К делу №
23RS0№-71
ЗАОЧНОЕ Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Ейск « 10 » января 2020 года
Ейский городской суд Краснодарского края в составе:
председательствующего судьи Квитовской В.А.,
при секретаре Ракитянской Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Государственной жилищной инспекции Краснодарского края к Карпушовой М.В., Самойлову М.В., третье лицо ТСЖ «На Литейном» о признании недействительным решения собственников помещения,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в суд и просит признать недействительным решения собственников помещений многоквартирных домов № и № по <адрес>, оформленные протоколом № 2/1 от 25.04.2015.
Представитель истца в судебное заседание не явился, в письменном заявлении просит рассмотреть дело в его отсутствие, против вынесения заочного решения не возражает.
Ответчики Карпушова М.В., Самойлов М.В. в судебное заседание не явились, судебные повестки возвращена без вручения по истечении срока хранения, что суд расценивает как уклонение ответчиков от получения повестки и в соответствии со ст. 117 ГПК РФ считает их извещенными о месте и времени судебного заседания.
Представитель третьего лица – ТСЖ «На Литейном» в судебном заседании просит применить срок исковой давности и отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме, поскольку право на обжалование есть только у собственников помещений жилого дома, считает, что должны быть привлечены все собственники жилых и не жилых помещений. Перечисленные истцом нарушения являются незначительными, считает, что должны быть признаны не существенными.
Основания и предмет иска истцом не изменяются, на рассмотрение дела в порядке заочного производства представитель истца согласен. В связи с чем, на основании ст.233 ГПК РФ, суд принял решение рассмотреть дело в порядке заочного производства.
Изучив материалы дела, исследовав представленные доказательства, суд считает, что иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 6 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее- ЖК РФ) органы государственного жилищного надзора вправе обратиться в суд с заявлениями о признании недействительным решения, принятого общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме с нарушением требований ЖК РФ.
В соответствии с пунктом 1.1 Положения о государственной жилищной инспекции Краснодарского края, утвержденного постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 05.10.2006 № 861, государственная жилищная инспекция Краснодарского края является органом исполнительной власти Краснодарского края, уполномоченным осуществлять региональный государственный жилищный надзор и лицензионный контроль на территории Краснодарского края, направленный на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, требований энергетической эффективности и оснащенности помещений многоквартирных домов и жилых домов приборами учета используемых энергетических ресурсов, посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений, и деятельность по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.
Согласно п. 3.1 Положения Инспекция осуществляет контроль за соблюдением органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, в том числе требований к созданию и деятельности юридических лиц, осуществляющих управление многоквартирными домами.
Пунктом 4.1 этого же Положения в случаях выявления нарушений требований ЖК РФ, Инспекция вправе обратиться в суд с заявлением о признании недействительным решения, принятого общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме с нарушением требований ЖК РФ.
В целях рассмотрения обращения вх. № 75-5903-П/19 от 11.04.2019 Инспекцией на основании распоряжения от 13.05.2019 № 2082 (л.д.12) была проведена внеплановая документальная проверка в отношении товарищества собственников жилья «На Литейном» по вопросу соблюдения требований к порядку создания ТСЖ «На Литейном» в многоквартирных домах №, № по <адрес>, о чем составлен акт проверки от 07.06.2019 № 001992.(л.д.13-15)
Инспекцией был изучен протокол общего собрания собственников помещений в МКД от 25.04.2015 № 2/1, проведенного в очной форме.(л.д.6-11) В данном протоколе не указан инициатор общего собрания. Протокол подписан председателем собрания- Карпушовой М.В., секретарем собрания- Самойловым М.В. В соответствии с повесткой дня на общем собрании рассматривался 1 вопрос: 1. Выбор способа управления многоквартирным домом.
В протоколе общего собрания № 2/1 от 25.04.2015 отражено, что в собрании приняли участие собственники, обладающие 3933,9 кв. м количеством голосов, что составляет 69,2 % голосов от общего числа голосов собственников помещений дома, 100% голосов обладают суммарной площадью 5685,5 кв. м.
В представленном протоколе собрания № 2/1 от 25.04.2015 указано, что кворум для проведения общего собрания и принятия решения по повестке дня имеется.
Согласно части 3 статьи 45 ЖК РФ общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме правомочно 9имеет кворум), если в нем приняли участие собственники помещений в данном доме или их представители, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов.
Вместе с тем, по вопросу выбора способа управления многоквартирным домом, собственниками помещений в данных многоквартирных домах принято решение: вступить в ТСЖ «На Литейном», что не соответствует требованиям части 2 статьи 161 ЖК РФ.
Требованиями части 2 статьи 161 ЖК РФ установлено, что собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: 1)непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, количество квартир в котором составляет не более чем тридцать; 2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; 3) управление управляющей организацией.
При этом, как установлено в судебном заседании, собственниками помещений МКД не принимались решения о создании ТСЖ, утверждении Устава ТСЖ в соответствии со ст. 135 и 136 ЖК РФ, не проходило юридическую регистрацию в соответствии с требованиями ст. 136 ЖК РФ.
Кроме того вступление собственников помещений МКД ( много квартирного дома) в члены иного ТСЖ, в данном случае ТСЖ «На Литейном», не предусмотрено никакими нормами Закона и противоречит требованиям главы 13 ЖК РФ.
В соответствии с требованиями ч. ч. 1, 1.1, пункта 1 части 2 статьи 136 ЖК РФ:
Собственники помещений в одном многоквартирном доме могут создать только одно товарищество собственников жилья. Решение о создании товарищества собственников жилья принимается собственниками помещений в многоквартирном доме на их общем собрании. Такое решение считается принятым, если за него проголосовали собственники помещений в соответствующем многоквартирном доме, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в таком доме.
Протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, на котором приняты решения о создании товарищества собственников жилья и об утверждении его устава, подписывается всеми собственниками помещений в многоквартирном доме, проголосовавшими за принятие таких решений.
Товарищество собственников жилья может быть создано: собственниками помещений в нескольких многоквартирных домах, если данные дома расположены на земельных участках, которые в соответствии с содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости документами имеют общую границу и в пределах которых имеются сети инженерно-технического обеспечения, другие элементы инфраструктуры, которые предназначены для совместного использования собственниками помещений в данных домах. Перечень имущества, которое предназначено для совместного использования собственниками помещений в нескольких многоквартирных домах, определяется в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации. Решения о создании товарищества, об утверждении его устава, избрании правления товарищества, о наделении гражданина ( в том числе собственника помещений в одном из данных домов) полномочием заявителя для обращения в органы, осуществляющие государственную регистрацию юридических лиц, и в случаях, предусмотренных уставом товарищества, также об избрании председателя правления товарищества принимаются на общих собраниях собственников помещений в каждом многоквартирном доме большинством не менее двух третей голосов от общего числа голосов собственников помещений в данном доме. Особенности принятия и оформления указанных решений устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства ( за исключением государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства) и жилищно-коммунального хозяйства.
Принятое решение о вступлении в ТСЖ «На Литейном» собственников помещений в МКД противоречит требованиям части 2 статьи 161 ЖК РФ, ч. ч.1, 1.1, п. 1 ч. 2 ст. 136 ЖК РФ, кроме того оно не вносилось в повестку дня при проведении собрания.
Таким образом, при организации и проведении общего собрания собственников помещений в МКД, были допущены существенные нарушения требований Жилищного кодекса РФ, приказа Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25.12.2015 года № 937/пр.
Согласно п. 1 ст. 181.3 ГК РФ решение собрания недействительно по основаниям, установленным настоящим Кодексом или иными законами, в силу признания его таковым судом (оспоримое решение) или независимо от такого признания (ничтожное решение). Недействительное решение собрания оспоримо, если из закона не следует, что решение ничтожно.
В соответствии со ст. 181.4 ГК РФ решение собрания может быть признано судом недействительным при нарушении требований закона, в том числе в случае, если: допущено существенное нарушение порядка созыва, подготовки и проведения собрания, влияющее на волеизъявление участников собрания; у лица, выступавшего от имени участника собрания, отсутствовали полномочия; допущено нарушение равенства прав участников собрания при его проведении; допущено существенное нарушение правил составления протокола, в том числе правила о письменной форме протокола (пункт 3 статьи 181.2).
Суд считает, что выявленные и описанные выше нарушения требований Жилищного Кодекса РФ и Приказа Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 25 декабря 2015 г. № 937/пр, допущенные при проведении собрания и составления решений членов ТСЖ «На Литейном», оформленных протоколом 2/1 от 25.04.2015 года, являются существенными.
Как следует из содержания Обзора судебной практики Верховного суда РФ за второй квартал 2013 года, утвержденного Президиумом Верховного суда Российской Федерации, Жилищным кодексом РФ, срок для обращения органами государственного жилищного надзора в суд с заявление о признании недействительным решения, принятого общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме и о признании договора управления данным домом недействительным не определен, в связи с чем в соответствии с частью 1 ст.7 ЖК РФ (аналогия закона) необходимо применять положения части 6 ст.46 ЖК РФ, согласно которой заявление о таком обжаловании может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня, когда указанный собственник узнал или должен был узнать о принятом решении. Шестимесячный срок исковой давности для обращения государственного жилищного надзора в суд с заявлением о признании договора управления многоквартирным домом недействительным в случаях выявления нарушений порядка создания товарищества собственников жилья, выбора управляющей организации, утверждения условий договора управления многоквартирным домом и его заключения подлежит исчислению с момента выявления в ходе проведенной государственным жилищным надзором проверки указанных нарушений.
Согласно распоряжения органа государственного жилищного надзора о проведении внеплановой документарной проверки от 13.05.2019 года № 2082 и акта проверки от 07.06.2019 года Государственной жилищной инспекции Краснодарского края в рамках проведенной проверки выявлен факт нарушений требований жилищного законодательства при проведении общего собрания помещений в МКД, результаты которого оформлены протоколом № 2/1 от 25.04.2015 года. Учитывая изложенное, суд полагает, что срок исковой давности для обращения Государственной жилищной инспекции Краснодарского края в суд с заявлением о признании недействительным решения, принятого общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, не пропущен.
Судом изучена позиция представителя третьего лица ТСЖ «На литейном о несоблюдении истцом требований ч.6 ст. 181.4 ГК РФ, по мнению суда, данные обстоятельства не являются основание для отказа истцу в удовлетворении исковых требований, поскольку основаны на неправильном толковании норм права.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 115 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25"О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", установленное пунктом 6 статьи 181.4 ГК РФ правило о заблаговременном уведомлении участников соответствующего гражданско-правового сообщества о намерении обратиться с иском в суд не является досудебным порядком урегулирования спора, в связи с чем в случае невыполнения истцом указанных требований суд не вправе возвратить исковое заявление на основании пункта 1 части 1 статьи 135 ГПК РФ, а также оставить исковое заявление без рассмотрения на основании абзаца 2 статьи 222 ГПК РФ.
Учитывая, что истец при подаче искового заявления в суд освобожден от уплаты государственной пошлины, указанная пошлина подлежит взысканию с Карпушовой М.В. и Самойлова М.В., в размере 3000 рублей с каждого в доход государства.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198, 233-237 ГПК РФ, суд –
Р Е Ш И Л:
Признать недействительным решения собственников помещений многоквартирных домов № и № 2 по <адрес>, оформленные протоколом № 2/1 от 25.04.2015 года.
Взыскать с Карпушовой М.В. в доход муниципального образования Ейского городского поселения Ейского района государственную пошлину в размере 3000 (три тысячи) рублей.
Взыскать с Самойлова М.В. в доход муниципального образования Ейского городского поселения Ейского района, государственную пошлину в размере 3000 (три тысячи) рублей.
Сторона, не присутствовавшая в судебном заседании, вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения в течение 7 дней со дня получения копии заочного решения.
Заочное решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения, а в случае, если такое заявление подано- в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Председательствующий