УИД 53RS0003-01-2023-000535-32
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
10 октября 2023 года Великий Новгород
Судебная коллегия по гражданским делам Новгородского областного суда в составе:
председательствующего судьи Колокольцева Ю.А.,
судей Котихиной А.В., Сергейчика И.М.,
при секретаре Краснюк Н.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Сергейчика И.М. гражданское дело по иску прокурора Маревского района Новгородской области в интересах ФИО1 к Администрации Маревского муниципального округа Новгородской области об обязании выполнить определенные действия,
установила:
Прокурор Маревского района Новгородской области в интересах ФИО1 обратился в суд с иском к Администрации Маревского муниципального округа Новгородской области (далее также Администрация) об обязании предоставить ФИО1 благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения в порядке, установленном федеральным и региональным законодательством для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и лиц, оставшихся без попечения родителей.
В обоснование иска указано, что прокуратурой по обращению ФИО1 проведена проверка и установлено, что решением жилищной комиссии Маревского района от <...> ФИО1, как лицу, оставшемуся без попечения родителей, предоставлено жилое помещение в виде комнаты в двухкомнатной квартире общей площадью 15,5 кв.м., жилой площадью 8,8 кв.м, расположенной по адресу: <...>. <...> с ФИО1 заключен договор социального найма жилого помещения в домах муниципального жилищного фонда. Между тем, указанное жилое помещение не соответствует норме, предоставляемой жилой площади – 12 кв.м. на одного человека.
В судебном заседании суда первой инстанции прокурор ФИО6 исковые требования поддержал.
Представитель ответчика ФИО7 иск не признала, полагала, что ФИО1 жилым помещением был обеспечен в 2002 году, длительное время в предоставленной комнате не проживал, коммунальные услуги не оплачивал.
Представитель третьего лица – Министерства образования Новгородской области, извещен о месте и времени судебного заседания, в судебное заседание суда первой инстанции не явился.
Истец ФИО1 в судебное заседание суда первой инстанции также не явился, просил о рассмотрении дела в его отсутствие, исковые требования прокурора поддержал.
Решением Валдайского районного суда Новгородской области от 24 июля 2023 года постановлено обязать Администрацию Маревского муниципального округа Новгородской области предоставить ФИО1 по договору найма специализированного жилого помещения в порядке, установленном федеральным и региональным законодательством для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В апелляционной жалобе Администрация выражает несогласие с решением суда, считает его незаконным, необоснованным и подлежащим отмене. В обоснование жалобы указывает, что решением жилищной комиссии Маревского района от <...> ФИО1, как лицу, оставшемуся без попечения родителей, предоставлено жилое помещение в виде комнаты в двухкомнатной квартире общей площадью 15,5 кв.м., жилой площадью 8,8 кв.м. <...> с ФИО1 заключен договор социального найма. Данная сделка, хотя и является оспоримой, недействительной не признана. Кроме того, подписывая договор социального найма, ФИО1 был уведомлен о предоставляемом ему жилом помещении, согласен на условия договора социального найма. Жилое помещение непригодным для проживания не признавалось. Повторное предоставление жилого помещения по договорам социального, либо специализированного найма в связи с волеизъявлением нанимателя, действующим законодательством не предусмотрено, за исключением случаев, прямо указанных в законе.
В возражениях на апелляционную жалобу участвующий в деле прокурор полагает доводы жалобы несостоятельными, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
В суд апелляционной инстанции представитель ответчика и третьего лица не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены.
В силу ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Изучив материалы дела в пределах доводов жалобы и возражений, заслушав пояснения ФИО1 и прокурора прокуратуры Новгородской области Вахромеевой С.М., полагавших решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения суда первой инстанции по основаниям ч. 1 ст. 330 ГПК РФ.
Так, решение суда является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению.
Решение суда является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относительности и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Судом первой инстанции установлено и сторонами не оспаривается, что решением жилищной комиссии Маревского района от <...> ФИО1, как лицу, оставшемуся без попечения родителей, предоставлено жилое помещение в виде комнаты жилой площадью - 8,8 кв.м. в двухкомнатной <...> общей площадью 15,5 кв.м., расположенной по адресу: <...>.
<...> с ФИО1 заключен договор за номером <...> социального найма жилого помещения в домах муниципального жилищного фонда Маревского района.
Также из материалов дела и пояснений ФИО1 в суде апелляционной инстанции следует, что ФИО1 с 2002 года состоит на регистрационном учете по месту жительства по адресу: <...>, однако фактически проживает в <...>. В настоящее время по адресу: <...>, занимая комнату <...>, проживает ФИО9, который родственником ФИО1 не является.
Удовлетворяя требования прокурора, суд первой инстанции исходил из того, что как на момент предоставления ФИО1 жилого помещения (комнаты жилой площадью 8,8 кв.м.), так и на настоящее время, его площадь не отвечает требованиям законодательства в сфере обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей (12 кв.м.). При этом, обращение ФИО1 от 03 октября 2022 года по вопросу улучшения жилищных условий в Администрацию и соответствующее требование прокурора, необоснованно оставлено ответчиком без удовлетворения.
Между тем, судебная коллегия приходит к выводу, что приведенные обстоятельства, сами по себе, основанием для удовлетворения требований прокурора не являются.
Разрешая спор, суд первой инстанции не принял во внимание то, что законом установлен предельный возраст льготного обеспечения жильем детей, оставшихся без попечения родителей, а равно, что законом не предусмотрена возможность восстановления срока на обращение в органы местного самоуправления для постановки на квартирный учет.
Так, в соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции Федерального закона от 29.02.2012) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
На основании пп. 3 п. 4 ст. 8 названного выше Федерального закона N 159-ФЗ проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц, в связи с наличием одного из следующих обстоятельств: общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
При этом действие положений ст. 8 указанного Закона в приведенной редакции распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Дополнительные гарантии по социальной поддержке, установленные данным Федеральным законом № 159-ФЗ, в том числе и право на обеспечение жилым помещением по договору социального найма, распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими возраста 23 лет. Следовательно, с достижением совершеннолетия (18 лет) и до достижения возраста 23 лет лица из указанной категории граждан в целях реализации своего права на обеспечение жилым помещением должны письменно обратиться в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении. Право на предоставление жилого помещения у гражданина старше 23 лет, относившегося к числу лиц, перечисленных в вышеназванном Законе, сохраняется только в том случае, если до достижения возраста 23 лет лицо было признано имеющим право на льготное обеспечение жилым помещением и состояло на учете нуждающихся в жилом помещении, но не было обеспечено жилой площадью.
Как указано выше, ФИО1 (<...> года рождения) в целях исполнения установленных законом гарантий лицам из категории детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, в 2002 году был Администрацией обеспечен вышеназванной жилой площадью (комната в двухкомнатной квартире).
Из пояснений ФИО1 в суде апелляционной инстанции следует, что после предоставления ему данной комнаты он в ней проживал в течение года, а затем, сохраняя регистрационный учет, переехал в <...>, где проживал вместе с <...>. В 2006 году ФИО1 достиг <...> возраста. В период с 2007 года по 2021 год он неоднократно был осужден за совершение преступлений и находился в местах лишения свободы. При этом в <...> в периоды времени между такими освобождениями ФИО1 не возвращался.
Также ФИО1 пояснил, что с заявлениями по вопросу обеспечения его жилым помещением, отвечающим по площади установленным нормам, в период с 2002 года по 2007 года в Администрацию он не обращался по причине юридической неграмотности, а затем по причине нахождения в местах лишения свободы.
Судебная коллегия отмечает, что материалы дела не содержат доказательств наличия каких-либо уважительных причин, препятствовавших ФИО1 с 2002 года до 2021 года в установленном порядке обратиться в Администрацию по вопросу обеспечения его жилым помещением, отвечающим нормам минимальной жилой площади, а равно в прокуратуру либо в суд по вопросу защиты своих жилищных прав.
Устное обращение в Администрацию в 2005 году, на которое ссылается ФИО1, основанием для постановки истца на учет нуждающихся в жилом помещении не является, при том, что каких-либо письменных доказательств такого обращения им не представлено.
При тех обстоятельствах, что ФИО1 с 2002 года на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении в Администрации не состоял, на момент обращения с заявлением о предоставлении жилья (улучшении жилищных условий) утратил статус лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достижение им определенного возраста должно рассматриваться по аналогии с пресекательным сроком, по истечении которого утрачивается материальное право.
В силу вышеприведенных норм закона №159-ФЗ по достижению возраста 23 лет такие граждане, не обратившиеся с соответствующим заявлением в компетентный орган местного самоуправления, уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные указанным Законом меры социальной поддержки, так как утрачивается одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.
В настоящее время истец достиг возраста <...>, утратил статус лица, оставшегося без попечения родителей, а соответственно и право на социальную поддержку от государства по этому основанию, в том числе и право на внеочередное получение жилья.
Ссылка ФИО1 на юридическую неграмотность не может быть принята во внимание, поскольку незнание гражданином закона о своих правах к уважительным причинам пропуска срока не относится.
При таких обстоятельствах ФИО1 не может быть отнесен к категории лиц, которым должно быть предоставлено жилое помещение по приводимым в иске основаниям.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.327-330 ГПК РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
решение Валдайского районного суда Новгородской области от 24 июля 2023 года отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований прокурора Маревского района Новгородской области в интересах ФИО1 к Администрации Маревского муниципального округа Новгородской области отказать.
Председательствующий:
Судьи:
Мотивированное определение составлено 11 октября 2023 года