Дело №12-23/2018
Р Е Ш Е Н И Е
пгт. Тяжинский 17 мая 2018 года
Тяжинский районный суд Кемеровской области в составе судьи
Герасимова С.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Администрации Тяжинского муниципального района Кемеровской области на постановление заместителя начальника отдела – заместителя старшего судебного пристава МОСП по особо важным исполнительным производствам УФССП России по Кемеровской области Сорокиной М.М. от 19 января 2018 года №6357/17/42034-АП по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.17.15 Кодекса РФ об АП в отношении Администрации Тяжинского муниципального района,
у с т а н о в и л:
Постановлением заместителя начальника отдела – заместителя старшего судебного пристава МОСП по особо важным исполнительным производствам УФССП России по Кемеровской области Сорокиной М.М. от 19 января 2018 года №6357/17/42034-АП Администрация Тяжинского муниципального района Кемеровской области признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.17.15 КРФ об АП и подвергнута наказанию в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
Администрация Тяжинского муниципального района Кемеровской области обратилась в суд с жалобой на данное постановление, считает его подлежащим отмене, поскольку 19.01.2018 - на момент рассмотрения материалов дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.17.15 КоАП РФ в отношении Администрации Тяжинского муниципального района срок давности привлечения к административной ответственности истек. Указывает, что 20.03.2017 судебным приставом-исполнителем МОСП по особо важным исполнительным производствам УФССП России по Кемеровской области в отношении должника - Администрации Тяжинского муниципального района возбуждено исполнительное производство №17200/17/42034-ИП.
11.05.2017 судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 50000 рублей и установлен новый срок для исполнения требования исполнительного документа – 19.06.2017.
22.06.2017 судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о назначении нового срока для исполнения требования исполнительного документа до 03.08.2017.
Срок давности привлечения Администрации Тяжинского муниципального района к административной ответственности согласно ч.1 ст.4.5 КРФ об АП за совершение правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.17.15 КРФ об АП составляет 2 месяца, начал исчисляться с 04.08.2017 года. Следовательно, на момент рассмотрения дела 19.01.2018 этот срок истёк.
В судебное заседание защитник Администрации Тяжинского муниципального района Хохлова Ю.В., действующая на основании доверенности от 10.01.2018, не явилась, представила ходатайство, в котором просит рассмотреть жалобу без участия представителя Администрации Тяжинского муниципального района Кемеровской области. Указывает, что протокол по делу об административном правонарушении от 25.12.2017 в адрес Администрации Тяжинского муниципального района не направлялся.
В судебное заседание заместитель начальника отдела – заместителя старшего судебного пристава Межрайонного отдела судебных приставов по особо важным исполнительным производствам УФССП России по Кемеровской области Сорокина М.М. не явилась, о дате и времени судебного разбирательства извещена. В суд представила письменные возражения, в которых просит в удовлетворении жалобы отказать, поскольку срок давности привлечения к административной ответственности не пропущен.
Суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие защитника Администрации Тяжинского муниципального района и должностного лица, вынесшего постановление по делу.
Суд, изучив материалы дела об административном правонарушении, приходит к следующим выводам.
Согласно п.8 ч.2 ст.30.6 КРФ об АП при рассмотрении жалобы по делу об административном правонарушении проверяется законность и обоснованность вынесенного постановления.
При этом в силу ч.3 ст.30.6 КРФ об АП судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
В соответствии с ч. 2 ст.17.15 КРФ об АП неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после наложения административного штрафа, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до семидесяти тысяч рублей.
Из постановления №6357/17/42034-АП от 19.01.2018, вынесенного заместителем начальника отдела – заместителем старшего судебного пристава МОСП по особо важным исполнительным производствам УФССП России по Кемеровской области Сорокиной М.М., видно, что Администрация Тяжинского муниципального района Кемеровской области признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.17.15 КРФ об АП и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 50000 рублей.
Согласно ч. 1, ч.2 ст. 105 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
При неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель составляет в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и устанавливает новый срок для исполнения. Если для исполнения указанных требований участие должника необязательно, то судебный пристав-исполнитель организует исполнение в соответствии с правами, предоставленными ему настоящим Федеральным законом.
Срок для добровольного исполнения в соответствии с пунктом 12 статьи 30 Федерального закона "Об исполнительном производстве" не может превышать пяти дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства.
В судебном заседании установлено, что постановлением от 20.03.2017 судебным приставом-исполнителем МОСП по особо важным исполнительным производствам УФССП России по Кемеровской области на основании исполнительного листа, выданного Тяжинским районным судом Кемеровской области 11.10.2016, возбуждено исполнительное производство №17200/17/42034-ИП, предметом которого являлось возложение на Администрацию Тяжинского муниципального района обязанности предоставить Н.С.С. изолированное благоустроенное применительно к условиям соответствующего населенного пункта жилое помещение на территории Тяжинского муниципального района, по договору найма специализированного жилого помещения. Данное обстоятельство подтверждается копией указанного постановления.
В связи с неисполнением Администрацией Тяжинского муниципального района требований исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, 11.05.2017 в соответствии с положением ч.1 ст.105 Федерального закона "Об исполнительном производстве" вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в сумме 50 000 рублей и установлен новый срок для исполнения - 19.06.2017.
Поскольку требования исполнительного документа в срок до 19.06.2017 не были исполнены в соответствии с положением ч.1 ст.105 Федерального закона "Об исполнительном производстве" административным органом 29.09.2017 был составлен протокол по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.17.15 КРФ об АП и 10.11.2017 вынесено постановление по делу об указанном административном правонарушении, что подтверждается копией указанного постановления.
Доказательств того, что данное постановление Администрации Тяжинского муниципального района, вступило в законную силу, суду не представлено. По смыслу ч.1 ст.30.3 КРФ об АП таким доказательством является доказательство вручения или получения лицом, привлекаемым к административной ответственности, копии постановления. При этом администрация района в своей ответе сообщила, что не получала данное постановление от 10.11.2017 по ч.1 ст.17.15 КРФ об АП. Суд запросил у административного органа указанные доказательства, однако они не представлены суду, из ответа следует, что эти доказательства не сохранились.
22.06.2017 в соответствии со ст.105 Федерального закона "Об исполнительном производстве" (без указания части статьи) судебным приставом-исполнителем МОСП по особо важным исполнительным производствам УФССП России по Кемеровской области Т.Е.А. вынесено постановление о назначении нового срока исполнения до 03.08.2017, что подтверждается копией указанного постановления. Оно получено администрацией района, что подтверждается её письменным ответом от 15.05.2018.
Данное постановление вынесено в нарушение указанной нормы ранее даты составления протокола по ч.1 ст.17.15 КРФ об АП и наложения штрафа, то есть ранее 29.09.2017. В данном случае это нарушение суд расценивает как существенное, поскольку оно влияет на установление в деянии администрации района объективной стороны состава административного правонарушения.
Квалифицирующим признаком объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.17.15 КРФ об АП, является наличие ранее вынесенного и вступившего в законную силу постановления о наложении на должника административного штрафа за неисполнение им содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера, то есть повторность; наличие требования судебного пристава-исполнителя об установлении нового срока исполнения требований исполнительного документа, вынесенного после наложения на должника административного штрафа за неисполнение должником нового требования судебного пристава-исполнителя.
В данном случае постановление от 22.06.2017 с требованием судебного пристава-исполнителя об установлении нового срока исполнения требований исполнительного документа вынесено и до составления протокола по ч.1 ст.17.15 КРФ об АП 29.09.2017 и до вынесения 10.11.2017 постановления по ч.1 ст.17.15 КРФ об АП о наложении на должника административного штрафа за неисполнение должником нового требования судебного пристава-исполнителя.
Так же отсутствует ранее вынесенное и вступившее в законную силу постановление о наложении на должника административного штрафа за неисполнение им содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера по ч.1 ст.17.35 КРФ об АП.
В связи с чем объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.17.15 КРФ об АП, в деянии администрации района отсутствует.
До 03.08.2017 требования исполнительного документа исполнены не были, в связи с чем на основании ч.4.1 ст.28.2 КРФ об АП Администрация Тяжинского муниципального района была извещена о месте и времени составления протокола по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.17.15 КРФ об АП, а именно о его составлении 25.12.2017. Данное обстоятельство подтверждается копией сопроводительного письма Хохловой Ю.В. в адрес судебного пристава-исполнителя от 25.12.2017 и пояснениями самой Хохловой Ю.В. в судебном заседании.
25.12.2017 судебным приставом-исполнителем МОСП по особо важным исполнительным производствам УФССП России по Кемеровской области Т.Е.А. в отношении Администрация Тяжинского муниципального района был составлен протокол по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.17.15 КРФ об АП, что подтверждается копией этого протокола.
Согласно ч.4.1 ст.28.2 КРФ об АП в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
В материалах дела об административном правонарушении отсутствуют доказательства направления данного протокола от 25.12.2017 в Администрацию Тяжинского муниципального района. Представлено только сопроводительное письмо МОСП по особо важным исполнительным производствам УФССП России по Кемеровской области от 28.12.2017 о направлении данного протокола в Администрацию Тяжинского муниципального района. Однако не представлены доказательства, что это письмо с протоколом фактически были направлены. В списке корреспонденции, направляемой данным МОСП почтовой связью, за №5 имеются сведения о данном письме, вместе с тем штамп отделения почтовой связи о приёме отправлений, на данном списке отсутствует, что не подтверждает направление данного протокола почтой. При этом суд запросил из указанного МОСП доказательства не только направления данного протокола, но и доказательства его вручения Администрации Тяжинского муниципального района. Таких доказательств суду не представлено.
Защитник Хохлова указывает, что протокол об административном правонарушении от 25.12.2017 в адрес Администрации Тяжинского муниципального района не поступал.
В соответствие с ч.1 ст.1.5 КРФ об АП неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
При таких обстоятельствах суд считает недоказанным соблюдение административным органом своей обязанности по направлению копии протокола об административном правонарушении лицу, в отношении которого он составлен.
Уведомление защитника Хохловой от 19.01.2018 с просьбой о рассмотрении дела в отсутствие представителя Администрации Тяжинского муниципального района, направленное в МОСП по особо важным исполнительным производствам УФССП России по Кемеровской области, подтверждает, что Администрация была извещена о месте и времени рассмотрения дела по ч.2 ст17.15 КРФ об АП.
В соответствие с ч.1 ст.25.15 КРФ об АП лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, извещаются, в том числе, телефонограммой либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" в целях соблюдения установленных статьей 29.6 КоАП РФ сроков рассмотрения дел об административных правонарушениях судье необходимо принимать меры для быстрого извещения участвующих в деле лиц о времени и месте судебного рассмотрения. Поскольку КоАП РФ не содержит каких-либо ограничений, связанных с таким извещением, оно в зависимости от конкретных обстоятельств дела может быть произведено с использованием любых доступных средств связи, позволяющих контролировать получение информации лицом, которому оно направлено (судебной повесткой, телеграммой, телефонограммой, факсимильной связью и т.п., посредством СМС-сообщения, в случае согласия лица на уведомление таким способом и при фиксации факта отправки и доставки СМС-извещения адресату).
Уведомление Хохловой является доказательством такой фиксации.
Постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.17.15 КРФ об АП, вынесено 19.01.2018, что подтверждается копией указанного постановления.
Данное постановление было направлено МОСП по особо важным исполнительным производствам УФССП России по Кемеровской области сопроводительным письмом от 19.01.2018 в Администрацию Тяжинского муниципального района 31.01.2018, что подтверждается списком №663 внутренних почтовых отправлений данного МОСП с записью №9 и оттиском печати отделения почтовой связи. Из штампа Администрации Тяжинского муниципального района на данном сопроводительном письме видно, что оно получено ею 02.02.2018. Из квитанции ФГУП «Почта России» видно, что жалоба на данное постановление направлено в Центральный районный суд 12.02.2018, то есть в пределах срока, предусмотренного ч.1 ст.30.3 КРФ об АП, а потому срок обжалования постановления суд считает соблюдённым.
Однако в соответствии с п.4 ч.1 ст.29.4 КРФ об АП на стадии подготовки дела к рассмотрению протокол об административном правонарушении, составленный с нарушением требований статьи 28.2 названного Кодекса, подлежал возвращению составившему его должностному лицу для устранения недостатков, поскольку не был направлен администрации района.
В нарушение указанной нормы должностное лицо – заместитель начальника МОСП по ОВИП УФССП Росси по Кемеровской области Сорокина М.М. при подготовке дела к рассмотрению протокола об административном правонарушении не проверила соблюдение требований ч.4.1 ст.28.2 КРФ об АП и рассмотрела дела, при этом не дала оценку данному обстоятельству.
Исходя из положений части 1 статьи 1.6 КРФ об АП, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
В данном случае порядок привлечения к административной ответственности должностным лицом административного органа не соблюден, дело было рассмотрено 19.01.2018 без направления привлекаемому лицу копии протокола по делу по ч.2 ст.17.15 КРФ об АП.
Вместе с тем суд не усматривает оснований для отмены постановления и возвращения административного дела на новое рассмотрение на основании п.4 ч.1 ст.30.7 КРФ об АП, поскольку, как уже указывалось объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.17.15 КРФ об АП, в деянии администрации района отсутствует.
В соответствие с п.2 ч.1 ст.24.5 КРФ об АП производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств, в том числе, отсутствие состава административного правонарушения.
При таких обстоятельствах постановление заместителя начальника отдела – заместителя старшего судебного пристава МОСП по особо важным исполнительным производствам УФССП России по Кемеровской области Сорокиной М.М. от 19 января 2018 года необходимо отменить, производство по делу прекратить.
На основании изложенного, руководствуясь п.3 ч.1 ст.30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
решил:
Жалобу удовлетворить.
Постановление заместителя начальника отдела – заместителя старшего судебного пристава МОСП по особо важным исполнительным производствам УФССП России по Кемеровской области Сорокиной М.М. от 19 января 2018 года №6357/17/42034-АП в отношении Администрации Тяжинского муниципального района Кемеровской области по ч.2 ст.17.15 КРФ об АП отменить, производство по делу прекратить на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КРФ об АП в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд через Тяжинский районный суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья С.Е. Герасимов