именем Российской Федерации
28 июля 2023 г. пос.Морки
Моркинский районный суд Республики Марий Эл в составе:
председательствующего судьи Лапшиной Т.И.,
при секретаре судебного заседания Корольковой Е.Л.,
с участием государственных обвинителей прокурора Моркинского района Республики Марий Эл Ямиданова А.Н. и заместителя прокурора Моркинского района Республики Марий Эл Опиковой Н.Г.,
подсудимой Каменской С. А.,
защитника адвоката Зуевой А.А., представившей удостоверение № 205 и ордер № 000452 от 23 мая 2023 г.,
а также с участием представителя потерпевшего С. сельского поселения Моркинского муниципального района Республики Марий Эл А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании уголовное дело в отношении
Каменской С. А.
…, ранее не судимой
обвиняемой в совершении преступления, предусмотренного ч.2 ст.286 УК РФ,
у с т а н о в и л :
Подсудимая Каменская С. А., являясь главой органа местного самоуправления, совершила действия, явно выходящие за пределы её полномочий и повлекшие существенное нарушение прав и законных интересов граждан и организаций, а также охраняемых законом интересов общества и государства, при следующих обстоятельствах:
Каменская С.А., являясь депутатом С. сельского поселения на основании Постановления избирательной комиссии муниципального образования «С. сельское поселение» от 24 сентября 2019 г. № 19/66, решением Собрания депутатов С. сельского поселения третьего созыва № 3 от 25 сентября 2019 г. была избрана Главой сельского поселения, председателем собрания депутатов С. сельского поселения Моркинского муниципального района Республика Марий Эл.
Согласно ч. 2 ст. 28 Устава С. сельского поселения Моркинского муниципального района Республики Марий Эл, утвержденного решением Собрания депутатов муниципального образования «С. сельское поселение» 16 августа 2019 г. № 190, Глава поселения:
1) представляет поселение в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями, без доверенности действует от имени поселения;
2) заключает контракт с главой администрации поселения;
4) обеспечивает осуществление органами местного самоуправления поселения полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления поселения федеральными законами и законами Республики Марий Эл;
5) созывает очередные и внеочередные сессии Собрания депутатов, доводит до сведения депутатов время и место их проведения, а также проект повестки дня сессии;
6) осуществляет руководство подготовкой сессии и вопросов, вносимых на рассмотрение Собрания депутатов;
7) ведет сессии Собрания депутатов в соответствии
с регламентом Собрания депутатов;
8) осуществляет общее руководство деятельностью Собрания депутатов;
9) издает в пределах своих полномочий правовые акты;
10) подписывает и опубликовывает (обнародует) решения Собрания депутатов, протоколы заседаний Собрания депутатов, другие документы Собрания депутатов;
16) осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральными законами, законами Республики Марий Эл, Уставом и муниципальными правовыми актами Собрания депутатов.
Решением Собрания депутатов С. сельского поселения от 09 октября 2020 г. № 55 «Об установлении на территории С. сельского поселения налога на имущество физических лиц» была определена ставка налога на имущество физических лиц в размере 1,5 процента в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с п. 7 ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении объектов налогообложения, предусмотренных абз.2 п. 10 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, а также в отношении объектов налогообложения, кадастровая стоимость каждого из которых не превышает 300 миллионов рублей.
В период с 09 октября 2020 г. по 11 декабря 2020 г. у Каменской С.А., являющейся Главой С. сельского поселения, достоверно осведомленной о том, что в соответствии с ч. 2 ст. 23 Устава С. сельского поселения Моркинского муниципального района Республики Марий Эл установление, изменение и отмена местных налогов и сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах отнесено к исключительной компетенции Собрания депутатов, из корыстных побуждений и иной личной заинтересованности, выразившихся в предоставлении для К., с которым она до 10 февраля 2017 г. состояла в зарегистрированном браке, выгоду имущественного характера в виде уменьшения денежных затрат на уплату налога на имущество, возник преступный умысел, направленный на совершение действий, явно выходящих за пределы её полномочий, а именно на единоличное принятие решения о снижении ставки налога с 1,5 процентов до 0,5 процента в отношении недвижимых объектов налогообложения, принадлежащих К.
Реализуя свой преступный умысел, Каменская С.А. вопреки требованиям ст. 12 Федерального закона от 02 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», ч. 2 ст. 22, ст. 23 Устава С. сельского поселения Моркинского муниципального района Республики Марий Эл, достоверно зная, что изменение и отмена местных налогов и сборов относится к исключительной компетенции Собрания депутатов и не относится к единоличным должностным полномочиям главы местного самоуправления, из корыстных побуждений и иной личной заинтересованности, выразившихся в предоставлении для К., с которым она до 10 февраля 2017 г. состояла в зарегистрированном браке, выгоду имущественного характера в виде уменьшения денежных затрат на уплату налога на имущество, в том числе используемое самой Каменской С.А. в коммерческих целях, и в виде получения денежного возврата части уплаченных сумм по налогу на имущество, в период времени с 01 декабря 2020 г. по 11 декабря 2020 г., находясь в помещении С. сельской администрации, расположенном по адресу: Республика Марий Эл, Моркинский район, деревня С., ул. К., д. …, действуя умышленно, незаконно, вопреки интересам службы, совершая действия, явно выходящие за пределы ее полномочий, используя свои полномочия вопреки интересам службы, дала главному специалисту С. сельской администрации М., не состоящей с ней в преступном сговоре, указание составить проект решения Собрания депутатов С. сельского поселения 11 сессии третьего созыва № 65 от 11 декабря 2020 г. «О внесении изменений в решение Собрания депутатов С. сельского поселения от 09 октября 2020 года № 55 «Об установлении на территории С. сельского поселения налога на имущество физических лиц», которым подп. 2 п. 3 решения изложить в следующей редакции: «2) 0,5 процента в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, а также в отношении объектов налогообложения, кадастровая стоимость каждого из которых не превышает 300 миллионов рублей.», а также о том, что решение вступает в силу в соответствии с пунктом статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2019 г.
М., не состоявшая с Каменской С.А. в преступном сговоре,
в период времени с 01 декабря 2020 г. по 11 декабря 2020 г., находясь помещении С. сельской администрации, выполнила указания Каменской С.А. и на служебном компьютере изготовила указанный проект Решения Собрания депутатов С. сельского поселения 11 сессии третьего созыва № 65 от 11 декабря 2020 г. «О внесении изменений в решение Собрания депутатов С. сельского поселения от 09 октября 2020 года № 55 «Об установлении на территории С. сельского поселения налога на имущество физических лиц» указанного Каменской С.А. содержания.
После этого Каменская С.А. 11 декабря 2020 г. в период времени с 08 час. до 17 час., продолжая реализацию своего преступного умысла, направленного на превышение должностных полномочий, умышленно, незаконно, вопреки интересам службы, совершая действия, явно выходящие за пределы ее полномочий, и используя свои полномочия вопреки интересам службы, собственноручно подписала и заверила печатью Собрания депутатов С. сельского поселения изготовленное М. по ее указанию решение Собрания депутатов С. сельского поселения 11 сессии третьего созыва № 65 от 11 декабря 2020 г. «О внесении изменений в решение Собрания депутатов С. сельского поселения от 09 октября 2020 г. № 55 «Об установлении на территории С. сельского поселения налога на имущество физических лиц», после чего решение было направлено в налоговый орган - Межрайонную ИФНС России № 2 по Республике Марий Эл.
На основании указанного незаконного решения Собрания депутатов С. сельского поселения 11 сессии третьего созыва № 65 от 11 декабря 2020 г. «О внесении изменений в решение Собрания депутатов С. сельского поселения от 09 октября 2020 г. № 55 «Об установлении на территории С. сельского поселения налога на имущество физических лиц» межрайонной ИФНС России № 2 по Республике Марий Эл 29 декабря 2020 г. произведено уменьшение ранее исчисленного налога:
- на нежилое здание магазина, кадастровый номер …, расположенное по адресу: Республика Марий Эл, Моркинский район,
д. Т. М., ул. М., д... , правообладателем которого является К. с 34 113 руб. до 11 371 руб., то есть на 22 742 руб. за 2019 г., на 22742 руб. за 2020 г. и на 22742 руб. за 2021 г., а всего на 68226 руб.;
- на нежилое здание магазина, кадастровый номер …, расположенное по адресу: Республика Марий Эл, Моркинский район,
д. С., ул. К., д. …, правообладателем которого является К. с 22 609 руб. до 7 536 руб., то есть на 15 073 руб. за 2019 г., на 15073 руб. за 2020 г. и на 15073 руб. за 2021 г., а всего на 45218 руб.;
- на нежилое здание магазина, кадастровый номер …, расположенное по адресу: Республика Марий Эл, Моркинский район,
д. С., правообладателем которого является М. с 13 837 руб. до 4 612 руб., то есть на 9 225 руб. за 2019 г., на 6919 руб. за 2020 г. и на 9225 руб. за 2021 г., а всего на 25369 руб.;
- на нежилое здание магазина, кадастровый номер …, расположенное по адресу: Республика Марий Эл, Моркинский район,
д. Б. К., ул. Це., д. …, правообладателем которого является Е. с 4 883 руб. до 1 628 руб., то есть на 3 255 руб. за 2019 г., на 3255 руб. за 2020 г. и на 3255 руб. за 2021 г., а всего на 9765 руб.;
- на нежилое здание магазина, кадастровый номер …, расположенное по адресу: Республика Марий Эл, Моркинский район,
д. Н., ул. Н., д. …», правообладателем которого является Р. с 1 884 руб. до 628 руб., то есть на 1 256 руб. за 2019 г., на 1246 руб. за 2020 г. и на 1256 руб. за 2020 г., а всего на 3768 руб.
04 февраля 2021 г. налоговым органом был осуществлен возврат уплаченных сумм по налогу на имущество физических лиц за 2019 г. по объектам налогообложения № 1 и № 2 на банковский счет № …отделения ПАО «Сбербанк» № 8614, открытый на имя К., в размере 37 815 руб., которые были изъяты из бюджета С. сельского поселения.
В результате преступных действий Каменской С.А. были существенно нарушены права и законные интересы граждан и организации, охраняемые законом интересы общества и государства, а именно:
- в период с 29 декабря 2020 г. по 31 декабря 2022 г. произошло изъятие налоговых доходов из бюджета С. сельского поселения на сумму 37815 руб. и недополучение налоговых доходов в размере 114 532 руб., чем С. сельскому поселению, бюджет которого без безвозмездных поступлений (дотации, субвенции и межбюджетные трансферты) является дефицитным, причинен имущественный ущерб (изъятие в размере 37 815 руб. и недополучение в размере 114532 руб.) в общей сумме 152 347 руб., которые могли быть направлены на решение вопросов местного значения, а также был существенно подорван авторитет главы органа местного самоуправления С. сельского поселения.
В судебном заседании подсудимая Каменская С.А. виновной в совершении вмененного ей преступления себя не признала и пояснила, что в 2019 г. она была избрана депутатом Собрания депутатов С. сельского поселения Моркинского района Республики Марий Эл. На первом заседании Собрания ее избрали главой муниципального образования, председателем Собрания депутатов. Организационно подготовками заседаний Собрания занималась специалист С. сельской администрации М. Она извещала депутатов о предстоящих собраниях, писала проекты решений Собрания депутатов, вела протоколы заседаний, представляла их на подпись ей (Каменской С.А.) Возможно М. среди других бумаг представляла ей какие-то решения, которые фактически не принимались, а она их подписывала, не обращая внимания. Считает, что всеми перечисленными вопросами должны заниматься работники администрации, которые получают зарплату, а не депутаты, которым за эту работу не платят.
Заседания Собрания депутатов С. сельского поселения проводись регулярно.
11 декабря 2020 г. заседание Собрания также состоялось, вела заседание она лично. Собрание приняло решение о снижении налоговой ставки по недвижимости физических лиц. Повестка дня Собрания была утверждена по указанию районной администрации, поскольку аналогичные решения о снижения ставок налогов принимались по всей Республике Марий Эл, в том числе в сельских поселениях Моркинского района. На заседании присутствовали 8 депутатов. Все проголосовали за принятие решения. Оформляла документы заседания (протокол, решение) М., она же направила копии решений в местную газету и налоговую службу.
Через некоторое время ей позвонила сотрудница УФНС К. и сказала, чтобы она пришла и оформила заявление на возврат налога на имущество К. Ранее она вела налоговый учет по имуществу К. Фактически здания магазинов в д. С-У и Т. М. К. – ее бывший супруг – после прекращения своей деятельности в качестве индивидуального предпринимателя сдавал ей в аренду без оплаты. Хотя они брак расторгли, однако, сохранили дружеские отношения. Она пришла в подразделение налоговой службы в п. М. и оформила заявление на возврат налога на указанные магазины от имени К. Но подпись в заявлении она не ставила, подписал заявление сам К. Поступили ли деньги на счет К., ей неизвестно. Она указанными деньгами не распоряжалась.
Депутаты Собрания депутатов С. сельского поселения на судебном заседании давали ложные показания о том, что не принимали участия в заседании Собрания 11 декабря 2020 г., поскольку на них оказывалось давление. Определенные структуры приезжали к депутатам домой, угрожали им при выборах главы администрации С. сельского поселения, требовали голосовать за кандидатуру М, а не за кандидатуру Б.. Но в 2019 г. главой администрации был избран Б.. 22 марта 2022 г. главой был избран М.. Депутаты хотят, чтобы она ушла с поста главы сельского поселения. Пишут на нее различные жалобы в разные инстанции, в связи с чем ее неоднократно проверяли. Их выступления на судебном заседании также направлены на ее смещение.
Изучив представленные доказательства, заслушав подсудимую, представителя потерпевшего, свидетелей, суд находит вину подсудимой Каменской С.А. в совершении преступления полностью доказанной.
Постановлением № … от 24 сентября 2019 г. избирательной комиссии муниципального образования «С. сельское поселение» зарегистрировано 10 депутатов Собрания депутатов муниципального образования «С. сельское поселение» третьего созыва по Лесному десятимандатному избирательному округу № 1 (т. 1 л.д. 222)
Согласно приложению к постановлению избирательной комиссии муниципального образования «С. сельское поселение» от 24 сентября 2019 г. № …, свидетели П., А., Н., К.В., Я., Я., К., Г. и В., а также подсудимая Каменская С.А. зарегистрированы депутатами Собрания депутатов муниципального образования «С. сельское поселение» третьего созыва (т. 1 л.д. 223-224)
Решением Собрания депутатов С. сельского поселения № … от 25 сентября 2019 г. Каменская С.А. была избрана Главой С. сельского поселения, председателем Собрания депутатов (т.1 л.д. 233).
Представитель потерпевшего – Се. сельского поселения Моркинского района Республики Марий Эл А. пояснил суду, что является депутатом Собрания депутатов С. сельского поселения с 2019 г. и заместителем главы муниципального образования. Собрания депутатов собирались примерно 1 раз в месяц, при необходимости и чаще. О предстоящих собраниях депутатов извещала специалист администрации М.. В заседании Собрания депутатов 11 декабря 2020 г. он участия точно не принимал, поскольку работал в то время на новом объекте за пределами района и его с работы никуда не отпускали. О принятии решения о снижении налога он узнал от следователя.
Свидетель Г. пояснила суду, что работает в должности заместителя начальника отдела выездных налоговых проверок территориального обособленного места УФНС по Республике Марий Эл в г. З. По своим должностным обязанностям курирует аналитический отдел, который решает вопрос о возврате излишне уплаченных сумм налогов. От К. в налоговую инспекцию поступило заявление в письменном виде о возврате налога на недвижимость за 2019 г. Все отделы подтвердили переплату с учетом принятого Собранием депутатов С. сельского поселения решения о снижении ставки налога на недвижимость. В тот период решения об изменении ставок принимались по всем сельским поселениям. Законность таких решений налоговыми органами не проверялась, проверяется лишь размер ставок, чтобы он не противоречил закону.
На основании заявления К. ему был произведен возврат налога. Другие налогоплательщики за возвратом налога не обращались. Переплата была учтена при начислении налогов в последующие периоды.
Свидетель П. дала аналогичные показания и подтвердила, что на основании решения Собрания депутатов об изменении ставок налога на недвижимость и письменного заявления К. ему был осуществлен возврат налога за 2019 г. и произведен перерасчет налогов за последующие периоды.
Свидетель М. пояснил суду, что работает ведущим специалистом администрации С. сельского поселения, осуществляет ведение бухгалтерского учета, налоговой отчетности. В заседании Собрания депутатов участия не принимает. Об изменении налогов на недвижимость по сельскому поселению он узнал, когда проводил анализ и готовил сведения об исполнении бюджета сельского поселения в марте 2022 г. Поступление средств в бюджет поселения сильно упало, бюджет по поступлениям за 2021 г. выполнен не был.
Свидетель М. пояснил суду, что с 18 марта 2022 г. он был назначен главой администрации С. сельского поселения Моркинского района. Главой муниципального образования и председателем Собрания депутатов была назначена Каменская С.А. При проведении собрания депутатов весной 2022 г. стало известно, что налоговая ставка по налогу на недвижимость по поселению была снижена на основании решения Собрания депутатов, от этого снизились доходы бюджета поселения. Решение Собрания от 11 декабря 2020 г., на котором приняли такое решение, было подписано Каменской С.А., была проставлена печать поселения. Депутаты стали говорить, что участия в указанном собрании и в принятии решения о снижении налога не принимали. Впоследствии по протесту прокурора решение о снижении ставки налога было отменено решением Собрания депутатов в апреле 2023 г. Снижение имело существенное значение для С. сельского поселения, поскольку эти денежные средства можно было бы направить на нужды администрации и сельского поселения.
Свидетель Б. пояснил суду, что с ноября 2019 г. по декабрь 2021 г. он работал на должности главы администрации С. сельского поселения. По должности его приглашали на заседания Собрания депутатов. О подробностях принятия решения 11 декабря 2020 г. ничего сказать не может, не помнит. Сумма в 150000 руб. для бюджета сельского поселения является значительной.
Свидетель В. пояснила суду, что работает начальником финансового отдела администрации Моркинского муниципального района. В 2019 г. сельские поселения Моркинского района рассматривали вопрос об изменении ставок налогов на недвижимое имущество, поскольку это входит в их полномочия. Принимали разные решения. Некоторые, как С. сельское поселение, приняли решение о снижении ставки налога, некоторые оставили ставки без изменения, некоторые даже повысили их.
Собранием депутатов С. сельского поселения в декабре 2020 г. было принято решение о снижении ставки налога на недвижимость физических лиц с 1,5 % до 0,5 %. Никакого экономического обоснования такого решения не имелось. В результате в 2020 г. по поселению налогов было получено меньше на 21556 руб., чем возвращено. Единственное в районе поселение за 2021 г. вышло с минусом в бюджете, т.е. расходы превысили доходы на указанную сумму.
На неисполнение повлиял крайне низкий процент исполнения плана по имущественным налогам, а именно, по налогу на доходы физических лиц - исполнен с минусом 21556,01 руб., что составило - минус 20,9%. На отрицательный результат исполнения плана по налогу на имущество физических лиц повлияло вынесенное решение Собранием депутатов С. сельского поселения 11 декабря 2020 г. за № 65 в части уменьшения налоговой ставки на недвижимость физических лиц с 1,5 до 0,5 процентов в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемой в соответствии с п. 7 ст. 378.2 Налогового Кодекса РФ.
Решения Собраний депутатов сельские поселения представили в администрацию района, которая впоследствии все решения направила в налоговую службу.
Свидетель М. пояснила суду, что работает в администрации С. сельского поселения Моркинского района в качестве главного специалиста. По своим обязанностям она готовила проекты документов на заседание Собрания депутатов, проекты решения Собрания, готовила распоряжения о проведении Собрания с указанием повестки дня, извещала депутатов о предстоящем Собрании, все документы регистрировала и подшивала.
На 11 декабря 2020 г. заседание Собрания депутатов не назначалось, депутатов она не извещала. Каменская С.А. принесла ей в качестве образца решение Собрания депутатов другого сельского поселения и дала указание подготовить проект решения «О внесении изменений в решение Собрания депутатов С. сельского поселения от 09 октября 2020 г. № 55 «Об установлении на территории С. сельского поселения налога на имущество физических лиц».
Она подготовила распоряжение о проведении Собрания, проект решения Собрания, протокол Собрания, напечатала все эти документы на своем рабочем компьютере. Все документы подписала Каменская С.А., и она (М.) их подшила. 2 экземпляра решения Собрания депутатов Каменская С.А. взяла себе. Она (М.) никуда решения не передавала и не направляла. Каменская С.А. сказала, что все поселения принимают такие решения, и они тоже должны успеть принять такое решение до конца года.
Свидетель П. пояснил, что с 2019 г. избран депутатом Собрания депутатов С. сельского поселения. В 2019-2020г.г. он заседания Собрания депутатов не посещал. Его на заседания Собрания не приглашали. Б. – глава администрации, все решал сам. С приходом нового главы администрации М. он стал посещать заседания Собрания депутатов и участвовать в них. В 2022 г. он узнал от сотрудников полиции о решении Собрания депутатов о снижении ставки налога на недвижимость. В заседании Собрания депутатов 11 декабря 2020 г. он не участвовал и в принятии решения о снижении ставки налога на недвижимость физических лиц участия не принимал.
Свидетель К. пояснил, что будучи депутатом Собрания депутатов С. сельского поселения с 2019 г., он принимал участие в заседаниях Собрания и принятии решений. Но 11 декабря 2020 г. в заседании Собрания депутатов он не участвовал, о предстоящем заседании никто его не извещал. Он помнит это, поскольку в то время находился на работе за пределами района. О принятии решения по налогам узнал в ходе проверки, проводимой сотрудниками полиции.
Свидетель В. после оглашения в порядке ст. 281 УПК РФ его показаний, данных в ходе предварительного расследования (л.д. 60-62 т.1), подтвердил их полностью. На предварительном следствии пояснял, что явку депутатов на Собрание обеспечивала М., которая звонила ему по телефону. В вынесении решения и в самом Собрании депутатов 11 декабря 2020 г. он не участвовал, поскольку в это время находился на работе в М. области. О вынесенном решении узнал в марте-апреле 2022 г. на заседании Собрания депутатов, где обсуждался вопрос о невыполнении бюджета за 2021 г.
Свидетель Я. пояснил суду, что 11 декабря 2020 г. он находился на работе на смене, в принятии решения Собрания депутатов С. сельского поселения о снижении ставки налога на недвижимость не участвовал, секретарем собрания не был.
Свидетель Н. пояснил, что в 2019 и 2020 г.г. он как депутат Собрания депутатов С. сельского поселения на заседания не ходил. О решении Собрания депутатов о снижении ставок налогов на недвижимость узнал в марте 2022 г. после назначения М. главой администрации.
Свидетель Я. пояснил суду, что после назначения главой администрации С. сельского поселения М. стало известно, что образовался дефицит бюджета. Причиной стало понижение ставки налога на недвижимость физических лиц. При сообщении ему о проведении Собрания депутатов, он всегда приходил и принимал участие в заседаниях. Скорее всего, 11 декабря 2020 г. в решении вопроса о снижении ставок налогов он участия не принимал, поскольку не помнит о принятии такого решения. Времени прошло много.
Свидетель Г. дал аналогичные показания.
Свидетель К. пояснил суду, что 11 декабря 2020 г. в заседании Собрания депутатов С. сельского поселения как депутат он не участвовал. С 20 октября 2020 г. он находился в больнице по поводу травмы руки, затем длительное время восстанавливался. В этот период на заседания Собрания не ходил. На другие заседания ходил. Извещала их о заседаниях М. по телефону.
Свидетели Л., Л., Е. пояснили суду, что Каменская С.А. и К. проживают с ними по соседству. Они видели, как Каменские приезжали вечером в принадлежащий им дом, иногда на разных автомашинах. Вели ли они совместное хозяйство, проживали ли вместе, им не известно.
Свидетель К. пояснил суду, что является бывшим супругом Каменской С.А., брак между ними расторгнут, но проживают они в общем доме. Ранее он был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, его бухгалтерский учет вела Каменская С.А. С 2019 г. он деятельность в качестве индивидуального предпринимателя прекратил. В собственности он имеет 2 помещения магазинов, которыми фактически пользуется Каменская С.А. В 2020 г. все районы республики приняли решение о снижении налоговой ставки на недвижимое имущество. И С. сельское поселение тоже. Такое решение всех устраивало. Оформлением всех документов по возврату налога на недвижимость занималась Каменская С.А. Деньги поступили на его счет в Сбербанке, он ими распорядился по своему усмотрению. Вопрос о незаконности снижения ставки налога поднял новый глава администрации С. сельского поселения М., который сам для поселения ничего не делает.
Дополнительный свидетель Н., допрошенная по ходатайству стороны защиты, пояснила суду, что осуществляет общественную деятельность по защите прав предпринимателей. До 2020 г. налог на недвижимость физических лиц по Республике Марий Эл был установлен без обоснования, по формуле. С 2020 г. налог стали исчислять исходя из кадастровой стоимости имущества с применением коэффициентов. Предприниматели обращались в Собрание депутатов п. Морки о снижении этого коэффициента и Собрание депутатов приняло решение о снижении ставки до 0,5 %. Какие коэффициенты были утверждены по другим сельским поселениям, ей неизвестно. Но установление Собранием депутатов сельского поселения коэффициентов для исчисления налогов на недвижимость являлось законным.
Дополнительный свидетель защиты И. пояснила суду, что в 2020 г. финансовый орган администрации Моркинского муниципального района вышел с ходатайство к сельским поселениям района об установлением ставки налога на недвижимость физических лиц. Собраниями депутатов всех сельских поселений данный вопрос был рассмотрен и были приняты решения. Сельские поселения вопрос разрешили по-разному.
15 сентября 2022 г. в администрации С. сельского поселения в ходе обыска на основании постановления от 15 сентября 2022 г. были изъяты: решения СД с № 1 по № 27; решения за 2020 г.; книга регистрации решений Собрания депутатов; книга регистрации распоряжений главы МО. (т. 1 л.д. 70-75) Изъятые документы были упакованы и опечатаны с соблюдением требований уголовно-процессуального закона.
Впоследствии изъятые в ходе обыска документы осмотрены (т. 1 л.д. 210-250), признаны вещественными доказательствами и приобщены к материалам дела (т. 2 л.д.1)
Согласно Уставу С. сельского поселения Моркинского муниципального района Республики Марий Эл, утвержденному решением Собрания депутатов муниципального образования «С. сельское поселение» 16 августа 2019 г. № 190 и зарегистрированному в Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Марий Эл 16 сентября 2019 г. за государственным регистрационным № RU125083212019001 (т.1 л.д. 16-35), основной формой деятельности Собрания депутатов являются заседания (сессии). Заседание Собрания депутатов правомочно, если на нем присутствуют не менее 50 процентов из числа избранных депутатов. (ч. 4 ст. 22).
В соответствии с ч. 2 ст. 23 Устава установление, изменение и отмена местных налогов и сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах отнесено к исключительной компетенции Собрания депутатов.
Решением Собрания депутатов С. сельского поселения № 2 от 25 сентября 2019 г. утвержден Регламент Собрания депутатов указанного поселения (т. 1 л.д. 225)
Указанным Регламентом определено, что глава сельского поселения - высшее должностное лицо, наделенное Уставом сельского поселения собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Глава сельского поселения исполняет полномочия председателя Собрания депутатов (ст. 7 Регламента т. 1 л.д. 226).
Ст. 28 Устава С. сельского поселения и ст. 8 Регламента Собрания депутатов указанного поселения определены полномочия главы сельского поселения. Согласно указанным нормативным актам глава поселения:
1) представляет сельское поселение в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями, без доверенности действует от имени поселения;
2) заключает контракт с главой администрации поселения;
4) обеспечивает осуществление органами местного самоуправления поселения полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления поселения федеральными законами и законами Республики Марий Эл;
5) созывает очередные и внеочередные сессии Собрания депутатов, доводит до сведения депутатов время и место их проведения, а также проект повестки дня сессии;
6) осуществляет руководство подготовкой сессии и вопросов, вносимых на рассмотрение Собрания депутатов;
7) ведет сессии Собрания депутатов в соответствии
с регламентом Собрания депутатов;
8) осуществляет общее руководство деятельностью Собрания депутатов;
9) издает в пределах своих полномочий правовые акты;
10) подписывает и опубликовывает (обнародует) решения Собрания депутатов, протоколы заседаний Собрания депутатов, другие документы Собрания депутатов;
16) осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральными законами, законами Республики Марий Эл, настоящим Уставом и муниципальными правовыми актами Собрания депутатов.
Решением Собрания депутатов С. сельского поселения № 55 от 09 октября 2020 г. на территории С. сельского поселения с 1 января 2021 г. установлен налог на имущество физических лиц.
Установлено, что налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости.
Определены ставки налога на имущество физических лиц
в размере: п. 2) 1,5 процента в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с п. 7 ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым п. 10 ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, а также в отношении объектов налогообложения, кадастровая стоимость каждого из которых превышает 300 миллионов рублей. (т. 1 л.д. 243-244)
Указанное решение размещено в газете «Моркинская земля» № 42 от 23 октября 2020 г. (т. 2 л.д. 144-147);
Как следует из протокола заседания Собрания депутатов С. сельского поселения № 11 от 11 декабря 2020 г. (т.1 л.д. 245), на указанном заседании присутствовали 8 из 10 депутатов. Отсутствовали по уважительной причине П. и Я. На повестке дня собрания стоял один вопрос: О внесении изменений в решение Собрания депутатов С. сельского поселения от 9 октября 2020 г. № 55. Слушали главу поселения Каменскую С.А., которая ознакомила с внесением изменений. Выступил Я., который предложил утвердить данное решение. Решение было принято единогласно. Под протоколом собрания имеется подпись председателя собрания Каменской С.А. и проставлена печать собрания депутатов С. сельского поселения.
Решением Собрания депутатов С. сельского поселения № 65 от 11 декабря 2020 г. внесены изменения в решение Собрания депутатов от 9 октября 2020 г. № 55 и подпункт 2 пункта 3 изложен в иной редакции. Согласно принятой редакции установлен размер налога 0,5 процента в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с п. 7 ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, а также в отношении объектов налогообложения, кадастровая стоимость каждого из которых превышает 300 миллионов рублей. (т. 1 л.д. 246). Также определено, что решение распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2019 г. Решение подписано главой С. сельского поселения Каменской С.А.
Заключением эксперта № … от 02 января 2023 г. (т. 2 л.д. 200-206) установлено, что подпись от имени Каменской С.А. в протоколе заседания Собрания депутатов С. сельского поселения от 11 декабря 2020 г., подпись от имени Каменской С.А в решении Собрания депутатов С. сельского поселения 11 сессия третьего созыва № 65 от 11 декабря 2020 г. «О внесении изменений в решение Собрания депутатов С. сельского поселения от 09 октября 2020 г.», выполнены Каменской С. А.
Указанное решение размещено в газете «Моркинская земля» № 50 от 18 декабря 2020 г. (т. 2 л.д. 148-151).
Как следует из ответа Управления Федеральной налоговой службы по Республике Марий Эл № 10-21/31403 от 26 декабря 2022 г., решение Собрания депутатов С. сельского поселения от 11 декабря 2020 г. № 65 поступило в межрайонную ИФНС России № 2 по Республике Марий Эл от администрации муниципального образования в электронном виде в декабре 2020 г. Точная дата поступления документа неизвестна. (т. 2 л.д. 104)
07 ноября 2022 г. в Территориально-обособленном рабочем месте Управления Федеральной налоговой службы по Республике Марий Эл в г. В. по адресу: Республика Марий Эл, г. В., ул. Ч., д. … были изъяты:
1) заявление К. (ИНН.. ) о возврате излишне уплаченных сумм по налогу на имущество физических лиц, поступившее
02 февраля 2021 года и зарегистрированное под номером 354;
2) решение № 736 от 03 февраля 2021 года о возврате К.
(ИНН …) суммы излишне уплаченного налога на имущество физических лиц. (протокол выемки т. 1 л.д. 204-207)
Указанные документы осмотрены (т.2 л.д. 3-7), признаны вещественными доказательствами и приобщены к материалам уголовного дела. (т.2 л.д. 8)
Заключением эксперта № … от 02 января 2023 г. (т. 2 л.д. 200-206) установлено, что буквенно-цифровой рукописный текст в заявлении К. (ИНН …) о возврате излишне уплаченных сумм по налогу на имущество физических лиц, датированном 20 февраля 2021 г., выполнен Каменской С. А.
Платежным поручением № … от 04 февраля 2021 г. (т. 2 л.д. 45) осуществлен возврат излишне уплаченных сумм по налогу на имущество физических лиц за налоговый период 2019 г. на банковский счет № …., открытый на имя К., в размере 37 815 руб.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости о правах лица на объекты недвижимости (т. 1 л.д. 185-188):
- нежилое здание магазина, кадастровый номер …, расположенное по адресу: Республика Марий Эл, Моркинский район,
д. Т.М., ул. М., д. …;
- нежилое здание магазина, кадастровый номер …, расположенное по адресу: Республика Марий Эл, Моркинский район,
д. С., ул. К., д...
на праве собственности принадлежат К.
Как следует из информации УФНС России по Республике Марий Эл от 14 октября 2022 г. за № … (т. 1 л.д. 141-142), указанные объекты недвижимого имущества включены в перечень, определяемый в соответствии п. 7 ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ), расположенных на территории Се. сельского поселения Моркинского района и владельцами которых являются физические лица, включены в перечни объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 п. 1 ст. 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (далее - Перечень) на налоговые периоды 2019-2022 г.г.
В ходе осмотра здания, расположенного по адресу: Республика Марий Эл, Моркинский район, д. С., ул. К., д. …, установлено, что при входе имеется табличка «Фудтайм. Ежедневно 8-00 – 20-00, ИП Каменская С.А., Республика Марий Эл, Моркинский район, д. С., ул. К., д. …», а также табличка «Магазин-Закусочная «Катюша» Круглосуточно, без обеда и выходных. ИП К. ИНН …, ОГРН …».
При осмотре помещения кафе установлено, что в дальнем правом углу имеется барная стойка, у левой стены имеются столы и стулья.
При осмотре помещения магазина установлено, что у дальней стены и у боковых стен имеются полка с продуктами, холодильные лари, также у дальней стены имеется прилавок с кассой. (т. 1 л.д. 116-120)
При осмотре здания, расположенного по адресу: Республика Марий Эл, Моркинский район, д. Т.М., ул. М., д. …, на здании справа от входа обнаружена табличка «ИП К. ОГРН …, Магазин «Катюша», продукты питания, хозтовары, бытовая химия.». (т. 1 л.д. 121-123)
Согласно выписке из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, (т. 2 л.д. 217-220), Каменская С.А. является индивидуальным предпринимателем, ОГРНИП …, осуществляющим деятельность, в том числе торговля и деятельности ресторанов и кафе.
Как следует из информации Администрации Моркинского Муниципального района от 19 октября 2022 г. за № 11/3651 (т. 1 л.д. 139), в бюджет С. сельского поселения поступил имущественный налог на имущество физических лиц по объектам, включенным в перечень, определяемым в соответствии п. 7 ст. 378.2 Налогового кодекса РФ в 2018 году – 19862,24 руб., в 2019 году – 34236,58 руб., в 2020 году – 113167,33 руб., а в 2021 г. по данному виду налога денежные средства не поступили, наоборот образовался отрицательный результат исполнения на сумму минус 21556,01 руб., в результате возмещения уплаченного налога из-за изменения решением Собрания депутатов ставки налога с 1,5 % на 0,5 % за 2019, 2020 г.г. в общей сумме 37826,06 руб.
Согласно информации Администрации Моркинского Муниципального района от 09 декабря 2022 г. за № … (т. 2 л.д. 18), бюджет С. сельского поселения на 2021 г. принят и утвержден по доходам в объеме 3310,9 тыс.руб., в том числе налоговые и неналоговые доходы - 494,3 тыс.руб., финансовая помощь из бюджетов других уровней составила 2816,6 тыс.руб.
План в течение 2021 г. был увеличен на 1327,15 тыс.руб. за счет дополнительно выделенной финансовой помощи из бюджета Моркинского муниципального района, по налоговым и неналоговым доходам план не менялся.
Исполнение бюджета С. сельского поселения по итогам 2021 г. составило 97,8%, в том числе по налоговым и неналоговым доходам - 83,7%.
На неисполнение повлиял крайне низкий процент исполнения плана по имущественным налогам, а именно, по налогу на доходы физических лиц - исполнен с минусом 21556,01 руб., что составило - минус 20,9% и поступление земельного налога с организаций, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельского поселения в сумме 10,9 тыс. руб., при годовом плане - 75 тыс. руб., что составило 14,6% плановых назначений.
На отрицательный результат исполнения плана по налогу на имущество физических лиц повлияло вынесенное решение Собранием депутатов С. сельского поселения 11 декабря 2020 г. за № 65 в части уменьшения налоговой ставки с 1,5 до 0,5 процентов в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемой в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Размер недополученных в результате незаконных действий подсудимой Каменской С.А. налогов подтвержден информацией, предоставленной Управлением Федеральной налоговой службы по Республике Марий Эл за № … от 18 июля 2023 г. и составил 152347 руб.
Совокупностью собранных по делу доказательств, суд находит вину подсудимой Каменской С.А. в совершении преступления полностью доказанной.
Подсудимая Каменская С.А. на момент совершения преступления являлась главой органа местного самоуправления, что подтверждено соответствующими документами, в том числе решениями Собрания депутатов С. сельского поселения.
Письменными доказательствами по делу подтверждено, что Каменской С.А. изготовлено и представлено в налоговый орган решение Собрания депутатов С. сельского поселения № 65 от 11 декабря 2020 г. о внесении изменений в решение собрания № 55 от 09 октября 2020 г. Данное решение было изготовлено М. по указанию Каменской С.А. Фактически в указанный день собрание депутатов С. сельского поселения не проводилось и решение не принималось, что подтверждено показаниями допрошенных свидетелей.
Решение подписано Каменской С.А., что подтверждено заключением экспертизы.
Указанное решение послужило основанием для перерасчета налога на недвижимость физических лиц за 2019 г., 2020 г. и 2021 г. и возврата К. ранее уплаченного налога на недвижимое имущество за 2019 г. Каменская С.А. собственноручно изготовила заявление от имени К. и обратилась с ним в налоговые органы, что подтверждено заключением экспертизы. Следовательно, Каменской С.А. было достоверно известно о наличии указанного решения, что опровергает ее довод, что она могла подписать решение, изготовленное М., не вникая в его суть.
Как подтверждено протоколами осмотра нежилых помещений, принадлежащих К., а также показаниями самой Каменской С.А., указанные объекты недвижимости используются ею для осуществления предпринимательской деятельности, т.е. ее действия были совершены из личной заинтересованности.
Свидетели – депутаты Собрания депутатов С. сельского поселения опровергли показания Каменской С.А., что 11 декабря 2020 г. Собрание депутатов действительно проводилось, имелся кворум для принятия решения и решение было принято.
Полученные и исследованные судом доказательства опровергают доводы Каменской С.А., что заседание Собрания депутатов 11 декабря 2020 г. действительно было проведено, а также то, что протокол и решение Собрания депутатов изготовила М. и подложила ей на подпись среди других документов, а она их подписала не глядя.
Также доводы Каменской С.А. о незнании о принятии решения Собрания депутатов С.сельского поселения от 11 декабря 2020 г. опровергаются последующим ее поведением: Каменская С.А. лично обратилась за возвратом и перерасчетом налога на недвижимость, принадлежащую К., сама изготовила от его имени заявление об этом.
Показания свидетелей Н. и И., которые пояснили, что вопрос об изменении размеров налогов на недвижимость разрешался всеми муниципальными образованиями и всеми принимались различные решения, в том числе и о снижении ставок налога, не опровергают вину подсудимой. Ее вина заключается в том, что указанный вопрос был разрешен ею единолично, а не на заседании Собрания депутатов муниципального образования.
Действия Каменской С.А. подлежат квалификации по ч. 2 ст. 286 УК РФ: Каменская С. А., являясь главой органа местного самоуправления, совершила действия, явно выходящие за пределы ее полномочий и повлекшие существенное нарушение прав и законных интересов граждан, организаций, а также охраняемых законом интересов общества и государства.
В силу ст. 36 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" глава муниципального образования - его высшее должностное лицо, избирается либо назначается на эту должность по контракту. В последнем случае он совмещает функции главы муниципального образования и главы местной администрации (части 2, 5).
Глава муниципального образования - высшее должностное лицо муниципального образования, наделенное уставом муниципального образования собственными полномочиями по решению вопросов местного значения в соответствии со ст. 36 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Подсудимая Каменская С.А. была избрана Главой С. сельского поселения, председателем Собрания депутатов Решением Собрания депутатов Се. сельского поселения №.. от 25 сентября 2019 г. (т.1 л.д. 233).
Ее полномочия были определены Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 06.02.2023) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Уставом и Регламентом собрания депутатов муниципального образования.
Являясь главой органа местного самоуправления Каменская С.А. совершила активные действия, явно выходящие за пределы ее полномочий, при этом осознавала, что действует за пределами возложенных на нее обязанностей и предоставленных ей прав.
Превышение должностных полномочий выражалось в совершении ею как должностным лицом при исполнении служебных обязанностей единолично действий, которые могут быть произведены только коллегиально.
Согласно ст. 14 Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 06.02.2023) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установление, изменение и отмена местных налогов и сборов поселения отнесено к вопросам местного значения сельского поселения.
Ст. 35 указанного закона разрешение указанного вопроса отнесено к исключительной компетенции представительного органа муниципального образования, т.е. к компетенции Собрания депутатов.
Подсудимая Каменская С.А., не проводя заседания Собрания депутатов С. сельского поселения, единолично разрешила вопрос об изменении ставки налога на недвижимое имущество физических лиц. По ее указанию М. были изготовлены проекты протокола и решения заседания Собрания депутатов от 11 декабря 2020 г., которые подсудимой были подписаны собственноручно, заверены печатью сельского поселения, направлены в редакцию газеты для опубликования. Одновременно указанное решение было направлено в налоговый орган для внесения изменений в ставки налога. М. изготавливались проекты документов – протокола и решения Собрания депутатов по указанию Каменской С.А. и с содержанием, указанным ею. Без подписи Каменской С.А. и печати Собрания депутатов данные проекты юридической силы не имели.
На основании незаконного решения был произведен перерасчет налога на недвижимость граждан за 2019 г. и расчет налога за 2020 и 2021 г.г.
Постановлением органов следствия М. от уголовной ответственности освобождена за отсутствием в ее действиях признаков состава преступления.
Как следует из Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16.10.2009 N 19 (ред. от 11.06.2020) «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий» должностное лицо, давшее заведомо незаконный приказ или распоряжение подчиненному лицу, не осознавшему незаконность такого приказа или распоряжения и исполнившему его, подлежит ответственности как исполнитель преступления.
Совершая действия по изготовлению, оформлению Решения Собрания депутатов С. сельского поселения от 11 декабря 2020 г. и направлению его в местную печать и налоговые органы, Каменская С.А. осознавала общественную опасность совершаемых ею действий, поскольку достоверно знала объем предоставленных ей полномочий, порядок разрешения вопроса об изменении ставок налога и порядок проведения Собрания депутатов, предвидела возможность наступления общественно опасных последствий в виде незаконного освобождения лиц от частичной оплаты налогов на недвижимость и непоступлении в результате этого денежных средств в бюджет муниципального образования и желала их наступления.
Для квалификации содеянного как превышение должностных полномочий мотив преступления значения не имеет.
Согласно Закону Республики Марий Эл от 03 декабря 2018 г. № 59-З «О республиканском бюджете Республики Марий Эл на 2019 г.
и на плановый период 2020 и 2021 гг.г» нормативы отчислений по налогу на имущество физических лиц установлены в размере 100 %
в соответствующие бюджеты поселений.
Согласно Закону Республики Марий Эл от 29 ноября 2019 г. № 49-З «О республиканском бюджете Республики Марий Эл на 2020 г.
и на плановый период 2021 и 2022 г.г.» нормативы отчислений по налогу на имущество физических лиц установлены в размере 100 %
в соответствующие бюджеты поселений.
и на плановый период 2022 и 2023 г.г.» нормативы отчислений по налогу на имущество физических лиц установлены в размере 100 %
в соответствующие бюджеты поселений. Таким образом, налог на имущество физических лиц подлежал полному зачислению в бюджет С. сельского поселения.
В результате указанных единоличных действий подсудимой бюджету сельского поселения был причинен материальный ущерб на общую сумму 152 347 руб., что составило 50 % от запланированных поступлений в бюджет в части налогов на имущество физических лиц. Непоступление доходов в бюджет муниципального образования повлияло на создание нормальных условий жизни населения муниципального образования, поскольку ограничило возможности администрации по решению вопросов местного значения.
Таким образом, были существенно нарушены права и законные интересы неопределенного круга лиц.
Кроме того, действиями подсудимой был подорван авторитет муниципальной власти, Собрания депутатов муниципального образования.
Ч. 1 ст 1. Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определено, что местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации.
Местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций. (ч. 2 ст. 1 №131-ФЗ)
Своими действиями Каменская С.А. причинила вред не только населению муниципального образования, но и депутатам Собрания депутатов, лишив их возможности принять участие в решении вопросов местного значения.
Также действиями подсудимой подорван авторитет органа местного самоуправления, поскольку должностным лицом органа местного самоуправления допущено нарушение требований закона.
Причиненный этим правам и интересам вред находится в прямой причинной связи с допущенным должностным лицом нарушением своих служебных полномочий.
При назначении наказания судом в соответствии со ст.ст. 6 и 60 УК РФ учитываются характер и степень общественной опасности преступления, личность виновного, в том числе обстоятельства, смягчающие наказание, а также влияние назначенного наказания на исправление осужденного и на условия жизни его семьи.
Исходя из положений ч. 2 ст. 43 УК РФ, предусматривающей целью наказания восстановление социальной справедливости, исправление осужденного, предупреждение совершения им новых преступлений, учитывая необходимость соответствия назначенного наказания характеру и степени общественной опасности совершенного преступления, его фактическим обстоятельствам, суд приходит к убеждению о необходимости назначения подсудимой наказания в виде штрафа в размере, определенном санкцией ч. 2 ст. 286 УК РФ.
При этом суд учитывает, что преступление, совершенное подсудимой, отнесено к категории тяжких.
В качестве смягчающих наказание обстоятельств в соответствии с ч. 2 ст. 61 УК РФ суд признает положительные характеристики подсудимой, наличие у нее грамот и благодарностей за добросовестное исполнение ею своих должностных обязанностей, общественных поручений, а также то, что она впервые привлекается к уголовной ответственности.
Со слов подсудимой ее сын находится в зоне специальной военной операции, что судом также учитывается в качестве смягчающего наказание обстоятельства.
Согласно положений ч.6 ст. 15 УК РФ суд вправе изменить категорию преступления при наличии смягчающих наказание обстоятельств и при отсутствии отягчающих наказание обстоятельств с учетом фактических обстоятельств преступления и степени его общественной опасности.
С учетом фактических обстоятельств преступления и степени его общественной опасности, характера причиненного вреда и отношения подсудимой к совершенному преступлению, суд оснований для изменения категории преступления, в совершении которого она обвиняется, на менее тяжкую в соответствии с ч.6 ст. 15 УК РФ, не находит.
Согласно ч. 1 ст. 64 УК РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с целями и мотивами преступления, ролью виновного, его поведением во время или после совершения преступления, и других обстоятельств, существенно уменьшающих степень общественной опасности преступления, наказание может быть назначено ниже низшего предела, предусмотренного соответствующей статьей Особенной части УК РФ, или суд может назначить более мягкий вид наказания, чем предусмотрен этой статьей, или не применить дополнительный вид наказания, предусмотренный в качестве обязательного.
Исключительными могут быть признаны как отдельные смягчающие обстоятельства, так и совокупность таких обстоятельств.
В отношении подсудимой судом исключительных обстоятельств, уменьшающих общественную опасность преступления и ее личности, не установлено, в связи с чем, оснований для применения к ней ст. 64 УК РФ не имеется.
Размер штрафа определен судом с учетом тяжести совершенного преступления, в том числе размера причиненного ее действиями материального ущерба, и имущественного положения подсудимой и ее семьи, а также с учетом возможности получения подсудимой заработной платы или иного дохода, наличия у нее имущества.
Судом принято во внимание, что подсудимая осуществляет предпринимательскую деятельность, от чего имеет доход; иждивенцев, на содержание которых она должна расходовать денежные средства, не имеет.
В то же время судом принято во внимание, что единовременное погашение штрафа будет для подсудимой затруднительным и находит возможным предоставить ей рассрочку на 24 месяца.
Государственным обвинителем предложено назначить подсудимой в качестве дополнительной меры наказания лишения права занимать должности, связанные с осуществлением функций представителя власти, а также организационно-распорядительных и административно-хозяйственных полномочий в органах власти, в государственных учреждениях, в муниципальных учреждениях и органах местного самоуправления.
Лишение права занимать определенные должности в качестве дополнительной меры наказания санкцией ч. 2 ст. 286 УК РФ не предусмотрено. Однако, согласно ч. 3 ст. 47 УК РФ лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью может назначаться в качестве дополнительного вида наказания и в случаях, когда оно не предусмотрено соответствующей статьей Особенной части Кодекса в качестве наказания за соответствующее преступление, если с учетом характера и степени общественной опасности совершенного преступления и личности виновного суд признает невозможным сохранение за ним права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.
Судом принято во внимание, что преступление совершено подсудимой с использованием ее должностного положении как главы муниципального образования, председателя Собрания депутатов, на момент вынесения приговора указанные полномочия подсудимой не прекращены, в связи с чем, суд признает невозможным сохранение за ней права занимать указанные должности и находит необходимым назначить дополнительное наказание.
По смыслу закона, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, по общему правилу, может быть назначено в качестве основного или дополнительного (в том числе в соответствии с ч.3 ст.47 УК РФ) наказания за преступление, которое связано с определенной должностью или деятельностью лица.
Ограничение подсудимой в праве занимать иные должности в государственных и муниципальных учреждениях, как предложено прокурором, суд находит необоснованным, поскольку при совершении преступления подсудимой указанные должности не занимались и не использовались.
Как указано в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 22.12.2015 № 58 (ред. от 18.12.2018) «О практике назначения судами Российской Федерации уголовного наказания», лишение права занимать определенные должности состоит в запрещении занимать должности только на государственной службе или в органах местного самоуправления. В приговоре должна быть указана не конкретная должность либо категория и (или) группу должностей по соответствующему реестру должностей, а определенный конкретными признаками круг должностей, на который распространяется запрещение.
Поскольку должность главы муниципального образования связана с осуществлением функции представителя власти в органах местного самоуправления, суд находит необходимым лишить подсудимую права занимать должности именно данной категории в качестве дополнительной меры наказания.
В соответствии с ч. 3. ст. 81 УПК РФ при вынесении приговора, а также определения или постановления о прекращении уголовного дела должен быть решен вопрос о вещественных доказательствах.
При разрешении указанного вопроса судом приняты во внимание требования ст. 81 и 82 УПК РФ.
В качестве вещественных доказательств по делу приобщены подлинники документов С. сельской администрации, сотовый телефон, принадлежащий М., и диск со сведениями о движении денежных средств по счету К.
При разрешении судьбы вещественных доказательств по делу суд учитывает, что надлежаще заверенные копии с подлинных документов подшиты в материалы дела, подлинники должны храниться в архиве администрации, в связи с чем находит необходимым возвратить их владельцу.
Телефон, принадлежащий М. и переданный ей на хранение, подлежит передаче ей для использования.
Диск со сведениями о движении денежных средств подлежит хранению при уголовном деле.
Руководствуясь ст.ст. 300-303 УПК РФ суд
п р и г о в о р и л :
Признать Каменскую С. А. (СНИЛС …) виновной в совершении преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 286 УК РФ, и назначить ей наказание в виде штрафа в размере 156000 (ста пятидесяти шести тысяч) руб. с лишением права занимать должности, связанные с осуществлением функций представителя власти, а также организационно-распорядительных и административно-хозяйственных полномочий в органах власти, сроком на 2 года.
В соответствии с ч. 2 ст. 31 УИК РФ уплату штрафа рассрочить на 24 (двадцать четыре) месяца с обязанностью выплачивать штраф равными частями по 6500 (шесть тысяч пятьсот) руб. ежемесячно до выплаты всей суммы штрафа.
В соответствии с ч. 3 ст. 31 Уголовно-исполнительного Кодекса РФ осужденная обязана в течение 60 дней со дня вступления приговора в законную силу уплатить первую часть штрафа. Оставшиеся части штрафа осужденная обязана уплачивать ежемесячно не позднее последнего дня каждого последующего месяца.
Штраф подлежит уплате по следующим реквизитам:
УФК по Республике Марий Эл (Следственное управление Следственного комитета Российской Федерации по Республике Марий Эл л/сч 04081А58642) ИНН 1215153591 КПП 121501001 ОГРН 1111215000160 от 15.01.2011 г. Йошкар-Ола
Отделение - НБ Республика Марий Эл Банка России//УФК по Республике Марий Эл г. Йошкар-Ола БИК 018860003 ОКТМО 88701000
единый казначейский счет 40102810545370000075
казначейский счет 03100643000000010800
КБК 417 116 03130 01 0000 140.
Согласно ч. 5 ст. 46 УК РФ в случае злостного уклонения от уплаты штрафа, назначенного в качестве основного наказания, штраф заменяется иным наказанием, за исключением лишения свободы.
Меру пресечения до вступления приговора в законную силу осужденной Каменской С.А. оставить в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении.
Вещественные доказательства по делу – книгу регистрации решений Собрания депутатов, подшивку решений Собрания депутатов с №… по №.. в 1 томе, подшивку решений Собрания депутатов с № 28 по № 74 в 1 томе возвратить в администрацию С.. сельского поселения Моркинского района; заявление К. о возврате излишне уплаченных сумм по налогу на имущество физических лиц и решение № 736 от 03 февраля 2021 г. по указанному заявлению возвратить в территориально-обособленное рабочее место Управления Федеральной налоговой службы по Республике Марий Эл в г. Волжске; мобильный телефон «VIVO» возвратить М.
Приговор может быть обжалован в Верховный Суд Республики Марий Эл через Моркинский районный суд в течение пятнадцати суток со дня его провозглашения.
В случае подачи апелляционной жалобы, принесения апелляционного представления осужденная вправе в течение пятнадцати суток со дня получения копии приговора ходатайствовать о своем участии в рассмотрении уголовного дела судом апелляционной инстанции, о чем должно быть сообщено в апелляционной жалобе либо возражении на апелляционную жалобу или апелляционное представление, а также вправе поручать осуществление своей защиты в суде апелляционной инстанции избранному им защитнику либо ходатайствовать перед судом о назначении защитника.
Председательствующий
Судья Т.И.Лапшина
Апелляционным определением Верховного Суда Республики Марий Эл от 25 сентября 2023 г. апелляционное представление заместителя прокурора Моркинского
района Республики Марий Эл Опиковой Н.Г. удовлетворено частично.
Приговор Моркинского районного суда Республики Марий Эл от 28 июля 2023 года в отношении Каменской С. А. изменен.
В резолютивной части приговора при назначения дополнительного наказания указано о назначении Каменской С.А. дополнительного наказания в виде запрета права занимать должности, связанные с осуществлением функций представителя власти, организационно-распорядительных и административно-хозяйственных полномочий на государственной службе и в органах местного самоуправления.
В остальной части приговор оставлен без изменения, апелляционное представление заместителя прокурора Моркинского района Республики Марий Эл Опиковой Н.Г., апелляционные жалобы осужденной Каменской С.А., адвоката Зуевой А.А. без удовлетворения.