Категория 132г
Дело № 33- 2764/2019 Судья Анашкина И.А.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
15 августа 2019 года судебная коллегия по гражданским делам Севастопольского городского суда в составе:
председательствующего судьи - Герасименко Е.В.,
судей - Ваулиной А.В., Балацкого Е.В.,
при секретаре - Курманском А.С.,
с участием:
третьего лица - Истягина И.А.,
представителя третьего лица
ТСН ЖСТ «Зевс» - Тарасенко В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента по имущественным и земельным отношениям г.Севастополя на решение Балаклавского районного суда г.Севастополя от 09 апреля 2019 года,
по гражданскому делу по иску Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя к Истягину Г. А. о признании недействительным государственного акта о праве собственности на земельный участок, признании права собственности отсутствующим, об истребовании земельного участка из незаконного владения в государственную собственность,
заслушав доклад судьи Герасименко Е.В.,
УСТАНОВИЛА:
Истец Департамент по имущественным и земельным отношениям г.Севастополя обратился в суд с иском к Истягину Г.А. о признании недействительным государственного акта о праве собственности на земельный участок серии ЯЛ №, зарегистрированного в Книге записей государственных актов о праве собственности на землю и на право постоянного пользования землей, договоров аренды земли за №, выданного Истягину Г.А., признании отсутствующим права собственности Истягина Г.А. на земельный участок площадью 1000 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый №, истребовании в государственную собственность субъекта Российской Федерации – города федерального значения Севастополя из незаконного владения ответчика указанный земельный участок.
Исковые требования мотивированы тем, что спорный земельный участок относится к землям лесного фонда, перешёл в собственность ответчика, члена ТСН «ЖСТ «Зевс», с нарушением закона. Решение об изъятии участка из земель лесного фонда не принималось, земельный участок выбыл из государственной собственности без законных оснований, без принятия соответствующего решения уполномоченным органом.
Решением Балаклавского районного суда города Севастополя от 09 апреля 2019 года в удовлетворении исковых требований Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя отказано.
Не согласившись с решением суда, истец Департамента по имущественным и земельным отношениям г.Севастополя подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, исковые требования удовлетворить. Доводы апелляционной жалобы аналогичны доводам искового заявления.
В возражениях на апелляционную жалобу третье лицо Истягин И.А. просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились представитель истца Департамента по имущественным и земельным отношениям г.Севастополя, ответчик Истягин Г.А., представители третьих лиц Главного управления природных ресурсов и экологии г.Севастополя, Управления государственной регистрации права и кадастра г.Севастополя, Правительства Севастополя, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили.
В соответствии со статьями 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Исследовав материалы дела, заслушав пояснения явившихся лиц, проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, обсудив указанные доводы, доводы возражений, судебная коллегия приходит к выводу, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что решением Инкерманского городского Совета от ДД.ММ.ГГГГ № дано согласие ОК ЖСКИЗ «Зевс» на разработку проекта землеустройства по отводу земельных участков ориентировочной площадью 25,7 га для строительства и обслуживания квартала индивидуальной жилой застройки, расположенного по адресу: <адрес>
Решением Инкерманского городского Совета от ДД.ММ.ГГГГ № в редакции решения Инкерманского городского Совета от ДД.ММ.ГГГГ № восстановлен срок действия решения Инкерманского городского Совета от ДД.ММ.ГГГГ №; утверждён ОК ЖСКИЗ «Зевс» проект землеустройства по отводу земельных участков ориентировочной площадью 15,2089 га для строительства и обслуживания квартала индивидуальной жилой застройки, расположенного по адресу: г.Инкерман, в районе улица Таганрогская.
На основании вышеуказанных решений Истягину Г.А. как члену ОК ЖСКИЗ «Зевс» передан в собственность земельный участок, площадью 0,1000 га, расположенный по адресу: <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ Истягину Г.А. выдан государственный акт о праве собственности на земельный участок серии ЯЛ №, зарегистрированный в Книге записей государственных актов о праве собственности на землю и на право постоянного пользования землей, договоров аренды земли ДД.ММ.ГГГГ. Земельный участок поставлен на кадастровый учёт с присвоением кадастрового номера №, определен вид целевого назначения – для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений (приусадебный участок).
В Российской Федерации земельный участок поставлен на кадастровый учёт как актуальный, ранее учтённый, присвоен кадастровый №.
По данным ЕГРН и информации Севприроднадзора от ДД.ММ.ГГГГ №/СПН земельный участок относится к категории земель населённых пунктов, вид разрешенного использования - для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений (приусадебный участок), границы земельного участка пересекают границы земельного участка с кадастровым номером №
Земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: Российская Федерация, г.Севастополь, Нахимовский район, квартал 10, выделы 23, 30-33, 35, 36, 41, 44, квартал 16 выделы 1-6, 12-18, 23-24, 37-39, 41-69, квартал 17 выдел 26, квартал 23, квартал 24 выделы 1, 5, 6, 12, 14-23, 25, 26, квартал 25 выдел 18, квартал 30, квартал 31, квартал 32 выдела 1, 3, 10-19, 21-25, 27, 28, квартал 38, квартал 39, квартал 44 выделы 1-14, 16, 17, квартал 45 выдел 1-7, 13, 14, квартал 46 выделы 1-14, 16-19, 40, 41, квартал 51 выделы 1-13,16-20, 25, 26, квартал 52 выделы 1-4, 7-10, 12-15, 24, 25, квартал 59 выделы 3-38 Мекензиевского участкового лесничества, площадью 14 708 265 +/-1 342 кв.м.
Земельный участок поставлен на кадастровый учёт ДД.ММ.ГГГГ на основании Распоряжения Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ №-РДЗ с отнесением к категории «земли населённых пунктов» с видом разрешённого использования «отдых (рекреация)» (код 5.0); «использование лесов» (код 10.0).
Сведений о регистрации права собственности на него за городом Севастополем не представлено.
Отказывая в удовлетворении исковых требований Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, суд первой инстанции исходил из недоказанности незаконного приобретения ответчиком права собственности на спорный земельный участок, а также того, что на момент его передачи в собственность ответчика не являлся земельным участком лесного фонда, следовательно, мог быть передан в собственность Истягина Г.А.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на нормах законодательства и материалах дела.
Доводы апелляционной жалобы Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя о том, что при предоставлении земельного участка ответчику в собственность нарушены положения законодательства Украины, регулирующего порядок использования земель лесного фонда, действовавшего на день принятия Решения Инкерманским городским Советом, которым незаконно изменено целевое назначение спорного земельного участка, являлись предметом судебного разбирательства и обоснованно были отклонены ввиду следующего.
Согласно статье 19 Земельного кодекса Украины земли Украины по основному целевому назначению подразделяются на соответствующие категории, включающие, в том числе, земли лесного фонда.
В соответствии с частями 1, 2, 4 статьи 20 Земельного кодекса Украины отнесение земель к той или иной категории осуществляется на основании решений органов государственной власти и органов местного самоуправления в соответствии с их полномочиями. Изменение целевого назначения земель осуществляется органами исполнительной власти или органами местного самоуправления, принимающих решения о передаче этих земель в собственность или предоставление в пользование, изъятие (выкуп) земель и утверждают проекты землеустройства или принимают решение о создании объектов природоохранного и историко-культурного назначения. Изменение целевого назначения земель, занятых лесами, производится с учетом заключений органов исполнительной власти по вопросам охраны окружающей природной среды и лесного хозяйства.
Нарушение порядка установления и изменения целевого назначения земель является основанием для признания недействительными решений органов государственной власти и органов местного самоуправления о предоставлении (передаче) земельных участков гражданам и юридическим лицам; признание недействительными сделок относительно земельных участков; отказа в государственной регистрации земельных участков или признания регистрации недействительной; привлечения к ответственности в соответствии с законом граждан и юридических лиц, виновных в нарушении порядка установления и изменения целевого назначения земель (статья 21 Земельного кодекса Украины).
В силу положений части 1 статьи 55 Земельного кодекса Украины к землям лесохозяйственного назначения относятся земли, покрытые лесной растительностью, а также не покрытые лесной растительностью, нелесные земли, которые предоставлены и используются для потребностей лесного хозяйства.
Частью 2 статьи 57 Земельного кодекса Украины установлено, что порядок использования земель лесохозяйственного назначения определяется законом.
В соответствии со статьями 56, 57 Земельного кодекса Украины земли лесного фонда могут находиться в государственной, коммунальной и частной собственности.
Гражданам и юридическим лицам по решению органов местного самоуправления и органов исполнительной власти могут бесплатно или за плату передаваться в собственность замкнутые земельные участки лесного фонда общей площадью до 5 гектаров в составе угодий крестьянских, фермерских и других хозяйств. Граждане и юридические лица в установленном порядке могут приобретать в собственность земельные участки деградированных и малопродуктивных угодий для облесения.
Исходя из положений статьи 63 Лесного кодекса Украины, основной чертой земель лесного фонда является назначение этих земель именно для ведения лесного хозяйства, осуществления комплекса мероприятий по охране, защите, рациональному использованию и расширенного воспроизводства лесов.
В соответствии с пунктом «б» части 1 статьи 164 Земельного кодекса Украины использованию лесохозяйственных земель по их целевому назначению законодательство отдает приоритет, составной частью охраны земель является защита лесных земель и кустарников от необоснованного их изъятия для других нужд.
Учитывая изложенное, одной из основных особенностей правового режима земель лесного фонда является неразрывная связь их использования с лесопользованием.
В силу положений статьи 7 Лесного кодекса Украины леса, которые находятся в пределах территории Украины, являются объектами права собственности украинского народа.
В соответствии со статьей 8 Лесного кодекса Украины в государственной собственности находятся все леса Украины, кроме лесов, находящихся в коммунальной или частной собственности. Право государственной собственности на леса приобретается и реализуется государством в лице Кабинета Министров Украины, Совета Министров Автономной Республики Крым, местных государственных администраций в соответствии с законом.
Согласно положениям статьи 84 Земельного кодекса Украины в государственной собственности находятся все земли Украины, кроме земель коммунальной и частной собственности. К землям государственной собственности, которые не могут передаваться в частную собственность, относятся, в частности, земли лесного фонда, кроме случаев, определенных этим Кодексом.
На основании изложенного, земли, покрытые лесной растительностью, а также не покрытые лесной растительностью, нелесные земли, которые предоставлены и используются для нужд лесного хозяйства, относятся к землям лесного фонда, на которые распространяется особый режим по использованию, предоставления в пользование и передачи в собственность, который определяется нормами Конституции Украины, Земельного кодекса Украины, другими законами и нормативно-правовыми актами.
В соответствии с Распоряжением Кабинета Министров Украины от 10 апреля 2008 года № 610-р с целью недопущения фактов нарушения интересов государства и общества во время отчуждения и изменения целевого назначения земельных лесных участков Министерству экологии и природных ресурсов, Министерству аграрной политики и продовольствия, Министерству обороны, Государственному агентству лесных ресурсов и Государственному агентству земельных ресурсов, до момента законодательного урегулирования вопросов предотвращения злоупотреблений в этой сфере остановить принятие решений о предоставлении согласия на исключение участков, их передачу, в собственность и аренду с изменением целевого назначения.
Абзацем 3 указанного распоряжения Кабинета Министров Украины отзывается ранее предоставленное согласие на изъятие участков, их передачу в собственность и аренду с изменением целевого назначения в случае, если местными органами исполнительной власти или органами местного самоуправления не приняты соответствующие решения или, когда по результатам проверки установлено, что такие решения приняты с нарушением требований законодательства.
Согласно статье 27 Лесного кодекса Украины Кабинет министров Украины обеспечивает реализацию государственной политики в сфере лесных отношений, передает в собственность, предоставляет в постоянное пользование для не лесохозяйственных нужд земельные лесные участки площадью более 1 гектара, находящиеся в государственной собственности. То есть фактически Кабинет министров Украины выступает от лица собственника в отношении лесных участков площадью более 1 гектара.
На основании материалов предварительного согласования местоположения и целевого назначения земельного участка для индивидуальной жилой застройки ОК ЖСТИЗ «Зевс» судом установлено, что первоначально проект землеустройства по отводу земельного участка был разработан на отвод участков общей площадью 25,7 га. Однако при согласовании проекта отвода установлено, что земельный участок частично накладывается на земли Мекензиевского лесничества. В частности, в заключении Главного управления охраны окружающей природной среды в городе Севастополе от ДД.ММ.ГГГГ № и в заключении Главного управления земельных ресурсов в городе Севастополе от ДД.ММ.ГГГГ указано, что в соответствии с градостроительной документацией земельный участок находится в проектируемой зоне малоэтажной жилой застройки и зоне лесов и других лесопарковых территорий.
После чего была произведена корректировка проекта землеустройства, учтены все замечания, площадь испрашиваемого участка уменьшена до 15,2089 га.
Исправленный проект в соответствии с пунктом 4 части 8 статьи 118 Земельного кодекса Украины, статей 50, 62 Закона Украины «О землеустройстве», пунктом 10 Порядка разработки проектов относительно отведения земельных участков, утверждённого постановлением Кабинета министров Украины от ДД.ММ.ГГГГ №, а также статьями 1-6, 24-26, 31-33 и статьёй 35 Закона Украины «О государственной экспертизе землеустроительной документации» прошёл все необходимые согласования, получил положительное заключение государственной экспертизы землеустроительной документации.
В заключении государственной экспертизы землеустроительной документации от ДД.ММ.ГГГГ № указано, что наложение на земли Мекензиевского лесничества устранено, земельный участок, который в соответствии с Генеральным планом города предназначен для размещения парка (лесопарковой зоны), исключен из границ испрашиваемого участка. Это заключение согласно части 4 статьи 35 Закона Украины «О государственной экспертизе землеустроительной документации» послужило основанием для принятия Инкерманским городским Советом ДД.ММ.ГГГГ решения № об утверждении проекта землеустройства по отводу земельных участков ориентировочной площадью 15,2089 га для строительства и обслуживания квартала индивидуальной жилой застройки, расположенного по адресу: г. Инкерман, в районе улица Таганрогская, и для предоставления спорного земельного участка ответчику.
Кроме того, суд первой инстанции учёл, что по сообщению Департамента архитектуры и градостроительства Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ спорный земельный участок в соответствии с Генеральным планом города Севастополя, утверждённым решением сессии Севастопольского городского Совета от 13 декабря 2005 года № 4114, по функциональному назначению расположен в проектируемой зоне малоэтажной застройки, в том числе усадебной.
При таких обстоятельствах, приведённые выше доводы жалобы о вхождении спорного земельного участка в земли леса на момент его предоставления в собственность ответчика Истягина Г.А., являются несостоятельными.
Право частной собственности охраняется законом (часть 1 статьи 35 Конституции Российской Федерации).
Согласно пункту 6 статьи 8.1 Гражданского кодекса Российской Федерации зарегистрированное право может быть оспорено только в судебном порядке. Лицо, указанное в государственном реестре в качестве правообладателя, признается таковым, пока в установленном законом порядке в реестр не внесена запись об ином.
Согласно части 1 статьи 23 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя», законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным конституционным законом.
В соответствии с постановлением Правительства Севастополя от 07 августа 2014 года № 202, к документам, подтверждающим ранее возникшие права и необходимым для государственной регистрации прав относятся, в том числе, изданные (выданные) в установленном порядке на территории города Севастополя до 1 марта 2014 года акты органов государственной власти или местного самоуправления о предоставлении гражданам земельного участка.
В силу статьи 301 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.
Как верно отметил суд первой инстанции, право собственности ответчика на спорный земельный участок возникло на основании акта местного самоуправления о предоставлении гражданину земельного участка и впоследствии данное право зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости Российской Федерации. Государственная регистрация права собственности ответчика на земельный участок свидетельствует о том, что законность документа, явившегося основанием для совершения таких действий, сомнений у регистрирующего органа не вызывала. Со стороны государственных органов Украины каких-либо действий, направленных на возвращение в собственность государства или города Севастополя спорного земельного участка, с 2009 года предпринято не было. Целесообразность возврата земельного участка в собственность г. Севастополя истцом не обоснована.
В связи с чем, суд первой инстанции пришёл к обоснованному, что сам по себе факт приобретения спорного земельного участка на основании решения органа публично-правового образования (города Севастополя), принятого с превышением компетенции установленной актами, определяющими статус этого органа, при наличии зарегистрированного права собственности ответчика, подтвержденного документом, выданным государственным органом города Севастополя, не может являться достаточным основанием для удовлетворения исковых требований.
Проверяя решение суда в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, как соответствующими нормам материального и процессуального права, обстоятельствам дела и исследованным доказательствам, которым суд дал надлежащую оценку в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ.
Изложенные в апелляционной жалобе доводы аналогичны доводам искового заявления, были предметом исследования при рассмотрении дела судом первой инстанции, они обоснованно опровергнуты в решении суда, по существу сводятся к переоценке обстоятельств, которые судом определены правильно, и, в силу ст. 330 ГПК РФ, основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке не являются.
Обстоятельств, которые нуждались бы в дополнительной проверке, доводы апелляционной жалобы не содержат.
В соответствии с ч. 4 ст. 198 ГПК РФ в мотивировочной части решения суда должны быть указаны обстоятельства дела, установленные судом; доказательства, на которых основаны его выводы об этих обстоятельствах; доводы, по которым суд отвергает те или иные доказательства; законы, которыми руководствовался суд.
Решение суда первой инстанции полностью соответствует требованиям данной нормы процессуального права, и судебная коллегия считает его законным и обоснованным.
Предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Балаклавского районного суда г.Севастополя от 09 апреля 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента по имущественным и земельным отношениям г.Севастополя без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий: Е.В.Герасименко
Судьи: А.В.Ваулина
Е.В.Балацкий