Дело № 2-190/2023
УИД №
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
30 мая 2023 года г. Солигалич
Чухломский районный суд Костромской области в составе:
председательствующего-судьи Андриановой Н.М., при секретаре Козловой С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Морозовой Н.В. Куприяновой С.В. к администрации Солигаличского муниципального района Костромской области об установлении факта принятия наследства и признании права собственности в порядке наследования по закону на долю жилого дома и земельного участка,
У С Т А Н О В И Л:
Морозова Н.В. и Куприянова С.В. обратились в суд с иском к администрации Солигаличского муниципального района Костромской области об установлении факта принятия наследства и признании права собственности на долю земельного участка и жилого дома порядке наследования по закону.
Свои требования мотивировали тем, что 17 февраля 2006 года умер их дядя – К.Д.К.. Единственными наследниками после смерти дяди являются они.
Наследственной массой после смерти К.Д.К. являются:
- 5/27 долей земельного участка площадью 1117 кв.м. с кадастровым №, расположенного по адресу: <адрес>;
- 5/27 долей двухквартирного двухэтажного жилого дома площадью 129 кв.м., с кадастровым №, расположенного по адресу: <адрес>.
Недвижимое имущество, являющееся наследственной массой, принадлежит их дяде К.Д.К. на праве общей долевой собственности на основании документов:
1/18 доля вышеназванного жилого дома – на основании свидетельства о наследовании по закону от 3 декабря 1948 года № (наследство после смерти отца – К.К.С.);
1/18 доля вышеназванного земельного участка – на основании свидетельства на право пожизненного наследуемого владения землей № от 8 июля 1992 года;
7/54 долей вышеназванного жилого дома – на основании свидетельства о праве на наследство по завещанию серии № от 26.03.2003 года (наследство после смерти его матери – К.М.К.);
7/54 долей вышеназванного земельного участка – на основании свидетельства о праве на наследство по завещанию серии № от 26.03.2003 года (наследство после смерти его матери – К.М.К.).
Фактически они приняли наследство после смерти К.Д.К., так как за свой счет организовали его похороны, провели и оплатили 9 и 40 дни, по сегодняшний день содержат дом в технически исправном состоянии, производят текущие и косметические ремонты, облагораживают территорию дома: обновляют и ремонтируют забор, ухаживают за земельным участком. Ведут хозяйство и оплачивают все расходы, связанные с содержанием дома за свой счет в полном объеме. На протяжении всех лет страхуют указанный жилой дом. По настоящее время хранят дорогие для дяди вещи: шкатулки, фотографии. И на день смерти, и в настоящее время Куприянова С.В. постоянно проживает в указанном доме, чем обеспечивает его сохранность. Морозова Н.В. ежедневно бывает в доме, выделяет средства на оплату текущих расходов, участвует во всех хозяйственных вопросах в равной степенис Куприяновой С.В.
По какой причине К.Д.К. не зарегистрировал надлежащим образом свои права на указанное имущество, не могут пояснить, но предполагают, что в виду отсутствия у него денежных средств.
На сегодняшний день, с учетом возраста, хотят привести в порядок документы на указанные объекты недвижимости: прекратить право собственности на доли в жилом доме и оформить право долевой собственности на квартиру, так как фактически дом преобразован в двухквартирный жилой дом с отдельными входами, а также подарить указанный объект своим детям.
Просят суд признать за ними, Морозовой Н.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и Куприяновой С.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, факт принятия наследства после смерти отца К.В.К., умершего 2 июля 1967 года и признать за ними право собственности в порядке наследования по закону, после смерти дяди К.Д.К., умершего 17 февраля 2006 года, на 5/54 долей земельного участка, площадью 1117 кв.м., кадастровый №, находящийся по адресу: <адрес>, и на 5/54 долей жилого дома, площадью 129 кв.м., кадастровый №, находящийся по адресу: <адрес> каждой.
В судебном заседании истцы Морозова Н.В. и Куприянова С.В. исковые требования поддержали в полном объеме по изложенным в исковом заявлении основаниям, дополнительно пояснили, что дядя на момент смерти был в разводе, у него был сын, но он погиб. Когда это случилось, не знают. Видели сына дяди только тогда, когда тому было три года. Взрослым он не приезжал в Солигалич, ничего о нем им не известно. То, что он погиб, узнали недавно случайно. Больше родственников у дяди нет.
Ответчик – администрация Солигаличского муниципального района Костромской области, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, своего представителя в судебное заседание не направила. Глава Солигаличского муниципального района Вакуров А.А.. представил в суд письменное заявление, в котором просил рассмотреть дело в отсутствие представителя администрации, указал, что возражений по сути исковых требований не имеют.
При данных обстоятельствах суд, на основании ст. 167 ГПК РФ, определил о рассмотрении дела в отсутствие ответчика.
Заслушав истца, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:
В качестве одного из оснований возникновения гражданских прав и обязанностей Гражданский кодекс РФ (пп. 9 п. 1 ст. 8) называет событие, с которым закон или иной правовой акт связывает наступление гражданско-правовых последствий.
Смерть гражданина является одним из таковых событий.
Свидетельством о смерти подтверждается, что К.Д.К. умер 17 февраля 2006 года в г. Солигаличе Костромской области. На оборотной стороне свидетельства указано, что Куприяновой С.В. и Морозовой Н.В. выдана компенсация на ритуальные услуги в равных долях (л.д.19).
В соответствии с п. 2 ст. 218 ГК РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежащее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
Нотариус Чухломского района Костромской области на обращение Морозовой Н.В. и Куприяновой С.В. по поводу выдачи свидетельства о праве на наследство по закону на недвижимое имущество, оставшееся после смерти К.Д.К. рекомендовала обратиться в суд, так как правоустанавливающие документы на объект недвижимости не прошли соответствующую регистрацию в Управлении Федеральной регистрационной службы по Костромской области (л.д. 26).
К.Д.К. на праве собственности, на основании свидетельства о наследовании по закону от 3 февраля 1948 года №, принадлежала 1/18 доля дома, расположенного по адресу: <адрес> оставшаяся после погибшего в октябре 1941 года на фронте Отечественной войны К.К.С., и на основании свидетельства на право пожизненного наследуемого владения от 8 июля 1992 года принадлежала 1/18 доля земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> (л.д. 20, 29).
В справке от 2 ноября 2006 года, выданной администрацией Солигаличского муниципального района указано, что на основании уточненного генерального плана г. Солигалича в 1952 году <адрес> стал жилым домом № по <адрес>. В связи с корректировкой генерального плана г. Солигалича в 1958 году жилой <адрес> стал жилым домом № по той же улице. На основании уточненного генерального плана г. Солигалича в 1986 году жилой <адрес> стал жилым домом № по <адрес>.
Согласно завещанию от 19 мая 2000 года после смерти К.М.К. в собственность К.Д.К. перешли 7/54 долей двухэтажного деревянного дома по адресу: <адрес>, и земельного участка по тому же адресу (л.д. 23,27).
Таким образом, представленными в суд документами подтверждается принадлежность на праве собственности К.Д.К. 5/54 долей земельного участка, находящегося по адресу: <адрес>, и 1/18 доли жилого дома, расположенного на указанном земельном участке по адресу: <адрес>.
Согласно ст. 1111 ГК РФ наследование осуществляется по завещанию и по закону.
Статьями 1141-1143 ГК РФ установлено, что наследники по закону призываются к наследованию в порядке очередности.
Наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя.
Если нет наследников первой очереди, наследниками второй очереди по закону являются дети полнородных и неполнородных братьев и сестер наследодателя (племянники и племянницы наследодателя) наследуют по праву представления.
Согласно сведениям представленным отделом записи актов гражданского состояния <адрес>, К.Д.К., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, был женат, разведен, согласно записи акта о расторжении брака № от 16 января 1973 года. От данного брака имел сына К.Д.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, который, согласно свидетельству акта о смерти № от 1 ноября 2005 года умер.
Согласно п. 1 ст. 1154 ГК РФ наследство может быть принято в течение шести месяцев со дня открытия наследства.
Сведениями о том, был ли сын дяди женат, истцы не располагают, поскольку тот никогда не приезжал в Солигалич, с отцом не общался, его жизнью не интересовался, никто после смерти К.Д.К. за принятием наследства не обращался, фактически в права наследства не вступал. Срок для принятия наследства после смерти К.Д.К. пропущен.
Как указано в определении Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 10.12.2019 № 24-КГ19-6, основанием к восстановлению наследнику срока для принятия наследства является не только установление судом факта неосведомленности наследника об открытии наследства - смерти наследодателя, но и представление наследником доказательств, свидетельствующих о том, что он не знал и не должен был знать об этом событии по объективным, независящим от него обстоятельствам.
При этом нежелание лиц, претендующих на восстановление срока для принятия наследства, поддерживать родственные отношения с наследодателем, отсутствие интереса к его судьбе не отнесено ни законом, ни Пленумом Верховного Суда Российской Федерации к уважительным причинам пропуска срока для принятия наследства. Данное обстоятельство носит субъективный характер и могло быть преодолено при наличии соответствующего волеизъявления истца.
В соответствие с вышеизложенным, истцы Морозова Н.В. и Куприянова С.В., как дочери родного брата К.Д.К. – К.В.К., являются наследниками второй очереди по отношению к наследодателю К.Д.К.. Факт родственных отношений между К.В.К. – отцом и Морозовой Н.В. – дочерью, подтверждается свидетельством о рождении, а также справками о заключении браков, свидетельством о расторжении брака (л.д.12,13,14,15). Факт родственных отношений между К.В.К. – отцом и Куприяновой С.В. – дочерью, подтверждается свидетельством о рождении (л.д. 15). То, что К.В.К. и К.Д.К. приходятся друг другу родными братьями подтверждается свидетельствами о рождении (л.д. 16,17).
В силу ст. 1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
Как указано в ст. 1152, 1153 ГК РФ для приобретения наследства наследник должен его принять. Принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации. Принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство.
В соответствии с п. 2 ст. 1152 ГК РФ принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось.
Согласно п. 3 ст. 1152 ГК РФ принятие наследства одним или несколькими наследниками не означает принятия наследства остальными наследниками.
Согласно ч. 2 ст. 1153 ГК РФ пока не доказано иное, признается, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности если наследник вступил во владение или в управление наследственным имуществом; принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц; произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества; оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитавшиеся наследодателю денежные средства.
В судебном заседании установлено и следует из материалов дела, что единственными наследниками, принявшим наследство после смерти К.Д.К., являются его племянницы Куприянова С.В. и Морозова Н.В..
Морозова Н.В. и Куприянова С.В. приняли меры к сохранению наследственного имущества после смерти К.Д.К. Они за свой счет организовали его похороны, провели и оплатили 9 и 40 дни, по сегодняшний день содержат дом в технически исправном состоянии, производят текущие и косметические ремонты, облагораживают территорию дома: обновляют и ремонтируют забор, ухаживают за земельным участком. Ведут хозяйство и оплачивают все расходы, связанные с содержанием дома за свой счет в полном объеме. На протяжении всех лет страхуют указанный жилой дом. По настоящее время хранят дорогие для дяди вещи: шкатулки, фотографии. И на день смерти, и в настоящее время Куприянова С.В. постоянно проживает в указанном доме, чем обеспечивает его сохранность. Морозова Н.В. ежедневно бывает в доме, выделяет средства на оплату текущих расходов, участвует во всех хозяйственных вопросах в равной степени с Куприяновой С.В.
Таким образом, Морозова Н.В. и Куприянова С.В.. в установленный законом срок /ст.1154 ГК РФ/ совершили действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, то есть, вступила во владение и управление наследственным имуществом, в связи с чем, на основании п.2 ст. 1153 ГК РФ, их следует считать принявшими наследство после смерти К.Д.К..
Оценивая собранные по делу доказательства в совокупности, суд полагает возможным признать за истцами право собственности по праву наследования по закону на доли земельного участка и жилого дома, принадлежащие умершему К.Д.К..
На основании ст. 8, п. 2 ст. 218, ст.ст. 1115, 1142, 1152, 1153 ГК РФ, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е ШИ Л:
Установить факт принятия наследства Морозовой Н.В.,ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и Куприяновой С.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, после смерти К.Д.К., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умершего 17 февраля 2006 года
Признать за Морозовой Н.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженкой <адрес>, зарегистрированной и проживающей по адресу: <адрес>, паспорт <данные изъяты> право собственности по праву наследования по закону
- на 5/54 долей земельного участка с кадастровым №, площадью 1117 кв.м, категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование: под жилой фонд и ведение личного подсобного хозяйства, расположенного по адресу: <адрес>,
- на 5/54 долей двухквартирного двухэтажного жилого дома, с кадастровым №, общей площадью 129 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>,
после смерти К.Д.К., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умершего 17 февраля 2006 года.
Признать за Куприяновой С.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженкой <адрес>, зарегистрированной и проживающей по адресу: <адрес>, паспорт <данные изъяты>, право собственности по праву наследования по закону
- на 5/54 долей земельного участка с кадастровым №, площадью 1117 кв.м, категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование: под жилой фонд и ведение личного подсобного хозяйства, расположенного по адресу: <адрес>,
- на 5/54 долей двухквартирного двухэтажного жилого дома, с кадастровым № общей площадью 129 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>,
после смерти К.Д.К., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умершего 17 февраля 2006 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке или на него может быть внесено апелляционное представление в Костромской областной суд через Чухломский районный суд в г. Солигаличе в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья: Н.М. Андрианова
Решение в окончательной форме принято 2 июня 2023 года