Дело № 2-130/2021
Поступило в суд: 02.07.2020г.
ЗАОЧНОЕ Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
30 марта 2021 года г. Новосибирск
Кировский районный суд города Новосибирска
в составе:
Председательствующего судьи РЕПА М.В.,
При секретаре Тиниковой В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Цыганцовой В. В. к ЖСК « Держава» о взыскании заработной платы, компенсации, компенсации морального вреда,
У С Т А Н О В И Л:
Истец Цыганцова В.В. обратилась в суд с вышеуказанным иском, обосновывая заявленные требования тем, что в период с 20.03.2010г. по 16.12.2019г. она работала в ЖСК « Держава» в должности председателя ЖСК.
В указанный период времени, заработная плата ей не была выплачена, задолженность составила 5 744 659,09 рублей. За задержку выплаты заработной платы ответчик должен выплатить ей 2 986 917,85 рублей.
Истица просила взыскать в свою пользу задолженность по заработной плате в сумме 5 744 659,09 рублей, компенсацию за задержку выплаты заработной платы в размере 2 986 917,85 рублей, за каждый день задержки, начиная с 20.03.2010г., компенсацию морального вреда в сумме 50 000 рублей.
Истец Цыганцова В.В. в судебном заседании доводы иска, заявленные требования, поддержала, настаивала на их удовлетворении в полном размере, дала суду показания в соответствии с вышеизложенным. Просила не применять срок исковой давности.
Представитель ответчика - ЖСК «Держава» в лице конкурсного управляющего Гребенюк Д.С. в судебное заседание не явился, был извещен надлежащим образом, представил суду письменные возражения на иск, заявил о применении последствий пропуска срока обращения в суд, просил в иске отказать.
Суд, заслушав истца, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Согласно ст. 21 Трудового Кодекса РФ работник имеет право, в том числе, на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы.
Изматериалов дела следует, что общим собранием членов ЖСК «Держава» от 20.03.2010г.Цыганцова В.В. выбрана Председателем правления ЖСК «Высота» (л.д. 30).
20.03.2010г. между ЖСК «Держава» в лице председателя Цыганцовой В.И. и Цыганцовой В.В. был заключен трудовой договор, по которому работник Цыганцова В.В. была принята на должность председателя в ЖСК «Держава» (л.д. 3-4).
Дата начала работы 20.03.2010г.( п.1.2).
За исполнение трудовых обязанностей работнику устанавливается должностной оклад в размере 30 000 рублей в месяц, включая районный коэффициент 25% ( п. 5.1.).
Дополнительным соглашением к трудовому договору № 1-2010 от 19.08.2010 должностной оклад Цыганцовой В.В. установлен в размере 40 000 рублей (л.д. 5).
Дополнительным соглашением к трудовому договору № 1-2015 от 26.11.2015 должностной оклад Цыганцовой В.В. установлен в размере 50 000 рублей (л.д. 6).
Согласно копии Устава ЖСК « Держава», утвержденного протоколом от 14.06.2006г., Жилищно-строительный кооператив является по своей организационной правовой форме потребительским кооперативом, является не коммерческой организацией (л.д. 163-175).
Кооператив может от своего имени заключать договора, приобретать права и нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, арбитражном и третейском.
Высшим органом управления является Общее собрания членов кооператива.
Исполнительными органами кооператива являются: - правление кооператива; - председатель Правления кооператива ( Председатель кооператива); - органом контроля кооператива является Ревизионная комиссии ( Ревизор).
К компетенции Председателя правления кооператива относятся, в частности, прием граждан на работу в кооператив, подписание договоров с работниками.
Из материалов дела следует, что 20.09.2019г. Арбитражным судом НСО было возбуждено дело о банкротстве должника ЖСК «Держава». 20.12.2019г. должник признан несостоятельным (банкротом), введена процедура конкурсного производства сроком на 6 месяцев, до 16.06.2020г.
28.12.2019г. сведения о признании должника несостоятельным (банкротом) и введении процедуры конкурсного производства опубликованы в газете «Коммерсантъ».
Обращаясь в суд с заявленными требованиями, истица указала, что была принята на работу на должность председателя кооператива ЖСК «Держава», в период времени с 20.03.2010г. по 16.12.2019г. исполняла свои функции надлежащим образом, однако, заработную плату, с момента приема на работу не получала, в связи с чем образовалась задолженность, которую истица просила взыскать в свою пользу.
Возражая относительно доводов истца, представитель конкурсного управляющего ЖСК «Держава» заявил о применении последствий пропуска срока исковой давности.
Суд, изучив представленные доводы сторон, приходит к выводу о возможности частичного удовлетворения заявленных истцом требований, учитывая следующее.
Заработная плата конкретного работника устанавливается в трудовом договоре, в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда, которые разрабатываются на основе требований трудового законодательства (части первая и вторая статьи 135 Трудового кодекса РФ) и должны гарантировать каждому работнику определение его заработной платы с учетом установленных законодательством критериев, в том числе условий труда.
В силу ст. 57 Трудового Кодекса РФ, обязательными для включения в трудовой договор являются, в частности, условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты); компенсации за тяжелую работу и работу с вредными и (или) опасными условиями труда, если работник принимается на работу в соответствующих условиях, с указанием характеристик условий труда на рабочем месте.
Согласно ст. 129 Трудового Кодекса РФ заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Проанализировав представленный истцом трудовой договор, заключенный с ЖСК «Держава», в лице председателя Цыганцовой В.В., в совокупности с иными письменными доказательствами, учитывая право председателя ЖСК, предусмотренное Уставом, заключать от имени ЖСК, в том числе, трудовые договоры, суд принимает данный договор в качестве допустимого доказательства, подтверждающего факт трудовых отношений между истцом и ЖСК «Держава», в том числе, в части определения условий оплаты труда работника, в соответствии с которыми, размер заработной платы работнику, установлен в сумме 50 000 рублей в месяц, включая районный коэффициент 25%.
В соответствии со ст. 140 Трудового кодекса РФ при прекращении трудового договора выплата всех сумм, причитающихся работнику от работодателя, производится в день увольнения работника.
В случае спора о размерах сумм, причитающихся работнику при увольнении, работодатель обязан не позднее следующего дня после предъявления уволенным работником требования о расчете, выплатить не оспариваемую им сумму.
В судебном заседании установлено, что трудовой договор между истцом и ЖСК «Держава» расторгнут, вместе с тем, в соответствии со ст. 56 ГПК РФ, ответчиком не представлены суду доказательства, подтверждающие надлежащее исполнение перед работником обязанности по выплате заработной платы.
В судебном заседании ответчиком заявлено о применении последствий пропуска срока на общение в суд.
Федеральным законом от 3.07.2016 N 272-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам повышения ответственности работодателей за нарушения законодательства в части, касающейся оплаты труда" статья 392 Трудового кодекса РФ была дополнена частью второй, предусматривающей специальный срок для обращения работника в суд за разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, в том числе при увольнении, один год со дня установленного срока выплаты соответствующих сумм.
При таком положении, поскольку истец, обратилась в суд 02.07.2020 года, то пропустила установленный законом срок для обращения в суд с требованиями о взыскании задолженности по заработной платы за период с 20.03.2010 по 31.05.2019.
Согласно разъяснениям, указанным в пункте 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 годам N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации", признав причины пропуска срока уважительными, судья вправе восстановить этот срок (ч. 3 ст. 390 и ч. 3 ст. 392 Трудового кодекса РФ).
Установив, что срок обращения в суд пропущен без уважительных причин, судья принимает решение об отказе в иске именно по этому основанию без исследования иных фактических обстоятельств по делу (абз. 2 ч. 6 ст. 152абз. 2 ч. 6 ст. 152 ГПК РФ).
В качестве уважительных причин пропуска срока обращения в суд могут расцениваться обстоятельства, препятствовавшие данному работнику своевременно обратиться с иском в суд за разрешением индивидуального трудового спора (например, болезнь истца, нахождение его в командировке, невозможность обращения в суд вследствие непреодолимой силы, необходимость осуществления ухода за тяжелобольными членами семьи).
Из приведенных норм и статьи 56 ГПК РФ следует, что уважительность причин пропуска срока обращения в суд доказывается истцом.
Объективных доказательств, подтверждающих уважительность пропуска срока для обращения в суд, истцом не представлено.
При этом, суд полагает, что в течение 2010-2019 годов ежемесячно не получая заработную плату в полном объеме, истица знала о нарушении своих трудовых прав, однако в суд с требованиями о взыскании заработной платы обратилась только 02.07.2020 года, в связи с чем, суд полагает необходимым отказать истцу в удовлетворении требований о взыскании задолженности по заработной плате за период с 20.03.2010г. по 31.05.2019г.
Вместе с тем, суд полагает основанным взыскать с ответчика в пользу истца задолженность по выплате заработной платы в пределах срока исковой давности, за период с01.06.2019г. по 16.12.2019г..
Учитывая, что размер заработной платы истца условиями договора был установлен в размере 30 000 рублей, следовательно, задолженность по выплате заработной платы за указанный период составляет 195 000 рублей (30 000 *6+30 000*0,5).
При этом суд принимает размер заработной платы в сумме 30.000 рублей, установленный в трудовом договоре от 20.03.2010г., который был заключен после принятого решения правления кооператива 20.03.2010г., поскольку последующие дополнительные соглашения к трудовому договору подписаны самойЦыганцовой В.В., каких-либо документов, подтверждающих согласование повышения заработной платы с членами правления кооператива, истцом не представлено.
При таких обстоятельствах, суд не может признать дополнительные соглашения к трудовому договору допустимым доказательством по делу.
Таким образом, суд полагает обоснованным взыскать указанную задолженность по выплате заработной плате с ответчика в пользу истца за период в пределах срока исковой давности.
Статьей 236 Трудового кодекса РФ установлена материальная ответственность работодателя за задержку выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику.
Согласно ч. 1 ст. 236 Трудового кодекса РФ при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно.
Заработная плата выплачивается не реже чем каждые полмесяца в день, установленный правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором, трудовым договором (ч. 4 ст. 136 Трудового кодекса РФ).
Заработная плата выплачивается не реже чем каждые полмесяца. Конкретная дата выплаты заработной платы устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором или трудовым договором не позднее 15 календарных дней со дня окончания периода, за который она начислена.
При таком положении, при отсутствии в трудовом договоре, конкретной даты выплаты заработной платы, суд полагает, что заработная плата истцу должна была быть выплачена не позднее 30 числа со дня окончания периода, за который она начислена.
Таким образом, размер компенсации за задержку выплаты заработной следует исчислять с 17.12.2019г., что по состоянию на 30.03.2021г.составляет 12 384, 90 рубля.
При таком положении, суд полагает возможным, взыскать с ответчика в пользу истца компенсацию в размере 12 384,90 рубля.
Разрешая требования истца о взыскании компенсации морального вреда, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 237 Трудового кодекса РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
Требованиями п. 63 Постановления Пленума ВС РФ N 2 от 17.03.2004 года "О применении судами РФ Трудового кодекса РФ" установлено, что размер компенсации морального вреда определяется судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, с учетом объема и характера причиненных работнику нравственных или физических страданий, степени вины работодателя, иных заслуживающих внимания обстоятельств, а также требований разумности и справедливости.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание виновный характер поведения ответчика, с учетом требований разумности и справедливости, суд обоснованно пришел к выводу о взыскании с ЖСК « Держава» в пользу истца компенсации морального вреда в сумме 10 000 рублей, частично удовлетворив требования истца в данной части
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ, суд полагает обоснованным взыскать с ответчика расходы по оплате госпошлины в доход местного бюджета в сумме 1 988,45 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Цыганцовой В.В. удовлетворить частично.
Взыскать с ЖСК «Держава» в пользу Цыганцовой В. В. задолженность по заработной плате в сумме 195 000 рублей, компенсацию за задержку выплаты заработной платы в сумме 12 384 рубля 90 копеек, компенсацию морального вреда в сумме 10 000 рублей, а всего 217 384 (двести семнадцать тысяч триста восемьдесят четыре) рубля 90 копеек.
Взыскать с ЖСК «Держава» в доход местного бюджета государственную пошлину в сумме 5 573 рубля 85 копеек.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Заочное решение может быть обжаловано также в апелляционном порядке в Новосибирский областной суд в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления через Кировский районный суд г. Новосибирска.
Мотивированное решение изготовлено 06 апреля 2021 года.
Судья - подпись
КОПИЯ ВЕРНА
Подлинник судебного решения хранится в материалах гражданского дела № 2-130/2021 (54RS0005-01-2020-003050-68) в Кировском районном суде г. Новосибирска.
На 06.04.2021г. решение в законную силу не вступило.
Судья