Решение по делу № 2-974/2018 от 14.12.2017

Дело № 2-974/18

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

13 марта 2018 года

Ленинский районный суд г.Перми в составе:

председательствующего судьи Дульцевой Л.Ю.,

при секретаре Кивилевой А.А.,

с участием истца Ваганова Е.В.,

представителя истца Вагановой Е.В.,

представителя ответчиков Гетц А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Перми гражданское дело по иску Ваганова Е.В. к ГУФСИН России по Пермскому краю, Федеральной службе исполнения наказаний России о признании отказа незаконным, признании права, возложении обязанности,

установил:

Ваганов Е.В. обратился в суд с иском к ГУФСИН России по Пермскому краю, ФСИН России, просит признать незаконным решение комиссии ФСИН об отказе в постановке на учет для предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения; признать право на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения; возложить обязанность на комиссию ФСИН России и ГУФСИН России по Пермскому краю постановить на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с даты подачи рапорта с ДД.ММ.ГГГГ.; признать не соответствующим закону действия ГУФСИН России по Пермскому краю в части нарушения сроков рассмотрения заявления с пакетом документов и уведомления о принятом решении.

В обоснование своих требований указал, что проходил службу в органах уголовно-исполнительной системы с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. Приказом от ДД.ММ.ГГГГ. уволен со службы по п. «в» ч. 1 ст. 58 Положения о службе в органах внутренних дел РФ, утвержденного Постановлением Верховного Совета РФ от 23.12.1992 № 4202-1. На момент увольнения выслуга лет составила 16 лет 00 месяцев 25 дней в календарном исчислении, 23 года 1 месяц 15 дней – в льготном. ДД.ММ.ГГГГ. обратился с рапортом о принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Документы были направлены в территориальную подкомиссию ГУФСИН, каких-либо иных документов подкомиссией не затребовалось. При этом, подкомиссия в нарушение п.п. 2 п. 10.2 Приказа ФСИН России от 16.10.2014 № 550 формально подошла к проверке документов, предусмотренных п. 5 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.04.2013 № 369, не указала на имеющийся недостаток, и не вернула пакет документов для исправления. Подкомиссией принято решение о направлении пакета документов в комиссию ФСИН России. Согласно выписке из протокола комиссии ФСИН России было отказано в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты в связи с отсутствие обязательных документов, предусмотренных п. 5 Правил. Комиссия должна была запросить у подкомиссии по возникшим спорным вопросам дополнение к основному пакету документов, а не выносить решение об отказе. В нарушение п. 7 Правил и п. 19 Приказа комиссией грубо нарушены сроки принятия решения по рассмотрению рапорта и пакета документов, а также сроки уведомления с протоколом комиссии. Обращение с рапортом в комиссию – ДД.ММ.ГГГГ., ДД.ММ.ГГГГ. – ответ комиссии ФСИН, уведомление о принятом решении – ДД.ММ.ГГГГ., что говорит о грубом нарушении сроков принятия решения. ГУФСИН России по Пермскому краю своевременно не уведомил о принятом решении об отказе в постановке на учет для получения ЕСВ. Не может служить основанием для отказа непредоставлением выписки из домовой книги, так как при обращении с заявлением предоставил справку о лицах, зарегистрированных в жилом помещении, которые содержали в себе сведения аналогичные тем, которые указываются в домовой книге и являются документами, заменяющими выписку из домовой книги. Обязанности предоставления иных документов, не предусмотренных п. 5 Правил, законодательство не содержит. Также не согласен с отказом комиссии в связи с обеспеченностью общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более 15 кв.м., так как семья проживает в одной маленькой полублагоустроенной комнате.

Истец в судебном заседании на исковых требованиях настаивал.

Представитель истца в судебном заседании исковые требования поддержала.

Представитель ответчиков в судебном заседании исковые требования не признала, поддержала доводы, изложенные в письменных пояснениях (л.д. 48-51,52-56).

Выслушав истца и его представителя, представителя ответчиков, исследовав материалы гражданского дела, учетное дело, суд приходит к выводу о том, что требования истца являются обоснованными и подлежат удовлетворению на основании следующего.

    В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. № 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон) сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах.

Согласно пункту 2 части 3 статьи 4 Закона единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров.

Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Постановлением Правительством РФ от 24 апреля 2013 г. за N 369 были утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации (далее Правила).

В соответствии с пунктами 4, 5 указанных Правил, принятие сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты осуществляется при наличии у сотрудника общей продолжительности службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, определяемой в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. В целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения (далее - комиссия) заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса РФ, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе, в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись.

К заявлению прилагаются следующие документы:

а) копии документов, удостоверяющих личность сотрудника и членов его семьи (паспортов, свидетельств о рождении детей, свидетельства о рождении сотрудника, если совместно с сотрудником проживают его родители, являющиеся собственниками или нанимателями по договору социального найма жилого помещения, в котором они проживают совместно с сотрудником);

б) копии свидетельств о регистрации по месту пребывания сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи (в случае если у сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи отсутствует регистрация по месту жительства либо фактическое место проживания сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи не соответствует месту постоянной регистрации);

в) копия страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования сотрудника;

г) копия послужного списка сотрудника;

д) копия свидетельства о заключении (расторжении) брака - при состоянии в браке (расторжении брака);

е) справки об обучении в образовательных организациях по очной форме детей сотрудника в возрасте от 18 до 23 лет, если они проживают совместно с сотрудником;

ж) копии документов об установлении инвалидности детям сотрудника до достижения ими возраста 18 лет, если они проживают совместно с сотрудником;

з) выписки из домовых книг, копии финансовых лицевых счетов с мест жительства сотрудника и совместно проживающих членов его семьи за последние 5 лет до подачи заявления либо заменяющие их документы. В случаях если по независящим от сотрудника обстоятельствам указанные документы не могут быть получены, представляются документы, подтверждающие невозможность их получения;

и) документы, подтверждающие наличие или отсутствие в собственности сотрудника и проживающих совместно с ним членов его семьи жилых помещений;

к) копия договора социального найма жилого помещения, в котором проживает сотрудник (если сотрудник проживает в жилом помещении, занимаемом по договору социального найма);

л) копия документа, подтверждающего право сотрудника на дополнительную площадь жилого помещения (в случаях, предусмотренных пунктом 19 настоящих Правил).

В судебном заседании установлены следующие обстоятельства:

ДД.ММ.ГГГГ истец обратился с рапортом о принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в соответствии с постановлением Правительства РФ от 24.04.2013г. № 369.

Территориальной подкомиссией ГУФСИН России по Пермскому краю принято решение направить пакет документов Ваганова Е.В. в ФСИН России для принятия решения.

Согласно выписке из протокола от ДД.ММ.ГГГГ. заседания комиссии ФСИН России Ваганову Е.В. отказано в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты в связи с обеспеченностью общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более 15 кв.м. (заявитель является членом семьи собственника жилого помещения, ст. 31 ЖК РФ), а также с отсутствием обязательных документов, предусмотренных п. 5 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от24.04.2013 № 369, а именно: отсутствует выписка из домовой книги и копия финансово-лицевого счета на жилое помещение по адресу: <Адрес> общ. ГБОУ СПО «<данные изъяты>»; не представлена информация о регистрации /проживании заявителя в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. (л.д.11-12).

Как следует из материалов учетного дела, истец является прапорщиком внутренней службы ФКУ ИК- ГУФСИН России по Пермскому краю, выслуга по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составила 15 лет 11 месяцев 08 дней.

В настоящее время истец уволен со службы по п. «в» ч. 1 ст. 58 (по выслуге срока службы, дающего право на пенсию) (л.д. 9).

Истец с ДД.ММ.ГГГГ., жена Ваганова Е.В. с ДД.ММ.ГГГГ., его дочь Ваганова Е.Е.,ДД.ММ.ГГГГ г.р. с ДД.ММ.ГГГГ., зарегистрированы по адресу: <Адрес>.

Данное жилое помещение принадлежит по ? доли на праве общей долевой собственности супруге истца Вагановой Е.В. и его дочери Вагановой Е.Е., остальная часть принадлежит родственникам супруги истца.

Проанализировав представленные сторонами доказательства, суд приходит к выводу о том, что вывод ответчика об отсутствии у истца права состоять на учете для получения единовременной социальной выплаты в соответствии с указанным Федеральным законом основан на неверном применении норм жилищного законодательства.

В соответствии с п. 2 Правил единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи, к которым относятся супруга (супруг), состоящие в зарегистрированном браке с сотрудником; несовершеннолетние дети, дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных организациях по очной форме обучения (пункты 1 - 3 части 2 статьи 1 Закона).

По смыслу п. 11 Правил определение общей площади жилого помещения на 1 члена семьи осуществляется исходя из суммарной площади всех жилых помещений, имеющихся у сотрудника и (или) совместно проживающих с сотрудником членов его семьи с учетом лиц, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со ст. ст. 31 и 69 Жилищного кодекса РФ, и общей площади занимаемого ими по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности жилого помещения, в котором они проживают совместно с сотрудником.

Из ст. 31 Жилищного кодекса РФ следует, что к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с ним его супруг, супруга, а также дети и родители. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, нанимателя, если они вселены собственником, нанимателем в качестве членов своей семьи и ведут с ним общее хозяйство.

В ч. 2 ст. 31 Жилищного кодекса РФ также закреплено, что члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи.

Из анализа положений ч. 5 ст. 15 Жилищного кодекса РФ, ст. 247 Гражданского кодекса РФ, ч. 2 ст. 31 Жилищного кодекса РФ в их системной взаимосвязи следует, что реализация собственником правомочий владения и пользования жилым помещением, находящимся в долевой собственности, зависит от размера его доли в праве собственности на это жилое помещение и соглашения собственников, а право пользования данным жилым помещением членов семьи собственника производно от прав последнего.

Поскольку судом установлено, что семья истца состоит из него, его супруги и дочери, которым принадлежит 2/4 доли в праве собственности на квартиру, истец вселен в данную квартиру в качестве члена семьи своей супруги на приходящуюся на ее долю площадь, то при определении уровня обеспеченности истца общей площадью жилого помещения необходимо исходить лишь из площади жилого помещения, принадлежащего на праве собственности Вагановой Е.В. и Вагановой Е.Е.

Следовательно, приходящаяся на истца и членов его семьи площадь жилого помещения, составляет по 7,7 кв.м. (46,2 кв.м : 4) х 2 : 3) на человека, что менее установленной пунктом 2 части 3 статьи 4 Закона нормы обеспеченности жилым помещением.

При этом суд полагает, что истцом представлены все документы, необходимые для принятия решения.

Указание о не предоставлении информации о регистрации заявителя за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. необоснованно, поскольку истцом в материалы учетного дела представлена копия паспорта, из которого следует, что в указный период времени у истца отсутствовала регистрация по месту жительства

Подпунктом «з» п.5 Правил предусмотрена обязанность представить за последние 5 лет до подачи заявления выписки из домовых книг и копии финансовых лицевых счетов с мест жительства сотрудника.

Поскольку истец в вышеуказанный период времени не имел места регистрации, он не мог представить документ подтверждающий его регистрацию (выписку из домовой книги, справку о регистрации) про фактическому месту жительства – <Адрес>, невозможность получения такой выписки (справки) подтверждается копией паспорта в котором отсутствуют сведения о регистрации. Справка о регистрации по месту жительства выдана с указанием даты регистрации – с ДД.ММ.ГГГГ.

Истцом в отношении жилого помещения, где он фактически проживал в данный период времени (<Адрес> <Адрес>) представлены финансовые лицевые счета с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. (за 5 лет, предшествующих подаче заявления).

Также из материалов учетного дела следует, что ранее истец с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. был зарегистрирован в общежитии ГБОУ СПО «<данные изъяты>» по адресу: <Адрес>, о чем истцом была представлена справка.

Данное общежитие принадлежит на праве оперативного управления ФГОУ СПО «<данные изъяты>» и является федеральной собственностью.

Суд также не может согласиться с обоснованностью отказа в связи с не предоставлением выписки из домовой книги.

Назначение домовой книги закреплено в Административном регламенте предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденным Приказом ФМС России от 11.09.2012 № 288, в соответствии с которым в домовой книге отражаются сведения о лицах, зарегистрированных и снятых с регистрационного учета за весь период эксплуатации жилого помещения, даты регистрации и снятия с учета, даты рождения, степень родства зарегистрированных, сведения о документе, подтверждающем право на жилое помещение.

При этом предусмотрено, что оформление и хранение владельцами домов (квартир) домовых (поквартирных) книг осуществляется лишь в случае отсутствия соглашения собственника (собственников) жилого помещения с управляющей жилищным фондом организацией на ведение работы, связанной с регистрацией граждан в жилых помещениях частного жилищного фонда, принадлежащих физическим или юридическим лицам на праве собственности.

При обращении с заявлением о постановке на учет на получение единовременной социальной выплаты, Ваганов Е.В. предоставил в отношении жилья справку, содержащих в себе сведения о регистрации и снятии с регистрационного учета.

При этом суд учитывает статус данного жилого помещения, относящегося к служебному, что исключает его учет для определения нуждаемости истца в жилых помещениях.

При таких обстоятельствах представленные истцом документы, с учетом закрепленных в Федеральном законе от 30.12.2012 года № 283-ФЗ условий для получения единовременной социальной выплаты, позволяли компетентному органу рассмотреть вопрос о постановке Ваганова Е.В. на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, в связи с чем решение комиссии ФСИН России от 26.05.2015г. об отказе в постановке истца на учет нельзя признать законным и обоснованным.

Поскольку иных оснований для отказа Ваганову Е.В. в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение жилого помещения комиссией ФСИН России не указано, то суд считает, что на ответчика – ФСИН России следует возложить обязанность по постановке истца на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение жилого помещения. При этом, постановка на учет должна осуществляться с даты подачи рапорта, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ.

Вместе с тем, суд не находит оснований для удовлетворения требований истца о признании за ним права на получение единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, поскольку п.23 Правил установлено, что единовременная социальная выплата предоставляется сотрудникам в порядке очередности принятия их на учет. Доказательств того, что лица, вставшие на учет до момента подачи истцом рапорта, получили социальную выплату, и соответственно у истца наступило право на получение указанной выплаты, в судебное заседание не представлено.

Также не подлежат удовлетворению требования истца о признании несоответствующим закону действия ГУФСИН России по Пермскому краю в части нарушения сроков уведомления и рассмотрения заявления, так как само по себе нарушение срока рассмотрения заявления истца не является безусловным основанием для признания незаконным действий ответчика при рассмотрении его заявления. С учетом того, что решение по результатам рассмотрения рапорта истца уже принято, удовлетворение данного требования не восстановит права истца, что является обязательным по смыслу ч. 1 ст. 11 ГК РФ и ч. 1 ст. 3 ГПК РФ.

Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ суд

РЕШИЛ:

признать незаконным решение комиссии ФСИН России по рассмотрению вопросов предоставления начальникам территориальных органов ФСИН России образовательных организаций ФСИН России, учреждений, непосредственно подчиненных ФСИН России, а также сотрудникам уголовно-исполнительной системы, проходящим службу в ФСИН России и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в указанных учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ. об отказе в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты Ваганова Е.В..

Возложить на ФСИН России обязанность принять Ваганова Е.В. на учет для получения единовременной социальной выплаты с ДД.ММ.ГГГГ.

В удовлетворении остальной части исковых требований Ваганову Е.В. – отказать.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения.

Председательствующий – подпись             (Л.Ю. Дульцева)

     Копия верна. Судья –                      (Л.Ю. Дульцева)

2-974/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Ваганов Е.В.
Ответчики
ФСИН России
ГУФСИН России по Пермскому краю
Суд
Ленинский районный суд г. Перми
Дело на странице суда
lenin.perm.sudrf.ru
14.12.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
15.12.2017Передача материалов судье
19.12.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
11.01.2018Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
11.01.2018Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
11.01.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.03.2018Предварительное судебное заседание
13.03.2018Судебное заседание
19.03.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
13.03.2018
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее