля (надзора) юридического лица от ДД.ММ.ГГГГ В/Р, согласно которому при обследовании земель сельскохозяйственного назначения с кадастровыми номерами , , , , которые входят в состав единого землепользования с кадастровым номером , расположенных по адресу: <адрес> на предмет соблюдения законодательства в области государственного земельного надзора обнаружено, что часть земельных участков зарастает многолетней сорной растительностью и древесно-кустарниковой растительностью и сделан вывод, что в результате бездействия Н.Н.А. допустил нарушение в виде невыполнения установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель.

Согласно выписки из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ земельные участки с кадастровыми номерами , , , , которые входят в состав единого землепользования с кадастровым номером , категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, общая площадь <данные изъяты> кв.м., адрес: <адрес> правообладателем которого являются физические лица на праве общей долевой собственности.

В соответствии с указанной выпиской Н.Н.А. является правообладателем земельной доли на праве общей долевой собственности от ДД.ММ.ГГГГ , земельная доля 8,1 га.

В соответствии со статьей 7 Земельного кодекса РФ от 25.10.2001 г. № 136-ФЗ земли сельскохозяйственного назначения, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Согласно положениям ст. ст. 77-78 ЗК РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. Земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства).

Сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране (ч. 1 ст. 79 ЗКРФ).

В соответствии со статьей 12 Земельного кодекса РФ от 25.10.2001 г. № 136-ФЗ Целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.

Пунктом 1 статьи 13 Земельного кодекса РФ от 25.10.2001 г № 136-ФЗ предусмотрено, что охрана земель представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса.

Подпунктом 1, 3 пункта 2 ст. 13 Земельного кодекса РФ от 25.10.2001г № 136- ФЗ предусмотрено, в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по: воспроизводству плодородия, земель сельскохозяйственного назначения; защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия; защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, сохранению достигнутого уровня мелиорации.

В соответствии со статьей 42 Земельного кодекса РФ от 25.10.2001 г. № 136- ФЗ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту, не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.

Так, статьей 8 ФЗ от 16.07.1998г № 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» предусмотрено, что собственники, владельцы, пользователи, в том числе арендаторы, земельных участков обязаны: осуществлять производство сельскохозяйственной продукции способами, обеспечивающими воспроизводство плодородия земель сельскохозяйственного назначения, а также исключающими или ограничивающими неблагоприятное воздействие такой деятельности на окружающую среду; соблюдать нормы и правила в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения; представлять в установленном порядке в соответствующие органы исполнительной власти сведения об использовании агрохимикатов и пестицидов; содействовать проведению почвенного, агрохимического, фитосанитарного и эколого-токсикологического обследований земель сельскохозяйственного назначения; информировать соответствующие органы исполнительной власти о фактах деградации земель сельскохозяйственного назначения и загрязнения почв на земельных участках, находящихся в их владении или пользовании; выполнять другие обязанности, предусмотренные законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Таким образом, в силу прямого указания законодательства обязанность не допускать зарастание сельскохозяйственных угодий сорными растениями, деревьями и кустарниками и обязанность по проведению соответствующих мероприятий по улучшению и защите земель и охране почв возложена на собственников, землепользователей, землевладельцев и арендаторов сельскохозяйственных земель.

Указанные обстоятельства подтверждаются: протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ; приказом от ДД.ММ.ГГГГ о проведении внеплановой выездной проверки; уведомлением о проведении проверки, полученным Н.Н.А. ДД.ММ.ГГГГ; актом проверки с фототаблицей и сведениями публичной карты; предписанием об устранении выявленных нарушений от ДД.ММ.ГГГГ и другими материалами административного дела.

Установив указанные выше обстоятельства, суд пришел к обоснованному выводу, что факт бездействия Н.Н.А. по обработке и содержанию принадлежащего ему на праве общей долевой собственности участка, приводит к зарастанию участка сорной растительностью и соответственно ухудшает плодородие почвы и делает невозможным её использование по назначению, образующий состав административного правонарушения, предусмотренный ч.2 ст.8.7 КоАП РФ подтвержден имеющимися в деле доказательствами.

При назначении административного наказания, с учетом положений ч.1 ст. 3.1, ст.2.9 КоАП РФ, приняв во внимание то, что срок для устранения выявленных недостатков, установленный должностным лицом в предписании не истек, с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий, иных заслуживающих внимания обстоятельств, судья районного суда пришел к выводу о наличии оснований для прекращения производства по делу в связи с малозначительностью допущенного правонарушения, так как допущенное нарушение не повлекло существенного нарушения охраняемых общественных отношений.

Полагаю, что указанные выводы судьи районного суда являются преждевременными и не необоснованными, по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Если при рассмотрении дела будет установлена малозначительность совершенного административного правонарушения, судья на основании статьи 2.9 КоАП РФ вправе освободить виновное лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием, о чем должно быть указано в постановлении о прекращении производства по делу.

Состав правонарушения, установленный ч.2 ст.8.7 КоАП РФ является формальным, и соответственно, наказуемыми признаются все деяния, содержащие состав данного административного правонарушения, - вне зависимости от того, повлекли ли они наступление общественно опасных последствий.

Объектом указанного правонарушения выступают общественные отношения в сфере охраны окружающей среды и природопользования. Объективную сторону образует бездействие по выполнению установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду. Субъектом правонарушения являются лица, обязанные соблюдать установленные законом требования и обязательные мероприятия.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 16 июля 1998 г. N 101- государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения" плодородие земель сельскохозяйственного назначения - это способность    почвы    удовлетворять потребность сельскохозяйственных культурных растений в питательных веществах, воздухе воде, тепле, биологической и физико-химической среде и обеспечивать урожай сельскохозяйственных культурных растений.

При этом зарастание земельного участка сельскохозяйственного назначения сорной травой и кустарниковой растительностью приводит к снижению качества водной и воздушной проницаемости поверхностного слоя земли, что, в свою очередь, приводит к нарушению плодородного слоя почвы и, как следствие ухудшению качественного состояния земель, что существенно нарушает охраняемые общественные правоотношения.

Кроме того, в результате бездействия собственника земельного участка имеется угроза причинения вреда окружающей среде, которая выражается в ее негативном изменении, зарастания земельного участка может явиться причиной возникновения пожарной ситуации.

Указанным обстоятельствам суд первой инстанции оценку не дал, а лишь ограничился формальным указанием, что судом учтен характер правонарушения, роль правонарушителя, размер вреда и тяжесть наступивших последствий, без мотивов их принятия.

Таким образом, полагаю, что судом решение о признании правонарушения малозначительным принято с нарушением процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, не позволивших всесторонне, полно и объективной рассмотреть дело.

В связи с чем, решение судьи Кезского районного суда Удмурткой Республики подлежит отмене, дело направлению на новое рассмотрение по существу.

На основании изложенного, руководствуясь ст.30.2 – 30.9 КоАП РФ, судья

Р Е Ш И Л:

решение судьи Кезского районного суда Удмуртской Республики от 12 мая 2020 года отменить, дело направить на новое рассмотрение в Кезский районный суд Удмуртской Республики, жалобу Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Кировской области и Удмуртской Республике удовлетворить.

В соответствии с пунктом 3 статьи 31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях решение вступает в законную силу немедленно после вынесения.

Вступившее в законную силу решение может быть обжаловано в соответствии с требованиями статей 30.12-30.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в Шестой кассационный суд общей юрисдикции.

Судья Р.Р. Ахкямов

7-226/2020

Категория:
Административные
Статус:
Отменено с возвращением на новое рассмотрение
Ответчики
Никитин Н.А.
Суд
Верховный Суд Удмуртской Республики
Судья
Ахкямов Рустам Рафисович
Статьи

8.7

Дело на странице суда
vs.udm.sudrf.ru
13.07.2020Материалы переданы в производство судье
14.07.2020Судебное заседание
27.07.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее