Судья Ашев М.М. дело № 33-2553/2023
№ дела в суде первой инстанции 2-993/2023
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
07 ноября 2023 года г. Майкоп
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Адыгея в составе:
председательствующего Боджокова Н.К.,
судей Козырь Е.Н. и Аутлева Ш.В.,
при ведении протокола судебного заседания Цеевой Д.К.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе истца ФИО5 на решение Гиагинского районного суда Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований ФИО5, ФИО6 к ФИО8, администрации МО «Гиагинское сельское поселение» об установлении факта принятия ФИО5 и ФИО1 наследства после смерти ФИО4, умершей ДД.ММ.ГГГГ, признании недействительным постановления главы администрации Гиагинского сельского совета № от ДД.ММ.ГГГГ в части невключения ФИО5 и ФИО6 в него как лиц, имеющих право по 1/3 доле в земельном участке с кадастровым номером 01:01:0500073:5, расположенном по адресу: <адрес>; признании недействительным свидетельства о праве собственности на землю № от ДД.ММ.ГГГГ, признании недействительными свидетельства о праве на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГ, свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ, свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ, свидетельства о праве на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГ, свидетельству о праве собственности на долю в общем имуществе супругов от ДД.ММ.ГГГГ, признании недействительными записи о регистрации за ФИО8 права собственности на жилой дом и земельный участок, расположенные по адресу: <адрес>; признании за ФИО5 и ФИО6 право собственности по 1/3 доли за каждой на: жилой дом с кадастровым номером 01:01:0500073:35, расположенный по адресу: <адрес>, земельный участок с кадастровым номером 01:01:0500073:5, расположенный по адресу: <адрес> - отказать.
Заслушав доклад судьи Аутлева Ш.В., пояснения истца ФИО5 и ее представителя ФИО12, поддержавших апелляционную жалобы, возражения ответчика ФИО8 и ее представителя ФИО13 о законности решения суда, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
ФИО5 и ФИО1 обратились в суд с иском к ФИО8, администрации МО «Гиагинское сельское поселение» об установлении факта принятия наследства, признании недействительными постановления и свидетельств, и о признании права собственности. В обоснование искового заявления указали, что они являются родными сестрами и дочерями ФИО7, умершего ДД.ММ.ГГГГ и ФИО4, умершей ДД.ММ.ГГГГ. Помимо дочерей, у родителей были также сыновья ФИО2, умерший ДД.ММ.ГГГГ и ФИО3, умерший ДД.ММ.ГГГГ.
В период брака родителями приобретен земельный участок и построен жилой дом по адресу: <адрес>.
После смерти отца, дом унаследовала и оформила на свое имя их мать - ФИО4. После смерти матери истцы фактически приняли наследство, также наследство принял их брат ФИО2.
Право собственности на дом истцы не зарегистрировали. Между тем, из выписки из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ им стало известно, что право собственности на весь дом зарегистрировано за ФИО8 - женой умершего ФИО2.
Истцам также стало известно, что земельный участок под домом оформлен на имя ФИО2 на основании постановления главы администрации Гиагинского сельского совета № от ДД.ММ.ГГГГ, о чем выдано свидетельство о праве собственности на землю № от ДД.ММ.ГГГГ.
Истцы ссылаются, что являются наследниками первой очереди после смерти матери ФИО4, также наследником первой очереди после ее смерти являлся их брат ФИО2.
В этой связи утверждают, что каждый из них унаследовал по 1/3 доли наследственного имущества после смерти матери в виде жилого дома по адресу: <адрес>.
Полагают, что документы на земельный участок в части невключения истцов в число лиц, имеющих право на него, недействительны, т.к. к моменту принятия постановления главы администрации Гиагинского сельского совета истцы уже фактически приняли наследство в виде долей в жилом доме, находящемся на данном земельном участке и, следовательно, имели также право на оформление долей в участке.
Просили суд установить факт принятия ФИО5 и ФИО6 наследства после смерти ФИО4, умершей ДД.ММ.ГГГГ; признать недействительным постановление главы администрации Гиагинского сельского совета № от ДД.ММ.ГГГГ в части невключения ФИО5 и ФИО6 в него как лиц, имеющих право по 1/3 доле в земельном участке с кадастровым номером № расположенном по адресу: <адрес>; признать недействительным свидетельство о праве собственности на землю № от ДД.ММ.ГГГГ; признать недействительными свидетельство о праве на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГ, свидетельство о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ, свидетельство о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ, свидетельство о праве на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГ, свидетельство о праве собственности на долю в общем имуществе супругов от ДД.ММ.ГГГГ; признать недействительными записи о регистрации за ФИО8 права собственности на жилой дом и земельный участок, расположенные по адресу: <адрес>; признать за ФИО5 и ФИО6 право собственности по 1/3 доли за каждой на жилой дом с кадастровым номером №, и земельный участок с кадастровым номером №, расположенные по адресу: <адрес>.
Решением Гиагинского районного суда Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении требований истцов ФИО5 и ФИО1 отказано в полном объеме.
Не согласившись с выводами суда, отраженными в решении, истец ФИО5 обратилась в суд с апелляционной жалобой, в которой ставится вопрос об отмене решения от ДД.ММ.ГГГГ в силу его незаконности. Доводы жалобы основаны на том, что истец фактически приняла наследство после смерти матери, забрав ее швейную машинку, что подтверждается показаниями свидетелей.
В письменных возражениях на доводы жалобы ответчик ФИО8, ссылаясь на законность решения суда, обращает внимание суда на то, что каких-либо достоверных доказательств, свидетельствующих о совершении действий, указывающих на принятие наследства, истец не представила.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, обсудив указанные доводы, оценив имеющиеся в деле доказательства, выслушав участвующих в деле лиц, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ г.р., являются детьми ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ г.р., и ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ г.р.
Согласно справки о смерти № А-00935, выданной Отделом ЗАГС Гиагинского района ДД.ММ.ГГГГ, ФИО7 умер ДД.ММ.ГГГГ.
Из справки о смерти № А-00933, выданной Отделом ЗАГС Гиагинского района ДД.ММ.ГГГГ следует, что ФИО3 умер ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно справки о смерти № А-00934, выданной Отделом ЗАГС <адрес> ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 умерла ДД.ММ.ГГГГ.
Истцы после смерти их матери к нотариусу с заявлением о принятии наследства не обращались.
Согласно наследственному делу № после смерти ФИО4, умершей ДД.ММ.ГГГГ, ее сын - ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р., вступил в наследство, состоящее из домовладения общей площадью 65,5 кв.м, с кадастровым номером 01:01:0500073:0005:79:205:002:100037310, находящегося по адресу: <адрес> (свидетельство о праве на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГ).
В заявлении ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ о принятии им наследства после смерти матери он указывает, что других наследников не имеется.
Постановлением № от ДД.ММ.ГГГГ, выданного главой администрации Гиагинского сельского Совета за ФИО2 закреплен в собственность земельный участок площадью 0,15 га в <адрес> для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, дачного и жилищного строительства из земель приусадебного фонда и выдано ФИО2 как владельцу дома по сведениям похозяйственной книги № (1991-1996).
На основании указанного постановления главой администрации Гиагинского сельского Совета выдано ФИО2 свидетельство № от ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии со справкой о смерти № А-00936, выданной Отделом ЗАГС <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 умер ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно наследственному делу № после смерти ФИО2, умершего ДД.ММ.ГГГГ, его супруга - ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ г.р., вступила в наследство, состоящее из 1/2 доли земельного участка площадью 1617 кв.м, с кадастровым номером №, по адресу: <адрес> (свидетельство о праве на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГ); жилого дома площадью 65,5 кв.м, с кадастровым номером 01:01:0500073:35, по адресу: <адрес> (свидетельство о праве на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГ); земельного участка площадью 1617 кв.м, с кадастровым номером 01:01:0500073:5, по адресу: <адрес> (свидетельство о праве собственности на долю в общем имуществе супругов, выдаваемое пережившему супругу от ДД.ММ.ГГГГ).
Отказывая в удовлетворении исковых требований ФИО5 и ФИО1, суд первой инстанции пришел к выводу, что объективных доказательств, свидетельствующих о фактическом принятии наследства, вступлении истца во владение или в управление наследственным имуществом, равно как и принятии мер по сохранению наследственного имущества, произведении за свой счет расходов на содержание наследственного имущества в течении шести месяцев после смерти наследодателя, суду не представлено.
Судебная коллегия не усматривает оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции.
В силу ст. 1112 Гражданского кодекса Российской Федерации в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
Согласно ст. 1154 Гражданского кодекса Российской Федерации наследство может быть принято в течение шести месяцев со дня открытия наследства.
На основании ст. 1152 Гражданского кодекса Российской Федерации для приобретения наследства наследник должен его принять. Принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось.
В соответствии с п. 2 ст. 1153 Гражданского кодекса Российской Федерации признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности, если наследник: вступил во владение или в управление наследственным имуществом; принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц; произвел за свой счет расходы по содержанию наследственного имущества; оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитавшиеся наследодателю денежные средства.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 36 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 мая 2012 года N 9 "О судебной практике по делам о наследовании", под совершением наследником действий, свидетельствующих о фактическом принятии наследства, следует понимать совершение предусмотренных п. 2 ст. 1153 ГК РФ действий, а также иных действий по управлению, распоряжению и пользованию наследственным имуществом, поддерживанию его в надлежащем состоянии, в которых проявляется отношение наследника к наследству как к собственному имуществу.
В качестве таких действий, в частности, могут выступать: вселение наследника в принадлежавшее наследодателю жилое помещение или проживание в нем на день открытия наследства (в том числе без регистрации наследника по месту жительства или по месту пребывания), обработка наследником земельного участка, подача в суд заявления о защите своих наследственных прав, обращение с требованием о проведении описи имущества наследодателя, осуществление оплаты коммунальных услуг, страховых платежей, возмещение за счет наследственного имущества расходов, предусмотренных статьей 1174 ГК РФ, иные действия по владению, пользованию и распоряжению наследственным имуществом. При этом такие действия могут быть совершены как самим наследником, так и по его поручению другими лицами. Указанные действия должны быть совершены в течение срока принятия наследства, установленного статьей 1154 ГК РФ.
В целях подтверждения фактического принятия наследства (пункт 2 статьи 1153 ГК РФ) наследником могут быть представлены, в частности, справка о проживании совместно с наследодателем, квитанция об уплате налога, о внесении платы за жилое помещение и коммунальные услуги, сберегательная книжка на имя наследодателя, паспорт транспортного средства, принадлежавшего наследодателю, договор подряда на проведение ремонтных работ и т.п. документы.
Согласно свидетельству о заключении брака от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 и ФИО18 (в девичестве Фартушная) Н.Г. заключили брак ДД.ММ.ГГГГ (наследственное дело №).
Из архивной справки от 31.07.2023г №, выданной администрацией МО «Гиагинское сельское поселение» следует, что по адресу: <адрес> ФИО4, умершая ДД.ММ.ГГГГ, значится как собственник домовладения. ФИО8, 1964 г.р., ФИО2, 1950 г.р., (ФИО2 значится собственником без основания), ФИО14, 1985 г.р., ФИО15, 1951 г.р., действительно значатся в книгах похозяйственного учета с 1991г. по 1996г.
После смерти матери, ФИО2 обратился к нотариусу с заявлением для оформления наследства. Другие наследники своим правом не воспользовались.
Оформив наследство на жилой дом с земельным участком родителей, ФИО2 оставался проживать в нем со своей семьей и нести бремя его содержания, что подтверждается справкой администрации МО «Гиагинское сельское поселение» от ДД.ММ.ГГГГ № из наследственного дела №.
Истцы, ФИО5 и ФИО1, после смерти их матери никаких действий, свидетельствующих об их фактическом принятии наследства не предпринимали, к нотариусу в установленные законом сроки с заявлением об открытии наследственного дела не обратились.
С умершими родителями на момент их смерти никто из истцов не проживал, что следует из их показаний согласно протоколам судебного заседания от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 45-47, 118-138).
Кроме того, взятие личных вещей, вопреки доводам апелляционной жалобы, не свидетельствует о том, что, принимая их, дочери действовали как наследники, вступающие в права наследования, и распоряжающиеся имуществом покойной, как своим.
Оценивая свидетельские показания, суд первой инстанции обоснованно указал на их критичность, поскольку оснований считать их фактически отражающими события 1992 года не имеется в силу давности времени, что вызывает сомнения в их правдивости.
Относительно срока исковой давности, судебная коллегия соглашается с выводом о его пропуске.
Согласно п. 2 ст. 199 ГК РФ исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
В соответствии с п. 1 ст. 196 ГК РФ общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со ст. 200 ГК РФ. На основании п. 1, 2 ст. 200 ГК РФ, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права. По обязательствам с определенным сроком исполнения течение срока исковой давности начинается по окончании срока исполнения.
В исковом заявлении истцы ссылаются на то, что они не пропустили срок исковой давности, поскольку узнали о нарушении своего права только после смерти своего брата в 2021 году.
Однако данный довод не может быть принят судебной коллегией, поскольку он опровергается показаниями истца ФИО5, которыми подтверждается осведомленность истца о вступлении в наследство ее брата ФИО2 в 1992 году (протокол судебного заседания от ДД.ММ.ГГГГ, л.д. 45-47).
Доводы о том, что суд неправильно оценил показания свидетелей, также необоснованны, поскольку суд первой инстанции оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств (ст. 67 ГПК РФ). Оснований для иной оценки у судебной коллегии не имеется.
В целом доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали изложенные выводы и выводы суда первой инстанции, направлены на переоценку собранных по делу доказательств, в связи с чем не могут служить основанием для отмены или изменения решения суда.
Разрешая спор, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства, дал правовую оценку установленным обстоятельствам и постановил законное и обоснованное решение. Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
Руководствуясь статьями 199, 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Гиагинского районного суда Республики Адыгея от 02 августа 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу истца ФИО5 – без удовлетворения.
Апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Адыгея может быть обжаловано в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в течение трех месяцев со дня вынесения апелляционного определения путем подачи кассационной жалобы (представления) через суд первой инстанции.
В окончательной форме апелляционное определение изготовлено 10 ноября 2023 года.
Председательствующий Н.К. Боджоков
Судьи Е.Н. Козырь
Ш.В. Аутлев