Решение по делу № 33-3681/2023 от 28.08.2023

Председательствующий по делу        № дела в суде первой инстанции

Судья Маншеев Н.Н.                2-44/2023

                            УИД 75RS0-53

                            Дело

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ    ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Забайкальского краевого суда в составе:

Председательствующего            Чайкиной Е.В.

судей краевого суда                Казакевич Ю.А.

Погореловой Е.А.

при ведении протокола

помощником судьи                Муратовой О.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Чите 10 октября 2023 года гражданское дело по иску прокурора Александрово-Заводского района Забайкальского края в интересах Волковой И. А. к МОУ Бутунтайская ООШ, Администрации Александрово-Заводского муниципального округа Забайкальского края, Министерству образования и науки Забайкальского края о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы,

по апелляционной жалобе представителя ответчика главы Александрово-Заводского муниципального округа Забайкальского края Солошко С.В.

на решение Александрово-Заводского районного суда Забайкальского края от 28 июня 2023 года, которым постановлено:

Исковые требования удовлетворить частично.

Взыскать с МОУ Бутунтайская ООШ (ОГРН ) в пользу Волковой И. А. (паспорт ) не доначисленную и невыплаченную заработную плату в части стимулирующих выплат за выслугу лет за период с 01.03.2022 года по 28.02.2023 года в размере 20 509,67 рублей.

Возложить на Администрацию Александрово-Заводского муниципального округа Забайкальского края (ОГРН ) обязанность произвести финансирование МОУ Бутунтайская ООШ для выплаты недоначисленной и невыплаченной заработной платы Волковой И. А. в размере 20509,67 рублей.

В остальной части исковых требований отказать.

Взыскать с МОУ Бутунтайская ООШ (ОГРН ) государственную пошлину в доход Александрово - Заводского муниципального округа в размере 815 рублей.

Заслушав доклад судьи Чайкиной Е.В., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Прокурор Александрово-Заводского района Забайкальского края в интересах Волковой И.А. обратился в суд с указанным иском, ссылаясь на следующее. В ходе проведенной прокуратурой района проверки соблюдения трудового законодательства установлено, что истец работает в МОУ Бутунтайская ООШ в должности учителя информатики. При этом, в нарушение Единых рекомендаций по установлению систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений отдельные виды стимулирующих выплат начисляются и выплачиваются истцу образовательным учреждением в меньшем размере, поскольку ограничены пределами нормы часов и произведены без учета объема фактической учебной нагрузки.

Просил суд взыскать с МОУ Бутунтайская ООШ в пользу Волковой И.А. недоначисленную и невыплаченную заработную плату за период с февраля 2022 года по февраль 2023 года в размере 22121,79 руб. В случае недостаточности денежных средств у МОУ Бутунтайская ООШ обязать администрацию Алекасандрово-Заводского муниципального округа профинансировать учреждение денежными средствами для выплаты недоначисленной и невыплаченной заработной платы Волковой И.А., обязать Министерство образования и науки Забайкальского края в срок до двух месяцев с момента вступления решения суда в законную силу предоставить субвенцию бюджету Александрово-Заводского муниципального округа, в целях обеспечения выплаты заработной платы Волковой И.А. с учетом надбавки за выслугу лет в размере 25% от фактического объема учебной нагрузки до прекращения трудовых отношений (л.д. ).

Определениями суда от 25 мая 2023 года, 07 июня 2023 года к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Комитет образования, молодежной политики и спорта администрации Александрово-Заводского муниципального округа Забайкальского края, Министерство финансов Забайкальского края (л.д. ).

Судом постановлено приведенное выше решение (л.д. ).

В апелляционной жалобе глава Александрово-Заводского муниципального округа Забайкальского края Солошко С.В. просит решение суда изменить в части отказа в удовлетворении исковых требований о возложении обязанности на Министерство образования и науки Забайкальского края, принять в указанной части новое решение, обязать Министерство образования и науки Забайкальского края в срок до 2 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу предоставить субвенцию бюджету Александрово-Заводского муниципального округа в целях обеспечения выплаты заработной платы истцу с учетом надбавки за выслугу лет от фактического объема учебной нагрузки до прекращения с нею трудовых отношений.

Указывает, что бюджет Александрово-Заводского муниципального округа является дотационным, администрация не может взять на себя дополнительные обязательства в части расходов на оплату труда педагогических работников, внесение таких обязательств будет противоречить ч.1 ст. 9 и п.3 ч.1 ст. 8 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ.

Судом также не учтено, что расчет заработной платы педагогических работников производится в соответствии с нормативами, установленными постановлением Правительства Забайкальского края от 02.03.2017 №81 «О некоторых вопросах обеспечения государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечения дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях», вместе с тем, школы в муниципальном округе являются малокомплектными, соответственно и нормативы при расчете должны быть иные, педагогические работники вынуждены брать на себя дополнительную нагрузку в связи с отсутствием кадров, что не учитывается Министерством при формировании фонда оплаты труда (л.д. 200-201).

В суд апелляционной инстанции стороны, извещенные о времени и месте апелляционного рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явились, о причинах неявки суду не сообщили, об отложении слушания дела не просили.

На основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела в соответствии со ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, выслушав объяснения прокурора прокуратуры Забайкальского края Чадовой Е.А., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, истец Волкова И.А. с 01.09.2007 года работает в МОУ «Бутунтайская ООШ» учителем информатики (л.д. ).

Согласно заключенному с истцом дополнительному соглашению от 01.09.2021 года к трудовому договору от 01.09.2007 года, истец принята на должность учителя информатики с установлением базового оклада в размере 7 497 руб., должностного оклада в размере 9 471,25 руб. за установленную педагогическую нагрузку в количестве 35 часов в неделю и ежемесячной стимулирующей выплаты за стаж работы по профилю в размере 20 % от должностного оклада (п.п. 4.1, 4.2.1, 4.4.1) (л.д. ).

Согласно заключенному с истцом дополнительному соглашению от 01.09.2022 года к трудовому договору от 01.09.2007 года, истцу установлена педагогическая нагрузка в объеме 35 часов в неделю (п.п. 4.2.1), также установлены ежемесячные стимулирующие выплаты за стаж работы по профилю в размере 20 % от должностного оклада (п. 4.4.1) (л.д.

В соответствии с Положением об оплате труда работников муниципальных образовательных организаций, утвержденным постановлением и.о. главы администрации муниципального района «Александрово-Заводский район» от 20.10.2014, заработная плата работников организации за исполнение трудовых (должностных) обязанностей включает:

- базовые оклады (базовые должностные ставки), базовые ставки заработной платы по соответствующим профессиональным квалификационным группам и квалификационным уровням профессиональных квалификационных групп; компенсационные выплаты; стимулирующие выплаты (пункт 2.1.1).

В силу пункта 2.3.1 Положения стимулирующие выплаты устанавливаются с целью повышения мотивации работников организации к качественному результату, а также поощрения за выполненную работу.

К числу стимулирующих выплат относится, в том числе надбавка за выслугу лет (пункт 2.3.3 Положения).

Пунктом 2.3.5 Положения установлено, что размеры, условия и порядка выплаты ежемесячной надбавки за выслугу лет к должностному окладу работникам образовательных организаций утверждается локальным актом в соответствии с нормами действующего законодательства.

Ежемесячная надбавка за выслугу лет к должностному окладу предусмотрена, в том числе педагогическим работникам (пункт 2.3.5.1 Положения).

Пунктом 2.3.5.2.1 Положения регламентировано, что ежемесячная стимулирующая надбавка за выслугу лет к должностному окладу всем работникам муниципальной образовательной организации производится дифференцировано в зависимости от стажа работы, дающего право на получение этой стимулирующей выплаты и устанавливается локальным актом с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации в следующих размерах: за стаж работы от 1 до 5 лет размер надбавки к должностному окладу составляет 5%, от 5 до 10 лет – 10%, от 10 до 15 лет – 15%, от 15 и более лет – 25%.

На 2022-2023 учебный год Волковой И.А. установлена учебная нагрузка 21 час в неделю, вместе с тем, ежемесячная стимулирующая надбавка за выслугу лет 20% к должностному окладу за указанный период времени была выплачена без учета фактически отработанного времени, а с учетом нормируемой части педагогической работы, составляющей 18 часов в неделю.

Считая, что надбавка за выслугу лет не должна ограничиваться пределами нормы часов, а производиться с учетом объема фактической учебной нагрузки педагога, прокурор обратился в защиту законных интересов Волковой И.А. в суд.

Разрешая спор и частично удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции пришел к выводу, что порядок начисления надбавки за выслугу лет на ставку заработной платы, установленный вышеприведенным Положением об оплате труда работников муниципальных образовательных организаций, противоречит действующему законодательству и лишает работников, работающих свыше нормы часов рабочего времени, права на получение выплат стимулирующего характера с учетом их фактической нагрузки. Такие условия оплаты труда являются дискриминационными по отношению к этим работникам при оплате их работы. Поскольку функции и полномочия учредителя школы осуществляет администрация «Александрово-Заводского муниципального округа», администрация принимает участие в распределении финансовых средств, перечисляемых муниципальным бюджетным учреждениям для оплаты труда работников, то администрация «Александрово-Заводского муниципального округа» должна нести дополнительную ответственность по обязательствам школы по выплате истцу недоначисленной и невыплаченной заработной платы за спорный период времени. Правовых оснований для возложения субсидиарной ответственности по обязательствам образовательной организации на Министерство образования и науки Забайкальского края не имеется, поскольку доказательств, что Министерство образования и науки Забайкальского края ненадлежащим образом исполняет свои полномочия по доведению субвенций в бюджет Александрово-Заводского муниципального округа в соответствии с установленными нормативами, не представлено.

В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Согласно части 2 приведенной нормы в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.

Администрацией Александрово-Заводского муниципального округа обжалуется решение суда в части отказа в удовлетворении исковых требований к Министерству образования и науки Забайкальского края о возложении субсидиарной ответственности, в связи с чем решение суда первой инстанции будет проверено судебной коллегией только в указанной части.

Проверяя доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия отмечает, что Министерство образования и науки Забайкальского края в сфере образования обеспечивает государственные гарантии реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечивает дополнительное образование детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми Правительством Забайкальского края (пункт 12.3.2 Положения о Министерстве образования и науки Забайкальского края, утвержденного постановлением Правительства Забайкальского края от 16 мая 2017 г. №192).

В соответствии с подпунктом 13 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Согласно пункту 3 части 1 статьи 8 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ) к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования относится обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

В силу пунктов 1, 4 части 1 статьи 9 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами); создание, реорганизация, ликвидация муниципальных образовательных организаций (за исключением создания органами местного самоуправления муниципальных районов муниципальных образовательных организаций высшего образования), осуществление функций и полномочий учредителей муниципальных образовательных организаций.

Частями 1-3 статьи 99 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ предусмотрено, что финансовое обеспечение оказания государственных и муниципальных услуг в сфере образования в Российской Федерации осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом.

Нормативы, определяемые органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 8 настоящего Федерального закона, нормативные затраты на оказание государственной или муниципальной услуги в сфере образования определяются по каждому уровню образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, по каждому виду и направленности (профилю) образовательных программ с учетом форм обучения, федеральных государственных требований (при их наличии), типа образовательной организации, сетевой формы реализации образовательных программ, образовательных технологий, специальных условий получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, обеспечения дополнительного профессионального образования педагогическим работникам, обеспечения безопасных условий обучения и воспитания, охраны здоровья обучающихся, а также с учетом иных предусмотренных настоящим Федеральным законом особенностей организации и осуществления образовательной деятельности (для различных категорий обучающихся), за исключением образовательной деятельности, осуществляемой в соответствии с образовательными стандартами, в расчете на одного обучающегося, если иное не установлено настоящей статьей.

Нормативные затраты на оказание государственных или муниципальных услуг в сфере образования включают в себя затраты на оплату труда педагогических работников с учетом обеспечения уровня средней заработной платы педагогических работников за выполняемую ими учебную (преподавательскую) работу и другую работу, определяемого в соответствии с решениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления. Расходы на оплату труда педагогических работников муниципальных общеобразовательных организаций, включаемые органами государственной власти субъектов Российской Федерации в нормативы, определяемые в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 8 настоящего Федерального закона, не могут быть ниже уровня, соответствующего средней заработной плате в соответствующем субъекте Российской Федерации, на территории которого расположены такие общеобразовательные организации.

При рассмотрении дела как в суде первой инстанции, как и в суде апелляционной инстанции фактов ненадлежащего финансирования из бюджета Забайкальского края в бюджет Александрово-Заводского муниципального округа установлено не было.

Не усматривается такая обязанность и из Устава МОУ Бутунтайская ООШ.

Защита гражданских прав осуществляется способами, установленными статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также иными способами, предусмотренными законом. При этом способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и характеру нарушения. Необходимым условием применения способа защиты гражданских прав является обеспечение восстановления нарушенного права (пункт 1 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Таким образом, избранный лицом способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и спорного правоотношения, и в конечном итоге привести к восстановлению нарушенного права.

Между тем, материалами дела не подтверждается то обстоятельство, что взысканные в рамках настоящего решения суммы выходят за пределы предусмотренного бюджетного финансирования.

Доводы апелляционной жалобы о том, что МОУ Бутунтайская ООШ является малокомплектной школой, в связи с чем применены неверные нормативы расчета заработной платы педагогов, судебной коллегией не могут быть приняты, поскольку данное обстоятельство не являлось предметом спора, утвержденные по данному учреждению размеры бюджетных ассигнований на текущий бюджетный год ответчиками не оспаривались.

Доводы апелляционной жалобы не содержат ссылок на обстоятельства и доказательства, которые не были установлены или оценены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы значение при принятии судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем не являются основаниями для отмены или изменения законного и обоснованного решения суда первой инстанции.

На основании изложенного, руководствуясь ст.328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

Решение Александрово-Заводского районного суда Забайкальского края от 28 июня 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ответчика главы Александрово-Заводского муниципального округа Забайкальского края Солошко С.В. – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступило в законную силу и может быть обжаловано в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, расположенный в г. Кемерово, в течение 3-х месяцев с даты вынесения настоящего апелляционного определения, путем подачи кассационной жалобы в Александрово-Заводский районный суд Забайкальского края.

Председательствующий                    Чайкина Е.В.

Судьи                                Казакевич Ю.А.

                                        Погорелова Е.А.

Мотивированное апелляционное определение в окончательной форме изготовлено – <Дата>.

33-3681/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
И.о. прокурора Александрово-Заводского района
Волкова Ирина Александровна
Ответчики
Министерство образования и науки Забайкальского края
МОУ Бутунтайская основная общеобразовательная школа
Администрация Александрово-Заводского муниципального округа
Другие
Комитет образования, молодежной политики и спорта администрации Александрово-Заводского муниципального района
Суд
Забайкальский краевой суд
Дело на странице суда
oblsud.cht.sudrf.ru
30.08.2023Передача дела судье
10.10.2023Судебное заседание
15.11.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
16.11.2023Передано в экспедицию
10.10.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее