Решение по делу № 8Г-12787/2024 [88-12645/2024] от 22.04.2024

1 инстанция Малышев Д.Г.

П инстанция Дмитриева Г.И., Шнытко С.М. (докладчик), Цветкова О.С.

№ 88-12645/2024

№2-604/2023

Уникальный идентификатор дела 67RS0005-01-2023-000529-79

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

23 мая 2024 года г. Москва

Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего судьи Лысовой Е.В.,

судей Анненковой К.К., Шамрай М.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Департамента Смоленской области по здравоохранению к Михайлюкову Антону Павловичу о взыскании единовременной компенсационной выплаты,

по кассационной жалобе Михайлюкова Антона Павловича на решение Гагаринского районного суда Смоленской области от 13 ноября 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Смоленского областного суда от 29 февраля 2024 года,

Заслушав доклад судьи судебной коллегии по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции Анненковой К.К., пояснения истца Михайлюкова А.П., поддержавшего доводы кассационной жалобы

установила:

Департамент Смоленской области по здравоохранению (Министерство здравоохранения Смоленской области) обратился в суд с иском к Михайлюкову А.П. о взыскании части единовременной компенсационной выплаты в размере 386 559,13 руб., неустойки в размере 13 239,65 руб.

В обоснование заявленных требований указал, что с 13.10.2021 Михайлюков А.П. осуществлял трудовую деятельность в ОГБУЗ «Гагаринская ЦРБ» в должности фельдшера скорой помощи в отделении скорой медицинской помощи.

19.11.2021 между Департаментом Смоленской области по здравоохранению, Михайлюковым А.П. и ОГБУЗ «Гагаринская ЦРБ» был заключен договор № 31 о предоставлении единовременной компенсационной выплаты, по условиям которого Департамент Смоленской области по здравоохранению обязался перечислить Михайлюкову А.П., как медицинскому работнику, единовременную компенсационную выплату в размере 500 000 руб. (п. 3.1 договора), а Михайлюков А.П. обязался проработать в соответствии с трудовым договором, заключенным между ним и ОГБУЗ «Гагаринская ЦРБ», в течение пяти лет, а в случае прекращения трудового договора до истечения пятилетнего срока (за исключением случаев прекращения трудового договора по основаниям, предусмотренным п. 8 ч. 1 ст. 77, п.п. 5-7 ч. 1 ст. 83 ТК РФ), а также в случае его перевода на другую должность или его поступления на обучение по дополнительным профессиональным программам) перечислить в течение 30 дней с даты прекращения трудового договора на счет Департамента часть единовременной компенсационной выплаты, рассчитанной пропорционально неотработанному периоду со дня прекращения трудового договора (п.п. 2.6.1, 2.6.2 п. 2.6, п. 6.2 - 6.4 договора).

Единовременная компенсационная выплата перечислена ответчику в полном объеме. Однако в нарушение принятого обязательства трудовые отношения между ответчиком и медицинской организацией прекращены 30.11.2022, трудовой договор расторгнут по причине сокращения численности или штата работников организации на основании п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ, которая не является основанием для освобождения ответчика от выплаты части единовременной компенсационной выплаты за неотработанное время.

Добровольно обязанность по возвращению части единовременной компенсационной выплаты ответчиком не исполнена, в связи с чем в соответствии с п. 4.2 договора с него подлежит взысканию неустойка.

Решением Гагаринского районного суда Смоленской области от 13 ноября 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Смоленского областного суда от 29 февраля 2024 года, исковые требования Департамента Смоленской области по здравоохранению удовлетворены: с Михайлюкова А.П. в пользу Департамента Смоленской области по здравоохранению взыскана часть единовременной компенсационной выплаты в сумме 386559,13 руб., неустойка в размере 13239,65 руб., в бюджет муниципального образования «Гагаринский район» Смоленской области государственная пошлина в размере 7197,99 руб.

В кассационной жалобе Михайлюков А.П. просит отменить судебные постановления, принять новое решение об отказе в удовлетворении иска, ссылается на незаконность и необоснованность судебных постановлений, отсутствие его инициативы в прекращении трудового договора, полагает, что судами не учтено, что с учётом целей и задач государственной политики в сфере здравоохранения само по себе досрочное расторжение трудового договора с медицинским работником - получателем социальных выплат в форме единовременной денежной выплаты, без учёта конкретных обстоятельств, приведших к досрочному расторжению трудового договора, не может служить безусловным основанием для истребования у него этих выплат. Сокращения численности работников организации является исключительным случаем, при котором работник, на основании ст. 12.2 ст. 51 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-03 «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», имеет право не возвращать часть единовременной компенсационной выплаты. Однако суды первой и апелляционной инстанции вследствие неправильного толкования норм материального права, регулирующих порядок и условия сохранения права медицинского работника на предоставленные ему меры социальной поддержки в случае увольнения из медицинской организации в связи с сокращением штата работников до истечения пятилетнего срока, пришли к ошибочному выводу о том, что сам по себе факт расторжения трудового договора по вышеуказанной причине является основанием для возврата полученных им социальных выплат, что нарушает положения ст. 12.2 ст. 51 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации».

В отзыве на кассационную жалобу представитель ответчика Министерства здравоохранения Смоленской области просит оставить жалобу без удовлетворения.

В судебное заседание кассационного суда иные лица, участвующие в деле, не явились, извещены надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, что следует из почтового идентификатора. Информация о движении дела своевременно размещена на интернет-сайте Второго кассационного суда общей юрисдикции.

Согласно части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд рассматривает дело в отсутствие не явившихся лиц.

Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, отзыва ответчика на жалобу, проверив законность судебных постановлений в пределах доводов кассационной жалобы по правилам части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, кассационный суд полагает, что имеются основания для отмены апелляционного определения.

Согласно статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Такого характера нарушения судами при разрешении спора были допущены.

Судом установлено и следует из материалов дела, что 13.10.2021 Михайлюков А.П., ДД.ММ.ГГГГ, был принят на работу на должность фельдшера скорой медицинской помощи в отделение скорой медицинской помощи ОГБУЗ «Гагаринская ЦРБ» на неопределенный срок, с ним заключен трудовой договор от 13.10.2021 № 134.

19.11.2021 между Департаментом Смоленской области по здравоохранению, Михайлюковым А.П. и ОГБУЗ «Гагаринская ЦРБ» был заключен договор № 31 о предоставлении Департаментом медицинскому работнику в соответствии с постановлением Администрации Смоленской области от 02.07.021 № 417 единовременной компенсационной выплаты в порядке и в размере, которые установлены договором, по условиям которого Департамент Смоленской области по здравоохранению обязуется в течение 14 календарных дней с момента заключения договора перечислить в соответствии с реквизитами счета, открытого медицинским работником в кредитной организации единовременную компенсационную выплату в размере 500000 руб., а медицинский работник Михайлюков А.П. обязуется отработать в течение пяти лет по основному месту работы на условиях полного рабочего дня (не менее одной ставки) с продолжительностью рабочего времени, установленной в соответствии со ст. 350 ТК РФ, при условии продления договора на период невыполнения трудовой функции в полном объеме (кроме времени отдыха, предусмотренного ст.ст. 106 и 107 ТК РФ) (подп. 2.6.1 п. 2.6 договора); возвратить в областной бюджет часть единовременной компенсационной выплаты в случае и порядке, которые предусмотрены разделом 6 договора (подп. 2.6.2 п. 2.6 договора).

Перечень случаев, при наступлении которых выплата не возвращается, установлен п. 6.2 договора: прекращение трудового договора по основаниям, предусмотренным п. 8 ч. 1 ст. 77, п.п. 5-7 ч. 1 ст. 83 ТК РФ, а также в случае перевода на другую должность или поступление на обучение по дополнительным профессиональным программам.

Возврат части единовременной компенсационной выплаты осуществляется в течение 30 календарных дней с даты прекращения трудового договоре, перевода медицинского работника на другую должность или его поступления на обучение по дополнительным профессиональным программам (п. 6.3 договора).

Согласно п. 4.2 договора от 19.11.2021 за неисполнение обязательства, предусмотренного подп. 2.6.2 п. 2.6 договора, медицинский работник уплачивает неустойку, которая начисляется за каждый день просрочки исполнения обязанности, начиная со дня следующего после дня истечения установленного срока исполнения обязанности по договору. Размер неустойки устанавливается в размере одной трехсотой действующей на день уплаты неустойки ставки рефинансирования Центрального Банка РФ от подлежащей возврату части единовременной компенсационной выплаты.

24.11.2021 на счет Михайлюкова А.П. истцом перечислена единовременная компенсационная выплата в размере 500 000 руб.

На основании приказа начальника Департамента Смоленской области по здравоохранению от 30.06.2022 № 805 «О совершенствовании оказания скорой, в том числе специализированной, медицинской помощи на территории Смоленской области» (с изменениями), разработанного в соответствии с рекомендациями Министерства здравоохранения Российской Федерации, с 01.11.2022 произошло присоединение отделений скорой медицинской помощи центральных районных больниц в качестве подстанций ОГБУЗ «Станция скорой медицинской помощи», что повлекло изменение организационной штатной структуры ОГБУЗ «Гагаринская ЦРБ».

От предложений работодателя ОГБУЗ «Гагаринская ЦРБ» о переводе на вакантные должности фельдшера Токаревской врачебной амбулатории, фельдшера Никольской врачебной амбулатории, фельдшера детской поликлиники (отделение организации медицинской помощи в образовательных организациях - школа № 3), заведующего фельдшерско-акушерским пунктом - фельдшера Михайлюков А.П. отказался при проведении процедуры сокращения.

Приказом ОГБУЗ «Гагаринская ЦРБ» от 30.11.2022 № 609-Л трудовой договор от 13.10.2021 № 134 с Михайлюковым А.П. расторгнут, с 30.11.2022 он уволен по п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ - в связи с сокращением численности или штата работников организации.

27.12.2022 в адрес Михайлюкова А.П. истцом направлено сообщение о необходимости возврата части единовременной компенсационной выплаты с расчетом суммы пропорционально неотработанному времени в размере 386559,13 руб., которое в добровольном порядке ответчиком не исполнено.

Постановлением Администрации Смоленской области № 455 от 03.08.2023, распространившим свое действие на правоотношения, возникшие с 02.07.2021, были внесены изменения в п. 6.2 раздела 6 приложения к Порядку предоставления в 2021 году единовременных компенсационных выплат медицинским работникам (врачам, фельдшерам, а также акушеркам и медицинским сестрам фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктов), являющимся гражданами Российской Федерации, не имеющим неисполненных финансовых обязательств по договору о целевом обучении, прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тыс. человек на территории Смоленской области и заключившим трудовой договор с областным государственным учреждением здравоохранения, утвержденным постановлением Администрации Смоленской области от 02.07.2021 № 417 (в редакции постановления Администрации Смоленской области от 23.11.2021 № 735), согласно которому дополнен перечень случаев прекращения трудового договора, увольнение по п. 2 ч. 1 ст. 81 (при условии продолжения медицинским работником работы в ином областном государственной учреждении здравоохранения, расположенном в сельском населенном пункте, либо рабочем поселке, либо поселке городского типа, либо городе с населением до 50 тыс. человек на территории Смоленской области)» не является основанием для возврата медицинским работником полученной компенсационной выплаты.

Судом также установлено, что после увольнения с 01.01.2023 Михайлюков А.П. работал в ГБУЗ МО МОССМП, с 09.10.2023 и по настоящее время - в ООО «Эггер Древпродукт Гагарин» в должности младшего сортировщика материалов и изделий из древесины в Цехе напольных покрытий.

Принимая решение об удовлетворении заявленных Департаментом Смоленской области по здравоохранению требований, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, исходил из того, что Михайлюков А.П., заключая договор на получение единовременной компенсационной выплаты в размере 500 000 руб., добровольно принял на себя обязательство отработать не менее пяти лет по основному месту работы в соответствии с заключенным трудовым договором от 13.10.2021 № 134, а в случае увольнения до истечения данного срока возвратить на счет Департамента часть компенсационной выплаты, но обязанность отработать пять лет на должности на условиях полного рабочего дня не исполнил, после увольнения из медицинского учреждения изменил регион проживания, а затем перестал работать в учреждения здравоохранения, что является основанием для взыскания части компенсационной выплаты и договорной неустойки.

Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции согласился, привел дополнительное суждение со ссылкой на положения статей 421, 422, 309 Гражданского кодекса Российской Федерации о том, что с 2011 г. по 2017 г. предоставление единовременной компенсационной выплаты медицинским работникам осуществлялось на основании ч. 12.1 ст. 51 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании» и принятых в разработку данной нормы правовых актов субъектов Российской Федерации, которым были предусмотрены конкретные случаи, при которых у медицинского работника не возникает обязанности по возврату части единовременной компенсационной выплаты в случае прекращения трудового договора до истечения пятилетнего срока, в том числе в случае прекращения трудового договора по основанию, предусмотренному п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ, однако с 2018 г. правовое основание для выплаты единовременной компенсационной выплаты медицинским работникам государственной системы здравоохранения изменилось - выплата предоставлялась в соответствии с государственной программой Российской Федерации «Развитие здравоохранения», утвержденной постановлением Правительства РФ от 26.12.2017 № 1640 и Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на единовременные компенсационные выплаты медицинским работникам (врачам, фельдшерам), прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тыс.чел., которыми установлены конкретные случаи, при которых у медицинского работника не возникает обязанности по возврату части единовременной компенсационной выплаты в случае прекращения трудового договора до истечения пятилетнего срока, а именно по основаниям, предусмотренным п. 8 ч. 1 ст. 77 и п. 5 - п. 7 ч. 1 ст. 83 ТК РФ.

На момент заключения с ответчиком договора о предоставлении единовременной компенсационной выплаты от 19.11.2021 № 31, Федеральный закон от 29.11.2010 № 326-ФЗ в части регулирования предоставления единовременных компенсационных выплат и случаев, при которых у медицинского работника не возникает обязанности по возврату части единовременной компенсационной выплаты в случае прекращения трудового договора до истечения пятилетнего срока, указанных в подп. «в» п. 3 ч. 12.2 ст. 51, не действовал, следовательно к спорным правоотношениям он неприменим, а доводы апелляционной жалобы ответчика о том, что прекращение трудового договора до истечения пятилетнего срока по п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ исключает возврат части единовременной компенсационной выплаты, являются несостоятельными.

С выводами судебных инстанций суд кассационной инстанции согласиться не может, поскольку они не соответствуют установленным по данному делу фактическим обстоятельствам и обусловлены неправильным применением норм материального права.

Статьей 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее также - ГПК РФ) установлено, что решение суда должно быть законным и обоснованным. Суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.

При принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению (часть первая статьи 196 ГПК РФ).

В мотивировочной части решения суда должны быть указаны: фактические и иные обстоятельства дела, установленные судом; выводы суда, вытекающие из установленных им обстоятельств дела, доказательства, на которых основаны выводы суда об обстоятельствах дела и доводы в пользу принятого решения, мотивы, по которым суд отверг те или иные доказательства, принял или отклонил приведенные в обоснование своих требований и возражений доводы лиц, участвующих в деле; законы и иные нормативные правовые акты, которыми руководствовался суд при принятии решения, и мотивы, по которым суд не применил законы и иные нормативные правовые акты, на которые ссылались лица, участвующие в деле (пункты 1 - 3 части четвертой статьи 198 ГПК РФ).

Пленумом Верховного Суда Российской Федерации в пунктах 2 и 3 постановления от 19 декабря 2003 г. N 23 "О судебном решении" разъяснено, что решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть первая статьи 1, часть третья статьи 11 ГПК РФ). Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

Из изложенных норм процессуального закона и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации по их применению следует, что в целях принятия законного и обоснованного решения суд при разрешении спора по существу должен, исходя из предмета и основания заявленных истцом требований, возражений ответчика на эти требования, определить, какие законы и иные нормативные акты следует применить по данному делу, и с учетом этого определить предмет доказывания по делу, обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, распределить бремя доказывания этих обстоятельств между сторонами спора на основании норм материального права, регулирующих спорные отношения, оценить доказательства и доводы, приведенные лицами, участвующими в деле, по правилам, установленным статьей 67 ГПК РФ. При этом результаты оценки доказательств суд обязан отразить в решении суда, приведя мотивы, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими.

Этим же требованиям должно соответствовать апелляционное определение (ст. 329 ГПК РФ).

Положения приведенных норм процессуального закона судами первой и апелляционной инстанции при рассмотрении настоящего дела выполнены не были.

Согласно статье 72 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" медицинские работники и фармацевтические работники имеют право на основные гарантии, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (часть 1).

Правительство Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе устанавливать дополнительные гарантии и меры социальной поддержки медицинским работникам и фармацевтическим работникам за счет соответственно бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов (часть 2).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 года N 1640 утверждена государственная программа Российской Федерации "Развитие здравоохранения", которая регулирует предоставление единовременных компенсационных выплат.

Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на единовременные компенсационные выплаты медицинским работникам (врачам, фельдшерам, а также акушеркам и медицинским сестрам фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктов, врачебных амбулаторий, центров (отделений) общей врачебной практики (семейной медицины), прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тыс. человек, установлены в приложении N 5.

Согласно пункту 3 Правил, критериями отбора субъекта Российской Федерации для предоставления субсидии являются:

а) наличие утвержденного исполнительным органом субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения (далее - уполномоченный орган) перечня вакантных должностей медицинских работников в медицинских организациях и их структурных подразделениях, при замещении которых осуществляются единовременные компенсационные выплаты на очередной финансовый год (программного реестра должностей), разработанного на основании примерного перечня должностей медицинских работников в медицинских организациях и их структурных подразделениях, при замещении которых осуществляются единовременные компенсационные выплаты на очередной финансовый год (программного реестра должностей), утвержденного Министерством здравоохранения Российской Федерации;

б) наличие заявки высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации на участие в мероприятии, содержащей сведения о планируемой численности участников мероприятия (врачей, фельдшеров, а также акушерок и медицинских сестер фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктов, врачебных амбулаторий, центров (отделений) общей врачебной практики (семейной медицины).

Согласно пункту 5 Правил условиями предоставления субсидии являются, в том числе, наличие утвержденного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации порядка предоставления единовременных компенсационных выплат медицинским работникам, являющимся гражданами Российской Федерации, не имеющим неисполненных финансовых обязательств по договору о целевом обучении (за исключением медицинских организаций с укомплектованностью штата менее 60 процентов), прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тыс. человек и заключившим трудовой договор с медицинской организацией, подведомственной исполнительному органу субъекта Российской Федерации или органу местного самоуправления, на условиях полного рабочего дня с продолжительностью рабочего времени, установленной в соответствии со статьей 350 Трудового кодекса Российской Федерации, с выполнением трудовой функции на должности, включенной в программный реестр должностей, предусмотренный пунктом 3 настоящих Правил (далее - единовременная компенсационная выплата), в следующих размерах: 1 млн рублей для врачей и 0,5 млн рублей для фельдшеров, а также акушерок и медицинских сестер фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктов, врачебных амбулаторий, центров (отделений) общей врачебной практики (семейной медицины), прибывших (переехавших) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа (за исключением указанных в абзацах втором и третьем настоящего подпункта), либо города с населением до 50 тыс. человек.

В рамках реализации Указа Президента РФ от 06.06.2019 № 254 «О стратегии развития здравоохранения в Российской Федерации на период до 2025 года» о мероприятиях по модернизации здравоохранения постановлением Правительства РФ от 26.12.2017 № 1640 утверждена государственная программа Российской Федерации «Развитие здравоохранения» со сроками реализации программы - 2018-2024 годы, ответственным исполнителем программы является Министерство здравоохранения Российской Федерации.

Приложением к государственной программе являются Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на единовременные компенсационные выплаты медицинским работникам (врачам, фельдшерам), прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тыс. человек (далее - Правила).

Согласно п. 1 Правила устанавливают цели, условия и порядок предоставления и распределения субсидий из Федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации по осуществлению единовременных компенсационных выплат медицинским работникам (врачам, фельдшерам, а также акушерками медицинским сестрам фельдшерских и фельдшерско - акушерских пунктов), прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тыс. человек.

Согласно подп. «а» п. 5 Правил условиями предоставления субсидии являются:

а) утвержденный нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации порядок предоставления единовременных компенсационных выплат медицинским работникам (врачам, фельдшерам, а также акушеркам и медицинским сестрам фельдшерских и фельдшерско - акушерских пунктов), являющимся гражданами Российской Федерации, не имеющим неисполненных финансовых обязательств по договору о целевом обучении (за исключением медицинских организаций с укомплектованностью штата менее 60 процентов), прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тыс. человек и заключившим трудовой договор с медицинской организацией, подведомственной органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органу местного самоуправления, на условиях полного рабочего дня с продолжительностью рабочего времени, установленной в соответствии со статьей 350 Трудового кодекса Российской Федерации, с выполнением трудовой функции на должности, включенной в программный реестр должностей, предусмотренный пунктом 3 настоящих Правил, в размере:

1 млн. рублей для врачей и 0,5 млн. рублей для фельдшеров, а также акушерок и медицинских сестер фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктов, прибывших (переехавших) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа (за исключением указанных в абзацах втором и третьем настоящего подпункта), либо города с населением до 50 тыс. человек.

В силу п. 7 Правил медицинский работник, заключивший с медицинской организацией договор о предоставлении единовременной компенсационной выплаты (далее - договор), принимает обязательства:

а) исполнять трудовые обязанности в течение 5 лет со дня заключения договора на должности в соответствии с трудовым договором при условии продления договора на период неисполнения трудовой функции в полном объеме (кроме времени отдыха, предусмотренного ст.ст. 106 и 107 ТК РФ);

б) возвратить в доход бюджета субъекта Российской Федерации часть единовременной компенсационной выплаты, рассчитанной пропорционально неотработанному периоду со дня прекращения трудового договора до истечения 5-летнего срока (за исключением случаев прекращения трудового договора по основаниям, предусмотренным п. 8 ч. 1 ст. 77 и п. 5 – п. 7 ч. 1 ст. 83 ТК РФ), а также в случае перевода на другую должность или поступления на обучение по дополнительным профессиональным программам;

в) возвратить в доход бюджета субъекта Российской Федерации часть единовременной компенсационной выплаты, рассчитанной пропорционально неотработанному периоду со дня прекращения трудового договора, в случае увольнения в связи с призывом на военную службу (в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 83 ТК РФ) или продлить срок действия договора на период неисполнения функциональных обязанностей (по выбору медицинского работника).

Постановлением Администрации Смоленской области от 02.07.2021 № 417 утвержден Порядок предоставления в 2021 году единовременных компенсационных выплат медицинским работникам врачам, фельдшерам, а также акушеркам и медицинским сестрам фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктов), являющимся гражданами Российской Федерации, не имеющим неисполненных финансовых обязательств по договору о целевом обучении, прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тыс. человек на территории Смоленской области и заключившим трудовой договор с областным государственным учреждением здравоохранения, на условиях полного рабочего дня с продолжительностью рабочего времени, установленного в соответствии со ст. 350 ТК РФ, п. 4 которого предусмотрено предоставление единовременной компенсационной выплаты в размере 500 000 руб. для фельдшеров, с аналогичными вышеприведенным Правилам условиями возврата полученной медицинским работником компенсационной выплаты пропорционально неотработанному времени, в которых не предусмотрено освобождение от возврата выплаты в случае увольнения работника по сокращению штата (численности).

Между тем судами не принято во внимание, что причины неисполнения медицинским работником принятых на себя обязательств не всегда могут повлечь для него возникновение обязанности по возмещению полученной компенсационной выплаты.

Судами не дана надлежащая оценка тому, что прекращение трудового договора с ответчиком по инициативе работодателя в связи с процедурой сокращения штата не свидетельствует об инициативе работника прекратить трудовые отношения, отказ истца от предложенных работодателем вакансий в иных медицинских учреждениях, не свидетельствует вопреки выводам суда апелляционной инстанции об отказе работника от обязательств по договору от 19 ноября 2021 года о предоставлении компенсационной выплаты, поскольку выполнение работодателем обязанности, предусмотренной частью 3 статьи 81 ТК РФ, не предполагало разъяснение ответчику того, что согласие на продолжение работы в иных медицинских учреждениях на территории Смоленской области повлечет отсутствие обязанности возвращать компенсационную выплату.

Суды, ссылаясь в судебных постановлениях на Постановление Администрации Смоленской области № 455 от 03.08.2023, распространившее свое действие на правоотношения, возникшие с 02.07.2021, и улучшающие положение медицинского работника, получившему компенсационную выплату, в случае прекращения с ним трудового договора по сокращению штата, однако применительно к установленным по данному делу обстоятельствам неправильно применили положения этого нормативного акта.

Указанным постановлением внесены изменения в п. 6.2 раздела 6 приложения к Порядку предоставления в 2021 году единовременных компенсационных выплат медицинским работникам (врачам, фельдшерам, а также акушеркам и медицинским сестрам фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктов), являющимся гражданами Российской Федерации, не имеющим неисполненных финансовых обязательств по договору о целевом обучении, прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тыс. человек на территории Смоленской области и заключившим трудовой договор с областным государственным учреждением здравоохранения, утвержденным постановлением Администрации Смоленской области от 02.07.2021 № 417 (в редакции постановления Администрации Смоленской области от 23.11.2021 № 735), указанием на то, что прекращение трудового договора по п. 2 ч. 1 ст. 81 (при условии продолжения медицинским работником работы в ином областном государственной учреждении здравоохранения, расположенном в сельском населенном пункте, либо рабочем поселке, либо поселке городского типа, либо городе с населением до 50 тыс. человек на территории Смоленской области)» не является основанием для возврата медицинским работником полученной компенсационной выплаты.

Выводы судебных инстанций о том, что положения данного нормативного акта, содержащие условие, улучшающее положение работника, не могут быть применены при разрешении данного спора, поскольку ответчик не продолжает работать в медицинских учреждениях Смоленской области, не основаны на законе, поскольку судами не устанавливались обстоятельства и не истребовались у истца доказательства разъяснения ответчику последствий соблюдения этого условия в виде освобождения от обязательства возвращать полученную компенсационную выплату.

При изложенных обстоятельствах судебные постановления нельзя признать законными, с целью соблюдения разумного срока судопроизводства по делу суд кассационной инстанции полагает необходимым отменить апелляционное определение и направить дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.

Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции

определила:

апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Смоленского областного суда от 29 февраля 2024 года отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции – Смоленский областной суд.

Председательствующий судья:

Судьи:

8Г-12787/2024 [88-12645/2024]

Категория:
Гражданские
Истцы
Департамент Смоленской области по здравоохранению
Ответчики
Михайлюков Антон Павлович
Другие
Государственная инспекция труда в Смоленской области
ОГБУЗ Гагаринская ЦРБ
Суд
Второй кассационный суд общей юрисдикции
Судья
Анненкова Кира Константиновна
Дело на сайте суда
2kas.sudrf.ru
23.05.2024Судебное заседание
23.05.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее