2а-362/18г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
15 мая 2018г. <адрес>
Малгобекский городской суд Республики Ингушетия в составе председательствующего судьи Батыровой Ф.М., при секретаре судебного заседания Яндиевой А.Я.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное гражданское дело по административному исковому заявлению Малгобекского городского прокурора к муниципальному образованию «<адрес>» о признании незаконным действия (бездействия),
УСТАНОВИЛ:
Малгобекский городской прокурор обратился в суд в защиту интересов неопределённого круга лиц к администрации МО <адрес> о признании незаконным и противоречащим требованиям федерального законодательства бездействие администрации МО <адрес> в части не постановки на учет мест захоронений, находящихся на территории МО <адрес>.
Требования мотивированы тем, что Малгобекской городской прокуратурой проведена проверка исполнения обязанностей, связанных с постановкой на учет мест погребений, а так же земельных участков, используемых под общественные кладбища, в муниципальном образовании МО <адрес>.
По результатам проверки ДД.ММ.ГГГГг. в адрес главы администрации МО <адрес> внесено представление об устранении вышеуказанных нарушений земельного законодательства и законодательства о погребении и похоронном деле.
По результатам рассмотрения представления ДД.ММ.ГГГГг. в Малгобекскую городскую прокуратуру из администрации поселения поступила информация, из которой следует, что администрацией МО <адрес> ведутся работы по постановке на кадастровый учет земельных участков, используемых под кладбища.
В ходе проведения проверки, установлено, что указанные в представлении нарушения не устранены и работы по постановке на кадастровый учет земельных участков, используемых под кладбища, органом местного самоуправления не начаты
На основании изложенного, административный истец просит признать незаконным бездействие администрации МО <адрес> и выразившиеся в неисполнении требований прокурора по устранению нарушений земельного законодательства и законодательства о погребении и похоронном деле, в части постановки на кадастровый учет земельных участков, используемых под кладбища и регистрации право муниципальной собственности на них.
Обязать администрацию МО <адрес> устранить нарушения земельного законодательства и законодательства о погребении и похоронном деле, поставить на кадастровый учет земельные участки, используемые под кладбища и зарегистрировать на них право муниципальной собственности.
В судебном заседании помощник Малгобекского городского прокурора Мальсагов Р.А. административный иск поддержал, сославшись на доводы изложенные в административном исковом заявлении.
Представитель административного ответчика МО <адрес>–Муружева З.Х. действующая на основании доверенности от 10.01.2018г. исковые требования не признала, пояснила суду, что администрацией МО <адрес> ведутся работы по оформлению земельного участка.
Заслушав пояснения помощника Малгобекского городского прокурора Мальсагова Р.А., представителя административного ответчика, изучив материалы дела, суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В силу положений ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В случаях предусмотренных настоящим Кодексом, прокурор в пределах своей компетенции может обратиться с административным исковым заявлением о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организации, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействия) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действий (без действий) органа, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решений, действий (без действий) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающим права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению.
На основании ч. 1 ст. 19 Земельного кодекса Российской Федерации в муниципальной собственности находятся земельные участки:
которые признаны таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации;
право муниципальной собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю;
которые приобретены по основаниям, установленным гражданским законодательством;
которые безвозмездно переданы в муниципальную собственность из федеральной собственности.
В соответствии с п. 22 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения отнесена организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.
В соответствии с ч. 1 ст. 4 Закона от ДД.ММ.ГГГГ N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" местами погребения являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, стенами скорби для захоронения урн с прахом умерших (пеплом после сожжения тел (останков) умерших, далее - прах), крематориями для предания тел (останков) умерших огню, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших.
Согласно ст. 18 Федерального закона N 8-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ "О погребении и похоронном деле" общественные кладбища предназначены для погребения умерших с учетом их волеизъявления либо по решению специализированной службы по вопросам похоронного дела. Общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления. На общественных кладбищах для погребения умершего предоставляется участок земли в соответствии с пунктом 5 ст. 16 настоящего Федерального закона.
Исходя из положений пунктов 4 и 5 статьи 16 Федерального закона N 8-ФЗ, предоставление земельного участка для размещения места погребения осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством, а также в соответствии с проектной документацией, утвержденной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Размер бесплатно предоставляемого участка земли на территориях других кладбищ для погребения умершего устанавливается органом местного самоуправления.
Таким образом, исходя из системного толкования пункта 1 статьи 19 Земельного кодекса Российской Федерации, Федерального закона N 137-ФЗ, пункта 22 части 1 статьи 14 Федерального закона N 131-ФЗ, Федерального закона N 8-ФЗ, земельные участки, занимаемые общественными кладбищами, не являются разграниченными в силу закона.
В силу положений п. 2 ст. 3.3 Федерального закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 334-ФЗ, с ДД.ММ.ГГГГ предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района.
На основании п. 1 ч. 2 ст. 39.9 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в постоянное (бессрочное) пользование исключительно органам государственной власти и органам местного самоуправления;
В силу ч. 4 ст. 39.9.Земельного кодекса Российской Федерации не допускается предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, указанным в настоящей статье лицам на других правах, кроме права постоянного (бессрочного) пользования.
В соответствии с пунктами 3, 5 статьи 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества. Государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
В силу статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" в отношении земельных участков осуществляется кадастровый учет. В кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости. К основным и дополнительным сведениям, в частности, относятся кадастровый номер, описание местоположении границ земельного участка, его площадь, категория земель, к которой отнесен земельный участок и его разрешенное использование.
В соответствии со ст. 16 ФЗ "О погребении и похоронном деле" от ДД.ММ.ГГГГ N 8-ФЗ выбор земельного участка для размещения места погребения осуществляется в соответствии с правилами застройки города или иного поселения с учетом гидрогеологических характеристик, особенностей рельефа местности, состава грунтов, предельно допустимых экологических нагрузок на окружающую среду, а также в соответствии с санитарными правилами и нормами и должен обеспечивать неопределенно долгий срок существования места погребения.
Деятельность на местах погребения осуществляется в соответствии с санитарными и экологическими требованиями и правилами содержания мест погребения, устанавливаемыми органами местного самоуправления.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 84 утверждены СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-11 "Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения", которыми устанавливаются санитарно-эпидемиологические требования к условиям размещения, проектирования, строительства, реконструкции, реставрации (в том числе воссозданию) и эксплуатации кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения независимо от их вида, организационно-правовых форм и форм собственности.
В соответствии со ст. 16 ФЗ "О погребении и похоронном деле" от ДД.ММ.ГГГГ N 8-ФЗ выбор земельного участка для размещения места погребения осуществляется в соответствии с правилами застройки города или иного поселения с учетом гидрогеологических характеристик, особенностей рельефа местности, состава грунтов, предельно допустимых экологических нагрузок на окружающую среду, а также в соответствии с санитарными правилами и нормами и должен обеспечивать неопределенно долгий срок существования места погребения.
Согласно п. п. 3 и 4 ст. 17 Федерального закона N 8-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ для выявления факторов неблагоприятного воздействия мест погребения на окружающую среду, здоровье человека осуществляются государственный социально-гигиенический мониторинг и государственный экологический мониторинг (государственный мониторинг окружающей среды) в соответствии с законодательством Российской Федерации. При нарушении санитарных и экологических требований к содержанию места погребения органы местного самоуправления обязаны приостановить или прекратить деятельность на месте погребения и принять меры по устранению допущенных нарушений и ликвидации неблагоприятного воздействия места погребения на окружающую среду и здоровье человека, а также по созданию нового места погребения.
Согласно ст. 42 Конституции Российской Федерации, ч. 1 ст. 11 Федерального закона N 7-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ "Об охране окружающей среды" каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В соответствии со ст. 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения, являющиеся вопросами местного значения сельского поселения МО <адрес> отнесены к вопросам местного значения поселения.
На территории МО <адрес> расположены кладбища которые являются открытыми, общественными. Земельные участки, на которых расположены места захоронения, на кадастровый учет не поставлены, право постоянного (бессрочного) пользования на данные участки не оформлено.
Данное обстоятельство подтверждается информационным письмом на имя Малгобекского городского прокурора и.о. главы администрации муниципального образования МО <адрес> от 16.11.2017г.
Таким образом, из вышеназванных норм законов следует, что администрация МО <адрес>, обязана была в силу требований закона земельные участки, на которых расположены кладбища поставить на кадастровый учет и оформить на них право постоянного (бессрочного) пользования.
К вышеуказанным земельным участкам, на которых расположены места погребения и содержанию мест погребения предъявляются особые, в том числе санитарные и экологические требования, обеспечение которых невозможно без определения границ указанных земельных участков.
Оценив по правилам ст. 84 КАС РФ представленные сторонами доказательства, суд приходит к выводу, что не проведение межевания занятого под кладбище земельного участка, неприведение территории кладбища в соответствие с нормами действующего земельного законодательства, отсутствию его на кадастровом учете, а при осуществлении захоронений умерших может привести к нарушению границ смежных с указанными участками земель, вследствие чего возможно нарушение санитарных правил и прав неограниченного круга лиц на благоприятную среду. Отсутствие определенных границ земельного участка препятствует осуществлению санитарного и экологического контроля за местом погребения в целях безопасности жизни и здоровья населения
При таких обстоятельствах требования Малгобекского городского прокурора подлежат удовлетворению.
Согласно п. 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений.
Из содержания приведенной нормы следует, что устанавливаемый судом срок должен отвечать принципу разумности, обеспечивая при этом соблюдение баланса сторон.
В соответствии с положениями ст. 333.36 Налогового кодекса РФ по данному гражданскому делу обе стороны освобождены от уплаты государственной пошлины.
На основании изложенного выше и руководствуясь ст. ст. 175 - 180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд,
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Малгобекского городского прокурора Республики Ингушетия– удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «<адрес>», выразившиеся в неисполнении требований прокурора по устранению нарушений земельного законодательства и законодательства о погребении и похоронном деле, в части постановки на кадастровый учет земельных участков, используемых под кладбища.
Обязать администрацию муниципального образования «<адрес>» в срок до ДД.ММ.ГГГГ поставить на кадастровый учет и оформить право постоянного (бессрочного) пользования на земельные участки, на территории муниципального образования с.<адрес>, на которых расположено кладбище.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Ингушетия в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Малгобекский городской суд.
Судья Батырова Ф.М.