Судья Калиниченко Н.А. Дело 33-3121/2024 (№ 2-530/2024)
УИД 86RS0001-01-2023-006380-14
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
14 мая 2024 года г. Ханты-Мансийск
Судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе:
председательствующего судьи Ишимова А.А.,
судей Евтодеевой А.В., Ковалёва А.А.,
при ведении протокола и аудиозаписи судебного заседания секретарём Бессарабовым Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Дюкаревой Марины Семеновны к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югры о признании решения незаконным, включении периодов работы в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, возложении обязанности назначения досрочной страховой пенсии по старости,
по апелляционной жалобе Дюкаревой Марины Семеновны на решение Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 06.02.2024.
Заслушав доклад судьи Евтодеевой А.В. об обстоятельствах дела, доводах апелляционной жалобы, объяснения представителя истца Чередниченко И.Н., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Дюкарева М.С. обратилась в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - ОСФР по ХМАО-Югре) о признании решения незаконным, включении периодов работы в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, возложении обязанности назначения досрочной страховой пенсии по старости.
В обоснование исковых требований указывала, что 06.12.2023 обратилась в пенсионный орган с заявлением о назначении пенсии по старости. Решением ОСФР по ХМАО-Югре от 12.12.2023 № 1392 ей отказано в установлении страховой пенсии по старости на основании статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в связи с отсутствием требуемого страхового стажа. Считала, что органом пенсионного фонда необоснованно отказано во включении в страховой стаж периодов работы в Республике Казахстан с 13.03.1992 по 14.09.1992, с 15.09.1992 по 31.01.1997, с 01.05.1997 по 04.05.1997, с 03.12.1999 по 31.01.2001, с 01.10.2003 по 30.06.2005, с 01.10.2005 по 31.05.2007, с 10.08.2007 по 03.09.2008, с 01.06.2009 по 18.12.2014, поскольку трудовая деятельность в спорные периоды подтверждается сведениями из трудовой книжки и архивными справками.
На основании изложенного, Дюкарева М.С. просила суд признать незаконным решение ОСФР по ХМАО-Югре от 12.12.2023 об отказе в установлении досрочной страховой пенсии; включить в страховой стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости периоды работы с 13.03.1992 по 14.09.1992 в Усть - Каменогорском мебельном комбинате, с 15.09.1992 по 31.01.1997 в Торговом доме «УК-мебель», с 01.05.1997 по 04.05.1997 период получения пособия по безработице, с 03.12.1999 по 31.01.2001 у ИП (ФИО)5, с 01.10.2003 по 30.06.2005 и с 01.10.2005 по 31.05.2007 у ИП (ФИО)8, с 10.08.2007 по 03.09.2008 у ИП (ФИО)6, с 01.06.2009 по 18.12.2014 в ТОО «Нур-Ломбард Восток»; возложить на ОСФР по ХМАО-Югре обязанность назначить досрочную страховую пенсию по старости; взыскать с ответчика судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб.
В возражениях на исковое заявление ответчик ОСФР по ХМАО-Югре исковые требования Дюкаревой М.С. не признал и указал, что спорные периоды работы исключены из расчета страхового стажа ввиду отсутствия ответа компетентного органа Республики Казахстан на соответствующий формуляр «Запрос». Период работы с 01.10.2015 по 31.12.2016 не включен в стаж работы в районах Крайнего Севера, поскольку согласно выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица истцом осуществлялась работа на 0,7 ставки. По представленным документам страховой стаж истца составил 9 лет 8 месяцев, возраст на дату обращения - 57 лет 11 месяцев, в связи с чем право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховой пенсии» у Дюкаревой М.С. отсутствует.
Решением Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 06.02.2024 исковые требования Дюкаревой М.С. к ОСФР по ХМАО-Югре о признании решения незаконным, включении периодов работы в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, возложении обязанности назначения досрочной страховой пенсии по старости оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе Дюкарева М.С. просит решение суда первой инстанции отменить, принять новое решение об удовлетворении исковых требований в полном объеме. В обоснование доводов апелляционной жалобы указывает, что судом при разрешении спора не были учтены положения Соглашения о пенсионном обеспечении трудящихся государств - членов Евразийского экономического союза от 20.12.2019 (далее - Соглашение ЕАЭС), а так же то, что периоды работы граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств-участников Соглашения от 13.03.1992 и имевших место за переделами Российской Федерации до 01.01.2002, учитываются при исчислении страхового стажа в целях определения права на пенсию независимо от уплаты страховых взносов. Полагает, что представленные в материалы дела доказательства подтверждают трудовую деятельность истца, а отсутствие ответа на запрос ОСФР по ХМАО-Югре о предоставлении формуляра «О стаже работы» не должно повлечь неблагоприятных последствий для истца. Вместе с тем, просит учесть, что Акционерным обществом «Единый накопительный пенсионный фонд» в ответ на формуляр «Запрос» представлены сведения об уплате обязательных пенсионных взносов и разъяснено, что обмен формулярами по страховому стажу до 01.01.2021 не требуется.
Представитель истца Чередниченко И.Н. в судебном заседании суда апелляционной инстанции на доводах апелляционной жалобы настаивал.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции истец Дюкарева М.С., представитель ответчика ОСФР по ХМАО-Югре не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, доказательств, подтверждающих уважительность неявки в судебное заседание суда апелляционной инстанции, не представили.
Судебная коллегия на основании статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации признала возможным рассмотреть дело в отсутствие истца и представителя ответчика.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя истца, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что полагая о наличии права на пенсионное обеспечение, Дюкарева М.С., (дата) года рождения, 06.12.2023 обратилась в территориальное подразделение пенсионного органа с соответствующим заявлением (т. 1 л.д. 125-126).
Решением ОСФР по ХМАО-Югре от 12.12.2023 № 1392 Дюкаревой М.С. отказано в установлении досрочной страховой пенсии по старости на основании статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» по причине отсутствия требуемого стажа (т. 1 л.д. 127-128).
При оценке пенсионных прав ОСФР по ХМАО-Югре установлено, что продолжительность трудовой деятельности Дюкаревой М.С., подлежащая включению в страховой стаж составила 9 лет 8 месяцев, возраст на дату обращения - 57 лет 11 месяцев.
При принятии решения органом пенсионного фонда из расчета страхового стажа исключены периоды работы истца в Республике Казахстан с 13.03.1992 по 14.09.1992, с 15.09.1992 по 31.01.1997, с 01.05.1997 по 04.05.1997, с 01.10.2003 по 30.06.2005, с 01.10.2005 по 31.05.2007, с 10.08.2007 по 03.09.2008, с 01.06.2009 по 18.12.2014 ввиду отсутствия ответа на соответствующий формуляр «Запрос».
Также из расчета специального стажа (работа в районах Крайнего Севера) исключен период с 01.10.2015 по 31.12.2016 в связи с осуществлением истцом работы на 0,7 ставки.
Не согласившись с решением пенсионного органа об отказе в установлении пенсии, Дюкарева М.С. обратилась с иском в суд.
Разрешая спор и руководствуясь статьями 4, 11, 13, 14, 21, 22 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях», Соглашением стран Содружества Независимых Государств от 13.03.1992 «О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения» (далее – Соглашение от 13.03.1992), Соглашением о пенсионном обеспечении трудящихся государств - членов Евразийского экономического союза от 20.12.2019, суд первой инстанции исходил из того, что представленные в материалы дела доказательства не содержат сведений об уплате взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование за период с 12.03.1992 по 18.12.2014, в связи с чем пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.
Статьей 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что решение суда должно быть законным и обоснованным.
В соответствии с пунктами 2, 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2003 N 23 «О судебном решении», решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, и обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты, подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
В соответствии с частью 2 статьи 56, частью 1 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в ходе рассмотрения дела суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
С учетом изложенного, выявление и собирание доказательств по делу является деятельностью не только лиц, участвующих в деле, но и суда, в обязанность которого входит установление того, какие доказательства могут подтвердить или опровергнуть факты, входящие в предмет доказывания.
При принятии решения суд определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены, и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению. В мотивировочной части решения суда должны быть указаны обстоятельства дела, установленные судом; доказательства, на которых основаны выводы суда об этих обстоятельствах; доводы, по которым суд отвергает те или иные доказательства; законы, которыми руководствовался суд (статья 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
При рассмотрении дела, суд первой инстанции в нарушении указанных норм права определив, что в рамках настоящего спора подлежат установлению обстоятельства уплаты страховых взносов на территории Республики Казахстан в период с 12.03.1992 по 18.12.2014, и, принимая решение об отказе в удовлетворении исковых требований в связи с отсутствием доказательств их уплаты, не предложил истцу представить соответствующую справку компетентного органа Республики Казахстан.
Указанный подход суда первой инстанции является формальным и не соответствует задачам гражданского судопроизводства, установленным в статье 2 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения суда первой инстанции по основаниям, предусмотренным пунктом 1 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в связи с неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для дела, с принятием по делу нового решения.
В соответствии со статьей 89 Закона Российской Федерации от 20.11.1990 N 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» в общий трудовой стаж включается любая работа в качестве рабочего, служащего (в том числе работа по найму до установления Советской власти и за границей), члена колхоза или другой кооперативной организации; иная работа, на которой работник, не будучи рабочим или служащим, подлежал государственному социальному страхованию; работа (служба) в военизированной охране, в органах специальной связи или горноспасательной части, независимо от ее характера; индивидуальная трудовая деятельность, в том числе в сельском хозяйстве.
Частью 1 статьи 10 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» установлено, что в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части первой статьи 3 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
С 01.01.2015 на территории Российской Федерации назначение и выплата страховых пенсий производятся в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
В силу пункта 2 статьи 3 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях», страховой стаж - это учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2014 N 1015.
Согласно пункту 11 указанных Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца. При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
Так же для подтверждения периодов работы принимаются справки, а также иные документы, выдаваемые работодателями. Справки выдаются на основании документов соответствующего периода времени, когда выполнялась работа, из которых можно установить период работы в определенной профессии и должности и (или) на конкретных работах (в условиях), дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Согласно пунктом 2 статьи 11 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» предусмотрено, что периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».
Пунктом 3 статьи 2 указанного Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» указано, что в сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.
До вступления в силу с 01.01.2021 Соглашения ЕАЭС порядок пенсионного обеспечения лиц, прибывших на жительство в Российскую Федерацию из государств - бывших республик Союза ССР, регулировался Соглашением от 13.03.1992.
В силу статьи 1 Соглашения от 13.03.1992 пенсионное обеспечение граждан государств - участников данного Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
Согласно пункту 2 статьи 6 Соглашения от 13.03.1992 для установления права на пенсию, в том числе пенсию на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения, то есть до 13.03.1992.
Государства - участники Соглашения берут на себя обязательства информировать друг друга о действующем в их государствах пенсионном законодательстве, последующих его изменениях, а также принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и ее размера (статья 10 Соглашения от 13.03.1992).
Таким образом, Соглашение от 13.03.1992 предусматривает территориальный принцип назначения пенсий, т.е. по законодательству того государства, на территории которого производится назначение пенсии, в том числе досрочной, с применением законодательства того государства, где указанная пенсия назначается.
Аналогичный порядок закреплен в пункте 1 письма Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от 31.01.1994 N 1-369-18 «О пенсионном обеспечении граждан, прибывших в Российской Федерации из государств, ранее входивших в состав СССР», согласно которому при назначении пенсии гражданам, прибывшим в Россию из государств - участников Соглашения от 13.03.1992 учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории бывшего СССР за время до 13.03.1992, а также после этой даты на территории государств - участников Соглашения от 13.03.1992.
Кроме того, распоряжением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22.06.2004 N 99р «О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российской Федерации из государств - республик бывшего СССР» утверждены Рекомендации по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российской Федерации из государств - республик бывшего СССР.
Согласно пункту 5 названных Рекомендаций для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения от 13.03.1992, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР. При этом трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения от 13.03.1992, приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ. Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.
При этом периоды работы по найму после 01.01.2002 (после вступления в силу Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ) могут быть включены в подсчет трудового (страхового) стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность. Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения стран Содружества Независимых Государств от 13.03.1992 подтверждаются справкой компетентных органов названного государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.
С 01.01.2021 вступило в силу Соглашение ЕАЭС (ратифицировано Российской Федерацией 09.11.2020 Федеральным законом N 354-ФЗ).
В соответствии с пунктом 2 статьи 6 названного Соглашения ЕАЭС назначение пенсии с учетом положений данного Соглашения производится компетентным органом государства-члена при возникновении у трудящегося (члена семьи) права на пенсию в соответствии с законодательством этого государства-члена независимо от даты возникновения у этого трудящегося (члена семьи) права на пенсию согласно законодательству другого государства-члена.
Статьей 7 Соглашения ЕАЭС предусмотрен порядок определения права на пенсию в соответствии с законодательством каждого государства-члена исходя из стажа работы, приобретенного на его территории, а в некоторых случаях с учетом стажа, приобретенного на территориях других государств-членов в соответствии с законодательством каждого из государств-членов.
Статьей 8 Соглашения ЕАЭС предусмотрено, что каждое государство-член исчисляет размер пенсии исходя из пенсионных прав, приобретенных в соответствии со своим законодательством, и в порядке, установленном законодательством этого государства-члена, с учетом положений данного Соглашения.
В силу статьи 10 Соглашения ЕАЭС уполномоченные органы и компетентные органы взаимодействуют друг с другом (в том числе с использованием интегрированной информационной системы ЕАЭС) по вопросам, связанным с реализацией данного Соглашения, на безвозмездной основе. Компетентные органы представляют друг другу по запросу или по собственной инициативе необходимые сведения об обстоятельствах, имеющих значение для применения данного Соглашения, а также принимают меры по установлению этих обстоятельств. Компетентные органы информируют друг друга об обстоятельствах, влекущих изменение размера пенсии или прекращение ее выплаты. Документы, необходимые для установления инвалидности, определения права на пенсию, назначения и выплаты пенсии, выданные в соответствии с законодательством одного государства-члена, признаются другим государством-членом без проведения установленных законодательством этого другого государства-члена процедур признания таких документов. Компетентные органы вправе запросить у трудящегося (члена семьи) нотариально заверенный перевод документов на государственный язык государства-члена, назначающего (выплачивающего) пенсию, а также в случае необходимости в целях верификации документов направлять соответствующие запросы либо использовать сведения, полученные путем обращения к информационным базам данных. Реализация данного Соглашения осуществляется в соответствии с порядком взаимодействия между уполномоченными органами, компетентными органами и Евразийской экономической комиссией по применению норм.
При этом статья 12 Соглашения ЕАЭС содержит переходные положения, в соответствии с данной статьей назначение и выплата пенсии осуществляются в следующем порядке: за стаж работы, приобретенный после вступления данного Соглашения в силу, пенсия назначается и выплачивается государством-членом, на территории которого приобретен соответствующий стаж работы; за стаж работы, приобретенный до вступления данного Соглашения в силу, пенсия назначается и выплачивается в соответствии с законодательством государств-членов и Соглашением о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года, а для Республики Беларусь и Российской Федерации - Договором между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о сотрудничестве в области социального обеспечения от 24 января 2006 года.
В целях реализации статьи 10 Соглашения ЕАЭС решением Совета Евразийской экономической комиссии от 23.12.2020 N 122 утвержден Порядок взаимодействия между уполномоченными органами, компетентными органами государств - членов Евразийского экономического союза и Евразийской экономической комиссией по применению норм Соглашения о пенсионном обеспечении трудящихся государств - членов Евразийского экономического союза от 20.12.2019 (далее Порядок взаимодействия).
Названный Порядок взаимодействия определяет правила взаимодействия уполномоченных и компетентных органов государств - членов Евразийского экономического союза между собой, а также с Евразийской экономической комиссией в целях реализации норм Соглашения. Взаимодействие осуществляется с использованием интегрированной информационной системы Евразийского экономического союза в рамках реализации общих процессов путем обмена сведениями, необходимыми для назначения и выплаты пенсий, а также иными сведениями, имеющими значение для применения Соглашения. До перехода на использование интегрированной системы взаимодействие между компетентными органами и Комиссией осуществляется в бумажном виде путем обмена формулярами, предусмотренными пунктом 3 данного Порядка взаимодействия, а также документами, необходимыми для назначения и выплаты пенсии.
Таким образом, в соответствии с переходными положениями, закрепленными в статье 12 Соглашения ЕАЭС, за стаж работы, приобретенный до вступления в действие данного Соглашения, пенсия назначается и выплачивается в соответствии с законодательством Российской Федерации и Соглашением от 13.03.1992.
Исходя из изложенного, при назначении страховой пенсии по старости, право на указанный вид пенсии, периоды работы и иной деятельности, которые выполнялись гражданами Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации (в данном случае в Республике Казахстан) и которые включаются в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.
В данном случае истец, обратившись в суд с иском, просил обязать пенсионный орган включить в её страховой стаж периоды работы до вступления в силу Соглашения ЕАЭС, предусматривающего особый порядок подтверждения стажа и определения права на пенсию, в связи с чем доводы пенсионного органа о необходимости подтверждения спорных периодов времени формуляром «О стаже работы» основан на неверном толковании указанных выше правовых норм.
Согласно статье 66 Трудового кодекса Российской Федерации, пункту 11 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2014 N 1015, документом, подтверждающим работу по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца.
При отсутствии трудовой книжки, а также в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
Из материалов дела следует, что спорные периоды трудовой деятельности истца проходили на территории Республики Казахстан.
В качестве доказательств осуществления трудовой деятельности в материалы дела представлена трудовая книжка серии <данные изъяты> и вкладыш в трудовую книжку <данные изъяты>, из которых следует, что Дюкарева М.С. 18.10.1990 принята в Усть-Каменогорский мебельный комбинат, 14.09.1992 уволена в порядке перевода, 15.09.1992 принята в порядке перевода в Производственно-коммерческую фирму «Мебель-Сервис» на должность кассира, 09.02.1996 Фирма «Мебель-Сервис» реорганизована в Торговый дом «УК Мебель», 31.01.1997 уволена в связи с сокращением численности штата, с 01.05.1997 по 04.05.1997 состояла на учете в городском центре занятости населения в качестве безработной с сохранением непрерывного трудового стажа, 01.10.2003 принята в магазин «Лидер» на должность продавца, 30.06.2005 уволена по собственному желанию, 01.10.2005 принята в магазин «Х-Маркет» на должность продавца, 31.05.2007 уволена по собственному желанию, 10.08.2007 принята в салон «Мужской стиль» на должность продавца – консультанта, 03.09.2008 уволена по собственному желанию, 01.06.2009 принята в ТОО «Нур-Ломбард Восток» экспертом-оценщиком на условиях заключенного трудового договора, 18.12.2014 трудовой договор расторгнут по инициативе работника, 01.10.2015 принята на работу к ИП (ФИО)7 кладовщиком, 31.12.2016 трудовой договор расторгнут по инициативе работника, 26.01.2017 принята в ТОО «Нур-Ломбард Восток» экспертом-оценщиком на условиях заключенного трудового договора (т. 1 л.д. 23-29).
Кроме того, факт осуществления Дюкарева М.С. трудовой деятельности в периоды с 13.03.1992 по 14.09.1992, с 15.09.1992 по 31.01.1997, с 01.05.1997 по 04.05.1997, с 01.10.2003 по 30.06.2005, с 01.10.2005 по 31.05.2007, с 10.08.2007 по 03.09.2008, с 01.06.2009 по 18.12.2014 подтверждаются архивными справками от 27.10.2017, от 31.07.2023, справкой о заработной плате от 07.09.2022 (т. 1 л.д. 33-34, 45, 71, 59-60, 86-87, 95-96, 106-107).
Судебная коллегия считает, что выводы суда первой инстанции о необходимости предоставления истцом справки компетентного органа Республики Казахстан об уплате страховых взносов в отношении периодов работы до 01.01.2022 основаны на неверном толковании норм материального права, поскольку для включения в страховой стаж истца спорных периодов работы с 13.03.1992 по 14.09.1992, с 15.09.1992 по 31.01.1997, с 01.05.1997 по 04.05.1997 подтверждение уплаты страховых взносов на территории Республики Казахстан не требуется.
В качестве доказательств уплаты страховых взносов на территории Республики Казахстан истцом в суд апелляционной инстанции представлены новые доказательства: письмо АО «Единый накопительный пенсионный фонд» от 29.02.2024 № 25-05-63/1343, сведения об остатках и о движении денег на счетах, выписка из индивидуального пенсионного счета для учета обязанных пенсионных взносов, которые приняты судебной коллегией на основании части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (т. 2 л.д. 26-33).
Из указанных документов следует, что в периоды осуществления Дюкаревой М.С. трудовой деятельности с 01.10.2003 по 30.06.2005, с 01.10.2005 по 31.05.2007, с 10.08.2007 по 03.09.2008, с 01.06.2009 по 18.12.2014 работодателями - ИП (ФИО)8, ИП (ФИО)6, ТОО «Нур-Ломбард Восток» были оплачены обязательные пенсионные взносы.
Частью 1 статьи 55 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела, могут быть получены, в том числе из объяснений сторон и письменных доказательств.
В силу части 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, в соответствии с частью 2 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации определяет суд. Кроме того, суд выносит такие обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
Согласно статье 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Результаты оценки доказательств суд обязан отразить в решении, в котором приводятся мотивы, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими.
Поскольку спорные периоды времени имели место до вступления в силу Соглашения ЕАЭС, факт осуществления истцом трудовой деятельности в периоды с 13.03.1992 по 14.09.1992, с 15.09.1992 по 31.01.1997, с 01.05.1997 по 04.05.1997, с 01.10.2003 по 30.06.2005, с 01.10.2005 по 31.05.2007, с 10.08.2007 по 03.09.2008, с 01.06.2009 по 18.12.2014 и уплата страховых взносов на территории Республики Казахстан после 01.01.2002 подтверждены достоверными доказательствами, судебная коллегия считает, что заявленные Дюкаревой М.С. исковые требования о включении в страховой стаж указанных периодов подлежат удовлетворению.
Вместе с тем, судебная коллегия считает, что оснований для удовлетворения исковых требований о включении в страховой стаж периодов работы истца с 03.12.1999 по 31.01.2001 у ИП (ФИО)5 не имеется, поскольку достоверных доказательств осуществления трудовой деятельности в указанный периодов времени истцом не предоставлено.
Трудовая книжка серии <данные изъяты> и вкладыш в трудовую книжку <данные изъяты> сведения о периоде работы с 03.12.1999 по 31.01.2001 не содержат, а представленные трудовые договоры № 37737, № 2151, № 5220, № 9137, № 6611, № 5188, № 9766, № 6367, № 10982, № 9152, № 19728, согласно которым Дюкарева М.С. принята продавцом промышленных товаров достоверными доказательствами не являются, поскольку в них отсутствуют идентифицирующие работодателя данные (т. 1 л.д. 36, 40, 42-43, 50-51, 53-55, 66-67, 73-74, 76-77, 89-90, 92-93, 98-99, 103-104, 111-112).
В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
Частями 2 и 3 статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» установлено, что страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа и при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.
Согласно частям 1 и 2 статьи 35 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости, в 2015 году составляет шесть лет. Продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости, предусмотренная частью 2 статьи 8 настоящего Федерального закона, начиная с 01.01.2016 ежегодно увеличивается на один год согласно приложению 3 к настоящему Федеральному закону. При этом необходимая продолжительность страхового стажа определяется на день достижения возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона.
В силу части 3 статьи 35 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 01.01.2015 страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента не ниже 6,6 с последующим ежегодным увеличением на 2,4 до достижения величины индивидуального пенсионного коэффициента 30. При этом необходимая величина индивидуального пенсионного коэффициента при назначении страховой пенсии по старости определяется на день достижения возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, а при назначении страховой пенсии по старости ранее достижения возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, - на день установления этой страховой пенсии.
Согласно части 1 статьи 22 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Согласно условному расчету ответчика, представленного в суд апелляционной инстанции, при включении в страховой стаж периодов работы с 13.03.1992 по 14.09.1992, с 15.09.1992 по 31.01.1997, с 01.05.1997 по 04.05.1997, с 01.10.2003 по 30.06.2005, с 01.10.2005 по 31.05.2007, с 10.08.2007 по 03.09.2008, с 01.06.2009 по 18.12.2014 право на назначение страховой пенсии у Дюкаревой М.С. на основании части 1 статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» отсутствует ввиду недостаточности величины индивидуального пенсионного коэффициента составляющего 19,193, вместо требуемого 28,2.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░-░░░░ ░░ 12.12.2023 № 1392 ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░.
░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░, ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ 1 ░░░░░░░ ░░ 1 ░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ 3 ░░░░░░ 7 ░░░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░ 3 ░░░░░░ 7 ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 1 ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░ 1 ░░ 1 ░░░ ░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░-░░░░░░. ░░░ ░░░░ 1 ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 1/12 ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░, ░ 1 ░░░░ - 1/360 ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░░ ░ ░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ 1 ░░░░░░░ ░░ 1 ░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ 3 ░░░░░░ 98 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░, ░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ 88 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 300 ░░░., ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░ ░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ 328, 329, 330 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░
░░░░░░░░░░:
░░░░░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ - ░░░░ ░░ 06.02.2024 ░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ 13.03.1992 ░░ 14.09.1992, ░ 15.09.1992 ░░ 31.01.1997, ░ 01.05.1997 ░░ 04.05.1997, ░ 01.10.2003 ░░ 30.06.2005, ░ 01.10.2005 ░░ 31.05.2007, ░ 10.08.2007 ░░ 03.09.2008, ░ 01.06.2009 ░░ 18.12.2014.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ – ░░░░ (<░░░░░░ ░░░░░░>) ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ (<░░░░░░ ░░░░░░>) ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 300 ░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 15.05.2024.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░.░.
░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░.
░░░░░░░ ░.░.