Дело № 2-699/2021
УИД 61RS0025-01-2021-001548-57
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ст. Багаевская Ростовской области 26 августа 2021 года
Багаевский районный суд Ростовской области в составе
председательствующего судьи Величко М.Г.,
с участием представителя истца Река О.В.,
при секретаре Кофановой Е.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФБУ «Азово-Донская Бассейновая администрация» к С.Е.М., С.Ю.Ю. о принудительном изъятии земельного участка для государственных нужд,
У С Т А Н О В И Л:
ФБУ «Азово-Донская Бассейновая администрация» обратилось в суд с иском к С.Е.М., С.Ю.Ю. о принудительном изъятии земельного участка для государственных нужд, в обоснование указав следующее.
15.04.2014г. Постановлением Правительства Российской Федерации № 319 была утверждена Государственная программа Российской Федерации «Развитие транспортной системы», которая действовала до 01.01.2018г. С 01.01.2018г. вступило в действие Постановление Правительства РФ от 20.12.2017 № 1596 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие транспортной системы».
В рамках реализации государственной программы была разработана «Стратегия развития внутреннего водного транспорта Российской Федерации на период до 2030 года», утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.02.2016г. № 327-р, и по итогам заседания президиума Государственного совета Российской Федерации от 15 августа 2016г. № Пр-1741ГС были даны Поручения Президента Российской Федерации, в соответствии с которыми проводится комплекс мероприятий по строительству <адрес> гидроузла на <адрес>.
Государственным заказчиком объекта «Строительство <адрес> гидроузла на <адрес>» выступает Федеральное агентство морского и речного транспорта (далее- Росморречфлот).
Реализация мероприятий по объекту «Строительство <адрес> гидроузла на <адрес>» осуществляется за счет инвестиций федерального бюджета в соответствии с Постановления Правительства Российской Федерации от 09.01.2014г. №.
На основании ст. 79 Бюджетного кодекса РФ и Постановления Правительства РФ от 09.01.2014г. № 13 «Об утверждении Правил осуществления капитальных вложений в объекты государственной собственности Российской Федерации за счет средств федерального бюджета» государственный заказчик – Росморречфлот - передал часть полномочий Государственного заказчика по реализации проекта «Строительство <адрес> гидроузла на <адрес>» Федеральному бюджетному учреждению «Администрация Азово-Донского бассейна внутренних водных путей» (сокращенное наименование: ФБУ «Азово-Донская бассейновая администрация»), в том числе по изъятию земельных участков под размещение объекта «Строительство <адрес> гидроузла на <адрес>» по Соглашению № №., которое действовало до ДД.ММ.ГГГГ.
С ДД.ММ.ГГГГ заключено новое Соглашение от № «О передаче полномочий государственного заказчика по заключению и исполнению от имени Российской Федерации государственных контрактов при осуществлении за счет средств федерального бюджета бюджетных инвестиций в форме капитальных вложений в объекты государственной собственности Российской Федерации» в соответствии с которым, полномочия ФБУ «Азово-Донская бассейновая администрация» по реализации проекта «Строительство Багаевского гидроузла на <адрес>» сохранились в том же объеме.
Изъятие земельных участков для государственных нужд Российской Федерации (федеральных нужд), под размещение объектов федерального значения, осуществляется на основании решений уполномоченных органов исполнительной власти (п. 1 ст. 56.2 ЗК РФ).
В соответствии с п. 5.4 Положения о Федеральном агентстве морского и речного транспорта (далее по тексту Росморречфлот), утвержденного Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, Росморречфлотом, как уполномоченным федеральным органом исполнительной власти,ДД.ММ.ГГГГ. принято Распоряжением № № «Об изъятии земельных участков для государственных нужд Российской Федерации в целях размещения объекта «Строительство <адрес> гидроузла на <адрес>» (копия Распоряжения прилагается).Распоряжение было опубликовано в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальных сайтах Росморречфлота http://www.morflot.ru и ФБУ «Азово-Донская бассейновая администрация» http://www.adgbu.ru., а также было опубликовано в официальных печатных изданиях (газетах) муниципальных образований (<адрес>ов) по месту нахождения земельных участков, подлежащих изъятию (п. 10 ст. 56.6 ЗК РФ).
Согласно Распоряжению № от ДД.ММ.ГГГГ. у Ответчико вподлежат изъятию земельные участки с кадастровыми номерами:
- №, площадью 186 кв.м., категория земель: земли сельскохозяйственного назначения – для сельскохозяйственного производства, расположен по адресу: <адрес>, <адрес>;
- №, площадью 59 кв.м., категория земель: земли сельскохозяйственного назначения – для сельскохозяйственного производства, расположен по адресу: <адрес>, <адрес>;
- №, площадью 2084 кв.м., категория земель: земли сельскохозяйственного назначения – для сельскохозяйственного производства, расположен по адресу: <адрес>, <адрес>;
образованные в результате раздела на основании распоряжения Росморречфлота от ДД.ММ.ГГГГ. № № и проекта межевания территории, утвержденного Распоряжением Росморречфлота от ДД.ММ.ГГГГ. № № (в редакции распоряжений от ДД.ММ.ГГГГ. № №, от ДД.ММ.ГГГГ. № №), существующего исходного земельного участка, с кадастровым №, общей площадью 546 536 кв.м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения – для сельскохозяйственного производства расположенного по адресу: <адрес>.
Выше указанный земельные участки принадлежали С.Е.М. на праве собственности, на основании договора купли-продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ., о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним ДД.ММ.ГГГГ. сделана запись регистрации права №.
Соглашение об изъятии недвижимости заключается в письменной форме между правообладателем изымаемой недвижимости и уполномоченным органом исполнительной власти (ч. 1 ст. 56.10 ЗК РФ).
В соответствии с ч.5 ст. 56.10 ЗК РФ если правообладатель изымаемой недвижимости указал в качестве адреса для связи с ним адрес электронной почты, то проект соглашения и документы, указанные в пунктах 3 и 4 ст. 56.10 ЗК РФ могут быть направлены ему на указанный адрес в электронной форме. Датой получения проекта соглашения об изъятии недвижимости согласно п. 5 ст. 56.10 ЗК РФ является дата отправки электронного письма на электронный адрес Ответчика.
С целью заключения соглашения об изъятии земельного участка для государственных нужд ДД.ММ.ГГГГ. представителю С.Е.М., Т.В.В. нарочно переданы документы: проект соглашения об изъятии земельного участка (сопроводительное письмо исх. № от ДД.ММ.ГГГГ.); выписки из ЕГРН на образованные участки; а отчет об оценке № и Экспертное заключение № переданы в оригинале по одному экземпляру.
Так же, ДД.ММ.ГГГГ. перечисленные документы направлены Т.В.В.по электронной почте <данные изъяты>.
Тем самым, истец предпринял необходимые и достаточные меры по выполнению требования законодательства об уведомлении правообладателя в соответствии с порядком, установленном статьей 56.6 ЗК РФ.
В случае, если по истечении девяноста дней со дня получения правообладателем изымаемой недвижимости проекта соглашения об изъятии недвижимости правообладателем изымаемой недвижимости не представлено подписанное соглашение об изъятии недвижимости, уполномоченный орган исполнительной власти, принявший решение об изъятии, имеет право обратиться в суд с иском о принудительном изъятии земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимости (ч.10 ст. 56.10 ЗК РФ).
ДД.ММ.ГГГГ. истек срок уведомления (90 дней) правообладателя об изъятии недвижимости.
Согласно выписки из ЕГРН от №. № право собственности на исходный земельный участок с кадастровым номером №, общей площадью 546 536 кв.м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения – для сельскохозяйственного производства расположенного по адресу: <адрес> зарегистрировано за С.Ю.Ю., Ответчиком 2, ДД.ММ.ГГГГ.
В связи с чем, Истец направил в адрес С.Ю.Ю. уведомление об изъятии земельного участка для государственных нужд ДД.ММ.ГГГГ., хотя представитель у Ответчика 1 и у Ответчика 2 – Т.В.В., который еще ДД.ММ.ГГГГ получил уведомление для Ответчика 1. Т.е. и С.Е.М. и С.Ю.Ю. были уведомлены еще в ДД.ММ.ГГГГ о предстоящем изъятии.
Смена собственника по спорному земельному участку произошла спустя четыре месяца после получения уведомления об изъятии земельного участка для государственных нужд, то есть С.Е.М. знал о предстоящей процедуре изъятия продаваемого земельного участка, получил для подписания соглашения об изъятии земельного участка, отчеты о оценке земельного участка, экспертное заключение по оценке изымаемого участка и не предпринял никаких мер для уведомления Истца о смене правообладателя.
Более того, уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ. С.Е.М. поставлен в известность о применении процедуры принудительного изъятия земельного участка для государственных нужд, по истечению 90 дней с момента получения уведомления об изъятии, согласно п. 10 ст.56.10 ЗК РФ, в случае отказа от подписания соглашения об изъятии.
В связи, с чем Истец был вынужден обратиться в суд с настоящим иском и привлечь Ответчика 2, как нового собственника по изымаемому земельному участку с учетом истечения 90 дней с момента уведомления об изъятии земельного участка Ответчика 1.
Согласно п. 7 ч. 1 ст. 57.9 ЗК РФ размер возмещения стоимости изымаемого имущества и причиненных такимизъятиемубытков определяется на основании отчета об оценке изымаемых объектов недвижимого имущества и причиненных такимизъятиемубытков, подготовленного оценщиком по заказу истца в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (п 1. ст. 56.8 ЗК РФ).
Размер возмещения за земельные участки был определён истцом в соответствии с отчётом от ДД.ММ.ГГГГ № составленным независимым оценщиком ООО «КО-ИНВЕСТ» согласно которому, рыночная стоимость размера возмещения за изымаемыеземельные участки с кадастровыми номерами
-№, площадью 186 кв.м., категория земель: земли сельскохозяйственного назначения – для сельскохозяйственного производства, расположен по адресу: <адрес>, <адрес>
- №, площадью 59 кв.м., категория земель: земли сельскохозяйственного назначения – для сельскохозяйственного производства, расположен по адресу: <адрес>, <адрес>
- №, площадью 2084 кв.м., категория земель: земли сельскохозяйственного назначения – для сельскохозяйственного производства, расположен по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>
Образованных в результате раздела существующего земельного участка, с кадастровым номером №,, составляет:
- 49 934 руб. рыночная стоимость изымаемых земельных участков;
- 350 руб. убытки в связи с изъятием земельных участков.
Сумма возмещения, принадлежащего Ответчику 1 земельного участка по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляет49 934 рубля, определена оценщиком в отчете, который согласно положительному экспертному заключению экспертного совета Ассоциации «Межрегиональный союз оценщиков» от ДД.ММ.ГГГГ. соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности. Ответственность оценщика застрахована в ОС АО «АльфаСтрахование» и СПАО «Ингосстрах».
Датой проведения оценки (определения стоимости) земельных участков, согласно отчету от №, является ДД.ММ.ГГГГ То есть до принятия Распоряжения № № от ДД.ММ.ГГГГ «Об изъятии земельных участков для государственных нужд Российской Федерации в целях размещения объекта «Строительство Багаевского гидроузла на <адрес>».
При определении размера возмещения в связи с изъятием земельных участков для государственных или муниципальных нужд в него включаются рыночная стоимость земельных участков, право частной собственности на которые подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на земельные участки, подлежащих прекращению, убытки, причиненные изъятием земельных участков, включая убытки, возникающие в связи с невозможностью исполнения правообладателями таких земельных участков обязательств перед третьими лицами, в том числе основанных на заключенных с такими лицами договорах, и упущенная выгода, которые определяются в соответствии с федеральным законодательством (пункт 2 статьи 56.8), при этом рыночная стоимость земельного участка, право частной собственности на который подлежит прекращению, или рыночная стоимость подлежащих прекращению иных прав на земельный участок в целях определения размера возмещения определяется исходя из разрешенного использования земельного участка на день, предшествующий дню принятия решения об изъятии земельного участка (пункт 5 статьи 56.8).
Принудительное изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд допускается при условии предварительного и равноценного возмещения, при определении размера которого в него включаются рыночная стоимость земельного участка, право собственности на который подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на земельный участок, подлежащих прекращению, и убытки, причиненные изъятием такого земельного участка (п 1, 2, 4 ст. 281 ГК РФ и п. 2 ст. 56.8 ЗК РФ)
Если с правообладателем изымаемого земельного участка для государственных нужд не достигнуто соглашение о выкупной цене, принудительное изъятие для государственных нужд может быть осуществлено по решению суда (ст. 282 ГК РФ).
В адрес ФБУ «Азово-Донская бассейновая администрация», ответ на отправленное письмо, правообладатель изымаемого земельного участка не предоставил.
Поскольку С.Е.М. не подписал соглашение и не предоставил никаких документов, Истец обратился в суд с настоящим исковым заявлением.
Просит суд: прекратить право собственности С.Ю.Ю. на земельный участок с кадастровым номером №, общей площадью 546 536 кв.м., категория земель: земли сельскохозяйственного назначения – земли сельскохозяйственного производства, расположенного по адресу: <адрес> МАнычское сельское поселение, северная часть кадастрового квартала.
Признать право собственности Российской Федерации на изъятые для государственных нужд земельные участки в кадастровыми номерами:
№, площадью 186 кв.м., категория земель: земли сельскохозяйственного назначения – для сельскохозяйственного производства, расположен по адресу: <адрес>, <адрес>;
№, площадью 59 кв.м., категория земель: земли сельскохозяйственного назначения – для сельскохозяйственного производства, расположен по адресу: <адрес>, <адрес>;
№, площадью 2 084 кв.м., категория земель: земли сельскохозяйственного назначения – для сельскохозяйственного производства, расположен по адресу: <адрес>, <адрес>;
После выплаты суммы возмещения стоимости изъятых земельных участков С.Ю.Ю. в размере 50284 рублей. Указанную сумму перечислить на расчетный счет С.Ю.Ю. либо внести денежные средства в депозит нотариуса с казначейского счета главного распорядителя бюджетных средств государственного заказчика – Федеральное агентство морского и речного транспорта (Росморечфлот), открытого в Управлении Федерального Казначейства РО
Признать за С.Ю.Ю. право собственности на земельный участок с кадастровым номером №, площадью 544 207 кв.м., категория земель: земли сельскохозяйственного назначения – земли сельскохозяйственного производства, расположенный по адресу (местоположению): <адрес>, <адрес>.
Возложить на С.Ю.Ю. обязанность предоставить в адрес Федерального бюджетного учреждения «Администрации Азово-Донского бассейна внутренних водных путей» реквизиты счета перечисления суммы возмещения в течение 10 дней с даты вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании представитель истца Р.О.В. исковые требования поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить, ссылаясь на доводы, изложенные в иске.
Ответчики С.Е.М., С.Ю.Ю. в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом о дате судебного заседания. Представитель ответчиков Т.В.В. извещен телефонограммой, пояснил, что ответчики извещены о дате судебного заседания, в судебное заседание не явятся, его транспортом для явки в суд не обеспечили.
Дело рассмотрено в порядке ст. 167 ГПК РФ в отсутствие ответчиков и их представителя.
Представитель третьего лица Федерального агентства морского и речного транспорта (Росморечфлот) в судебном заседании участия не принимал, направил в суд ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие и отзыв на иск, согласно которому считает исковое заявление подлежащим удовлетворению.
Дело рассмотрено в порядке ст. 167 ГПК РФ в отсутствие представителя третьего лица.
Суд, изучив материалы дела, исследовав представленные доказательства в их совокупности, считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
15.04.2014г. Постановлением Правительства Российской Федерации № была утверждена Государственная программа Российской Федерации «Развитие транспортной системы», которая действовала до 01.01.2018г. С 01.01.2018г. вступило в действие Постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие транспортной системы».
В рамках реализации государственной программы была разработана «Стратегия развития внутреннего водного транспорта Российской Федерации на период до 2030 года», утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.02.2016г. №-р, и по итогам заседания президиума Государственного совета Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГг. № Пр-1741ГС были даны Поручения Президента Российской Федерации, в соответствии с которыми проводится комплекс мероприятий по строительству Багаевского гидроузла на <адрес>.
Государственным заказчиком объекта «Строительство <адрес> гидроузла на <адрес>» выступает Федеральное агентство морского и речного транспорта (далее- Росморречфлот).
Реализация мероприятий по объекту «Строительство <адрес> гидроузла на <адрес>» осуществляется за счет инвестиций федерального бюджета в соответствии с Постановления Правительства Российской Федерации от 09.01.2014г. №.
На основании ст. 79 Бюджетного кодекса РФ и Постановления Правительства РФ от 09.01.2014г. № «Об утверждении Правил осуществления капитальных вложений в объекты государственной собственности Российской Федерации за счет средств федерального бюджета» государственный заказчик – Росморречфлот - передал часть полномочий Государственного заказчика по реализации проекта «Строительство <адрес> гидроузла на <адрес>» Федеральному бюджетному учреждению «Администрация Азово-Донского бассейна внутренних водных путей» (сокращенное наименование: ФБУ «Азово-Донская бассейновая администрация»), в том числе по изъятию земельных участков под размещение объекта «Строительство <адрес> гидроузла на <адрес>» по Соглашению № №., которое действовало до ДД.ММ.ГГГГ.
С ДД.ММ.ГГГГ заключено новое Соглашение от № «О передаче полномочий государственного заказчика по заключению и исполнению от имени Российской Федерации государственных контрактов при осуществлении за счет средств федерального бюджета бюджетных инвестиций в форме капитальных вложений в объекты государственной собственности Российской Федерации» в соответствии с которым, полномочия ФБУ «Азово-Донская бассейновая администрация» по реализации проекта «Строительство <адрес> гидроузла на <адрес>» сохранились в том же объеме.
Изъятие земельных участков для государственных нужд Российской Федерации (федеральных нужд), под размещение объектов федерального значения, осуществляется на основании решений уполномоченных органов исполнительной власти (п. 1 ст. 56.2 ЗК РФ).
В соответствии с п. 5.4 Положения о Федеральном агентстве морского и речного транспорта (далее по тексту Росморречфлот), утвержденного Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, Росморречфлотом, как уполномоченным федеральным органом исполнительной власти,ДД.ММ.ГГГГ. принято Распоряжением № № «Об изъятии земельных участков для государственных нужд Российской Федерации в целях размещения объекта «Строительство <адрес> гидроузла на <адрес>» (копия Распоряжения прилагается).Распоряжение было опубликовано в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальных сайтах Росморречфлота http://www.morflot.ru и ФБУ «Азово-Донская бассейновая администрация» http://www.adgbu.ru., а также было опубликовано в официальных печатных изданиях (газетах) муниципальных образований (<адрес>ов) по месту нахождения земельных участков, подлежащих изъятию (п. 10 ст. 56.6 ЗК РФ).
Согласно Распоряжению №-р от ДД.ММ.ГГГГ. у Ответчиков подлежат изъятию земельные участки с кадастровыми номерами:
- №, площадью 186 кв.м., категория земель: земли сельскохозяйственного назначения – для сельскохозяйственного производства, расположен по адресу: <адрес>, <адрес>;
- №, площадью 59 кв.м., категория земель: земли сельскохозяйственного назначения – для сельскохозяйственного производства, расположен по адресу: <адрес>, <адрес>;
- №, площадью 2084 кв.м., категория земель: земли сельскохозяйственного назначения – для сельскохозяйственного производства, расположен по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>;
образованные в результате раздела на основании распоряжения Росморречфлота от ДД.ММ.ГГГГ. № № и проекта межевания территории, утвержденного Распоряжением Росморречфлота от ДД.ММ.ГГГГ. № № (в редакции распоряжений от ДД.ММ.ГГГГ. № №, от ДД.ММ.ГГГГ. № №), существующего исходного земельного участка, с кадастровым №, общей площадью 546 536 кв.м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения – для сельскохозяйственного производства расположенного по адресу: <адрес>.
Выше указанный земельные участки принадлежали Ответчику 1на праве собственности, на основании договора купли-продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ., о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним ДД.ММ.ГГГГ. сделана запись регистрации права №.
Соглашение об изъятии недвижимости заключается в письменной форме между правообладателем изымаемой недвижимости и уполномоченным органом исполнительной власти (ч. 1 ст. 56.10 ЗК РФ).
В соответствии с ч.5 ст. 56.10 ЗК РФ если правообладатель изымаемой недвижимости указал в качестве адреса для связи с ним адрес электронной почты, то проект соглашения и документы, указанные в пунктах 3 и 4 ст. 56.10 ЗК РФ могут быть направлены ему на указанный адрес в электронной форме. Датой получения проекта соглашения об изъятии недвижимости согласно п. 5 ст. 56.10 ЗК РФ является дата отправки электронного письма на электронный адрес Ответчика.
С целью заключения соглашения об изъятии земельного участка для государственных нужд ДД.ММ.ГГГГ. представителю Ответчика 1, Т.В.В. нарочно переданы документы: проект соглашения об изъятии земельного участка (сопроводительное письмо исх. № от ДД.ММ.ГГГГ.); выписки из ЕГРН на образованные участки; а отчет об оценке № и Экспертное заключение № переданы в оригинале по одному экземпляру.
Так же, ДД.ММ.ГГГГ. перечисленные документы направлены Т.В.В.по электронной почте <данные изъяты>
Тем самым, истец предпринял необходимые и достаточные меры по выполнению требования законодательства об уведомлении правообладателя в соответствии с порядком, установленном статьей 56.6 ЗК РФ.
В случае, если по истечении девяноста дней со дня получения правообладателем изымаемой недвижимости проекта соглашения об изъятии недвижимости правообладателем изымаемой недвижимости не представлено подписанное соглашение об изъятии недвижимости, уполномоченный орган исполнительной власти, принявший решение об изъятии, имеет право обратиться в суд с иском о принудительном изъятии земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимости (ч.10 ст. 56.10 ЗК РФ).
24.07.2020г. истек срок уведомления (90 дней) правообладателя об изъятии недвижимости.
Согласно выписки из ЕГРН от №. № право собственности на исходный земельный участок с кадастровым номером №, общей площадью 546 536 кв.м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения – для сельскохозяйственного производства расположенного по адресу: <адрес> зарегистрировано за С.Ю.Ю., Ответчиком 2, ДД.ММ.ГГГГ.
В связи с чем, Истец направил в адрес Ответчика 2 уведомление об изъятии земельного участка для государственных нужд ДД.ММ.ГГГГ., хотя представитель у Ответчика 1 и у Ответчика 2 – Т.В.В., который еще ДД.ММ.ГГГГ получил уведомление для Ответчика 1. Т.е. и С.Е.М. и С.Ю.Ю. были уведомлены еще в ДД.ММ.ГГГГ о предстоящем изъятии.
Смена собственника по спорному земельному участку произошла спустя четыре месяца после получения уведомления об изъятии земельного участка для государственных нужд, то есть С.Е.М. знала о предстоящей процедуре изъятия продаваемого земельного участка, получил для подписания соглашения об изъятии земельного участка, отчеты о оценке земельного участка, экспертное заключение по оценке изымаемого участка и не предпринял никаких мер для уведомления Истца о смене правообладателя.
Более того, уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ. С.Е.М. поставлена в известность о применении процедуры принудительного изъятия земельного участка для государственных нужд, по истечению 90 дней с момента получения уведомления об изъятии, согласно п. 10 ст.56.10 ЗК РФ, в случае отказа от подписания соглашения об изъятии.
В связи, с чем Истец был вынужден обратиться в суд с настоящим иском и привлечь С.Ю.Ю., как нового собственника по изымаемому земельному участку с учетом истечения 90 дней с момента уведомления об изъятии земельного участка Ответчика 1.
Согласно п. 7 ч. 1 ст. 57.9 ЗК РФ размер возмещения стоимости изымаемого имущества и причиненных такимизъятиемубытков определяется на основании отчета об оценке изымаемых объектов недвижимого имущества и причиненных такимизъятиемубытков, подготовленного оценщиком по заказу истца в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (п 1. ст. 56.8 ЗК РФ).
Размер возмещения за земельные участки был определён истцом в соответствии с отчётом от ДД.ММ.ГГГГ № составленным независимым оценщиком ООО «КО-ИНВЕСТ» согласно которому, рыночная стоимость размера возмещения за изымаемыеземельные участки с кадастровыми номерами
-№, площадью 186 кв.м., категория земель: земли сельскохозяйственного назначения – для сельскохозяйственного производства, расположен по адресу: <адрес>, <адрес>;
- №, площадью 59 кв.м., категория земель: земли сельскохозяйственного назначения – для сельскохозяйственного производства, расположен по адресу: <адрес>, <адрес>;
- №, площадью 2084 кв.м., категория земель: земли сельскохозяйственного назначения – для сельскохозяйственного производства, расположен по адресу: <адрес>, <адрес>
Образованных в результате раздела существующего земельного участка, с кадастровым номером №,, составляет:
- 49 934 руб. рыночная стоимость изымаемых земельных участков;
- 350 руб. убытки в связи с изъятием земельных участков.
Сумма возмещения, принадлежащего С.Е.М. земельного участка по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляет49 934 рубля, определена оценщиком в отчете, который согласно положительному экспертному заключению экспертного совета Ассоциации «Межрегиональный союз оценщиков» от ДД.ММ.ГГГГ. соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности. Ответственность оценщика застрахована в ОС АО «АльфаСтрахование» и СПАО «Ингосстрах».
Датой проведения оценки (определения стоимости) земельных участков, согласно отчету от №, является ДД.ММ.ГГГГ То есть до принятия Распоряжения № № от ДД.ММ.ГГГГ «Об изъятии земельных участков для государственных нужд Российской Федерации в целях размещения объекта «Строительство <адрес> гидроузла на <адрес>».
При определении размера возмещения в связи с изъятием земельных участков для государственных или муниципальных нужд в него включаются рыночная стоимость земельных участков, право частной собственности на которые подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на земельные участки, подлежащих прекращению, убытки, причиненные изъятием земельных участков, включая убытки, возникающие в связи с невозможностью исполнения правообладателями таких земельных участков обязательств перед третьими лицами, в том числе основанных на заключенных с такими лицами договорах, и упущенная выгода, которые определяются в соответствии с федеральным законодательством (пункт 2 статьи 56.8), при этом рыночная стоимость земельного участка, право частной собственности на который подлежит прекращению, или рыночная стоимость подлежащих прекращению иных прав на земельный участок в целях определения размера возмещения определяется исходя из разрешенного использования земельного участка на день, предшествующий дню принятия решения об изъятии земельного участка (пункт 5 статьи 56.8).
Принудительное изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд допускается при условии предварительного и равноценного возмещения, при определении размера которого в него включаются рыночная стоимость земельного участка, право собственности на который подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на земельный участок, подлежащих прекращению, и убытки, причиненные изъятием такого земельного участка (п 1, 2, 4 ст. 281 ГК РФ и п. 2 ст. 56.8 ЗК РФ)
Если с правообладателем изымаемого земельного участка для государственных нужд не достигнуто соглашение о выкупной цене, принудительное изъятие для государственных нужд может быть осуществлено по решению суда (ст. 282 ГК РФ).
В адрес ФБУ «Азово-Донская бассейновая администрация», ответ на отправленное письмо, правообладатель изымаемого земельного участка не предоставил.
С.Е.М. не подписала соглашение и не предоставиал никаких документов.
Истцом представлено достаточно допустимых, относимых и достоверных доказательств, в их совокупности, которые судом изучены и могут быть положены в основу судебного решения, в связи с чем суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных истцом требований.
Согласно ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.
Согласно положениям ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
В связи с тем, что истец освобожден в силу закона от уплаты государственной пошлины при подаче иска в суд, государственная пошлина подлежит взысканию с ответчика в доход федерального бюджета в размере 6 000 руб
На основании изложенного, и, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования ФБУ «Азово-Донская Бассейновая администрация» - удовлетворить.
Прекратить право собственности С.Ю.Ю. на земельный участок с кадастровым номером №, общей площадью 546 536 кв.м., категория земель: земли сельскохозяйственного назначения – земли сельскохозяйственного производства, расположенного по адресу: <адрес>.
Признать право собственности Российской Федерации на изъятые для государственных нужд земельные участки с кадастровыми номерами:
№, площадью 186 кв.м., категория земель: земли сельскохозяйственного назначения – для сельскохозяйственного производства, расположен по адресу: <адрес>, <адрес>;
№, площадью 59 кв.м., категория земель: земли сельскохозяйственного назначения – для сельскохозяйственного производства, расположен по адресу: <адрес>, <адрес>;
№, площадью 2 084 кв.м., категория земель: земли сельскохозяйственного назначения – для сельскохозяйственного производства, расположен по адресу: <адрес>, <адрес>;
После выплаты суммы возмещения стоимости изъятых земельных участков С.Ю.Ю. в размере 50284 рублей. Указанную сумму перечислить на расчетный счет С.Ю.Ю. либо внести денежные средства в депозит нотариуса с казначейского счета главного распорядителя бюджетных средств государственного заказчика – Федеральное агентство морского и речного транспорта (Росморечфлот), открытого в Управлении Федерального Казначейства РО
Признать за С.Ю.Ю. право собственности на земельный участок с кадастровым номером №, площадью 544 207 кв.м., категория земель: земли сельскохозяйственного назначения – земли сельскохозяйственного производства, расположенный по адресу (местоположению): <адрес>, <адрес>.
Возложить на С.Ю.Ю. обязанность предоставить в адрес Федерального бюджетного учреждения «Администрации Азово-Донского бассейна внутренних водных путей» реквизиты счета перечисления суммы возмещения в течение 10 дней с даты вступления решения суда в законную силу.
Взыскать со С.Ю.Ю. в доход федерального бюджета расходы по уплате государственной пошлины в размере 6000 рублей.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Багаевский районный суд Ростовской области в течение 1 месяца со дня изготовления мотивированного решения суда.
Мотивированное решение изготовлено 30.08.2021 года.
Председательствующий: