делу № 2а-2150/2019
Решение
Именем Российской Федерации
г. Краснодар «20» января 2020 года
Прикубанский районный суд г. Краснодара в составе:
председательствующего судьи Ермолова Г.Н.,
секретаря судебного заседания Щегольковой М.М.,
помощника судьи Авдеевой Н.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ООО «Агроторг» о признании предписания отдела надзорной деятельности и профилактической работы ПО г. Краснодара Управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Краснодарскому краю незаконным,
Установил:
ООО «Агроторг» обратилось в суд с указанным административным иском к Отделу надзорной деятельности и профилактической работы ПО г. Краснодара Управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Краснодарскому краю о признании незаконным предписания № от ДД.ММ.ГГГГ
В обоснование заявленных требований указано, что предписанием Отдела надзорной деятельности и профилактической работы ПО г. Краснодара Управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Краснодарскому краю № от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Агроторг» было предписано в срок до устранить выявленные нарушения, предусмотренные данным предписанием. С выявленными нарушениями, а также с предписаниями об их устранении ООО «Агроторг» не согласен по следующим основаниям. ООО «Агроторг» считает, что выполнение данного предписания для него невыполнимы, так как они требуют проведения работ капитального характера, выполнение которых арендатором, каким является ООО «Агроторг», не предусмотрено условиями договора аренды, по которому ООО «Агроторг» арендовало нежилое помещение в здании в момент проверки. Считают, что оспариваемое предписание не подлежит исполнению в силу следующих причин. Предписание выдано должностному лицу, которое выполняет только управленческие функции и не является непосредственным собственником и арендатором помещения, не может быть субъектом, на которое может быть возложено исполнение предписания. Считают, что при выдаче предписания органом госпожнадзора нарушены принципы законности и презумпции добросовестности проверяемого лица.
В судебном заседании представитель административного истца ООО «Агроторг» поддержал заявленные требования.
Представитель административного ответчика отдела надзорной деятельности и профилактической работы ПО г. Краснодара Управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Краснодарскому краю в судебном заседании отсутствовал, о дне, времени и месте слушания дела был уведомлен надлежащим образом.
Суд, заслушав пояснения участников процесса, исследовав представленные материалы дела, пришел к следующему.
Согласно распоряжения органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о проведении плановой, выездной проверки была внеплановая проверка в отношении ООО «Агроторг».
Выявлены нарушения требований пожарной безопасности: не выдержано противопожарное расстояние до рядом расположенных зданий и сооружений, чем нарушены требования п. 1, ч. 2, ст. 1, ч. 1, ст. 6 ФЗ от 22.07.2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 4.3 таб. 1 СП 4.13130.2013 «Системы противопожарной защиты». Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным»; помещение магазина не обеспечено наружным противопожарным водоснабжением, чем нарушены требования п. 1 ч. 2 ст. 1, ч. 1 ст. 6 ФЗ от 22.07.2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 5.2 таб. 2 СП 8.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности».
Выдано предписание № от ДД.ММ.ГГГГ государственным инспектором по пожарному надзору г. Краснодара ООО «Агроторг» до ДД.ММ.ГГГГ устранить нарушения.
В соответствии с п. 6, 19, 20 Административного регламента, утвержденного приказом МЧС РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, проверка проводится в отношении определенного лица. Предписание выдается в отношении того лица, в отношении которого проведена проверка. Выдача предписания иному лицу, которое не проверялось, не допускается законом.
В соответствии с п.п. 15 ст. 2 Федерального закона от 22.07.2008 года № 123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» под объектом защиты понимается продукция, в том числе имущество граждан или юридических лиц, к которым установлены или должны быть установлены требования пожарной безопасности для предотвращения пожара и защиты людей при пожаре. В процессе проведения проверки объект защиты, на котором проводилась проверка, не был установлен, в том числе не были установлены помещения, в которых допущены указанные в предписании нарушения. Так в распоряжении о проведении проверки указано, что объектом проверки являются помещения ООО «Агроторг». Из имеющегося в материалах дела договора аренды следует, что ООО «Агроторг» арендует несколько помещений. Какие именно были объектом проверки, установить не представляется возможным. Так в акте проверки указано, что проверялись нежилые помещения. Какие именно помещения, арендуемые ООО «Агроторг», или иные были предметом проверки из акта проверки установить невозможно. В акте проверки, а также в оспариваемом предписании поименованы помещения и территория учреждения. Однако, номера данных помещений в соответствии с документами технического учета, а также описание этих помещений и их место нахождения в акте проверки, а также в предписании не указаны. Таким образом, в ходе проверки не были идентифицированы объекты защиты, т.е. проверяемые объекты, в связи с чем не установлено место совершения нарушения норм пожарной безопасности и не установлено место устранения нарушений, указанных в предписании. Предписание не содержит сведений об объектах защиты, на которых подлежат устранению нарушения норм пожарной безопасности. При таких обстоятельствах предписание не может быть признано законным. К акту проверки и предписанию не приложены документы, связанные с проверкой, что является нарушением п. 63 Административного регламента.
Согласно статье 38 Федерального закона от 21.12.1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности несут в частности собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций.
В силу пункта 10 ППБ 01-03 собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору.
Пунктом 38 ППБ 01-03 установлено, что при перепланировке зданий и помещений, изменении их функционального назначения или установке нового технологического оборудования должны применяться действующие нормативные документы в соответствии с новым назначением этих зданий или помещений. При аренде помещений арендаторами должны выполняться противопожарные требования норм для данного типа зданий.
В соответствии со статьей 616 Гражданского кодекса Российской Федерации арендодатель обязан производить за свой счет капитальный ремонт переданного в аренду имущества, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором аренды. Арендатор обязан поддерживать имущество в исправном состоянии, производить за свой счет текущий ремонт и нести расходы на содержание имущества, если иное не установлено законом или договором аренды.
Таким образом, обязанность по соблюдению правил пожарной безопасности лежит на лице, которое владеет, пользуется или распоряжается недвижимым имуществом на законных основаниях. В отношении арендуемого имущества таким лицом может быть как арендодатель, так и арендатор. В случае если соблюдение правил пожарной безопасности связано с осуществлением капитального ремонта (капитальных затрат) соответствующего имущества, то соблюдать требования пожарной безопасности должна та сторона договора аренды, на которую законом или договором возложена обязанность по проведению капитального ремонта данного имущества.
ДД.ММ.ГГГГ между ИП ФИО4 и ООО «Агроторг» был заключен договор № аренды нежилого помещения в здании, расположенном по адресу: <адрес>.
В соответствии п. 2.1.12. договора ИП ФИО4 обязуется самостоятельно и за свой счет нести эксплуатационные и иные расходы, связанные с обеспечением функционирования здания и поддержанием здания в надлежащем техническом, противопожарном и санитарно-эпидемиологическом состоянии.
Согласно п. 2.2.4 заявитель обязуется содержать помещение в технически исправном состоянии в части проведения текущего ремонта, соблюдать требования санитарных и противопожарных норм, самостоятельно и за свой счет устранять нарушения, вызванные действиями/бездействием заявителя.
Обязанность по проведению капитального ремонта указанным договором на заявителя не возложена.
В ходе проверки надзорным органом выявлены нарушения п. 1, ч. 2, ст. 1, ч. 1, ст. 6 ФЗ от 22.07.2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 4.3 таб. 1 СП 4.13130.2013 «Системы противопожарной защиты», касающиеся нарушения противопожарного расстояния до рядом расположенных зданий или сооружений; а также нарушения п. 1 ч. 2 ст. 1, ч. 1 ст. 6 ФЗ от 22.07.2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 5.2 таб. 2 СП 8.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности», касающиеся нарушения помещения магазина не обеспечено наружным противопожарным водоснабжением. На необходимость устранения данных нарушений заявителю указано в предписании от ДД.ММ.ГГГГ №.
В силу статьи 151 Федеральный закон от 22.07.2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» со дня вступления в силу настоящего Федерального закона до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к объектам защиты (продукции), процессам производства, эксплуатации, хранения, транспортирования, реализации и утилизации (вывода из эксплуатации), установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению в части, не противоречащей требованиям настоящего Федерального закона.
Из материалов дела следует, что арендатору необходимо осуществить работы капитального характера в отношении всего здания. Договор аренды не предусматривает проведение заявителем капитального ремонта. Следовательно, на ООО «Агроторг» не может возлагаться обязанность по устранению нарушений правил пожарной безопасности, перечисленных в предписании.
Обеспечение пожарной безопасности регламентируется Законом о пожарной безопасности, согласно преамбуле которого настоящий Федеральный закон определяет общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации, регулирует в этой области отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, учреждениями, организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также между общественными объединениями, должностными лицами, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2004 года № 820 утверждено Положение о государственном пожарном надзоре. Требования, изложенные в данном положении, наделяют всех государственных инспекторов пожарного надзора МЧС правом проверки соблюдения организациями требований пожарной безопасности.
В соответствии со статьей 6 Закона о пожарной безопасности и подпунктом 5 пункта 9 Положения о государственном пожарном надзоре государственные инспекторы по пожарному надзору имеют право давать руководителям юридических лиц и индивидуальным предпринимателям, должностным лицам и гражданам обязательные для исполнения предписания по устранению нарушений требований пожарной безопасности.
В силу статьи 37 Закона о пожарной безопасности руководители организаций обязаны выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.
Таким образом, предписание об устранении нарушений требований пожарной безопасности представляет собой акт должностного лица, уполномоченного на проведение государственного пожарного надзора, содержащий властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан, индивидуальных предпринимателей и организаций.
Невыполнение в срок законного предписания органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), является основанием для привлечения граждан и юридических лиц к административной ответственности.
Следовательно, предписание должностного лица, осуществляющего государственный пожарный надзор, должно содержать только законные требования, то есть на юридическое лицо (индивидуального предпринимателя, гражданина) может быть возложена обязанность по устранению лишь тех нарушений требований пожарной безопасности, соблюдение которых обязательно для них в силу закона. При этом такие требования должны быть реально исполнимы.
Предписание не указывает на конкретные действия, которые должна совершить ООО «Агроторг» для устранения нарушений требований пожарной безопасности. Нарушения, перечисленные предписании, невозможно устранить в установленные сроки, поскольку для этого требуется выполнение работ капитального характера.
Таким образом, предписание от ДД.ММ.ГГГГ № являются неисполнимыми.
ОНД не представлены доказательства, подтверждающие исполнимость требований об устранении нарушений правил пожарной безопасности, содержащихся в предписании.
Изложенное позволяет сделать вывод о том, что предписание от ДД.ММ.ГГГГ № в отношении ООО «Агроторг» не соответствует законодательству, нарушает права и законные интересы заявителя.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,
Решил:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░ «░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░. ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░. ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ № ░░ ░░.░░.░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ –