Решение по делу № 2-418/2024 (2-4756/2023;) от 13.12.2023

Дело № 2-418/2024 (2-4756/2023;)

Уникальный идентификатор дела 59RS0001-01-2023-006014-41

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

16 января 2024 года                                           город Пермь

        Дзержинский районный суд города Перми в составе:

        председательствующего судьи Каробчевской К.В.,

        при помощнике судьи Корековой Д.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю к обществу с ограниченной ответственностью «Объединенная текстильная компания – Пермь» о признании действий индивидуального предпринимателя противоправными, обязании устранить допущенные нарушения,

установил:

Управление Роспотребнадзора по Пермскому краю обратилось в суд с исковым заявлением к ООО «Объединенная текстильная компания – Пермь» (далее – ООО «ОТК-Пермь») о признании действий ответчика противоправными, выразившиеся в несоблюдении обязательных требований к маркировке товаров средствами идентификации в государственной информационной системе мониторинга за оборотом товаров «Честный знак», а именно: действия по повторной продаже товаров без их возврата в оборот, в отношении неопределенного круга потребителей;

возложении обязанности ООО «ОТК-Пермь» прекратить нарушение обязательных требований к маркировке товаров средствами идентификации в государственной информационной системе мониторинга оборота товаров «Честный знак»;

возложении обязанности ООО «ОТК-Пермь» довести до сведения неопределенного круга потребителей решение суда в полном объеме в течение 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу через любые средства массовой информации или иным общедоступным образом, в том числе, путем размещения в местах общего пользования.

В обоснование заявленных требований указано, что в отношении ООО «ОТК-Пермь» на основании ст. 74 Федерального закона РФ от 31.07.2020 года №248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» Управление Роспотребнадзора по Пермскому краю в государственной информационной системе мониторинга оборота товаров в сети интернет https://gov.crpt.ni («Честный знак») было проведено мероприятие - наблюдение за соблюдением обязательных требований, предусмотренных Правилами маркировки товаров легкой промышленности средствами идентификации.

В ходе наблюдения за соблюдением обязательных требований были выявлены неоднократные отклонения при реализации ООО «ОТК-Пермь» товаров легкой промышленности, а именно: Дата, Дата, Дата и т.д.

Выявленные нарушения зафиксированы в акте контрольного (надзорного) мероприятия без взаимодействия с контролируемым лицом от Дата .

Вышеуказанные факты нарушают п.п. 15,59,64 Правил маркировки товаров легкой промышленности средствами идентификации, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации Дата (далее – Правила ).

В связи с нарушением обязательных требований Управлением Роспотребнадзора по Пермскому краю ООО «ОТК-Пермь» Дата было выдано предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований и принятию мер по обеспечению соблюдения обязательных требований предусмотренных п.п. 15,59,64 Правил . Предостережение ООО «ОТК-Пермь» получено Дата.

Возражений на предостережение Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю не поступило.

В связи с тем, что средство идентификации уникально для каждой единицы товара, повторная реализация товара возможна в случае возврата товара в оборот по причине его возврата потребителем с внесением соответствующей информации в ГИС МТ «Честный знак».

Фактически, в действиях ООО «ОТК-Пермь» ГИС МТ «Честный знак» систематически выявляются отклонения, которые указывают на повторную продажу одного и того же товара с одним и тем же кодом идентификации без возврата товара в оборот, а также реализацию товара без внесения информации о передаче права собственности на товар, что может свидетельствовать как о нарушении п.п. 15,59,64 Правил №1965, выразившемся в невнесении информации о возврате товара, так и о неоднократном копировании кода идентификации, то есть реализации немаркированного товара, что также является нарушением действующего законодательства.

Представитель истца Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю в судебное заседание не явился, извещался о дате, времени и месте судебного заседания своевременно и надлежащим образом, направил заявление о рассмотрении дела без его участия (л.д. 40)

Представитель ООО «ОТК-Пермь» в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещался своевременно и надлежащим образом по адресу нахождения юридического лица, судебная корреспонденция вручена адресату 22.12.2023 (л.д. 45), однако, позицию относительно заявленных требований не выразил.

По смыслу п. 1 ст. 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), юридически значимое сообщение, адресованное гражданину, должно быть направлено по адресу его регистрации по месту жительства или пребывания либо по адресу, который гражданин указал сам (например, в тексте договора), либо его представителю.

Применительно к п. 34 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных приказом Минкомсвязи России от 31.07.2014 N 234 и положениям ст. 113 ГПК РФ, неявка адресата для получения своевременно доставленной почтовой корреспонденции равнозначная отказу от ее получения.

Информация о дате, времени и месте рассмотрения дела, в соответствии с положениями Федерального закона 22.12.2008 № 262-ФЗ, была заблаговременно размещена на официальном и общедоступном сайте Дзержинского районного суда г. Перми в сети Интернет, ответчик имел объективную возможность ознакомиться с данной информацией.

Таким образом, судом были предприняты все возможные меры к извещению ответчика о времени и месте слушания дела, и в соответствии с ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), суд признает ответчика надлежаще извещенным о дате, времени и месте рассмотрения настоящего спора и считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с п. 1 ст. 46 ГПК РФ, в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации или граждане вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе, либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

В соответствии с абзацем 7 пункта 4 статьи 40 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее Закон о защите прав потребителей) государственный контроль и надзор в области защиты прав потребителей предусматривают обращение в суд с заявлением в защиту законных интересов неопределенного круга потребителей.

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка, в соответствии с пунктом 1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 322.

Согласно п. 5 ст. 4 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее - Закон РФ «О защите прав потребителей») если законами или в установленном ими порядке предусмотрены обязательные требования к товару (работе, услуге), продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий этим требованиям.

Пунктом 1 ст. 10 Закона РФ «О защите прав потребителей» предусмотрена обязанность изготовителя (исполнителя, продавца) своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В силу пунктов 2, 3 указанной статьи, информация о товарах (работах, услугах) в обязательном порядке должна содержать наименование технического регламента или иное установленное законодательством Российской Федерации о техническом регулировании и свидетельствующее об обязательном подтверждении соответствия товара обозначение; сведения об основных потребительских свойствах товаров (работ, услуг). Информация о товарах доводится до сведения потребителей в технической документации, прилагаемой к товарам (работам, услугам), на этикетках, маркировкой или иным способом, принятым для отдельных видов товаров (работ, услуг).

Правительство Российской Федерации может вводить обязательную маркировку товаров средствами идентификации в целях обеспечения законного оборота товаров, защиты прав потребителей и предупреждения действий, вводящих их в заблуждение, охраны жизни и здоровья человека, защиты общественной морали и правопорядка, охраны, окружающей среды, животных и растении, культурных ценностей, выполнения международных обязательств Российской Федерации и (или) обеспечения обороны страны и безопасности государства (п. 7 ст. 8 Федеральный закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федераций». Во исполнение указанной нормы Правительством Российской Федерации издано Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28.04.2018 № 792-р «Об утверждении перечня отдельных товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации», а также утверждены Правила № 1956

Пунктом 6 Правил № 1956 установлено, что на территории Российской Федерации ввод в оборот, товаров легкой промышленности без нанесения на них средств идентификации и передачи в информационную систему мониторинга сведений о маркировке товаров легкой промышленности средствами идентификации, а также оборот и вывод из оборота товаров легкой промышленности, не маркированных средствами идентификаций, допускается до 01.01.2021.

Пунктом 15 Правил № 1956 установлено, что участники оборота товаров несут ответственность за достоверность представляемых в информационную систему мониторинга сведений с 01.04.2021.

В силу пункта 35 Правил № 1956, информационная система мониторинга не допускает повторного формирования (генерации) кода маркировки при маркировке товаров.

В силу п. 59 Правил №1956, при передаче (приемке) товаров в рамках сделок, предусматривающих переход права собственности на указанные товары, а также в рамках договоров комиссии и (или) агентских договоров участник оборота товаров, осуществляющий отгрузку (приемку) товаров, формирует уведомление о передаче (приемке) товаров (в форме универсального передаточного документа с указанием вида сделки, в рамках которой осуществляется отгрузка), подписывает его усиленной квалифицированной электронной подписью и направляет в информационную систему мониторинга в срок не более 3 рабочих дней со дня отгрузки (передачи или приемки) товаров, но не позднее дня передачи этих товаров третьим лицам.

На основании п. 64 Правил №1956, в случае, если одним из участников оборота товаров (отправителем или получателем) направлено в информационную систему мониторинга уведомление о передаче (приемке) товаров (в форме универсального передаточной документа с указанием вида, сделки, в рамках которой осуществляется отгрузка), подписанное обоими участниками оборота товаров, указанные в пунктах 61 и 62 настоящих Правил действия могут не выполняться.

При получении указанного уведомления, подписанного обоими участниками оборота товаров, оператор отражает в информационной системе мониторинга факт передачи товаров одним участником оборота товаров другому.

Таким образом, с 01.01.2021 на территории Российской Федерации не допускается реализация товаров легкой промышленности без средств (кодов) идентификации, ответственность за достоверность предоставляемых сведений в ГИС МТ «Честный знак» хозяйствующие субъекты несут с 01.04.2021.

При возврате потребителем товаров легкой промышленности, участник оборота товаров должен внести соответствующую информацию в информационную систему мониторинга о возврате товара в оборот.

ГИС МТ «Честный знак» подразумевает генерацию уникального средства (кода) идентификации для каждой единицы товара. Один код не может использоваться для нескольких единиц товаров, по причине чего повторная реализация товара возможна только в случае возврата указанного товара потребителем и внесения информации о возврате товара в информационную систему мониторинга.

Сам факт реализации товара с нарушением обязательных требований определяет нарушение прав неопределенного круга потребителей, поскольку вводит их в заблуждение и не обеспечивает возможность правильного выбора товаров.

В соответствии с п. 1 ст. 13 Закона РФ «О защите прав потребителей», за нарушение прав потребителей продавец (исполнитель) несет ответственность, предусмотренную законом или договоров.

Продавец товара обязан предпринимать все исчерпывающие меры по соблюдению установленных обязательных требований.

Как установлено судом и следует из материалов дела, ООО «ОТК-Пермь» зарегистрировано в качестве юридического лица с 25.03.2013 с основным видом деятельности «деятельность агентов по оптовой торговле текстильными изделиями», присвоен ОГРН 1135905002012, имеет действующий статус юридического лица и включен в единый реестр юридических лиц (л.д. 9-15, 36-37).

В целях пресечения незаконного оборота немаркированных средствами идентификации товаров на территории Пермского края, в соответствии со статьей 74 Федерального закона от 31.07.2022 №248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» проведено контрольное (надзорное) мероприятие без взаимодействия с контролируемым лицом, а именно, наблюдение за соблюдением обязательных требований, предусмотренных Правилами маркировки товаров легкой промышленности средствами идентификации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2019 года № 1956, в государственной информационной системе мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации в государственной информационной системе мониторинга товаров в сети интернет (https://gov.crpt.ru) в период Дата с 14:00 до 13:00 (л.д. 30).

По результатам проведения контрольного (надзорного) мероприятия без взаимодействия – наблюдения за соблюдением обязательных требований Дата сотрудником Управления Роспотребнадзора по Адрес составлен акт (л.д. 30).

Как следует из акта от Дата в ходе наблюдения за соблюдением обязательных требований у ООО «ОТК-Пермь» выявлены неоднократные отклонения при реализации, товаров легкой промышленности (Дата, Дата, 20 05.2023 и т.д.).

Так, например, товар «КПБ 2.0 поплин «Рик и Морти» (70x70) рис. 16454/1/16455-1 Фантастические Рик и Морти» со средством (кодом) идентификации 0104630144779, принадлежащий ООО «КОМФОРТ», реализован ООО «ОТК-Пермь» без внесения информации о передаче права собственности (ООО «КОМФОРТ» к ООО «ОТК- Пермь») на товар с указанным кодом идентификации в информационную систему мониторинга (ГИС МТ «Честный знак»).

Дата Управлением Роспотребнадзора по Адрес вынесено предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований, в котором ООО «ОТК-Пермь» было указано на принятие мер по обеспечению соблюдения обязательных требований, установленных п.п. 15,59,64 Правил , кроме этого, не допускать в дальнейшем нарушений обязательных требований при осуществлении деятельности (л.д. 32-33).

Указанное предостережение было направлено в адрес ООО «ОТК-Пермь» по месту нахождения юридического лица, им получено 06.06.2023 (л.д. 16-17). Возражений на данное предостережение в порядке, установленным п. 17 Положения о Федеральном государственном контроле (надзоре) в области защиты прав потребителей, не подано.

Согласно представленным распечаткам с сайта https://gov.crpt.ru ООО «ОТК-Пермь» является участником государственной информационной системы мониторинга товаров, данным участником допущены отклонения, в частности, в виде повторной продажи, выведенного из оборота товара (л.д. 26-29).

Поскольку ответчиком каких-либо доказательств технической неисправности, а равно невозможности внесения в систему ГИС МТ «Честный знак» информации с целью недопущения действий по нарушению Правил , а также по устранению выявленных нарушений в настоящее время не представлено, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных исковых требований и их удовлетворении в полном объеме.

Действия ответчика по повторной продаже товаров без их возврата в оборот, являются нарушением обязательных требований к маркировке товаров средствами идентификации в ГИС МТ «Честный знак», нарушают права неограниченного круга потребителей, и подлежит устранению путем возложения обязанности не допускать указанные выше нарушения.

В соответствии со статьей 46 Закона о защите прав потребителей при удовлетворении иска общественного объединения потребителей в защиту неопределенного круга лиц, суд обязывает правонарушителя довести в установленной судом срок через средства массовой информации или иным способом до сведения потребителей решение суда.

Таким образом, на ответчика необходимо возложить обязанность довести до сведения потребителей решение суда (содержание настоящего решения или его мотивировочную и резолютивную части) в течение 10 дней с момента вступления его в законную силу через средства массовой информации или иным общедоступным образом, в том числе, путем размещения в местах общего пользования. Оснований для возложения такой обязанности до вступления решения суда в законную силу суд не усматривает.

В соответствии с ч. 1 ст. 103 Гражданского процессуального кодекса РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

Согласно п. 4 ч. 2 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации и законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, с учетом положений пункта 3 настоящей статьи освобождаются истцы - по искам, связанным с нарушением прав потребителей.

С ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

решил:

признать противоправными, нарушающими права неопределенного круга потребителей, действия общества с ограниченной ответственностью «Объединенная текстильная компания – Пермь» (...) выразившиеся в несоблюдении обязательных требований к маркировке товаров средствами идентификации в государственной информационной системе мониторинга за оборотом товаров «Честный знак», а именно: действия по повторной продаже товаров без их возврата в оборот.

Возложить общество с ограниченной ответственностью «Объединенная текстильная компания – Пермь» (...) прекратить нарушение обязательных требований к маркировке товаров средствами идентификации в государственной информационной системе мониторинга оборота товаров «Честный знак».

Возложить на общество с ограниченной ответственностью «Объединенная текстильная компания – Пермь» (... обязанность довести до сведения неопределенного круга потребителей решение суда в полном объеме в течение 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу через любые средства массовой информации или иным общедоступным образом, в том числе, путем размещения в местах общего пользования.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Объединенная текстильная компания – Пермь» (...) в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 300 рублей.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Пермский краевой суд через Дзержинский районный суд города Перми, в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Судья                                К.В. Каробчевская

2-418/2024 (2-4756/2023;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю
Ответчики
ООО "Объединенная текстильная компания - Пермь"
Суд
Дзержинский районный суд г. Перми
Судья
Каробчевская К.В.
Дело на странице суда
dzerjin.perm.sudrf.ru
13.12.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
13.12.2023Передача материалов судье
15.12.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
15.12.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.12.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
16.01.2024Судебное заседание
16.01.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
18.01.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
18.01.2024Дело оформлено
18.01.2024Дело передано в архив
16.01.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее