УИД 57RS0027-01-2023-000632-18
Дело №2-2679/2023
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
31 августа 2023 года г.Москва
Зеленоградский районный суд города Москвы в составе председательствующего судьи Романовской А.А.,
при секретаре Новикове М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2679/2023 по иску ООО «УК «Зеленая Роща» к Тереховой Инне Викторовне о взыскании задолженности за фактически оказанные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами,
УСТАНОВИЛ:
Истец ООО «УК «Зеленая роща» обратился в суд к Тереховой Инне Викторовне о взыскании задолженности за фактически оказанные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами указав, что ответчик является собственником нежилого помещения расположенного по адресу: адрес. ООО «УК «Зеленая роща» является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории адрес и обеспечивает сбор, транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение отходов в соответствии с законодательством Российской Федерации, правилами обращения с отходами, территориальной схемой обращения с ТКО. Договор потребителя с региональным оператором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с 01.01.2019г. по настоящее время не заключен. Следовательно, указанный договор считается заключенным на условиях типового договора. В связи с этим, само по себе отсутствие договора как единого подписанного сторонами документа не препятствует региональному оператору оказывать услуги в соответствии с типовым договором, что прямо предусмотрено положениями п.5 ст.24.7 Федерального закона №89-ФЗ и п.5 Правил №1156, в связи с чем у потребителя возникает обязанность по оплате оказанных услуг на указанных в типовом договоре условиях. Составление и подписание акта оказанных услуг Правилами №1156 и условиями типового договора не предусмотрено. Оказание региональным оператором услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов всем без исключения потребителям предполагается, пока не доказано иное. Постановлением Правительства Орловской области от 21.05.2018 №221 установлены нормативы накопления ТКО на территории Орловской области в размере 0,365 куб.м/год на 1кв.м общей площади. Согласно сведениям ЕГРН, площадь объекта составляет 96,40 кв.м, объем отходов в месяц составляет 2,93 куб.м (=0,365куб.м/год х 96,40кв.м / 12мес). Общая задолженность потребителя за период с 01.01.2019г. по 31.06.2022 г. составляет 55 734 руб. 04 коп.
Истец просил: взыскать с Тереховой Инны Викторовны в пользу ООО «УК «Зеленая рота задолженность за фактически оказанные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с января 2019 года по июнь 2022 года в размере 55 734 руб. 04 коп., а также неустойку за период с 03.10.2022 года по 13.02.2023 года в размере 4 308 руб. 67 коп., а также неустойку в размере 1/130 ключевой ставки ЦБ РФ, начисляемую на сумму основного долга 55 734 руб. 04 коп. за каждый день просрочки, начиная с 14.02.2023 года по день фактической оплаты задолженности, расходы по уплате государственной пошлины в размере 2 001 руб. 28 коп.
Истец ООО «УК «Зеленая роща» в судебное заседание не явился, направил в суд заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Ответчик Терехова И.В. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, о причинах неявки суду неизвестно.
Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.ст.12,56 ГПК РФ, правосудие по гражданским делам осуществляется на основании состязательности и равноправия сторон; каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
На основании ст.154 Жилищного кодекса РФ, плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, а также плату за коммунальные услуги.
Отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, их права и обязанности закреплены в Правилах предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 №354.
Исходя из положений Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», все граждане, проживающие в многоквартирных домах, частном секторе, а также юридические лица, индивидуальные предприниматели, от малого и среднего бизнеса, заканчивая крупными предприятиями, обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором.
В соответствии с п.8(1) «Правил обращения с твердыми коммунальными отходами», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 №1156, региональный оператор заключает договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке, установленном настоящим разделом, в отношении твердых коммунальных отходов, образующихся:
а) в жилых помещениях в многоквартирных домах (кроме случаев, предусмотренных частями 1 и 9 статьи 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации, при которых договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации), – с лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации;
б) в жилых домах, – с организацией (в том числе некоммерческим объединением), действующей от своего имени и в интересах собственника;
в) в иных зданиях, строениях, сооружениях, нежилых помещениях, в том числе в многоквартирных домах (кроме случаев, предусмотренных частями 1 и 9 статьи 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации, при которых договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации) (далее - нежилые помещения), и на земельных участках, – с лицами, владеющими такими зданиями, строениями, сооружениями, нежилыми помещениями и земельными участками на законных основаниях, или уполномоченными ими лицами.
В соответствии с п.148(36) Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 №354, при отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения.
Порядок осуществления накопления, сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов, заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами предусмотрен Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 №1156.
Из материалов дела следует, что услуга по обращению с ТКО оказывается Тереховой И.В. силами ООО «УК «Зеленая роща» с 01.01.2019г., несмотря на отсутствие заключенного договора в соответствии с п.7 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 №1156, где указано, что в случае, если до даты начала обращения с отходами, указанной в соглашении, заключенном органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации и региональным оператором в соответствии с Федеральным законом «Об отходах производства и потребления», региональный оператор не заключил договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с потребителями, коммунальная услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами оказывается региональным оператором в соответствии с условиями соглашения.
Судом установлено, что Терехова И.В. является собственником недвижимого имущества – нежилого помещения по адресу: : адрес (л.д.19-22).
ООО «УК «Зеленая роща» является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Орловской области и обеспечивает сбор, транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение отходов в соответствии с законодательством Российской Федерации, правилами обращения с отходами, территориальной схемой обращения с ТКО.
Виды отходов, относящиеся к ТКО, определены в Федеральном классификационном каталоге отходов (далее – ФККО), утвержденном приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 №242. Также, Приказом Росприроднадзора от 13.10.2015 №810 утвержден Перечень среднестатистических значений для компонентного состава и условия образования некоторых отходов, включенных в федеральный классификационный каталог отходов (далее – Перечень №810).
В соответствии с п.118 Перечня №810, компонентный состав отходов «Мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный)», который образован в результате жизнедеятельности персонала предприятий в период его нахождения на рабочем месте, при санитарной уборке бытовых и офисных помещений предприятия, исходя из среднестатистических значений, содержит бумага, картон – 40-50%, полимерные материалы – 25-30%, также может содержать металл, текстиль, пищевые отходы, стекло, резина, песок, вода, древесина. Таким образом, действующим законодательством предполагается, что при осуществлении торговой деятельности, также в результате жизнедеятельности персонала в офисных помещениях в период его нахождения на рабочем месте, при санитарной уборке бытовых и офисных помещений образуются твердые коммунальные отходы, что объективно требуется их складирование контейнер в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов.
В соответствии с п.4 ст.24.7 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» и п.5 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 №1156, собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места (площадки) их накопления.
Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Такой договор является публичным для регионального оператора по обращению с ТКО. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности.
В соответствии с п.148(1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 №354, договор, содержащий положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с ТКО, может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения конклюдентных действий (то есть действий, свидетельствующих о намерении потреблять коммунальные услуги или о фактическом потреблении таких услуг) и считается заключенным потребителем с соответствующим исполнителем с даты начала предоставления коммунальных услуг таким исполнителем, в соответствии с п.148(21) Правил.
В соответствии с п.8(18) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами до дня заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО услуга по обращению с ТКО оказывается РО в соответствии с условиями типового договора и Соглашением и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу РО, с последующим перерасчетом в первый со дня заключения указанного договора расчетный период исходя из цены заключенного договора на оказание услуг по обращению с ТКО.
Следовательно, обязанность по оплате услуги по обращению с ТКО наступает при оказании региональным оператором услуги по обращению с ТКО, независимо от наличия письменного договора на оказание услуг по обращению с ТКО.
Таким образом, судом установлено, что услуга по обращению с ТКО оказывается ООО «УК «Зеленая роща» с 01.01.2019г. на всей территории, входящей в зону деятельности регионального оператора (в том числе в г. Орел), несмотря на отсутствие заключенного договора в соответствии с п.7 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 №1156. При этом, отсутствие заключенного между ООО «УК «Зеленая роща» и Тереховой И.В. в письменной форме договора об оказании данного вида коммунальных услуг не исключает обязанность собственника имущества производить оплату услуг общества по сбору и вывозу твердых бытовых отходов, поскольку данное обстоятельство соответствует положениям ст.421 Гражданского кодекса РФ и не противоречит требованиям действующего законодательства.
За период с 01.01.2019г. по 31.06.2022 г. задолженность ответчика по оплате коммунальной услуги по обращению с ТКО составила 55 734 руб. 04 коп. Расчет задолженности, представленный ООО «УК «Зеленая роща», судом проверен и принят. Тереховой И.В. не представлено суду надлежащих доказательств допущенных ООО «УК «Зеленая роща» нарушений по начислению платежей за вывоз ТКО в отношении принадлежащего ему недвижимого имущества. В этой связи суд приходит к выводу об обоснованности заявленных ООО «УК «Зеленая роща» исковых требований.
Разрешая спор, суд также принимает во внимание, что информации о наличии у ответчика собственного контейнера для складирования твердых коммунальных отходов отсутствует, а учитывая общедоступность контейнеров для сбора отходов и обязанность собственников твердых коммунальных отходов утилизировать отходы одним из предусмотренных нормативно-правовыми актами способов, собственники не лишены получения услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами. Ответчиком не представлены доказательства, подтверждающие самостоятельный вывоз и утилизацию ТКО способами, не нарушающими санитарного законодательства, заключения соответствующих договоров с третьими лицами, на основании которых можно сделать вывод о том, что ответчик не пользуется предоставляемой услугой по вывозу ТКО, предоставляемой региональным оператором, при этом установлено, что региональный оператор оказывает услуги по вывозу коммунальных отходов, а ответчик принимает услуги.
Исходя из вышеприведенных положений действующего законодательства, оценив представленные доказательства по правилам ст.67 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд при разрешении спора исходит из того, что согласно положениям действующего законодательства начисление ООО «УК «Зеленая роща» в отношении Тереховой И.В. платежей за предоставленные коммунальные услуги являются правомерным, в связи с чем имеются основания для удовлетворения иска.
Таким образом, оценив собранные по делу доказательства, с учетом того, что ответчиком не представлено суду доказательств, которые бы свидетельствовали об оплате задолженности за спорный период, суд пришел к выводу, что заявленные исковые требования о взыскании суммы задолженности по оплате услуг за вывоз ТКО за период с 01.01.2019г. по 31.06.2022г. подлежат удовлетворению в размере 55 734 руб. 04 коп. в соответствии с установленными в ходе судебного разбирательства обстоятельствами.
Согласно п.14 ст.155 адрес кодекса РФ, лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги, обязаны уплатить кредитору пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. Увеличение установленных настоящей частью размеров пеней не допускается.
Таким образом, с ответчика в пользу истца подлежит взысканию неустойка в размере 4 308 руб. 67 коп. за период с 03.10.2022 г. по 13.02.2023 г. согласно представленному истцом расчету, который судом проведен, признан правильным, арифметически верным и ответчиком не оспаривался.
Кроме того, истец просит взыскать с ответчика неустойку по день фактической уплаты долга в размере, соответствующем условиям договора.
Согласно разъяснениям п.65 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 №7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств» по смыслу ст.330 ГК РФ истец вправе требовать присуждения неустойки по день фактического исполнения обязательства (в частности, фактической уплаты кредитору денежных средств, передачи товара, завершения работ).
Присуждая неустойку, суд по требованию истца в резолютивной части решения указывает сумму неустойки, исчисленную на дату вынесения решения и подлежащую взысканию, а также то, что такое взыскание производится до момента фактического исполнения обязательства.
Расчет суммы неустойки, начисляемой после вынесения решения, осуществляется в процессе исполнения судебного акта судебным приставом-исполнителем, а в случаях, установленных законом, иными органами, организациями, в том числе органами казначейства, банками и иными кредитными организациями, должностными лицами и гражданами (ч.1 ст.7, ст.8 п.16 ч.1 ст.64 и ч.2 ст.70 Закона об исполнительном производстве). В случае неясности судебный пристав-исполнитель, иные лица, исполняющие судебный акт, вправе обратиться в суд за разъяснением его исполнения, в том числе по вопросу о том, какая именно сумма подлежит взысканию с должника (ст.202 ГПК РФ, ст.179 АПК РФ).
При этом, день фактического исполнения нарушенного обязательства, в частности, день уплаты задолженности кредитору, включается в период расчета неустойки.
Принимая во внимание изложенное, суд приходит к выводу об удовлетворении требования истца о взыскании неустойки по день фактического исполнения обязательства за период с 14.02.2023 г. в размере 1/130 ключевой ставки ЦБ РФ от суммы задолженности за каждый день просрочки до момента фактической уплаты задолженности.
В соответствии с требованиями ст.98 Гражданского процессуального кодекса РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
Поскольку ООО «УК «Зеленая роща» при подаче иска уплачена государственная пошлина в размере 2 001 руб. 28 коп., то указанная сумма подлежит взысканию с Тереховой И.В. в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск ООО «УК «Зеленая Роща» к Тереховой Инне Викторовне о взыскании задолженности за фактически оказанные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, - удовлетворить.
Взыскать с Тереховой Инны Викторовны (паспортные данные) в пользу ООО «УК «Зеленая роща» (ИНН 5753062527) задолженность в размере 55 734 руб. 04 коп., неустойку за период с 03.10.2022 г. по 13.02.2023 г. в размере 4 308 руб. 67 коп., расходы по оплате государственной пошлины в размере 2 001 руб. 28 коп., а всего 62 043 (шестьдесят две тысячи сорок три) руб. 99 коп.
Взыскать с Тереховой Инны Викторовны (паспортные данные) в пользу ООО «УК «Зеленая роща» (ИНН 5753062527) неустойку за период с 14 февраля 2023 года по дату фактической уплаты задолженности в размере 1/130 ключевой ставки ЦБ РФ от суммы задолженности 55 734 руб. 04 коп. за каждый день просрочки.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский городской суд через Зеленоградский районный суд г. Москвы в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Романовская А.А.
Решение принято в окончательной форме 26.09.2023 года
1