Дело № 2-138/2018
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
17 апреля 2018 года село Чурапча
Чурапчинский районный суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Дмитриева Н.Н. единолично,
при секретаре Платоновой Л.Г.,
с участием старшего помощника прокурора Чурапчинского района Республики Саха (Якутия) Колесовой Е.М.,
представителя ответчика – Администрации МО «Чурапчинский улус (район)» РС (Я) по доверенности Чичигинарова А.И.,
представителя третьего лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора – директора МБОУ «Телейская средняя общеобразовательная школа» С.Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению заместителя прокурора Чурапчинского района Республики Саха (Якутия) Андреева В.В. в интересах неопределенного круга лиц к Администрации МО «Чурапчинский улус (район)» РС (Я) о возложении обязанности по устранению нарушений законодательства о противодействии терроризму путем установки металлоискателя в МБОУ «Телейская средняя общеобразовательная школа»,
У С Т А Н О В И Л :
Заместитель прокурора Чурапчинского района РС (Я) Андреев В.В. в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением к Администрации Муниципального образования «Чурапчинский улус (район)» Республики Саха (Якутия) с требованием обязать ответчика установить в МБОУ «Телейская средняя общеобразовательная школа», находящегося по адресу: <адрес>; металлоискатель в течение 6 месяцев со дня вступления в силу решения суда. В обоснование иска указано, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения законодательства о противодействия терроризму. По итогам прокурорской проверки выявлено, что вопреки требованиям ст. 2 Федерального закона от <ДАТА> № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» в МБОУ «Телейская средняя общеобразовательная школа» отсутствует металлоискатель, что способствует беспрепятственному проносу в общеобразовательное учреждение холодного и огнестрельного оружия, других запрещенных предметов. Поскольку согласно п. 1.6 Устава МБОУ «Телейская средняя общеобразовательная школа» учредителем данного образовательного учреждения является ответчик, финансирование на обеспечение антитеррористической защищенности и комплексной безопасности в образовательном учреждении входит в компетенцию учредителя – Администрации МО «Чурапчинский улус (район)». По выявленному нарушению закона <адрес> <ДАТА> в адрес главы Администрации МО «Чурапчинский улус (район)» внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства с требованием в течение 1 месяца устранить допущенное нарушение. По результатам дополнительной проверки от <ДАТА> <адрес> установлено, что данное нарушение закона не устранено. Неисполнение органом местного самоуправления – Администрацией МО «Чурапчинский улус (район)» обязанностей по участию по профилактике терроризма нарушает права неопределенного круга лиц на защиту жизни, здоровья от терроризма. В связи с этим, заместитель прокурора района в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ответчику с указанным требованием.
В судебном заседании старший помощник прокурора Чурапчинского района РС (Я) Колесова Е.М. исковые требования поддержала, просит суд иск удовлетворить и установить срок для устранения нарушения – до <ДАТА>, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей третьего лица.
Представитель ответчика по доверенности Чичигинаров А.И. в судебном заседании иск прокурора признал полностью, против иска возражений не имеет, просит увеличить срок для исполнения решения суда до <ДАТА>, поскольку финансирование на приобретение металлоискателя для образовательного учреждения на текущий финансовый год не предусмотрено, закупка металлоискателя должна производится поэтапно.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора – директор МБОУ «Телейская средняя общеобразовательная школа» С.Е.А. в судебном заседании с исковыми требованиями прокурора согласился.
Суд, выслушав доводы лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.
Согласно статье 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства.
В соответствии с частью 1 статьи 20 и пункта 1 статьи 41 Конституции РФ соответственно каждый имеет право на жизнь и каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.
В силу ст. 2 Федерального закона от 06.03.2006 г. №35-ФЗ «О противодействии терроризму» (далее – ФЗ № 35) противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на следующих основных принципах: обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; законность; приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности; системность и комплексное использование социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму; приоритет мер предупреждения терроризма и др.
Согласно п. «д» ст. 11 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 5 октября 2009 года задачами противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест с массовым пребыванием людей.
Согласно ч. 3 ст. 30 Федерального закона от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» установлено, что в зданиях образовательных организаций должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий (п.1), в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения (п.2).
В соответствии со ст. 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в РФ» образовательное учреждение также создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья воспитанников. Ответственность за создание необходимых условий для учебы, труда и отдыха воспитанников образовательных учреждений несут также должностные лица образовательных учреждений в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом данного образовательного учреждения.
Согласно пп. «а» п. 4 ст. 3 ФЗ № 35 противодействие терроризму – это деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма).
По ч. 3 ст. 5 ФЗ № 35 органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий.
Согласно п. 6.1 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131 - ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения муниципального района относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района.
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в РФ» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий.
В судебном заседании установлено, что вопреки требованиям ст. 2 Федерального закона от 06.03.2006 г. №35-ФЗ «О противодействии терроризму» в МБОУ «Телейская средняя общеобразовательная школа» отсутствует металлоискатель, что способствует беспрепятственному проносу в общеобразовательное учреждение холодного и огнестрельного оружия, других запрещенных предметов.
Выполнение данных мероприятий необходимо для пресечения преступлений террористической направленности.
По выявленным нарушениям закона, прокуратурой района <ДАТА> в адрес главы администрации муниципального образования «Чурапчинский улус (район)» РС(Я) внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства с требованием в течение 1 месяца устранить допущенные нарушения.
В прокуратуру района поступила информация главы администрации муниципального образования «Чурапчинский улус (район) РС(Я) о том, что денежные средства в бюджете на обеспечение антитеррористической защищенности образовательных учреждений не предусмотрены. По мере возможности будут предусмотрены средства, тем самым нарушения фактически не устранены.
По результатам дополнительной проверки установлено, что нарушения закона не устранены.
Вышеизложенное обстоятельство создает угрозу для безопасности жизни и здоровья учеников, педагогов школы, и свидетельствует о несоблюдении мер по обеспечению антитеррористической защищенности и комплексной безопасности в учреждении образования.
Согласно п. 1.6 Устава МБОУ «Телейская средняя общеобразовательная школа» учредителем общеобразовательного учреждения является муниципальное образование «Чурапчинский улус (район)».
Финансирование на обеспечение антитеррористической защищенности и комплексной безопасности в учреждении образования входит в компетенцию учредителя муниципального образования «Чурапчинский улус (район)».
При таких обстоятельствах неисполнение органом местного самоуправления, муниципальным образованием «Чурапчинский улус (район)», обязанностей по участию в профилактике терроризма нарушает права неопределенного круга лиц на защиту жизни, здоровья от терроризма.
Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.
При таких обстоятельствах суд находит исковое заявление заместителя прокурора Чурапчинского района РС (Я) подлежащим удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковое заявление заместителя прокурора Чурапчинского района Республики Саха (Якутия) Андреева В.В. в интересах неопределенного круга лиц к Администрации МО «Чурапчинский улус (район)» РС (Я) о возложении обязанности по устранению нарушений законодательства о противодействии терроризму путем установки металлоискателя в МБОУ «Телейская средняя общеобразовательная школа» – удовлетворить.
Обязать Администрацию Муниципального образования «Чурапчинский улус (район)» Республики Саха (Якутия) (ОГРН: №, ИНН: №, КПП: № в срок до <ДАТА> установить металлоискатель в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Телейская средняя общеобразовательная школа», находящегося по адресу: <адрес>.
Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Саха (Якутия) в течение 1 месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Судья Н.Н. Дмитриев
Решение изготовлено в окончательной форме 17 апреля 2018 года.