Дело 2-844/2023
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
17 апреля 2023 г. г. Смоленск
Ленинский районный суд г. Смоленска
в составе:
председательствующего (судьи) Пахоменковой М.А.
при секретаре: Клубеньковой М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Овчинникова Алексея Алексеевича к Администрации г. Смоленска о совершении действий по разработке и утверждению проекта планировки и межевания территории в г. Смоленске в необходимых границах и образовании земельного участка,
у с т а н о в и л:
Овчинников А.А. обратился в суд с иском к ответчику о возложении обязанности в разумный срок предпринять фактические действия по разработке и утверждению проекта планировки и проекта межевания территории в г. Смоленске в необходимых границах и образовать земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом по адресу: <адрес>, с кадастровым номером №, а также о взыскании понесенных расходов.
В обоснование иска указал, что является собственником квартиры <адрес>, который в соответствии с данными Управления Росреестра по Смоленской области является многоквартирным. Данный жилой дом представляет собой типовое одноэтажное двухквартирное здание, каждая квартира имеет автономный выход на земельный участок. В целях приобретения права собственности на земельный участок истец неоднократно обращался в Администрацию г. Смоленска с заявлениями о разработке проекта планировки и межевания спорной территории и образовании земельного участка с целью предоставления его в собственность титульных владельце расположенных на нем жилых помещений. Однако до настоящего времени соответствующие действия Администрацией г. Смоленска не осуществлены, что и послужило основанием для обращения в суд с соответствующими требованиями.
Представитель истца Бодеев К.И. в судебном заседании поддержал заявленные требования в полном объеме.
Представитель Администрации г. Смоленска Шуплякова М.М. возражала против удовлетворения предъявленных исковых требований, указав на наличие постановления органа местного самоуправления от мая 2021 года, согласно которому ООО «Стройинвестпроект» разрешено за счет собственных средств подготовить проект планировки и проект межевания территории в г. Смоленске в границах улицы <данные изъяты>.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, ООО «Стройинвестпроект» Матвиенкова Е.А. в судебном заседании отметила, что на данный момент уже заключен соответствующий договор на разработку спорного проекта. Срок для его подготовки для представляемой ею организации был продлен ввиду трудоемкости процесса и необходимости поиска финансирования.
Исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
в соответствии со статьей 289 Гражданского кодекса и статьей 36 Жилищного кодекса собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты.
Частью 5 статьи 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (далее - Вводный закон), в редакции до 01.01.2017, предусмотрено, что с момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
Согласно новой редакции названной нормы земельный участок переходит в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме со дня проведения государственного кадастрового учета участка, на котором расположен такой дом и иные входящие в состав дома объекты недвижимого имущества.
Конституционный Суд Российской Федерации в пункте 2.1 Постановления от 28.05.2010 N 12-П "По делу о проверке конституционности частей 2, 3 и 5 статьи 16 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", частей 1 и 2 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 3 статьи 3 и пункта 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан Е.Ю. Дугенец, В.П. Минина и Е.А. Плеханова" (далее - Постановление N 12-П), основываясь на принципе единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов недвижимости (подпункт 5 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса), указал, что федеральный законодатель в целях обеспечения прав собственников жилых и нежилых помещений в МКД установил в Жилищном кодексе общее правило о принадлежности земельного участка собственникам помещений в расположенном на нем многоквартирном доме на праве общей долевой собственности (статья 36), а во Вводном законе - специальные порядок и условия перехода такого земельного участка в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме (статья 16).
Нормы Гражданского и Жилищного кодексов в отношении земельного участка, на котором расположен многоквартирный жилой дом, разъяснены в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - Постановление N 10/22).
Так, в соответствии с пунктом 66 данного Постановления, если земельный участок под многоквартирным домом был сформирован до введения в действие Жилищного кодекса и в отношении него проведен государственный кадастровый учет, право общей долевой собственности на него у собственников помещений в многоквартирном доме считается возникшим в силу закона с момента введения в действие данного Кодекса (часть 2 статьи 16 Вводного закона); если земельный участок под многоквартирным домом был сформирован после введения в действие Жилищного кодекса и в отношении него проведен государственный кадастровый учет, право общей долевой собственности на него у собственников помещений в многоквартирном доме возникает в силу закона с момента проведения государственного кадастрового учета (часть 5 статьи 16 Вводного закона); в силу частей 2 и 5 статьи 16 Вводного закона земельный участок под многоквартирным домом переходит в общую долевую собственность собственников помещений в таком доме бесплатно; каких-либо актов органов власти о возникновении права общей долевой собственности у собственников помещений в многоквартирном доме не требуется; в силу частей 3 и 4 статьи 16 Вводного закона по заявлению любого лица, уполномоченного решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, органы власти осуществляют формирование земельного участка, на котором расположен данный дом.
Из пункта 67 постановления N 10/22 следует, что если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования. Вместе с тем по смыслу частей 3 и 4 статьи 16 Вводного закона собственник не вправе распоряжаться этой землей в той части, в которой должен быть сформирован земельный участок под многоквартирным домом. В свою очередь, собственники помещений в многоквартирном доме вправе владеть и пользоваться этим земельным участком в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации ими многоквартирного дома, а также объектов, входящих в состав общего имущества в таком доме. При определении пределов правомочий собственников помещений в многоквартирном доме по владению и пользованию указанным земельным участком необходимо руководствоваться частью 1 статьи 36 Жилищного кодекса.
Из изложенного следует, что право общей долевой собственности собственников помещений в многоквартирном доме на земельный участок, на котором расположен данный дом, возникает в силу закона - положений Жилищного кодекса и Вводного закона, Вводный закон устанавливает лишь специальные порядок и условия перехода такого земельного участка в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
Данный вывод соответствует правовой позиции, сформулированной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 19.02.2013 N 12736/12, определении Верховного Суда Российской Федерации от 04.03.2021 N 308-ЭС20-18388.
По делу установлено, что Овчинников А.А. на основании заочного решения Ленинского районного суда г. Смоленска и договора дарения доли в праве общей собственности на квартиру является собственником квартиры <адрес> (л.д. 11-12, 13).
Указанное домостроение в соответствии со сведениями Управления Росреестра по Смоленской области, находящимся в открытом доступе, является многоквартирным домом (л.д. 19), представляющим собой типовое одноэтажное двухквартирное здание, имеющее симметричное планировочное решение с поперечной стеной без проемов, разделяющей дом на две части, обеспечивающей отсутствие общих для двух квартир помещений. Каждая квартира имеет автономный выход на земельный участок (л.д. 6, 20-27).
ДД.ММ.ГГГГ в адрес Овчинникова А.А. Администрацией г. Смоленска был направлен ответ на его обращение от ДД.ММ.ГГГГ, в котором сообщалось, что формирование земельного участка под помещением (квартирой), расположенном в многоквартирном доме, не предусмотрено действующим законодательством. В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2004 № 189-ФЗ (ред. От 01.07.2017) «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления. Согласно сведениям ЕГРН земельный участок под многоквартирным домом <адрес> не сформирован, на государственный кадастровый учет не поставлен. В соответствии с градостроительным кодексом РФ от 29 декабря 2004 г. № 190-ФЗ формирование земельного участка под многоквартирным жилым домом возможно только на основании проекта планировки и межевания территории. По информации управления архитектуры и градостроительства разработка проекта планировки и межевания территории, в границах которой расположен многоквартирный жилой дом <адрес> не планируется ввиду дефицита бюджета. Проведение кадастровых работ в отношении земельного участка под многоквартирным жилым домом <адрес> будет возможно после разработки и утверждения проекта планировки и межевания территории, в границах которой расположен вышеуказанный земельный участок. В соответствии с п. 5 ст. 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» со дня проведения государственного кадастрового учета земельного участка, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, такой земельный участок переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме. В соответствии с п. 1 ст. 42 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственная регистрация возникновения, перехода, ограничения (обременения) или прекращении права на жилое или нежилое помещение в многоквартирных домах одновременно является государственной регистрацией неразрывно связанного с ним права общей долевой собственности на общее имущество. У собственников помещений в многоквартирных домах право общей долевой собственности на земельный участок, на котором расположены такие дома, в соответствии со ст. 16 Федерального закона № 189-ФЗ возникает с момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета. При этом государственная регистрация права хотя бы одного собственника жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме является юридическим актом признании подтверждения государством возникновения прав собственников помещений в многоквартирном доме на указанное имущество, в том числе, на земельный участок. Заключения каких-либо дополнительных договоров передачи общего имущества в многоквартирном доме в общую долевую собственность действующим законодательством не предусмотрено, в Федеральном законе № 218-ФЗ также отсутствуют требования об издании органами государственной власти или органами местного самоуправления решений о предоставлении земельных участков собственникам помещений в многоквартирных домах. Также отмечалось, что по общему правилу, установленному в ст. 247 Гражданского кодекса РФ владение и пользование имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляется по соглашению всех ее участников, а при недостижении согласия – в порядке, устанавливаемом судом (л.д. 28).
ДД.ММ.ГГГГ в ответ на заявление Овчинникова А.А. о разработке проекта планировки и проекта межевания территории, в границах распложен многоквартирный жилой дом <адрес>, сообщено, что на основании обращения ООО «Стройинвестпроект» управлением архитектуры и градостроительства готовится постановление Администрации г. Смоленска «О принятии решения о подготовке проекта планировки и проекта межевания территории в г. Смоленске в границах улицы <данные изъяты>». В границах данной территории расположен вышеуказанный дом. Согласно Градостроительному кодексу РФ по результатам проверки представленного проекта в управлении архитектуры и градостроительства Администрации г. Смоленска документация по планировке территории будет рассмотрена на публичных слушаниях. Информация о проведении публичных слушаний публикуется на официальном сайте Администрации г. Смоленска в разделе «Гостям и жителям» (л.д. 30).
ДД.ММ.ГГГГ Администрацией г. Смоленска предоставлен ответ на обращение Овчинникова А.А. об образовании земельного участка под многоквартирным жилым домом <адрес>, согласно которому по сведениям ЕГРН земельный участок под вышеуказанным многоквартирным жилым домом земельный участок не сформирован, на государственный кадастровый учет не поставлен. В соответствии с градостроительным кодексом РФ формирование земельного участка под многоквартирным жилым домом возможно только на основании проекта планировки и межевания территории. Постановлением Администрации г. Смоленска № 1125-адм от 21 мая 2021 г. ООО «Стройинвестпроект» разрешено разработать проект планировки и проект межевания территории в г. Смоленске в границах улицы <данные изъяты>. Информация о необходимости формирования земельного участка под вышеуказанным многоквартирным жилым домом направлено в ООО «Стройинвестпроект» и будет учтена при разработке данного проекта. Рассмотреть вопрос о проведении кадастровых работ в отношении земельного участка под многоквартирным жилым домом <адрес> возможно после утверждения в установленном законом порядке проекта планировки и межевания территории, в границах которой расположен вышеуказанный многоквартирный жилой дом (л.д. 31).
Письменным отношением от ДД.ММ.ГГГГ Овчинникову А.А. сообщено, что постановлением Администрации г. Смоленска от 21 мая 2021 г. № 1125-адм ООО «Стройинвестпроект» разрешена за счет собственных средств подготовка проекта планировки и проекта межевания территории в г. Смоленске в границах улицы <данные изъяты>. Проектная документация на проверку в управление архитектур и градостроительства Администрации г. Смоленска не поступала. Администрация г. Смоленска согласно градостроительному законодательству не имеет полномочий обязать юридическое лицо разработать проект планировки и межевания за счет собственных средств. Постановлением Администрации г. Смоленска от 16 октября 2017 г. № 2840-адм была утверждена муниципальная программа «Градостроительная деятельность на территории г. Смоленска», которая предусматривает разработку проектов планировки и межевания территорий, а также внесение в них изменений, на период 2018-2024 гг. Ввиду ограниченного финансирования выделить средства на разработку проекта планировки и межевания на вышеуказанной территории в рамках муниципальной программы не представляется возможным, поскольку на данный период включены мероприятия, которые необходимо реализовать по федеральному проекту, а также по решениям суда (л.д. 32).
Таким образом, материалами дела подтверждено, что Овчинников А.А. неоднократно обращался в Администрацию г. Смоленска с заявлениями о подготовке проекта планировки и межевания территории г. Смоленска под спорным объектом недвижимости, образовании под ним земельного участка, однако Администрация г. Смоленска сообщала о невозможности осуществления соответствующих действий из-за отсутствия проекта межевания и финасирования.
Между тем именно органы государственной власти и местного самоуправления в силу части 4 статьи 16 Вводного закона, в редакции Федерального закона от 03.07.2018 N 191-ФЗ, осуществляют формирование земельного участка, на котором расположен данный дом.
Согласно части 4 статьи 16 Вводного закона в редакции Федерального закона от 02.08.2019 N 267-ФЗ образование земельного участка, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является обязанностью органов государственной власти или органов местного самоуправления. В целях образования такого земельного участка уполномоченными органами государственной власти или органами местного самоуправления совершаются все необходимые действия, предусмотренные законом, в том числе обеспечиваются утверждение в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, проекта межевания территории, подготовка межевого плана земельного участка, обращение с заявлением о государственном кадастровом учете в отношении такого земельного участка в орган регистрации прав, в случае приостановления осуществления государственного кадастрового учета по этому заявлению указанными органами обеспечивается устранение причин, препятствующих осуществлению государственного кадастрового учета.
Частью 4.1 статьи 16 Вводного закона установлено, что образование земельного участка, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления также при отсутствии обращения собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, в том числе в ходе выполнения комплексных кадастровых работ.
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 19.02.2013 N 12736/12 указано следующее.
Поскольку формирование земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, относится к области публичных правоотношений, органы государственной власти или органы местного самоуправления, на которые возложена эта обязанность, не вправе произвольно отказаться от ее выполнения, если для формирования земельного участка имеются все предусмотренные законом основания. Обращение любого собственника помещений в многоквартирном доме в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен данный многоквартирный дом, должно рассматриваться как основание для формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета, что не отменяет необходимость формирования и проведения кадастрового учета земельных участков в разумный срок самими органами публичной власти, на которые возложена соответствующая функция (пункты 4.2, 4.3 постановления N 12-П).
Учитывая, что на соответствующие уполномоченные органы федеральным законом возложена публичная обязанность сформировать земельный участок согласно требованиям земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности как по собственной инициативе, так и по заявлению любого собственника помещения дома, уполномоченный публичный орган не вправе был отказать в формировании земельного участка в том числе и по мотиву отсутствия проекта межевания территории квартала, на которой расположен жилой дом.
Поскольку подготовка проекта межевания квартала зависит от воли соответствующих публичных органов, собственники МКД не могут нести негативные последствия, связанные с отсутствием решения уполномоченного органа соответствующего публичного образования об утверждении проекта межевания квартала.
При указанных условиях уполномоченный публичный орган обязан инициировать подготовку документации по планировке территории, после чего в разумный срок сформировать участок, являющийся общим имуществом собственников помещений в МКД.
При этом ссылки Администрации г. Смоленска на наличие постановления от 21 мая 2021 г. № 1125-адм, которым ООО «Стройинвестпроект» разрешена за счет собственных средств подготовка проекта планировки и проекта межевания территории в г. Смоленске в границах улицы <данные изъяты>, не могут быть приняты во внимание, поскольку с момента издания соответствующего правового акта прошло два года, однако разработка проекта до настоящего времени не начата.
Таким образом, предъявленные Овчинниковым А.А. требования о возложении обязанности в разумный срок предпринять фактические действия по разработке и утверждению проекта планировки и проекта межевания территории в г. Смоленске в необходимых границах и образовать земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом по адресу: <адрес>, с кадастровым номером №, являются законными и обоснованными.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ с ответчика в пользу истца подлежат взысканию госпошлина в сумме 300 руб..
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования Овчинникова Алексея Алексеевича удовлетворить.
Возложить на Администрацию г. Смоленска обязанность принять фактические действия по разработке и утверждению проекта планировки и межевания территории земельного участка, расположенного под многоквартирным жилым домом <адрес>.
Возложить на Администрацию г. Смоленска обязанность образовать земельный участок, расположенный под многоквартирным жилым домом <адрес> (кадастровый номер №).
Взыскать с Администрации г. Смоленска в пользу Овчинникова Алексея Алексеевича расходы по оплате госпошлины в размере 300 руб.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Смоленский областной суд через Ленинский районный суд г. Смоленска в течение одного месяца.
Мотивированное решение изготовлено 24 апреля 2023 г.
Судья М.А. Пахоменкова
«КОПИЯ ВЕРНА» подпись судьи Пахоменкова М.А. секретарь судебного заседания ________________________ наименование должности уполномоченного работника аппарата федерального суда общей юрисдикции Клубенькова М.В. (Фамилия, инициалы) «____»________2023 г. |
Ленинский районный суд г. Смоленска
УИД: 67RS0002-01-2022-006669-38
Подлинный документ подшит в материалы дела № 2-844/2023