УИД 32RS0№-04
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
п. Комаричи Брянской области Дело № 2-494/2023
06 сентября 2023 года
Комаричский районный суд Брянской области в составе:
председательствующего судьи- Рузановой О.В.,
при секретаре- Вдовенковой Т.В.,
с участием истца- помощника прокурора Комаричского района Брянской области Коверчак Е.С.,
ответчика- представителя МБУК «Комаричский межпоселенческий дом культуры» в лице директора Губко С.И.,
соответчика- представителя администрации Комаричского муниципального района Брянской области Мишаковой Л.Е., действующей на основании доверенности №8-и от 09.01.2023,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Комаричского района Брянской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному учреждению культуры «Комаричский межпоселенческий дом культуры», администрации Комаричского муниципального района Брянской области о понуждении в принятии мер по оборудованию помещения, предназначенного для проведения массовых мероприятий, индукционными петлями и аудиоконтуром,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Комаричского района Брянской области, в порядке статьи 45 ГПК РФ, обратился в суд с иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному учреждению культуры «Комаричский межпоселенческий дом культуры» о понуждении в принятии мер по оборудованию помещения, предназначенного для проведения массовых мероприятий, индукционными петлями и аудиоконтуром.
В его обоснование указал, что в ходе проведенной прокуратурой проверки по исполнению законодательства о социальной защите инвалидов в части права на доступ к объектам социальной инфраструктуры, было установлено, что в нарушение Федерального закона №181-ФЗ от 24.11.1995 «О социальной защите инвалидов в РФ», Приказа Минкультуры России №2800 от 16.11.2015, помещение МБУК «Комаричский межпоселенческий дом культуры», предназначенное для массовых мероприятий, не оборудовано индукционными петлями и аудиоконтуром.
В целях устранения выявленных нарушений прокурором Комаричского района в адрес директора МБУК «Комаричский межпоселенческий дом культуры» было внесено представление, требования которого до настоящего времени не исполнены.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, прокурор Комаричского района Брянской области, просит суд обязать МБУК «Комаричский межпоселенческий дом культуры» в течение 12 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда оборудовать помещение, предназначенное для массовых мероприятий, индукционными петлями и аудиоконтуром.
Определением суда от 28.08.2023 к участию в деле в качестве соответчика привлечена администрация Комаричского муниципального района Брянской области.
В судебном заседании помощник прокурора Комаричского района Брянской области Коверчак Е.С. в порядке ст.39 ГПК РФ уточнила исковые требования, поддержала ранее заявленные требования, а также просила обязать администрацию Комаричского муниципального района Брянской области в течение 12 месяцев со дня вступления в законную силу обеспечить финансированием МБУК «Комаричский межпоселенческий дом культуры» для оборудования помещения, предназначенного для массовых мероприятий, индукционными петлями и аудиоконтуром.
В судебном заседании ответчики представители МБУК «Комаричский межпоселенческий дом культуры» и администрации Комаричского муниципального района Брянской области исковые требования признали. В соответствии с ч.2 ст.173 ГПК РФ им разъяснены последствия признания иска и принятия его судом, предусмотренные ч. 3 ст. 173 ГПК РФ, о чем указано в письменных заявлениях. Директор МБУК «Комаричский межпоселенческий дом культуры» Губко С.И. дополнительно пояснила, что в настоящее время на сайте администрации размещено объявление о заключении контракта на закупку индукционных петель, с плановой датой его заключения- 09 сентября 2023 года.
Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 39 ГПК РФ, ответчик вправе признать иск. Суд не принимает признание иска ответчиком, если это противоречит закону или нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц.
Проверяя законность признания иска ответчиками, суд исходит из следующего.
Государственная политика в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации, определяется Федеральным законом от 24.11.1995 N 181-ФЗ (в ред. от 28.12.2022) "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
На основании ст.ст.14,15 вышеуказанного Закона, государство гарантирует инвалиду право на получение необходимой информации. Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников), в том числе дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, допуск сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика.
Приказом Минкультуры России от 16.11.2015 N 2800 утвержден Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов культурных ценностей и благ, который определяет правила оказания помощи инвалидам в преодолении барьеров, препятствующих получению ими услуг в сфере культуры наравне с другими лицами, а также обеспечения доступности для инвалидов: объектов (административных зданий, строений, сооружений и помещений) Министерства культуры Российской Федерации и его территориальных органов, федеральных государственных унитарных и казенных предприятий, федеральных государственных бюджетных учреждений культуры - театров, концертных организаций, кинотеатров, цирков, культурно-досуговых (культурно-просветительских) и других организаций, осуществляющих деятельность по активному участию инвалидов в культурной жизни (как создателей произведений культуры или участников самодеятельного художественного и культурного творчества), культурных ценностей и благ, услуг в сфере культуры, предоставляемых организациями культуры.
Пунктом 5 указанного Порядка организациями культуры, предоставляющими услуги, в соответствии с требованиями, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами, обеспечивается, в том числе наличие аудиоконтура, копий документов, объявлений, инструкций о порядке предоставления услуги (в том числе, на информационном стенде), выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне.
Как следует из материалов дела, согласно информации, предоставленной ОСФР по Брянской области от 14.06.2023, в Комаричском районе Брянской области зарегистрировано 15 человек – инвалидов по слуху, из них 3 (трое) детей.
В ходе проведенной прокуратурой проверки 05 июня 2023 года по исполнению законодательства о социальной защите инвалидов в части права на доступ к объектам социальной инфраструктуры, было установлено, что в нарушение Федерального закона №181-ФЗ от 24.11.1995 «О социальной защите инвалидов в РФ», Приказа Минкультуры России №2800 от 16.11.2015, помещение МБУК «Комаричский межпоселенческий дом культуры», предназначенное для массовых мероприятий, не оборудовано индукционными петлями и аудиоконтуром.
В своем представлении от 06 июня 2023 года внесенном в адрес главы директора МБУК «Комаричский межпоселенческий дом культуры» прокурор требовал принять конкретные меры к устранению выявленных нарушений закона.
28 июня 2023 года в ответе на указанное представление директор МБУК «Комаричский межпоселенческий дом культуры» указала, что стоимость индукционной системы составляет от 130 тысяч рублей, в 2023 году денежные средства на ее приобретение не предусмотрены, лимиты на приобретение основных средств не заложены. Также посчитала нецелесообразным приобретение указанного оборудования, поскольку инвалиды по слуху не посещают мероприятия, проводимые в МБУК «Комаричский межпоселенческий дом культуры».
Таким образом, не оборудование помещения, предназначенного для проведения массовых мероприятий, индукционными петлями и аудиоконтуром, является нарушением со стороны МБУК «Комаричский межпоселенческий дом культуры» в предоставлении услуг в сфере культуры в отношении слабослышащих граждан.
Согласно выписке из ЕГРЮЛ и уставу МБУК «Комаричский межпоселенческий дом культуры» его учредителем является МУ «Комаричский муниципальный район» в лице администрации Комаричского муниципального района Брянской области.
Пунктом п.19.1 ст.15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 04.08.2023) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" определено, что к вопросам местного значения муниципального района относятся создание условий для обеспечения поселений, входящих в состав муниципального района, услугами по организации досуга и услугами организаций культуры.
Из положений пунктов 5.1 и 3.3 Устава учреждения следует, что источниками формирования имущества учреждения в денежной и иных формах являются, в том числе регулярные и единовременные поступления бюджетных субсидий от учредителя. Учреждение не вправе без согласия собственника распоряжаться недвижимым имуществом.
Из предоставленного суду ходатайства МБУК «Комаричский межпоселенческий дом культуры», поданного в адрес главы администрации от 10.08.2023 усматривается, что и.о. директора Дома культуры просил выделить для учреждения дополнительные лимиты на приобретение аудиоконтура и индукционных петель.
Согласно ответу МБУК «Комаричский межпоселенческий дом культуры» в 2023 году финансирование из муниципального бюджета на приобретение основных средств не заложено. За первое полугодие 2023 года на приобретение основных средств использованы денежная сумма в размере 357891 руб., которая была получена от деятельности, приносящей доход.
Поскольку администрация Комаричского района Брянской области является учредителем МБУК «Комаричский межпоселенческий дом культуры», участвует в формировании его имущества за счет регулярных и единовременных поступлений бюджетных субсидий, а МБУК «Комаричский межпоселенческий дом культуры» в свою очередь выполняет муниципальные задания, являющиеся основными видами деятельности учреждения, формируемые и утверждаемые администрацией района (п.2.4 Устава), суд полагает обоснованными заявленные требования прокурора в обязании администрации Комаричского района Брянской области в обеспечении финансирования МБУК «Комаричский межпоселенческий дом культуры» для оборудования помещения предназначенного для проведения массовых мероприятий, индукционными петлями и аудиоконтуром.
Суд полагает, что в данном случае признание иска ответчиками не противоречит закону и не нарушает прав и законных интересов других лиц, в связи с чем принимает признание иска.
В силу ч.3 ст.173 ГПК РФ при признании ответчиками иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
Учитывая, что исковые требования прокурора Комаричского района Брянской области были признаны ответчиками, и суд принял признание иска, требования прокурора о понуждении в принятии мер по оборудованию помещения, предназначенного для проведения массовых мероприятий, индукционными петлями и аудиоконтуром подлежат удовлетворению.
Согласно ст.206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов. В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Из содержания вышеприведённой нормы следует, что устанавливаемый судом срок должен отвечать принципу разумности и, кроме того, обеспечивать соблюдение баланса сторон.
Учитывая вышеизложенное, суд считает возможным предоставить ответчикам срок для исполнения решения- 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В силу ст.204 ГПК РФ в случае, если суд устанавливает определенные порядок и срок исполнения решения суда, обращает решение суда к немедленному исполнению или принимает меры по обеспечению его исполнения, на это указывается в резолютивной части решения суда.
Руководствуясь ст.ст.173, 194-199, 204 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Комаричского района Брянской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному учреждению культуры «Комаричский межпоселенческий дом культуры» (ИНН 3218002548), администрации Комаричского муниципального района Брянской области (ИНН 3218002611) о понуждении в принятии мер по оборудованию помещения, предназначенного для проведения массовых мероприятий, индукционными петлями и аудиоконтуром - удовлетворить.
Обязать администрацию Комаричского муниципального района Брянской области (ИНН 3218002611) в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить финансированием муниципальное бюджетное учреждение культуры «Комаричский межпоселенческий дом культуры» (ИНН 3218002548) для оборудования помещения, предназначенного для проведения массовых мероприятий, индукционными петлями и аудиоконтуром.
Обязать муниципальное бюджетное учреждение культуры «Комаричский межпоселенческий дом культуры» (ИНН 3218002548) в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу оборудовать помещение, предназначенное для проведения массовых мероприятий, индукционными петлями и аудиоконтуром.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Брянский областной суд через Комаричский районный суд Брянской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий судья О.В. Рузанова
Резолютивная часть решения объявлена 06.09.2023.
Мотивированное решение составлено 11.09.2023.