К делу № 2-368/2012
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
04 мая 2012 года город Тихорецк
Тихорецкий городской суд Краснодарского края в составе:
судьи Паластровой Г.В.,
при секретаре судебного заседания Федосенко Ю.В.,
с участием истца Тимохиной Т.М.,
представителей ответчика Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в муниципальном образовании Тихорецкий район Оберниной И.А., действующей на основании доверенности №01-4186 от 18.07.2011 года; Павлють Т.А., действующей на основании доверенности №01-4181 от 15.07.2011 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Тимохиной Тамары Михайловны к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в муниципальном образовании Тихорецкий район, Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) по Краснодарскому краю о признании права на досрочную трудовую пенсию по старости,
У С Т А Н О В И Л :
Тимохина Т.М. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в муниципальном образовании Тихорецкий район (далее УПФ), Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) по Краснодарскому краю о признании права на досрочную трудовую пенсию по старости. Иск мотивирован тем, что комиссия по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан Управления пенсионного фонда РФ в Тихорецком городском поселении решением № 8/6 от 20.01.2012 года отказала ей в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью. Решением комиссии не включены в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии, периоды работы: с 05.08.1988 года по 12.06.1989 года в должности воспитателя общежития СПТУ № 31, с 01.09.2009 года по 31.08.2011 года в должности социального педагога и учителя английского языка и немецкого языка в МОУ СОШ №2 города Тихорецка.
В первом случае комиссия мотивирует это тем, что запись в трудовой книжке сделана с неоговоренными исправлениями. Истец не согласен с этим решением, поскольку получена уточняющая справка, на основании которой указанный период работы подлежит включению в специальный стаж работы.
Во втором случае, не засчитан оспариваемый период, поскольку Тимохина Т.М. не работала на штатной должности учителя, а на должности социального педагога.
В связи с тем, что отказ УПФ в назначении досрочной трудовой пенсии по старости приводит к ограничению ее Конституционного права на пенсионное обеспечение по старости, считает решение комиссии незаконным и не порождающим правовых последствий, поскольку в указанные периоды работы она занималась педагогической деятельностью, вела уроки с нагрузкой на полную ставку. Тимохина Т.М. просит отменить решение комиссии и обязать ответчика включить в специальный стаж, дающий право на досрочную пенсию по старости, указанные периоды и назначить пенсию со дня обращения с заявлением о назначении пенсии в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение.
В судебное заседание представитель ОПФ по Краснодарскому краю не явился. О времени и месте судебного заседания надлежащим образом уведомлен. В суд не представлено сведений об уважительности неявки представителя, в связи с этим суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя.
В судебном заседании истец уточнила исковые требования, просила включить в специальный стаж, дающий право на досрочную пенсию по старости, периоды работы: с 05.09.1988 года по 12.06.1989 года, с 01.09.2009 года по 31.08.2011 года. В указанные периоды она занималась педагогической деятельностью, считает, что пенсия за выслугу лет педагогическим работникам назначается в зависимости от вида деятельности, так из справки №126 от 14 марта 2012 года директора Первомайского индустриально – педагогического техникума следует, что с 05.09.1988 года по 12.06.1989 года она работала воспитателем общежития и преподавателем иностранного языка по совмещению на 0,45 ставки в СПТУ №31. Из справки директора МБОУ СОШ №37 следует, что она работает в указанном образовательном учреждении в должности учителя иностранного языка на полную ставку с 09.01.2011 года по настоящее время, в отпусках без сохранения заработной платы, в учебных отпусках, на курсах повышения квалификации в спорный период она не находилась. Факт выполнения работы, связанной с педагогической деятельностью подтвержден трудовой книжкой и письменными доказательствами, поэтому имеет право на досрочную трудовую пенсию по старости с даты обращения в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение.
Представители ответчика в судебном заседании возражали против удовлетворения заявленных требований, пояснив, что 11 января 2012 года Тимохина Т.М. обратилась в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение с заявлением о назначении пенсии. Решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан № 8/6 от 20.01.2012 года Тимохиной Т.М. было отказано в назначении досрочной пенсии по старости в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 года № 173-ФЗ из-за отсутствия требуемого специального стажа работы - 25 лет.
При рассмотрении всех периодов работы Тимохиной Т.М. специальный стаж составил 23 года 00 месяцев 11 дней. Не были включены в подсчет специального стажа следующий период работы: с 05.08.1988 года по 12.06.1989 года (00л.-10м.-08дн.), поскольку в дате приема и в приказе на прием имеются неоговоренные исправления. В Главное управление пенсионного фонда Украины в Луганской области 17 января 2012 года сделан запрос уточняющей справки о работе. Истцу было разъяснено, что при поступлении справки и подтверждении работы общий и специальный стаж для определения права на пенсию будет пересмотрен. В настоящее время получен ответ на данный запрос. Также не включены в стаж работы периоды: с 04.12.1996 года по 06.12.1996 года (00л.-00м.-03дн.), с 13.01.1997 года по 13.01.1997 года (00л.-00м.-01дн.), поскольку в соответствии с разъяснением от 22.05.1996 года № 5 «О порядке применения Списков производств, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии с о статьями 12,78 и 78,1 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», не предусмотрено включение в специальный стаж периодов забастовки. Периоды работы с 22.09.2003 года по 27.09.2003 года (00л.-00м.-06дн.), с 01.09.2006 года по 08.09.2006 года (00л.-00м.-08дн.) не засчитаны в специальный стаж, поскольку Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденными Постановлением правительства РФ от 11.07.2002 года № 516, не предусмотрено включение в специальный стаж периодов нахождения в отпусках без сохранения заработной платы. Период работы с 19.11.2007 года по 31.08.2011 года (03г.-09м.-13дн.) не включен в специальный трудовой стаж, поскольку работа в должности социального педагога осуществлялась в МОУ средняя образовательная школа №2, предусмотренном в пункте 1.1 раздела «наименование учреждений» Списка, в связи с чем оснований для зачета в специальный стаж не имеется. Во время работы в период с 01.09.2009 года по 31.08.2011 года социальным педагогом в МОУ СОШ №2 Тимохина Т.М., работая учителем английского и немецкого языка, имела педагогическую нагрузку: с 01.09.2009 года по 31.12.2009 года – 19,5 часов в неделю, с 01.01.2010 года по 31.08.2010 года – 19,5 часов в неделю, с 01.09.2010 года по 31.12.2010 года – 20 часов в неделю, с 01.01.2011 года по 31.08.2011 года – 20 часов в неделю. Периоды выполнения педагогической нагрузки, как полной так и неполной, не могут быть засчитаны в специальный стаж, так как в соответствии со Списком № 781 от 29.10.2002 года… в специальный стаж включаются периоды работы на штатных должностях, предусмотренных Списком...
Считает, что отказ в назначении пенсии с учетом специального стажа Тимохиной Т.М. вынесен правомерно и соответствует действующему пенсионному законодательству, поскольку в оспариваемые периоды имеются не оговоренные исправления и имеется педагогическая нагрузка, а не работа на штатной должности учителя по совместительству, то есть указанные периоды не могут быть засчитаны в специальный стаж.
Согласно заключения № 05/ДА-суд от 17 апреля 2012 года – государственной экспертизы условий труда, произведенной ведущим консультантом отдела Государственной экспертизы условий труда Департамента труда и занятости населения Краснодарского края А.В.Дроздовым, на основании определения Тихорецкого городского суда от 21 марта 2012 года следует, что Тимохина Т.М. в основное рабочее время (по основной работе) работала: с 01.09.2009 года по 31.08.2011 года в должности «учитель», за пределами основного рабочего времени (работа по совместительству) в должности «социальный педагог» в МОУ СОШ №2 города Тихорецка; с 05.08.1988 года по 12.06.1989 года не представляется возможным определить фактически исполняемые (выполняемые) обязанности (работы) и наименование должности (профессии), в связи с отсутствием необходимых документов.
Трудовая книжка Тимохиной Т.М. в МОУ СОШ №18 в период с 1994 по 2010 годы оформлена с нарушениями требований трудового законодательства, действующего на момент внесения записей, а именно администрацией МОУ СОШ №2 в трудовую книжку Тимохиной Т.М. 19.11.2007 года не внесены сведения о работе в основное рабочее время (по основной работе).
Условия и характер труда Тимохиной Т.М. в период работ в МОУ СОШ №2 в основное рабочее время (по основной работе): с 01.09.2009 года по 31.08.2011 года в должности «учитель» соответствуют требованиям законодательных и иных нормативных правовых актов РФ, регламентирующих порядок обращения за пенсией и назначения пенсии, для зачёта в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии как лицу, осуществлявшему педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального Закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». За пределами основного рабочего времени (работа по совместительству) с 01.09.2009 года по 31.08.2011 года в должности «социальный педагог» не соответствуют требованиям законодательных и иных нормативных правовых актов РФ, регламентирующих порядок обращения за пенсией и назначения пенсии, для зачёта в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии как лицу, осуществлявшему педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального Закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Стаж работы Тимохиной Т.М., дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального Закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» составил 25 лет 00 месяцев 11 дней на дату 20 января 2012 года.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, оценив доказательства в их совокупности, суд находит, что требования истца подлежат удовлетворению.
В соответствии со статьей 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть 1), государственные пенсии устанавливаются законом (часть 2).
Согласно части 1 статьи 37 Конституции Российской Федерации граждане, реализовавшие конституционное право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, имеют право на социальное обеспечение, формы и виды которого зависят от особенностей их трудовой деятельности.
Закрепляя в законе правовые основания назначения пенсий, их размеры, порядок исчисления и выплаты, законодатель определил как общие условия назначения пенсий, так и особенности приобретения права на пенсию, включая установление для некоторых категорий граждан льготных условий назначения трудовой пенсии в зависимости от ряда объективно значимых обстоятельств, характеризующих, в частности, трудовую деятельность (специфика условий труда и профессии и т.д.).
В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Закона №173-ФЗ от 17.12.2001 года “О трудовых пенсиях в РФ” право на досрочное назначение трудовой пенсии по возрасту имеют лица, не менее 25 лет осуществлявшие педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
В судебном заседании установлено, что Тимохиной Т.М. отказано решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан № 8/6 от 20.01.2012 года в досрочном назначении трудовой пенсии по старости, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 года № 173-ФЗ из-за отсутствия требуемого специального стажа работы - 25 лет. В специальный стаж не включены периоды работы с 05.08.1988 года по 12.06.1989 года в должности воспитателя общежития СПТУ № 31, поскольку в дате приема и в приказе на прием имеются неоговоренные исправления, и с 01.09.2009 года по 31.08.2011 года в должности социального педагога и учителя английского языка и немецкого языка в МОУ СОШ №2 города Тихорецка, поскольку периоды выполнения педагогической нагрузки, как полной так и неполной, не могут быть засчитаны в специальный стаж, так как в соответствии со Списком № 781 от 29.10.2002 года… в специальный стаж включаются периоды работы на штатных должностях, предусмотренных Списком...
Тимохина Т.М. имеет педагогическое образование, дающее ей право заниматься педагогической деятельностью, что подтверждается дипломом №796827 Педагогического института г.Омска и не оспаривается сторонами.
Судом установлено, что Тимохина Т.М. в основное рабочее время (по основной работе) работала в МОУ СОШ №2 города Тихорецка: с 01.09.2009 года по 31.08.2011 года в должности «учитель» и за пределами основного рабочего времени (работа по совместительству) в должности "социальный педагог", что подтверждается записями в трудовой книжке и заключением эксперта, не доверять которому у суда нет оснований. Однако, ведение трудовой книжки истца в нарушение требований трудового законодательства, действующего на момент внесения записи не может являться основанием для отказа в досрочном назначении трудовой пенсии по старости. Вместе с тем, период работы с 05.09.1988 года по 12.06.1989 года в должности воспитателя общежития и преподавателем иностранного языка по совмещению на 0,45 ставки в СПТУ № 31 необходимо зачесть в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, поскольку истцом доказан факт исполняемых (выполняемых) обязанностей (работы) и наименование должности (профессии), что подтверждается справкой №126 от 14 марта 2012 года. Таким образом, оспариваемые периоды работы подлежат зачету в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии.
В соответствии с пунктом 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.2005 года №25 "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии" в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" (п.1 ст. 27и п.п. 7-13 п. 1 ст. 28 названного Закона), периода его работы, подлежавшего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемым им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).
В соответствии со статьей 55 ФЗ «Об образовании» педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством РФ, пользуются правом на получение пенсии за выслугу лет. Данный закон не связывает возможность реализации этого права с организационно-правовыми формами образовательных учреждений, определяющим условием является осуществление педагогической деятельности в школах и других учреждениях для детей.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 29 января 2004 г. N 2-П, а также в ряде его определений, статьи 6 (ч. 2), 15 (ч. 4), 17 (ч. 1), 18, 19 и 55 (ч. 1) Конституции Российской Федерации по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Поскольку федеральным законодательством не установлены ограничительные условия на социальное обеспечение по выслуге лет граждан, работающих в сфере образования, то Тимохиной Т.М. подлежат зачету в стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости периоды работы: с 05.09.1988 года по 12.06.1989 года в должности воспитателя общежития и преподавателя иностранного языка по совмещению 0,45 ставки в СПТУ № 31;в основное рабочее время (по основной работе) с 01.09.2009 года по 31.08.2011 года в должности «учитель» с совмещением должности «социальный педагог» в МОУ СОШ №2 города Тихорецка.
Судом установлено, что при оценке пенсионных прав истца по состоянию на 11.01.2012 года стаж работы составил 25 лет 09 месяцев 19 дней, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 года №173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Согласно пункту 7 "Правил обращения за пенсией, назначения пенсии и перерасчета размера пенсии, перехода с одной пенсии на другую", в соответствии с Федеральными законами "О трудовых пенсиях в РФ" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", приложением к постановлению Минтруда России и Пенсионного фонда РФ от 27 февраля 2002 года №17/19 пб, гражданин может обращаться за пенсией в любое время после возникновения права на нее, без ограничения каким-либо сроком, путем подачи соответствующего заявления непосредственно либо через представителя.
Тимохина Т.М. обратилась в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости 11 января 2012 года.
При установленных в судебном заседании обстоятельствах, и с учетом возникновения права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости Тимохиной Т.М. надлежит назначить досрочно трудовую пенсию по старости, с даты обращения в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение.
Оснований привлечения к ответственности ответчика ОПФ РФ по Краснодарскому краю не имеется, поскольку полномочиями по вопросам назначения и выплаты пенсий, наделены территориальные УПФ РФ в городах и районах края, имеющий статус самостоятельного юридического лица.
На основании подпункта 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 года №173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", руководствуясь статьями 194 – 199, 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
Р Е Ш И Л :
Признать право Тимохиной Тамары Михайловны на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в муниципальном образовании Тихорецкий район зачесть Тимохиной Тамаре Михайловне в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости периоды работы с 05.09.1988 года по 12.06.1989 года в должности воспитателя общежития СПТУ № 31 города Первомайска; с 01.09.2009 года по 31.08.2011 года в должности «учитель» с совмещением должности «социальный педагог» в МОУ СОШ №2 города Тихорецка.
Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в муниципальном образовании Тихорецкий район Краснодарского края назначить Тимохиной Тамаре Михайловне досрочную трудовую пенсию по старости с 11 января 2012 года.
Определить срок исполнения настоящего решения суда -15 дней после вступления решения суда в законную силу, обязав Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в муниципальном образовании Тихорецкий район Краснодарского края в соответствии с частью 3 статьи 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации сообщить в суд и заявителю об исполнении решения суда.
В удовлетворении исковых требований к Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение)по Краснодарскому краю отказать.
Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Тихорецкий городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья