УИД 38RS0031-01-2020-001394-81
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
09 июля 2020 года г. Иркутск
Иркутский районный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Столповской Д.И., при секретаре судебного заседания Ду-Цзин-Хуа А.Г.,
с участием представителя административного истца ФИО2,
представителя административного ответчика ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-1590/2020 по административному исковому заявлению ФИО2 к Администрации Уриковского муниципального образования о признании действий администрации незаконными, обязании убрать мусорные контейнеры,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец ФИО2 обратился в Иркутский районный суд Иркутской области с административным исковым заявлением к администрации Уриковского муниципального образования, в котором просит: признать действия Администрации Уриковского муниципального образования по размещению мусорных контейнеров возле жилого дома, расположенного по адресу: ...., ...., ...., незаконными; обязать администрацию Уриковского муниципального образования убрать мусорные контейнеры от жилого дома, расположенные по адресу: ...., ...., .....
В обоснование заявленных требований административный истец ФИО2 указал, что является собственником жилого дома, расположенного по адресу: ...., ...., ...., кадастровый номер земельного участка: №. В феврале 2020 г. возле моего дома, прямо напротив дома по адресу: ...., ...., .... Администрацией Уриковского муниципального образования - Администрация Сельского Поселения были размещены мусорные контейнеры. Административный истец указывает, что его права нарушенными Административным ответчиком по следующим основаниям.
Как следует из п. 8.2.5 СанПиН 2.1.2.2645-10, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10.06.2010 № 64, для установки мусорных контейнеров должна быть оборудована специальная площадка с бетонным или асфальтовым покрытием, ограниченная бордюром и зелеными насаждениями (кустарниками) по периметру и имеющая подъездной путь для автотранспорта. Размер площадок должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более 5. Расстояние от контейнеров до жилых зданий, детских игровых площадок, мест отдыха и занятий спортом должно быть не менее 20 м, но не более 100 м.
Фактически мусорные контейнеры были установлены на расстоянии менее 20 метров от соседнего жилого дома (...., ...., ....), а именно на расстоянии 14 метров. Кроме того, площадка, где расположены мусорные контейнеры не является оборудованной: отсутствует бетонное или асфальтовое покрытие, отсутствует ограждение бордюром, нет зеленых насаждений. Под вопросом наличие подъездного пути для автотранспорта, поскольку сама .... находится в крайне неудовлетворительном состоянии, нет асфальтового покрытия, после малейшего дождя или таяния снега к мусорным контейнерам невозможно проехать даже на полноприводном автомобиле. В период с февраля 2020 по дату подачи настоящего административного искового заявления, региональный оператор по вывозу ТБО смог вывезти мусор с данных мусорных контейнеров лишь 2 раза, т.к. в остальное время спецтехника даже не смогла подъехать к контейнерам ближе чем на 10 метров из-за непролазной грязи. По причине отсутствия благоустройства и ограждения территории, а также по причине фактической невозможности организовать подъезд спецтехники к мусорным контейнерам, мусор не вывозится по несколько недель, его растаскивают и разрывают бродячие собаки. Царит антисанитария. Страдаю от всего этого жители, в домах заводятся насекомые, крысы, а детей страшно выпустить на улицу погулять. Скоро местным жителям придется запасаться оружием и проводить самостоятельный отстрел бродячих собак, которые толпами стекаются к мусорным контейнерам, установленных Административным ответчиком с грубым нарушением СанПиН 2.1.2.2645-10
Ранее истец направлял жалобу в Прокуратуру Иркутского района путем заполнения специальной формы на сайте прокуратуры. Ответ по существу поступили лишь отписки, что обращение перенаправлено Административному ответчику и в Роспотребнадзор.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения" граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Пункт 8.2.5 СанПиН 2.1.2,2645-10, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10.06.2010 № 64, для установки мусорных контейнеров должна быть оборудована специальная площадка с бетонным или асфальтовым покрытием, ограниченная бордюром и зелеными насаждениями (кустарниками) по периметру подъездной путь для автотранспорта. Размер площадок имеющая должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более 5. Расстояние от контейнеров до жилых зданий, детских игровых площадок, мест отдыха и занятий спортом должно быть не менее 20 метров, но не более 100 метров.
В судебном заседании административный истец ФИО2 административные исковые требования поддержал, просил их удовлетворить. Дополнительно суду пояснил, что после обращения в суд с настоящим административным исковым заявлением администрацией было изменено местоположение мусорных контейнеров. Мусорные контейнеры были перемещены на соответствующее расстояние от жилых домов, в указанной части он претензий не имеет. Однако, просит обязать администрацию убрать мусорные контейнеры, поскольку не оборудованы площадки под мусорными баками, тем самым нарушаются его права.
Представитель административного ответчика Администрации Уриковского муниципального образовании ФИО4 возражала против удовлетворения заявленных требований, указав, что административным истцом не представлено доказательств нарушения его прав. Место расположение мусорных контейнеров согласовано с Управлением Роспотребнадзором и находится в 20 метрах восточнее земельного участка с кадастровым номером 38:06:110901:26833. В настоящее время отсутствует бетонная площадка для размещения указанных мусорных контейнеров, однако, администрацией подготавливаются документы для получения субсидии из областного бюджета по созданию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на 2021 год. В случае если судом будет вынесено решение об обязании убрать мусорные контейнеры, то денежные средства из областного бюджета выделены не будут для создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
Выслушав пояснения участников процесса, исследовав письменные материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду.
В соответствии со ст. 8 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и ст. 11 ФЗ «Об охране окружающей среды» граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Согласно ст. 44 ФЗ «Об охране окружающей среды» здания, строения, сооружения и иные объекты должны размещаться с учетом требований в области охраны окружающей среды, санитарно-гигиенических норм и градостроительных требований.
В соответствии с п. 2.1.3, п. 2.1.4, п. 2.2.3 «СанПиН 42-128-4690-88. Санитарные правила содержания территорий населенных мест» на территории домовладений должны быть выделены специальные площадки для размещения контейнеров с удобными подъездами для транспорта. Площадка должна быть открытой, с водонепроницаемым покрытием и желательно огражденной зелеными насаждениями. Для определения числа устанавливаемых мусоросборников (контейнеров) следует исходить из численности населения, пользующегося мусоросборниками, нормы накопления отходов, сроков хранения отходов. Расчетный объем мусоросборников должен соответствовать фактическому накоплению отходов в периоды наибольшего их образования. Площадки для установки контейнеров должны быть удалены от жилых домов, детских учреждений, спортивных площадок и от мест отдыха населения на расстояние не менее 20 м, но не более 100 м. Размер площадок должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более 5. Размещение мест временного хранения отходов, особенно на жилой территории, необходимо согласовать с районным архитектором и районными санэпидстанциями. В исключительных случаях, в районах сложившейся застройки, где нет возможности соблюдения установленных разрывов от дворовых туалетов, мест временного хранения отходов, эти расстояния устанавливаются комиссионно (с участием районного архитектора, жилищно-эксплуатационной организации, квартального комитета, санитарного врача). Акты комиссий должны утверждаться исполкомами местных Советов народных депутатов.
Установлено, что **/**/**** Министерством имущественных отношений Иркутской области распоряжением №/з администрации Уриковского муниципального образования выдано разрешение на использование земель из земель населенных пунктов, площадью 22 кв.м., месторасположение: ...., ...., .... с координатами характерных точек. Разрешение выдано для размещения элементов благоустройства территории.
На основании заключения Роспотребнадзора от **/**/**** № администрацией Уриковского муниципального образования установлены мусорные контейнеры в 20 метрах восточнее земельного участка с кадастровым номером №, ориентировочное месторасположение: ...., ...., .....
В ходе судебного разбирательства административный истец ФИО2 подтвердил, что в настоящее время мусорные контейнеры располагаются на достаточном от жилых домов расстоянии и он в указанной части не имеет претензий.
Согласно ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
В соответствии со ст. 227 КАС РФ суд удовлетворяет требования о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если признает оспариваемые решения, действия (бездействия) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
Таким образом, для признания действий (бездействия), решений незаконными необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие действий (бездействия), решения закону или иному нормативному правовому акту и нарушение оспариваемым действием (бездействием), решением прав и законных интересов заявителя.
Поскольку, контейнерная площадка расположена на расстоянии, соответствующем требованиям действующего законодательства, прав истца не нарушает, факт отсутствия бетонной площадки для установки мусорных контейнеров само по себе не свидетельствует о незаконности действий Администрации Уриковского муниципального образования, при этом административным истцом не представлено доказательств, что отсутствие бетонной площадки для установки мусорных контейнеров оказывает на него вредное воздействие и нарушает благоприятную среду в принадлежащем ему жилом помещении.
В данном случае суд полагает, что истцом избран неверный способ защиты права, возложение обязанности убрать мусорные контейнеры способно нарушить права жителей д. ..... К доводам административного ответчика ФИО2 о том, что жители близлежащих улиц д. .... не нуждаются в мусорных контейнерах и самостоятельно отвозят бытовые отходы в ...., суд относится критически.
На основании изложенного, суд находит требования административного истца ФИО2 к Администрации Уриковского муниципального образования о признании действий администрации незаконными, обязании убрать мусорные контейнеры, не подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, и руководствуясь ст. ст. 175-178 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административные исковые требования ФИО2 к Админситрации Уриковского муниципального образования о признании действий администрации незаконными, обязании убрать мусорные контейнеры - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд в апелляционном порядке через Иркутский районный суд Иркутской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Д.И. Столповская