Судья: Шабанова Т.И. Дело <данные изъяты>
УИД 50RS0021-01-2022-010743-38АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Красногорск Московской области 17 июня 2024 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:
председательствующего Артемьевой Ю.А.,
судей Романенко Л.Л., Смольянинова А.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Стельмахом А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-9216/2023 по иску Смирнова Андрея Юрьевича к ТСЖ «Эдем» о признании действий незаконными, взыскании неосновательного обогащения, морального вреда, штрафа,
по апелляционной жалобе Смирнова Андрея Юрьевича на решение Красногорского городского суда Московской области от 31 августа 2023 г.,
заслушав доклад судьи Романенко Л.Л.,
объяснения истца Смирнова А.Ю. и его представителя Мелешиной М.И., представителей ответчика ТСЖ «Эдем» Атахановой З.Т., Богдановой Н.А.,
УСТАНОВИЛА:
Истец обратился в суд с иском к ТСЖ «Эдем» о признании действий незаконными, взыскании неосновательного обогащения, компенсации морального вреда, штрафа. В обоснование исковых требований указано, что истцу на праве собственности принадлежит жилое помещение, расположенное по адресу: <данные изъяты>. В многоквартирный дом № 5 в квартале <данные изъяты> осуществляется централизованная подача горячего водоснабжения и отопления с использованием автономной крышной котельной, расположенной по адресу: <данные изъяты> (далее – Котельная). Начисления за услуги отопления и горячего водоснабжения в МКД, в том числе и по принадлежащему истцу жилому помещению производит ТСЖ «Эдем» на основании решений общих собраний собственников помещений многоквартирных домов № 4 и 5 (протокол № 1 от 02 октября 2020 года и протокол № 1 от 20 декабря 2010 года). которыми Котельная была передана в управление ТСЖ «Эдем». Тариф на оплату коммунальных услуг отопления и горячего водоснабжения ответчиком установлен в размере 29 рублей с квадратного метра помещения основываясь на протоколе общего собрания членов ТСЖ от 15 апреля 2013 г., что противоречит Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 354 от 06 мая 2011 г. На основании Постановления № 531/3 от 20 марта 2019 г. Администрация городского округа Красногорск Московской области Котельная внесена в реестр выявленного бесхозяйного имущества муниципального округа. На основании Постановления № 2628/10 от 22 октября 2019 г. Администрации городского округа Красногорск Московской области теплотрасса от Котельной до дома 4 квартала XX экспериментального жилого комплекса «Эдем» внесена в реестр бесхозяйного имущества муниципального округа. Решением Красногорского городского суда Московской области от 15 июня 2020 г., по гражданскому делу по заявлению Администрации городского округа Красногорск Московской области движимое имущество в котельной признано бесхозяйным и передано в муниципальную собственность. Истец полагал, что собственник, а равно и организация, осуществляющая управление котельной, начиная с марта 2019 года фактически оставили котельную без должного обслуживания, не проявляли интерес к сохранности имущества и не совершали никаких действий, направленных на использование котельной и находящегося в ней оборудования по назначению, не обеспечили потребителей коммунальными услугами горячего водоснабжения и отопления. Вышеуказанные факты стали известны истцу 16 мая 2022 г. на личном приеме у Главы Администрации, в связи с чем, в адрес ТСЖ «Эдем» была направлена претензия от 19 мая 2022 г. с требованием произвести перерасчет, а именно снять начисления по услугам горячего водоснабжения и отопления, начисленных ответчиком по принадлежащему истцу жилому помещению.
Единственной легитимной управляющей организацией, осуществляющей обслуживание общего имущества МКД, является МУП «Жилищный трест».
Просил признать действия ТСЖ «Эдем» по начислению платы за услуги отопления и горячего водоснабжения в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <данные изъяты> в размере 29 рублей с квадратного метра помещения в месяц – незаконными начиная с марта 2019 года, взыскать с ТСЖ «Эдем» в пользу Смирнова А.Ю. неосновательное обогащение в размере 59 438 рублей 40 копеек, компенсацию морального вреда в размере 50 000 рублей 00 копеек, штраф за неисполнение в добровольном порядке требований потребителя в размере 50% от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.
Решением Красногорского городского суда Московской области от 31 августа 2023 г. исковые требования оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе истец просит об отмене постановленного решения суда, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, а также неправильное применение норм материального и процессуального права.
Истец и его представитель в судебном заседании суда апелляционной инстанции доводы апелляционной жалобы поддержали.
Представители ответчика ТСЖ «Эдем» в заседании судебной коллегии относительно доводов апелляционной жалобы возражали.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещённые о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о причинах неявки судебную коллегию своевременно не известили и не просили об отложении слушания дела.
При таких обстоятельствах, с учётом положений ч. 3 ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия определила возможным рассмотреть дело по апелляционной жалобе в отсутствие не явившихся участников судопроизводства.
Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении от 19 декабря 2003 г. за № 23 «О судебном решении» разъяснил, что решение должно быть законным и обоснованным (часть 1 статьи 195 ГПК РФ). Решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ). Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами дела, которым судом дана надлежащая правовая оценка, и требованиями закона.
В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
При расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемой воды и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Из материалов дела следует и установлено судом, что истцу на праве собственности принадлежит жилое помещение – квартира, с кадастровым (условным) номером <данные изъяты>, общей <данные изъяты>, что подтверждается свидетельством о регистрации права от 25 февраля 2012 г.
20 марта 2019 г. постановлением Администрации городского округа Красногорск Московской области № 531/3 внесены в реестр выявленного бесхозяйного имущества городского округа Красногорск бесхозяйные объекты, в том числе согласно п. 1 Постановления котельная, расположенная по адресу: <данные изъяты> В целях предотвращения угрозы разрушения бесхозяйного имущества, его утраты, возникновения чрезвычайных ситуаций поручено ПАО «Красногорская теплосеть» обеспечить эксплуатацию (содержание и обслуживание) бесхозяйных тепловых сетей, указанных в п. 1 постановления.
22 октября 2019 г. Постановлением Администрации городского круга Красногорск Московской области № 2628/10 о постановке на учет бесхозяйного объекта в реестр выявленного бесхозяйного имущества городского округа Красногорск внесен объект теплотрасса от котельной до д. <данные изъяты> расположенная по адресу: <данные изъяты>
15 июня 2020 г. решением Красногорского городского суда Московской области заявление Администрации городского округа Красногорск Московской области о признании движимых вещей бесхозяйными и права муниципальной собственности на движимые вещи удовлетворены, объекты движимого имущества, выявленные в нежилом помещении, расположенном по адресу: <данные изъяты> признаны бесхозяйными, а также признано право муниципальной собственности на бесхозяйные движимые вещи.
11 июля 2022 г. в ответ на претензию истца ответчик сообщил, что поскольку, вопрос о снабжении жителей данных домов отоплением и горячим водоснабжением силами АО «Красногорская теплосеть» без участия Товарищества, не решен по существу, во избежание угрозы безопасности людей, отказ Товарищества от поставки необходимых для производства отопления и горячего водоснабжения не представляется возможным. Расходы на эксплуатацию котельного оборудования с момента передачи имущества с сентября 2020 г. несет АО «Красногорская теплосеть», на основании решения Правления ТСЖ «Эдем» (п. 3 Протокола заседания Правления ТСЖ «Эдем» № 2/2022 от 16 апреля 2022 г.) и распоряжения управляющего директора ТСЖ «Эдем» от 24 апреля 2022 г. Товариществом произведен перерасчет в адрес собственников помещений, расположенных в вышеуказанных многоквартирных домах.
Администрацией городского округа Красногорск Московской области нежилое помещение, расположенное по адресу: <данные изъяты>1 кв.м.. кадастровый номер <данные изъяты>:2184, и нежилое помещение, расположенное по адресу: <данные изъяты> кв.м., кадастровый номер <данные изъяты>:3747, приняты в муниципальную собственность городского округа Красногорск в соответствии с Постановлением администрации городского округа Красногорск Московской области от 18 октября 2019 года № 2590/10 на основании договора дарения от 28 августа 2019 г. № 47/1.1.15 и акта приема-передачи от 28 августа 2019 г.
Постановлением администрации городского округа Красногорск Московской области от 12 мая 2021 г. № 1144/5 вышеуказанные объекты объединены в нежилое помещение – котельная, <данные изъяты>., объединенные объекты поставлены на кадастровый учет 23 мая 2022 г. и присвоен кадастровый номер <данные изъяты>:4823.
Многоквартирные дома расположенные по адресу: <данные изъяты> включены в реестр лицензий Московской области и находятся в сфере управления МУП «<данные изъяты>» с 01 ноября 2018 г.
24 октября 2022 г. Главным Управлением Московской области «Государственная жилищная инспекция Московской области» в ответ на обращение Смирновой О.М. сообщено, что коммунальные услуги отопления т горячего водоснабжения изготавливаются с помощью оборудования котельной, которое принадлежит Администрации г.о. Красногорск Московской области, техническое обслуживание осуществляет АО «Красногорская теплосеть».
Кроме того, в ответе указано, что в адрес ТСЖ «Эдем» направлено предостережение о недопустимости нарушений обязательных требований жилищного законодательства указания в выставляемых платежных документах наименований предоставляемых коммунальных услуг, так и в адрес администрации г.о. Красногорск о необходимости определить исполнителя коммунальных услуг (ресурсоснабжающую организацию), предоставляющей коммунальные услуги на многоквартирные дома, а также установить (определить) собственника (ответственного за содержание) внутриквартальных инженерных коммуникаций систем тепло-, водо-, электроснабжения.
Применяя положения п. 16 ст. 12 ЖК РФ, в соответствии с которым установление структуры платы за жилое помещение и коммунальные услуги, порядка расчета и внесения такой платы отнесено к исключительным полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что общее собрание собственников помещений (членов ЖСК, ТСЖ) не вправе устанавливать иной порядок расчета платы за коммунальные услуги (изменять методику расчета), а также принимать решение о направлении суммы, полученной в результате корректировки платы за услугу отопление в свой резервный фонд (иные цели).
Вместе с тем, судом было установлено, что Комитетом по ценам и тарифам Администрации городского округа Красногорск Московской области тариф на тепловую энергию по вышеуказанным объектам для ТСЖ «Эдем» установлен не был, ТСЖ «ЭЖК «ЭДЕМ» было создано в 2009 г. решением общего собрания собственников помещений в ЭЖК «Эдем» (протокол №1 от 27 декабря 2009 г.), с 01 января 2010 г. на ответчика возложены функции по управлению экспериментальным жилым комплексом «Эдем».
В целях предоставления собственникам помещений в ЭЖК коммунальных услуг ответчиком заключены и надлежащим образом исполняются договоры с ресурсоснабжающими организациями:
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
Теплоснабжение (горячее водоснабжение и отопление) в многоквартирных домах по адресам: <данные изъяты> осуществляется посредством автономной крышной котельной, расположенной в административном здании по адресу: <данные изъяты>, которая находилась на обслуживании ответчика исключительно в силу трехстороннего соглашения от 24 августа 2010 г. между администрацией Красногорского района, <данные изъяты>», согласно которому котельная передавалась во временное пользование ТСЖ «ЭЖК «ЭДЕМ» до момента определения титульного собственника.
05 июля 2018 г. ответчик обращался в адрес собственников помещений многоквартирных домов 4 и 5 с обращением инициировать общее собрание собственников с целью решить вопрос с ремонтом котельной и оборудования, но общее собрание не было проведено.
Ввиду того, что утвержденный (рассчитанный) в 2010 г. платеж за услугу «отопление и ГВС» (23,00 руб.) с 2013 г. не покрывал затраты на предоставление данной услуги, решением общего собрания членов ТСЖ «Эдем» (п.7 Протокола ОСЧ ТСЖ «Эдем» от 15 апреля 2013 г.) размер платы за услугу «отопление и ГВС» для собственников помещений в МКД №4 и №5 был увеличен до 29,00 руб. с 1 кв.м.
Расчет такого размера платы за «услугу отопление и ГВС» был произведен в соответствии с порядком, предусмотренным постановлением Правительства от 06 мая 2011 г. №354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», согласно которому плата определяется исходя из объема коммунального ресурса (или ресурсов), использованного в течение расчетного периода при производстве и предоставлении коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению, и тарифа (цены) на использованный при производстве коммунальный ресурс, а также с учетом расходов/затрат на эксплуатацию, ремонт и иных затрат, необходимых для обеспечения бесперебойной работы котельной.
Ответчиком при расчете размера платы за коммунальные ресурсы, приобретаемые ответчиком у ресурсоснабжающей организации в целях оказания коммунальных услуг потребителям, применялись тарифы (цены) ресурсоснабжающей организации. Объем использованных при производстве тепла и ГВС коммунальных ресурсов определяется по показаниям приборов учета, установленных в котельной.
Судом установлено, что ответчик неоднократно обращался в администрацию городского округа о невозможности продолжения эксплуатации котельного оборудования, в том числе, ввиду убыточности, 01 октября 2018 г. по решению ГО и ЧС администрации городского округа Красногорск была начата работа по признанию бесхозяйным имущества, расположенного в <данные изъяты> (теплосети и оборудования котельной) с последующей их передачей в муниципальную собственность, а ТСЖ «Эдем» - было поручено обеспечивать бесперебойную подачу теплоносителя в жилые дома (квартал 20 дома 4 и 5) бессрочно, ОАО «Красногорская теплосеть» - провести мероприятия по оценке технического состояния имущества и определить объемы восстановительных работ, а администрации городского округа - предусмотреть финансирование первоочередных мероприятий по ремонту котельной
В отопительный сезон 2018-2019 г.г. и 2019-2020 г.г. ответчик ТСЖ «Эдем» продолжило осуществлять эксплуатацию и содержание указанного имущества, обеспечивая собственников данных домов отоплением и ГВС, ввиду того, что ОАО «Красногорская теплосеть» данное имущество не смогло принять в эксплуатацию как объект теплоснабжения (котельная) по объективным причинам.
10 декабря 2019 г. осуществлен осмотр оборудования сотрудниками АО «Красногорская теплосеть» совместно с представителем администрации г.о. Красногорск и представителем ответчика ТСЖ «ЭЖК «ЭДЕМ», 11 декабря 2019 г. ответчиком передана техническая документация в АО «Красногорская теплосеть».
С 02 сентября 2020 г. АО «Красногорская теплосеть» приступила к эксплуатации котельной и обеспечению теплоснабжения домов, но расчеты за потребляемые котельной ресурсы АО «Красногорская теплосеть» не производит, а снабжение необходимыми для подготовки тепла и ГВС ресурсами (газом, электричеством, водой) осуществляется ответчиком, ответчик продолжает взимать плату за услугу «отопление и ГВС».
Данное обстоятельство также подтверждает АО «Красногорская теплосеть» в письме исх. 03/10-854 от 06 февраля 2020 г., согласно содержанию которого до настоящего времени потребители тепловой энергии ТСЖ «ЭЖК «ЭДЕМ» не производили в адрес АО «Красногорская теплосеть» оплату за потребленные коммунальные ресурсы, в связи с чем оснований для компенсации нашей организацией понесенных ТСЖ «ЭЖК «ЭДЕМ» расходов на эксплуатацию и обслуживание данной энергоустановки (в том числе в части затрат на топливо, энергетическую энергию и т.п.) отсутствуют; для организации надлежащей эксплуатации описываемого объекта теплоснабжения необходимо осуществление процедур переоформления на АО «Красногорская теплосеть» действующих договорных обязательств по соответствующим договорам поставки и транспортировки природного аза, купли-продажи (поставки) электрической энергии и других энергоресурсов, а также договоров теплоснабжения с конечным потребителем тепловой энергии».
12 марта 2020 г. администрация г.о. Красногорск отвечая на письменное обращение ТСЖ «ЭЖК «ЭДЕМ» по вопросу эксплуатации объекта теплоснабжения расположенных по адресу г<данные изъяты> сообщает что обратилось в адрес АО «Красногорская теплосеть» с просьбой начать полноценное обслуживание объектов согласно Постановлений администрации городского округа Красногорск №2728/11 от 06 ноября 2019 г. и №2628/10 от 22 октября 2019 г.: заключить договор на поставку газа с поставщиком; заключить договор с управляющей организацией МУП «<данные изъяты>» на получение услуги горячего водоснабжения и центрального отопления.
До утверждения статуса котельной пользоваться тарифом, выбранным на общем собрании собственников многоквартирных домов.
27 июня 2020 г. ответчик в очередной раз обращался в Администрацию г.о. Красногорск сообщая, что ТСЖ «ЭЖК «ЭДЕМ» является некоммерческой организацией, не располагает свободными средствами, которые могли быть направлены на финансирование эксплуатации и капитального ремонта котельной, не являющейся собственностью ТСЖ и общим имуществом собственников помещений в ТСЖ «ЭЖК «ЭДЕМ», в связи с чем расходы на содержание/обслуживание данного имущества фактически несут и собственники помещений, которые не являются потребителями ресурса, вырабатываемого этой котельной, т.е. являются необоснованными.
07 сентября 2020 г. АО «Красногорская теплосеть» обращается в адрес Ответчика с просьбой, согласно содержанию которой на основании изложенного в рамках действующего законодательства просили рассмотреть вопрос на общем собрании членов ТСЖ о распределении затрат, связанных с эксплуатацией недвижимого имущества и обеспечении бесперебойного теплоснабжения и горячего теплоснабжения членов ТСЖ, с учетом того, что приобретение ресурсов (газ, электроэнергия, вода и т.п.) будет осуществляться по- прежнему Вашим ТСЖ.
15 сентября 2020 г. ответчик ТСЖ «ЭЖК «ЭДЕМ» направило письмо в адрес АО «Красногорская теплосеть» с просьбой подписать акт разграничения балансовой и эксплуатационной ответственности в сетях газоснабжения крышной котельной МН-120 производительностью 3.5 мВТ по вышеуказанному адресу в срок до 25 сентября 2020 г.
24 сентября 2020 г. ОАО «Красногорская теплосеть» направила ответ в адрес Ответчика ТСЖ «ЭЖК «ЭДЕМ» - законные основания для согласования (подписания) акта разграничения балансовой и эксплуатационной ответственности в сетях газоснабжения у АО «Красногорская теплосеть» отсутствуют.
05 ноября 2020 г. ТСЖ «ЭЖК «ЭДЕМ» в очередной раз обращался в администрацию г.о. Красногорск по вопросу реализации решений администрации и комиссии по ГО и ЧС в отношении имущества - котельной.
Ответчик просит администрацию г.о. Красногорск провести совещание с привлечением вех заинтересованных лиц и разрешить по существу вопросов надлежащей эксплуатации котельного оборудования, теплоснабжения указанных жилых домов в отопительный сезон 2020-2021г., в частности обоснованности приема Ответчиком платеже от жителей за услуги.
17 декабря 2020 г. Администрация г.о. Красногорск направила ответ в адрес ТСЖ, согласно которому взаиморасчеты за потребленные котельной ресурсы в рамках правового поля производить не представляется возможным ввиду отсутствия у объекта статуса источника теплоснабжения и невозможности применения, установленного для ОАО «Красногорская теплосеть» тарифа для населения Комитетом по ценам и тарифам Московской области. Вопрос о заключении договоров на покупку ресурсов в настоящее время прорабатывается совместно с АО «Красногорская теплосеть».
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции установил, что факт оказания ТСЖ «Эдем» услуг по содержанию общего имущества - котельной и оборудования подтвержден совокупностью представленных доказательств, приняв во внимание, что обслуживание котельной <данные изъяты> 5 находилась на обслуживании ответчика в силу трехстороннего соглашения от 24 августа 2010 г. между Администрацией Красногорского района, ООО «Эдем-Инвест» и ТСЖ «ЭЖК «ЭДЕМ», согласно которому котельная передавалась во временное пользование ТСЖ «ЭЖК «ЭДЕМ» до момента определения титульного собственника, при этом судом учтено, что вопрос о снабжении жителей данных домов отоплением и ГВС силами АО «Красногорская теплосеть» в соответствии с действующим законодательством, без участия ответчика, не решен по существу, кроме того, 02 октября 2010 г. решением общего собрания собственников помещений многоквартирных домов №4 и №5 крышная котельная по адресу: г<данные изъяты> передана в управление ТСЖ «Эдем»; производство и поставка ресурса 01 октября 2018 г. решением ГО и ЧС Администрации г.о. Красногорск было определено ТСЖ «Эдем» - обеспечивать бесперебойную подачу теплоносителя в жилые дома (<данные изъяты>) бессрочно, при этом истцом в порядке ст. 56 ГПК РФ не представлено доказательств о том, что аналогичные услуги оказывала иная компания, которой истец оплачивал соответствующие услуги, а также доказательств о том, что услуги ответчиком не оказывались либо оказывались ненадлежащим образом, в связи с чем суд пришел к выводу об отсутствии оснований для признания действий ТСЖ «Эдем» по начислению платы за услуги отопления и горячего водоснабжения в многоквартирном доме незаконными. Также судом отказано в удовлетворении производного искового требования о компенсации морального вреда в связи с отказом в удовлетворении основного.
Отклоняя довод истца о том, что статус ТСЖ «Эдем» по отношению к истцу не установлен, и управлением общего имущества осуществляется МУП «Жилищный трест» с 01 ноября 2018 г., а истец обязанности по оплате услуг по содержанию общего имущества котельной и оборудования, предназначенного для обеспечения потребителей в многоквартирном доме коммунальными услугами не обязан, суд указал на его несостоятельность, поскольку в силу положений жилищного законодательства истец, как собственник жилого помещения, обязан оплачивать оказанные ему услуги лицу, осуществляющему их предоставление, независимо от статуса последнего; иное влекло бы ущемление прав и законных интересов истца и неосновательное обогащение ответчика.
Отказывая в удовлетворении требований о взыскании неосновательного обогащения в размере 59 438,40 руб., суд первой инстанции исходил из того, что данные денежные средства оплачены истцом ТСЖ «Эдем» как лицу, осуществляемому управление спорной котельной, в качестве оплаты спорных коммунальных платежей, следовательно, их приобретение ответчиком основано на законе, трехстороннем соглашении от 24 авгуса 2010 г., а также решении ГО и ЧС Администрации г.о. Красногорск от 1 октября 2018 г., что не является неосновательным обогащением по смыслу ст. 1102, 1109 ГК РФ.
При этом судом учтено, что поскольку расходы на эксплуатацию котельного оборудования с момента передачи имущества с сентября 2020 г. несет АО «Красногорская теплосеть», на основании решения Правления ТСЖ «Эдем» (п.З протокола заседания Правления ТСЖ «Эдем» №2/2022 от 16 апреля 2022 г.) и распоряжения управляющего директора ТСЖ «Эдем» от 24 апреля 2022 г. Товариществом произведен перерасчет в адрес собственников помещений, расположенных в вышеуказанных многоквартирных домах, который отражен в платежных документах за июнь 2022 г., сумма к перерасчету по лицевому счету №931 истца и составил 4 089, 60 рублей.
Кроме того, руководствуясь положениями Закона о защите прав потребителей, суд первой инстанции, приняв во внимание отсутствие доказательств нарушения ответчиком прав истца, как потребителя, а также тот факт, что за указанный истцом период (с 2012 г.) по настоящее время от истца не поступало заявлений о некачественном оказании услуги «отопление и ГВС» и иных обращений, которые могли стать основанием для производства перерасчета, пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований о взыскании штрафа по п. 6 ст. 13 Закона о защите прав потребителей.
Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции соглашается, поскольку они основаны на правильном применении норм материального и процессуального права и представленных сторонами доказательствах, которые всесторонне и тщательно исследованы судом и которым судом в решении дана надлежащая правовая оценка.
В соответствии с пунктом 40 постановления Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. № 354 «Правил предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (далее - Правил № 354) потребитель коммунальной услуги по отоплению вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом вносит плату за эту услугу в соответствии с пунктами 42 (1), 42 (2), 43 и 54 Правил № 354.
Пункт 54 Правил N 354 применяется в случае самостоятельного производства исполнителем коммунальной услуги по отоплению (при отсутствии централизованного теплоснабжения) и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованного горячего водоснабжения) с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе индивидуального теплового пункта, котельной.
В случае, если индивидуальный тепловой пункт не используется для производства коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению, а используется в качестве теплообменника, то применяются формулы, используемые для расчета платы за отопление, предоставляемое централизованно.
Таким образом, вопреки доводам апеллянта, в соответствии с пунктом 40 Правил № 354 потребитель коммунальной услуги по горячему водоснабжению вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом вносит плату за эту услугу в соответствии с пунктами 42 (1), 42 (2), 43 и 54 Правил № 354.
Судебная коллегия принимает во внимание установленные по делу обстоятельства, в частности, что в спорном многоквартирном жилом доме установлена крышная котельная, которая вырабатывает тепловую энергию для подогрева воды и отопления и оборудована приборами учета тепловой энергии, водоснабжения, газо - и электроснабжения, и которая передана в управление ответчика с возложением обязанности по обеспечению бесперебойной подачи теплоносителя в жилые дома (квартал 20 дома 4 и 5), при этом ответчик производит начисление собственникам помещений МКД платы за спорные услуги с соблюдением положений п. 54 Правил № 354, что подтверждено представленными доказательствами. Ответчик производит расчет платы за отопление и горячее водоснабжение, исходя из объема и стоимости коммунальных ресурсов, затраченных на выработку тепловой энергии подогрев воды, в соответствии с п. 54 Правил № 354, в связи с чем суд первой инстанции правомерно пришел к выводу об отсутствии оснований для признания действий ответчика по начислению платы за отопление и горячее водоснабжение незаконными.
Судебной коллегией в целях установления обстоятельств неосновательного обогащения был поставлен на обсуждение сторон вопрос об установлении юридически значимого обстоятельства : соответствия начисляемой ответчиком платы за коммунальные ресурсы действительным и фактическим затратам ответчика, для установления которого каждая из сторон вправе заявить ходатайство о назначении судебной финансово-бухгалтерской экспертизы.
Ответчиком были представлены доказательства (договоры поставки ресурса, договоры на техническое обслуживание, акты приемки, акты взаиморасчетов), а также пояснения о порядке расчета платы в зависимости от объема потребления газа для выработки котловой воды для систем горячего водоснабжения и отопления. Истцом в опровержение представленных ответчиком доказательств ходатайство о назначении по делу судебной экспертизы не заявлено, об отказе от проведения судебной экспертизы была составлена расписка.
Судебная коллегия полагала правильными выводы суда первой инстанции о том, что в сложившихся правоотношениях по управлению многоквартирным жилым домом с использованием котельной, статус и принадлежность которой длительное время не были определены, что являлось препятствием для установления тарифа надлежащим образом, взыскание в пользу истца внесенной им платы за поставленные коммунальные ресурсы в качестве неосновательного обогащения ответчика, как заявлено истцом, могло иметь место только в случае отсутствия или недостаточности встречного предоставления со стороны ответчика. Данные обстоятельства истцом не доказаны.
В этой связи отсутствуют основания для взыскания в пользу истца неосновательного обогащения, поскольку спорные денежные средства в размере 59 438,40 руб. оплачены за поставленные ответчиком и потребленные истцом спорные коммунальные услуги и неосновательным обогащением по смыслу гл. 60 ГК РФ не являются.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию с данной судом оценкой представленных доказательств, основаны на неправильном толковании норм материального права, а потому не могут являться основанием для отмены постановленного решения суда.
Нарушений норм материального и процессуального права при рассмотрении дела, которые могут повлечь отмену, в том числе и безусловную (ч. 4 ст. 330 ГПК РФ), решения суда, судебной коллегией не установлено.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия считает, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для его отмены, по доводам жалобы, не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 199, 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Красногорского городского суда Московской области от 31 августа 2023 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Смирнова Андрея Юрьевича – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи