Дело №2-363/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
27 августа 2018 года г. Палласовка
Палласовский районный суд Волгоградской области в составе председательствующего судьи Утюшевой Т.Л., единолично,
при секретаре Губашевой В.У.,
с участием прокурора района Мельникова С.В., представителя ответчика РодионоваА.А.,рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Палласовского района Волгоградской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации Палласовского муниципального района Волгоградской области о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления и понуждении устранить нарушения законодательства об отходах производства и потребления,
у с т а н о в и л :
Прокурор Палласовского района Волгоградской области обратился в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации Палласовского муниципального района Волгоградской области о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления и понуждении устранить нарушения законодательства об отходах производства и потребления.
Исковые требования прокурором района Мельниковым С.В. были поддержаны, в обоснование указал, что в ходе проверки была установлена несанкционированная свалка, скопление бытовых отходов и мусора расположенного в 500 м. северо-западнее от <адрес> на кадастровом квартале 34:23:020005 в соответствии с координатами Х 529985,86 Y353040,38; X 529914,88 Y353029,55; X 529870,62 Y353153,02; X529979,81 Y353167,10; X529986,02 Y353081,45 площадью 11 608 кв.м, на землях сельскохозяйственного назначения. Просит признать незаконным бездействие Администрации Палласовского муниципального района <адрес>, выразившиеся в нарушении требований законодательства об отходах производства и потребления, обязать Администрацию Палласовского муниципального района <адрес> организовать сбор и вывоз несанкционированного скопления бытовых отходов и мусора расположенного в 500 м. северо-западнее от <адрес> на кадастровом квартале 34:23:020005 в соответствии с координатами Х 529985,86 Y353040,38; X 529914,88 Y353029,55; X 529870,62 Y353153,02; X529979,81 Y353167,10; X529986,02 Y353081,45 площадью 11 608 кв.м. в течение 2 месяцев со дня вступления решения в законную силу, обязать Администрацию Палласовского муниципального района Волгоградской провести рекультивацию земельного участка расположенного в 500 м. северо-западнее от <адрес> на кадастровом квартале 34:23:020005 в соответствии с координатами Х 529985,86 Y353040,38; X 529914,88 Y353029,55; X 529870,62 Y353153,02; X529979,81 Y353167,10; X529986,02 Y353081,45 площадью 11 608 кв.м., в течение 1 года со дня вступления решения в законную силу.
Представитель ответчика Родионов А.А. требования иска не признал, пояснил в возражение, что в разделе 3 Приложения <адрес> от <дата> №-ОД «О разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальным образованием Палласовский муниципальный район и вновь образованными в его составе муниципальными образованиями» указана площадка для временного хранения твердых бытовых отходов площадью 1 га. с местонахождением <адрес>, что исключает довод истца о несанкционированном скоплении бытовых отходов и мусора. Истцом не доказано, что именно действиями ответчика ухудшено качество земельного участка, в связи с чем, требования истца о рекультивации земельного участка являются необоснованными.
Заинтересованное лицо по делу, Администрация заволжского сельского поселения требования прокурора поддержала.
Выслушав стороны, свидетеля, исследовав материалы дела, суд считает требования административного истца полностью обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Право граждан на благоприятную окружающую среду установлено ст. 42 Конституции Российской Федерации и ст. 11 Федерального закона от <дата> N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
Частью 1 статьи 51 Федерального закона "Об охране окружающей среды" предусмотрено, что отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
При этом частью 2 той же статьи запрещен сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Прокурор, подавший заявление, пользуется всеми процессуальными правами и несет все процессуальные обязанности истца, за исключением права на заключение мирового соглашения и обязанности по уплате судебных расходов.
Согласно части 1 статьи 51 Федерального закона от <дата> N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и части 1 статьи 22 Федерального закона от <дата> N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 13 Федерального закона от <дата> N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
Статьей 6 Федерального закона от <дата> N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" установлено, что к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами относится организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов.
В силу пункта 2 статьи 8 Федерального закона от <дата> N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих районов.
Пунктом 14 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от <дата> N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района отнесена организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.
Понятие несанкционированной свалки отходов содержится в пункте 4.13 ГОСТа 30772-2001 "Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения", введенного постановлением Госстандарта России от <дата> N 607-ст, - территории, используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов.
Судом установлено и материалами дела подтверждено, что прокуратурой <адрес> проведена проверка соблюдения законодательства об отходах производства и потребления в деятельности Администрации Палласовского муниципального района <адрес>, по результатам которой установлено, что на земельном участке, примерно в 500 м. северо-западнее от <адрес> на кадастровом квартале 34:23:020005 в соответствии с координатами Х 529985,86 Y353040,38; X 529914,88 Y353029,55; X 529870,62 Y353153,02; X529979,81 Y353167,10; X529986,02 Y353081,45 на площади 11 608 кв.м. расположена несанкционированная свалка твердых бытовых отходов, бытового мусора. Указанный земельный участок относится к землям сельскохозяйственного назначения, к пастбищам. Установлено также, что земельный участок относится к землям, собственность на который не разграничена.
Судом было установлено, что указанная территория фактически используется под размещение отходов, но не предназначена для этого. Доводы ответчика о наличии предназначенной площадки для хранения отходов, не подтвердился. В ходе рассмотрения дела установлено, что выделенный для указанных целей земельный участок фактически располагается в ином месте, то есть установленный при проверке земельный участок с размещенными на нем отходами относится к несанкционированной свалке отходов.
Образование несанкционированной свалки твердых бытовых отходов значительной площади и объема на землях сельскохозяйственного назначения свидетельствует о длительном и неоднократном сбросе таких отходов, которые при надлежащей организации земельного контроля должны были своевременно выявляться и пресекаться ответчиком.
Доказательств принятия каких-либо мер по выявлению и пресечению незаконных действий по сбросу отходов либо невозможности принятия таких мер ответчик не представил и материалы дела не содержат.
Также ответчик не представил доказательств принятия каких-либо мер по организации вывоза и утилизации твердых бытовых отходов из места их несанкционированного размещения, доказательств надлежащей организации работы по сбору и утилизации твердых бытовых отходов.
Исходя из указанных обстоятельств суд пришел к выводу, что Администрацией Палласовского муниципального района не приняты достаточные меры по организации сбора и вывоза бытовых отходов.
Следовательно, Администрацией Палласовского муниципального района допущено бездействие в части осуществления указанных мер по охране окружающей среды, выразившиеся в нарушении требований законодательства об отходах производства и потребления.
Согласно положениям п. 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца.
Согласно ст.13 Земельного кодекса РФ, лица, деятельность которых привела к ухудшению качества земель (в том числе в результате их загрязнения, нарушения почвенного слоя), обязаны обеспечить их рекультивацию. Рекультивация земель представляет собой мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почв, восстановления плодородного слоя почвы, создания защитных лесных насаждений.
Фактическим обстоятельством является загрязнение почвы на месте несанкционированной свалки бытовых отходов, земли предназначенной для сельскохозяйственной деятельности и для восстановления качества земли необходимы меры по её рекультивации.
В силу ст. 3.3 Федерального закона от <дата> N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" полномочиями по распоряжению земельным участком, на котором выявлены места несанкционированного размещения твердых бытовых отходов, обладает именно администрация муниципального района, так как этот участок относится к землям, государственная собственность на которые не разграничена. При таких обстоятельствах, доводы ответчика о том, что администрация не является надлежащим ответчиком, являются несостоятельными.
Руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление прокурора <адрес> в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации Палласовского муниципального района <адрес> о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления и понуждении устранить нарушения законодательства об отходах производства и потребления, удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Администрации Палласовского муниципального района <адрес>, выразившиеся в нарушении требований законодательства об отходах производства и потребления.
Обязать Администрацию Палласовского муниципального района <адрес> организовать сбор и вывоз несанкционированного скопления бытовых отходов и мусора расположенного в 500 м. северо-западнее от <адрес> на кадастровом квартале 34:23:020005 в соответствии с координатами Х 529985,86 Y353040,38; X 529914,88 Y353029,55; X 529870,62 Y353153,02; X529979,81 Y353167,10; X529986,02 Y353081,45 площадью 11 608 кв.м. в течение 2 месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Обязать Администрацию Палласовского муниципального района Волгоградской провести рекультивацию земельного участка расположенного в 500 м. северо-западнее от <адрес> на кадастровом квартале 34:23:020005 в соответствии с координатами Х 529985,86 Y353040,38; X 529914,88 Y353029,55; X 529870,62 Y353153,02; X529979,81 Y353167,10; X529986,02 Y353081,45 площадью 11 608 кв.м., в течение 1 года со дня вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме ( с <дата>) в Волгоградский областной суд через Палласовский районный суд <адрес> в апелляционном порядке.
Судья Т.Л.Утюшева