Дело №12-238/2017
Р Е Ш Е Н И Е
по жалобе по делу об административном правонарушении
14 ноября 2017 года г.Воткинск
Судья Воткинского районного суда Удмуртской Республики Сычева Татьяна Викторовна
при секретаре Анисимовой М.С.,
с участием:
должностного лица Долгановой О.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Бородулиной Татьяны Вячеславовны на постановление зам. начальника территориального отдела Управления Роспотребнадзора по УР в г. Воткинске Евдокимовой Е.В. от 06 сентября 2017 года о привлечении её к административной ответственности по ч. 3 ст. ст.14.16 КоАП РФ,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением, указанным в водной части решения, Бородулина Т.Е. привлечена к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.14.16 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
Жалоба подана в установленный законом срок, которая мотивирована тем, что продавец не обязан размещать ФЗ № 171- ФЗ. Справки к товаротранспортным накладным на момент проверки имелись. Товаро – транспортные накладные заполняет сам поставщик, проставляя коды, присвоенные тому или иному товару. Не принять товар только на том основании, что в товарно – транспортной накладной неверно указан некий код не имеет право. Просит постановление отменить, производство по делу прекратить.
В судебном заседании Бородулина Т.В. и ее защитник не участвуют, извещены надлежащим образом. Жалоба рассмотрена в отсутствие неявившихся лиц.
Должностное лицо, - Долганова О.П. подтвердила обстоятельства, изложенные в постановлении по делу об административном правонарушении. С жалобой не согласилась.
Выслушав Долганову О.П., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 24.1 кодекса РФ об АП задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ при разбирательстве по делу об административном правонарушении, выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а, именно: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а так же причины и условия совершения административного правонарушения. Установление виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, а так же на основании иных доказательств, предусмотренных ч. 2 ст. 26.2 КоАП РФ.
В соответствии с ч. 3 ст. 30.6, ст. 30.7 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья должен проверит дело в полном объеме.
В судебном заседании установлено, что <дата> в магазине ООО «Альфа Ижевск», расположенном по адресу: <*****> должностным лицом - администратором магазина Бородулиной Т.В. допущены нарушения, а именно:
1) отсутствует на информационном стенде информация о правилах продажи алкогольной продукции, в том числе пива,
2) нарушается порядок заполнения справок к товаротранспортным накладным, а именно:
- в товаросопроводительной документации на напиток слабоалкогольный брожения «Медовуха» «Елаха Клюквенная» в разделе №*** «транспортный) данный напиток указан как пиво;
- из справки к ТТН раздел Б-Р № <***>, товарной накладной от <дата> на получение слабоалкогольного напитка «Медовуха» «Елаха клюквенная» невозможно отследить производителя алкогольной продукции, поскольку данная продукция доставляется от ООО «Оазис» Республика Башкортостан г. Уфа, при этом получателем является ООО «Альфа Ижевск» <*****>
В ТТН раздела Б указано, что продавец ООО «Оазис» Республика Башкортостан, а покупатель (получатель) ООО «Альфа Ижевск» <*****> Соответственно отсутствуют сведения о приобретении вышеуказанной продукции ООО «Оазис» у производителя.
Ответственность за нарушение правил продажи этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции установлена статьей 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 2 данной статьи ответственность наступает, в частности, в случае поставки или розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции без надлежаще оформленных товаротранспортных документов, без сертификата соответствия по каждому наименованию продукции, без справки к товаротранспортной накладной.
Нарушение иных правил розничной торговли, не перечисленных в частях 1, 2 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, влечет ответственность по части 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с абз. 14 п. 3 ст. 11 Закона №171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) спиртных напитков», информация доводится до потребителей в порядке, установленном Правительством РФ, а именно Правилами продажи отдельных видов товаров. До 1 января 2013 г. данный документ содержал раздел XIX "Особенности продажи алкогольной продукции", который утратил силу в связи с принятием Постановления Правительства РФ от 21 августа 2012 г. N 842 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам розничной продажи алкогольной продукции и признании утратившими силу отдельных решений Правительства Российской Федерации". Поэтому на сегодняшний день в отношении алкогольной продукции действуют только общие положения указанного норматива.
Анализ упомянутых Правил и положений действующего законодательства (в т.ч. п. 1 ст. 495 ГК РФ, п. 2 ст. 8 Закона РФ "О защите прав потребителей") позволяет сделать вывод об общих требованиях к ее размещению, а именно, заключить, что форма и способ предоставления таких сведений должны быть обычными для розничной торговли и соответствующими принятым в отдельных сферах обслуживания требованиям.
На территории УР действует Закон УР от 04 октября 2011 года №№44-РЗ «Об ограничении розничной продажи алкогольной продукции на территории УР», которым регламентирован порядок продажи алкогольной продукции.
Исходя из совокупности вышеизложенных норм судья приходит к выводу о том, что до потребителя должны быть в наглядной и доступной форме доведены быть правила продажи алкогольной продукции на территории УР, а именно Закон УР от 04 октября 2011 года №№44-РЗ «Об ограничении розничной продажи алкогольной продукции на территории УР».
В соответствии со статьей 26 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции" запрещается розничная продажа алкогольной продукции без сопроводительных документов, предусмотренных статьей 10.2 настоящего Федерального закона.
К документам, сопровождающим оборот алкогольной продукции, согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 10.2 названного Закона, относятся в том числе справки, прилагаемые к товарно-транспортной накладной (для этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, производство которых осуществляется на территории Российской Федерации).
Форма справки и правила ее заполнения установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2005 N 864 "О справке к товарно-транспортной накладной на этиловый спирт, алкогольную и спиртосодержащую продукцию".
В пункте 5 этих Правил установлено, что при каждой последующей реализации продукции организацией-продавцом заполняется только раздел "Б" справки. При этом организация-продавец заполняет обе части раздела "Б", заверяя подписью уполномоченного должностного лица и своей печатью данные, указанные в левой части раздела. При получении алкогольной продукции организация-покупатель заверяет данные, указанные в правой части раздела "Б", подписью уполномоченного должностного лица и своей печатью.
В соответствии с пунктом 2 статьи 1 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" действие названного Закона распространяется на отношения, участниками которых являются юридические лица (организации) независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, отвечающие требованиям, установленным данным Законом, а также граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью по розничной продаже алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Таким образом, индивидуальные предприниматели наравне с организациями-покупателями алкогольной продукции обязаны заполнять раздел "Б" справки к товарно-транспортной накладной.
Согласно подпункту 1 пункта 9 Правил продажи алкогольной продукции, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.08.1996 N 987 (в редакции, действовавшей в период совершения правонарушения), не допускается продажа алкогольной продукции без подтверждения легальности ее производства и оборота, в частности, при отсутствии справки к товарно-транспортной накладной или ее заверенной в установленном порядке копии.
Отсутствие в момент проверки в торговой точке надлежащим образом оформленных сопроводительных документов (справок) на реализуемую алкогольную продукцию образует состав правонарушения, ответственность за которое предусмотрена в части 3 статьи 14.16 КоАП РФ.
Факт отсутствия в момент проверки в магазине ООО «Альфа Ижевск» по адресу УР г.Воткинск, ул.Верхняя, 9 надлежащим образом оформленных справок к товарно-транспортным накладным на реализуемую алкогольную продукцию (раздел "Б"), отраженным ранее в данном решении, установлен должностным лицом, уполномоченным на рассмотрение дела, и Бородулиной Т.В. не оспаривается, при этом Бородулина Т.В. является надлежащим субъектом правонарушения. Анализ полномочий Бородулиной Т.В., изложенных в ее должностной инструкции, позволяет ее считать должностным лицом, в соответствии с примечанием к ст.2.4 КоАП РФ.
Факт совершения правонарушения подтверждается:
- распоряжением Управления Роспотребнадзора о проведении внеплановой выездной проверки юридического лица №*** от <дата>;
- протоколом осмотра принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от <дата>;
- фототаблицами;
- актом проверки от <дата> №***;
- протоколом об административном правонарушении от <дата>, согласно которому Бородулина Т.В. с протоколом согласилась;
- предписанием №*** от <дата>.
Согласно ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Учитывая, что вина должностного лица Бородулиной Т.В. установлена, и по делу дана верная квалификация, жалоба Бородулиной Т.В. удовлетворению не подлежит.
Наказание назначено в пределах санкции статьи в минимальном размере, с учетом смягчающих и отсутствием отягчающих обстоятельств по делу.
Процессуальных нарушений, влекущих отмену обжалуемого постановления, при рассмотрении жалобы, судом не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.6-30.8 КоАП РФ, судья
Р Е Ш И Л:
Постановление зам. начальника территориального отдела Управления Роспотребнадзора по УР в г. Воткинске Евдокимовой Е.В. от 06 сентября 2017 года о привлечении Бородулиной Татьяны Вячеславовны к административной ответственности по ч. 3 ст. ст.14.16 КоАП РФ, оставить без изменения, жалобу Бородулиной Татьяны Вячеславовны без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение 10 дней со дня вручения копии, через Воткинский районный суд Удмуртской Республики, либо непосредственно путем направления жалобы в Верховный суд Удмуртской Республики.
Судья Т.В. Сычева