Дело № 2-572/2023
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
27 марта 2023 г. Советский районный суд г. Краснодара в составе:
председательствующего судьи: Арзумановой И.С.
при секретаре: Почуйко В.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Морозова О. Н. к ГУ -Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по <адрес> об установлении досрочной страховой пенсии,
установил:
Морозов О.Н. обратился в суд с иском к Государственному учреждению – Отделению пенсионного Фонда Российской Федерации по Краснодарскому краю об обязании зачесть в специальный стаж п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального Закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» период работы: с 24.10.19997 по 31.12.2000 в должности газосварщика 5 разряда в АО «Авиационные линии Кубани» г. Краснодара; о назначении досрочной страховой пенсии с момента возникновения права - с 15.12.2020.
В обоснование иска указано, что 13.03.2018 истец обратился в Управление ПФР в Карасунском округе г. Краснодара с заявлением об установлении досрочной страховой пенсии, но решением от 26.06.2018г. № ему было отказано в установлении досрочной страховой пенсии в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального Закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» ввиду отсутствия специального стажа 12 лет 6 месяцев. Истец не согласен с отказом в установлении досрочной страховой пенсии. Полагает, что нарушено его конституционное право на пенсионное обеспечение.
В судебное заседание Морозов О.Н. не явился, о времени и месте судебного заседания был извещен надлежащим образом.
Представитель Морозова О.Н. по доверенности Доценко Н.В. в судебное заседание не явилась, предоставила в суд заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие. Настаивала на удовлетворении требований в полном объеме.
Представитель Фонда Пенсионного и Социального страхования РФ по Краснодарскому краю (ранее - ГУ Отделение пенсионного Фонда Российской Федерации по Краснодарскому краю) по доверенности БеляеваЮ.А. в судебное заседание не явилась. Представила в суд заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Суд, исследовав материалы дела, считает что исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.
Порядок установления страховых пенсий, выплаты и доставки страховых пенсий, фиксированной выплаты к страховой пенсии определен в статье 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
Необходимые для установления страховой пенсии и выплаты страховой пенсии документы могут быть запрошены у заявителя только в случаях, если необходимые документы не находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечень документов (часть 7 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Иные необходимые документы запрашиваются органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в иных государственных органах, органах местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях и представляются такими органами и организациями на бумажном носителе или в электронной форме. Заявитель вправе представить указанные документы по собственной инициативе (часть 8 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений (часть 9 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
В соответствии с частью 6 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17 ноября 2014 г. N 884н утверждены Правила обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами "О страховых пенсиях", "О накопительной пенсии" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (далее - Правила N 884н).
Пунктом 22 Правил N 884н установлено, что территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации при приеме заявления об установлении пенсии, в частности, дает оценку содержащимся в документах сведениям, их соответствия данным индивидуального (персонифицированного) учета, а также правильности оформления документов; проверяет в необходимых случаях обоснованность выдачи документов и достоверность содержащихся в документах сведений, а также их соответствие сведениям, содержащимся в индивидуальном лицевом счете застрахованного лица; запрашивает документы (сведения), находящиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в случае если такие документы не представлены заявителем по собственной инициативе.
Пунктом 23 Правил N 884н определено, что решения и распоряжения об установлении или об отказе в установлении пенсии принимаются территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основе всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации.
Исходя из приведенных нормативных положений назначение и выплата страховой пенсии по старости и иных пенсионных выплат осуществляется территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации, который разъясняет гражданам законодательство Российской Федерации по вопросам, отнесенным к его компетенции; принимает заявление о назначении пенсионных выплат со всеми документами и дает оценку правильности их оформления; дает лицу, обратившемуся за назначением пенсионных выплат, разъяснение, какие документы он должен представить дополнительно, предоставляет возможность предоставить недостающие документы; в случае непредставления заявителем по собственной инициативе необходимых для назначения пенсионных выплат документов пенсионный орган осуществляет их запрос в государственных органах, органах местного самоуправления и подведомственных им организациях, в распоряжении которых находятся такие документы; проверяет в необходимых случаях обоснованность выдачи представленных документов; принимает решения о назначении пенсионных выплат или об отказе в их назначении на основе всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех представленных гражданами и полученных самим пенсионным органом документов.
В целях реализации положений статей 30 и 31 указанного закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 16.07.2014 № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочной пенсионное обеспечение».
В соответствии с п.п. б п. 1 указанного постановления при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" применяются при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение».
Согласно разделу XXXIII позиции 23200000-19756 Списка N 2 от 26.01.1991 право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости имеют электрогазосварщики, занятые на резке и ручной сварке, на полуавтоматических машинах, а также на автоматических машинах с применением флюсов, содержащих вредные вещества не ниже 3-го класса опасности.
Суд установил, что согласно трудовой книжке в оспариваемый период истец работал в Акционерном обществе «Авиационные линии Кубани» г. Краснодар, в должности газоэлектросварщика 5 разряда, 01.02.2000г. должность газоэлектросварщика переименована в газосварщика, 01.12.2000г. должность газосварщика переименована в электрогазосварщика.
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц от 16.05.2022 Открытое акционерное общество «Авиационные линии Кубани» 15.05.2017 прекратило деятельность в связи с ликвидацией юридического лица.
В архивной справке от 15.12.2017г. № 9828 государственного казенного учреждения Краснодарского края «Архив документов по личному составу Краснодарского края» содержатся аналогичные сведения, которые указаны в трудовой книжке.
Пенсионным органом проведена проверка архивных документов, о чем составлен акт № 16 от 20 апреля 2018 года. В ходе проверки просмотрены документы по личному составу за 1997-2004г.г., карточки формы Т-2. 24.10.1997г. Морозов О.Н. принят на работу газоэлектросварщиком 5 разряда с доплатой за вредные условия труда и за квалификацию. В соответствии с приказом № 11/л от 07.02.2000г. § 4 с 01.02.2000г. изменено наименование должности на газосварщик без изменения в оплате труда Морозову О.Н. Из приказа № 116/л от 19.11.2000г. § 4 усматривается, что должность газосварщик изменена на должность электрогазосварщик с 01.12.2000г. без изменения оплаты труда Морозову О.Н. Работодатель изменяет название должности, но вредные условия труда не меняются, оплата труда остается прежней, что указано в приказах. Документы, опровергающие занятость Морозова О.Н. на ручной сварке на предприятии, отсутствуют.
Квалификационные характеристики работ электрогазосварщика, приведенные в разделе «Сварочные работы» Выпуска 2 ЕТКС, предусматривают выполнение работ электросварщика и газосварщика, то есть электрогазосварщик (газоэлектросварщик) совмещает работу по двум профессиям.
Согласно разъяснениям, содержащимся в информационном письме от 02.08.2000г. Министерства труда и социального развития Российской Федерации № 3073-17 и Пенсионного Фонда Российской Федерации № 06-27/7017 по действующему законодательству правом на пенсию в связи с особыми условиями труда по разделу XXXIII Списка N 2 пользуются электрогазосварщики, которые в соответствии с ЕТКС (выпуск 2) выполняют работы по дуговой и газовой сварке (резке) металла и металлических изделий.
«Электрогазосварщик» и «Газоэлектросварщик» - это разные наименования одной профессии, поэтому рабочие, которые по трудовым документам значатся газоэлектросварщиками, могут пользоваться правом на льготное пенсионное обеспечение по Списку N 2 (раздел XXXIII) как электрогазосварщики.
В соответствии с Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих электрогазосварщик любого разряда (2 – 6 разряды) занят на резке и ручной сварке. Это его характеристика работы, его прямые обязанности.
Согласно выписке из лицевого счета застрахованного лица период работы с 24.10.1997г. по 31.12.2000г. указан в должности электрогазосварщика, в графе «особые условия труда (код) указан ЗП12Б/23200000-19756, что соответствует Списку № 2.
Поскольку отсутствуют документы, подтверждающие занятость истца полный рабочий день на резке и ручной сварке, не представлена справка, уточняющая факт льготной работы, определением суда от 07.12.2022 назначена экспертиза условий труда Морозова О.Н., которая поручена Министерству труда и социального развития Краснодарского края.
В связи с тем, что действующим законодательством в оспариваемый период работы Морозова с 24.10.1997 по 01.12.2000 в акционерном обществе «Авиационные линии Кубани», специальная оценка условий труда не была предусмотрена, то согласно абзаца 4 пункта 3 Порядка следует, что если государственная экспертиза условий труда производится на основании определений судебных органов по вопросам, которые не относятся к предмету ведения Порядка, следовательно, заключение не может быть оформлено по типовой форме, утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 28 октября 2021г. № 765н «Об утверждении типовых форм документов, необходимых для проведения государственной экспертизы условий труда». Ответ на поставленный в определении суда о назначении экспертизы вопрос, оформлен в информации.
Согласно информации Министерства труда и социального развития Краснодарского края от 24.01.2023г. № 204-35.3-06-1818/23 на основании представленных на экспертизу документов: в рассматриваемый период с 24.10.1997г. по 01.12.2000г. в АО «Авиационные линии Кубани»:
было структурное подразделение – экспериментально-техническая служба;
приказы, трудовые книжки оформлялись с нарушениями требований законодательных, нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и регламентирующих порядок ведения и оформления первичных учетных документов по учету труда;
работодателем в первичных учетных документах о работе Морозова О.Н. (приказы, трудовую книжку) внесены неправильные наименования профессий: «газоэлектросварщик», «газосварщик», вместо правильного наименования профессии «электрогазосварщик» (раздел «Сварочные работы» (выпуск 2), Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, утвержденный постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 16 января 1985г. № 17/2-54);
Морозов О.Н. в основное рабочее время (по основной работе) работал в экспериментально-технической службе по профессии «электрогазосварщик»;
в соответствии с требованиями Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» от 1 апреля 1996г. № 27-ФЗ в период с 24.10.1997г. по 01.12.2000г. администрацией АО «Авиационные линии Кубани» подавались в территориальное управление Пенсионного фонда Российской Федерации необходимые сведения на Морозова О.Н., как на электрогазосварщика, занятого на резке и ручной сварке, на полуавтоматических машинах, а также на автоматических машинах с применением флюсов, содержащих вредные вещества не ниже 3 класса опасности, полный рабочий день ( не менее 80% рабочего времени), что соответствует требованиям подпункта 2 пункта 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»;
сведений о нахождении Морозова О.Н. в отпусках без сохранения заработной платы не выявлено;
отсутствуют сведения о том, что Морозов О.Н. работал в режиме неполного рабочего времени, неполной занятости на работах, предусмотренных характеристикой работ профессии «электрогазосварщик» или исполнял (выполнял) обязанности (работы) по другим должностям служащих или профессиям рабочих.
Условия труда Морозова О.Н. в рассматриваемый судом период с 24.10.1997г. по 01.12.2000г. в экспериментально-технической службе АО «Авиационные линии Кубани» по профессии «электрогазосварщик» соответствуют требованиям законодательных, и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регламентирующих порядок обращения за пенсией и досрочное назначение страховой пенсии в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» по Списку № 2 1991г., так как подтверждаются сведениями работодателя, представленными в территориальное управление Пенсионного фонда Российской Федерации.
Суд приходит к выводу, что период работы Морозова О.Н. с 24.10.1997г. по 31.12.2000г. (03г.02м.07дн.) в должности газоэлектросварщика 5 разряда в АО «Авиационные линии Кубани» г. Краснодар, 01.02.2000г. должность газоэлектросварщика переименована в газосварщика, 01.12.2000г. должность газосварщика переименована в электрогазосварщика, подлежит зачету в стаж истца в соответствии с п.2 ч. 1 ст. 30 Федерального Закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». В связи с зачетом спорного периода работы в специальный стаж истца, у него возникнет право на досрочную страховую пенсию с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 указанного закона на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам, т.е. в 58 лет.
В силу частей 1 и 2 ст. 22 Закона № 400-ФЗ страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
В соответствии с п. 2 ст.26 ФЗ «О страховых пенсиях» от 28.12.2003 г. № 400-ФЗ страховая пенсия, не полученная пенсионером своевременно по вине органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, выплачивается ему за прошедшее время без ограничения каким-либо сроком.
В соответствии со ст. 39 Конституции РФ каждому гражданину гарантируется социальное обеспечение по возрасту и не может быть никем ограничено. Одна из форм такого обеспечения – назначение страховой пенсии, в том числе и льготной страховой пенсии по старости. При этом в случае, когда работник добросовестно исполнял свои трудовые обязанности на протяжении длительного времени, отсутствие каких-либо документов не по его вине, не должно ущемлять его прав.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ (№) ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░. ░. ░░ ░. 2 ░. 1 ░░. 30 ░░░░░░ ░░ 28.12.2013░. № 400-░░ «░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░» ░░░░░░ ░░░░░░: c 24.10.1997 ░░ 31.12.2000 ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ 5 ░░░░░░░ ░ ░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░» ░. ░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░ - ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░. ░. ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ - ░ 15.12.2020.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░░.
░░░░░: