Судья Клещ Е.Г. Дело № 2-95/2019
№ 33-3138/2019
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе:
судьи-председательствующего Шарыповой Н.В.,
судей Алексеевой О.В., Коуровой В.Е.,
при секретаре судебного заседания Губиной С.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Кургане 14 ноября 2019 года гражданское дело по иску Поповой Е.В., Рыкова В.Н., Попова В.В. к Администрации Мишкинского района Курганской области, Администрации Мыркайского сельсовета Мишкинского района Курганской области, Правительству Курганской области, Управлению защиты населения от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности Курганской области, Главному управлению МЧС России по Курганской области, Правительству Российской Федерации, Министерству финансов Российской Федерации, Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий о признании незаконными отказов, включении в список граждан, лишившихся жилья в результате чрезвычайной ситуации для получения жилищного сертификата, выдаче государственного жилищного сертификата, выплате единовременной материальной помощи, выплате финансовой помощи в связи с полной утратой имущества, возмещении ущерба
по апелляционной жалобе представителя Поповой Е.В. на решение Мишкинского районного суда Курганской области от 5 августа 2019 года.
Заслушав доклад судьи областного суда Шарыповой Н.В. об обстоятельствах дела, пояснения представителей истца Пережегиной Е.К., Пережегина А.Ю., представителей ответчиков Правительства Курганской области – Столяровой Н.А., МЧС России и ГУ МЧС России по Курганской области Чудиновой П.В., Управления защиты населения от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности Курганской области Симоновой Н.Н., судебная коллегия
установила:
Попова Е.В., Рыков В.Н., Попов В.В. обратились в суд с иском к Администрации Мишкинского района Курганской области, Управлению реабилитации территории и защиты населения Курганской области, Правительству Курганской области о признании отказов незаконными, признании пострадавшими от чрезвычайной ситуации, включении в список граждан, лишившихся жилья в результате чрезвычайной ситуации (стихийного бедствия) для получения жилищного сертификата, включении в список граждан на получение единовременной материальной помощи и получение финансовой помощи в связи с полной утратой имущества.
В порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) после неоднократного изменения исковых требований представили исковое заявление, в котором предъявили требования к Администрации Мишкинского района Курганской области, администрации Мыркайского сельсовета Мишкинского района Курганской области, Правительству Курганской области, Управлению защиты населения от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности Курганской области, Главному управлению МЧС России по Курганской области, Правительству Российской Федерации, Министерству финансов Российской Федерации, Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Истцы просили суд признать незаконными отказы Администрации Мишкинского района Курганской области от <...> №, от <...> №, отказы Управления реабилитации территорий и защиты населения Курганской области от <...> № П-79, от <...> № П-115, фактический отказ Администрации Мыркайского сельсовета Мишкинского района Курганской области на заявление от <...> во включении Попова В.В., Поповой Е.В. в список граждан, лишившихся жилья в результате чрезвычайной ситуации для получения жилищного сертификата;
признать право Попова В.В., Поповой Е.В. на получение жилищного сертификата;
обязать ответчиков включить Попова В.В., Попову Е.В. в список граждан, лишившихся жилья в результате чрезвычайной ситуации для получения жилищного сертификата и выдать государственный жилищный сертификат Попову В.В. и Поповой Е.В.;
признать незаконными отказы Администрации Мишкинского района Курганской области от <...> №, от <...> №, отказы Управления реабилитации территорий и защиты населения Курганской области от <...> № П-79, от <...> № П-115 во включении Попова В.В. и Рыкова В.Н. в список граждан на получение единовременной материальной помощи в размере 10 000 руб. на каждого; во включении Попова В.В. и Рыкова В.Н. в список граждан на получение финансовой помощи в связи с полной утратой имущества в размере 100 000 руб. на каждого и обязать Администрацию Мишкинского района Курганской области, Управление защиты населения от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности Курганской области, Правительство Курганской области произвести выплату единовременной материальной помощи в размере по 10 000 руб. и финансовой помощи в связи с полной утратой имущества в размере по 100 000 руб. на каждого Попову В.В. и Рыкову В.Н.;
обязать Администрацию Мишкинского района Курганской области, Правительство Курганской области, Правительство Российской Федерации в порядке субсидиарной ответственности возместить ущерб причиненный имуществу вследствие чрезвычайной ситуации <...>, Рыкову В.Н. в размере 65 000 руб., Поповой Е.В. и Попову В.В. в равных долях в размере 1 518 200 руб.
В исковом заявлении Попов B.B., Попова Е.В. и несовершеннолетний Рыков В.Н. (опекаемый Поповой Е.В. на основании постановления от <...> № Администрации Курчатовского района города Челябинска) указали, что проживали одной семьей по адресу: <адрес>. Право собственности на жилой дом общей площадью 43,9 кв.м и земельный участок площадью 1800 кв.м, расположенные по указанному адресу, было зарегистрировано за Поповой Е.В., относится к общему имуществу супругов Попова В.В. и Поповой Е.В.
<...> в с. Мыркайское Мишкинского района Курганской области произошел природный пожар, в результате которого сгорело большое количество жилых домов и отдельных построек, в том числе дом и все имущество истцов, пострадали жители деревни. По сведениям сайта Управления реабилитации территорий и защиты населения Курганской области в результате пожара огнем уничтожены 27 строений, из которых 16 жилые дома, материально пострадали 36 человек.
Постановлением Главы Мишкинского района Курганской области от <...> № в связи со сложившейся обстановкой в результате природного пожара и перехода пожара на с. Мыркайское <...> в целях организации работ по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации и в соответствии с решением комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Администрации Мишкинского района Курганской области от <...> №, на основании статьи 32 Устава Мишкинского района Курганской области признано целесообразным введение чрезвычайной ситуации в границах с. Мыркайское с 19 час. <...> до особого распоряжения, уровень реагирования определен как местный.
Постановлением первого заместителя Главы Мишкинского района Курганской области от <...> № действие режима чрезвычайной ситуации в границах с. Мыркайское с 17 час. <...> прекращено, постановление Главы Мишкинского района Курганской области от <...> № признано утратившим силу.
Со ссылкой на статью 1, подпункты «и», «к» пункта 2 статьи 11 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», пункты 24, 29 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.12.2003 № 794, постановление Правительства РФ от 21.05.2007 № 304 «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», приказ МЧС России № 329 от 08.07.2004 истцы считали, что пожар, произошедший 20.05.2018 в с. Мыркайское Мишкинского района Курганской области, является чрезвычайной ситуацией (далее – ЧС) и относится к чрезвычайной ситуации регионального характера, поскольку материальный ущерб от пожара в зоне ЧС составил более 5000 000 рублей.
Ссылаясь на постановление Правительства РФ от 15.02.2014 № 110 «О выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий», постановление Правительства РФ от 30.12.2003 № 794, постановление Правительства Курганской области от 15.11.2011 № 540 истцы полагали, что каждый пострадавший имеет право на получение материальной помощи при утрате имущества первой необходимости в размере по 100000 руб. и единовременной материальной помощи по 10000 руб.
На основании распоряжения Правительства Курганской области от <...> № из средств резервного фонда Курганской области для оказания материальной помощи на счет Поповой Е.В. были перечислены денежные средства в размере 100000 руб., в адрес Попова В.В. и Рыкова В.Н. материальная помощь не направлялась. По распоряжению Правительства Курганской области <...> №-р из средств резервного фонда Курганской области для оказания материальной помощи за утраченное жилье на счет Поповой Е.В. перечислены денежные средства в размере 329689 руб. Выплаты на оказание материальной помощи в результате пожара произведены в минимальном размере, не покрывающем расходы на приобретение вещей первой необходимости, тем более недостаточном для приобретения жилья. Представители органов власти и члены комиссии не разъяснили им возможность обращения за выдачей государственных сертификатов. Не согласившись с размером оказанной помощи, истцы и другие пострадавшие жители села направили обращение в прокуратуру и органы исполнительной власти Курганской области с просьбой проведения проверки, по результатам которой просили выплатить им причитающуюся материальную помощь на каждого гражданина и выдать жилищные сертификаты.
Из ответа ГУ МЧС России по Курганской области от <...> № следует, что по факту природного пожара, в результате которого произошел переход огня из лесного массива на жилые дома с. Мыркайское Мишкинского района Курганской области, возбуждено уголовное дело. Из ответа Управления реабилитации территорий и защиты населения Курганской области от <...> № № следует, что объем средств, потраченных на ликвидацию ЧС в с. Мыркайское, меньше 0,5% бюджета Курганской области, поэтому обращаться за помощью из резервного фонда Правительства РФ Правительство Курганской области не может, поэтому не могут быть выданы государственные жилищные сертификаты. Из ответа Администрации Мишкинского района Курганской области от <...> № следует, что никаких документов по ущербу от жителей села не поступало, выделение финансовых средств производилось пострадавшим в соответствии с Порядком использования бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Курганской области, утвержденным постановлением от <...> №. Истцы полагали с учетом полученных ответов, что их право на получение жилищного сертификата поставлено в прямую зависимость от межбюджетных отношений. Аналогичный ответ от <...> №ж-2018 получен от прокуратуры Мишкинского района Курганской области с указанием размера ущерба 5 065 495 руб. и сведениями о выплате компенсации по возмещению утраченного недвижимого имущества, в то время как никакой компенсации они не получали.
В ноябре 2018 года ими повторно было направлено заявление с приложением необходимых документов в Администрацию Мишкинского района Курганской области и Управление реабилитации территорий и защиты населения Курганской области о признании пострадавшими от чрезвычайной ситуации, включении в список граждан, лишившихся жилья в результате ЧС для получения жилищного сертификата и включения в список граждан на получение единовременной материальной помощи. На указанные заявления получены ответы с отказом от <...> №, от <...> № по содержанию сходные с полученными ранее.
<...> Попова Е.В. и Попов В.В. обратились с заявлением в Администрацию Мыркайского сельсовета, на территории которого проживали до утраты жилья в результате ЧС, с заявлением о включении в список граждан на получение жилищного сертификата. Ответ на заявление не последовал. Ссылаясь на постановление Правительства РФ от <...> № «О государственных жилищных сертификатах, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации и стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями», постановление Правительства РФ от <...> № «Об утверждении Порядка выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями»; порядок и условия выдачи государственных жилищных сертификатов, утвержденные МЧС России, Министром строительства РФ, Министром финансов РФ <...>; постановление Правительства РФ от <...> № «О выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий» истцы указывали, что поскольку Рыков В.Н. является сиротой и имеет право на получение жилья на льготных условиях, за утраченный в результате пожара жилой дом семье Поповых из 2-х человек следует предоставить сертификат на приобретение жилого помещения общей площадью 42 кв.м на сумму 1 361 304 руб.
Основанием для отказа во включении в список граждан для получения жилищного сертификата, указанным в ответах Администрации Мишкинского района Курганской области, по мнению ответчиков является получение Поповой Е.В. материальной помощи в связи с утратой жилья (безвозмездной субсидии). Но никакую компенсацию за утраченное имущество либо безвозмездную субсидию они не получали, получена только материальная помощь в соответствии с постановлением Правительства Курганской области от <...> № «О порядке использования бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Курганской области». Указанным Порядком не предусмотрена выплата компенсации за утраченное жилье гражданам, лишившимся жилья в результате ЧС, а предусмотрена выплата материальной помощи, в связи с чем ссылка на данный документ не обоснована. Вследствие чрезвычайной ситуации они лишились всего своего имущества. Ранее им подавались сведения о причиненном ущербе в органы местного самоуправления и МЧС в размере 1 517 700 руб. без учета стоимости жилого дома. В рамках производства по уголовному делу проведена судебная оценочная экспертиза для установления фактической рыночной стоимости объектов недвижимости. Согласно экспертному заключению от <...> №, составленному ООО «Курганский областной союз потребителей», по состоянию на <...> стоимость объектов недвижимости по адресу: <адрес> составляет 558294 руб. Попова Е.В. и Попов В.В. не согласны с оценкой жилого дома, произведенной без учета капитальных вложений после его приобретения, поскольку на улучшение жилищных условий и капитальный ремонт дома были использованы денежные средства в размере 1 550 000 руб., полученные от продажи в сентябре 2017 года квартиры, находящейся по адресу: <адрес>. С экспертной оценкой строений истцы согласились. В силу абзаца 7 пункта 1 статьи 18 Федерального закона от <...> N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» граждане Российской Федерации имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу, вследствие чрезвычайных ситуаций. Общая стоимость утраченного имущества без учета жилого дома составила 1 518 200 руб.
Истцы полагали, что действиями и решениями Правительства Курганской области, Управления реабилитации территорий и защиты населения Курганской области, Администрации Мишкинского района Курганской области нарушено право на обеспечение жильем и возмещение реального ущерба, причиненного их семье в результате чрезвычайной ситуации.
В судебном заседании суда первой инстанции истец Попова Е.В., ее представитель по доверенности Пережегина Е.К., истец Попов В.В. на заявленных исковых требованиях настаивали.
Истец Рыков В.Н. в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело без его участия.
Представитель ответчика Администрации Мыркайского сельсовета Мишкинского района Курганской области Струнина Н.Н. в судебном заседании с иском не согласилась.
В судебном заседании суда первой инстанции представитель ответчика Администрации Мишкинского района Курганской области по доверенности Касаткин А.Л. возражал против иска.
Представитель ответчика Правительства Курганской области по доверенности Столярова Н.А. выразила несогласие с заявленными требованиями.
Представитель ответчика Управления защиты населения от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности Курганской области (ранее Управление реабилитации территорий и защиты населения Курганской области) по доверенности Симонова Н.Н. просила в иске отказать.
Представитель ответчика Главного управления МЧС России по Курганской области в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в заявлении просил рассмотреть дело без его участия, выразил несогласие с иском.
Представитель ответчика Правительства Российской Федерации в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Представитель ответчика Министерства финансов Российской Федерации в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
В суде первой инстанции представитель ответчика Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по доверенности Чудинова П.В. с иском не согласилась.
Третьи лица Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, Министерство экономического развития Российской Федерации своих представителей в судебное заседание не направили, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомили.
Мишкинским районным судом Курганской области постановлено решение, которым в удовлетворении исковых требований Поповой Е.В., Рыкова В.Н., Попова В.В. отказано в полном объеме.
С решением не согласилась Попова Е.В., в апелляционной жалобе ее представитель по доверенности Пережегин А.Ю. просит решение суда отменить и вынести другое решение об удовлетворении исковых требований, полагая выводы суда не соответствующими обстоятельствам дела и исследованным в ходе судебного разбирательства документам. Вновь ссылается на доводы, изложенные в исковом заявлении и в суде первой инстанции.
Полагает немотивированным вывод суда о том, что пожар, произошедший <...>, затронул территорию только одного поселения - с. Мыркайское Мишкинского района Курганской области, в результате пожара погиб один человек, прямой материальный ущерб составил менее 1500 минимальных размеров оплаты труда, в связи с чем в силу положений Приказа МЧС России № от <...> оснований для его признания чрезвычайной ситуацией не имеется. Администрацией Мишкинского района Курганской области пожар правомерно отнесен к чрезвычайной ситуации, определен уровень реагирования – местный, поэтому постановлением органа местного самоуправления установлена чрезвычайная ситуация муниципального характера. Судом не определена сумма причиненного в результате пожара ущерба, тогда как в материалах дела имеются документы (ответ Администрации Мишкинского района № от <...>, ответ из прокуратуры <адрес> от<...> №, ответ на заявление из Администрации Мишкинского района Курганской области № от <...>), подтверждающие размер ущерба жилому фонду, определенный комиссией в 5 065 495 руб.
По мнению автора жалобы, вывод суда о пожаре на территории только одного поселения – с. Мыркайское, не основан на фактических обстоятельствах дела. Приводит данные постановления о возбуждении уголовного дела от <...>, вынесенного дознавателем отделения надзорной деятельности и профилактической работы по Мишкинскому району Мишкинского межрайонного отдела надзорной деятельности и профилактической работы майором внутренней службы Небогатовой Л.Л., в котором указано, что пожар возник в Альменевском участковом лесничестве, распространился и перешел по сухой траве на территорию Мишкинского района Курганской области с дальнейшим распространением на с. Мыркайское Мишкинского района Курганской области. Пожаром была охвачена часть территорий Альменевского и Мишкинского административных районов Курганской области.
Ссылаясь на нормы постановления Правительства РФ от 15.02.2014 № 110 и утвержденные в соответствии с ним Правила выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, истец полагает, что каждый пострадавший имеет право на получение материальной помощи при утрате имущества первой необходимости в размере 100 000 руб. и единовременной материальной помощи по 10 000 руб., тогда как Попову В.В. и Рыкову В.Н. такая помощь не направлялась.
При этом, выплата материальной помощи производилась в минимальном размере, без учёта размера ущерба, который для истца без учёта стоимости жилого дома, составил 1 518 200 руб. Перечень утраченного имущества указан в приложении к иску, также имеется в исследованных в судебном заседании материалах уголовного дела.
В жалобе истец указывает, что она и члены ее семьи неоднократно обращались в муниципальные органы с заявлением о включении в список граждан на получение жилищного сертификата в связи с утратой жилья в результате ЧС, на что получили отказы. Как следует из полученных ответов, право Поповых на получение жилищного сертификата поставлено в прямую зависимость от межбюджетных отношений. Выражает несогласие с отказом суда в удовлетворении требований относительно предоставления жилищного сертификата в связи с получением Поповой Е.В. материальной помощи, поскольку получение такой помощи не является препятствием для включения истцов в списки граждан на получение жилищного сертификата.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель Правительства Курганской области просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
В представленных возражениях на апелляционную жалобу представитель Главного управления МЧС России по Курганской области выражает несогласие с доводами апелляционной жалобы.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель Управления защиты населения от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности Курганской области считает решение суда законным и обоснованным, апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению
В возражениях на апелляционную жалобу представитель Администрации Мишкинского района Курганской области просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представители истца Поповой Е.В. по доверенностям Пережегина Е.К., Пережегин А.Ю. доводы апелляционной жалобы поддержали, пояснив, что считают произошедший в с. Мыркайское пожар чрезвычайной ситуацией регионального характера, исходя из размер ущерба, превышающего 5000000 рублей. Доводы жалобы о субсидиарной ответственности ответчиков за причиненный при пожаре ущерб не поддержали.
Представитель ответчика Правительства Курганской области по доверенности Столярова Н.А. в судебном заседании суда апелляционной инстанции просила решение суда оставить без изменения, полагая доводы апелляционной жалобы необоснованными.
В судебном заседании представитель ответчика ГУ МЧС России и МЧС России по доверенностям Чудинова П.В. возражала против доводов апелляционной жалобы.
Представитель ответчика Управления защиты населения от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности Курганской области по доверенности Симонова Н.Н. в суде апелляционной инстанции просила решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о причине неявки суд не уведомили, в связи с чем, на основании ст. ст. 167, 327 ГПК РФ судебная коллегия, с учетом мнения присутствующих, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников.
В соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ, проверив законность и обоснованность судебного решения, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия полагает, что оснований для отмены решения суда не имеется.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Поповой Е.В. на основании договора дарения дома и земельного участка от <...> на праве собственности принадлежал жилой дом площадью 43,9 кв.м, расположенный по адресу: <адрес> (представлены договор дарения, выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от <...>).
Согласно копии домовой (поквартирной) книги, копий паспортов по состоянию на <...> в жилом доме, расположенном по адресу: <адрес> на регистрационном учете состояли супруги Попова Е.В. и Попов В.В., несовершеннолетний Рыков В.Н.
Распоряжением главы Администрации Курчатовского района г. Челябинска от <...> № над Рыковым В.Н., <...> года рождения, установлена опека, опекуном назначена Попова Е.В.
<...> в с. Мыркайское Мишкинского района Курганской области произошел пожар, в результате которого уничтожены жилые дома, надворные постройки и имущество части жителей села, в том числе истцов.
Постановлением Главы Мишкинского района Курганской области от <...> № в связи со сложившейся обстановкой в результате природного пожара и перехода пожара на с. Мыркайское Мишкинского района Курганской области в целях организации работ по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации и в соответствии с решением комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Администрации Мишкинского района от <...> №, на основании ст. 32 Устава Мишкинского района Курганской области признано целесообразным введение режима чрезвычайной ситуации в границах с. Мыркайское Мишкинского района Курганской области с 19:00 (мест.) <...> до особого распоряжения, определен уровень реагирования - местный. Постановлено отделу жилищно-коммунального хозяйства Администрации Мишкинского района Курганской области создать в установленном порядке комиссию по оценке ущерба в связи с пожарами в с. Мыркайское <...> и обеспечить ее деятельность; обеспечить сбор, обработку информации о повреждениях зданий, сооружений в результате пожаров; направить в Правительство Курганской области документы, необходимые для решения вопроса об оказании финансовой помощи на проведение аварийно-восстановительных работ на объектах пострадавших в результате пожаров и оказания финансовой помощи гражданам, проживающим в поврежденных и уничтоженных жилых домах. Главе Мыркайского сельсовета рекомендовано принять исчерпывающие меры по оказанию помощи гражданам, проживающим в жилых домах, пострадавших и уничтоженных в результате пожаров; оказать содействие и принять участие в деятельности комиссии по оценке ущерба.
Постановлением от <...> дознавателя отделения надзорной деятельности и профилактической работы по Мишкинскому району Мишкинского межрайонного отдела надзорной деятельности и профилактической работы Небогатовой Л.Л. по факту пожара <...> возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного статьей 168 УК РФ, в отношении неустановленного лица. По сообщению представителей сторон в суде апелляционной инстанции, в настоящее время производство по уголовному делу приостановлено до розыска неустановленного лица.
Постановлением Главы Мишкинского района Курганской области от <...> № в связи со стабилизацией обстановки, связанной с пожарной опасностью на территории Мыркайского сельсовета Мишкинского района Курганской области, на основании Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и в соответствии с решением комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Администрации Мишкинского района Курганской области от <...> №, на основании ст. 32 Устава Мишкинского района Курганской области признано целесообразным прекратить действие режима чрезвычайной ситуации в границах с. Мыркайское Мишкинского района Курганской области с 17:00 часов <...>; признано утратившим силу Постановление Главы Мишкинского района Курганской области от <...> № «О введении режима чрезвычайной ситуации в с. Мыркайское Мишкинского района Курганской области».
<...> Глава Мишкинского района Курганской области обратился в Правительство Курганской области с просьбой о рассмотрении вопроса об оказании единовременной финансовой помощи на первоочередные нужды пострадавшим в с. Мыркайское Мишкинского района Курганской области с приложением списка семей, чьи дома полностью уничтожены огнем. В списке указан адрес сгоревшего дома: <адрес>; пострадавшая семья: Попова Е.В., Попов В.В. (муж), Рыков В.Н. (сын); финансовая потребность на семью 100 000 руб. Всего в списке указаны 15 семей, размер финансовой помощи по 100000 руб. каждой семье.
Распоряжением Правительства Курганской области от <...> №-р в соответствии с постановлением Правительства Курганской области от <...>
№ 146 «О Порядке использования бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Курганской области» Финансовому отделу Курганской области поручено предоставить средства резервного фонда Правительства Курганской области для Администрации Мишкинского района 1500000 руб., в том числе Поповой Е.В. – 100000 руб.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что выделенная материальная помощь в размере 100 000 руб. была получена Поповой Е.В. по платежной ведомости.
<...> комиссией по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Администрации Мишкинского района Курганской области составлен акт обследования недвижимого имущества, утраченного вследствие ЧС, вызванной пожарами, согласно которому размер ущерба от повреждения принадлежащего Поповой Е.В. жилого дома составил 329689 руб. Размер ущерба установлен на основании экспертного заключения ООО «Агентство независимой оценки «Эксперт» от <...> по определению средней рыночной стоимости права собственности 1 кв.м жилого помещения, расположенного в с. Мыркайское Мишкинского района Курганской области, которая составила 7510 руб. в отношении всех пострадавших жилых помещений.
<...> Глава Мишкинского района Курганской области обратился с письмом № в Правительство Курганской области с просьбой рассмотреть вопрос об оказании финансовой помощи на возмещение утраченного недвижимого имущества пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в результате пожара от <...> в с. Мыркайское, в размере 5 065 495 руб. К данному обращению приложен расчет объема необходимых выплат на оказание мер социальной поддержки по возмещению утраченного недвижимого имущества пострадавшим в результате пожара, в котором указана правообладатель Попова Е.В., адрес дома: <адрес>; площадь дома 43,9 кв.м; расчет суммы компенсации 43,9 кв.м х 7 510 руб. (стоимость 1 кв.м. жилья) = 329 689 руб.
<...> Поповой Е.В. на имя Губернатора Курганской области написано заявление с просьбой об оказании финансовой помощи из резервного фонда Правительства Курганской области в виде компенсации в связи с утратой жилого дома в результате чрезвычайной ситуации, вызванной пожарами <...>, находящегося по адресу: <адрес>, в размере 329 689 руб. Финансовую помощь просила перечислить на ее счет в ПАО Сбербанк.
Распоряжением Правительства Курганской области от <...> №-р в соответствии с постановлением Правительства Курганской области от <...> № «О Порядке использования бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Курганской области» Финансовому отделу Курганской области поручено предоставить средства резервного фонда Правительства Курганской области Администрации Мишкинского района – 4 803 396 руб. для оказания материальной помощи за утраченное жилье в результате пожаров <...>, в том числе Поповой Е.В. - 329 689 руб.
Распоряжением от <...> №-р в соответствии с распоряжением Правительства Курганской области от <...> №-р «О предоставлении средств резервного фонда Правительства Курганской области» Администрация Мишкинского района Курганской области обязала Финансовый отдел Администрации Мишкинского района перечислить поступившие финансовые средства резервного фонда Правительства Курганской области в сумме 4 803 396 руб. на лицевой счет Администрации Мишкинского района; сектор учета и отчетности Администрации Мишкинского района Курганской области перечислить финансовые средства для оказания материальной помощи за утраченное жилье в результате пожара, произошедшего <...>, на основании заявлений гражданам, в том числе Поповой Е.В. - 329 689 руб. на ее счет в ПАО Сбербанк.
Материальная помощь за утраченное жилье в размере 329 689 руб. перечислена на счет Поповой Е.В. в ПАО Сбербанк.
Истцы не согласны с определением характера чрезвычайной ситуации, полагают, что исходя из размера ущерба, причиненного пожаром, произошедшего <...> на территории с. Мыркайское, чрезвычайная ситуация должна быть оценена как ЧС регионального характера. По поводу оценки характера ЧС истцы обращались к ответчикам.
<...> жители с. Мыркайское Мишкинского района Курганской области, в том числе Попова Е.В. и Попов В.В., направили письменное обращение в адрес руководителя Общественной приемной Президента Российской Федерации в Курганской области Главного федерального инспектора по Курганской области Кистанова А.В. с просьбой провести проверку правильности определения числа пострадавших жителей с. Мыркайское Мишкинского района Курганской области; правильности исчисления суммы ущерба пострадавших лиц; правильности применения нормы стоимости одного квадратного метра; правильности определения режима чрезвычайной ситуации; соответствия законодательству вынесенных распоряжений Правительства Курганской области, постановлений и распоряжений Администрации Мишкинского района Курганской области.
В ответе от <...> № № на данное обращение Управлением реабилитации территорий и защиты населения Курганской области (в настоящее время - Управление защиты населения от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности Курганской области) отмечено, что решением комиссии Администрации Мишкинского района Курганской области по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности № от <...>, исходя из складывающейся обстановки, рекомендовано Главе Мишкинского района ввести режим «Чрезвычайная ситуация» в границах с. Мыркайское. Материальная помощь на основании распоряжений Губернатора Курганской области выделена и направлена пострадавшим семьям с. Мыркайское. Объем средств, потраченных на ликвидацию чрезвычайной ситуации в с. Мыркайское Мишкинского района, меньше 0,5% бюджета Курганской области (195 млн. рублей), поэтому обращаться за помощью из резервного фонда Правительства Российской Федерации Правительство Курганской области не может. Соответственно не может быть и исполнен пункт «а» ст. 4 «Правил выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от <...> № по выдаче государственных жилищных сертификатов. Субъект Российской Федерации самостоятельно устанавливает объемы единовременных денежных выплат с учетом возможностей бюджета и уровня долговой нагрузки.
<...> Администрацией Мишкинского района Курганской области на обращение Поповой Е.В. дан ответ № 2015 о принятии Правительством Курганской области и Администрацией Мишкинского района всех необходимых срочных решений по оказанию единовременной финансовой помощи пострадавшим семьям в размере 100000 руб. на семью. <...> финансовые средства были выданы жителям, пострадавшим от пожара, к <...> была завершена работа комиссии, созданной при Администрации Мишкинского района Курганской области по оценке ущерба жилого фонда с. Мыркайское. Общая сумма ущерба составила 5065495 руб., рассчитана на основании представленного расчета ООО «АНО «Эксперт» об оценочной стоимости 1 кв.м жилого помещения в <адрес>. Выделение финансовых средств на возмещение ущерба жителям с. Мыркайское Мишкинского района, пострадавшим в результате пожара <...>, осуществлялось в соответствии с Порядком использования бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Курганской области, утвержденных постановлением Правительства Курганской области от <...> №.
В ответе от <...> № Администрация Мишкинского района Курганской области на заявление истца дала аналогичный ответ о выделении финансовых средств на возмещение ущерба жителям с. Мыркайское Мишкинского района, пострадавшим в результате пожара <...>. Выделение государственного жилищного сертификата гражданину, получившему безвозмездную субсидию в связи с утратой жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации, действующим законодательством не предусмотрено.
<...> на обращение Поповой Е.В. Управлением реабилитации территорий и защиты населения Курганской области дан ответ №, из содержания которого следует, что список пострадавших граждан формируется Администрацией района согласно заявлениям граждан. Администрацией Мишкинского района был сформирован список пострадавших от пожара <...> с просьбой в адрес Губернатора Курганской области об оказании помощи. По поручению Губернатора Курганской области в соответствии с постановлением Правительства Курганской области от <...> № «О Порядке использования бюджетных ассигнований резервного фонда правительства Курганской области» подготовлены и приняты Распоряжения от <...> №-р и от <...> №-р об оказании материальной помощи. Материальная помощь согласно данным распоряжениям выделена и направлена.
В ответе Администрации Мыркайского сельсовета Мишкинского района Курганской области от <...> № на заявление Поповой Е.В. сообщено, что в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от <...> № лицам, лишившимся жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий и получившим в связи с этим компенсацию, государственные жилищные сертификаты не выдаются. По имеющейся в Администрации Мыркайского сельсовета информации из резервного фонда Правительства Курганской области получена компенсация за утраченное жилье, в связи с чем в список лиц, имеющих право на жилищные сертификаты, они включены быть не могут.
Указанные ответы на обращения истцы полагали незаконными, после чего заявили в суд требования о выделении единовременной материальной помощи по 10000 руб. и финансовой помощи в связи с полной утратой имущества по 100000 руб. в пользу Попова В.В. и Рыкова В.Н.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции пришел к выводу, что оснований для признания пожара, произошедшего <...> в с. Мыркайское Мишкинского района Курганской области, чрезвычайной ситуацией регионального характера не имеется. В связи с получением истцами выплат, предусмотренных постановлением Правительства Курганской области от <...> №, оснований для назначения им выплат, предусмотренных федеральным законодательством, не усматривается.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, полагая доводы апелляционной жалобы истца основанными на неправильном толковании норм материального права.
Общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера установлены Федеральным законом от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее - Федеральный закон от 21.12.1994 № 68-ФЗ).
Граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций; на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций, на медицинское обслуживание, компенсации и социальные гарантии за проживание и работу в зонах чрезвычайных ситуаций, на получение компенсаций и социальных гарантий за ущерб, причиненный их здоровью при выполнении обязанностей в ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций (абзацы первый, второй, седьмой, восьмой, девятый пункта 1 статьи 18 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ).
Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с п. 1 ст. 18 названного Федерального закона, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (п. 2 этой же статьи).
В статье 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ чрезвычайная ситуация определена как обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей; зона чрезвычайной ситуации - это территория, на которой сложилась чрезвычайная ситуация.
Уровень реагирования на чрезвычайную ситуацию (далее - уровень реагирования) - это состояние готовности органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций к ликвидации чрезвычайной ситуации, требующее от органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций принятия дополнительных мер по защите населения и территорий от чрезвычайной ситуации в зависимости от классификации чрезвычайных ситуаций и характера развития чрезвычайной ситуации.
Согласно статье 4 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах.
Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций функционирует на федеральном, межрегиональном, региональном, муниципальном и объектовом уровнях.
При введении режима чрезвычайной ситуации в зависимости от последствий чрезвычайной ситуации, привлекаемых для предупреждения и ликвидации чрезвычайной ситуации сил и средств единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, классификации чрезвычайных ситуаций и характера развития чрезвычайной ситуации, а также от других факторов, влияющих на безопасность жизнедеятельности населения и требующих принятия дополнительных мер по защите населения и территорий от чрезвычайной ситуации, устанавливается, в том числе местный уровень реагирования, решением главы муниципального района при ликвидации чрезвычайной ситуации силами и средствами организаций и органов местного самоуправления, оказавшихся в зоне чрезвычайной ситуации, которая затрагивает территорию одного сельского поселения, либо межселенную территорию, либо территории двух и более поселений, либо территории поселений и межселенную территорию, если зона чрезвычайной ситуации находится в пределах территории одного муниципального района (подпункт «б» пункта 8 статьи 4.1 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ).
В силу подпункта «и» пункта 2 статьи 11 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ органы местного самоуправления самостоятельно вводят режим повышенной готовности или чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Подпунктом «в» пункта 8 статьи 4.1 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ предусмотрено введение регионального (межмуниципального) уровня реагирования, который вводится решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) при ликвидации чрезвычайной ситуации силами и средствами организаций, органов местного самоуправления и органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, оказавшихся в зоне чрезвычайной ситуации, которая затрагивает территории двух и более муниципальных районов либо территории муниципального района и городского округа, если зона чрезвычайной ситуации находится в пределах территории одного субъекта Российской Федерации.
На уровне высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации - Курганской области какого-либо решения относительно пожара, произошедшего на территории с. Мыркайское Мишкинского района Курганской области, не принято, требований о признании пожара чрезвычайной ситуацией регионального характера истцы не заявляли, как это предусмотрено подпунктом «м» пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда об отсутствии оснований для признания пожара в с. Мыркайское чрезвычайной ситуацией регионального характера с целью получения истцами компенсаций и социальных выплат.
В целях совершенствования единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций постановлением Правительства РФ от 30.12.2003 № 794 утверждено Положение о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - Положение), пунктом 2 которого установлено, что единая система объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, и осуществляет свою деятельность в целях выполнения задач, предусмотренных Федеральным законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
В соответствии с пунктом 24 Положения решениями руководителей федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, на территории которых могут возникнуть или возникли чрезвычайные ситуации, либо к полномочиям которых отнесена ликвидация чрезвычайных ситуаций, для соответствующих органов управления и сил единой системы может устанавливаться один из следующих режимов функционирования: а) режим повышенной готовности - при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций; б) режим чрезвычайной ситуации - при возникновении и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
В силу п. 29 (1) названного Положения, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации в зависимости от факторов, влияющих на безопасность жизнедеятельности населения и требующих принятия дополнительных мер по защите населения и территорий от чрезвычайной ситуации, в соответствии с пунктами 3 и 4 статьи 4.1 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ устанавливаются уровни реагирования на чрезвычайную ситуацию: объектовый уровень реагирования; местный уровень реагирования; региональный (межмуниципальный) уровень реагирования; федеральный уровень реагирования; особый уровень реагирования.
Из приведенных правовых норм следует, что режим чрезвычайной ситуации вводится решением главы муниципального района при ликвидации чрезвычайной ситуации силами и средствами организаций и органов местного самоуправления, оказавшихся в зоне чрезвычайной ситуации, если зона чрезвычайной ситуации находится в пределах территории муниципального района. Режим чрезвычайной ситуации вводится решением органа местного самоуправления для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Как следует из материалов дела и установлено судом, постановлением Главы Мишкинского района Курганской области от <...> № на основании решения комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Администрации Мишкинского района от <...> № введен режим чрезвычайной ситуации в границах с. Мыркайское Мишкинского района Курганской области с определением местного уровня реагирования, даны рекомендации по принятию мер реагирования на уровне Администрации Мишкинского района Курганской области и Главы Мыркайского сельсовета.
Из изложенного следует, что постановление не содержит указаний на введение режима чрезвычайной ситуации для органов управления и сил единой системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, как это предусмотрено пунктом 2 статьи 11 Федерального закона от <...> № 68-ФЗ.
В пункте 1.2 Критериев информации о чрезвычайных ситуациях, утвержденных Приказом МЧС России «Пожары и взрывы (с возможным последующим горением)» указано число погибших - 2 человека и более, число госпитализированных - 4 человека и более, прямой материальный ущерб 1500 МРОТ и более.
По данным Главного управления МЧС России по Курганской области от <...> пожар, произошедший <...> в с. Мыркайское, под критерии чрезвычайной ситуации не подпадает.
В силу подпункта «г» пункта 1 постановления Правительства РФ от 21.05.2007 № 304 «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» чрезвычайная ситуация регионального характера определяется как ситуация, в результате которой зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы территории одного субъекта Российской Федерации, при этом количество пострадавших составляет свыше 50 человек, но не более 500 человек либо размер материального ущерба составляет свыше 5000000 рублей, но не более 500000 000 рублей.
На уровне органов государственной власти субъекта Российской Федерации или органов местного самоуправления ни количество пострадавших, ни размер материального ущерба с целью определения характера чрезвычайной ситуации в соответствии с предусмотренной постановлением Правительства РФ от 21.05.2007 № 304 классификацией не определялся.
Администрацией Мишкинского района Курганской области был сформирован список пострадавших от пожара <...> с целью получения за счет средств резервного фонда Курганской области единовременной материальной поддержки пострадавшим от пожара и выплат на оказание мер социальной поддержки по возмещению утраченного недвижимого имущества пострадавшим в результате пожара.
Список лиц, для которых предоставляется единовременная материальная помощь в размере по 100000 руб. на семью, содержит сведения о 33 пострадавших (т. 1 л.д. 217-219). Расчет мер социальной поддержки за утраченное жилое помещение произведен Администрацией Мишкинского района Курганской области для 27 человек (т. 1 л.д. 224-232).
Довод истцов об отнесении пожара к чрезвычайной ситуации регионального характера по основанию превышения размера материального ущерба предела в 5000000 руб. основан на ошибочном толковании норм материального права.
Истцы полагают, что размер материального ущерба от пожара, произошедшего <...> в с. Мыркайское, установлен Главой Мишкинского района Курганской области в обращении от <...> к Правительству Курганской области об оказании финансовой помощи пострадавшим в размере 5065495 рублей, а также об определении размера ущерба с учетом всего утраченного имущества. При этом, представители истца Поповой Е.В. в суде апелляционной инстанции ссылались на экспертные заключения в уголовном деле по размеру ущерба и собственные расчеты, представленные в рамках гражданского дела.
Суд апелляционной инстанции отмечает, что оказание материальной помощи лицам, пострадавшим от пожара или чрезвычайной ситуации, является мерой государственной поддержки, направленной на компенсацию ущерба, а не обязанностью по возмещению вреда, причиненного имуществу истцов в результате чрезвычайной ситуации. Таким образом, исходя из размера финансовой помощи, расчет которой произведен по средней стоимости 1 кв.м жилого помещения, невозможно определить характер чрезвычайной ситуации.
Согласно копиям материалов уголовного дела, представленным в гражданском деле, для определения размера ущерба назначалась экспертиза, в соответствии с заключением которой от <...> общий размер ущерба имуществу жителей с. Мыркайское определен в 4757858 руб. (жилые дома с надворными постройками) (т. 2, л.д. 175-224). Иной размер ущерба истцами не доказан. В суде апелляционной инстанции представители истца Поповой Е.В. дали пояснения, что определенный в уголовном деле размер ущерба истцами не оспорен.
По этим основаниям довод апелляционной жалобы о превышении размера ущерба от пожара 5000000 руб. бездоказателен.
С целью определения чрезвычайной ситуации регионального характера с учетом положений постановления Правительства РФ от 21.05.2007 № 304 «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» зона чрезвычайной ситуации не должна выходить за пределы территории одного субъекта Российской Федерации, что сторонами по делу не оспаривалось.
С учетом изложенных обстоятельств и приведенных норм права судебная коллегия приходит к выводу о том, что пожар, произошедший <...> в с. Мыркайское Мишкинского района Курганской области, не может быть отнесен к чрезвычайной ситуации регионального характера на основании заявленных истцами доводов о размере материального ущерба или количества пострадавших.
Пунктом 2 Правил выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15.02.2014 № 110 «О выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий» установлены два вида помощи: оказание гражданам единовременной материальной помощи в размере 10 000 рублей на человека (подпункт «г»); оказание гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости (из расчета за частично утраченное имущество - 50 тыс. рублей на человека, за полностью утраченное имущество - 100 тыс. рублей на человека (подпункт «д»).
Названные Правила устанавливают порядок выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального, межрегионального и регионального характера (пункт 1 Правил), к которым пожар в с. Мыркайское не относится. Требования истцов о выплате единовременной материальной помощи по 10000 руб. каждому и материальной помощи при утрате имущества первой необходимости по 100000 руб. в пользу каждого основаны на неверном толковании норм материального права, на истцов не распространяются.
В подпункте «л» пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают решения об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены.
В силу абзаца 7 пункта 1 статьи 18 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ граждане Российской Федерации имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций. Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (пункт 2 статьи 18).
Постановлением Правительства Курганской области от 17.03.2009 утвержден Порядок использования бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Курганской области (далее - Порядок Курганской области), пунктом 2 которого предусмотрено направление средств резервного фонда на финансовое обеспечение непредвиденных расходов, в том числе на предупреждение стихийных бедствий, катастроф, аварий, пожаров и других чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, проведение аварийно-восстановительных работ и иных мероприятий, связанных с ликвидацией их последствий; оказание мер социальной поддержки пострадавшим и (или) семьям лиц, погибших в результате событий, произошедших на территории Курганской области и повлекших тяжкие последствия.
Конкретный размер оказываемой помощи названным Порядком для указанных ситуаций не определен. Пунктом 3 Порядка Курганской области предусмотрено предоставление средств резервного фонда органам государственной власти Курганской области, органам местного самоуправления муниципальных образований Курганской области, организациям на безвозвратной и безвозмездной основе в пределах объема резервного фонда, утвержденного законом Курганской области об областном бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период.
Средства резервного фонда предоставляются при условии, что средства, необходимые для осуществления расходов, указанных в пункте 2 настоящего Порядка, не предусмотрены законом Курганской области об областном бюджете и (или) решением представительного органа муниципального образования Курганской области о местном бюджете на соответствующий финансовый год, либо при недостаточности бюджетных ассигнований на указанные цели в областном или местном бюджете на соответствующий финансовый год.
Решение о предоставлении средств резервного фонда принимается Правительством Курганской области в форме распоряжения, в котором указываются получатель средств, размер предоставляемых средств, цели осуществления расходов и источник предоставления средств - резервный фонд.
Указанное распоряжение может содержать и другие условия предоставления средств резервного фонда.
Основанием для подготовки проекта распоряжения является поручение Губернатора Курганской области, в том числе данное на основании письменного мотивированного обращения должностного лица, замещающего государственную должность Курганской области, руководителя исполнительного органа государственной власти Курганской области, государственного органа Курганской области, государственного учреждения Курганской области, главы муниципального образования Курганской области.
К указанному обращению прилагаются расчет размера запрашиваемых бюджетных ассигнований на финансирование мероприятий, указанных в пункте 2 настоящего Порядка, и документы, подтверждающие его обоснованность.
На основании распоряжения Финансовое управление Курганской области осуществляет перечисление средств резервного фонда в порядке, установленном для исполнения расходов областного бюджета (пункт 4 Порядка).
Предоставление семье Поповой Е.В., Попова В.В., Рыкова В.Н. материальной помощи в размере 100000 руб. на основании распоряжения Правительства Курганской области от <...> №-р произведено в полном соответствии с постановлением Правительства Курганской области от 17.03.2009 № «О Порядке использования бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Курганской области». Оснований для удовлетворения требований истцов о предоставлении указанного вида материальной помощи в пользу каждого не усматривается.
Судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения доводов апелляционной жалобы истца об отмене судебного решения в части отказа в предоставлении государственного жилищного сертификата.
В целях оказания помощи гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, Правительство Российской Федерации, действуя в рамках предоставленных ему действующим законодательством полномочий, приняло <...> постановление № 561 «О государственных жилищных сертификатах, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий» (постановлением Правительства РФ от <...> № наименование этого постановления изменено – «О государственных жилищных сертификатах, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями», далее - постановление Правительства РФ от 07.06.1995 № 561).
Согласно пункту 2 постановления Правительства РФ от 07.06.1995 № 561 государственные жилищные сертификаты выдаются гражданам при одновременном выполнении на момент чрезвычайной ситуации следующих условий: постоянное проживание в утраченном жилом помещении и регистрация по месту жительства в утраченном жилом помещении. Государственные жилищные сертификаты выдаются гражданину, для которого и для всех членов семьи которого утраченное жилое помещение являлось единственным.
В пункте 6 Порядка выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов, утвержденного постановлением Правительства РФ от 09.10.1995 с последующими изменениями содержатся следующие нормативные предписания.
Выдача бланков сертификатов высшему исполнительному органу государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляется Министерством финансов Российской Федерации на основании решения Правительства Российской Федерации, подготовленного Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти на основании списка граждан, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации, стихийного бедствия, террористического акта или при пресечении террористического акта правомерными действиями, на получение государственного жилищного сертификата (далее - список).
На основании заявления гражданина, чье жилое помещение было утрачено в результате чрезвычайной ситуации, стихийного бедствия, террористического акта или при пресечении террористического акта правомерными действиями, и после проведения сверки сведений, указанных в заявлении, с данными паспорта или другого документа, удостоверяющего личность гражданина (для детей - свидетельство о рождении), органом местного самоуправления подготавливается список по форме согласно приложению № 3 (1), который подписывается главой местной администрации муниципального образования, на территории которого проживают граждане, лишившиеся жилого помещения.
Начальник главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по субъекту Российской Федерации подписывает списки, подтверждая нахождение адресов граждан в зоне чрезвычайной ситуации, стихийного бедствия, совершения террористического акта или проведения мероприятий по пресечению террористического акта правомерными действиями.
Руководитель территориального органа Федеральной миграционной службы проверяет списки граждан на соответствие указанных в них сведений об адресе регистрации по месту жительства и паспорте сведениям об этих гражданах, которые находятся в распоряжении Федеральной миграционной службы, после чего подписывает их.
Список утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого произошли чрезвычайная ситуация, стихийное бедствие, террористический акт или пресечение террористического акта правомерными действиями, и направляется в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, которое после согласования списка направляет его в Министерство финансов Российской Федерации для осуществления последующего погашения сертификатов.
Таким образом, право на получение государственного жилищного сертификата возникает у граждан, лишившихся жилья в результате чрезвычайной ситуации или стихийного бедствия, то есть утративших единственное жилое помещение, в котором они проживали. Обязательным условием реализации этого права является обращение таких граждан в компетентные органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации с соответствующим заявлением и приложением к нему соответствующих документов. Именно на основании заявлений граждан, лишившихся жилья вследствие чрезвычайной ситуации или стихийного бедствия, при условии предоставления ими всех необходимых документов органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которых проживают такие граждане, составляются списки пострадавших граждан Российской Федерации, имеющих право на получение государственного жилищного сертификата. На основании этих списков, утвержденных решением исполнительного органа субъекта Российской Федерации, определяется потребность в государственных жилищных сертификатах и Правительством Российской Федерации принимается решение об их выпуске, который осуществляется в течение двух месяцев с момента чрезвычайной ситуации или стихийного бедствия.
С заявлением о включении в список лиц, имеющих право на жилищные сертификаты, истцы обратились в Администрацию Мыркайского сельсовета Мишкинского района Курганской области <...>, на которое <...> дан ответ со ссылкой на постановление Правительства РФ от 07.06.1995 № 561 об отсутствии оснований для выдачи государственных жилищных сертификатов лицам, лишившимся жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, и получившим в связи с этим компенсацию.
Вопреки доводам апелляционной жалобы истца Поповой Е.В., данный отказ не противоречит действующему законодательству, регулирующему спорные правоотношения, а также правоприменительной практике.
В соответствии с разъяснениями, данными в Обзоре судебной практики по делам, связанным с реализацией гражданами, лишившимися жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации, права на получение ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ 2009 - 2014 ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ <...>, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░> ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ <...>.
░░░░░ ░░░░, <...> ░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░ ░░░░░-░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ 46,5 ░░.░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ 1900 ░░.░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░> (░. 1 ░.░. 239-240). ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░. ░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ 329000 ░░░. ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ <...> №-░.
░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░.
░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░, ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░ ░░░░ ░░░░░░ 15 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ 1069 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░) ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░ ░░░░░░░, ░ ░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░. ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ 1 ░░░░░░ 1064 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░.
░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ 12 ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ 23.06.2015 № 25 «░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ I ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░», ░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░) ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░. ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░.
░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░ ░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░. 12, 56 ░ 67 ░░░ ░░. ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░-░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░. ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░. ░░. 328, 329 ░░░ ░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░
░░░░░░░░░░:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 5 ░░░░░░░ 2019 ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ – ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░
░░░░░