Дело № 2-1709/2024
УИД 41RS0001-01-2024-000091-40
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
24 апреля 2024 года г. Петропавловск-Камчатский
Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатского края в составе:
председательствующего судьи Белоусова А.С.,
при секретаре ФИО6 Э.С.,
с участием представителя истца ФИО7 П.Д., представителя ответчика ФИО8 А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора Тигильского района Камчатского края, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Фонду капитального ремонта многоквартирных домов Камчатского края о возложении обязанности организовать проведение капитального ремонта инженерной системы холодного водоснабжения и теплоснабжения многоквартирного жилого дома,
У С Т А Н О В И Л:
Заместитель прокурора Тигильского района Камчатского края, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Фонду капитального ремонта многоквартирных домов Камчатского края (далее – Фонд) о возложении обязанности организовать проведение капитального ремонта инженерной системы холодного водоснабжения и теплоснабжения многоквартирного жилого дома.
В обоснование заявленных требований истец указал, что в соответствии с Законом Камчатского края от 2 декабря 2013 года № 359 «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Камчатском крае» Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Камчатского края наделен статусом регионального оператора в Камчатском крае. Постановлением Правительства Камчатского края от 12 февраля 2014 года № 74-П утверждена региональная Программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Камчатском крае на 2014-2043 годы.
В целях реализации региональной программы постановлением администрации муниципального образования сельского поселения «село Усть-Хайрюзово» от 3 июня 2020 года № 09 утвержден краткосрочный план по МО СП «село Усть-Хайрюзово» на 2020-2022 годы.
Прокуратурой Тигильского района во исполнение задания прокуратуры Камчатского края проведена проверка исполнения Фондом обязанности по капитальному ремонту многоквартирных домов на территории села Усть-Хайрюзово Тигильского муниципального района, в частности в многоквартирном жилом доме № № по ул. <адрес>, где в рамках региональной программы краткосрочным планом предусмотрено проведение в 2022 году работ по капитальному ремонту инженерной системы холодного водоснабжения и теплоснабжения.
В ходе проведения проверки установлено, что Фонд, несмотря на возложенную на него обязанность, в установленные региональной программой сроки не принял мер по проведению капитального ремонта в указанном многоквартирном доме, что повлекло срыв краткосрочного плана реализации региональной программы по с. Усть-Хайрюзово Тигильского муниципального района на 2020-2022 годы, срыв региональной программы, переносу ремонтных работ на 2023-2025 года и как следствие нарушение прав жильцов многоквартирного дома, прав муниципалитета, как собственника ряда жилых помещений в доме.
На основании изложенного, истец просил суд обязать Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Камчатского края организовать проведение капитального ремонта инженерной системы холодного водоснабжения и теплоснабжения многоквартирного жилого дома № № по ул. <адрес> в селе Усть-Хайрюзово, путем утверждения проектной документации на проведение капитального ремонта, привлечения для выполнения работ по капитальному ремонту подрядной организации, заключения договора подряда на проведение капительного ремонта многоквартирного дома.
Определением суда от 24 апреля 2024 года принят отказ представителя истца ФИО9 П.Д. от требования о возложении на ответчика обязанности по утверждению проектной документации на проведение капитального ремонта.
На удовлетворении требований в оставшейся части представитель истца настаивал по изложенным в заявлении основаниям. Просил обязать ответчика организовать проведение капитального ремонта инженерной системы холодного водоснабжения и теплоснабжения многоквартирного жилого дома № № по ул<адрес> в селе Усть-Хайрюзово в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Представитель ответчика ФИО10 А.А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала по основаниям, изложенным в письменных возражениях. Дополнительно суду пояснила, что в региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Камчатском крае на период 2014-2043 годов, утвержденную постановлением Правительства Камчатского края от 12 февраля 2014 года № 74-П включен капитальный ремонт общего имущества 24 многоквартирных домов МО СП «село Усть-Хайрюзово», в том числе и многоквартирный дом № № по ул. <адрес>. Также было разработана краткосрочная программа реализации региональной программы на 2020-2022 годы. На основании постановления главы муниципального образования сельского поселения «село Усть-Хайрюзово» от 16 апреля 2021 года № 10 в краткосрочный план внесены изменения, в связи с чем, план предусматривал лишь разработку проектно-сметной документации на выполнение работ по капитальному ремонту систем ХВС и ЦО в спорном многоквартирном доме. 24 января 2020 года между Фондом и ГУП «Камчатгипрорыбпром» заключен договор № № на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации, которая в настоящее время уже разработана. Таким образом, Фондом фактически исполнен краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта на 2020-2022 года по МО СП «село Усть-Хайрюзово».
Третье лицо – администрация муниципального образования сельского поселения «село Усть-Хайрюзово» о времени и месте рассмотрения дела извещено, своего представителя в суд не направило. Согласно представленному суду письменному отзыву полагало исковые требования подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Третье лицо – Министерство жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Камчатского края о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом, представителя в суд не направило. Согласно представленному письменному отзыву полагало, что производство по делу подлежит прекращению, поскольку прокурор не имел право на обращение в суд с настоящим иском в интересах неопределенного круга лиц. Считало, что установить конкретных собственников жилых помещений в спорном многоквартирном доме вполне возможно. В то же время прокурором не обоснована невозможность жителей дома самостоятельно подать исковые заявления в защиту своих прав.
Выслушав лиц, принимавших участие в судебном заседании, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 1 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности.
В соответствии с п. 6.1 ст. 2 ЖК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе организуют обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет взносов собственников помещений в таких домах на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, бюджетных средств и иных не запрещенных законом источников финансирования.
В силу п. 8.3 ст. 13 ЖК РФ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений относится определение порядка установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме.
Правовые отношения в области проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах регулируются статьями 166 - 191 раздела IX «Организация проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах» Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с п.п. 2, 3, 5 ч. 1 ст. 167 ЖК РФ органы государственной власти субъекта Российской Федерации принимают нормативные правовые акты, которые направлены на обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и которыми устанавливается порядок проведения мониторинга технического состояния многоквартирных домов, создается региональный оператор, решается вопрос о формировании его имущества, утверждаются учредительные документы регионального оператора, устанавливается порядок деятельности регионального оператора, порядок подготовки и утверждения региональных программ капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, а также требования к этим программам.
Согласно ч.ч. 1, 6 ст. 168 ЖК РФ региональная программа капитального ремонта общего имущества в МКД утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в целях планирования и организации проведения капитального ремонта общего имущества в МКД, планирования предоставления государственной поддержки, муниципальной поддержки на проведение капитального ремонта общего имущества в МКД за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местных бюджетов, контроля своевременности проведения капитального ремонта общего имущества в МКД собственниками помещений в таких домах, региональным оператором.
Порядок подготовки и утверждения региональных программ капитального ремонта, требования к таким программам, порядок предоставления органами местного самоуправления сведений, необходимых для подготовки таких программ, устанавливаются законом субъекта Российской Федерации в соответствии с настоящим Кодексом.
В целях реализации региональной программы капитального ремонта, конкретизации сроков проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, уточнения планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, определения видов и объема государственной поддержки, муниципальной поддержки капитального ремонта органы государственной власти субъекта Российской Федерации обязаны утверждать краткосрочные планы реализации региональной программы капитального ремонта в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, сроком на три года с распределением по годам в пределах указанного срока. При внесении изменений в краткосрочный план реализации программы капитального ремонта по основаниям, предусмотренным частью 4 настоящей статьи, согласование с собственниками помещений в многоквартирном доме не требуется. Органы местного самоуправления обязаны утверждать краткосрочные планы реализации региональной программы капитального ремонта в случае, если это предусмотрено нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, в порядке, установленном этим нормативным правовым актом (п. 7 ст. 168 ЖК РФ).
Частью 7.1 ст. 168 ЖК РФ установлены принципы формирования краткосрочных планов реализации региональной программы капитального ремонта, в числе которых использование на цели капитального ремонта остатков средств на счете, счетах регионального оператора, не использованных в предшествующем году, и прогнозируемого объема поступлений взносов на капитальный ремонт в текущем году с учетом требований, установленных статьей 185 настоящего Кодекса; необходимость корректировки объема работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах исходя из фактического уровня собираемости средств на капитальный ремонт на счете, счетах регионального оператора.
В силу ч. 1 ст. 182 ЖК РФ, региональный оператор обеспечивает проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в объеме и в сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта, и финансирование капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, в том числе в случае недостаточности средств фонда капитального ремонта, за счет средств, полученных за счет платежей собственников помещений в других многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, за счет субсидий, полученных из бюджета субъекта РФ и (или) местного бюджета, за счет иных не запрещенных законом средств.
Пунктами 2, 3 ч. 2 ст. 182 ЖК РФ установлено, что региональный оператор в целях обеспечения оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме обязан: обеспечить подготовку задания на оказание услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту и при необходимости подготовку проектной документации на проведение капитального ремонта, утвердить проектную документацию, нести ответственность за ее качество и соответствие требованиям технических регламентов, стандартов и других нормативных документов; привлечь для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту подрядные организации, заключить с ними от своего имени соответствующие договоры, предусматривающие в том числе установление гарантийного срока на оказанные услуги и (или) выполненные работы продолжительностью не менее пяти лет с момента подписания соответствующего акта приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ, а также обязательства подрядных организаций по устранению выявленных нарушений в разумный срок, за свой счет и своими силами.
В силу ч. 6 ст. 182 ЖК РФ региональный оператор перед собственниками помещений в многоквартирном доме, формирующими фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, несет ответственность за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по проведению капитального ремонта подрядными организациями, привлеченными региональным оператором.
Правовые и организационные основы своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Камчатского края, установлены Законом Камчатского края от 2 декабря 2013 года № 359 «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Камчатского края».
Законом Камчатского края от 2 декабря 2013 года № 359 «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Камчатском крае» статусом регионального оператора в Камчатском крае наделен Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Камчатского края.
Региональный оператор обеспечивает проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в объеме и в сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта, и финансирование капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, в том числе в случае недостаточности средств фонда капитального ремонта, за счет средств, полученных за счет платежей собственников помещений в других многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, за счет субсидий, полученных из краевого бюджета и (или) местного бюджета, за счет иных не запрещенных законом средств.
Согласно п. 2, п. 3 ст. 24 указанного Закона, региональный оператор обязан обеспечить подготовку задания на оказание услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту и при необходимости подготовку проектной документации на проведение капитального ремонта, утвердить проектную документацию, нести ответственность за ее качество и соответствие требованиям технических регламентов, стандартов и других нормативных документов; привлечь для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту подрядные организации, заключить с ними от своего имени соответствующие договоры.
Как установлено в судебном заседании, постановлением Правительства Камчатского края от 12 февраля 2014 года № 74-П утверждена региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Камчатском крае на 2014-2043 годы.
Разделом 2 Региональной программы предусмотрена очередность проведения капитального ремонта.
В соответствии с указанной региональной программой в многоквартирном жилом доме по улице <адрес>, д. № с. Усть-Хайрюзово запланировано проведение работ по капитальному ремонту инженерной системы холодного водоснабжения и теплоснабжения в период 2020-2022 года.
Судом также установлено, что постановлением администрации муниципального образования сельского поселения «село Усть-Хайрюзово» от 29 апреля 2019 года № 10 утвержден краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов Камчатского края на 2014-2043 годы по муниципальному образованию сельское поселение «село Усть-Хайрюзово» на 2020-2022 годы.
Краткосрочным планом предусматривалось проведение в 2020 году работ по разработке проектно-сметной документации, а в 2022 году проведение капитального ремонта ВДИС ХВС и ВДИС теплоснабжения многоквартирного дома № № по улице <адрес>
В целях реализации краткосрочного плана и региональной программы 24 января 2020 года между Фондом капитального ремонта многоквартирных домов Камчатского края и ГУП «Камчатгипрорыбпром» заключен договор № № на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации, в том числе, на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме № № по ул. <адрес> с. Усть-Хайрюзово.
Согласно акту № № сдачи-приемки проектной продукции, 11 августа 2020 года выполнена проектная документация (в соответствии с техническим заданием № №) по проектированию центрального отопления многоквартирного дома № № по ул. <адрес>
Актом № № от 30 июня 2020 года сдачи-приемки проектной продукции подтверждено выполнение работ (в соответствии с техническим заданием № №) по разработке проектно-сметной документации по капитальному ремонту системы холодного водоснабжения в спорном многоквартирном доме.
Постановлением главы муниципального образования сельского поселения «село Усть-Хайрюзово» от 16 апреля 2021 года № 10 «О внесении изменений в постановление администрации муниципального образования сельского поселения «село Усть-Хайрюзово» от 29 апреля 2019 года № 10 «Об утверждении краткосрочного плана реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Камчатском крае на 2014-2043 годы по сельскому поселению «село Усть-Хайрюзово» на 2020-2022 годы» (с изменениями от 3 июня 2020 года № 09, от 30 ноября 2020 года № 27), работы по капитальному ремонту инженерных систем многоквартирного жилого дома № № по ул. <адрес> из краткосрочного плана были исключены.
В этой связи представитель ответчика полагала, что основания для возложения на Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Камчатского края обязанности по организации проведения капитального ремонта инженерной системы холодного водоснабжения и теплоснабжения многоквартирного жилого дома № № по ул. <адрес> отсутствуют.
Между тем, как установлено в судебном заедании, многоквартирный дом № № по ул. <адрес> в с. Уст-Хайрюзово включен в региональную программу, в соответствии с которой работы по капитальному ремонту инженерных систем определены в период 2020-2022 годы. На день рассмотрения спора установленные региональной программой сроки истекли, однако, проведение капитального ремонта систем холодного водоснабжения и теплоснабжения не организовано.
В силу ст.ст. 56, 57 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. Доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле.
Доказательств исполнения Фондом обязанности по организации капитального ремонта инженерных систем холодного водоснабжения и теплоснабжения многоквартирного жилого дома № № по ул. <адрес> в селе Усть-Хайрюзово в соответствии региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на 2014-2043 годы, а равно доказательства необходимости отложения капитального ремонта указанных инженерных систем дома ответчиком в материалы дела не представлено.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что оснований для освобождения регионального оператора от обязанности обеспечить проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме № № по ул. <адрес> в селе Усть-Хайрюзово в ходе рассмотрения дела не установлено, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению.
Недостаточность средств фонда капитального ремонта, равно как и отсутствие краткосрочных планов реализации региональной программы, не являются основанием для освобождения регионального оператора от обязанности обеспечить проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в объеме и в сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта.
Довод третьего лица Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Камчатского края о том, что прокурор не обладает полномочиями на обращение в суд с настоящим иском, поскольку он подан в отношении собственников многоквартирного дома, персональный состав которых может быть установлен, суд признает несостоятельным, ввиду следующего.
Согласно п. 1 ст. 1 Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" прокуратура Российской Федерации осуществляет от имени Российской Федерации надзор за исполнением действующих на ее территории законов.
Исходя из целей, задач и предмета прокурорского надзора, реализация указанной функции прокуратуры обеспечивается, в том числе нормами статьи 22,24 названного Закона, которые позволяют прокурору устанавливать обстоятельства, свидетельствующие о фактах нарушения законов.
В силу ч. 3 ст. 35, ч. 2 ст. 36 Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.
Обращение прокурора с настоящим иском в суд вызвано выявлением нарушений требований ст. 180, ст. 182 Жилищного кодекса Российской Федерации, при этом состав и количество лиц, права которых могут быть нарушены действием/бездействием ответчика, в данном случае могут изменяться в связи с рождением, смертью, отчуждением или приобретением жилых помещений. Кроме того, в данном случае могут быть затронуты интересы не только собственников помещений домов, но и возможных нанимателей, арендаторов, субарендаторов жилых (нежилых) помещений.
Согласно ст. 206 ГПК РФ при принятии судом решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
С учетом фактических обстоятельств дела, характера возложенной на ответчика обязанности и действий, совершение которых необходимо для устранения выявленных нарушений, суд полагает возможным установить срок исполнения решения суда в течение шести месяцев с момента вступления его в законную силу.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Иск заместителя прокурора Тигильского района Камчатского края, действующего в интересах неопределенного круга лиц, удовлетворить.
Обязать Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Камчатского края в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать проведение капитального ремонта инженерной системы холодного водоснабжения и теплоснабжения многоквартирного жилого дома № № по ул. <адрес> в селе Усть-Хайрюзово, путем привлечения для выполнения работ подрядной организации, заключения договора подряда на проведение капитального ремонта.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Камчатский краевой суд через Петропавловск-Камчатский городской суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 20 мая 2024 года.
Председательствующий подпись А.С. Белоусов
Копия верна
Судья А.С. Белоусов
Подлинник заочного решения находится в деле Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края № 2-1709/2024.