Судья Ефремова И.Б.                                     УИД 86RS0007-01-2016-002792-66

                                                                                                Дело № 33-1749/2024

      (1 инст. 2-1420/2016)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

05 марта 2024 года                                        г. Ханты-Мансийск

Суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в составе:

председательствующего судьи    Гавриленко Е.В.

при секретаре                 Вторушиной К.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании материал по заявлению администрации города Нефтеюганска об отсрочке исполнения решения суда по гражданскому делу по иску Нефтеюганского межрайонного прокурора в интересах Гайфуллиной Эльвиры Рафисовны, Гайфуллина Айдара Владиковича, Гайфуллина Айнура Айдаровича, Гайфуллина Дамира Айдаровича, Гайфуллиной Эллины Айдаровны к администрации города Нефтеюганска об обязании выполнить требования законодательства по формированию земельного участка путем вертикальной планировки (отсыпки), обеспечения земельного участка транспортной инфраструктурой,

по частной жалобе администрации города Нефтеюганска на определение судьи Нефтеюганского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 26 сентября 2023 года, которым постановлено:

«в удовлетворении заявления администрации города Нефтеюганска об отсрочке исполнения решения Нефтеюганского районного суда от 05 мая 2016 года по гражданскому делу по иску Нефтеюганского межрайонного прокурора в интересах Гайфуллиной Эльвиры Рафисовны, Гайфуллина Айдара Владиковича, Гайфуллина Аймура Айдаровича, Гайфуллина Дамира Айдаровича, Гайфуллиной Эллины Айдаровны к администрации города Нефтеюганска об обязании выполнить требования законодательства по формированию земельного участка путем вертикальной планировки (отсыпки), обеспечения земельного участка транспортной инфраструктурой в части требований об обеспечении земельного участка транспортной инфраструктурой, на срок до 30сентября 2024 года, отказать.»,

установил:

Решением Нефтеюганского районного суда ХМАО-Югры от 05.05.2016 исковые требования Нефтеюганского межрайонного прокурора в интересах Гайфуллиной Э.Р., Гайфуллина А.В., Гайфуллина А.А., Гайфуллина Д.А., Гайфуллиной Э.А. к администрации города Нефтеюганска об обязании выполнить требования законодательства по формированию земельного участка путем вертикальной планировки (отсыпки), обеспечения земельного участка транспортной инфраструктурой, удовлетворены частично, на администрацию Нефтеюганского района в срок до 01.09.2016 возложена обязанность провести вертикальную планировку (отсыпку) земельного участка, расположенного но адресу: (адрес) с кадастровым номером <данные изъяты> обеспечить вышеуказанный земельный участок автомобильной дорогой четвертой категории до его границ.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам суда ХМАО – Югры от 22.09.2016 вышеуказанное решение оставлено без изменения.

22.12.2016 администрация города Нефтеюганска обратилась в суд с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения указанного решения суда сроком до 01.11.2017.

Определением Нефтеюганского районного суда от 18.01.2017 администрации города Нефтеюганска предоставлена отсрочка исполнения решения Нефтеюганского районного суда от 05.05.2016 сроком до 20.05.2017, поскольку решение суда вступило в законную силу 16.08.2016, в связи с чем исполнить решение суда до 01.09.2016 не имелось возможности, а также учитывая наличие муниципального контракта, согласно которому работы по вертикальной планировке (отсыпке) земельного участка должны быть выполнены подрядчиком до 20.05.2017.

04.08.2017 администрация города Нефтеюганска вновь обратилась в суд с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения указанного решения суда сроком до 01.10.2018.

Определением Нефтеюганского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 05.09.2017 заявление администрации Нефтеюганского района оставлено без удовлетворения.

Апелляционным определением суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 26.12.2017 определение Нефтеюганского районного суда от 05.09.2017 оставлено без изменения.

20.09.2023 администрация города Нефтеюганска обратилась в суд с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения указанного решения суда сроком до 30.09.2024, ссылаясь на невозможность его исполнения в указанный в решении срок. Указывает, что первый этап «Вертикальная планировка земельного участка» окончена 19.05.2017. Для решения вопроса по обеспечению земельного участка автомобильной дорогой четвертой категории необходимо было реализовать разработанный проект «Улицы и проезды микрорайона 11Б города Нефтеюганска» (3 пусковой комплекс). В целях выполнения строительно-монтажных работ по реализации указанного проекта в 2019 году на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок неоднократно размещались закупки. Однако, закупки признаны несостоявшимися ввиду отсутствия заявок от участников торгов, в связи с чем было принято решение о корректировке разработанной в 2013 году проектно-сметной документации по объекту «Улицы и проезды микрорайона 11 В в г. Нефтеюганске». Во второй половине февраля 2020 года доведены денежные средства на выполнение работ по корректировке проекта. Торги по определению проектной организации по выполнению работ по корректировке проектно-сметной документации проведены в апреле 2020 года, закупка вновь признана несостоявшейся в виду отсутствия заявок от участников торгов. Повторные торги проведены 03.06.2020, по результатам определен победитель - ООО «Росиижтранспроект», с которым заключен муниципальный контракт, по условиям которого работы должны были быть выполнены в срок 240 дней с даты заключения контракта. Однако, проектирование ведется с отставанием от графика, ожидаемый срок завершения проектно-изыскательских работ с получением проектно-сметной документации и положительного заключения государственной экспертизы - 04 квартал 2023 года. Распоряжением администрации города Нефтеюганска №254-Р от 20.06.2023 внесены соответствующие изменения в план мероприятий «Дорожная карта» по строительству объекта «Улицы микрорайона 11Б города Нефтеюганска (корректировка). При этом п. 2.1-3.2 Плана мероприятий («дорожная карта») поставлены в зависимость от исполнения п. 1.2 Плана мероприятий. Таким образом, изыскание финансирования и включение в соответствующие государственные (муниципальные) программы мероприятий по строительству объекта «Улицы и проезды микрорайона 11Б г. Нефтеюганска», формирование заявки на закупку и документов, входящих в состав заявки на закупки, проведение процедуры торгов и заключение муниципального контракта на выполнение строительно-монтажных работ с учетом сроков выполнения работ по проекту организации строительства, а также сезонности проводимых работ, возможно после четвертого квартала 2023 года.

Суд рассмотрел поданное заявление в соответствии с требованиями, установленными ст. 203.1 ГПК РФ.

    Определением Нефтеюганского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 26.09.2023 заявление администрации Нефтеюганского района оставлено без удовлетворения.

Судом постановлено вышеуказанное определение.

В частной жалобе представитель заявителя администрации Нефтеюганского района просит отменить вышеуказанное определение, принять новое, которым заявление удовлетворить, отсрочить исполнение решения суда сроком до 30.09.2024. Считает, что приведенные администрацией в заявлении доводы достаточны для применения отсрочки. Доводы частной жалобы аналогичны доводам поданного заявления от 20.09.2023. Ссылается на то, что в целях выполнения строительно-монтажных работ по реализации проекта «Улицы и проезды микрорайона 11Бгорода Нефтеюганска (3 пусковой комплекс)» в 2019 году на официально сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети Интернет неоднократно размещались соответствующие закупки, которые признаны несостоявшимися ввиду отсутствия заявок от участников торгов. Данное обстоятельство является безусловным препятствием к совершению исполнительных действий и возникло независимо от воли ответчика. При этом, в силу норм действующего законодательства без проведения торгов на проведение соответствующих работ дальнейшее исполнение обязательства невозможно. Данному обстоятельству судом не дана надлежащая оценка. Повторные торги проведены 03.06.2020, по результатам определен победитель - ООО «Росиижтранспроект», с которым заключен муниципальный контракт, по условиям которого работы должны были быть выполнены в срок 240 дней с даты заключения контракта. Однако, проектирование ведется с отставанием от графика, ожидаемый срок завершения проектно-изыскательских работ с получением проектно-сметной документации и положительного заключения государственной экспертизы - 04 квартал 2023 года. Распоряжением администрации города Нефтеюганска №254-Р от 20.06.2023 внесены соответствующие изменения в план мероприятий «Дорожная карта» по строительству объекта «Улицы микрорайона 11Б города Нефтеюганска (корректировка). При этом п. 2.1-3.2 Плана мероприятий («дорожная карта») поставлены в зависимость от исполнения п. 1.2 Плана мероприятий. Обращает внимание, что изыскание финансирования и включение в соответствующие государственные (муниципальные) программы мероприятий по строительству объекта «Улицы и проезды микрорайона 11Б г. Нефтеюганска», формирование заявки на закупку и документов, входящих в состав заявки на закупки, проведение процедуры торгов и заключение муниципального контракта на выполнение строительно-монтажных работ с учетом сроков выполнения работ по проекту организации строительства, а также сезонности проводимых работ, возможно после четвертого квартала 2023 года. Считает указанные обстоятельства исключительными и неустранимыми.

    Согласно ч. 3, 4 ст. 333 ГПК РФ частная жалоба рассмотрена без извещения лиц, участвующих в деле.

    Проверив материалы дела, обсудив доводы частной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены определения суда первой инстанции.

Согласно ст. 210 ГПК РФ, по общему правилу, решение суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу.

В соответствии со ст. ст. 2, 36 Федерального закона от 02.10.2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» судебные акты должны исполняться правильно и своевременно. Содержащиеся в исполнительном документе требования, по общему правилу, должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства.

В силу ст. 434 ГПК РФ при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного постановления или постановлений иных органов, взыскатель, должник, судебный пристав-исполнитель вправе поставить перед судом, рассмотревшим дело, или перед судом по месту исполнения судебного постановления вопрос об отсрочке или о рассрочке исполнения, об изменении способа и порядка исполнения, а также об индексации присужденных денежных сумм. Такие заявление сторон и представление судебного пристава-исполнителя рассматриваются в порядке, предусмотренном ст. 203 и 208 ГПК РФ.

Согласно ст. 203 ГПК РФ суд, рассмотревший дело, по заявлениям лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя исходя из имущественного положения сторон или других обстоятельств вправе отсрочить или рассрочить исполнение решения суда, изменить способ и порядок его исполнения.

    Предоставление отсрочки или рассрочки исполнения судебного акта является исключительной мерой, которая должна применяться судом лишь при наличии уважительных причин либо неблагоприятных обстоятельств, затрудняющих исполнение решения суда. При оценке таких причин и обстоятельств суд должен исходить из необходимости соблюдения баланса интересов как взыскателя, так и должника.

В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод, которая в свою очередь заключается не только в принятии судебного акта, но и в своевременном и полном его исполнении.

    Согласно ч. 4 ст. 15, ч. 3 ст. 17, ч.ч. 1, 2 ст. 19, ч.ч. 1, 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации исполнение вступившего в законную силу судебного постановления должно осуществляться на основе соразмерности и пропорциональности, с тем, чтобы был обеспечен баланс прав и законных интересов всех взыскателей и должников. Возможная же отсрочка исполнения решения суда должна отвечать требованиям справедливости, быть адекватной и не затрагивать существо конституционных прав участников исполнительного производства.

    Как разъяснено в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 18.04.2006 года № 104-О, основания для отсрочки исполнения решения суда должны носить действительно исключительный характер, возникать при серьезных препятствиях к совершению исполнительных действий. Вопрос о наличии указанных обстоятельств должен оцениваться и решаться судом в каждом конкретном случае с учетом того, что в силу норм Конституции Российской Федерации и исходя из общеправового принципа справедливости исполнение вступившего в законную силу судебного постановления должно осуществляться на основе соразмерности и пропорциональности, с тем чтобы был обеспечен баланс прав и законных интересов всех взыскателей и должников, возможная же отсрочка исполнения решения суда должна отвечать требованиям справедливости, быть адекватной и не затрагивать существо конституционных прав участников исполнительного производства.

    Как было установлено судом, решение Нефтеюганского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 05.05.2016 исполняется администрацией города Нефтеюганска с 20.05.2017, до настоящего времени не исполнено.

    Обращаясь в суд с вышеуказанным заявлением, администрация Нефтеюганского района в качестве доводов невозможности исполнения решения в установленные судом сроки указала на сложную процедуру исполнения решения, не состоявшиеся торги для выполнения строительно-монтажных работ по реализации проекта в 2019 году, принятие решения о корректировке разработанной в 2013 году проектно-сметной документации по объекту «Улицы и проезды микрорайона 11Бгорода Нефтеюганске», не исполнение ООО «Росинжтранспроект» сроков выполнения работ, предусмотренных муниципальным контрактом, заключенным 03.06.2020.

    Разрешая поданное заявление и отказывая в предоставлении отсрочки исполнения решения, суд первой инстанции исходил из того, что доказательств, указывающих на уважительность причин, объективно затрудняющих исполнение судебного постановления, не представлено, а указанные в заявлении обстоятельства не являются основанием для предоставления отсрочки исполнения решения суда.

    Суд апелляционной инстанции находит выводы суда первой инстанции правомерными и обоснованными, поскольку указанные заявителем обстоятельства не могут быть признаны уважительными.

    Принимая во внимание, что предоставление отсрочки исполнения решения суда является правом, а не обязанностью суда, суд апелляционной инстанции признает определение суда первой инстанции законным и обоснованным.

Приведенные в частной жалобе доводы повторяют доводы заявления, которым судом первой инстанции дана надлежащая оценка, в дополнительной оценке данные доводы не нуждаются.

В нарушение положений ч. 1 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации доказательств наличия иных обстоятельств, которые могли бы служить основанием к предоставлению отсрочки исполнения решения суда, заявителем не представлено.

Судом заявителю предоставлялась отсрочка исполнения решения суда. После повторного заявления об отсрочке, в предоставлении отсрочки исполнения решения суда было отказано. В настоящее время заявитель вновь обратился с требованием о предоставлении отсрочки исполнения решения суда, ссылаясь, по существу, на те же обстоятельства, оценка которым уже была дана вступившим в законную силу судебным актом.

При этом, указывая те же обстоятельства для предоставления отсрочки, в качестве достаточного срока для исполнения решения суда, заявитель немотивированно указывает уже иной, значительно больший срок.

Заявителем не представлены доказательства, с достоверностью подтверждающие, что за прошедший значительный период времени им были предприняты исчерпывающие эффективные меры по исполнению решения суда, применены меры ответственности к лицам, допустившим нарушение исполнения обязательств по муниципальному контракту, заявлены претензии в судебном порядке к контрагентам.

С учетом прошедшего времени, очевидно, что дальнейшая отсрочка исполнения решения суда является чрезмерной и неоправданной, отдаляет реальную защиту нарушенных прав и влечет дальнейшее нарушение конституционных прав граждан на протяжении более 6 лет.

Доводы, изложенные в частной жалобе, являлись предметом исследования суда первой инстанции, в мотивировочной части судебного акта им дана надлежащая правовая оценка. Иных доводов частная жалоба не содержит, поэтому по изложенным выше основаниям она удовлетворению не подлежит.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 333, 334 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд,

определил:

определение судьи Нефтеюганского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 26 сентября 2023 года оставить без изменения, частную жалобу администрации города Нефтеюганска - без удовлетворения.

    Определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции в течение трех месяцев через суд первой инстанции.

    Мотивированное определение изготовлено 06 марта 2024 года.

    Судья             Гавриленко Е.В.

20.02.2024Передача дела судье
05.03.2024Судебное заседание
06.03.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
12.03.2024Передано в экспедицию
05.03.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее