УИД 23RS0014-01-2021-003691-11
Дело № 2-2697/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ст. Динская Краснодарский край 07 декабря 2021 год
Динской районный суд Краснодарского края в составе:
судьи Вишневецкой М.В.
при секретаре Усаниной О.Ю.
с участием истца Кармановой О.В.
представителя истца Татлок Ю.А., действующего по ордеру от 23 сентября 2021 года,
представителя ГУ - Управления Пенсионного фонда РФ в Динском районе Краснодарского края - Емельяненко Ю.Е., действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кармановой О. В. к Государственному Учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ в Динском районе Краснодарского края о включении периодов в подсчет стажа, перерасчете размера пенсии, компенсации морального вреда и взыскании судебных расходов,
установил:
Карманова О.В. обратилась в суд с исковым заявлением к ГУ - Управлению Пенсионного фонда РФ в Динском районе Краснодарского края о перерасчете размера пенсии.
В обоснование заявленных требований истец указала, что является получателем страховой пенсии по старости с 15 ноября 2019 года, в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Протоколом рекомендаций специалистов Управления ПФР по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от 26 ноября 2019 года из подсчета страхового стажа исключен период ее работы с 01 января 1991 года по 01 марта 1992 года в управлении общественного питания Евпаторского горисполкома Республики Крым по тем основаниям, что он подлежит включению при условии его подтверждения компетентными органами, однако согласно потупившему ответу документы на хранение в архив не поступали.
С данными основаниями она не согласна, поскольку записи о ее работе в указанный период были внесены в трудовую книжку своевременно и надлежащим образом. Кроме того, ответчиком запрос справки о стаже ее работы за указанный период не производился.
30 июля 2020 истец обратилась с письменным заявлением о включении в подсчет стажа периода осуществления за лицом, достигшим возраста 80 лет с 10 сентября 2002 года по 23 июля 2007 года и перерасчете пенсии с даты назначения - с 15 ноября 2019 года, с приложением всех необходимых документов.
В ответ на данное заявление поступил ответ от 07 сентября 2020 года 287/289-08/310, в котором УПФР в Динском районе изложил нормы закона 400-ФЗ от 38 декабря 2013 года «О страховых пенсиях» и положения п. 34 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий от 02 октября 2014 года № 1015 и посоветовал обратиться с заявлением и всеми необходимыми документами на прием в клиентскую службу Управления.
С указанным выше заявлением истец обратилась, путем направления его по почте, поэтому у Пенсионного фонда не было оснований для отказа в принятии данного заявления, однако по настоящее время оно рассмотрено не было, период ухода за лицом, достигшим возраста 80 лет, в подсчет стажа включен не был, перерасчете пенсии не осуществлен, чем нарушены ее конституционные и пенсионные права.
28 июля 2020 года истец обратилась с письменным заявлением о перерасчете размера пенсии с учетом не учтенных периодов проживания с супругом-военнослужащим в местностях, где она не могла трудоустроиться по специальности, в связи с отсутствием возможности трудоустройства, с 01 ноября 1985 года по 11 декабря 1985 года, с 17 февраля 1996 года по 18 февраля 1996 года. Супруг проходил военную службу с 19 октября 1985 года по 09 сентября 2002 года. При оформлении пенсии, на основании справки № 2/175 от 15 апреля 2019 года, выданной Военным комиссариатом Динского района Краснодарского края, был засчитан период только с 18 марта 1999 года по 09 сентября 2002 года.
На основании полученного ответа УПФР в Динском районе от 15 декабря 2020 года следует, что для уточнения периодов проживания супругов-военнослужащих, был произведен запрос в военкомат Динского района 15 декабря 2020 года, до настоящего времени никаких ответов не поступило, перерасчет не произведен.
12 ноября 2020 года истец обратилась с письменным заявлением об оказании содействия в запросе справок о заработной плате за периоды работы: в Муниципальном бюджетном учреждении «Архив города Евпатории» за период работы с 18 ноября 1986 года по 01 марта 1992 года в должности бухгалтера; в Октябрьской райбольнице с 02 марта 1992 года по 16 февраля 1996 года в должности главного бухгалтера и перерасчете пенсии с учетом поступивших справок с 15 ноября 2019 года.
Справки по заработной плате поступили в декабре 2020 года, но по настоящее время перерасчет пенсии не осуществлен.
По мнению истца, УПФР в Динском районе не в полном объеме оценило ее пенсионные права, что повлекло к неверному начислению назначенной ей страховой пенсии, с даты назначения – 15 ноября 2019 года, в результате неполной оценки пенсионных прав, ей Пенсионный фонд с 19 ноября 2019 года недоплачивал денежные средства, которые положены на основании вышеперечисленных норм закона, в связи с этим у Управления пенсионного фонда РФ в Динском районе возникло неосновательное обогащение.
На основании изложенного, истец с учетом уточнения в ходе рассмотрения дела исковых требований, в порядке ст. 39 ГПК РФ, просит обязать УПФР в Динском районе включить в подсчет стажа:
- период работы с 01 января 1991 года по 01 марта 1992 года в управлении общественного питания Евпаторского горисполкома Республики Крым;
- период осуществления ухода за лицом, достигшим возраста 80 лет (Храмовой Е.Ф., ДД.ММ.ГГГГ года рождения) с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;
- периоды проживания с супругом-военнослужащим в местностях, где она не могла трудоустроиться по специальности, в связи с отсутствием возможности трудоустройства с 01 ноября 1985 года по 11 декабря 1985 года, с 17 февраля 1996 года по 18 февраля 1996 года;
произвести перерасчет размера пенсии с даты назначения с 15 ноября 2019 года и доплатить недополученную сумму;
обязать УПФР в Динском районе произвести перерасчет в интересах истца размера пенсии с 15 ноября 2019 года наиболее выгодным вариантом пенсионного обеспечения с учетом имеющихся в материалах дела доказательств размеров заработной платы и периодов работы;
обязать выплатить денежную сумму в размере 50 000 рублей в качестве компенсации морального вреда, а также взыскать компенсацию расходов на юридические услуги в размере 98 500 рублей.
Истец Карманова О.В. и ее представитель Татлок Ю.А., действующий по ордеру, в судебном заседании уточненные исковые поддержали в полном объеме и настаивали на их удовлетворении, сославшись на доводы, изложенные в иске.
Представитель УПФР в Динском районе Емельяненко Ю.Е., действующая на основании доверенности, с заявленными требованиями, как первоначальными, так и уточненными не согласилась, просила в иске отказать по доводам, изложенным в возражениях на исковое заявление, указав, что период работы истца с 01 января 1991 года по 01 марта 1992 года включен и произведен перерасчет и доплата пенсии с 15 ноября 2019 года. Доплата произведена в ноябре 2021 года, о перерасчете истцу выслано уведомление, посредством почтовой связи. Для включения периода ухода за лицом, достигшим возраста 80 лет, истцу необходимо обратиться с заявлением и всеми необходимыми документами в клиентскую службу в Динском районе. До настоящего времени с соответствующим заявлением с приложением всех необходимых документов истец не обращалась. По вопросу включения периодов проживания с мужем военнослужащим, в случае поступления подтверждения военным комиссариатом Динского района периода с 01 ноября 1985 года по 11 декабря 1985 года, перерасчет будет произведен в соответствии с пп. 2 ч.1 ст. 23 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», поскольку в представленной истцом при назначении пенсии справке от 15 апреля 2019 года данный период не отражен.
Изучив доводы искового заявлении и возражения на него, выслушав стороны, их представителей, исследовав и оценив в соответствии со ст. 67 ГПК РФ представленные доказательства в их совокупности, руководствуясь нормами пенсионного законодательства, регулирующими условия и порядок назначения страховой пенсии, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований Кармановой О.В. по следующим основаниям.
Согласно Конституции Российской Федерации в Российской Федерации государством обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (ч. 2 ст. 7); материнство и детство, семья находятся под защитой государства (ч. 1 ст. 38).
Пенсионное обеспечение является элементом социального обеспечения граждан. Государственные пенсии в соответствии с ч. 2 ст. 39 Конституции Российской Федерации устанавливаются законом.
Согласно правовой позиции, отраженной в Определении Конституционного Суда РФ от 27 июня 2005 года № 231-О, определяя в законе правовые основания назначения пенсий, их размеры, порядок исчисления и выплаты, законодатель вправе устанавливать как общие условия назначения пенсий, так и особенности приобретения права на пенсию, включая предоставление для некоторых категорий граждан льготных условий назначения трудовой пенсии в зависимости от ряда объективно значимых обстоятельств.
С 01 января 2015 года вступил в силу Федеральный закон от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Согласно п. 2 ст. 3 указанного Федерального закона страховой стаж - учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
В соответствии с ч. 1 ст. 18 Федерального закона «О страховых пенсиях» размер страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) определяется на основании соответствующих данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, по состоянию на день, в который этим органом выносится решение об установлении страховой пенсии, установлении и о перерасчете размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими на этот день.
В страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в ч. 1 ст. 4 Закона № 400-ФЗ, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации (п. 1 ст. 11 Закона № 400-ФЗ).
Согласно п. 2 ст. 11 Закона № 400-ФЗ, периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».
Периоды работы на территории иностранного государства после распада РСФСР (СССР), то есть после 01 января 1991 года подлежат включению в подсчет стажа при условии их подтверждения компетентными органами того иностранного государства, на территории которого протекала трудовая деятельность гражданина.
Перерасчет размера пенсии установлен п. 2 ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 28 декабря 2013 года№ 400-ФЗ «О страховых пенсиях», действующего с 1 января 2015 года.
Согласно ч. 2 ст. 23 Федерального закона «О страховых пенсиях» заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии принимается при условии одновременного представления им необходимых для такого расчета документов, подлежащих представлению заявителем с учетом положений ч. 7 ст. 21 данного закона.
В соответствии с п. 48 Постановления Правительства РФ от 02 октября 2014 года № 1015 «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий» в случае совпадения по времени периодов работы и (или) иной деятельности, предусмотренных подпунктами «а» и «б» пункта 2 настоящих Правил, с иными периодами органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, при установлении пенсии в страховой стаж застрахованного лица включается (засчитывается) период, учет которого дает право на страховую пенсию и (или) на определение величины индивидуального пенсионного коэффициента в более высоком размере. Лицо, обратившееся за установлением пенсии, может указать в заявлении выбранный им для включения (зачета) в страховой стаж период.
Из приведенных нормативных положений следует, что перерасчет пенсии в сторону увеличения носит заявительный характер, то есть осуществляется на основании заявления лица, претендующего на такой перерасчет, к которому прилагаются документы, подтверждающие право этого лица на увеличение размера пенсии.
На основании п. 6 и п. 7 ч. 1 статьи 12 Федерального закона «О страховых пенсиях» в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 настоящего Федерального закона засчитывается период ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за инвалидом 1 группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет; период проживания супругов военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вместе с супругами в местностях, где они не могли трудиться в связи с отсутствием возможности трудоустройства, но не более пяти лет в общей сложности
Постановлением Правительства РФ от 02 октября 2014 года № 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, которые определяют порядок подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий. Согласно п. 34 указанных Правил период ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет, устанавливается решением органа, осуществляющего пенсионное обеспечение по месту жительства лица, за которым осуществляется уход, принимаемым на основании заявления трудоспособного лица, осуществляющего уход, по форме согласно приложению № 3 и документов, удостоверяющих факт и продолжительность нахождения на инвалидности (для инвалидов I группы и детей-инвалидов), а также возраст (для престарелых и детей-инвалидов) лица, за которым осуществляется уход.
При раздельном проживании трудоспособного лица, осуществляющего уход, и лица, за которым осуществляется уход, помимо указанных документов представляется письменное подтверждение лица, за которым осуществляется (осуществлялся) уход, или его законного представителя о том, что за ним в действительности осуществлялся уход, указываются фамилия, имя, отчество лица, осуществлявшего уход, и период ухода. При невозможности получения такого письменного подтверждения (ввиду смерти, состояния здоровья) соответствующее письменное подтверждение может быть представлено членами семьи лица, за которым осуществляется (осуществлялся) уход. Фактические обстоятельства осуществления ухода могут быть подтверждены актом обследования, проводимого органом, осуществляющим пенсионное обеспечение.
Период проживания супругов военнослужащих, проходящих (проходивших) военную службу по контракту (действительную (сверхсрочную) военную службу), вместе с супругами в местностях, где они не могли трудиться в связи с отсутствием возможности трудоустройства, имевший место до 1 января 2009 года, подтверждается справками воинских частей (учреждений, предприятий и иных организаций), военных комиссариатов по установленной форме (п. 35 Правил).
Как установлено судом в ходе судебного разбирательства и подтверждается письменных доказательствами, Карманова О.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является получателем страховой пенсии по старости, в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», с 15 ноября 2019 года.
При назначении Кармановой О.В. пенсии был исключен период с 01 января 1991 года по 01 марта 1992 года в Управлении общественного питания г. Евпатория Республика Крым, поскольку на запрос подтверждения факта работы данного периода от 02 февраля 2018 года № 08-680, поступил ответ Архива города Евпатории от 26 февраля 2018 года №437/03-17, о том, что документы на хранение в архив не поступали.
Повторно произведен запрос 05 октября 2020 года № 1334635/20. Согласно поступившему ответу Архива города Евпатории от 25 ноября 2020 года № 4463/03-17 в документах архивного фонда Арендного предприятия общественного питания «Визит» имеются сведения о стаже работы Кармановой О.В. с 18 ноября 1986 года по 01 марта 1992 года.
В соответствии с ч. 4 ст. 28 и ч. 1 ст. 26 Федерального закона «О страховых пенсиях» Карамновой О.В. произведена доплата пенсии с первоначальной даты назначения с 15 ноября 2019 года за период работы с 01 января 1991 года по 01 марта 1992 года. Доплата пенсии за период с 15 ноября 2019 года по 30 ноября 2021 года произведена в ноябре 2021 года.
О произведенном перерасчете Кармановой О.В. выслано уведомление № 10.4.24-20982 от 10 ноября 2021 года.
Согласно представленной справке Военного комиссариата Динского района № 2/175 от 15 апреля 2019 года, подтверждающей проживание истца с мужем военнослужащим в период с 18 марта 1999 года по 09 сентября 2020 года, Кармановой О.В. при назначении пенсии 15 ноября 2019 года был включен в подсчет стажа период проживания с мужем военнослужащим с 18 марта 1999 года по 09 сентября 2020 года.
Письмом за № 287/289-08/310 от 07 сентября 2020 года на обращение Кармановой О.В. УПФР в Динском районе по вопросу о включении в стаж периода ухода за Храмовой Е.Ф., как за лицом, достигшим возраста 80 лет, с 10 сентября 2002 года по 23 февраля 2007 года, сообщило, что для включения указанного периода, Кармановой О.В. необходимо обратиться с заявление и всеми необходимыми документами на прием в клиентскую службу Управления. Копии документов, представленные вместе с жалобой, не могут быть приняты, так как нотариально не заверены.
Письмом за № К-287/289,…419-08/448 от 15 декабря 2020 года на обращение Кармановой О.В. УПФР в Динском районе по вопросу включения в стаж периодов с 01 ноября 1985 года по 11 декабря 1985 года, с 17 февраля 1996 года по 18 февраля 1996 года, как периодов проживания с мужем военнослужащим, сообщило, что произведен запрос в военкомат Динского района 15 декабря 2020 года исх. № 08.2-8697.
В соответствии с положениями п. 35 Правил подсчета стажа, представленная справка № 2/175 от 15 апреля 2019 года Военного комиссариата Динского района подтверждает период проживания с мужем военнослужащим только с 18 марта 1999 года по 09 сентября 2002 года.
Также по вопросу о включении в стаж периода ухода за Храмовой Е.Ф., как за лицом, достигшим возраста 80 лет, с 10 сентября 2002 года по 23 февраля 2007 года, повторно сообщило, что для включения указанного периода, Кармановой О.В. необходимо обратиться с заявление и всеми необходимыми документами на прием в клиентскую службу Управления. Копии документов, представленные вместе с жалобой, не могут быть приняты, так как нотариально не заверены.
Также отсутствует соответствующее заявление, подтверждающее осуществление ухода и его продолжительность, так как не оформляли компенсацию на уход за нетрудоспособным, данная информация в распоряжении органов ПФР отсутствует.
По просьбе истца специалистом УПФР в Динском районе, 05 октября 2020 года произведен запрос № 1334641/20 пенсионно-социального характера в УПФР в Красногвардейском районе Республики Крым о подтверждении факта работы и заработной платы за периоды: 02 марта 1992 года – 16 февраля 1996 года, 19 февраля 1996 года – 17 марта 1999 года.
При поступлении ответов на запросы будет произведен перерасчет пенсии из заработка в соответствии с п.1 ст. 23 Закона № 400-ФЗ.
Кроме того, Письмом № 08-6302 от 18 сентября 2020 года Кармановой О.В. направлено подробное разъяснение об исчислении размера пенсии по средствам почтовой связи.
Как следует из возражений на исковое заявление до настоящего времени ответ на запрос УПФР от 15 декабря 2020 года № 08.2-8697 из Военкомата Динского района не поступал. С надлежащим заявлением и приложенными к нему надлежащим образом оформленными документами о включении в стаж периода ухода за Храмовой Е.Ф., как за лицом, достигшим возраста 80 лет, с 10 сентября 2002 года по 23 февраля 2007 года Карманова О.В. не обращалась. В настоящее время расчетный размер пенсии Кармановой О.В. определяется в наиболее выгодном варианте, в соответствии с п. 4 ст. 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», путем умножения стажевого коэффициента на осовремененный размер среднемесячного заработка пенсионера.
Согласно сведениям УПФР в Динском районе, в клиентской службе (на правах отдела) в Динском районе зарегистрированы следующие обращения Кармановой О.В.:
- 26 октября 2017 года – принято заявление о подготовке с приложенными документами для проведения заблаговременной работы;
- 01 ноября 2019 года - зарегистрировано устное обращение;
- 14 ноября 2019 года - зарегистрированы заявление о назначении страховой пенсии и заявление о доставке пенсии;
- 26 ноября 2019 года - зарегистрировано устное обращение – предоставление дополнительных документов;
- 23 января 2020 года - зарегистрировано устное обращение – выдача справок;
- 05 октября 2020 года - зарегистрировано два обращения, запросы в другой регион;
- 28 мая 2021 года зарегистрировано уведомление о поступлении справок СМЗ №321/09, № 322/09, № 323/09 от 17 мая 2021 года, других обращений Кармановой О.В. в клиентскую службу (на правах отдела), в том числе с заявлениями о пересчете пенсии и включении в подсчет стажа периода ухода за лицом, достигшим возраста 80 лет с 10 сентября 2002 года по 23 июля 2007 года, а также периода проживания с супругом-военнослужащим с 01 ноября 1985 года по 11 декабря 1985 года не зарегистрировано.
В подтверждения обращений в УПФР истцом представлены в материалы дела:
- копия жалобы в Отделение ПФР по Краснодарскому краю с просьбой обязать УПФР в Динском районе включить в подсчет стажа период ухода за Храмовой Е.Ф. с 10 сентября 2002 года по 23 февраля 2007 года; произвести перерасчет начисляемой страховой пенсии с 15 ноября 2029 года (с приложением: копии паспорта, копии трудовой книжки, копии свидетельства о смерти, копии объяснений), направленной посредством услуг Почты России 04 августа 2020 года.
- копия заявления-претензии в УПФР в Динском районе с просьбой включить в подсчет стажа периоды ухода за детьми 15 октября 1987 года рождения и 27 марта 1989 года рождения, период обучения с 01 сентября 1979 года по 01 июля 1982 года, периоды проживания с супругом военнослужащим с 01 ноября 1985 года по 11 декабря 1985 года, 17 февраля 1996 года по 18 февраля 1996 года, 18 марта 1999 года по 09 сентября 2020 года; произвести перерасчет начисляемой страховой пенсии с 15 ноября 2019 года (с приложением: копии паспорта, копии трудовой книжки, копии свидетельств о рождении, копии справки о проживании с мужем военнослужащим, копии справки о заключении брака, копии диплома), направленной посредством услуг Почты России 13 августа 2020 года.
Часть 1 ст. 56 ГПК РФ определяет, что каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Доказательств обращения истца в ГУ УПФР в Динской районе с заявлениеми всеми необходимыми документами о включении в подсчет стажа периода ухода за Храмовой Е.Ф., с 10 сентября 2002 года по 23 февраля 2007 года и перерасчете пенсии с 15 ноября 2019 года по данному основанию, а также предоставлении в ГУ УПФР справки военного комиссариата по установленной форме, подтверждающей период проживания истца с мужем военнослужащим в период с 01 ноября 1985 года по 11 декабря 1985 года, Кармановой О.В., вопреки требованиям ст. 56 ГПК РФ, суду не представлено.
Ввиду изложенного к юридически значимым обстоятельствам, подлежащим установлению при разрешении спора, связанного с перерасчетом пенсии, относятся: факт обращения лица, получающего пенсию, с заявлением в пенсионный орган о перерасчете размера пенсии с документами, подтверждающими право лица, получающего пенсию, на перерасчет указанной пенсии в сторону увеличения; наличие или отсутствие ошибки органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, при установлении и (или) выплате пенсии.
Из смысла приведенных правовых норм следует, что пенсионные правоотношения носят заявительный характер, возникают на основании письменного заявления гражданина, обращающегося за назначением, перерасчетом пенсии, предоставляющего необходимые документы.
Таким образом, вышеуказанные положения Закона предусматривают, что заявление о перерасчете размера пенсии либо ее части принимается только при одновременном предоставлении всех необходимых документов. Соответственно определяется и день перерасчета пенсии - в зависимости от даты приема заявления со всеми необходимыми документами, подтверждающими наличие основания для проведения перерасчета.
Поскольку судом достоверно установлено, что на момент обращения истца с исковыми требованиями в суд с заявлением о перерасчете пенсии и включении периода ухода за Храмовой Е.Ф. с 10 сентября 2002 года по 23 февраля 2007 года в страховой стаж в пенсионный орган с соответствующим заявлением и необходимыми документами истец не обращалась, справку военного комиссариата о подтверждении периода проживания с супругом военнослужащим в период с 01 ноября 1985 года по 11 декабря 1985 года не предоставляла и с соответствующим заявление в Управление пенсионного фонда не обращалась, а период работы с 01 января 1991 года по 01 марта 1992 года включен в стаж и произведены перерасчет и доплата пенсии с 15 ноября 2019 года, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для возложения на ответчика обязанности включить указанные истцом периоды в подсчет стажа и произвести перерасчет размера пенсии.
Кроме того, в случае обращения истца в пенсионный орган и предоставления необходимых документов, подтверждающих осуществление ухода за лицом, достигшим возраста 80 лет и справки военкомата, подтверждающей периоды проживания с мужем военнослужащим, Кармановой О.В. будет произведен перерасчет в соответствии положениями Закона № 400-ФЗ.
Согласно Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина как высшая ценность являются непосредственно действующими, определяют смысл, содержание и применение законов и обеспечиваются правосудием (ст.ст. 2 и 18); каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод (ч. 1 ст. 46).
Провозглашенное в ч. 1 ст. 46 Конституции Российской Федерации право на судебную защиту, как неоднократно отмечал Конституционный Суд Российской Федерации, относится к основным неотчуждаемым правам и свободам человека и одновременно выступает гарантией всех других прав и свобод. Из частей 1 и 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи со статьей 19 (часть 1), закрепляющей равенство всех перед законом и судом, следует, что конституционное право на судебную защиту предполагает не только право на обращение в суд, но и возможность получения реальной судебной защиты в форме эффективного восстановления нарушенных прав и свобод в соответствии с законодательно закрепленными критериями.
При таких обстоятельствах ответчик право истца на перерасчет размера страховой пенсии не нарушал, и возложение на него судом обязанности произвести перерасчет пенсии противоречит требованиям Федерального закона от 28 декабря 2013 года№ 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Суд не может согласиться также с доводами истца об обязании произвести перерасчет пенсии наиболее выгодным вариантом, том числе исходя из статистических данных о среднемесячной заработной плате работников конкретного предприятия, отрасли или региона.
Как установлено судом на основании представленных суду материалов пенсионного дела, в настоящее время расчетный размер пенсии Кармановой О.В. определен в наиболее выгодном варианте, в соответствии с п. 4 ст. 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», путем умножения стажевого коэффициента на осовремененный размер среднего заработка пенсионера.
Положение п. 4 ст. 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» фактически воспроизводит действующую ранее в пенсионном законодательстве формулу определения размера пенсии. В таком случае применяются все ограничения, установленные прежним законодательством для определения пенсии, в том числе и по максимальному размеру пенсии. Согласно п. 2 ст. 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» перерасчет пенсии может производиться из среднемесячного заработка застрахованного лица за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев подряд до 01 января 2002 года на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами.
Использование статистических данных о среднемесячной заработной плате работников конкретного предприятия, отрасли или региона для подтверждения заработка законодательством не предусмотрено.
Сведения о заработке могут быть подтверждены только тем способом, который предусмотрен пенсионным законодательством, а именно на основании первичных бухгалтерских документов, выдаваемых в установленном порядке работодателями либо соответствующими муниципальными или государственными органами.
Подтверждение индивидуального заработка работника является обязательным.
Какие-либо усредненные показатели - средние данные о заработке по предприятию, региону, отрасли, сведения о тарифных ставках и должностных окладах не могут быть использованы для подтверждения среднемесячного заработка, поскольку это противоречит принципу об обязательном подтверждении индивидуального характера заработка.
Таким образом, пенсионное законодательство основывается на том, что установление, перерасчет и выплата пенсии пенсионным органом могут быть произведены на основании документов, из которых можно сделать вывод об индивидуальном характере заработка работника. Обязательное подтверждение индивидуального характера заработка работника обусловлено тем, что получаемая работником заработная плата строго индивидуализирована и зависит от ряда обстоятельств, таких, как количество отработанного времени, объем проделанной работы, квалификация (разряд) работника, режим работы, временная нетрудоспособность, обучение, выполнение необходимого объема работы, различные системы оплаты груда и премирования и другие.
Указанная правовая позиция подтверждается и ч. 8 п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11 декабря 2012 № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», согласно которого, исчисляя расчетный размер трудовой пенсии по приведенным вариантам, следует обратить внимание на то, что среднемесячный заработок (ЭР) застрахованного лица, необходимый для подсчета расчетного размера трудовой пенсии по указанным в пунктах 3 и 4 статьи 30 формулам, определяется за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном по соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами. Такими документами могут являться лицевые счета, платежные ведомости и иные первичные бухгалтерские документы, а также другие документы, на основании которых можно сделать вывод об индивидуальном характере заработка.
Разрешая требования истца о взыскании компенсации морального вреда, суд приходит к следующему.
Статья 1099 Гражданского кодекса РФ предусматривает, что основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными настоящей главой и статьей 151 настоящего Кодекса. Моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина, подлежит компенсации в случаях, предусмотренных законом. Компенсация морального вреда осуществляется независимо от подлежащего возмещению имущественного вреда.
Согласно ст. 151 Гражданского кодекса РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические и нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающие на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимание обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.
В соответствии со ст. 1100 Гражданского кодекса РФ, компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда в случаях, когда: вред причинен жизни или здоровью гражданина источником повышенной опасности; вред причинен гражданину в результате его незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного наложения административного взыскания в виде ареста или исправительных работ; вред причинен распространением сведений, порочащих честь, достоинство и деловую репутацию; в иных случаях, предусмотренных законом.
Согласно ст. 1101 Гражданского кодекса РФ, компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
Таким образом, взыскание компенсации морального вреда, согласно ст. 151 Гражданского кодекса РФ, возможно в случае нарушения личных неимущественных прав истца.
Доводы истца о нарушении ее прав действиями ответчика своего подтверждения не нашли, материалы дела таких доказательств не содержат.
Частью 3 ст. 2 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством.
В п. 31 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11 декабря 2012 года № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» разъяснено, что поскольку нарушения пенсионных прав затрагивают имущественные права граждан, требования о компенсации морального вреда, исходя из положений п. 2 ст. 1099 Гражданского кодекса РФ, не подлежат удовлетворению, так как специального закона, допускающего в указанном случае возможность привлечения органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, к такой ответственности, не имеется.
Оценивая собранные доказательства в совокупности с установленными фактическими обстоятельствами, суд приходит к выводу о необоснованности исковых требований о возмещении морального вреда, в связи с чем в удовлетворении иска в части взыскания компенсации морального вреда истцу следует также отказать, учитывая, что иных оснований, предусмотренных законом, для возмещения компенсации морального вреда в пользу истца с ответчика, судом также не установлено.
В силу положений ст.ст. 88, 94 ГПК РФ, судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела, в том числе расходов на оплату услуг представителей; других признанных судом необходимыми расходы.
Исходя из положений ст. 98 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
Учитывая, что истцу отказано в удовлетворении требований в полном объеме, требования о взыскании расходов на юридические услуги не подлежат удовлетворению.
При таких обстоятельствах суд считает, что заявленные Кармановой О.В. требования подлежат оставлению без удовлетворения в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Кармановой О. В. к Государственному Учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ в Динском районе Краснодарского края о включении периодов работы, осуществления ухода за нетрудоспособным лицом, проживания с супругом – военнослужащим в подсчет стажа, перерасчете размера пенсии, компенсации морального вреда и взыскании судебных расходов - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Динской районный суд Краснодарского края.
Решение в окончательной форме принято – 13 декабря 2021 года.
Судья Динского районного суда
Краснодарского края подпись Вишневецкая М.В.