Дело № 2а-3351/2018
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
г. Пермь 12 сентября 2018 г.
Индустриальный районный суд г.Перми в составе
председательствующего судьи Запара М.А.,
при секретаре Филатовой И.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по административному иску Правительства Пермского края к судебному приставу-исполнителю Межрайонного отдела по исполнению особых исполнительных производств, розыску должников и их имущества УФССП по Пермскому краю Сахабетдиновой Ларисе Михайловне, УФССП по Пермскому краю, об освобождении от взыскания исполнительского сбора,
у с т а н о в и л:
Правительство Пермского края обратилось в суд с административным иском об освобождении от взыскания исполнительского сбора по постановлению МО по ИОИП РД и ИИ УФССП России по Пермскому краю от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000 руб. по исполнительному производству №-ИП о предоставлении жилого помещения <данные изъяты>, в обосновании заявленных требований указав следующее.
Предметом исполнительного производства №-ИП является возложение обязанности на Правительство Пермского края предоставить <данные изъяты>., ДД.ММ.ГГГГ, уроженцу <адрес>, благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 33 кв.м. на территории Пермского края.
Как следует из разъяснений, изложенных в п. 74 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 № 50, суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора не более чем на одну четверть от размера, установленного частью 3 статьи 112 Закона, либо освободить должника от его взыскания не только при разрешении требований об уменьшении размера исполнительского сбора или освобождении от его взыскания, но и при разрешении требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора.
Законом об исполнительном производстве установлено, что должник может быть освобожден от уплаты исполнительского сбора в случае, если докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, не зависящих от воли, заботы и контроля должника.
Основными условиями применения исполнительского сбора являются: неисполнение должником исполнительного документа полностью или в части; надлежащее уведомление должника о возбуждении исполнительного производства; истечение срока на добровольное исполнение требований исполнительного документа; отсутствие обстоятельств непреодолимой силы, препятствующих своевременному исполнению требований исполнительного документа. Только при совокупности всех четырех условий возможно вынесение постановления о взыскании исполнительского сбора.
ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем МО по ИОИП и ИИ УФССП России по Пермскому краю Сахабетдиновой Л.М. возбуждено исполнительное производство №-ИП на основании исполнительного листа ФС № от ДД.ММ.ГГГГ, по делу <данные изъяты>., выданного Березниковским городским судом Пермского края. ДД.ММ.ГГГГ данное постановление получено Правительством.
ДД.ММ.ГГГГ в адрес судебного пристава-исполнителя была направлена информация, где были указаны причины невозможности исполнить решение суда в пятидневный срок.
ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> выразил согласие на предоставление ему жилого помещения по адресу: <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ с <данные изъяты> был заключен договор найма жилого помещения № по указанному адресу.
ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем вынесено постановление об окончании исполнительного производства ввиду фактического исполнения требований исполнительного документа.
Согласно плану формирования специализированного жилищного фонда для детей-сирот в ДД.ММ.ГГГГ, регистрация права государственной собственности на приобретаемые жилые помещения в многоквартирных строящихся домах по государственным контрактам ДД.ММ.ГГГГ на территории <адрес> планировались в ДД.ММ.ГГГГ
Государственный контракт на приобретение жилых помещений для обеспечения детей-сирот, и детей, оставшихся без попечении родителей был заключен ДД.ММ.ГГГГ на основании протокола рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от ДД.ММ.ГГГГ Согласно техническому заданию, являющемуся неотъемлемой частью государственного контракта, срок исполнения контракта составлял до ДД.ММ.ГГГГ.
Протоколом рабочего совещания от ДД.ММ.ГГГГ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края застройщику <данные изъяты> установлен срок для устранения выявленных недостатков до ДД.ММ.ГГГГ, и до ДД.ММ.ГГГГ установлен срок для подачи заявления в государственный строительный надзор на итоговую комиссию для получения соответствия строительного объекта требованиям.
Жилое помещение было передано Министерству строительства и архитектуры Пермского края на основании акта приема-передачи жилых помещений от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ приказом Министерство строительства и архитектуры Пермского края № жилые помещения по адресу: <адрес>, были включены в специализированный жилищный фонд Пермского края.
Реальное исполнение судебного решения, а именно: предоставление жилого помещения в пятидневный срок было невозможным вследствие обстоятельств, которые с учетом специфики возникших правоотношений тождественны непреодолимой силе, формирование специализированного жилищного фонда для детей-сирот - длительная процедура, обусловленная приобретением жилых помещений путем проведения аукционов по закупке жилья, что является обязательным в силу действующего законодательства.
В соответствии с п.п. 3.1, 3.2 Порядка формирования специализированного жилищного фонда Пермского края для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 11.03.2013 г. № 107-п, формирование специализированного жилищного фонда для детей- сирот осуществляется Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края в пределах средств, утвержденных в краевом бюджете на соответствующий финансовый год путем: приобретения жилых помещений в государственную собственность Пермского края путем заключения договоров купли-продажи жилых помещений в порядке, установленном действующим законодательством; участия в долевом строительстве многоквартирных домов; строительства многоквартирных домов; строительства жилых домов.
Согласно требованиям ч. 2 ст. 59 Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» объекты строительства относятся к перечню товаров, установленных распоряжением Правительства РФ от 31.10.2013 г. № 2019-р, размещение заказов по которым осуществляются путем проведения аукциона.
Таким образом, процедура формирования специализированного жилищного фонда, а также строительство жилья и проведение конкурсных процедур носит объективно длительный характер.
Правительство Пермского края полагает, что вина в непредоставлении жилого помещения в установленные сроки, отсутствует, поскольку договор на приобретение жилых помещений был заключен, условия договора со стороны Правительства Пермского края не нарушены. Взыскатель был информирован о сложившейся ситуации. - Правительство Пермского края представило доказательства того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, а так же представлены доказательства осуществления конкретных действий, подтверждающих намерение исполнить исполнительный документ.
Освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков для добровольного исполнения требований исполнительного документа. Вопросы об имущественном положении должника, степени его вины в неисполнении исполнительного документа, наличия или отсутствия оснований для ответственности за нарушение обязательства, подлежат выяснению при рассмотрении судом требований должника об освобождении его от взыскания исполнительского сбора.
Таким образом, Правительство не бездействовало, а принимало все необходимые меры для исполнения решения Березниковского городского суда Пермского края. В настоящее время решение суда исполнено, жилье взыскателю представлено.
На основании изложенного, Правительство Пермского края просит освободить от взыскания исполнительского сбора в сумме 50 000 руб. по исполнительному производству №-ИП о предоставлении жилого помещения <данные изъяты>.
Административный истец о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Административные ответчики о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в судебное заседание не явились, своих представителей не направили.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ, на основании исполнительного листа ФС № от ДД.ММ.ГГГГ, выданного Березниковским городским судом Пермского края по делу №, СПИ МО по ИОИП РД и ИИ УФССП России по Пермскому краю Сахабетдиновой Л.М. вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства №-ИП о возложении обязанности на Правительство Пермского края предоставить <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ г.р., уроженцу <адрес>, благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающее санитарным и техническим требованиям и общей площадью не менее 33 кв.м. на территории Пермского края (л.д. 10). Постановление получено должником ДД.ММ.ГГГГ.
Постановлением установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе. Указанный срок соответствует положениям ч. 12 ст. 30 Закона об исполнительном производстве, которой установлено, что срок для добровольного исполнения не может превышать пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства. Должником в срок, установленный судебным приставом-исполнителем, требования исполнительного документа не исполнены.
Порядком предоставления детям-сиротам жилых помещений специализированного жилищного фонда Пермского края, утвержденным Постановлением Правительства Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ №-п, определено, что предоставление жилого помещения осуществляется по месту жительства лица, в случае невозможности предоставления жилого помещения по месту жительства, с согласия, жилье предоставляется в ближайшем к данному району муниципальном образовании.
ДД.ММ.ГГГГ Правительством Пермского края в адрес судебного пристава – исполнителя МО по ИОИП РД и ИИ УФССП России по Пермскому краю Сахабетдиновой Л.М. направлена информация о том, что в настоящее время решение Березниковского городского суда Пермского края по делу № не исполнено, с указанием причин невозможности исполнения в указанные сроки.
Согласно части 1 статьи 64 ФЗ "Об исполнительном производстве", исполнительными действиями являются совершаемые судебным приставом-исполнителем в соответствии с настоящим Федеральным законом действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе.
В соответствии с пунктом 13 части 1 статьи 64 ФЗ "Об исполнительном производстве", судебный пристав-исполнитель вправе взыскивать с должника исполнительский сбор.
В соответствии со статьей 105 ФЗ "Об исполнительном производстве", в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
ДД.ММ.ГГГГ СПИ МО по ИОИП РД и ИИ УФССП России по ПК Сахабетдиновой Л.М. вынесено постановление о взыскании с Правительства Пермского края исполнительского сбора в размере 50 000 руб., в связи с тем, что должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение исполнительного документа было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств и вызвано другими непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля, при той степени осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения (л.д. 12).
В соответствии с планом формирования специализированного жилищного фонда для детей-сирот в ДД.ММ.ГГГГ, предусмотрена регистрация права государственной собственности на приобретаемые жилые помещения в многоквартирных строящихся домах по государственным контрактам ДД.ММ.ГГГГ., на территории <адрес> в ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 11).
Государственный контракт на приобретение жилых помещений для обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, заключен ДД.ММ.ГГГГ, на основании протокола рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от ДД.ММ.ГГГГ Согласно техническому заданию, являющемуся неотъемлемой частью государственного контракта, срок исполнения контракта составлял до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 21-23, 24-27, оборот л.д. 27-28). Протоколом рабочего совещания от ДД.ММ.ГГГГ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края застройщику <данные изъяты> установлен срок для устранения выявленных недостатков до ДД.ММ.ГГГГ, и до ДД.ММ.ГГГГ установлен срок для подачи заявления в государственный строительный надзор на итоговую комиссию для получения соответствия строительного объекта требованиям.
Жилое помещение по адресу: <адрес> было передано Министерству строительства и архитектуры Пермского края, на основании акта приема-передачи жилых помещений от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 40).
Регистрация права собственности за Пермским краем жилого помещения по адресу: <адрес>, произведена ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 42-45). Согласно приказу Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ №, жилые помещения по указанному адресу были включены в специализированный жилищный фонд Пермского края (л.д. 18-19, 20).
Во исполнение решения Березниковского городского суда Пермского края по делу №, должником было предложено взыскателю <данные изъяты> жилое помещение по адресу: <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ взыскатель <данные изъяты> выразил согласие на предоставление жилого помещения по адресу: <адрес> (л.д. 13). ДД.ММ.ГГГГ издан приказ ГКУ ПК «Управления жилыми помещениями для детей-сирот специализированного жилищного фонда» № «О предоставлении жилого помещения <данные изъяты>.» (л.д. 14).
ДД.ММ.ГГГГ заключен договор найма жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей №, по условиям которого, наймодатель передал нанимателю за плату во владение и пользование жилое помещение, состоящее из квартиры, общей площадью 34,4 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>, для временного проживания (л.д. 15-17).
ДД.ММ.ГГГГ СПИ МО по ИОИП РД и ИИ УФССП России по ПК Сахабетдиновой Л.М. вынесено постановление об окончании исполнительного производства №-ИП, в связи с исполнением (л.д. 46). Постановление получено должником ДД.ММ.ГГГГ.
Разрешая требования Правительства Пермского края об освобождении от взыскания исполнительского сбора, суд исходит из следующего.
В соответствии со ст. 112 ФЗ "Об исполнительном производстве" исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа. Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-организации устанавливается в размере пятидесяти тысяч рублей.
Согласно ч. 6 ст. 112 ФЗ "Об исполнительном производстве" должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора. Частью 7 названной статьи предусмотрено право суда освободить должника от взыскания исполнительского сбора при отсутствии установленных ГК РФ оснований ответственности за нарушение обязательства.
Основания ответственности за нарушения обязательств установлены статьей 401 ГК РФ, согласно которой лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
Следовательно, в силу прямого предписания в законе, вопросы об имущественном положении должника, степени его вины в неисполнении исполнительного документа в течение срока, предоставленного судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения, наличия или отсутствия оснований для ответственности за нарушение обязательства подлежат выяснению при рассмотрении судом иска должника об освобождении его от взыскания исполнительского сбора.
Судом установлено, что после получения постановления о возбуждении исполнительного производства, истцом принимались меры для исполнения решения суда, что подтверждается материалами дела.
Таким образом, должником предприняты все возможные меры для своевременного исполнения указанного решения суда, по передаче взыскателю жилого помещения, нарушение срока исполнения решения суда, установленного судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения, обусловлено объективными причинами, независящими от воли должника, в том числе, длительным характером процедуры формирования специализированного жилищного фонда, строительства жилья и проведения конкурсных процедур, устранение застройщиком выявленных недостатков, следовательно, при той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от должника по характеру обязательства, последний не имел возможности исполнить требования исполнительного документа в срок, установленный судебным приставом-исполнителем, что свидетельствует об отсутствии вины истца в несвоевременном исполнении исполнительного документа.
Кроме этого, в настоящее время Правительством Пермского края взыскателю <данные изъяты> предоставлено жилое помещение.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что требования Правительства Пермского края об освобождении от взыскания исполнительского сбора в сумме 50 000 руб. по исполнительному производству №-ИП, взыскатель <данные изъяты>., подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ,
р е ш и л:
Правительство Пермского края освободить от взыскания исполнительского сбора в размере 50 000 руб., наложенного постановлением судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела по исполнению особых исполнительных производств, розыску должников и их имущества УФССП по Пермскому краю Сахабетдиновой Л. М. от ДД.ММ.ГГГГ по исполнительному производству №-ИП о предоставлении жилого помещения <данные изъяты>.
Решение может быть обжаловано в течение месяца в Пермский краевой суд через Индустриальный районный суд г. Перми.
Судья М.А.Запара