Дело №
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
<ДАТА> г.Волгоград
Кировский районный суд города Волгограда в составе:
Председательствующего судьи Самсоновой М.В.
При секретаре Куликовой Е.В.
С участием административного истца ФИО2, представителя заинтересованного лица УК ООО «<данные изъяты>» ФИО6,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление ФИО2 к Администрации Волгограда о признании бездействий незаконным, возложении обязанности,
У С Т А Н О В И Л
ФИО2 обратился в административным иском к Администрации Волгограда о признании незаконными бездействия администрации Волгограда, выразившиеся в не организации уличного (дворового) освещения во дворе многоквартирных домов № по <адрес>; о возложении обязанности на Администрацию Волгограда организовать уличное (дворовое) освещение во дворе многоквартирных домов № по <адрес>.
Свои требования мотивирует тем, что <ДАТА> в виду отсутствия уличного освещения во дворе многоквартирных домов № по <адрес> он обратился в администрацию Волгограда с заявлением, в котором просил провести обследование указанной территории в вечернее время и установить указанный факт, также просил в целях организации благоустройства организовать уличное (дворовое) освещение указанной территории. До настоящего времени уличное (дворовое) освещение во дворе многоквартирных домов № по <адрес> не организовано, в связи с чем, считает, что нарушены его конституционные права на благоприятную окружающею среду, поскольку он опасается за свою безопасность и безопасность своей семьи, повышается криминогенная обстановка.
В судебном заседании представитель административный истец ФИО2 на удовлетворении требований настаивал, в обоснование изложил доводы, указанные в иске.
Представитель административного ответчика Администрации Волгограда в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещены надлежащим образом. Согласно представленного отзыва на исковое заявление ФИО2, просят отказать в удовлетворении заявленных требований. В обоснование указывают, что Федеральным законом от 06.10.2003 №. 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", дорожная деятельность и обеспечение безопасности дорожного движения, благоустройства в части наружного освещения (пункт 5, 25 части 1 статьи 16) является отдельными вопросами местного значения городского округа. Также, данным Федеральным законом наружное освещение отнесено к организации благоустройств на территории городского округа (пункт 25 части 1 статьи 16), в тоже время дорожная деятельность и обеспечение безопасности дорожного движения (пункт 5 части 1 статьи 16) является отдельным вопросом местного значения городского округа. Таким образом, обустройство улиц и дорог линиями наружного освещения - это мероприятия по улучшению среды обитания и благоустройства территории городского округа, а в части объектов, размещенных вдоль дорог - относится к элементам обустройства автомобильных дорог в части улучшения комфорта и удобства пользования дорогами в ночное время. Указанное также подтверждается пунктом 1 ГОСТ Р 52766-2007, в котором указано, что стандарт распространяется на элементы обустройства автомобильных дорог общего пользования, предназначенные для повышения удобства и безопасности дорожного движения. Таким образом, отсутствие наружного освещения не может вменяться как неисполнение обязательных требований, предусмотренных законом. Учитывая, что органы местного самоуправления самостоятельно решают вопросы местного значения, то и планирование строительства объектов, используемых для повышения удобства пользования объектами дорожной инфраструктуры осуществляется самостоятельно и по своему усмотрению и за свой счет. Администрация Волгограда является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления. В соответствии со ст. 24, ст.39 Устава города-героя Волгограда, Администрация Волгограда разрабатывает бюджет и организует его исполнение. Утверждение бюджета осуществляется решением Волгоградской городской Думы. Для исполнения требований истца необходимо строительство объектов наружного освещения. Следовательно, необходимо запланировать в бюджете Волгограда на финансовый год расходы на производство работ, которые в настоящее время бюджетом не предусмотрены. Срок строительства одного объекта наружного освещения составляет фактически около 2-х лет, при условии обеспечения финансирования, надлежащего прохождения процедур торгов и удовлетворительных погодных условий, а также наличия технической возможности для подключения к распределительным сетям. Исполнимость решения в техническом плане (возможность энергоснабжения, техническая возможность обустройства стационарным освещением в указанных судом местах) истцом не доказана. На сайте Департамента Муниципального Имущества администрации Волгограда указано, данный земельный участок по адресу: <адрес>,5,7, имеет кадастровый № и поставлен на государственный кадастровый учет. Данный жилой дом находится на обслуживании управляющей компании. Согласно пункту 4 части 1 статьи 36 ЖК РФ, собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно: земельный участок, с элементами озеленения и благоустройства, в том числе и линиями наружного освещения.
Представитель заинтересованного лица ООО «<данные изъяты>» ФИО6 в судебном заседании заявленные требования административного истца ФИО2 поддержала. Суду пояснила, что ООО «<данные изъяты>» с <ДАТА> осуществляет функции по управлению и содержанию общего имущества многоквартирного <адрес>. На придомовой территории многоквартирных домов № № по <адрес>, уличное освещение отсутствует (отсутствуют железобетонные опоры уличного освещения). ФИО4 Волгограда меры по восстановлению наружного освещения указанной территории не предприняты. Принимая во внимание тот факт, что в соответствии с Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме и положениями Жилищного кодекса РФ, в состав общего имущества в многоквартирном доме сети наружного освещения придомовой территории не входят, то у собственников помещении в многоквартирных домах и управляющей компании в соответствии с утвержденными условиями договора управления и перечня, оказываемых работ и услуг, в том числе и с учетом Постановления Правительства РФ № 290 от 03.04.2013г. «О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме», обязанности по организации и несению расходов по уличному (дворовому) освещению отсутствуют. Учитывая также, что в соответствии с п.19 ч.1, ч.3 ст.14, и п.25 ч.1 ст.16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", организация благоустройства территории городского, сельского поселения, городского округа (в частности, освещения улиц) отнесена к вопросам местного значения городского, сельского поселения, городского округа; в соответствии с частью 2 статьи 18 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов; неисполнение органом местного самоуправления требований закона в области организации наружного уличного освещения создает угрозу нарушения конституционных прав граждан не только тех, кто проживает непосредственно по данным улицам, но и тех, кто вынужден в процессе своей жизнедеятельности посещать данные улицы, отсутствие освещения, в том числе, нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную среду обитания, создает угрозу неприкосновенности граждан от преступных посягательств.
Представитель заинтересованного лица Департамента Городского хозяйства Администрации Волгограда в судебное заседание не явился, причины неявки неизвестны, извещен надлежащим образом и своевременно.
Свидетель Свидетель №1, допрошенный в судебном заседании пояснил, что во дворе многоквартирного <адрес> железобетонные опоры уличного освещения и внутри дворовое освещение отсутствует.
Суд, выслушав стороны, допросив свидетелей, исследовав материалы дела, просмотрев видеозапись, приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 06 октября 2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.
Согласно пункту 19 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения относится утверждение правил благоустройства территории поселения, устанавливающих в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий; организация благоустройства территории поселения (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм), а также использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения.
Согласно пункту 2.12 СанПиН 2.1.2.2645-10, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июня 2010 года N 64, территория дворов жилых зданий должна быть освещена в вечернее время суток. Нормы освещенности приведены в приложении 1 к настоящим санитарным правилам.
Как установлено в судебном заседании, <ДАТА> ФИО2 обратился в Администрацию Волгограда с заявлением о проведении обследования территории во дворах многоквартирных домов № по <адрес> в вечернее время, а также организации уличного (дворового) освещения указанной территории.
В соответствии с письмом Управления «Жилищная Инспекция Волгограда» Администрации Волгограда № № от <ДАТА>, в период <ДАТА> проведена внеплановая выездная проверка в отношении ООО «<данные изъяты>», осуществляющего управление многоквартирным домом № по <адрес>. В настоящее время, в рамках реализации Постановления Правительства РФ от 10.02.2017 года № 169 «О Правилах предоставления и распределения субсидии из Федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на поддержку государственных программ субъектов РФ и муниципальных программ формирования современной городской среды» постановлением Администрации Волгограда № 651 от 28.04.2017 года утверждена новая муниципальная программа «Формирование современной городской среды» на 2017 год, предусматривающая благоустройство дворовых территорий многоквартирных домов (ремонт дорожного покрытия, устройство освещения, установка скамеек, урн, детского игрового комплекса и ограждения).
<ДАТА> ФИО2 обратился в Управление «Жилищная Инспекция Волгограда» Администрации Волгограда с заявлением, в том числе, о проведении проверки и установлении факта отсутствия освещения внутридворовой дороги, проходящей вдоль жилого <адрес>.
В соответствии с письмом Департамента Городского Хозяйства Администрации Волгограда от <ДАТА> № №, специалистами департамента и МКП «Волгоградгорсвет» проведено обследование по вопросу наружного освещения дворовой территории домов № по <адрес>, в ходе которого установлено, что для организации наружного освещения необходимо выполнить работы по строительству муниципальной линии наружного освещения.
Так как в текущем году бюджетных ассигнований на строительство муниципальных линий наружного освещения не предусмотрено, организация наружного освещения дворовой территории будет планироваться на 2019 год при условии достаточности бюджетных ассигнований.
Кроме того, вопрос благоустройства дворовой территории может быть решен в рамках реализуемой в настоящее время муниципальной программы «Формирование современной городской среды», предусматривающей благоустройство дворовых территорий многоквартирных домов (ремонт дорожного покрытия, устройство освещения, установка скамеек, урн, детского игрового комплекса и ограждения).
Пунктом 25 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа, в том числе, отнесена организация освещения улиц.
В соответствии с п.24 ст.5 Устава городского округа Волгоград, принятого Постановлением Волгоградского совета народных депутатов, от 29.06.2005 № 20/362, к вопросам местного значения городского округа Волгоград относятся, в том числе, утверждение правил благоустройства территорий городского округа Волгоград, устанавливающих требования к организации благоустройства территорий городского округа Волгоград (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм).
В соответствии с Правилами благоустройства городской территорий, городского округа Волгоград, утвержденных Решением Волгоградской городской думы от 21 октября 2015 года N 34/1091, благоустройство территории городского округа Волгоград - комплекс предусмотренных настоящими Правилами мероприятий по содержанию территории, а также по проектированию и размещению объектов благоустройства, направленных на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, поддержание и улучшение санитарного и эстетического состояния территории.
Объекты благоустройства территории - территории Волгограда, на которых осуществляется деятельность по благоустройству: площадки, дворы, кварталы.
Правилами определено, что к элементам благоустройства территории относятся: коммунальное оборудование - устройства для уличного освещения.
Улицы, дороги, площади, пешеходные аллеи, жилые кварталы, дворы, территории предприятий, учреждений, организаций, а также номерные знаки общественных и жилых зданий, дорожные знаки и указатели, элементы городской информации и витрины должны освещаться в темное время суток (ст. 3.5.3.).
Все устройства уличного, придомового и другого наружного освещения должны содержаться в исправном состоянии (ст. 3.5.6.). Содержание и ремонт уличного и придомового освещения, находящегося в муниципальной собственности, подключенного к единой системе уличного освещения, организует отраслевое (функциональное) структурное подразделение администрации Волгограда, уполномоченное в сфере наружного освещения.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, регулирующие отношения по содержанию общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме. Состав общего имущества в многоквартирном доме определен частью 1 статьей 36 ЖК РФ, а также пунктом 2 Правил N 491 и является исчерпывающим.
Исходя из содержания Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к ведению местного самоуправления относятся вопросы обеспечения жизнедеятельности населения муниципальных образований, т.е. вопросы, удовлетворения самых насущных, жизненных потребностей людей, к которым, в частности, относятся и вопросы организации уличного освещения в муниципальных образованиях. Отсутствие уличного освещения нарушает права граждан, в том числе административного истца, на личную безопасность в вечернее и ночное время суток, а также на безопасность дорожного движения.
Отсутствие уличного освещения в вечернее и ночное время подтверждается материалами дела, просмотренной в судебном заседании видеозаписи, и не отрицалась административным ответчиком при рассмотрении дела.
Организация освещения улиц является обязанностью органа местного самоуправления, направленной на обеспечение безопасности жителей, а также дорожного движения и профилактики совершения правонарушений. Отсутствие освещения на улицах поселения в ночное время суток свидетельствует о нарушении прав граждан на благоприятные условия проживания и бездействии администрации Волгограда? поскольку, исходя из содержания Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к ведению местного самоуправления относятся вопросы обеспечения жизнедеятельности населения муниципальных образований, т.е. вопросы, удовлетворения самых насущных, жизненных потребностей людей, к которым, в частности, относятся и вопросы организации уличного освещения в муниципальных образованиях. Отсутствие уличного освещения нарушает права граждан, в том числе административного истца, на личную безопасность в вечернее и ночное время суток.
Довод административного ответчика, что, что земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, имеет статус учтенного земельного участка, поставлен на кадастровый учет, судья считает не состоятельным, поскольку из представленных суду доказательств, следует, что отсутствует освещение и на прилегающей к жилым домам автомобильной дороге, которая служит придомовым и внутриквартальным проездом, поскольку используется участникам дорожного движения для подъезда к разным объектам инфраструктуры города, следовательно, является элементом улично-дорожной сети автомобильных дорог местного значения, организация освещения которой не относится к расходам на содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома, которые в силу норм Жилищного кодекса Российской Федерации несут собственники помещений. Доказательств обратного,, суду не представлено.
Ссылки представителя административного ответчика Администрации Волгограда на недостаточность финансировании мероприятий по организации освещения улиц не могут быть приняты во внимание по следующим основаниям.
В силу положений подпункта 1 пункта 1 статьи 14, подпункта 1 пункта 1 статьи 15 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов вправе формировать, утверждать и исполнять бюджет, осуществлять контроль за исполнением бюджета.
В соответствии со статьями 9, 139, 140 Бюджетного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства муниципального образования, осуществлять муниципальные заимствования, инициировать привлечение межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Следовательно, органы местного самоуправления не вправе отказаться от реализации вопросов местного значения, отнесенных к их компетенции федеральным законодательством, в силу отсутствия финансовой возможности.
Учитывая изложенное, отсутствие в бюджете Администрации Волгограда денежных средств на организацию освещения улиц не освобождает Администрацию от решения вопросов местного значения, в частности, связанных с организацией освещения улиц.
Принимая во внимание, что на указанных в иске дворовых территориях многоквартирных жилых домов по <адрес> отсутствует наружное освещение и в ночное время не обеспечивают охрану жизни, здоровья и имущества граждан, в том числе административного истца, а обязанность по по организации освещения улиц, в силу приведенных выше норм федерального законодательства, Устава города-героя Волгограда возложена на администрацию Волгограда, в ведении которой находится указанный участок, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований ФИО2 о возложении на административного ответчика обязанности организовать уличное освещение на указанной территории, а также, что длительное время Администрацией Волгограда не предпринято мер по освещению территории дворовых территорий, суд приходит к выводу об удовлетворении требований ФИО2 к Администрации Волгограда о признании бездействий незаконным, возложении обязанности.
Как указано в ст. 187 КАС РФ решение суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном федеральным законом. Суд вправе указать предельные сроки исполнения решения суда в соответствии с характером соответствующих требований.
Принимая во внимание, что отсутствие уличного освещения влечет за собой угрозу жизни и здоровью людей, безопасности дорожного движения, а также требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, суд считает необходимым установить администрации Волгограда срок для исполнения настоящего решения суда в течение одного года с даты вступления решения в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 286-290, 291-294 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л
Административное исковое заявление ФИО2 к Администрации Волгограда о признании бездействий незаконным, возложении обязанности - удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Администрации Волгограда, выразившееся в непринятии надлежащих мер по организации уличного освещения во дворе многоквартирных домов № по <адрес>.
Обязать Администрацию Волгограда в течение одного года со дня вступления настоящего решения в законную силу организовать уличное освещение во дворе многоквартирных домов № по <адрес>.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течении месяца со дня принятия решения в окончательной форме в Волгоградский областной суд через Кировский районный суд г.Волгограда.
Судья М.В. Самсонова