Решение по делу № 2-1489/2023 (2-7379/2022;) от 28.12.2022

Дело №2-1489/2023

УИД 22RS0068-01-2022-009155-04

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

09 октября 2023 года                            г. Барнаул

Центральный районный суд г.Барнаула Алтайского края в составе:

председательствующего             Бакшеевой Е.В.,

при секретаре                  ФИО19,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11 к комитету жилищно-коммунального хозяйства г.Барнаула, некоммерческой организации «Региональный оператор Алтайского края «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов» о возложении обязанности произвести капитальный ремонт многоквартирного жилого дома,

УСТАНОВИЛ:

истцы обратились в суд с иском к комитету жилищно-коммунального хозяйства г.Барнаула, некоммерческой организации «Региональный оператор Алтайского края «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов», Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края о возложении обязанности произвести капитальный ремонт многоквартирного жилого дома.

Требования мотивированны тем, что истцы являются собственниками жилых помещений в доме № по ул...... Жилой дом эксплуатируется в течение 76 лет без проведения капитального ремонта. В связи с этим имеется необходимость в его проведении. В программу по капитальному ремонту до даты приватизации первого жилого помещения дом не был включен, данными об этом истцы не обладают. Учитывая, что истцы имеют право на благоприятные и безопасные условия проживания, а также то, что жилой дом эксплуатируется с 1915 года без проведения капитальных ремонтов, полагают, что в настоящее время имеется необходимость его выполнения в соответствии с требованиями ст.16 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», поскольку за бывшим наймодателем сохраняется неисполненная на момент первой приватизации помещения в доме обязанность производить капитальный ремонт дома с учетом норм содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда. При этом возможность проведения капитального ремонта в рамках региональной программы не освобождает бывшего наймодателя от выполнения обязанности по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, поскольку такая обязанность сохраняется у него до исполнения данной обязанности.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, положения ст.16 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», ст.ст. 166, 190.1 Жилищного кодекса Российской Федерации истцы в первоначальной редакции требований просили установить нуждаемость многоквартирного жилого .... в .... в капитальном ремонте, определить виды работ и их стоимость; возложить на комитет жилищно-коммунального хозяйства г.Барнаула обязанность в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу произвести финансирование работ по капитальному ремонту жилого дома путем перечисления денежных средств в размере стоимости выполнения работ на счет некоммерческой организации «Региональный оператор Алтайского края «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов»; обязать некоммерческую организацию «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов» выполнить работы по капитальному ремонту многоквартирного дома в течение шести месяцев со дня перечисления комитетом жилищно-коммунального хозяйства г.Барнаула денежных средств в размере стоимости выполнения данных работ; обязать Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края пересмотреть срок выполнения капитального ремонта дома в соответствии с решением суда; взыскать с комитета жилищно-коммунального хозяйства г.Барнаула в пользу истцов расходы на оформление нотариальной доверенности по 381 руб. в пользу каждого; взыскать с комитета жилищно-коммунального хозяйства г.Барнаула в пользу ФИО2 расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 руб.; взыскать с комитета жилищно-коммунального хозяйства г.Барнаула в пользу истцов судебные расходы на оплату юридических услуг по 1 000 руб. в пользу каждого.

В ходе рассмотрения дела истцы, с учетом результатов судебной экспертизы, заявленные исковые требования уточнили, просят:

возложить на комитет жилищно-коммунального хозяйства г.Барнаула обязанность в течение шести месяцев с даты вступления решения суда в законную силу произвести финансирование работ по капитальному ремонту многоквартирного жилого .... в .... путем перечисления денежных средств в размере 17 613 376 руб. на счет некоммерческой организации «Региональный оператор .... «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов» для проведения им капитального ремонта общего имущества многоквартирного жилого дома;

возложить обязанность на некоммерческую организацию «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов» выполнить работы по капитальному ремонту многоквартирного жилого дома в течение шести месяцев со дня перечисления комитетом жилищно-коммунального хозяйства г.Барнаула денежных средств на ремонт, а именно:

фундаменты:

- работы по устранению причин неравномерной осадки фундаментов – усиление фундаментов обетонкой с армированием;

- работы по устранению причин замачивания фундаментов устройство дренажной системы по периметру здания с отводом воды в ливневую канализацию;

- работы по устройству горизонтальной и вертикальной гидроизоляции фундаментов и стен подвала;

- работы по устройству приямков перед окнами и дверью подвала с дренажом;

- установка окон в подвале;

-устройство горизонтальной гидроизоляции наружных и внутренних несущих стен и вертикальной гидроизоляции цоколя с уличной стороны с нанесением проникающей гидроизоляции «кальматрон» и устройством защитной мембраны;

- смена отмостки;

-вертикальная планировка территории по периметру здания (срезка и вывоз грунта);

несущие конструкции:

- работы по предотвращению дальнейшего раскрытия трещин инъекцирование трещин;

- работы по усилению узла опирания арочной перемычки внутренней стены на наружную стену левого бокового фасада на 1-ом этаже (устройство тяжей);

- работы по устранению промерзания наружных стен;

фасады:

- работы по инъекцированию трещин в наружных стенах;

- перекладка наружной версты в местах выветривания и вымораживания кирпичной кладки;

- демонтаж рекламных вывесок и кондиционеров. Заделка отверстий ремонтно-реставрационным составом;

- восстановление фактурной поверхности кирпичной кладки фасадов (смена штукатурки левого бокового фасада при обосновании) в соответствии с колористическим паспортом и проектом реставрации;

- демонтаж существующей системы организованного водоотвода и устройство новой в соответствии с действующими нормативными требованиями;

- смена входной двери на деревянную с последующей окраской и перенос входной двери вглубь арочного проема;

- смена деревянных окон в местах общего пользования;

- установка подоконных отливов;

крыша и кровля:

- смена мауэрлата и стропильных ног;

- смена обрешетки;

- смена кровли кровлю из оцинкованного железа с полимерным покрытием;

- смена слуховых окон и створок;

- смена пароизоляции и утеплителя чердачного перекрытия;

- устройство защитной стяжки по утеплителю;

- установка элементов снегозадержания;

- установка ограждения на кровле;

- устройство дополнительных продухов, слуховых окон и т.п. для приведения температурно-влажностного режима и воздухообмен чердачного помещения в соответствие с нормативными требованиями;

- устройство греющего кабеля на кровле в уровне карниза;

- вывод фановых труб выше уровня кровли;

инженерное оборудование:

- смена магистральной сети электропроводки от распределительного щита до счетчиков;

- смена освещения в местах общего пользования (в подъезде, чердаке, подвале) и на входе в здание;

- смена объединяющего вентиляционного канала и подводящих каналов в чердачном помещении;

взыскать с комитета жилищно-коммунального хозяйства г.Барнаула в пользу ФИО2 расходы по уплате ФИО1 пошлины в размере 300 руб.;

взыскать с комитета жилищно-коммунального хозяйства г.Барнаула в пользу истцов судебные расходы на оплату услуг представителя по 1 000 рублей в пользу каждого;

взыскать с некоммерческой организации «Региональный оператор Алтайского края «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов» в пользу истцов в случае неисполнения решения суда в установленный срок судебную неустойку в размере 5 000 рублей ежемесячно каждому с даты окончания срока исполнения решения суда о выполнении капитального ремонта многоквартирного дома по день фактического исполнения решения суда.

В судебное заседание истцы не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежаще, представили заявление о рассмотрении дела в их отсутствие.

ФИО1 истцов ФИО20 в судебном заседании на удовлетворении уточненных исковых требованиях настаивал, ссылаясь на то, что обоснованность заявленных требований подтверждена заключением судебной экспертизы. Первоначально заявленные требования к Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края о пересмотре срока выполнения капитального ремонта дома в соответствии с решением суда не поддержал, просил их не рассматривать, равно как и требование о взыскании с комитета жилищно-коммунального хозяйства г.Барнаула в пользу истцов расходов на оформление нотариальной доверенности, поскольку расходы по оформлении данной доверенности уже взысканы в пользу истцов в рамках другого гражданского дела.

Представитель ответчика комитета жилищно-коммунального хозяйства г.Барнаула ФИО14 в судебное заседание не явилась, о месте и времени рассмотрения дела извещена надлежаще, ранее участвуя в судебном заседании возражала против удовлетворения требований, ссылаясь на то, что условия и порядок проведения капитального ремонта в рамках неисполненной обязанности бывшего наймодателя регламентирован ст.16 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», ст.190.1 Жилищного кодекса Российской Федерации; нуждаемость дома в проведении капитального ремонта определяется на дату приватизации первого жилого помещения в данном доме; обязанность по проведению капитального ремонта реализуется бывшим собственником путем финансирования за счет средств соответствующего бюджета выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме; при этом объем такого финансирования определяется исходя из числа работ, установленных ч.1 ст.166 Жилищного кодекса Российской Федерации; стоимость работ определяется в порядке, установленном субъектом Российской Федерации; срок проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме определяется в соответствии с региональной программой капитального ремонта; в соответствии с постановлением Администрации Алтайского края от 27.03.2014 №146 «Об утверждении краевой программы «Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Алтайского края» на 2014-2043 годы» капитальный ремонт дома по адресу: .... запланирован на разные годы.

В судебном заседании представитель некоммерческой организации «Региональный оператор Алтайского края «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов» в судебном заседании Гоголинский Д.Е. возражал против удовлетворения исковых требований, заявленных к некоммерческой организации «Региональный оператор Алтайского края «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов», ссылаясь на то, что способом формирования фонда капитального ремонта в спорном доме является аккумулирование взносов на общем счете регионального оператора. Согласно постановлению Администрации Алтайского края от 27.03.2014 №146 «Об утверждении краевой программы «Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Алтайского края» на 2014-2043 годы» капитальный ремонт конструктивных элементов спорного многоквартирного дома запланирован в части работ по ремонту крыши и фасада на 2023-2025 годы, в части работ по ремонту подвальных помещений, фундамента, внутридомовых инженерных систем электроснабжения, теплоснабжения, холодного, горячего водоснабжения, водоотведения на 2026-2028 годы. Иные виды работ капитального ремонта в спорном многоквартирном доме, в иные сроки краевой программой не предусмотрены. При этом в силу ч.1 ст.182 Жилищного кодекса Российской Федерации региональный оператор обеспечивает проведение капитального ремонта в объеме и в сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта.

Представитель Управления Государственной охраны объектов культурного наследования Алтайского края в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, представлен письменный отзыв на исковое заявление, в котором против удовлетворения исковых требований не возражает, указывает на то, что здание «Доходный дом Аверина» по адресу: .... является объектом культурного наследия регионального значения, состоит на государственной охране; на момент приватизации первого жилого помещения данное здание находилось в муниципальной собственности г.Барнаула.

Представитель Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, представлен письменный отзыв на исковое заявление, в котором просит рассмотреть дело без его участия, указывает на то, что очередность проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяется с учетом сроков проведения ремонта, установленных краевой программой «Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Алтайского края» на 2014-2043 годы», утвержденной постановлением Администрации Алтайского края от 27.03.2014 №146. Внесение изменений в планы реализации краевой программы осуществляется уполномоченным органом на основании представленных органами местного самоуправления сведений о многоквартирных домах и прогнозируемого объема средств фонда капитального ремонта, представленного региональным оператором. Объем денежных средств, поступивших для финансирования капитального ремонта конкретного дома, имеет значение для определения очередности фактического проведения ремонта данного дома. Изменение финансирования, в том числе за счет бюджетных средств, является одним из оснований изменения сроков ремонта, актуализации планов реализации краевой программы. При этом сведениями о размере средств, поступивших для проведения капитального ремонта, располагает региональный оператор, который уполномочен предоставлять соответствующие сведения уполномоченному органу.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены в установленном порядке.

Суд с учетом положений ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) счел возможным рассмотреть дело при указанной явке.

Выслушав участников процесса, опросив эксперта, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Как установлено и подтверждается материалами дела, истцы являются собственниками жилых помещений в доме по ....:

-ФИО2 является собственником нежилого помещения, расположенного на 1 этаже, на основании договора купли-продажи недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости (л.д. 26 том 1, л.д. 43-44 том 2);

- ФИО4, ФИО3 являются сособственниками .... на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается выпиской из Единого ФИО1 реестра недвижимости (л.д. 25-27 том 2);

- ФИО5 принадлежит .... на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается выпиской из Единого ФИО1 реестра недвижимости (л.д. 28-30 том 2);

- ФИО6 принадлежит .... на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о ФИО1 регистрации права, выпиской из Единого ФИО1 реестра недвижимости (л.д. 9 том 1, л.д. 31-34 том 2);

- ФИО7 принадлежит .... на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о ФИО1 регистрации права, выпиской из Единого ФИО1 реестра недвижимости (л.д. 12 том 1, л.д. 23-24 том 2);

- ФИО8 принадлежит .... на основании договора бесплатной передачи жилья в частную собственность в порядке приватизации от ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о ФИО1 регистрации права, выпиской из Единого ФИО1 реестра недвижимости (л.д. 10 том 1, л.д. 35-38 том 2);

- ФИО9, ФИО10 являются сособственниками .... на основании договора о передаче жилья в собственность от ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о ФИО1 регистрации права, выпиской из Единого ФИО1 реестра недвижимости (л.д. 13-14 том 1, л.д. 39-42 том 2);

- ФИО11 принадлежит нежилое помещение лит.А на основании договора купли-продажи о ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о ФИО1 регистрации права (л.д. 11 том 1).

Как следует из материалов инвентарного дела на многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: ...., дом построен и сдан в эксплуатацию в 1915 году, является объектом культурного наследия регионального значения (памятником архитектуры), включенным в единый ФИО1 реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федераций (л.д. 76-86 том 1).

Дата приватизации первого жилого помещения в доме – ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 87 том 1).

Многоквартирный жилой дом включен в краевую программу «Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Алтайского края» на 2014-2043 годы, утвержденную постановлением Администрации Алтайского края от 27.03.2014 №146.

Истцы обратились в суд с требованиями о возложении на комитет жилищно-коммунального хозяйства г.Барнаула обязанности по финансированию работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирного жилого дома, возложении на НО «Региональный оператор Алтайского края «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов» обязанности организовать проведение капитального ремонта.

Разрешая заявленные исковые требования, суд принимает во внимание следующее.

В соответствии с ч.ч. 1-3 ст.158 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт. Обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме распространяется на всех собственников помещений в этом доме с момента возникновения права собственности на помещения в этом доме. При переходе права собственности на помещение в многоквартирном доме к новому собственнику переходит обязательство предыдущего собственника по оплате расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, в том числе не исполненная предыдущим собственником обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт, за исключением такой обязанности, не исполненной Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием, являющимися предыдущим собственником помещения в многоквартирном доме.

В силу ч.1 ст.39 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.

Согласно ч.2 ст.44 ЖК РФ общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме уполномочено принимать решения о реконструкции многоквартирного дома (в том числе с его расширением или надстройкой), строительстве хозяйственных построек и других зданий, строений, сооружений, капитальном ремонте общего имущества в многоквартирном доме.

Вместе с тем, в соответствии со ст.6 ЖК РФ акты жилищного законодательства не имеют обратной силы и применяются к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие. Действие акта жилищного законодательства может распространяться на жилищные отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, прямо предусмотренных этим актом. В жилищных отношениях, возникших до введения в действие акта жилищного законодательства, данный акт применяется к жилищным правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие.

Согласно ст.5 Федерального закона от 29.12.2004 №189-ФЗ «О введении в действие ЖК РФ» к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Согласно ст.16 Закона Российской Федерации от 04.07.1991 №1541-1 «О приватизации жилого фонда в Российской Федерации» приватизация занимаемых гражданами жилых помещений в домах, требующих капитального ремонта, осуществляется в соответствии с настоящим Законом. При этом за бывшим наймодателем сохраняется обязанность производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилого фонда.

Статьей 141 ЖК РСФСР была установлена обязанность наймодателя своевременно производить ремонт жилых домов, обеспечивать бесперебойную работу инженерного оборудования домов и жилых помещений, надлежащее содержание подъездов, других мест общего пользования домов и придомовой территории. Финансирование затрат на эксплуатацию и ремонт (текущий и капитальный) жилищного фонда местных Советов народных депутатов осуществляется за счет средств жилищно-эксплуатационных организаций, а в случае недостатка этих средств - за счет государственного бюджета (ст. 149 ЖК РСФСР).

Исходя из системного толкования указанных положений, обязанность по производству капитального ремонта жилых помещений многоквартирного дома, возникшая у бывшего наймодателя и не исполненная им на момент приватизации, сохраняется до исполнения обязательства и не может быть возложена на нового собственника приватизированной квартиры, эта обязанность сохраняется у того субъекта, у которого она возникла.

В соответствии со ст.6 Закона Российской Федерации от 04.07.1991 №1541-1 «О приватизации жилого фонда в Российской Федерации» передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.

Ранее действовавшая редакция указанной статьи предусматривала, что передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется: соответствующим Советом народных депутатов или его исполнительным органом; предприятием, за которым закреплен жилищный фонд на праве полного хозяйственного ведения; учреждением, в оперативное управление которого передан жилищный фонд.

В силу ст.1 Закона Российской Федерации от 24.12.1992 №4218-1 «Об основах федеральной жилищной политики» наймодателем по договору жилищного найма выступал собственник ФИО1 или муниципального жилищного фонда либо управомоченное им лицо.

При этом, как следует из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, отраженной в определении от 01.03.2012 №389-О-О, определяя в Законе Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда Российской Федерации» основные принципы осуществления приватизации государственного и муниципального жилищного фонда социального использования на территории Российской Федерации, федеральный законодатель, руководствуясь принципами социального государства и поддержания доверия граждан к действиям публичной власти, в целях обеспечения дополнительных гарантий права на приватизацию для граждан, занимающих жилые помещения в домах, требующих капитального ремонта, предусмотрел сохранение за бывшим наймодателем обязанности производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда (статья 16). Это законоположение, как ранее указывал Конституционный Суд Российской Федерации, направлено на защиту имущественных и жилищных прав названной категории граждан (определения от 19 октября 2010 года № 1334-О-О и от 14 июля 2011 года № 886-О-О).

В постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 12.04.2016 №10-П «По делу о проверке конституционности положений части 1 статьи 169, частей 4 и 7 статьи 170 и части 4 статьи 179 Жилищного кодекса РФ в связи с запросами групп депутатов Государственной Думы» указано, что изменения, внесенные в правовое регулирование отношений в области организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Федеральным законом № 271-ФЗ, не затронули статью 16 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», которая не утратила силу и продолжает действовать, т.е. обязывает прежних наймодателей жилых помещений (коими, как правило, выступали публично-правовые образования) надлежащим образом исполнять вытекающую из данной статьи публичную по своей правовой природе обязанность по проведению капитального ремонта нуждающихся в нем многоквартирных домов. Обязанность же по производству последующих капитальных ремонтов ложится на собственников жилых помещений, в том числе на граждан, приватизировавших жилые помещения.

Законодательное определение механизма исполнения бывшими наймодателями жилых помещений в многоквартирных домах государственного и муниципального жилищных фондов обязанности по проведению капитального ремонта нуждавшихся в нем домов было обусловлено реализацией предписаний, содержащихся в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 12 апреля 2016 года № 10-П, которым федеральному законодателю было поручено установить такого рода механизм, согласованный с закрепленным Жилищным кодексом Российской Федерации порядком проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (пункт 1 резолютивной части).

Исходя из этого Федеральным законом от 20.12.2017 №399-ФЗ Жилищный кодекс Российской Федерации был дополнен статьей 190.1, устанавливающей особенности организации капитального ремонта многоквартирных домов, в которых требовалось проведение такого ремонта на дату приватизации первого жилого помещения, а в статью 16 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» было внесено уточнение в виде отсылки к жилищному законодательству Российской Федерации в части установления порядка проведения капитального ремонта указанных многоквартирных домов бывшим наймодателем (Определение Конституционного Суда РФ от 12.03.2019 №577-О «По запросу группы депутатов Государственной Думы о проверке конституционности положения статьи 190.1 Жилищного кодекса Российской Федерации»).

Таким образом, до возложения бремени содержания общего имущества дома на граждан, приватизировавших квартиры в таком доме, бывший наймодатель обязан исполнить обязанность по проведению капитального ремонта общего имущества как всего жилого дома, так и отдельных его конструкций, исправление которых возможно только в условиях проведения капитального ремонта.

Механизм участия бывшего собственника многоквартирного дома в проведении капитального ремонта установлен положениями ст. 190.1 ЖК РФ, регулирующей особенности организации капитального ремонта многоквартирных домов, в которых требовалось проведение капитального ремонта на дату приватизации первого жилого помещения.

В соответствии с ч.1 ст.190.1 ЖК РФ в случае, если до даты приватизации первого жилого помещения в многоквартирном доме такой многоквартирный дом был включен в перспективный и (или) годовой план капитального ремонта жилищного фонда в соответствии с нормами о порядке разработки планов капитального ремонта жилищного фонда, действовавшими на указанную дату, но капитальный ремонт на дату приватизации первого жилого помещения проведен не был, и при условии, что капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме после даты приватизации первого жилого помещения до даты включения такого многоквартирного дома в региональную программу капитального ремонта не проводился за счет средств федерального бюджета, средств бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета, капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями настоящей статьи проводит орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на дату приватизации первого жилого помещения в многоквартирном доме выступать соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве собственника жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, являвшиеся наймодателем (далее - бывший наймодатель). В случае, если за счет средств соответствующих бюджетов проведен капитальный ремонт только отдельных элементов общего имущества в многоквартирном доме, обязанность бывшего наймодателя по проведению капитального ремонта распространяется на те элементы общего имущества в многоквартирном доме, капитальный ремонт которых не был проведен.

Согласно ч.2 данной статьи, перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, которые требовалось провести на дату приватизации первого жилого помещения в таком доме в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда, действовавшими на указанную дату, определяется бывшим наймодателем в порядке, установленном субъектом Российской Федерации, из числа установленных частью 1 статьи 166 настоящего Кодекса. Стоимость услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме определяется исходя из предельной стоимости услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, определенной нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями части 4 статьи 190 настоящего Кодекса. Срок проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме определяется в соответствии с региональной программой капитального ремонта.

Проведение бывшим наймодателем капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме осуществляется путем финансирования за счет средств федерального бюджета, средств бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме. Указанное финансирование производится с учетом способа формирования фонда капитального ремонта путем перечисления средств в объеме, определенном в соответствии с частью 2 настоящей статьи, на счет регионального оператора либо на специальный счет в порядке и на условиях, предусмотренных соответственно федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами (ч. 3 ст. 190.1 ЖК РФ).

В силу ч.1 ст.166 ЖК РФ перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, оказание и (или) выполнение которых финансируются за счет средств фонда капитального ремонта, который сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, включает в себя:

1) ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения;

2) ремонт, замену, модернизацию лифтов, ремонт лифтовых шахт, машинных и блочных помещений;

3) ремонт крыши;

4) ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме;

5) ремонт фасада;

6) ремонт фундамента многоквартирного дома.

Примерный перечень работ, производимых при капитальном ремонте жилищного фонда предусмотрен Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными Постановлением Государственного комитета по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003г. № 170.

Согласно сведениям на запрос суда о выполнении обязанности по проведению капитального ремонта жилого дома, представленным комитетом жилищно-коммунального хозяйства г.Барнаула, капитальный ремонт дома №76 по ул.Гоголя в .... в рамках бюджетного финансирования в период с 2000 года по настоящее время не выполнялся. Сведениями о проведении капитального ремонта многоквартирного дома в более ранний период комитет не располагает (л.д. 144 том 1).

Таким образом, документально подтвержденных сведений о проведении капитального ремонта многоквартирного жилого дома по ...., с момента его ввода в эксплуатацию не представлено.

В целях определения нуждаемости жилого дома в проведении капитального ремонта, вида ремонтных работ и их необходимого объема на дату первой приватизации в доме (1994 год) судом по настоящему делу назначена судебная строительно-техническая экспертиза (л.д. 120-145 том 1).

Согласно заключению судебной экспертизы №466 от 15.05.2023, выполненной ООО «АлтайСтройЭксперт», по состоянию на 1994 год (дата приватизации первого жилого помещения) исследуемый жилой дом, расположенный по адресу: ...., нуждался в проведении капитального ремонта.

По выводам судебной экспертизы, по состоянию на 1994 год исследуемый жилой дом нуждался в проведении капитального ремонта следующих конструктивных элементов и инженерных систем: ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, водоотведения; ремонт крыши; ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме; ремонт фасада; ремонт фундамента многоквартирного дома; выполнение работ по благоустройству (отмостка, ограждения, озеленение, детские и хозяйственно-бытовые площадки); проведение ремонтно-реставрационных работ элементов здания, находящихся под охраной государства.

На дату проведения экспертного осмотра физический износ многоквартирного жилого дома составляет 61%, исследуемый многоквартирный жилой дом находится в ветхом состоянии, при котором эксплуатация его возможна только при условии проведения охранных мероприятий или полной смены конструктивного элемента.

При существующем физическом износе 61% требуется комплексный капитальный ремонт несущих конструкций и элементов здания, имеющих повышенный износ, а именно восстановление и замена несущих и ограждающих конструкций и элементов, восстановление и замена систем инженерно-технического обеспечения.

При этом экспертами заключено о том, что причиной выявленных недостатков является значительный срок эксплуатации жилого дома без проведения своевременного капитального ремонта по восстановлению элементов здания и инженерного оборудования.

Из анализа материалов дела и данных, полученных при проведении экспертного осмотра, установлено, что на исследуемом объекте проводились работы по текущему ремонту входных дверей, подъездов, крыши, фасадов, отмостки, а также выборочный капитальный ремонт инженерных сетей отопления и водоснабжения.

Для устранения выявленных недостатков и приведения общего имущества собственников многоквартирного жилого дома в соответствие с нормативными требованиями необходимо выполнить следующие виды работ, относящихся к капитальному ремонту:

фундаменты: - работы по устранению причин неравномерной осадки фундаментов – усиление фундаментов обетонкой с армированием;

- работы по устранению причин замачивания фундаментов устройство дренажной системы по периметру здания с отводом воды в ливневую канализацию;

- работы по устройству горизонтальной и вертикальной гидроизоляции фундаментов и стен подвала;

- работы по устройству приямков перед окнами и дверью подвала с дренажом;

- установка окон в подвале;

-устройство горизонтальной гидроизоляции наружных и внутренних несущих стен и вертикальной гидроизоляции цоколя с уличной стороны с нанесением проникающей гидроизоляции «кальматрон» и устройством защитной мембраны;

- смена отмостки;

-вертикальная планировка территории по периметру здания (срезка и вывоз грунта);

несущие конструкции: - работы по предотвращению дальнейшего раскрытия трещин инъекцирование трещин;

- работы по усилению узла опирания арочной перемычки внутренней стены на наружную стену левого бокового фасада на 1-ом этаже (устройство тяжей);

- работы по устранению промерзания наружных стен;

фасады: - работы по инъекцированию трещин в наружных стенах;

- перекладка наружной версты в местах выветривания и вымораживания кирпичной кладки;

- демонтаж рекламных вывесок и кондиционеров. Заделка отверстий ремонтно-реставрационным составом;

- восстановление фактурной поверхности кирпичной кладки фасадов (смена штукатурки левого бокового фасада при обосновании) в соответствии с колористическим паспортом и проектом реставрации;

- демонтаж существующей системы организованного водоотвода и устройство новой в соответствии с действующими нормативными требованиями;

- смена входной двери на деревянную с последующей окраской и перенос входной двери вглубь арочного проема;

- смена деревянных окон в местах общего пользования;

- установка подоконных отливов;

крыша и кровля: - смена мауэрлата и стропильных ног;

- смена обрешетки;

- смена кровли кровлю из оцинкованного железа с полимерным покрытием;

- смена слуховых окон и створок;

- смена пароизоляции и утеплителя чердачного перекрытия;

- устройство защитной стяжки по утеплителю;

- установка элементов снегозадержания;

- установка ограждения на кровле;

- устройство дополнительных продухов, слуховых окон и т.п. для приведения температурно-влажностного режима и воздухообмен чердачного помещения в соответствие с нормативными требованиями;

- устройство греющего кабеля на кровле в уровне карниза;

- вывод фановых труб выше уровня кровли;

инженерное оборудование: - смена магистральной сети электропроводки от распределительного щита до счетчиков;

- смена освещения в местах общего пользования (в подъезде, чердаке, подвале) и на входе в здание;

- смена объединяющего вентиляционного канала и подводящих каналов в чердачном помещении.

Экспертами отмечено, что часть работ по текущему ремонту, тесно связаны с работами, проводимыми в рамках капитального ремонта, в связи с чем данные работы должны выполняться за счет капитального ремонта.

Кроме того, экспертами отмечено, что при наличии статуса исследуемого жилого дома как памятника градостроительства и архитектуры регионального значения, все работы, относящиеся к капитальному ремонту, непосредственно связанные с внешним обликом исследуемого здания памятника градостроительства и архитектуры необходимо проводить с соблюдением законодательства в области охраны объектов культурного наследия и согласованию с Управлением государственной охраны объектов культурного наследия Алтайского края.

Конкретный объем (перечень) работ, виды работ, необходимых к выполнению в рамках проведения капитального ремонта указанных элементов, конструкций и систем многоквартирного дома, подробно изложены в исследовательской части заключения ФИО12 .

Истцами с учетом уточнения иска заявлены требования о возложении обязанностей на ответчиков по финансированию и организации работ по капитальному ремонту согласно заключению экспертов №466 от 15.05.2023.

В рамках производства исследования экспертами рассчитана стоимость ремонтно-строительных работ и материалов по капитальному ремонту общего имущества многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: ...., которая составляет 17 613 376 руб.

Допрошенный в судебном заседании ФИО12 ФИО16, предупрежденный об уголовной ответственности, выводы, изложенные в заключении, подтвердил. Дополнительно пояснил о том, что в данном случае необходимо осуществить капитальный ремонт всего дома в кратчайшие сроки, при этом с учетом физического износа дома требуется проведение комплексного капитального ремонта, охватывающего все конструкции и элементы здания, без разбивки по годам, как это предусмотрено краевой программой. Указанные в заключении работы по текущему ремонту, тесно связаны с работами, проводимыми в рамках капитального ремонта, в связи с чем данные работы должны выполняться за счет капитального ремонта. В рассматриваемом случае невозможно провести капитальный работ без проведения всего перечня работ, указанного в заключении экспертов. Исключение каких-либо работ, указанных в заключении, недопустимо, это может повлечь негативные последствия.

Согласно дополнению к заключению экспертов устройство греющего кабеля в карнизной части крыши и системе водоотведения кровли выполняется при капитальном ремонте крыши при выполнении работ по восстановлению или устройству системы наружного водостока с кровли (л.д. 19 том 2).

Проанализировав содержание экспертного заключения, суд приходит к выводу о том, что оно в полном объеме отвечает требованиям ст.86 ГПК РФ, поскольку содержит подробное описание произведенных исследований, сделанные в результате их выводы и научно обоснованные ответы на поставленные вопросы, в обоснование сделанных выводов эксперты приводят соответствующие данные из имеющихся в распоряжении экспертов документов, основываются на исходных объективных данных, учитывая имеющуюся в совокупности документацию.

При таких обстоятельствах суд считает, что заключение экспертов отвечает принципам относимости, допустимости, достоверности и достаточности доказательств, основания сомневаться в его правильности отсутствуют.

Согласно ч.1 ст.67 ГПК РФ, суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

Принимая во внимание, что вышеприведенное заключение представляет собой полный и последовательный ответ на поставленные перед экспертами вопросы, неясностей и противоречий не содержит, исполнено экспертами, имеющими соответствующие стаж работы и образование, необходимые для производства данного вида работ, предупрежденными об ответственности по ст.307 Уголовного кодекса Российской Федерации, оснований не доверять указанному заключению у суда не имеется, в связи с чем его результаты принимаются судом в качестве доказательства по настоящему делу и оцениваются в совокупности с иными доказательствами, с которым названное заключение согласуется.

Выводы судебных экспертов основаны на изучении правовой, нормативно-технической документации и материалов дела, визуальном осмотре, анализе зафиксированных недостатков и подтверждены прилагаемыми к экспертному заключению расчетами.

Представителем ответчика заявлено ходатайство о назначении дополнительной экспертизы, судом отказано в его удовлетворении по вышеуказанным основаниям.

Таким образом, результатами судебной экспертизы подтверждено, что в спорном многоквартирном доме требуется проведение капитального ремонта на текущее время. Вместе с тем, установлено, что многоквартирный жилой дом нуждался в капитальном ремонте (в объеме, установленном исследованием) на дату приватизации первого жилого помещения.

Доказательств выполнения работ по капитальному ремонту, с необходимой периодичностью, а также технической инвентаризации, обследованию жилого дома по делу не представлено.

Выводы судебной экспертизы сторонами в установленном Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации порядке не оспаривались.

Исходя из указанного, имеющимися в деле доказательствами подтвержден факт нуждаемости дома в капитальном ремонте до начала приватизации помещений в нем, что свидетельствует о неисполнении органом местного самоуправления как собственником (наймодателем) имущества обязанностей по содержанию общего имущества в доме, нарушении ст.16 Закона Российской Федерации «О приватизации жилого фонда в Российской Федерации».

Согласно ч.2 ст.125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени муниципального образования выступают органы местного самоуправления в рамках компетенции, установленной актами, определяющими их статус.

Уставом городского округа - города Барнаула Алтайского края установлены полномочия органов местного самоуправления в сфере управления жилищно-коммунальным хозяйством города; определено, что комитет жилищно-коммунального хозяйства города Барнаула, являясь органом местного самоуправления, организует содержание муниципального жилищного фонда; осуществляет функции наймодателя по договорам социального найма, найма специализированных жилых помещений муниципального жилищного фонда и найма жилых помещений социального использования муниципального жилищного фонда; осуществляет иные полномочия, предусмотренные муниципальными правовыми актами (статья 66).

В соответствии с Положением о комитете жилищно-коммунального хозяйства города Барнаула, комитет участвует в разработке комплексных и целевых программ по ремонту жилищного фонда города, проведение организационных мероприятий по их реализации; осуществляет полномочия муниципального заказчика при заключении муниципальных контрактов на поставку товаров, оказание услуг и выполнение работ для муниципальных нужд, в том числе при проведении капитального ремонта, реконструкции муниципального жилищного фонда и т.д.

Учитывая установленный по делу факт нуждаемости многоквартирного дома в проведении капитального ремонта многоквартирного дома, возникшую у бывшего наймодателя (органа местного самоуправления) и не выполненную им на момент приватизации жилых помещений в доме, предусмотренные нормативно компетенцию и полномочия комитета жилищно-коммунального хозяйства г.Барнаула, суд приходит к выводу о том, что комитет может быть понужден к исполнению в судебном порядке обязанности по финансированию капитального ремонта на основании положений ч.3 ст.190.1 ЖК РФ, что является основанием для удовлетворения исковых требований в данной части.

Доводы ответчика комитета жилищно-коммунального хозяйства г.Барнаула о том, что необходимые меры для проведения капитального ремонта принимаются, поскольку спорный дом включен в установленном порядке в краевую программу капитального ремонта, не могут быть приняты судом во внимание ввиду того, что включение дома в данную программу не свидетельствует об исполнении органом местного самоуправления за свой счет обязанности по проведению капитального ремонта, который был необходим на момент приватизации первого жилого помещения.

В силу ч.1 ст.168 ЖК РФ региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяются предельные сроки проведения собственниками помещений в таких домах и (или) региональным оператором капитального ремонта многоквартирных домов.

Следовательно, региональная программа лишь определяет общий порядок проведения капитального ремонта, сбор средств на осуществление которого, как правило, производится самими собственниками, тогда как исковые требования направлены на понуждение органа местного самоуправления произвести капитальный ремонт путем его финансирования, а не принять меры к реализации общего порядка его осуществления.

Доводы комитета жилищно-коммунального хозяйства г.Барнаула о необоснованном учете экспертом в числе работ и материалов, необходимых в рамках выполнения капитального ремонта, затрат на работы и материалы, которые не требовались на момент приватизации первого жилого помещения, судом не могут быть учтены при разрешении настоящего дела по следующим основаниям.

Согласно ст.166 ЖК РФ в перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, оказание и (или) выполнение которых финансируется за счет средств фонда капитального ремонта, который сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, включен, в том числе, ремонт крыши, подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме, фасада, фундамента многоквартирного дома.

Таким образом, учитывая, что экспертами установлена необходимость проведения всего перечня работ, приведенного в заключении, оснований для исключения каких-либо работ из числа работ по капитальному ремонту общего имущества не имеется. Согласно пояснениям ФИО12 ФИО16, данным в судебном заседании, в числе работ и материалов, необходимых в рамках выполнения капитального ремонта спорного дома, учтены те, без использования и выполнения которых невозможно проведение в целом работ по капитальному ремонту и достижение целей проведения капитального ремонта.

Таким образом, применение (использование) таких работ и материалов является неотъемлемым элементом технологического процесса проведения капитального ремонта, а также обеспечивает сам по себе результат в виде капитального ремонта здания (обновления его конструктивных элементов и инженерных систем в целях обеспечения надежности и работоспособности). При том, что является объективным процесс модернизации материалов, технических устройств на текущее время с момента постройки жилого дома (1915 год).

Кроме того, в силу ст.42 Федерального закона от 30.12.2009 №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» требования к зданиям и сооружениям, а также к связанным со зданиями и с сооружениями процессам проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса), установленные настоящим Федеральным законом, не применяются вплоть до реконструкции или капитального ремонта здания или сооружения к следующим зданиям и сооружениям:

1) к зданиям и сооружениям, введенным в эксплуатацию до вступления в силу таких требований;

2) к зданиям и сооружениям, строительство, реконструкция и капитальный ремонт которых осуществляются в соответствии с проектной документацией, утвержденной или направленной на государственную экспертизу до вступления в силу таких требований;

3) к зданиям и сооружениям, проектная документация которых не подлежит государственной экспертизе и заявление о выдаче разрешения на строительство которых подано до вступления в силу таких требований.

Из указанных положений закона, следует, что при реконструкции, капитальном ремонте зданий подлежат учету действующие строительно-технические нормы и правила.

В соответствии с ч.2 ст.206 ГПК РФ в случае, если действия по исполнению решения могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

С учетом характера правоотношений, исходя из объема мероприятий, необходимых для реализации решения суда, выделения на эти цели бюджетных средств, суд считает необходимым установить срок для исполнения решения в части перечисления денежных средств на проведение работ по капитальному ремонту в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

На основании изложенного, экспертного заключения, с учетом разъяснений ст.190.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, установившей механизм участия бывшего наймодателя в проведении капитального ремонта, суд полагает необходимым возложить на комитет жилищно-коммунального хозяйства г.Барнаула обязанность перечислить денежные средства в течение 6 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда на счет НО «Региональный оператор Алтайского края «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов» в целях финансирования работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу ...., в сумме 17 613 376 руб., в объеме работ, указанном в заключении ФИО12, составленном ООО «АлтайСтройЭксперт» от ДД.ММ.ГГГГ:

фундаменты: - работы по устранению причин неравномерной осадки фундаментов – усиление фундаментов обетонкой с армированием;

- работы по устранению причин замачивания фундаментов устройство дренажной системы по периметру здания с отводом воды в ливневую канализацию;

- работы по устройству горизонтальной и вертикальной гидроизоляции фундаментов и стен подвала;

- работы по устройству приямков перед окнами и дверью подвала с дренажом;

- установка окон в подвале;

-устройство горизонтальной гидроизоляции наружных и внутренних несущих стен и вертикальной гидроизоляции цоколя с уличной стороны с нанесением проникающей гидроизоляции «кальматрон» и устройством защитной мембраны;

- смена отмостки;

-вертикальная планировка территории по периметру здания (срезка и вывоз грунта);

несущие конструкции: - работы по предотвращению дальнейшего раскрытия трещин инъекцирование трещин;

- работы по усилению узла опирания арочной перемычки внутренней стены на наружную стену левого бокового фасада на 1-ом этаже (устройство тяжей);

- работы по устранению промерзания наружных стен;

фасады: - работы по инъекцированию трещин в наружных стенах;

- перекладка наружной версты в местах выветривания и вымораживания кирпичной кладки;

- демонтаж рекламных вывесок и кондиционеров. Заделка отверстий ремонтно-реставрационным составом;

- восстановление фактурной поверхности кирпичной кладки фасадов (смена штукатурки левого бокового фасада при обосновании) в соответствии с колористическим паспортом и проектом реставрации;

- демонтаж существующей системы организованного водоотвода и устройство новой в соответствии с действующими нормативными требованиями;

- смена входной двери на деревянную с последующей окраской и перенос входной двери вглубь арочного проема;

- смена деревянных окон в местах общего пользования;

- установка подоконных отливов;

крыша и кровля: - смена мауэрлата и стропильных ног;

- смена обрешетки;

- смена кровли кровлю из оцинкованного железа с полимерным покрытием;

- смена слуховых окон и створок;

- смена пароизоляции и утеплителя чердачного перекрытия;

- устройство защитной стяжки по утеплителю;

- установка элементов снегозадержания;

- установка ограждения на кровле;

- устройство дополнительных продухов, слуховых окон и т.п. для приведения температурно-влажностного режима и воздухообмен чердачного помещения в соответствие с нормативными требованиями;

- устройство греющего кабеля на кровле в уровне карниза;

- вывод фановых труб выше уровня кровли;

инженерное оборудование: - смена магистральной сети электропроводки от распределительного щита до счетчиков;

- смена освещения в местах общего пользования (в подъезде, чердаке, подвале) и на входе в здание;

- смена объединяющего вентиляционного канала и подводящих каналов в чердачном помещении.

Как следует из положений п. 8 Порядка подготовки и утверждения краткосрочных планов реализации краевой программы «Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Алтайского края» на 2014-2043 годы, утвержденной постановлением Правительства Алтайского края от 29.12.2017 №496, региональный оператор определяет прогнозируемый объем средств фондов капитального ремонта муниципальных образований и направляет его в уполномоченный орган и органы местного самоуправления до 01 февраля года, предшествующего тому, в котором планируется проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.

Органы местного самоуправления с учетом предложений лиц, указанных в пункте 7 настоящего порядка, и представленного региональным оператором прогнозируемого объема средств фондов капитального ремонта формируют сведения о многоквартирных домах и направляют их в уполномоченный орган до 1 апреля года, предшествующего тому, в котором планируется проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории соответствующего муниципального образования и включенных в краевую программу (пункт 9 Порядка).

Уполномоченный орган на основании представленных органами местного самоуправления сведений о многоквартирных домах и прогнозируемого объема средств фонда капитального ремонта, представленного региональным оператором, в течение двух месяцев после внесения изменений в краевую программу в установленном порядке формирует и утверждает план реализации краевой программы в отношении многоквартирных домов, расположенных на территории Алтайского края (пункт 10 Порядка).

Кроме того, при наличии оснований для актуализации краевой программы в соответствии с п.п. 13-14 Порядка Региональный оператор и органы местного самоуправления в случае наступления предусмотренного пунктом 12 настоящего порядка основания направляют в уполномоченный орган сведения о многоквартирных домах не позднее 1 июня и 1 октября года, в котором проводится актуализация планов реализации краевой программы. На основании полученных сведений о многоквартирных домах от регионального оператора и органов местного самоуправления уполномоченный орган вносит соответствующие изменения в планы реализации краевой программы не реже одного раза в полугодие.

Таким образом, некоммерческая организация «Региональный оператор Алтайского края «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов» (как лицо, в силу жилищного законодательства наделенное полномочиями по организации проведения капитального ремонта) полномочна совершать действия в пределах своей компетенции, направленные на исполнение решения суда по внесению соответствующих изменений (актуализации) в программу капитального ремонта.

В связи с чем, в целях исполнимости решения на некоммерческую организацию «Региональный оператор Алтайского края «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов» подлежит возложению обязанность принять в пределах своей компетенции меры для актуализации плана реализации краевой программы капитального ремонта многоквартирных домов путем включения многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: ...., в объеме перечисленных средств комитету по жилищно-коммунального хозяйства .... в план капитального ремонта на следующий после перечисления денежных средств год и организовать работы по капитальному ремонту многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: ...., указанные в заключении ФИО12, составленном ООО «АлтайСтройЭксперт» от ДД.ММ.ГГГГ, а именно: фундаменты: - работы по устранению причин неравномерной осадки фундаментов – усиление фундаментов обетонкой с армированием;

- работы по устранению причин замачивания фундаментов устройство дренажной системы по периметру здания с отводом воды в ливневую канализацию;

- работы по устройству горизонтальной и вертикальной гидроизоляции фундаментов и стен подвала;

- работы по устройству приямков перед окнами и дверью подвала с дренажом;

- установка окон в подвале;

-устройство горизонтальной гидроизоляции наружных и внутренних несущих стен и вертикальной гидроизоляции цоколя с уличной стороны с нанесением проникающей гидроизоляции «кальматрон» и устройством защитной мембраны;

- смена отмостки;

-вертикальная планировка территории по периметру здания (срезка и вывоз грунта);

несущие конструкции: - работы по предотвращению дальнейшего раскрытия трещин инъекцирование трещин;

- работы по усилению узла опирания арочной перемычки внутренней стены на наружную стену левого бокового фасада на 1-ом этаже (устройство тяжей);

- работы по устранению промерзания наружных стен;

фасады: - работы по инъекцированию трещин в наружных стенах;

- перекладка наружной версты в местах выветривания и вымораживания кирпичной кладки;

- демонтаж рекламных вывесок и кондиционеров. Заделка отверстий ремонтно-реставрационным составом;

- восстановление фактурной поверхности кирпичной кладки фасадов (смена штукатурки левого бокового фасада при обосновании) в соответствии с колористическим паспортом и проектом реставрации;

- демонтаж существующей системы организованного водоотвода и устройство новой в соответствии с действующими нормативными требованиями;

- смена входной двери на деревянную с последующей окраской и перенос входной двери вглубь арочного проема;

- смена деревянных окон в местах общего пользования;

- установка подоконных отливов;

крыша и кровля: - смена мауэрлата и стропильных ног;

- смена обрешетки;

- смена кровли кровлю из оцинкованного железа с полимерным покрытием;

- смена слуховых окон и створок;

- смена пароизоляции и утеплителя чердачного перекрытия;

- устройство защитной стяжки по утеплителю;

- установка элементов снегозадержания;

- установка ограждения на кровле;

- устройство дополнительных продухов, слуховых окон и т.п. для приведения температурно-влажностного режима и воздухообмен чердачного помещения в соответствие с нормативными требованиями;

- устройство греющего кабеля на кровле в уровне карниза;

- вывод фановых труб выше уровня кровли;

инженерное оборудование: - смена магистральной сети электропроводки от распределительного щита до счетчиков;

- смена освещения в местах общего пользования (в подъезде, чердаке, подвале) и на входе в здание;

- смена объединяющего вентиляционного канала и подводящих каналов в чердачном помещении.

Истцами заявлены требования о возмещении понесенных по делу судебных расходов на оплату услуг представителя, оплату государственной пошлины.

В силу ч.1 ст.98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса.

В соответствии со ст.100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.

С учетом разъяснений п.п. 10-13, 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21.01.2016 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела», лицо, заявляющее о взыскании судебных издержек, должно доказать факт их несения, а также связь между понесенными указанным лицом издержками и делом, рассматриваемым в суде с его участием. Недоказанность данных обстоятельств является основанием для отказа в возмещении судебных издержек.

Разрешая вопрос о размере, взыскиваемых в возмещение судебных издержек, суд не вправе уменьшать его произвольно, если другая сторона не заявляет возражения и не представляет доказательств чрезмерности взыскиваемых с нее расходов. Вместе с тем в целях реализации задачи судопроизводства по справедливому публичному судебному разбирательству, обеспечения необходимого баланса процессуальных прав и обязанностей суд вправе уменьшить размер судебных издержек, в том числе расходов на оплату услуг представителя, если заявленная к взысканию сумма издержек, исходя из имеющихся в деле доказательств, носит явно неразумный (чрезмерный) характер.

Расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, взыскиваются судом с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах.

Разумными следует считать такие расходы на оплату услуг представителя, которые при сравнимых обстоятельствах обычно взимаются за аналогичные услуги.

При определении разумности могут учитываться объем заявленных требований, цена иска, сложность дела, объем оказанных представителем услуг, время, необходимое на подготовку процессуальных документов, продолжительность рассмотрения и другие обстоятельства.

В ходе рассмотрения гражданского дела истцы воспользовались юридическими услугами, заключив с Приградовым Г.Е. договор об оказании юридической помощи от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 28 том 1).

В соответствии с договором исполнителем ФИО17 приняты на себя обязательства оказать заказчикам юридическую помощь в связи с необходимостью выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества собственников помещений в .... в ...., в том числе составить исковое заявление, осуществить представление интересов заказчиков при рассмотрении дела в суде первой инстанции (пункты 1, 2 договора).

Стоимость услуг по договору определена в сумме 11 000,00 руб. (п. 3 договора).

Юридические услуги оплачены истцами в полном объеме.

Факт оказания услуг ФИО1 подтверждается составлением искового заявления, уточненного искового заявления, представлением доказательств, участием ФИО1 ФИО20 в предварительном судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ, судебных заседаниях ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, что следует из протоколов судебных заседаний.

Учитывая характер спорных правоотношений, степень сложности настоящего дела, конкретные обстоятельства дела, объем проведенной ФИО1 истца работы, участие ФИО1 в судебных заседаниях, их длительности, исполнение обязанности по доказыванию, принимая во внимание критерий разумности, принятое по требованиям истца решение, суд полагает обоснованным к возмещению расходы на оплату услуг ФИО1.

Исходя из указанного с комитета жилищно-коммунального хозяйства г.Барнаула в качестве возмещения расходов по договору об оказании юридической помощи подлежит взысканию по 1 000 руб. в пользу каждого из истцов.

На основании ст.98 ГПК РФ, ст.333.19 Налогового кодекса Российской Федерации в пользу истца ФИО2 подлежат взысканию с комитета жилищно-коммунального хозяйства г.Барнаула расходы по уплате государственной пошлины в сумме 300 руб. Понесенные расходы являлись необходимыми, подтверждены документально.

Истцами заявлены требования об установлении судебной неустойки на случай неисполнения некоммерческой организацией «Региональный оператор Алтайского края «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов» решения суда в соответствующей части.

В силу ст.206 ГПК РФ суд по требованию истца вправе присудить в его пользу денежную сумму, подлежащую взысканию с ответчика на случай неисполнения судебного акта, в размере, определяемом судом на основе принципов справедливости, соразмерности и недопустимости извлечения выгоды из незаконного или недобросовестного поведения.

В соответствии с п.1 ст.308.3 ГК РФ в случае неисполнения должником обязательства кредитор вправе требовать по суду исполнения обязательства в натуре, если иное не предусмотрено названным кодексом, иными законами или договором либо не вытекает из существа обязательства. Суд по требованию кредитора вправе присудить в его пользу денежную сумму (п. 1 ст. 330) на случай неисполнения указанного судебного акта в размере, определяемом судом на основе принципов справедливости, соразмерности и недопустимости извлечения выгоды из незаконного или недобросовестного поведения (п. 4 ст. 1).

Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 №7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств», на основании п.1 ст.308.3 ГК РФ в целях побуждения должника к своевременному исполнению обязательства в натуре, в том числе предполагающего воздержание должника от совершения определенных действий, а также к исполнению судебного акта, предусматривающего устранение нарушения права собственности, не связанного с лишением владения (ст. 304 ГК РФ), судом могут быть присуждены денежные средства на случай неисполнения соответствующего судебного акта в пользу кредитора-взыскателя (далее - судебная неустойка).

Уплата судебной неустойки не влечет прекращения основного обязательства, не освобождает должника от исполнения его в натуре, а также от применения мер ответственности за его неисполнение или ненадлежащее исполнение.

В силу п. 31 указанного постановления суд не вправе отказать в присуждении судебной неустойки в случае удовлетворения иска о понуждении к исполнению обязательства в натуре. Судебная неустойка может быть присуждена только по заявлению истца (взыскателя) как одновременно с вынесением судом решения о понуждении к исполнению обязательства в натуре, так и в дальнейшем при его исполнении в рамках исполнительного производства (ч. 4 ст. 1 ГПК РФ, чч. 1 и 2.1 ст. 324 АПК РФ).

Поскольку судом удовлетворены исковые требования неимущественного характера о возложении на ответчика некоммерческую организацию «Региональный оператор Алтайского края «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов» обязанности по совершению определенных действий имеются правовые основания для взыскания с ответчика судебной неустойки на случай неисполнения решения.

Определяя размер неустойки, суд учитывает, что судебная неустойка призвана прежде всего стимулировать должника к исполнению решения суда, но не является мерой ответственности за его неисполнение либо компенсацией взыскателю, который не лишен возможности заявить самостоятельные требования о взыскании убытков в случае их причинения неисполнением судебного решения.

Учитывая характер заявленных требований, принципы соразмерности и справедливости, необходимость обеспечения соблюдения баланса интересов сторон, суд присуждает ко взысканию с ответчика некоммерческой организации «Региональный оператор Алтайского края «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов» судебную неустойку в случае неисполнения решения суда в установленный срок в общем размере 5 000 руб. за каждый месяц по дату фактического исполнения решения суда, а именно: по 500 руб. в пользу каждого из истцов ежемесячно.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

исковые требования ФИО2 (ИНН ), ФИО3 (ИНН ), ФИО4 (ИНН ), ФИО5 (паспорт ), ФИО6 (ИНН ), ФИО7 (ИНН ), ФИО8 (ИНН ), ФИО9 (ИНН ), ФИО10 (ИНН ), ФИО11 (ИНН ), удовлетворить в части.

Возложить обязанность на комитет жилищно-коммунального хозяйства г.Барнаула () перечислить денежные средства в течение 6 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда на счет некоммерческой организации «Региональный оператор Алтайского края «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов» () в целях финансирования работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: .... сумме 17 613 376 рублей, в объеме работ, указанном в заключении экспертов №466 от 15.05.2023, составленном ООО «АлтайСтройЭксперт»:

фундаменты: - работы по устранению причин неравномерной осадки фундаментов – усиление фундаментов обетонкой с армированием;

- работы по устранению причин замачивания фундаментов устройство дренажной системы по периметру здания с отводом воды в ливневую канализацию;

- работы по устройству горизонтальной и вертикальной гидроизоляции фундаментов и стен подвала;

- работы по устройству приямков перед окнами и дверью подвала с дренажом;

- установка окон в подвале;

-устройство горизонтальной гидроизоляции наружных и внутренних несущих стен и вертикальной гидроизоляции цоколя с уличной стороны с нанесением проникающей гидроизоляции «кальматрон» и устройством защитной мембраны;

- смена отмостки;

-вертикальная планировка территории по периметру здания (срезка и вывоз грунта);

несущие конструкции: - работы по предотвращению дальнейшего раскрытия трещин инъекцирование трещин;

- работы по усилению узла опирания арочной перемычки внутренней стены на наружную стену левого бокового фасада на 1-ом этаже (устройство тяжей);

- работы по устранению промерзания наружных стен;

фасады: - работы по инъекцированию трещин в наружных стенах;

- перекладка наружной версты в местах выветривания и вымораживания кирпичной кладки;

- демонтаж рекламных вывесок и кондиционеров. Заделка отверстий ремонтно-реставрационным составом;

- восстановление фактурной поверхности кирпичной кладки фасадов (смена штукатурки левого бокового фасада при обосновании) в соответствии с колористическим паспортом и проектом реставрации;

- демонтаж существующей системы организованного водоотвода и устройство новой в соответствии с действующими нормативными требованиями;

- смена входной двери на деревянную с последующей окраской и перенос входной двери вглубь арочного проема;

- смена деревянных окон в местах общего пользования;

- установка подоконных отливов;

крыша и кровля: - смена мауэрлата и стропильных ног;

- смена обрешетки;

- смена кровли кровлю из оцинкованного железа с полимерным покрытием;

- смена слуховых окон и створок;

- смена пароизоляции и утеплителя чердачного перекрытия;

- устройство защитной стяжки по утеплителю;

- установка элементов снегозадержания;

- установка ограждения на кровле;

- устройство дополнительных продухов, слуховых окон и т.п. для приведения температурно-влажностного режима и воздухообмен чердачного помещения в соответствие с нормативными требованиями;

- устройство греющего кабеля на кровле в уровне карниза;

- вывод фановых труб выше уровня кровли;

инженерное оборудование: - смена магистральной сети электропроводки от распределительного щита до счетчиков;

- смена освещения в местах общего пользования (в подъезде, чердаке, подвале) и на входе в здание;

- смена объединяющего вентиляционного канала и подводящих каналов в чердачном помещении.

Возложить обязанность на некоммерческую организацию «Региональный оператор Алтайского края «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов» (ОГРН ) в течение 12 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда принять в пределах своей компетенции меры для актуализации плана реализации краевой программы капитального ремонта многоквартирных домов путем включения многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: ...., в объеме перечисленных средств комитетом жилищно-коммунального хозяйства .... в план капитального ремонта на следующий после перечисления денежных средств год и организовать работы по капитальному ремонту многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: ...., указанные в заключении ФИО12 от ДД.ММ.ГГГГ, составленном ООО «АлтайСтройЭксперт»:

фундаменты: - работы по устранению причин неравномерной осадки фундаментов – усиление фундаментов обетонкой с армированием;

- работы по устранению причин замачивания фундаментов устройство дренажной системы по периметру здания с отводом воды в ливневую канализацию;

- работы по устройству горизонтальной и вертикальной гидроизоляции фундаментов и стен подвала;

- работы по устройству приямков перед окнами и дверью подвала с дренажом;

- установка окон в подвале;

-устройство горизонтальной гидроизоляции наружных и внутренних несущих стен и вертикальной гидроизоляции цоколя с уличной стороны с нанесением проникающей гидроизоляции «кальматрон» и устройством защитной мембраны;

- смена отмостки;

-вертикальная планировка территории по периметру здания (срезка и вывоз грунта);

несущие конструкции: - работы по предотвращению дальнейшего раскрытия трещин инъекцирование трещин;

- работы по усилению узла опирания арочной перемычки внутренней стены на наружную стену левого бокового фасада на 1-ом этаже (устройство тяжей);

- работы по устранению промерзания наружных стен;

фасады: - работы по инъекцированию трещин в наружных стенах;

- перекладка наружной версты в местах выветривания и вымораживания кирпичной кладки;

- демонтаж рекламных вывесок и кондиционеров. Заделка отверстий ремонтно-реставрационным составом;

- восстановление фактурной поверхности кирпичной кладки фасадов (смена штукатурки левого бокового фасада при обосновании) в соответствии с колористическим паспортом и проектом реставрации;

- демонтаж существующей системы организованного водоотвода и устройство новой в соответствии с действующими нормативными требованиями;

- смена входной двери на деревянную с последующей окраской и перенос входной двери вглубь арочного проема;

- смена деревянных окон в местах общего пользования;

- установка подоконных отливов;

крыша и кровля: - смена мауэрлата и стропильных ног;

- смена обрешетки;

- смена кровли кровлю из оцинкованного железа с полимерным покрытием;

- смена слуховых окон и створок;

- смена пароизоляции и утеплителя чердачного перекрытия;

- устройство защитной стяжки по утеплителю;

- установка элементов снегозадержания;

- установка ограждения на кровле;

- устройство дополнительных продухов, слуховых окон и т.п. для приведения температурно-влажностного режима и воздухообмен чердачного помещения в соответствие с нормативными требованиями;

- устройство греющего кабеля на кровле в уровне карниза;

- вывод фановых труб выше уровня кровли;

инженерное оборудование: - смена магистральной сети электропроводки от распределительного щита до счетчиков;

- смена освещения в местах общего пользования (в подъезде, чердаке, подвале) и на входе в здание;

- смена объединяющего вентиляционного канала и подводящих каналов в чердачном помещении.

Взыскать с некоммерческой организации «Региональный оператор .... «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов» (ОГРН ) в пользу ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11 в случае неисполнения решения суда в установленный срок судебную неустойку в размере 5 000 рублей ежемесячно, а именно по 500 рублей в пользу каждого ежемесячно.

Взыскать с комитета жилищно-коммунального хозяйства .... в пользу ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11 расходы на оплату услуг ФИО1 по 1000 рублей в пользу каждого.

Взыскать с комитета жилищно-коммунального хозяйства .... в пользу ФИО2 расходы по уплате ФИО1 пошлины в размере 300 рублей.

В удовлетворении остальной части требований отказать.

Решение может быть обжаловано в ....вой суд через Центральный районный суд .... в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья                  Е.В. Бакшеева

Мотивированное решение изготовлено 16.10.2022

Копия верна:

Судья             Е.В. Бакшеева

Секретарь         ФИО19

2-1489/2023 (2-7379/2022;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Иванова Любовь Ильинична
Литвинов Сергей Сергеевич
Мещеряков Александр Павлович
Дубина Наталья Насимовна
Огородникова Елена Михайловна
Иванова татьяна Николаевна
Амзаракова Татьяна Николаевна
Исключен Виноградов Александр Викторович
Сидоров Виталий Анатольевич
Литвинова Алиса Евгеньевна
Медведева Наталья Анатольевна
Ответчики
КЖКХ г.Барнаула
НО Региональный оператор Алтайского края Фонд капитального ремонта многоквартирных домов
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края
Другие
Приградов Геннадий Евгеньевич
Мартышкин Олег Михайлович
Управление государственной охраны объектов культурного наследия Алтайского края
Гарматюк Валентин Вячеславович
Огородников Дмитрий Владимирович
Сидорова Елена Сергеевна
Гришина Галина Васильевна
Паршукова Татьяна Ивановна
Котенко Андрей Александрович
Огородникова Ксения Владимировна
Суд
Центральный районный суд г. Барнаул
Судья
Малешева Людмила Семеновна
Дело на странице суда
centralny.alt.sudrf.ru
28.12.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
28.12.2022Передача материалов судье
29.12.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
29.12.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
29.12.2022Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
01.02.2023Предварительное судебное заседание
02.03.2023Судебное заседание
14.06.2023Производство по делу возобновлено
15.06.2023Судебное заседание
13.07.2023Судебное заседание
10.08.2023Судебное заседание
12.09.2023Судебное заседание
09.10.2023Судебное заседание
16.10.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
09.10.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее