Дело № 2-1875/2024
УИД: 50RS0052-01-2024-000412-29
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
10 апреля 2024 года г.о. Щелково Московской области
Щелковский городской суд Московской области в составе:
Председательствующего судьи Левченко М.Б.,
при секретаре судебного заседания Барановой А.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Новикова ФИО9 к Николаеву ФИО10 о компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Истец Новиков В.Н. обратился с иском к Николаеву Д.А. о компенсации морального вреда.
В обосновании иска указал, что его дочь Николаева (до брака Новикова) ФИО11 до 17 декабря 2015 года состояла в браке с ответчиком Николаевым Д.А. У Николаевой М.В. и Николаев Д.А. есть двое несовершеннолетних детей. С Николаевым Д.А. отношений он не поддерживает. 04.11.2023 на мобильный телефон истца стали поступать звонки от Николаева Д.А. с разных номеров телефона. На звонки он (Новиков В.Н.) не отвечал. После этого ответчик начал отправлять ему сообщения оскорбительного характера в мессенджере «Telegram». Эти оскорбления и угрозы стали для истца полной неожиданностью. Причиненные оскорбления привели к тому, что длительный период времени истец находится в состоянии сильнейшего стресса, нарушился его сон, значительно ухудшилось общее состояние.
Истец просит суд взыскать с Николаева Д.А. в его пользу 3 000 000 рублей в счет компенсации морального вреда.
Запретить в судебном порядке Николаеву ФИО12 производить указанные выше действия, нарушающие или создающие угрозу нарушения его личных неимущественных прав.
В судебное заседание истец Новиков В.Н. не явился, извещен, его представитель Крестинин С.А., действующий на основании доверенности, исковые требования поддержал в полном объеме, просил удовлетворить.
В судебное заседание ответчик Николаев Д.А. не явился, извещен, его представитель Мельник М.А., действующая на основании доверенности, просила в иске отказать, по доводам, изложенным в письменных возражениях, пояснив, что в августе 2023 года телефон у ответчика был украден. Факт использования ответчиком номера телефона № не отрицала.
Выслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии со ст. 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме; размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.
Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
В соответствии с ч.2 ст.151, ч.2 ст.1101 ГК РФ, при определении размера компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя, степень физических и нравственных страданий истца, также учитывает требования разумности и справедливости.
Как следует из материалов дела, 04 ноября 2023 года в ходе переписки в сети интернет в приложении "Telegram” с телефонного номера № в адрес Новикова В.Н. поступили оскорбления, грубые нецензурные выражения в непристойной форме, которые направлены на умаление чести истца, унижение его человеческого достоинства, чем нарушены принадлежащие истцу личные неимущественные права.
Фактическое использование номера телефона № ответчиком Николаевым Д.А. не отрицалось его представителем в судебном заседании, кроме того подтверждается распиской о получении смс-сообщений (л.д.72).
Применение высказанных Николаевым Д.А. в адрес Новикова В.Н. выражений является оскорбительным и выходит за допустимые пределы осуществления ответчиком права на свободу выражения своих мнений и убеждений, поскольку избранная для этого форма явно несоразмерна целям и пределам осуществления ответчиком указанных прав.
Суд оценив в совокупности обстоятельства дела и представленные доказательства, в том числе протокол осмотра доказательств от 29 ноября 2023 года на принадлежащем Новикову В.Н. мобильном устройстве предоставленном нотариусу, путем осмотра на сенсорном экране указанного телефона сообщений в программе "Telegram”, суд приходит к выводу о том, что обстоятельства, свидетельствующие о причинении действиями ответчика нравственных страданий Новикова В.Н., нарушающих его личные неимущественные права и посягающих на принадлежащие ему другие нематериальные блага, повлекли причинение ему морального вреда, поскольку высказывание Николаева Д.А. выражено в неприличной форме, унижающей честь и достоинство истца, поэтому на него должна быть возложена обязанность компенсации морального вреда, причиненного истцу оскорблением.
В соответствии с п.1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.1994 №10 "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда", суду, в целях обеспечения правильного и своевременного разрешения возникшего спора о компенсации морального вреда, следует устанавливать, чем подтверждается факт причинения потерпевшему нравственных или физических страданий, при каких обстоятельствах и какими действиями (бездействием) они нанесены, степень вины причинителя, какие нравственные или физические страдания перенесены потерпевшим, в какой сумме он оценивает их компенсацию и другие обстоятельства, имеющие значение для разрешения конкретного спора.
В соответствии с п.2 данного Постановления, под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.), или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности) либо нарушающими имущественные права гражданина.
Моральный вред, в частности, может заключаться в нравственных переживаниях в связи с утратой родственников, невозможностью продолжать активную общественную жизнь, потерей работы, раскрытием семейной, врачебной тайны, распространением не соответствующих действительности сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, временным ограничением или лишением каких-либо прав, физической болью, связанной с причиненным увечьем, иным повреждением здоровья либо в связи с заболеванием, перенесенным в результате нравственных страданий и др.
Как следует из п.3 указанного Постановления, в соответствии с действующим законодательством одним из обязательных условий наступления ответственности за причинение морального вреда является вина причинителя. Исключение составляют случаи, прямо предусмотренные законом.
Согласно п.8 данного Постановления, степень нравственных или физических страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств причинения морального вреда, индивидуальных особенностей потерпевшего и других конкретных обстоятельств, свидетельствующих о тяжести перенесенных им страданий.
Согласно разъяснению, содержащемуся в пункте 63 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 года №2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации», в соответствии со статьей 237 названного кодекса компенсация морального вреда возмещается в денежной форме в размере, определяемом по соглашению работника и работодателя, а в случае спора факт причинения работнику морального вреда и размер компенсации определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба. Размер компенсации морального вреда определяется судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела с учётом объёма и характера причиненных работнику нравственных или физических страданий, степени вины работодателя, иных заслуживающих внимания обстоятельств, а также требований разумности и справедливости. Аналогичные критерии определения размера компенсации морального вреда содержатся и в пункте 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 1994 года №10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда».
Принимая во внимание изложенное, суд считает, что сумма компенсации морального вреда с ответчика в пользу истца подлежит определению в размере 100 000 рублей.
Суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований о запрете в судебном порядке Николаеву Д.А. производить указанные выше действия, нарушающие или создающие угрозу нарушения его личных неимущественных прав, на будущий период, поскольку защита прав на будущее законом не предусмотрена.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ суд,
РЕШИЛ:
Иск Новикова ФИО13 (паспорт №) к Николаеву ФИО14 (паспорт №)- удовлетворить частично.
Взыскать с Николаева ФИО15 в пользу Новикова ФИО16 компенсацию морального вреда в размере 100 000 рублей.
В удовлетворении остальной части требований Новикову ФИО17 – отказать.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд в течение месяца путем подачи апелляционной жалобы со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья М.Б. Левченко
Решение в окончательной форме изготовлено 15.04.2024