Решение по делу № 5-708/2011 от 15.09.2011

Решение по административному делу

Материал № 5-708/2011

                                                            П О С Т А Н О В Л Е Н И Е                                        

15 сентября 2011 года                                                                               г.Ухта, Республика Коми<АДРЕС>

         Мировой судья Тиманского судебного участка г.Ухты Республики Коми Кожемяко Г.В., рассмотрев поступивший из Отдела надзорной деятельности г.Ухты ГУ МЧС России по РК, в отношении юридического лица:

МДОУ «Детский сад №17 общеобразовательного вида», расположенного по адресу: <АДРЕС> заведующая <ФИО1>,

материал об административном правонарушении по ч.1 ст.19.5 Кодекса РФ «Об административных правонарушениях»,

                                                             у с т а н о в и л:

            <ДАТА2> в отношении юридического лица  МДОУ «Детский сад №17 общеобразовательного вида» был составлен протокол в том, что им не были выполнены в установленный срок п.3,4,6 Предписания Государственного инспектора г. Ухта по пожарному надзору <НОМЕР> от <ДАТА3> об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности, а именно:

п.3 - допущена эксплуатация здания с шириной маршей лестниц, предназначенной для эвакуации людей, расположенных в лестничных клетках менее 1,35м, чем нарушены требования п.3 Правил пожарной безопасности (ППБ) в РФ  ППБ 01-03, утвержденных приказом МЧС России <НОМЕР> от <ДАТА4>, зарегистрированы в Минюсте РФ <ДАТА5>, регистрационный <НОМЕР> СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений»;

п.4 -допущена ширина эвакуационных выходов из групповых ячеек на 2 этаже на лестницу 3-го типа менее 0,8м (из помещений <НОМЕР> тех.паспорта БТИ), чем нарушены требования п.3 ППБ 01-03, п.6.16 СНиП 21-01-97*;

п.6 - организация с массовым пребыванием людей не обеспечена прямой телефонной связью с ближайшим подразделением пожарной охраны или центральным пунктом пожарной связи населенных пунктов, чем нарушены требования п.39 ППБ 01-03.

            <ДАТА6> постановлением мирового судьи Водненского судебного участка г.Ухты производство по делу было прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

           <ДАТА7> ОНД г.Ухты постановление мирового судьи было обжаловано и решением Ухтинского федерального суда от <ДАТА8> постановление отменено и дело направлено в Тиманский судебный участок на новое рассмотрение.

           Материал об административном правонарушении в отношении МДОУ «Детский сад №17 общеобразовательного вида» поступил в Тиманский судебный участок <ДАТА9>

           В судебном заседании заведующая МДОУ «Детский сад №17 общеобразовательного вида» <ФИО1> и представитель <ФИО2> вину в совершении МДОУ «Детский сад №17 общеобразовательного вида» не признали, указав на то, что в протоколе об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.19.5 КоАП РФ отдел надзорной деятельности г.Ухты ссылается на нарушения обязательных требований пожарной безопасности, допущенных  Детским садом, предусмотренных Строительными нормами и правилами СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений». П. 1.7 указанного СНиП преду­смотрено, что приведение существующих зданий, а здание Детского сада построе­но согласно ранее действующих норм, в соответствие с настоящими нормами определяется п. 8.5 СНиП 10-01-94 «Система нормативных документов в строитель­стве. Основные положения» - На существующие здания и сооружения, запроекти­рованные и построенные в соответствии с ранее действующими нормативными до­кументами, вновь разрабатываемые документы не распространяются, за исключе­нием случаев, когда дальнейшая эксплуатация таких зданий и сооружений в соот­ветствии с новыми данными приводит к недопустимому риску для безопасности жизни и здоровья людей. В таких случаях компетентные органы исполнительной власти или собственник объекта должны принять решение о реконструкции, ре­монте или сносе существующих зданий и сооружений. Постановлением Госстроя РФ от <ДАТА10> <НОМЕР> «О признании недействующими СНиП 10-01-94* «Сис­тема нормативных документов в строительстве. Общие положения» с <ДАТА11> СНиП 10-01-94* признается утратившим силу на территории Российской Федера­ции. Таким образом, с момента признания СНиП 10-01-94* не действующим, утра­чивает основание для приведения запроектированных и построенных по ранее дей­ствующим нормативным документам зданий и сооружений к требованиям вновь принятых нормативных документов области строительства.

            Также Письмо Департамента надзорной деятельности МЧС России от <ДАТА12> <НОМЕР> «О применении ПТЭЭП, ПУЭ, СНиП» дает следующие разъяснения:

            При рассмотрении нарушений строительных норм и правил (СНиП), непо­средственно связанных с требованиями пожарной безопасности, следует учиты­вать, что на здания, строения, сооружения, запроектированные и построенные по действовавшим ранее нормам, требования новых нормативных документов не рас­пространяются.

            Вместе с тем, строительные нормы и правила, в части требований пожарной безопасности, изданные до 1996 года и в которые не вносились изменения в более поздние сроки, обязательны к исполнению на объектах, построенных до указанно­го времени (СНиП 21-01-97* введен в действие с <ДАТА13>).

            В случаях, если доказано, что дальнейшая эксплуатация зданий, сооружений и строений приводит к угрозе жизни и здоровью людей вследствие возможного возникновения пожара, следует руководствоваться положениями Федерального за­кона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» от <ДАТА14> <НОМЕР>.

            Вместе с тем ст.7 Федерального закона от <ДАТА15> <НОМЕР> «О тех­ническом регулировании» предусматривает, что минимально необходимые требо­вания, обеспечивающие, в том числе пожарную безопасность, устанавливают тех­нические регламенты. Ст. 5.1. определяет, что особенности технического регули­рования в области обеспечения безопасности зданий и сооружений устанавливают­ся Федеральным законом от <ДАТА16> <НОМЕР> «Технический регламент о безо­пасности зданий и сооружений».

            В соответствии с п.6 ст.3 Федерального закона от <ДАТА16> <НОМЕР> «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» минимально необ­ходимые требования к зданиям и сооружениям (в том числе к входящим в их со­став сетям инженерно-технического обеспечения и системам инженерно- технического обеспечения), а также к связанным со зданиями и с сооружениями процессам проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, налад­ки, эксплуатации и утилизации (сноса), в том числе требования пожарной безопас­ности, устанавливаются настоящим Федеральным законом.

            Статьей 42 указанного Федерального Закона предусмотрено, что требования к зданиям и сооружениям, а также к связанным со зданиями и с сооружениями про­цессам проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса), установленные настоящим Федеральным зако­ном, не применяются вплоть до реконструкции или капитального ремонта здания или сооружения к зданиям и сооружениям, введенным в эксплуатацию до вступле­ния в силу таких требований. В целях настоящего Федерального закона строитель­ные нормы и правила, утвержденные до дня вступления в силу настоящего Феде­рального закона, признаются сводами правил.

            Правительство Российской Федерации не позднее, чем за тридцать дней до дня вступления в силу настоящего Федерального закона утверждает перечень национальных стандартов и сводов правил, в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований настоящего Федерального закона.

            Распоряжением Правительства РФ от <ДАТА17> <НОМЕР> в соответствии с частью 3 статьи 42 Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» утвержден перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения кото­рых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений». СНиП 21- 01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений» не вошел в указанный пе­речень и, таким образом, не является сводом правил обязательного применения.

            По п.6 - отсутствует прямая телефонная связь с ближайшим подразделением пожарной охраны, МДОУ «Д/с №17» было направлено письмо в адрес ГУ «2 отряд ФПС по РК» об установлении прямой телефонной связи. ГУ «2 отряд ФПС по РК» отказало в оказании данного вида услуг, ссылаясь на отсутствие технической и финансовой возможности.

            В то же время организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре, в соответствии со ст.19 Федерального закона от <ДАТА18> <НОМЕР> «О пожарной безопасности», возложено на органы местного самоуправления. В администрацию МОГО «Ухта» от Отдела НД УНД ГУ МЧС РФ по РК предложений по обеспечению объектов с массовым пребыванием людей социального значения прямой телефонной связью с ближайшими подразделениями пожарной охраны или центральным пунктом пожарной связи не поступало.

            В соответствии с планом основных мероприятий Республики Коми в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, пожарной безопасности и безопасности на водных объектах <ДАТА>, <ДАТА19> была проведена комплексная проверка состояния территориальных, функциональных и объектовых звеньев местного уровня РСЧС и гражданской обороны в муниципальном образовании городского округа «Ухта» с проведением командно-штабного учения по теме:«Организация защиты населения и территории Республики Коми при возникновении чрезвычайных ситуаций».

            Комплексная проверка проводилась в соответствии с Инструкциями по инспектированию (проверке) органов местного самоуправления, территориальных и функциональных подсистем РСЧС, предприятий, учреждений и организаций в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, объявленных приказами МЧС России от <ДАТА20> <НОМЕР> и от <ДАТА21> <НОМЕР>.

            В Акте комплексной проверки состояния территориальных, функциональных и объектовых звеньев РСЧС и ГО муниципального образования городского округа «Ухта» с проведением командно-штабного учения также не отражены вопросы обеспечения прямой телефонной связью объектов с массовым пребыванием людей социального назначения.

В соответствии с требованиями п. 4 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03) - Руководители организации и индивидуальные предприниматели на своих объектах должны иметь систему пожарной безопасности, направленную на пре­дотвращение воздействия на людей опасных факторов пожара, в том числе их вторичных проявлений.

Требуемый уровень обеспечения пожарной безопасности людей с помощью указан­ной системы должен быть обеспечен выполнением требований нормативных докумен­тов по пожарной безопасности или обоснован и составлять не менее 0,999999 предот­вращения воздействия опасных факторов в год в расчете на каждого человека, а допусти­мый уровень пожарной опасности для людей быть не более 10~6 воздействия опасных фак­торов пожара, превышающих предельно допустимые значения, в год в расчете на одного человека. Обоснования выполняются по утвержденным в установленном порядке мето­дикам.

Детским садом проведен Проверочный анализ расчетных величин индиви­дуального пожарного риска для здания. Расчеты показали, что индивидуальный пожарный риск не превышает допустимых значений и составляет 0.67 х 10~6.

Расчеты проведены в соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ от <ДАТА22> <НОМЕР> «О порядке проведения расчетов по оценке пожарного риска», Приказа МЧС России от <ДАТА23> <НОМЕР> «Об утверждении методики опреде­ления расчетных величин пожарного риска в зданиях, сооружениях и строениях различ­ных классов функциональной пожарной опасности».

Выслушав участников судебного разбирательства, исследовав материалы дела, мировой судья считает, что дело подлежит прекращению за отсутствием в деянии юридического лица состава административного правонарушения.

            В статье 26.1 КоАП РФ изложены обстоятельства подлежащие выяснению по делу об административном правонарушении, где, в том числе, на основании п.3 должна быть установлена виновность лица в совершении административного правонарушения.

            На основании ст.26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

            В соответствии со ст.1.5 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, а все неустранимые сомнения в виновности данного лица, толкуются в пользу этого лица.

           Согласно распоряжения <НОМЕР> от <ДАТА24> инспектором отдела надзорной деятельности г.Ухты было установлено, что юридическим лицом МДОУ «Детский сад №17 общеобразовательного вида», расположенного по адресу: <АДРЕС> не выполнено предписание ОНД <НОМЕР>, а именно: п.3 - допущена эксплуатация здания с шириной маршей лестниц, предназначенной для эвакуации людей, расположенных в лестничных клетках менее 1,35м, чем нарушены требования п.3 Правил пожарной безопасности (ППБ) в РФ  ППБ 01-03, утвержденных приказом МЧС России <НОМЕР> от <ДАТА4>, зарегистрированы в Минюсте РФ <ДАТА5>, регистрационный <НОМЕР> СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений»;

п.4 -допущена ширина эвакуационных выходов из групповых ячеек на 2 этаже на лестницу 3-го типа менее 0,8м (из помещений <НОМЕР> тех.паспорта БТИ), чем нарушены требования п.3 ППБ 01-03, п.6.16 СНиП 21-01-97*;

п.6 - организация с массовым пребыванием людей не обеспечена прямой телефонной связью с ближайшим подразделением пожарной охраны или центральным пунктом пожарной связи населенных пунктов, чем нарушены требования п.39 ППБ 01-03.

            На основании этого  в отношении МДОУ «Детский сад №17 общеобразовательного вида» был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.19.5 КоАП РФ.

            На основании вышеуказанной нормы закона состав административного правонарушения образует невыполнение лицом законного предписания органа, осуществляющего государственный пожарный надзор.

            Согласно представленных и исследованных судом доказательств законность предписания  ОГПН <НОМЕР> от <ДАТА25> вызывает сомнение.

            Во-первых, предписание по сути предусматривает конструктивные изменений здания детского сада. Кроме того, большая часть выявленных нарушений связана с несоблюдением требований СНиП 21-01-97. В то же время в соответствии с пунктом 1.7 указанного СНиП предусмотрено, что необходимость приведения существующих зданий в соответствие с настоящими нормами определяется 8.5 СНиП 10-01-94 (утратил силу с <ДАТА26>), в соответствии с которым на существующие здания и сооружения, запроектированные и построенные в соответствии с ранее действующими нормативными документами, вновь разрабатываемые документы не распространяются, за исключением случаев, когда дальнейшая эксплуатация таких зданий и сооружений в соответствии с новыми данными приводит к недопустимому риску для безопасности жизни и здоровья людей. В таких случаях компетентные органы исполнительной власти или собственник объекта должны принять решение о реконструкции, ремонте или сносе существующих зданий и сооружений. Утрата силы СНиП 10-01-94 не свидетельствует о признании утратившей силу и требований п. 1.7 СНиП 21-01-97, поскольку последние в силу требований введения к нему разработаны в соответствии с требованиями СНиП 10-01-94 и имеющиеся в них отсылки продолжают свое действие после признания самого СНиП 10-01-94, утратившим силу. Кроме того, статья 7 Федерального закона от <ДАТА27> <НОМЕР> "О техническом регулировании" предусматривает, что минимально необходимые требования, обеспечивающие, в числе прочего, пожарную безопасность, устанавливают технические регламенты.

            Пунктом 4 статьи 4 Федерального закона от <ДАТА14> <НОМЕР> "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" предусмотрено, что на существующие здания, сооружения и строения, запроектированные и построенные в соответствии с ранее действовавшими требованиями пожарной безопасности, положения настоящего Федерального закона не распространяются, за исключением случаев, если дальнейшая эксплуатация указанных зданий, сооружений и строений приводит к угрозе жизни или здоровью людей вследствие возможного возникновения пожара. В таких случаях собственник объекта или лицо, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться зданиями, сооружениями и строениями, должны принять меры по приведению системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты, в соответствие с требованиями настоящего Федерального закона.

           Статьей 151 указанного Федерального закона установлено, что со дня вступления в силу настоящего Федерального закона до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к объектам защиты (продукции), процессам производства, эксплуатации, хранения, транспортирования, реализации и утилизации (вывода из эксплуатации), установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению в части, не противоречащей требованиям настоящего Федерального закона.

           В соответствии с пунктом 6 ст. 3 Федерального закона от <ДАТА16> <НОМЕР> "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" минимально  необходимые требования к зданиям и сооружениям (в том числе к входящим в их состав сетям инженерно-технического обеспечения и системам инженерно- технического обеспечения), а также к связанным со зданиями и с сооружениями процессам проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса), в том числе требования пожарной безопасности, устанавливаются настоящим Федеральным законом.

           Статьей 42 указанного Федерального Закона предусмотрено, что требования к зданиям и сооружениям, а также к связанным со зданиями и с сооружениями процессам проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса), установленные настоящим Федеральным законом, не применяются вплоть до реконструкции или капитального ремонта здания или сооружения к зданиям и сооружениям, введенным в эксплуатацию до вступления в силу таких требований. В целях настоящего Федерального закона строительные нормы и правила, утвержденные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, признаются сводами правил.

            Правительство Российской Федерации не позднее, чем за тридцать дней до дня вступления в силу настоящего Федерального закона утверждает перечень национальных стандартов и сводов правил, в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований настоящего Федерального закона.

            Распоряжением Правительства РФ от <ДАТА17> <НОМЕР> в соответствии счастью 3 статьи 42 Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" утвержден перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений".

            Указанным распоряжением утверждены иные СНиПы, подлежащие применению при решении вопроса о соответствии зданий и сооружений, в том числе, требованиям пожарной безопасности, чем указаны в протоколе об административном правонарушении.

            Таким образом, при решении вопроса о привлечении к административной ответственности в связи с несоответствием здания детского сада, запроектированного и построенного в соответствии с ранее действовавшими требованиями пожарной безопасности, необходимо установление соответствия планировочных и инженерных решений существующего здания требованиям строительных норм и правил, действовавших на момент строительства, а также наличия угрозы жизни и здоровью людей вследствие возможного возникновения пожара, в том числе, с точки зрения действующих в настоящее время сводов правил.

           По вопросу установления прямой телефонной связи с ближайшим подразделением пожарной охраны, МДОУ «Д/с №17» направлялось письмо в адрес ГУ «2 отряд ФПС по РК» об установлении прямой телефонной связи, однако, им было отказало в оказании данного вида услуг ввиду отсутствия технической и финансовой возможности.

           На основании изложенного, мировой судья считает, что вина юридического лица в совершении административного правонарушения  не доказана.

           На основании изложенного, руководствуясь п.2 ст.24.5 и ст.29.9, 29.10 Кодекса РФ об Административных правонарушениях, мировой судья

                                                              п о с т а н о в и л:

           Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.19.5 КоАП РФ в отношении юридического лица МДОУ «Детский сад №17 общеобразовательного вида» прекратить за отсутствием в деянии состава административного правонарушения.

           Постановление может быть обжаловано в Ухтинский Федеральный городской суд в течении 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

Мировой судья Тиманского

судебного участка г.Ухты Г.В.Кожемяко

5-708/2011

Категория:
Административные
Суд
Тиманский судебный участок г. Ухты
Судья
Кожемяко Галина Викторовна
Статьи

ст. 19.5 ч. 1

Дело на странице суда
timansky.komi.msudrf.ru
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее