Решение по делу № 2-2698/2015 от 24.04.2015

Дело № 2-2698/2015

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

    08.06.2015 года                                     г.Омска

Центральный районный суд города Омска в составе председательствующего судьи Марченко Е.С., при секретаре судебного заседания Ушаковой О.С., рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кузнецова С.В. к Министерству образования Омской области о включении в списки нуждающихся в предоставлении благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договор найма специализированного жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

Истец обратился в суд с иском к Министерству образования Омской области, Министерству имущественных отношений Омской области, Министерству строительства, транспорта и жилищно-коммунального комплекса Омской области о включении в списки нуждающихся в предоставлении благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения и предоставлении жилого помещения. В обоснование иска указал, что он является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, так как его отец КВД умер ДД.ММ.ГГГГ г., а мать КТА решением Тюкалинского районного суда Омской области лишена родительских прав. На основании постановления Главы Тюкалинского района от ДД.ММ.ГГГГ истец был определен в детский дом <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ был переведен в Большеуковскую специальную (коррекционную) школу – интернат, где воспитывался до ДД.ММ.ГГГГ В период времени, пока истец находился в школе – интернате, мать продала закрепленную за истцом квартиру по адресу: <адрес> В ДД.ММ.ГГГГ. истец поступил в Оконешниковское ГОУ «ПУ ». В период учебы, оформлением всех документов на жилое помещение для истца занимались преподаватели училища, у истца никаких документов не было. В ДД.ММ.ГГГГ. с истцом связались из органов опеки г. Тюкалинска, дали список документов, которые нужно истцу предоставить, чтобы его поставить на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. Собрав весь пакет документов, истец передал их в органы опеки, его заверили, что ему больше ничего не нужно. Он подумал, что его поставили на учет в качестве нуждающегося в получении жилья. По окончании обучения, Администрация Тюкалинского муниципального района жилое помещение не предоставила истцу, однако он жил у знакомых и надеялся, что получит со временем жилье. В ДД.ММ.ГГГГ. истец решил узнать, как обстоят дела с предоставлением ему жилого помещения, но ему сообщили, что он не поставлен на регистрационный учет как ребенок – сирота, хотя он значился в журнале постановки на учет в льготную очередь детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей под Он обратился в прокуратуру г. Тюкалинска Омской области, где ему ответили, что якобы он получил документы на руки, но он ничего не получал, нигде не расписывался за документы. Его брат КЮВ, с которым они совместно воспитывались в школе – интернате уже в ДД.ММ.ГГГГ получил квартиру в <адрес>, а он вынужден проживать с родителями сожительницы. Считает, что нарушено его право на получение вне очереди жилой площади. Фактически он был введен в заблуждение и не мог знать о том, что он не состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении.

Просит восстановить срок на подачу заявления для включения его в список детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договору социального найма. Обязать ответчиков предоставить благоустроенное жилое помещение. Взыскать с ответчиков в пользу истца госпошлину в размере 300 руб.

В судебном заседании истец Кузнецов С.В. исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в иске.

В судебном заседании представитель ответчика Министерства образования Омской области Аленчикова И.В. указала, что исковые требования не признает в полном объеме. Сведений о нахождении Кузнецова С.В. в списке детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, которые относились к категории детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 23 лет, чье право на обеспечение жилым помещением не реализовано, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, отсутствуют. Документы, подтверждающие обращение истцов в Министерство образования Омской области с целью постановки на учет, не представлены. Истец своевременно не заявил о своем праве в определенный законом срок – до 23 лет и утратил право.

Представитель ответчика Министерства имущественных отношений Омской области Диянова Н.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании участия не принимала, о дате судебного заседания извещена надлежаще, представила письменный отзыв, согласно которому исковые требования не признает в полном объеме. Истец не представил доказательств уважительности причин для пропуска обращения до 23 лет в уполномоченный орган для постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении из числа детей – сирот.

Иные лица в судебное заседание не явились, извещены надлежаще.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы гражданского дела, проанализировав собранные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Судебным разбирательством установлено и подтверждается материалами дела, что Кузнецов С.В. родился ДД.ММ.ГГГГ г.(л.д. 7), мать истца КТА решением Тюкалинского районного суда Омской области лишена родительских прав ДД.ММ.ГГГГ г., отец истца КВД умер ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 9).

Постановлением Главы Администрации Тюкалинского района Омской области от ДД.ММ.ГГГГ , Кузнецов С.В. определен в детский дом, с ДД.ММ.ГГГГ в Большеуковскую специальную (коррекционную) школу – интернат, где воспитывался ДД.ММ.ГГГГ г.

Постановление Главы Администрации Тюкалинского района Омской области за Кузнецовым С.В. закреплено жилое помещение по адресу<адрес> (л.д. 11).

Как следует из материалов дела, Кузнецов С.В. с ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ проходил обучение в ГОУ «Профессиональное училище № Омской области (л.д. 18).

Согласно справке БУЗОО «Клиническая психиатрическая больница» Кузнецов С.В. ДД.ММ.ГГГГ значится как получающий консультативно-лечебную помощь <данные изъяты>л.д.64).

По материалам дела Кузнецов С.В. не состоит в списке детей – сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Судом установлено, что по заявлению Кузнецова С.В. Тюкалинской межрайонной прокуратурой проведена проверка по факту утраты заявления и документов об обращении Кузнецова С.В. за постановкой на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении как сирота.

Тюкалинской межрайонной прокуратурой установлено, что ДД.ММ.ГГГГ. истец Кузнецов С.В. обратился в органы опеки и попечительства Тюкалинского муниципального района, ими был подготовлен пакет документов для постановки на регистрационный учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по договору социального найма. Пакет документов был выдан на руки, для обращения по месту жительства с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, однако по месту жительства, в администрацию Кабырдакского сельского поселения истец не обратился (л.д. 27).

В ходе поверки была опрошена АГМ, которая в период времени ДД.ММ.ГГГГ г. работала в Администрации Кабырдакского сельского поселения специалистом по общим вопросам. АГМ пояснила, что ДД.ММ.ГГГГ Кузнецов С.В. обращался в органы опеки комитета по образованию Тюкалинского муниципального района по вопросу постановки на учет на получение жилого помещения по договору социального найма как лицо, относящееся к лицам детей – сирот. На тот момент она оформляла на имя истца справки о том, что он не имеет в Администрации сельского поселения муниципального жилья, справку о составе семьи. Данные справки ему нужны были для формирования пакета документов для постановки на очередь на получение жилого помещения.

В журнале органа опеки и попечительства Комитета по образованию Тюкалинского муниципального района имеется запись о том, что Кузнецову С.В. был выдан полный пакет документов необходимых для предоставления в администрацию Тюкалинского поселения.

Кузнецов С.В. отрицал, что забирал документов. Подпись в журнале Кузнецова С.В. отсутствует.

Таким образом, надлежащих доказательств, свидетельствующих о том, что Кузнецов С.В. забирал поданный им пакет документов, не имеется.

Проанализировав представленные доказательства, суд пришел к выводу, что Кузнецова С.В. до исполнения им 23 лет обращался в орган опеки по вопросу включения его в список лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и детей, находящихся под опекой (попечительством) нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам найма, и предоставлении благоустроенного жилого помещения, но документы, представленные им, были утрачены.

В судебном заседании установлено, что согласно данным Росреестра и БТИ у истца в собственности жилого помещения не имеется. (л.д.40 – 43, 44).

Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определяет общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дает следующие понятия:

- дети-сироты - лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель;

- дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке;

- лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Из указанных положений следует, что понятие «лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» трансформировано из понятий «дети-сироты» и «дети, оставшиеся без попечения родителей», так как к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей относятся лица, у которых до достижения ими 18 лет, умерли оба или единственный родитель, либо которые в возрасте до 18 лет остались без попечения единственного или обоих родителей.

Обзор практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями (утв. Президиумом Верховного Суда РФ ДД.ММ.ГГГГ года) отмечает, что наиболее распространенными причинами несвоевременной постановки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа на учет нуждающихся в жилых помещениях признаваемыми уважительными и, как следствие, служащими основанием для защиты в судебном порядке права на внеочередное обеспечение жильем, являлись, в том числе, установление того, что лицо до достижения возраста 23 лет предпринимало попытки встать на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.

С учетом установленных в судебном заседании фактических обстоятельств данного дела, суд считает, что у истца имеются все основания для включения его в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилых помещений.

Поскольку установлено, что факт обращения истца в Комитет по образованию Администрации Тюкалинского муниципального района с заявлением о постановке на учет имел место быть до достижения Кузнецовым С.В. возраста 23, соответственно он как ребенок- сирота должен быть включен ответчиком в список детей – сирот, лиц из числа детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями. В связи с чем исковые требования Кузнецова С.В. подлежат удовлетворению.

В части же искового требования о предоставлении истцу жилого помещения, суд полагает с учетом обстоятельств данного дела, данное требование преждевременно заявленным и не подлежащим удовлетворению.

Постановлением Правительства Омской области от ДД.ММ.ГГГГ № 284-п утвержден Порядок предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений и договорам социального найма жилых помещений жилищного фонда Омской области (приложение к постановлению).

В соответствии с п. 2 данного Порядка (с учетом изменений, внесенных постановлением Правительства Омской области от ДД.ММ.ГГГГ № 98-п), уполномоченным органом исполнительной власти Омской области по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями в соответствии с настоящим Порядком является Министерство имущественных отношений Омской области.

Жилые помещения приобретаются Министерством имущества по договорам купли-продажи, Министерством строительства - путем строительства (участия в долевом строительстве).

Министерство строительства в течение 10 рабочих дней со дня получения документов о регистрации права собственности Омской области на каждое приобретенное жилое помещение направляет в Министерство имущества письмо о необходимости его включения в специализированный жилищный фонд Омской области в установленном законодательством порядке.

Жилые помещения предоставляются детям-сиротам по договорам найма специализированных жилых помещений в соответствии с решением Министерства имущества, принимаемым на основании сведений о детях-сиротах, представляемых Министерством образования.

В течение 2 рабочих дней со дня получения документов о регистрации права собственности Омской области на каждое приобретенное жилое помещение или письма Министерства строительства о необходимости включения приобретенного жилого помещения в специализированный жилищный фонд Омской области Министерство имущества направляет в Министерство образования информацию о количестве и месте нахождения указанных жилых помещений с запросом о предоставлении сведений о детях-сиротах, с которыми необходимо заключить договор найма специализированного жилого помещения.

В соответствии с п.10 Порядка, сведения о детях-сиротах с учетом дат рождения детей-сирот, состоящих в списке и зарегистрированных по месту жительства в соответствующем муниципальном образовании, представляются Министерством образования в течение 2 рабочих дней со дня получения запроса Министерства имущества.

В случае, если несколько детей-сирот, состоящих в списке и зарегистрированных по месту жительства в соответствующем муниципальном образовании, имеют одинаковую дату рождения, то сведения о них представляются Министерством образования Министерству имущества с учетом дат принятия решений о включении их в список.

В случае, если фактическое место нахождения первого по списку лица неизвестно, после того как Министерством образования предприняты меры по его установлению, Министерство образования представляет в Министерство имущества сведения о следующем по списку ребенке-сироте для заключения с ним договора найма специализированного жилого помещения.

В случае, если имеется вступившее в законную силу судебное постановление об обязании предоставить ребенку-сироте жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения, Министерство образования представляет Министерству имущества сведения о соответствующем ребенке-сироте независимо от даты рождения такого ребенка-сироты и наличия в списке сведений о нем в течение 2 рабочих дней со дня получения запроса Министерства имущества.

Решение о предоставлении детям-сиротам жилого помещения принимается Министерством имущества в течение 10 рабочих дней с момента получения сведений о детях-сиротах, представляемых в соответствии с пунктом 10 настоящего Порядка.

Приказом Министерства образования Омской области от ДД.ММ.ГГГГ «О мерах по реализации статьи 17.1 Закона Омской области «О государственной политике Омской области в жилищной сфере» утвержден Порядок ведения списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 23 лет, чье право на обеспечение жилым помещением не реализовано, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Пунктом 3 Порядка ведения списка детей-сирот предусмотрено, что список ведется структурным подразделением Министерства образования Омской области, в функции которого входит обеспечение исполнения полномочий Министерства образования Омской области по организации обеспечения жилыми помещениями лиц, которые подлежат обеспечению жилым помещением.

Таким образом, включение истца в список лиц, нуждающихся в получении жилого помещения, позволит ему быть обеспеченным жилым помещением в установленном законом порядке.

С учетом возраста истица, очевидно, что он будет находиться в списке лиц, которым в первую очередь должно быть предоставлено жилое помещение, так как предоставление жилого помещения зависит от возраста лица, состоящего на учете.

При этом, истец, после постановки на учет, не лишен права обратиться в суд за защитой нарушенного права, с требованием об обеспечении его жилым помещениям, в случае, если указанный порядок обеспечения жилым помещением в отношении него будет нарушен.

Кроме того, истцом заявлено требование о взыскании судебных расходов по оплате государственной пошлины в сумме 300 рублей (л.д. 2).

В соответствии с положениями ст. 98 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса.

Принимая во внимание, что требования истца удовлетворены, в пользу истца с Министерства имущественных отношений Омской области подлежат взысканию указанные судебные расходы.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Обязать Министерство образования Омской области включить Кузнецова С.В. ДД.ММ.ГГГГ г.р., в список лиц из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договору найма специализированного жилого помещения.

Взыскать с Министерства образования Омской области в пользу Кузнецова С.В. расходы по оплате госпошлины 300 рублей.

В удовлетворении остальной части требований отказать.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке посредством подачи апелляционной жалобы в Центральный районный суд города Омска в течение одного месяца с момента изготовления решения суда в окончательном виде.

Судья                                            Е.С.Марченко

2-2698/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Кузнецов С.В.
Ответчики
Министерство имущественных отношений Омской области
Министерство образования Омской области
Министерство строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области
Суд
Центральный районный суд г. Омск
Дело на странице суда
centralcourt.oms.sudrf.ru
24.04.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
24.04.2015Передача материалов судье
28.04.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
28.04.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.05.2015Подготовка дела (собеседование)
21.05.2015Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
26.05.2015Судебное заседание
08.06.2015Судебное заседание
15.06.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.06.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
22.07.2015Дело оформлено
08.06.2015
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее